УДК 316.477-053.5
СТЕПУСЬ Ирина Сергеевна ведущий специалист Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ (г. Петрозаводск, Россия)
stepus@petrsu. ru
ГУРТОВ Валерий Алексеевич доктор физико-математических наук, профессор, директор Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ (г. Петрозаводск, Россия)
vgurt@petrsu. ru
СИМАКОВА Анна Васильевна ведущий специалист Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ (г. Петрозаводск, Россия)
simakova@petrsu. ru
ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (опыт разработки и реализации в Республике Карелия)
Аннотация: в статье представлен анализ результатов проведения Второго республиканского профориентационного урока «Живи, учись, работай в Карелии!» с использованием инструментария в виде интернет-портала «Моя карьера». На интернет-портале реализована возможность прохождения интерактивного профориентационного тестирования, по итогам которого пользователь узнает о рекомендуемых сферах деятельности и профессиях, соответствующих его возможностям и востребованных на рынке труда региона. На портале представлены профессиограммы, содержащие ключевые характеристики профессий, востребованных на рынке труда Республики Карелия, а навигация сайта позволяет узнать о том, где можно получить образование и в каких организациях найти работу по выбранной профессии.
Сжатое во времени проведение единого профориентационного урока позволяет консолидировать профориентационные усилия и ресурсы школ, служб занятости, органов власти в сфере образования и обеспечить эффективность проведения урока. Во Втором республиканском профориентационном уроке, проходившем с 20-24 марта 2018 г., приняло участие более 5 тысяч школьников 8-10-х классов из всех муниципальных районов Карелии. Удельный вес школьников, уже сделавших выбор профессии в начале урока, составил всего 46 %, а после окончания урока число школьников, определившихся с потенциальной профессией, увеличилось до 86 %.
Ключевые слова: ранняя профориентация, обучающиеся, интернет-ресурсы, профориентационный урок, Карелия.
Stepus I., Gurtov V., Simakova A.
EFFECTIVE INSTRUMENTS FOR PROFESSIONAL ORIENTATION OF SCHOOLSTUDENTS (based on the experience of the Republic of Karelia)
Abstract: the article deals with the analysis of the results of the II Republican professional orientation lesson «Live, learn, work in Karelia!» with the use of the Internet-portal «My Career». The Internet-portal provides for interactive professional testing, by the results of which the user
may learn about the recommended activities and professions, suitable for their abilities and much-on-demand on the labor market of the Republic of Karelia. The portal presents professional diagrams, containing key characteristics for professions, and the site navigation helps to find out where to recieve relevant education and get a job in line with the selected profession. The efficiency of a lesson is reached through a tight lesson time schedule, consolidations of professional effort and resources of schools, employment service, and governmental structures in the educational sphere. More than 5 000 school students of 8-10 grades took part in the II Republican professional orientation lesson held in March, 2018. The students represented all municipal regions of Karelia. At the beginning of a lesson the school students who have already chosen their professions made just 46 %, and after the lesson the number of the school students who made their professional choice increased up to 86 %.
Key words: early professional orientation, students, the Internet-resources, professional orientation lesson.
В странах с развитой рыночной экономикой идея успешной карьеры буквально пронизывает всю общественную жизнь. С одной стороны, доказано, что профилизация, базирующаяся на выборе профессии, является одним из этапов проектирования непрерывного образования как полноценного и поступательного процесса развития личности [8]. С другой стороны, социологические исследования подтверждают, что правильный выбор профессии в два раза уменьшает текучесть кадров, в полтора раза снижает стоимость затрат на переквалификацию работников, на 10-15 % увеличивает производительность труда [6].
Таким образом, общество понимает, что, помогая каждому гражданину в процессе профессионального самоопределения, оно решает не только личностные задачи отдельного человека, но и важные социально-экономические проблемы в масштабах государства. В этих условиях профориентационная работа, направленная на создание условий для раннего профессионального самоопределения школьников, становится очевидным общественным благом, достижение которого в интересах общества с участием государственных мер воздействия становится все более явной потребностью [5].
Описание проблемы. Одним из мировых лидеров в развитии научных представлений о роли и месте профориентации в жизни общества и государства является Финляндия. В университетах этой страны организована профессиональная подготовка педагогов-профориентаторов, которые затем в школах на условиях полной занятости обеспечивают систематическое консультирование по вопросам профессионального самоопределения [9].
История становления российской профориентации представляет собой чередование периодов «расцвета» и «упадка», а иногда и полного отсутствия профориентационной работы. Это неравномерное развитие связано с тем, что профориентация как научно-практическая дисциплина основывается на праве человека свободно выбирать профессию, на которое в нашей стране часто накладывали ограничение. Советский период требовал эффективности экономики, которая базировалась в том числе на «эффективной» профориентации молодежи, поэтому каждый человек должен был полностью реализоваться в своей специальности и достигнуть наивысших результатов [2].
В начале 1990-х гг. выстроенная система школьной профориентации была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением. Резко сокра-
тилось финансирование школ и особенно - профориентационной работы. Из школ профориентация переходит в службы занятости и коммерческие организации. При этом осталось понимание, что профессиональная ориентация остается неотъемлемым звеном системы управления человеческим капиталом страны, поскольку способствует наиболее полному включению трудового потенциала населения и непрерывному наращиванию экономики государства [3].
В последние несколько лет наблюдается возрождение интереса к профориентации как со стороны высших органов государственной власти, так и со стороны научного сообщества. Так, в период с 1 по 14 октября 2017 г. Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» проведена Всероссийская профориентационная диагностика учащихся 9-11-х классов общеобразовательных организаций России. Онлайн-тест «Профдиагностика» прошли более 100 тысяч школьников.
С 25 по 27 октября 2017 г. в Петрозаводске в рамках реализации федерального комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 гг. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся». Конференция объединила более 200 участников из 51 субъекта Российской Федерации и стала дискуссионной площадкой для обсуждения интеграции психолого-педагогических знаний, выявления и распространения лучших практик и методов профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций для совершенствования методического обеспечения и повышения эффективности профориентационной работы [4].
С начала 2018 г. важность систематической профориентационной работы со школьниками неоднократно была подчеркнута Президентом России. В поручении В. В. Путина по итогам встречи с участниками Всероссийского форума «Наставник» от 25 февраля 2018 г., адресованном Правительству РФ и Агентству стратегических инициатив (АСИ), говорится о необходимости реализации, начиная с 2018 г., проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-10-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее». Актуальность выстраивания системы современной профориентации, где ключевыми партнерами должны выступать школы, университеты, научные коллективы и успешные компании, еще раз отметил в своем в послании Федеральному собранию 1 марта 2018 г. Президент России В. В. Путин.
Таким образом, в условиях перехода России к инновационному типу развития, экономике «знаний» грамотно выстроенная профориентационная работа со школьниками может сыграть позитивную роль в воспитании молодого поколения высокопрофессиональных специалистов различных профилей.
Материалы, методы и инструментарий. Новые требования к знаниям и навыкам работников, изменение потребности рынка труда в работниках определенных профессий ставят задачу создания современной системы профессиональной направленности, ориентированной на структуру экономики с учетом прогноза потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы. Кроме того, растущая информатизация и дигитализация общества, повлекшая
за собой изменение уклада жизни людей, увеличение числа потребителей электронных услуг через web-порталы, рост числа пользователей мобильных устройств и приложений накладывает новые требования к оказанию услуг. Все больше граждан, а особенно молодежь, стремятся к комфортному получению информации в максимально простом, доступном и понятном виде, следуют моде и массовым увлечениям, что, в свою очередь, способствует развитию клипового мышления. Это требует принципиально новых подходов к выстраиванию системной профориентационной работы со школьниками.
Опыт Республики Карелия в создании интернет-портала «Моя карьера» -интерактивного инструментария для профессиональной ориентации школьников учитывает все эти современные реалии и признан уникальным в стране. Агентство стратегических инициатив в 2017 г. высоко оценило республиканский профориентационный интернет-портал «Моя карьера: живи, учись, работай в Карелии» и рекомендовало его как опыт лучшей практики социально -экономического развития российских регионов для тиражирования в других субъектах Российской Федерации.
Интернет-портал «Моя карьера» (адрес доступа: http://mycareer.karelia.ru/) представляет собой дидактический, технический, познавательный комплекс с продуманной навигацией для непрерывного сопровождения профессионального самоопределения граждан с использованием Интернета (рис. 1).
Рис. 1. Главная страница профориентационного интернет-портала «Моя карьера»
На интернет-портале реализована возможность прохождения интерактивного профориентационного тестирования, по итогам которого пользователь узнает о рекомендуемых сферах деятельности и профессиях, соответствующих его возможностям и востребованных на рынке труда родного региона. На портале представлены профессиограммы, содержащие ключевые характеристики профессий, востребованных на рынке труда Республики Карелия, а навигация сайта позволяет узнать о том, где получить образование и где работать по выбранной профессии.
В разделе «Образование» представлен «Паспорт образовательной организации» с указанием координат и контактов, предлагаемых факультетов и специальностей, условий поступления и обучения. Раздел «Работодатели» презентует «визитные карточки» ведущих предприятий с подробным описанием основных направлений работы, имеющихся структурных подразделений организации, ее истории, персонала и т. д.
Построение профессиональной карьеры невозможно без учета состояния рынка труда - этому вопросу посвящены два раздела сайта. В разделе «Экономика и рынок труда» содержится информация о рынке труда Карелии, в т. ч. и в разрезе муниципальных образований. Кроме этого, разработан и представлен принципиально новый инструмент информирования населения «Барометр занятости», отражающий географию востребованных профессий [7].
Таким образом, профессиональная ориентация школьников с использованием интернет-портала «Моя карьера» позволяет пользователю максимально облегчить и упростить понимание того, что происходит на рынке труда региона, какие профессии востребованы, где можно получить профессию и работать по ней. Одна из задач работы портала - повысить закрепляемость кадров в регионе, помочь молодежи спланировать свой профессиональный путь. Об этом свидетельствует слоган: «Учись, живи, работай в Карелии!», приветствующий пользователей на главной странице.
Среди основных преимуществ реализованного проекта - доступность для различных групп пользователей, комплексный подход к проблемам выбора профессии, многофункциональность, интерактивность, своевременность, дружественный интерфейс, что особенно важно при работе с молодым поколением.
Проведение и результаты профориентационного урока. Одной из форм профориентационных мероприятий для обучающихся образовательных организаций является профориентационный урок, агрегирующий различные методы профориентации, направленные как на просвещение и информирование, так и на диагностику профессиональных склонностей.
В триаде профориентационных мероприятий (рис. 2) урок является первым этапом профессионального самоопределения обучающихся, включающим знакомство с многообразием мира профессий; изучение того, на что необходимо обращать внимание при выборе профессии; диагностику персональной профессиональной направленности. Профориентационный урок помогает обучающимся осознать свою персональную профессиональную направленность и осуществить мотивированный выбор будущей профессии [1].
Рис. 2. Место профориентационного урока в профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций
Второй этап представляет собой активизирующую профориентацию, в ходе которой обучающиеся могут попробовать себя в понравившихся профессиях; познакомиться с носителями профессий; увидеть рабочее место. На данном этапе происходит анализ выбранной профессии; углубление знаний о будущей профессий; знакомство со спецификой профессий в экономике родного региона.
Третий этап профориентации в системе школьного образования включает формирование образовательных планов и образовательной траектории в соответствии с профессиональным выбором. Обучающиеся 8-х и 9-х классов принимают решение о продолжении образования в 10-м классе или получении среднего профессионального образования. Осуществляется выбор образовательной специальности, организации профессионального образования; выбор профильных выпускных экзаменов ЕГЭ и ОГЭ для поступления в вузы и колледжи; выбор профильного класса.
В 2017 и 2018 гг. в Республике Карелия впервые была апробирована практика проведения республиканского профориентационного урока для старшеклассников в интерактивном режиме с использованием профориентационного интернет-портала «Моя карьера» и специально разработанных для педагогов методических рекомендаций.
В 2018 г. Второй республиканский профориентационный урок организовали и провели 88 общеобразовательных организаций Республики Карелия, что составляет более 40 % всех школ региона. В профориентационном уроке приняли участие более 5 тысяч школьников 8-10-х классов из всех районов Республики Карелия, что составляет треть общего контингента обучающихся 8-10-х классов Республики Карелия. На рисунке 3 представлено распределение удельного вес обучающихся, принявших участие в профориентационном уроке (в % от контингента обучающихся 8-10-х классов) по муниципальным районам и городским округам Республики Карелия.
Важно отметить, что высока доля участников профориентационного урока из отдаленных районов Республики Карелия. Таким образом, использование
интернет-портала для проведения республиканского профориентационного урока при условии обеспечения бесперебойного доступа к сети Интернет позволяет обеспечить высокую вовлеченность школьников в данное мероприятие.
-Среднее значение по Республике Карелия
Рис. 3. Распределение удельного веса обучающихся, принявших участие
в профориентационном уроке (в % от контингента обучающихся 8-10-х классов) по муниципальным районам и городским округам Республики Карелия
Анализ и обсуждение результатов. Для оценки эффективности профори-ентационного урока организовано диагностическое анкетирование в начале и в конце урока после прохождения тестирования и ознакомления с информационными материалами интернет-портала. В анкетировании приняло участие 2188 обучающихся, в том числе 821 обучающийся 8-х классов, 901 обучающийся 9-х классов, 466 обучающихся 10-х классов.
Анализ результатов диагностического анкетирования подтвердил высокую эффективность проведения профориентационного урока в интерактивной форме, которая наиболее интересна и актуальна для современной молодежи - поколения информационного общества. На начало профориентационного урока почти каждый третий школьник 8-го класса выбрал будущую профессию, в 9-м классе численность определившихся с профессий выше: каждый второй обучающийся выбрал профессию (рис. 4).
Рис. 4. Удельный вес обучающихся, определившихся с профессией в разрезе классов, в % от численности опрошенных по классам
Большинство школьников, а именно 80 %, при выборе профессии руководствуются личным интересом к ней, к содержанию работы, т. е. ориентируются на личные склонности и предпочтения в профессиональной сфере (рис. 5). Каждый второй обучающийся также обращает внимание на уровень зарплаты на рынке труда по профессии. При этом востребованность профессии на рынке труда для некоторых играет существенную роль, следовательно, при профориентации школьников необходимо акцентировать их внимание на этом факторе выбора профессии. Это позволит учесть все три компонента профессионального выбора: «хочу», «могу» и «надо».
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Рис. 5. Факторы выбора обучающимися профессии
Для оценки глубины понимания школьниками сущности «профессии» обучающимся предлагалось сформулировать свое понимание «Профессия -это...». Анализ ответов показал, что чаще всего школьники считают, что профессия - это определенная деятельность, приносящая доход, соответствующая профессиональному образованию. Также многие определяют профессию как «работу», которая приносит человеку доход. Большинство школьников (60 %) дали именно такие определения. Гораздо реже, около 10 % школьников, в сво-
ем определении отметили более глубокое понимание (что «профессия - это жизнь, образ и стиль жизни, путь»), показывающее значимость и ответственность выбора профессии, ее влияние на человека. Порядка 7,5 % школьников указали в определении, что «профессия - это определенные знания, навыки, умения, необходимые для какого-либо занятия». Следует обратить внимание, что никто из ребят не указал, что профессия является основой построения карьерного пути, который, в свою очередь, базируется на выбранной образовательной стратегии и является базой построения карьерной траектории на всю жизнь. Таким образом, в ходе профориентации необходимо школьникам всесторонне раскрывать значение профессии, ее значимость в дальнейшей профессиональной реализации.
Большинство обучающихся отметили существенную пользу информации, полученной на профориентационном уроке. У 76,7 % учеников прояснилась ситуация с выбором профессии и с тем, на что нужно обращать особое внимание при выборе. Для 29,2 % учеников информация интернет-портала «очень полезна», и еще 46,1 % учеников дали оценку «вполне полезна».
По итогам профориентационного урока 11,5 % обучающихся поняли, какая профессия им нравится, также почти каждый четвертый (24,1 %) решил присмотреться к другим профессиям (рис. 6). Таким образом, удельный вес школьников, уже сделавших выбор профессии в начале урока, составил 46 %, а удельный вес школьников, определившихся с потенциальной профессией по окончании урока, 86 %.
нет, не изменил ранее выбранную профессию
да, думаю присмотреться к другим профессиям
нет, пока так и не определился с профессией
да, сегодня понял(а), какая профессия мне нравится
0% 10% 20% 30% 40% 50%
Рис. 6. Распределение ответов обучающихся на вопрос «После знакомства с информацией на портале изменилось ли твое решение о будущей профессии?», в % от численности опрошенных
После работы с информацией на интернет-портале 42,7 % обучающихся узнали, где можно получить профессиональное образование по выбранной профессии в Республике Карелия, т. е. почти каждый второй школьник является потенциальным абитуриентом для образовательных организаций Республики
Карелия. Примерно столько же школьников выявили для себя требуемые профессионально важные качества для работы по профессии.
Таким образом, проведение профориентационного урока в интересной для школьников форме и доступной даже для самых отдаленных районов Республики Карелия подтвердило положительные эффекты использования интернет-портала «Моя карьера: живи, учись, работай в Карелии!». Основополагающими результатами такой интерактивной формы диагностики и формирования собственной профессиональной траектории являются:
- увеличение удельного веса школьников, определившихся с профессией;
- увеличение удельного веса школьников, знающих содержание будущей профессиональной деятельности;
- увеличение удельного веса школьников, узнавших информацию о различных аспектах профессии.
Эффективность профориентационного урока на базе интернет-портала «Моя карьера» подтвердили многочисленные отзывы учителей школ: «Благодарим за предоставленные методические разработки, они доступны. Информация, представленная на сайте, актуальна и полезна. Разработчики методических материалов учли возрастные особенности детей, для ребят работать на сайте было увлекательно и полезно» (из отчета школы Олонецкого муниципального района). «Методические рекомендации к уроку в очень доступной и подробной форме изложены. Портал насыщенный, открытый и доступный. Ученики информированы о возможностях и тестирования, и получения ответов на интересующие вопросы профориентационной тематики» (из отчета школы Питкя-рантского муниципального района).
Таким образом, проведение республиканского профориентационного урока с использованием интернет-портала «Моя карьера: живи, учись, работай в Карелии!» полезно для обучающихся, так как способствует более осознанному и мотивированному профессиональному самоопределению школьников и повышает уровень их информированности о профессиях. Интернет-портал содержит в доступном и понятном для школьников виде необходимую информацию для выбора профессии.
Системное проведение республиканского профориентационного урока позволит реализовать логическую последовательность профессионального самоопределения обучающихся, начиная с выбора профессии, профессиональной пробы, а затем выбора образовательной траектории как средства построения профессиональной карьеры. Кроме того, необходимость системного проведения профориентационного урока обусловлена возрастной спецификой школьников и особенностями их взросления, изменения их интересов и предпочтений.
Список литературы
1. Гуртов В. А., Хотеева Е. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо» // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 134-150.
2. История профориентации в России в инфографике [Электронный ресурс] / Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». URL: https://proforientator.m/puWications/artides/detail.php?ID=5734 (дата обращения 16.05.2018).
3. Колесникова О. А., Крымова Н. А. Профориентация населения: историческая ретроспектива, направления совершенствования // Вопросы структуризации экономики. 2010. № 2. С. 267-270.
4. Конференция «Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся» [Электронный ресурс] / Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России. URL: http://labourmarket.ru/i-confs/profconf (дата обращения 16.05.2018).
5. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 496 с.
6. Савченко А. И. Профессиональное самоопределение школьников [Электронный ресурс] / Модернизация общего и профессионального образования. 2016. № 07 (45). URL: http://journal.kuzspa.ru/articles/463/ (дата обращения 16.05.2018).
7. Скрынников И. Интернет-ресурс для профориентации // Служба занятости. 2015. № 12. C. 24-26.
8. Ходякова Н. В. Проектирование сред непрерывного образования личности [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. Вып. 4, 2013. С. 1-8. URL: 10.15393/j5.art.2013.2162 (дата обращения 16.05.2018).
9. Vanhalakka-Ruoho Marjatta, Koski Leena, Silvonen Jussi & Tamminen Merja. Educational pathways of ninth grade adolescents: Transition practices in vocational and academic families. // Australian Journal of Career Development. 2006. № 25 (3). P. 117-128.