Научная статья на тему 'Разработка и применение современных инструментов информационного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся'

Разработка и применение современных инструментов информационного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1129
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ / CAREER GUIDANCE / INFORMATION SUPPORT / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / INFORMATION SECURITY / MEDIA COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пфетцер Алена Алексеевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы профессиональной ориентации обучающихся, обосновывается роль информационных технологий на фоне повышения значимости средств массовой коммуникации. Аргументируется необходимость разработки и создания регионального информационного интернет-ресурса с целью систематизации опыта, координации и информационного сопровождения профориентационной деятельности. Предложенная модель интернет-портала позволяет расширить систему поддержки подростков и молодежи при выборе профессии и трудоустройстве, способствует развитию медиакомпетенций и обеспечению информационной безопасности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND APPLICATION OF MODERN INSTRUMENTS OF STUDENTS'' PROFESSIONAL IDENTITY INFORMATIONAL SUPPORT

The article deals with the current issues of students’ career guidance. It also substantiates the role of information technology in the rising importance of the mass media’s role. The necessity of developing and creating regional informationalInternet resource for the purpose of systematization of experience and the coordination of career guidance activities. The proposed model of the Internet portal will allow to expand the system of support for adolescents and young people in the choice of profession and employment, will help to develop media competence and to ensure the information security of the students.

Текст научной работы на тему «Разработка и применение современных инструментов информационного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»

оценочных материалов, проведение внешней экспертной оценки учебно-методических материалов, участие в итоговой государственной аттестации, стажировка педагогических кадров, трудоустройство выпускников, повышение уровня образования (обучение в вузах), привлечение специалистов предприятий в качестве преподавателей МДК и ПМ, руководство дипломными работами (проектами), выпускные квалификационные работы (ВКР) и их рецензирование, ознакомление студентов и преподавателей с новыми образцами техники и технологии, участие в укреплении учебно-материальной базы техникума, наличие учебных цехов на территории предприятия, целевой набор (заключение трехсторонних договоров), именные стипендии, переподготовка работников предприятий в МЦПК техникума, участие в совместных профориентационных мероприятиях и т. д.

По итогам вышесказанного следует, что государственно-частное партнерство — это особая форма взаимодействия власти и бизнеса, а в профессиональном образовании — это взаимодействие профессиональных образовательных организаций и структур бизнеса для достижения общих целей на основе взаимовыгодного сотрудничества. ГЧП способствует повышению качества подготовки выпускников ПОО на основе учета регионального рынка

труда, отраслевого принципа взаимодействия социальных партнеров. «Квалифицированный менеджмент», построенный на основе программно-целевого метода управления, способствует выстраиванию системы государственно-частного партнерства, которое может стать реальным инструментом и условием эффективной подготовки кадров в системе среднего профессионального образования.

О Развитии социального партнерства в системе профессионального образования Кемеровской области [Электронный ресурс] : распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.10. 2011 № 888-р. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1483025 (дата обращения: 20.10.2011).

Никоненко С. Г. Государственно-частное партнерство в сфере профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2016. № 2. С. 27-29. Сапегина К. В., Чачина Л. В. Дуальная система профессионального образования Германии // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. № 1. С. 28-29. О мерах по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс] : указ Президента России от 7.05.2012 № 597. URL: http://www.минобрнауки. рф/документы/4716 (дата обращения: 20.08.2016). О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016). URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_ LAW_182660/ (дата обращения: 01.02.2016).

УДК/UDC 37.048.45:004

А. А. Пфетцер A. Pfettser

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

DEVELOPMENT AND APPLICATION OF MODERN INSTRUMENTS OF STUDENTS' PROFESSIONAL IDENTITY INFORMATIONAL SUPPORT

В статье рассматриваются актуальные вопросы профессиональной ориентации обучающихся, обосновывается роль информационных технологий на фоне повышения значимости средств массовой коммуникации. Аргументируется необходимость разработки и создания регионального информационного интернет-ресурса с целью систематизации опыта, координации и информационного сопровожде-

ния профориентационной деятельности. Предложенная модель интернет-портала позволяет расширить систему поддержки подростков и молодежи при выборе профессии и трудоустройстве, способствует развитию медиа-компетенций и обеспечению информационной безопасности обучающихся.

The article deals with the current issues of students' career guidance. It also substantiates

the role of information technology in the rising importance of the mass media's role. The necessity of developing and creating regional informational Internetresource for the purpose of systematization of experience and the coordination of career guidance activities. The proposed model of the Internet portal will allow to expand the system of support for adolescents and young people in the choice of profession and employment, willhelptodevelop media competence and to ensure the information security of the students.

Ключевые слова: профориентация, информационное сопровождение, профессиональное самоопределение, информационная безопасность, медиакомпетенции.

Keywords: career guidance, information support, professional self-determination, information security, media competence.

Современные тенденции развития науки и технологий активно проникают в нашу повседневную жизнь. Они в том числе меняют и традиционные представления об образовательном процессе, способах и формах получения знаний, обусловливают необходимость существенных изменений в системе образования и социализации молодежи. Это способствует переосмыслению привычного подхода к учебному процессу.

В образовании востребованы и активно используются инструменты обучения с применением информационных технологий — он-лайн-курсы, игры, тренажеры, симуляторы. Ученики не только усваивают необходимые знания, но и учатся работать с информацией. Новые технологии позволяют сделать образование более индивидуальным: можно самостоятельно подобрать удобный формат обучения, выбрать темы и предметные области. Благодаря бурному развитию дистанционного обучения и появлению образовательных платформ (Coursera, «Универсариум» и др.), стираются понятия пространства и расстояния, доступными становятся курсы и лекции передовых ученых мира, которые можно найти на просторах Интернета. Во всем мире дистанционное образование становится одним из равноправных конкурентов очному образованию. В процессе обучения используются игровые формы, позволяющие эффективнее осваивать изучаемый материал. Русская народная пословица «Век живи, век учись» наиболее емко отражает тенденции образования сегодня — процесс освоения новых компетенций будет сопровождать человека всю жизнь.

Все чаще экспертное сообщество заявляет о том, что в будущем понятие «профессия» сменит гибкий набор компетенций и навыков, который необходим для обеспечения реализации определенных задач. Этот набор можно дополнить новыми умениями и «пересобрать» из них другую профессию [1].

Глобализация мировой экономики, частью которой является экономика России, поэтапно продвигается в сторону всеобщей интеграции и повышения уровня региональной экономической специализации. Уже сейчас сложно утвердительно назвать страну, в которой произведено то или иное изделие / товар: японские автомобили собирают в России, американские смартфоны производят в Китае, а его комплектующие поставляют 17 стран мира, необходимое для изготовления сырье — еще более 40 стран. Если взять даже творческий продукт, например компьютерную игру, — российские программисты придумывают, аниматоры в Америке рисуют, а потом менеджеры сопровождают игру по всему миру. Поэтому специалисты будущего должны уметь работать в информационных средах, находить язык общения с партнерами разных стран и континентов. То есть работа будущего не просто удаленная работа, но и работа в распределенных командах. Кроме владения ^-компетенциями, знаниями иностранных языков, необходимо будет разбираться в вопросах своей профессии, владеть языком междисциплинарного общения, чтобы понимать своих клиентов, поставщиков, потенциальных партнеров, знать стандарты и отраслевые требования, используемые процессы, ориентироваться в информации, помогающей работать вместе людям из самых разных областей. Например, в будущем появятся такие профессии, как модератор платформы общения с госорганами, которые будут организовывать онлайн- и офлайн-диалоги для выработки совместных решений между общественными активистами и чиновниками, отвечающими за конкретные сферы (образование, ЖКХ, строительство, пенсионное обеспечение и др.). В сфере образования появится разработчик образовательных траекторий, профессионально создающий маршрут обучения новых специалистов из курсов, в том числе онлайн, предлагаемых образовательными учреждениями, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и прочего, и разрабатывающий на их основе образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека. По оценке

специалистов только к 2020 году появится 186 новых профессий, а 56 исчезнут с рынка труда [2].

Самоопределение в современных педагогических словарях рассматривается как механизм становления личностной зрелости, состоящей в осознанном выборе своего места в системе социальных отношений [4], и выстраивается на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с социальными законами, что определяется системой ценностных ориентаций.

Поэтому так важно своевременно создавать условия формирования профориента-ционных компетенций обучающихся для их успешной социализации и активной адаптации к условиям на рынке труда. Другими словами, обеспечить эффективное сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодежи [5].

Одним из приоритетных направлений концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (ФГАУ «ФИРО») является информационное обеспечение [6]. Оно предполагает формирование системы информационного сопровождения профессионального самоопределения на различных уровнях, включая:

• формирование и развитие системы тематических интернет-ресурсов федерального и регионального уровней;

• издание специализированного журнала для подростков и молодежи по проблемам профессионального самоопределения;

• формирование и систематическое обновление открытого банка потребительских профилей профессий;

• подготовка пакета видеоматериалов профориентационной направленности по новым и высокотехнологичным профессиям и обеспечение их доступности.

С целью совершенствования информационного сопровождения профессионального самоопределения нами был разработан проект профориентационного портала Кузбасса «Профориентир». Его основной целью является содействие разным группам населения в построении образовательно-профессиональной траектории и дальнейшем трудоустройстве.

Для создания проекта мы проанализировали уже действующие профориентационные порталы. В зависимости от охвата целевой

аудитории мы объединили профильные информационные ресурсы в четыре категории:

1. Федеральные порталы, ориентированные на аудиторию всех регионов РФ.

Среди них можно выделить интернет-ресурс «Траектория успеха», созданный для оказания содействия выпускникам и студентам в поиске стажировок, практик и вакансий трудоустройства, а также для профессионального и карьерного развития молодых специалистов. Кроме того, выступает площадкой для организации качественной обратной связи между молодыми соискателями и работодателями. Сайт был создан в рамках протокола решений Всероссийского форума по профессиональному самоопределению молодежи «Траектория успеха», прошедшего в Москве в декабре 2015 года. Организаторами форума выступили: Федеральное агентство по делам молодежи (ФАДМ), ФГАУ «Федеральный институт развития образования», ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству» (РЦСМП) и ООО «Центр профориентационного и карьерного сопровождения», который в последующем и стал сопровождать работу Всероссийского профориентационного портала «Траектория успеха» [3].

Хотелось бы отметить интернет-портал «Атлас новых профессий», созданный при поддержке Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) и Московской школы управления «Сколково». В основе информационного портала использован «Атлас новых профессий», в котором авторы отразили тенденции развития перспективных профессий и отраслей на ближайшие два десятилетия. Одним из направлений работы портала является профориентация. Ресурс активно используется как один из инструментов профориентационной работы. В регионах проводятся уроки,игры,внеучебные мероприятия на основе материалов Атласа [2].

2. Региональные порталы, ориентированные на аудиторию субъекта РФ.

Особое место занимает проект Министерства образования Московской области «Мой ориентир», призванный помочь детям с ограниченными возможностями здоровья найти свое призвание, профессию, место в жизни. Его цель — оказание качественной, квалифицированной помощи не только учащимся специальных (коррекционных) образовательных учреждений, детям и подросткам с ограниченными возможностями здоро-

вья, но и их родителям, педагогам, психологам, работодателям в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения и профессиональной ориентации [7].

3. Интернет-ресурсы учреждений высшего и среднего профессионального образования. Хотя многие вузы и колледжи ведут профориентацинную работу с абитуриентами на территории своего региона или даже на территории всей страны и ближнего зарубежья, эти ресурсы мы рассматриваем как отдельную категорию, которая ориентирована на определенную целевую аудиторию. К наиболее распространенным ресурсам можно отнести сайты приемных комиссий, онлайн-олимпиад, заочных школ, конференций и т. д.

4. Интернет-порталы негосударственных фондов, частных профориентационных центров, блоги, страницы профориентологов и педагогов-психологов, которые предлагают населению услуги по профессиональной ориентации.

На втором этапе мы провели опрос среди руководителей и специалистов, ответственных за профориентационную работу, представителей муниципальных органов управления образованием, руководителей профессиональных образовательных организаций Кемеровской области. В анкетировании приняли участие 87 респондентов.

Как правило, чаще всего в профориента-цинной деятельности используются сайты образовательных организаций (76 %), где размещается информация для абитуриентов. 55 % респондентов используют раздаточные материалы и брошюры. Треть респондентов размещает иформацию в социальных сетях. Некоторые также отметили, что предоставляют информацию в СМИ, городском транспорте, посредством информационных досок предприятий. На вопрос «Имеются ли у вас профориентационные видеоматериалы для абитуриентов?» положительно ответили 70 % респондентов, а отсутствие таких материалов отметили 30 %.

Участники опроса высоко оценили идею создания единого информационного портала, посвященного профориентационной деятельности, что позволяет говорить о востребованности данного проекта.

Результаты опроса помогли определить целевую аудиторию портала. Почти половина респондентов считает, что информация необ-

ходима не только обучающимся, их родителям и педагогической общественности, но и будет полезна многим. По мнению респондентов, портал должен иметь многофункциональное назначение и объединять различные направления профориентационной информации (профессиограммы, профориентационные тесты и мероприятия), тем самым предоставляя широкий спектр возможностей для применения и использования в работе.

Необходимость создания единого портала обусловливается еще и возросшим запросом населения на многофункциональные ресурсы, позволяющие сэкономить время поиска необходимой информации и услуг — «принцип одного окна», который активно внедряется в государственном секторе. Анализ ответов респондентов на вопрос «Насколько востребованными, на ваш взгляд, будут нижеперечисленные функции портала?» показал, что такие функции, как профдиагно-стика обучающихся, информация о профессиях, востребованных в регионе, в стране, помощь в выборе образовательной организации для получения профобразования, методическая поддержка педагогов-профори-ентаторов, информация о дополнительном профессиональном образовании для взрослых, будут весьма востребованы пользователями портала. В этом плане «Профориен-тир» становится многофункциональным центром в сфере профессионального самоопределения. Посетитель может самостоятельно найти интересующую информацию или написать вопрос администратору.

На основании анализа действующих интернет-ресурсов и результатов проведенного опроса нами были разработаны концепция и структура сайта (рис.).

Главной целевой аудиторией мы определили не только обучающихся образовательных организаций разных типов, но и взрослое население Кемеровской области. Среди заинтересованных сторон необходимо выделить органы государственной власти, общественные организации и НКО; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования; организации и учреждения дополнительного профессионального образования; организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; работодателей; родителей (законных представителей); педагогических работников.

Рис. Структура интернет-портала «Профориентир»

Портал «Профориентир», на наш взгляд, должен способствовать решению многих важных задач. Стоит отметить возросший интерес общества к вопросам профессионального самоопределения и выбора будущей профессии. Поэтому необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных сторон (педагогов, обучающихся, родителей, представителей органов государственной власти, работодателей, общественных организаций и НКО] в решении вопросов повышения эффективности профориентации.

Важной задачей портала также является информирование разных групп населения о рынках образовательных услуг. На сайте будет представлена полная информация о направлениях подготовки в вузах и колледжах Кемеровской области. Посетитель сайта сможет подобрать образовательную организацию в соответствии с индивидуальными запросами (направление подготовки, уровень образования, место обучения и т. д.], что позволит существенно расширить представление о системе профессионального образования в Кузбассе. Посетители, которые хотели бы повысить свою квалификацию или получить новую профессию, найдут такую информацию в разделе «Дополнительное профессиональное образование».

Для того чтобы портал стал эффективным инструментом, необходимо привлечь разные группы населения к участию в профориента-ционных мероприятиях. Не только школьников и студентов, но также и всех заинтересованных лиц. Необходимо отметить и возросший интерес со стороны общества и государства к сфере обучения людей «серебряного возраста». Учет интересов этой категории граждан будет способствовать формированию и развитию профессиональных и проф-ориентационных компетенций у всех групп населения.

Стоит отметить задачу проекта в оказании помощи в трудоустройстве разным группам населения. Раздел «Трудоустройство» предусматривает размещение банка вакансий, предлагаемых на рынке труда. Портал будет интересен и для специалистов кадровых служб и агентств. Реализуется и одна из задач Концепции профессионального самоопределения по формированию системы образовательного хэнд-хантинга (hand-hunting) — системы поиска, отбора и поддержки детей с высокими мануальными способностями на всех уровнях образования (общего, среднего и высшего), поэтому раздел «Банк ре-зюме/портфолио» представляет интерес

и для потенциальных работодателей, и для образовательных организаций, готовых предложить следующую ступень образования или повышение квалификации.

«Профориентир» будет способствовать обобщению и распространению передового опыта профориентации. Раздел «Методкаби-нет» позволит размещать самые актуальные материалы по вопросам профессиональной ориентации, обмениваться мнениями, получать ответы на вопросы в режиме форума.

Наличие многофункциональных сервисов портала «Профориентир» позволяет рассматривать проект как своеобразный учебный полигон для получения актуальных профессиональных компетенций. Информационные ресурсы — это и эффективный инструмент развития медиакомпетенций. Профессионально ориентированное использование современных информационных технологий и Интернета становится для будущих специалистов российского рынка труда насущной потребностью. Государство отводит важную роль развитию информационного общества в России, повышению медиакомпетент-ности своих граждан. Долгосрочная государственная программа «Информационное общество на 2011-2020 годы» ставит своею целью получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе [9]. Это невозможно сделать без медиаобразования, повышения ме-диакомпетентности населения. Медиакомпе-тентность — вид профессиональной компетентности, позволяющий искать, получать, потреблять, творчески перерабатывать, передавать и хранить извлеченную в ходе медиаде-ятельности информацию, а также создавать и размещать в медиасреде собственные сообщения. Она становится актуальной для современных специалистов всех уровней и областей знаний. Исходя из этого, мы считаем возможным рассматривать медиакомпетен-цию как одну из ключевых компетентностей в профессиональном самоопределении обучающихся, часть профессиональной субкультуры всех отраслей, интегративное качество личности будущего специалиста, состоящее

из умений работы с информацией, включающей в себя поиск, сбор, понимание медийного языка и подтекстов медиасообщений, их оценку, критический анализ, переработку, интерпретацию, а также способность создавать, получать и передавать медиасообщения с помощью мультимедийных средств, верно оценивать и эффективно использовать варианты взаимодействия медиа и общества.

Осознание важности этой профессиональной компетентности ставит во главу угла необходимость выявления психологических и педагогических основ, обусловливающих организационно-содержательную стратегию профессионального образования.

Сегодня медиа — комплексное средство освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспекта [8]. Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: его эмоции, интеллект, самостоятельное творческое и критическое мышление, мировоззрение, эстетическое сознание и коммуникативные навыки.

В связи с этим портал «Профориентир» будет положительно влиять на формирование медиакомпетенций обучающихся. Данный аспект потребует постоянного привлечения специалистов в разных областях знаний, помогающих поддерживать сайт в актуальном состоянии и в соответствии с самыми современными разработками в сфере массовых коммуникаций и потребностей общества.

Одним из актуальных вопросов в жизни человека является его безопасность. Особенно остро сегодня поднимается вопрос информационной безопасности детей и молодежи. Возможности, предоставляемые ресурсами Интернета, определяют выраженность как позитивных, так и негативных эффектов от его использования. При самостоятельном поиске необходимых материалов в Интернете всегда существует опасность попасть в сети мошенников и преступников. До сих пор не известно, каким образом подростки попадают в так называемые «группы смерти». Безобидное общение в сети на тему «Как выбрать профессию?» с незнакомцами может порой навредить молодому человеку. С этой точки зрения портал будет предоставлять проверенную информацию, тем самым выполняя функцию определенной фильтрации от возможных угроз.

На основании изложенного обозначим ряд ключевых аспектов использования ресурсов профориентационного портала в образовательном процессе.

Мотивационный аспект—с одной стороны, создание условий для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и предпочтений обучающихся в области профессионального самоопределения, с другой — оптимизация процесса выбора профессии и построения профессиональной карьеры в соответствии с личными возможностями и потребностями регионального рынка труда.

Содержательный аспект — дополнение и расширение содержания традиционных форм информационной работы теми элементами, которые позволяют обучающемуся оперативно извлекать значимую для построения индивидуального профессионального маршрута информацию из различных источников, оперировать ею. С помощью сервисов портала можно будет познакомиться с информацией о перспективах развития регионального рынка труда, востребованных профессиях и специальностях, учреждениях профессионального и дополнительного образования, о профориентационно значимых мероприятиях; получить рекомендации специалистов в области профориентации; записаться на проведение профориентационных проб или профориентационных мероприятий; принять участие в диагностических процедурах.

Научно-методический аспект — обеспечение научно-методического сопровождения профориентационной работы в образовательных организациях разного уровня, включающее методические материалы по различным аспектам профориентационной работы, статьи ученых-специалистов в области профессиональной ориентации обучающихся, опыт педагогов-практиков, сведения от представителей региональных и муниципальных органов управления и власти.

Организационный аспект — использование ресурсов профориентационного портала в классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях организации процесса обучения, внеклассной и консультационной работе.

Диагностический аспект — осуществление с помощью сервисов портала различных диагностических процедур (стартовой диагностики, психодиагностики, компьютеризированных профориентационных методик] и ис-

пользование их результатов в процессе сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Регистрация на портале дает возможность пройти диагностические тесты в онлайн-режиме и оперативно получить результаты каждому пользователю сетевого ресурса.

Указанные выше преимущества, определяющие функциональное назначение проф-ориентационного портала, позволяют рассматривать его не только как информационный, но и как образовательный и методический ресурсы.

Таким образом, профориентацион-ный портал будет обеспечивать оперативное и объективное информирование профессионально самоопределяющейся молодежи об особенностях функционирования различных сфер профессиональной деятельности с учетом социально-экономической ситуации развития региона, а также организационно-педагогического сопровождения процесса выбора профессии и построения профессиональной карьеры в соответствии с личными интересами, возможностями обучающихся и потребностями регионального рынка труда в наиболее востребованных специальностях.

1. Атлас новых профессий 2.0 / под ред. Павла Лукши. 2-е изд., испр. и доп. М.: Олимп-Бизнес, 2016.

2. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/.

3. Всероссийский профориентационный портал «Траектория успеха» [Электронный ресурс]. URL: школа-профори-ентация.рф.

4. Касаткина Н. Э., Пахомова Е. А., Руднева Е. Л. Взаимодействие образовательных организаций и промышленных предприятий региона в процессе формирования профессионального самоопределения обучающихся // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-2 (61). С. 113-116.

5. Килина И. А. Региональная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 40-48.

6. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев [и др.] ; ФИРО. М.: Перо, 2014. 38 с.

7. Мой ориентир. Безбарьерная среда в образовании. Профориентационный портал Московской области [Электронный ресурс]. URL: мой-ориентир.рф.

8. Чекалина Т. А. Использование облачных технологий в образовательном процессе // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 10. С. 53-57.

9. Ялоза А. А. Медиаобразование как технология формирования медиакомпетентности // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6. С. 135-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.