Научная статья на тему 'Управление развитием профориентационнои деятельности университета'

Управление развитием профориентационнои деятельности университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / PRE-UNIVERSITY TRAINING / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / OPEN EDUCATIONAL PROJECT / ADDITIONAL EDUCATION / МОТИВАЦИЯ АБИТУРИЕНТОВ / MOTIVATION OF PROSPECTIVE UNIVERSITY STUDENTS / ПАРТНЁРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / EDUCATIONAL MANAGEMENT / PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Нина Михайловна

В статье автором не только представлен опыт организации профориентационнои работы Петрозаводского государственного университета, но и предпринята попытка описания технологий управления процессами проектирования необходимых изменений в данной сфере жизни университета и их реализации на практике. Цель статьи обозначить используемые в Петрозаводском государственном университете способы управления процессом повышения качества образования на «предстартовом» этапе работы с будущими студентами, определить проблемы и перспективные направления управленческих действий вуза в сфере раннего профессионального самоопределения обучающихся. В статье рассматривается реальная практика планирования и осуществления существенных перемен в содержании и формах профориентационнои деятельности. В начале статьи автор даёт общую характеристику существующей практики взаимодействия большинства вузов с абитуриентами и показывает, что, в основном, их усилия направлены на информационно-пропагадист-скую работу и оказание потенциальным абитуриентам платных услуг в сфере довузовской подготовки. Однако такой подход не в полной мере отвечает задачам повышения качества контингента. Далее приводится тезис о том, что в Петрозаводском государственном университете эффективность решения этой задачи достигается за счёт трансформации направлений «профориентация» и «довузовская подготовка» в единый процесс. Автор показывает использование проектной методологии в профориентационнои работе вуза. Много внимания в статье уделяется развитию содержания и форм взаимодействия вуза и школы. Автор даёт характеристику основных факторов и проблем в организации приёмной кампании, влияющих на результаты и качество приёма студентов. Приводится аргументация необходимости социологических исследований качественного состава абитуриентов и их мотивации как основополагающего инструмента для проектирования управленческих действий и анализа профориентационнои работы структурных подразделений для последующего принятия необходимых управленческих решений. В статье также затронуты вопросы коммуникации вуза в образовательной среде территории. Описаны формы взаимодействия вуза и школы, вуза и учительства, вуза и учреждений дополнительного образования детей. Затронуты вопросы внедрения форм сетевого взаимодействия в реализации дополнительных образовательных программ. Автор считает, что определяющим мотивом партнёрского взаимодействия вуза и школы может стать заинтересованность сторон в сегодняшней и будущей успешности обучающихся. Предметный охват статьи достаточно широк: помимо описания опыта организации управления профориентационнои работой автор раскрывает практику университетского менеджмента на примере организации деятельности школьных и студенческих объединений. В статье рассматриваются управленческие действия, предпринимаемые вузом по решению проблем развития устойчивого интереса обучающихся к инженерным профессиям и формирования необходимых компетенций для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности. В заключение автор приходит к выводу о том, что профориентационная деятельность университета это сложный многофакторный процесс, управление которым требует использования современных методов университетского менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of professional orientation development at university

The author not only presents the experience of organizing professional orientation activities at Petrozavodsk State University but also attempts at describing the technology of managing change process in this area of university life and its practical implementation. The aim of the article is to identify methods of improving education quality at a "ground" level of working with future students, define challenges and perspectives for university managerial activities in the field of early professional orientation of trainees. The article looks into real examples of planning and introducing changes in the content and form of professional orientation. In the beginning of the article the author presents general characteristic of existing practices of interaction between universities and prospective students and demonstrates that basically their efforts are aimed at information and advertising activities and rendering paid services in the field of pre university training for future students. But such approach does not fully meet the requirements of improving student quality. The authors demonstrate that Petrozavodsk State University effectively solves this task by means of merging professional orientation and pre university training into a single process. Project methodology and in professional orientation at the university is shown. A lot of attention in the article is paid to developing content and forms of university and school interaction. The author provides characteristics of main factors and problems related to organizing enrollment process that influence student enrollment results and quality. The need for sociological research into quality contents of future students and their motivation as the basic instrument for designing managerial measures and professional orientation activities analysis for further managerial decisions is supported. The article also looks into university communication in the educational environment and describes forms of interaction between university and school, university and teacher community, university and supplementary education institutions. The authors analyses introducing network interaction forms into the process of implementing supplementary educational programs. The author believes that desire to improve current end future performance of students can be a defining motive in the partnership between university and school. The scope of the article is broad enough: besides describing experience of organizing professional orientation activities the author presents university management practice using the example of organizing school and student unions. The article demonstrates managerial activities taken by the university in order to form sustainable interest among students to engineering specializations and forming necessary competencies for working in hi tech industries. In the conclusion the author states that professional orientation activities of the university present a complex multifac-tor process requiring modern university management methods.

Текст научной работы на тему «Управление развитием профориентационнои деятельности университета»

СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА

Винокурова Н. М.

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия

Управление развитием профориентационной деятельности университета

Ключевые слова: профориентация, довузовская подготовка, открытый образовательный проект, дополнительное образование, мотивация абитуриентов, партнёрское взаимодействие, образовательный менеджмент.

В статье автором не только представлен опыт организации профориентационной работы Петрозаводского государственного университета, но и предпринята попытка описания технологий управления процессами проектирования необходимых изменений в данной сфере жизни университета и их реализации на практике. Цель статьи — обозначить используемые в Петрозаводском государственном университете способы управления процессом повышения качества образования на «предстартовом» этапе работы с будущими студентами, определить проблемы и перспективные направления управленческих действий вуза в сфере раннего профессионального самоопределения обучающихся.

В статье рассматривается реальная практика планирования и осуществления существенных перемен в содержании и формах профориентационной деятельности.

В начале статьи автор даёт общую характеристику существующей практики взаимодействия большинства вузов с абитуриентами и показывает, что, в основном, их усилия направлены на информационно-пропагадист-скую работу и оказание потенциальным абитуриентам платных услуг в сфере довузовской подготовки. Однако такой подход не в полной мере отвечает задачам повышения качества контингента. Далее приводится тезис о том, что в Петрозаводском государственном университете эффективность решения этой задачи достигается за счёт трансформации направлений «профориентация» и «довузовская подготовка» в единый процесс. Автор показывает использование проектной методологии в профориентационной работе вуза. Много внимания в статье

уделяется развитию содержания и форм взаимодействия вуза и школы.

Автор даёт характеристику основных факторов и проблем в организации приёмной кампании, влияющих на результаты и качество приёма студентов. Приводится аргументация необходимости социологических исследований качественного состава абитуриентов и их мотивации как основополагающего инструмента для проектирования управленческих действий и анализа профориентацион-ной работы структурных подразделений для последующего принятия необходимых управленческих решений.

В статье также затронуты вопросы коммуникации вуза в образовательной среде территории. Описаны формы взаимодействия вуза и школы, вуза и учительства, вуза и учреждений дополнительного образования детей. Затронуты вопросы внедрения форм сетевого взаимодействия в реализации дополнительных образовательных программ.

Автор считает, что определяющим мотивом партнёрского взаимодействия вуза и школы может стать заинтересованность сторон в сегодняшней и будущей успешности обучающихся.

Предметный охват статьи достаточно широк: помимо описания опыта организации управления профориентационной работой автор раскрывает практику университетского менеджмента на примере организации деятельности школьных и студенческих объединений. В статье рассматриваются управленческие действия, предпринимаемые вузом по решению проблем развития устойчивого интереса обучающихся к инженерным профессиям и формирования необходимых компетенций для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности.

В заключение автор приходит к выводу о том, что профориентационная деятельность университета — это сложный многофакторный процесс, управление которым требует использования современных методов университетского менеджмента.

Винокурова Нина Михайловна — заместитель начальника Управления довузовской и профориентационной работы Петрозаводского государственного университета; 185910, Россия, Петрозаводск, пр. Ленина, 33, 8 (8142)719633, vinokurova@petrsu.ru

От «утечки умов» к их «привлечению»

(Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры, ст. 16)

Введение

Переход к практике перспективного управления, совершённый Петрозаводским государственным университетом в процессе разработки и реализации Программы стратегического развития на 2012—2016 годы «Университетский комплекс ПетрГУ в научно-образовательном пространстве Европейского Севера: стратегия инновационного развития» (ПСР), потребовал существенных перемен в содержании и формах про-фориентационной деятельности и организации довузовской подготовки абитуриентов. Достижению университетом задачи повышения качества образования в значительной степени может способствовать наличие у возможных абитуриентов таких качественных характеристик как высокий уровень довузовской подготовки, интерес к науке, способность к самостоятельному мышлению, позитивные духовно-нравственные ценностные ориентации и общественно значимые мотивы выбора сферы деятельности.

Цель статьи — обозначить используемые в Петрозаводском государственном университете способы управления процессом повышения качества образования на «предстартовом» этапе работы с будущими студентами, определить проблемы и перспективные направления дальнейших управленческих действий вуза в сфере профориентации на стадии раннего профессионального самоопределения обучающихся.

Анализ содержания, вкладываемого в термин «профориентация», а также обзор существующей практики взаимодействия вузов с абитуриентами [1], показывает, что, в основном, усилия вузов направлены на информационно-пропагадистскую работу и оказание потенциальным абитуриентам платных услуг в сфере довузовской подготовки.

Вместе с тем, имеется ряд научных исследований, убедительно доказывающих, что в системе профессионального самоопределения подростков всё большее место должно занимать «профессиональное воспитание, направленное на формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства» [2]. Как правило, решение этих задач отводится школе и семье, вузы не принимают активного участия.

Проектирование профориентационных действий

В организации приёма студентов университет испытывает те же проблемы и трудности, что свойственны многим региональным вузам. На результаты и качество приёма влияют многие факторы: нормативные (к ним относятся устанавливаемые «сверху» порядок зачисления абитуриентов, структура и объёмы контрольных цифр приёма); социальные (ситуация на рынке труда, демографические процессы, связанные с уменьшением численности детского населения, уровень жизни людей, влияние семьи на профессиональный выбор детей); образовательные (качество образования в региональной образовательной системе и уровень результативности воспитательных систем образовательных организаций); информационные (позиция федеральных и местных СМИ в сопровождении процессов воспитания и профессионального выбора молодёжи).

Проектирование стратегии профориентацион-ных действий осуществляется нами по двум основным направлениям — «внутреннему» и «внешнему»:

1) анализ проблем образовательной деятельности университета, его потребностей на перспективу, поиск неиспользуемых или мало используемых ресурсов;

2) изучение внешней среды и определение способов эффективного взаимодействия с ней.

На основе этой схемы специалистами Управления довузовской и профориентационной работы был спроектирован план коренных изменений в сфере профориентационной работы университета — проект «Открытие», вошедший в структуру Программы стратегического развития ПетрГУ на перспективу до 2016 года. Применение проектного подхода позволило создать достаточно большой и работоспособный временный трудовой коллектив (ВТК) — одноименный научно-педагогический центр «Открытие», силами которого осуществляются задуманные перемены и постепенное изменение приоритета: от сложившейся ранее практики организации массовой «обезличенной» профори-ентационной работы — к созданию условий для непосредственного контакта с потенциальными абитуриентами.

Для каждого из реализуемых ВТК подпроектов руководителем коллектива на основе общих требований дирекции ПСР обозначаются содержание и формы работы, временные границы, сроки отчётности и показатели результативности. Необходимо отметить, что проект стал «рабочим инструментом» осуществления стратегического плана совершенствования профориентационной работы. И как любой инструмент нуждается в отладке, так и проектный подход в профориентационной работе требует перио-

дических наблюдений за одним и тем же набором основных параметров, характеризующих как возможности университета в работе со школьниками, так и потребности системы образования Карелии в контактах с университетом. В этих целях нами используется SWOT-модель, позволяющая оценивать преимущества и проблемы университета и соединять их с возможностями и сильными факторами внешней среды, в частности, с ожиданиями потенциальных абитуриентов и их социального окружения.

В течение 2012—2015 годов в рамках проекта «Открытие» проводится социологический мониторинг «Изучение качественного состава абитуриентов и их мотивации на поступление в ПетрГУ». Его основная цель — выявление ведущих мотивов абитуриентов на поступление в ПетрГУ и факторов, влияющих на степень доверия к университету.

Разработка плана и инструментария исследования, ввод и анализ эмпирических данных, подготовка итогового отчета выполняются сотрудниками кафедры социологии и социальной работы и лаборатории социологических исследований Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ, сбор данных осуществляется факультетами и институтами, организацию и администрирование осуществляет отдел профориентационной работы.

Объектом социологического мониторинга выступают недавние абитуриенты (анкетирование проводится на 1—3 неделе первого семестра среди студентов первых курсов всех направлений подготовки), а предметом — качественный состав первокурсников и их мотивация на поступление в ПетрГУ. Полученные количественные данные обрабатываются и анализируются в программе SPSS.

Итоги исследований наших социологов [3] показывают, что доминирующими направлениями выбора абитуриентами ПетрГУ являются: мотивация на получение качественного профессионального образования (профессионально или образовательно ориентированная стратегия); мотивация на приобретение социального статуса благодаря нахождению в формальном образовательном институте (статус студента) и приобретению образовательного сертификата (диплома).

Полученные данные ежегодно анализируются в разрезе факультетов и институтов, что позволяет объективно и непредвзято изучить качество их профориентационных усилий в отличие от оценки по привычным, но мало информативным количественным показателям. Анализируя полученные результаты, мы можем не только увидеть динамику социальных процессов и проблемные зоны в сфере профессионального самоопределения, но и более чётко, не вслепую, планировать и принимать необходимые управленческие решения.

Включение профориентационной деятельности в общеуниверситетскую систему планирования

и контроля на основе ключевых показателей эффективности (КПЭ) привело к необходимости действий по трансформации общепринятых направлений «профориентация» и «довузовская подготовка» в единый процесс формирования качественного контингента обучающихся. Для этого потребовалось осуществить выход на совершенно иной уровень управления — управления качеством с ориентацией на общую целевую установку университета, идущую от цели как «образа желаемого будущего».

Система профориентационных действий, ориентируясь на поставленные цели, при этом должна оперативно отвечать на риски и зачастую на спонтанные запросы внешней среды, значит, должна быть достаточно гибкой, способной к трансформации. Для решения задач оперативного управления в университете ежегодно формируется единый план профориентации, в котором действия всех структур и подразделений ранжированы по задачам и срокам исполнения.

Модель профориентационных действий ПетрГу

Модель профориентационных действий, сложившаяся в настоящее время в Петрозаводском университете, основана на принятом нами подходе к развитию содержания и форм профессионального воспитания в контексте формирования готовности школьников к непрерывному образованию в течение жизни [4] задолго до наступления у потенциального абитуриента момента выбора вуза.

Проектируя свои действия, мы исходим из того, что профориентационная работа университета является важнейшим элементом государственной кадровой политики в Республике Карелия, и определяем её как организацию системы мер по содействию молодёжи в выборе Петрозаводского государственного университета для получения высшего образования в целях успешного профессионального и жизненного самоопределения.

Особая роль отводится становлению и развитию модели профориентационных действий, так как именно в ней устанавливается устойчивая связь между запросами абитуриентов и интересами университета, фиксируется сегодняшнее состояние и прогнозируются основы дальнейшего совершенствования образовательной деятельности вуза.

Формируя модель профориентационных действий, мы исходим из отличительных особенностей нашего университета: Петрозаводский государственный университет позиционируется как одно из лучших учреждений высшего образования на Северо-Западе России, как инновационный научный центр, как вуз, расположенный в непосредственной близости к границе с европейскими странами в уют-

ном северном городе со сложившейся молодёжной инфраструктурой и культурной средой. В то же время эти важнейшие преимущества входят в определённое противоречие с падением спроса на специалистов с высшим образованием на рынке труда, с ростом материальных, жилищных и иных социальных проблем, вызывающих отток молодёжи в столичные и зарубежные вузы. Указанные проблемы, а также депрессивный характер демографических процессов и неудовлетворённость общими результатами итоговой аттестации школьников приводит нас к необходимости определить «наступательность» как наиболее характерную позицию в проектировании и реализации профориентационной политики на среднесрочную перспективу.

Итоги пройденного этапа и пути дальнейшего развития работы по формированию качественного контингента, рассмотренные на заседании Учёного совета университета, позволили выделить основные принципы построения модели профориентацион-ных действий в ПетрГУ:

— открытость, доброжелательность, поддержка познавательных и исследовательских интересов школьников и конструктивных инициатив в этой сфере как ценностное ядро модели;

— довузовская интеграция потенциальных абитуриентов в образовательную научную, культу-ротворческую и спортивную среду университета как ведущий способ организации деятельности школьных объединений на базе университета;

— экстерриториальность, вывод информационно-рекламной деятельности за пределы Республики Карелия и в среду виртуального общения молодёжи как средство повышения конкурентоспособности и эффективности приёмной кампании университета;

— дифференциация и разнонаправленность про-фориентационных действий с различными группами абитуриентов (выпускников гимназий и лицеев, школ районных центров, отдалённых поселений, учреждений СПО) для преодоления зависимости выполнения КЦП от социальных факторов риска.

Действующая модель профориентации отвечает стратегической цели университета и обусловлена «внутренними» причинами, но успешно реализована может быть только на основе глубокого проникновения во внешнюю среду и взаимодействия с ней.

Технологии партнёрства в профориентационной работе

Модель профориентационных действий ПетрГУ строится как открытая система, предусматривающая привлечение партнёров на основе общей заинтересованности в успехе, совместной разработки содер-

жания, форм и последовательности осуществления профориентационных мероприятий на основе баланса необходимых и имеющихся ресурсов. В когорту партнёров ПетрГУ по профориентационной работе входят гимназии и лицеи города Петрозаводска, средние общеобразовательные школы, государственные и муниципальные образовательные организации дополнительного образования детей и учреждения среднего профессионального образования. Круг партнёров ежегодно пополняется новыми участниками, которых привлекает не только желание работы на общую цель, но и стремление освоить предлагаемые университетом инновации в профориентационной работе.

Институтом непрерывного образования ПетрГУ в 2013 году было организовано обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Профессиональная ориентация школьников: новые социально-образовательные модели» (72 часа), в котором приняли участие 42 слушателя — представители университетских структур, а также учителя и школьные психологи, сотрудники учреждений СПО. Программа работы позволила участникам освоить большой спектр современных подходов к профориентационной работе:

Модуль 1. Профессиональная ориентация школьников как социальная, экономическая педагогическая, методическая, управленческая задача: понятие, виды, субъекты. Преемственность образовательных стандартов и профориентация школьников. Состояние профориентационной работы в Республике Карелия;

Модуль 2. Психология выбора профессии: профессиональное развитие личности и его стадии. Формы и методы профориентационной работы со школьниками. Психологическая диагностика в профориентации. Психологическая помощь старшеклассникам в выборе профессии. Методы активизации профессионального самоопределения. Профессиональное консультирование;

Модуль 3. Современные технологии организации профессиональной ориентации школьников: «вход» школьника в профессию (профессиональные миры). Модели школьных академий ПетрГУ. Программы открытого образования для школьников и семьи. Интерактивная педагогика и её возможности. Интеллектуальные конкурсы и игры как инновационная форма профессионального самоопределения;

Модуль 4. Ресурсное обеспечение профессиональной ориентации школьников Республики Карелия: профессиональная ориентация школьников и брендирование высшего образования. СМИ и профессии. Служба занятости молодежи и профориентация школьников. Сетевая программа профориентации школьников Карелии;

Модуль 5. Защита индивидуального проекта (каждый слушатель выполняет ретроспективный

анализ организации профессиональной ориентации в образовательном учреждении и представляет проект по её развитию).

Повышению интереса профессорско-преподавательского состава инженерных факультетов к работе со школьниками способствовала организация в 2014 году курсовой подготовки по теме «Поддержка детского и молодёжного научно-технического творчества путём развития дополнительного образования детей». Организация курсов была осуществлена совместно со специалистами Федеральной стажи-ровочной площадки по указанному направлению при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.

Тема профориентации получила дальнейшее развитие в рамках научно-практической педагогической конференции «Современные технологии и решения для инженерного и естественно-научного образования в России», проведённой на базе Пет-рГУ в 2015 году.

Сближению позиций университета и школы в значительной мере способствует переход от формально-договорных связей системы «Школа-вуз» к партнёрским отношениям. Определяющим мотивом партнёрства стала заинтересованность сторон в сегодняшней и будущей успешности обучающихся. С созданием в структуре Института непрерывного образования научно-педагогического центра «Открытие» Петрозаводский государственный университет предложил школьникам свои ресурсы для их интеллектуального и личностного развития. Обязательства университета по работе с одарёнными детьми получили нормативное закрепление в «Комплексе мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на территории Республики Карелия», утверждённом распоряжением Правительства Республики Карелия от 15 июля 2013 года № 469-р-П.

Одним из приоритетных направлений работы со школьниками в ПетрГУ является формирование у потенциальных абитуриентов наряду с компетенциями в учебной деятельности стремления осознанно выбирать свой путь к достижению жизненного и профессионального успеха. В Школьной гуманитарной академии, Школьной академии естественных наук, МатФакШколе и Ресурсном центре научно-технического творчества по 34 образовательным программам дополнительного образования обучаются более 800 школьников Петрозаводска. В дистанционные программы, реализуемые сотрудниками кафедры общей физики и курса микробиологии, а также в форме сетевого взаимодействия совместно с государственным бюджетным образовательным учреждением «Республиканский детский эколого-биологический центр имени К. Андреева, вовлечены около 300 школьников из районов Карелии.

Указанные программы осуществляются в форме открытых образовательных проектов, реализуемых в соответствии с основными принципами открытого образования («open education»). Разработчики и руководители программ — профессора, преподаватели и аспиранты университета. Анализ сложившейся практики показывает, что наиболее системно и результативно работают школьные объединения, кураторы которых опираются на поддержку коллег по кафедре или лаборатории. Например, к проведению занятий в «Сократовском клубе» привлечены многие преподаватели кафедры философии и культурологии [5]. Работу Астрономического кружка организуют аспиранты и молодые преподаватели — участники студенческого клуба «Астерион».

Клуб творчества программистов ПетрГУ, успешно действующий в университете уже более пятнадцати лет, объединяет студентов и школьников. Студенты факультета математики и информационных технологий не только обучают школьников в течение учебного года, но и проводят летние лагеря юных математиков и программистов. Соревнования Открытого чемпионата ПетрГУ по программированию проходят в соответствии со всеми требованиями студенческого чемпионата мира по командному программированию, в котором студенты ПетрГУ, «выращенные» с детских лет в Клубе творчества программистов, не раз становились победителями и призёрами.

Ярким примером эффективного применения технологий партнёрства может служить разработка и реализация проекта «Ресурсный центр развития научно-технического творчества обучающихся». Необходимость его появления вызвана острым противоречием между целевой установкой университета на развитие инженерных направлений обучения и практическим отсутствием в системе дополнительного образования детей программ и услуг в области технического творчества.

В структуру центра входит научно-проектная лаборатория школьников и студентов «Илмари-нен», созданная на началах частно-государственного партнёрства с компаниями EMC, Intel, LEGO Education и Polymedia. За очень короткий срок, в течение лета 2015 года, центр был оснащён необходимыми кадрами и оборудованием. Образовательные программы центра реализуются в форме сетевого взаимодействия с МОУ г. Петрозаводска «Дом творчества детей и юношества № 2» и ГБОУ «Ровесник», при активном участии Центра коллективного пользования научным оборудованием, Студенческого бизнес-инкубатора, Студенческого конструкторского бюро и других университетских подразделений.

Инициативы студентов и преподавателей осуществляются при организационной поддержке со-

трудников отдела профориентационной работы (поиск партнёров и источников финансирования, оформление документации и отчётности, методическая помощь).

Положительный имидж университета формируется на основе продвижения во внешней среде сведений об успешности его работы в различных сферах, отзывов нынешних студентов, воспоминаний выпускников, ярких событий университетской жизни, вырастает из многих других объективных и субъективных составляющих, в том числе организационных.

По нашей инициативе, поддержанной Министерством образования Республики Карелия, в сентябре 2015 года во многих общеобразовательных школах Карелии прошёл открытый республиканский урок «Наш университет!», посвященный 75-летию ПетрГУ. Предложенная форма реализации информационно-имиджевой политики позволила не только показать школьникам ведущую роль ПетрГУ во всех сферах жизни республики, но и пополнить методические библиотеки школ материалами об истории и сегодняшнем дне университета. Разработчики и организаторы уверены, что университет получит от этой акции отдалённые во времени результаты профориентационного характера, обусловленные ощутимыми положительными переменами в позициях руководителей и учителей общеобразовательных организаций в отношении к университету.

Не секрет, что в учительском сознании давно и прочно укоренилось стремление рекомендовать лучшим выпускникам поступать в столичные вузы — якобы престижнее и выпускнику, и школе. Методично, шаг за шагом, университет усиливает своё влияние в учительской среде: традиционными стали встречи ректора с руководителями школ, семинары по предметам школьной программы, повышение квалификации работников образования с использованием современного лабораторного оборудования, организация педпрактики студентов, привлечение заинтересованных учителей в проекты и конкурсы — лишь немногий перечень используемых нами форм сотрудничества.

Необходимостью не декларативно, а действенно привлекать педагогические коллективы школ к решению сложнейшей социальной проблемы Карелии — оттока молодёжи из республики — продиктовано наше решение о проведении в 2015 году регионального конкурса «Школа — стратегический партнёр ПетрГУ». По отзывам руководителей школ и лицеев — первых 24-х участников конкурса — предложенные университетом критерии оценки представленных материалов помогли им переосмыслить ценностно-смысловой аспект профориентационной работы в школе.

управление профориентационной деятельностью: практика и результаты

Одна из ведущих управленческих функций в сфере профориентационной работы — коммуникация, налаживание и постоянная поддержка как внешних связей в образовательной среде, так и контактов со всеми структурами университета.

Совместная работа со всеми службами университета позволяет ежегодно успешно проводить республиканскую научно-исследовательскую конференцию школьников «Будущее Карелии», Дни науки ПетрГУ в районах Карелии, традиционные Дни открытых дверей. К организации массовой профо-риентационной работы и довузовской подготовки абитуриентов привлечено более 150 научно-педагогических сотрудников и студентов, которыми проводится до 350 профориентационных бесед, экскурсий, встреч, познавательных программ для 10—13 тысяч школьников Карелии ежегодно. Руководители факультетов и институтов, научных подразделений, кафедр всё больше привлекаются к непосредственному участию в профориентационной работе, к организации школьных объединений. При этом они постепенно уходят от позиции пассивных «потребителей» и критиков (вот, опять набрали нам не тех студентов!) к активному участию в решении стратегической задачи формирования качественного контингента обучающихся.

По инициативе отдела профориентационной работы в помощь абитуриентам на сайте университета представлен блок из четырёх web-ресурсов, результативность которых суммарно достигает 40 тысяч посещений в год:

— тестирование по экспресс-программе «Ориентир», пройденное абитуриентом, выводит на соответствующие типу его личности направления бакалавриата;

— «Навигатор абитуриента» оказывает помощь в определении предметов по выбору для сдачи в системе ЕГЭ;

— «Калькулятор абитуриента» позволяет школьнику выстраивать свою образовательную перспективу и лучше ориентироваться в период приёмной кампании;

— Виртуальная экскурсия «Панорама ПетрГУ» помогает посетителю удалённо ознакомиться с корпусами, аудиториями, общежитиями, спортивными объектами ПетрГУ.

Большое число просмотров и только положительные эмоции у зрителей вызывает видеоролик, созданный Медиацентром нашего университета. Студенты назвали его очень символично «Будь ярким! Будь собой!» Мы убеждены, что притягательность университета — прежде всего в его студентах, и стремимся к тому, чтобы непосредственное общение сту-

дентов со школьниками происходило не только в аудиториях, но также на спортивных и сценических площадках, в волонтёрских акциях.

Одним из значимых для нас показателей эффективности является отношение к вузу потенциальных абитуриентов и их родителей: тот факт, что в течение всего периода социологических наблюдений от 72 до 75 процентов опрошенных считают, что «ПетрГУ даёт хорошее и качественное образование», свидетельствует о высокой степени доверия к университету1.

Анализ результатов поступления в вузы выпускников школ республики показал, что системная и целенаправленная работа университета со школьниками в определённой мере влияет на их мотива-ционные установки.

Так, в 2015 году из 3426 выпускников карельских школ студентами ПетрГУ стали 1342 человека, что составляет 39,2 %. Значительно выше — от 66 до 51 процента — этот показатель у Петрозаводска и двух самых близких к столице и университету муниципальных районов. Мы изучили статистику, предоставленную нам школами, вошедшими в условный «топ-20» образовательных организаций, из которых в ПетрГУ в 2015 году поступило большинство выпускников. Эти же школы в течение нескольких последних лет являются наиболее системными и последовательными партнёрами университета. Обобщённые данные приведены в таблице 1.

Приводимая ниже диаграмма (Рис. 1) опроса первокурсников свидетельствует о положительной динамике индикатора КПЭ «уровень довузовской интеграции», который, на наш взгляд, комплексно отражает результаты деятельности университета по формированию качественного контингента.

В группу «34 %» входят, преимущественно, абиту-риенты-петрозаводчане, занимавшиеся в различных школьных объединениях университета. Наиболее характерные пояснения к ответам на вопрос о сотрудничестве: «занималась на кафедре микробиологии», «4 года играю в театре «ТИС», «пою в Академическом хоре ПетрГУ» «занимаюсь в ансамбле «Тойве», «играла в спортивной команде ПетрГУ», «посещала лекции по подготовке к конкурсу эссе»,

«летний математический лагерь», «работала с научным руководителем в лаборатории в сфере нанома-териалов».

1 Здесь и далее автор приводит данные социологического мониторинга «Изучение качественного состава абитуриентов и их мотивации на поступление в ПетрГУ».

Рис. 1. Результаты опроса первокурсников

Практически более пятисот первокурсников до поступления прошли в университете этап «пробы», это позволяет надеяться, что их выбор в пользу ПетрГУ сделан осознанно. Такие студенты легче адаптируются в вузе, легко включаются в учебную работу и общественную жизнь коллектива.

Ориентиром в определении эффективности профориентационной работы являются 2 КПЭ — «Уровень довузовской интеграции потенциальных абитуриентов» и «Уровень личностной позиции абитуриентов на выбор ПетрГУ», подтверждаемые численными измерителями.

Таким образом, за период с 2011 года в данной сфере деятельности ПетрГУ отмечены следующие результаты:

— Установилось новое направление работы со школьниками — открытое дополнительное образование — школьные академии, клубы, школы и т. д. (в 2015 году — 33 образовательных программы, 826 школьников).

— Из 317 участников университетских программ и мероприятий — выпускников школ — 71 % (227 человек) поступили в ПетрГУ.

— Средний балл поступивших вырос с 62,8 (2010 год) до 65,1 (2015 год).

— Вошли в практику интерактивные формы общения со школьниками и учителями, это позволило в 2015 году привлечь к ним 16458 участников, что в 4 раза чем в 2011 году.

— По данным социологического мониторинга мотивации абитуриентов от числа опрошенных студентов первого курса по сравнению с первым эта-

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение выпускников школ «топ-20»

Количество выпускников в школах «топ-20» Поступили в ПетрГУ Поступили в ВУЗы Москвы и СПб и других городов Поступили в вузы других стран Другое (поступили в учр-я СПО, на работу, призваны в армию и т. п.)

чел. % чел. % чел. % чел. %

1095 521 47,6 310 28,4 33 3,0 231 21,0

пом социологического мониторинга мотивации

(2012 год) в 2015 году:

• на 23 % стало больше абитуриентов, выбравших для поступления единственный вуз — ПетрГУ (67 %);

• на 11,4 % увеличилось число поступивших студентов, отметивших, что на их выбор существенное влияние оказало довузовское сотрудничество со студентами и преподавателями (34,4 %).

Вызовы и выводы

Тенденция «утечки умов» (в том числе и тех, кто участвовал в программах ПетрГУ для школьников) сохраняется: в среднем каждый четвёртый выпускник лицеев и гимназий Карелии по-прежнему предпочитает для получения высшего образования столичные и зарубежные вузы. Это личный выбор каждого. Он не может быть оценён как «плохой» или «неправильный». Но при этом есть уверенность, что слоган профориентационного портала «Моя карьера», созданного при непосредственном участии специалистов Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ по заказу Министерства труда и занятости Республики Карелия, «Живи, учись, работай в Карелии!» будет воспринят обществом и государственными институтами, влияющими на выбор жизненной траектории молодёжи.

Недавний опрос родителей выпускников школ Карелии показал, что 59,2 % опрошенных предпочитают, чтобы их дети получали высшее образование в вузах Карелии, и прежде всего в ПетрГУ, но довольно много родителей (40,2 %) хотели бы обучать своих детей в столичных вузах. Следовательно, университету необходимо и дальше внимательно изучать мотивационные процессы и более убедительно работать с родителями школьников, внедрять в практику современные, адекватные состоянию общества, формы взаимодействия с социальным окружением.

В статье затронуты лишь некоторые стороны управления профориентационной деятельностью университета. Но и они свидетельствуют о том, что обеспечение формирования качественного контингента — сложный многоаспектный процесс, которому свойственны все атрибуты образовательного менеджмента.

Результаты профориентационных усилий сказываются, как правило, в отдалённом будущем. Но если сегодня не выстраивать партнёрские связи в образовательной среде, не внедрять профориента-ционный компонент в уклад университетской жизни и в ментальность сотрудников и студентов, негативные последствия могут свести на «нет» все самые яркие достижения в других сферах работы университета. Сегодняшний и будущий успех коренится не только в творческом подходе к организации эффективного взаимодействия с потенциальными абитуриентами, но и в корпоративной ответственности всего коллектива преподавателей и студентов за уровень и качество профориентационных действий.

Список литературы

1. Кузнецова Н. Ю. Профориентационные модели в вузах северо-западного федерального округа//Непрерыв-ное образование: опыт ПетрГУ. — 2014. — Вып. 2. — С. 17-27.

2. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение теория и практика. — М.: Академия, 2008. — 321 с.

3. Терентьев К. Ю. Образовательные стратегии абитуриентов вузов: опыт построения классификации//Непре-рывное образование: XXI век. — 2015. — Вып. 3 (11). — Б01: 10.15393/л5.аг1.2015.2922

4. Игнатович Е. В. Предпосылки готовности к продолжению обучения: результаты диагностики учащихся 5 и 9-х классов//Непрерывное образование: XXI век. — 2014. — № 6. — Б01: 10.15393/л5.аг1.2014.2365

5. Суворова И. М. Зачем современному школьнику нужна философия? (обзор педагогического опыта)//Не-прерывное образование: XXI век. — 2013. — Вып. 3. — Б01: 10.15393/л5.аг1.2013.2148

Vinokurova N. M.

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

Management of professional orientation development at university

Keywords: professional orientation, pre-university training, open educational project, additional education, motivation of prospective university students, partnership, educational management

The author not only presents the experience of organizing professional orientation activities at Petrozavodsk State University but also attempts at describing the technology of managing change process in this area of university life and its practical implementation. The aim of the article is to identify methods of improving education quality at a "ground" level of working with future students, define challenges and perspectives for university managerial activities in the field of early professional orientation of trainees.

The article looks into real examples of planning and introducing changes in the content and form of professional orientation.

In the beginning of the article the author presents general characteristic of existing practices of interaction between universities and prospective students and demonstrates that basically their efforts are aimed at information and advertising activities and rendering paid services in the field of pre university training for future students. But such approach does not fully meet the requirements of improving student quality. The authors demonstrate that Petrozavodsk State University effectively solves this task by means of merging professional orientation and pre university training into a single process. Project methodology and in professional orientation at the university is shown. A lot of attention in the arti-

References

1. Kuznetsova N. Proforienacionnie modeli v vuzah Seve-ro-zapadnogo federalnogo okruga [Career guidance model at universities of the Northwestern federal district], Ne-prerivnoe obrazovanie: opit PetrGU [Lifelong education: experience of PetrSU], 2014, vol.2, pp.17-27.

2. Pryazhnikov, N. Professionalnoe samoopredelenie: teori-ya i praktika [Professional self-determination: theory and practice], Moscow, 2008, 321 p.

3. Terentev K. Obrazovatelnie strategii abiturientov vuzov: opit postroeniya klassifikacii [Educational strategies of university applicants: the development of classifications], Nepre-

cle is paid to developing content and forms of university and school interaction.

The author provides characteristics of main factors and problems related to organizing enrollment process that influence student enrollment results and quality. The need for sociological research into quality contents of future students and their motivation as the basic instrument for designing managerial measures and professional orientation activities analysis for further managerial decisions is supported.

The article also looks into university communication in the educational environment and describes forms of interaction between university and school, university and teacher community, university and supplementary education institutions. The authors analyses introducing network interaction forms into the process of implementing supplementary educational programs.

The author believes that desire to improve current end future performance of students can be a defining motive in the partnership between university and school.

The scope of the article is broad enough: besides describing experience of organizing professional orientation activities the author presents university management practice using the example of organizing school and student unions. The article demonstrates managerial activities taken by the university in order to form sustainable interest among students to engineering specializations and forming necessary competencies for working in hi tech industries.

In the conclusion the author states that professional orientation activities of the university present a complex multifac-tor process requiring modern university management methods.

rivnoe obrazovanie: XXI vek [Lifelong education: XXI century], 2015, vol.3 (11), DOI: 10.15393/j5.art.2015.2922

4. Ignatovich E. Predposilki gotovnosti k prodolgheniu obu-cheniya: rezultati diagnostiki uchacshihsya 5 I 9 klassov [Readiness of 5th and 9th graders to continue education: a diagnostic study], Neprerivnoe obrazovanie: XXI vek [Lifelong education: XXI century], 2014, vol.6, DOI: 10.15393/ j5.art.2014.2365

5. Suvorova I. Zachem sovremennomu shkolniku nuzhna filosofiya? (obzor pedagogicheskogo opita) [Why does a modern school student need philosophy? (Teaching experience)], Neprerivnoe obrazovanie: XXI vek [Lifelong education: XXI century], 2013, vol.3, DOI: 10.15393/ j5.art.2013.2148

Vinokurova Nina, deputy Director for the pre-university and career guidance in Petrozavodsk State University; Prospekt Lenina 33, Petrozavodsk, 185910, Republic of Karelia, Russian Federation; 8 (814-2)71-96-33, vinokurova@petrsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.