Научная статья на тему 'Организация профориентационной работы в системе непрерывного этнокультурно-технологического образования'

Организация профориентационной работы в системе непрерывного этнокультурно-технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ЭТНОКУЛЬТУРНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ И НАРОДНОЕ СУДОСТРОЕНИЕ / КАРЕЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / CAREER GUIDANCE / ETHNO CULTURAL-TECHNOLOGICAL EDUCATION / HISTORICAL AND TRADITIONAL SHIPBUILDING / KARELIAN FOLK COSTUME / PRIMARY TECHNICAL MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талых Алексей Александрович, Лобашев Валерий Данилович, Зименкова Фаина Николаевна

В концепции воспитания в профессиональной школе особое внимание уделяется трудовому воспитанию, реализация принципов которого должна способствовать профориентации учащихся в области материального производства и формированию потребности в трудовой деятельности. В предлагаемой статье обсуждаются вопросы профориентационной работы и задачи, которые ставит в своей работе со школьниками и студентами кафедра технологического образования Петрозаводского государственного университета в системе непрерывного этнокультурнотехнологического образования, где особую роль играют специальные курсы, мастер-классы, тренинги, разработанные сотрудниками кафедры. Они с успехом используются на любом этапе образования студентов и учащихся школ. При этом особое внимание обращено на начальную школу, где осуществляется первоначальная ознакомительная профориентация, и в дальнейшем на среднюю школу, где вновь востребована максимальная направленность учителя на конкретный урок, рассматриваемый как квалификационная единица базы знаний ученика, закладываемый в здание общего образования будущего специалиста. В статье приводятся конкретные примеры, тесного взаимодействия кафедры со школами в совместной работе, а также примеры практических достижений школьников и студентов, участие их в творческих проектах, регатах, подтверждающих эффективность работы кафедры в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF VOCATIONAL GUIDANCE IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS ETHNO CULTURAL AND TECHNOLOGICAL EDUCATION

In the concept of education at a professional school, special attention is paid to labor education, the implementation of the principles of which should contribute to career guidance of students in the field of the goods production and to the formation of demand in the labor market. The article discusses the career guidance, and the challenges posed in their work with pupils and students of technological education Petrozavodsk State University in continuing ethno cultural and technological education, where the special role is played by special courses, workshops, training sessions, developed by employees of the Department. They are successfully used at any stage in training students and schoolchildren. Special attention is directed to the primary school where the initial research work and career guidance is carried out, and further to the high school, where the maximum orientation of the teacher on the particular lesson considered as a qualification unit of the knowledge base of the pupil, put into the building of the general education of future expert is again demanded. The article gives concrete examples of close collaboration of the Department with the schools to work together, as well as the practical achievements of pupils and students, their participation in creative projects, regattas, confirming the effectiveness of the department in this regard.

Текст научной работы на тему «Организация профориентационной работы в системе непрерывного этнокультурно-технологического образования»

УДК 378 ББК 74.409

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I А.А. Талых, В.Д. Лобашев, Ф.Н. Зименкова

Аннотация. В концепции воспитания в профессиональной школе особое внимание уделяется трудовому воспитанию, реализация принципов которого должна способствовать профориентации учащихся в области материального производства и формированию потребности в трудовой деятельности. В предлагаемой статье обсуждаются вопросы профориента-ционной работы и задачи, которые ставит в своей работе со школьниками и студентами кафедра технологического образования Петрозаводского государственного университета в системе непрерывного этнокультурно-технологического образования, где особую роль играют специальные курсы, мастер-классы, тренинги, разработанные сотрудниками кафедры. Они с успехом используются на любом этапе образования студентов и учащихся школ. При этом особое внимание обращено на начальную школу, где осуществляется первоначальная ознакомительная профориентация, и в дальнейшем - на среднюю школу, где вновь востребована максимальная направленность учителя на конкретный урок, рассматриваемый как квалификационная единица базы знаний ученика, закладываемый в здание общего образования будущего специалиста. В статье приводятся конкретные примеры тесного взаимодействия кафедры со школами в совместной работе, а также примеры практических достижений школьников и студентов, участие их в творческих проектах, регатах, подтверждающих эффективность работы кафедры в этом направлении.

Ключевые слова: профориентационная работа, этнокультурно-технологическое образование, историческое и народное судостроение, Карельский народный костюм, начальное техническое моделирование.

ORGANIZATION OF VOCATIONAL GUIDANCE IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS ETHNO CULTURAL AND TECHNOLOGICAL EDUCATION

I A.A. Talih, V.D. Lobachev, F.N. Zimenkova

Abstract. In the concept of education at a professional school, special attention is paid to labor education, the implementation of the principles of which

should contribute to career guidance of students in the field of the goods production and to the formation of demand in the labor market. The article discusses the career guidance, and the challenges posed in their work with pupils and students of technological education Petrozavodsk State University in continuing ethno cultural and technological education, where the special role is played by special courses, workshops, training sessions, developed by employees of the Department. They are successfully used at any stage in training students and schoolchildren. Special attention is directed to the primary school where the initial research work and career guidance is carried out, and further to the high school, where the maximum orientation of the teacher on the particular lesson considered as a qualification unit of the knowledge base of the pupil, put into the building of the general education of future expert is again demanded. The article gives concrete examples of close collaboration of the Department with the schools to work together, as well as the practical achievements of pupils and students, their participation in creative projects, regattas, confirming the effectiveness of the department in this regard.

Keywords: career guidance, ethno cultural-technological education, historical and traditional shipbuilding, Karelian folk costume, primary technical modeling.

В настоящее время наметилась устойчивая тенденция к совершенствованию процессуального аспекта профессиональной дидактики (теории обучения). Прослеживается стремление образовательной системы компенсировать отсутствие ориентации 162 на преодоление профессионального функционализма. Одним из отличительных показателей этого периода заключается в затянувшейся у учащихся «стадии» поиска и выбора профессии. В профориентации рождаются и отлаживаются теории выбора профессии, но они «работают» вдогонку, неактивно, их время полного становления только наступает. Потребность в инновационных подходах к решению проблем рынка труда еще не отразилась в сознании новых работодателей: слишком резка перемена экономической модели развития России. В большей мере профориентация выступает всего лишь ярмаркой возможностей при от-

носительно слабой практической оценке готовности соискателей работы к освоению профессии. Часто основаниями выбора становятся ситуативные интересы к профессиональной деятельности, слабо формируется внутренняя готовность личности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития. В этой ситуации предпочтительно обучение в составе групп: на практике индивидуум ориентирован на контактное обучение в коллективе и на явно выраженную индивидуальную самореализацию. Последнее особенно характерно для начальных этапов обучения.

В концепции воспитания в профессиональной школе особое внимание уделяется трудовому воспитанию, реализация принципов которого должна способствовать профориентации учащихся в области материального производства и фор-

мировании потребности в трудовой деятельности.

В конкретном приложении практика профориентации среди различных теорий выбора профессии выделяет следующие:

• психодинамическое направление (их теоретической базой служат работы З. Фрейда) рассматривается как устойчивое следование ориентации, выработанной в детстве;

• сценарная теория (американский психотерапевт Э. Берн) объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве;

• теория профессионального развития (Д. Сьюпер и др.) отражает положения «Я-концепции»: то, что человек хочет сказать о себе;

• типологическая теория (американский исследователь Дж. Холланд) выделяет шесть типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный; каждый из выделенных комплексов качеств личности предопределяет ориентации выбора;

• теория компромисса с реальностью защищает положения стадийного развития в области, соответствующей ситуации принятия решения на границе формируемого вектора, в ситуации выбора из множества вариантов профессиональной ориентации (Эди Гинзберг).

На практике ситуация выбора нередко оказывается стрессовой, возможен внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки.

Современные технологии разработки и совершенствования программ профориентационной работы, как спо-

соб повышения качества профессионального образования, предполагают организовывать ее в системе непрерывного образования, где особую роль играют специальные курсы, мастер-классы, тренинги, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры. При этом особое внимание должно быть направлено на начальную школу, где осуществляется первоначальная ознакомительная профориентация, и в дальнейшем — на среднюю школу, где вновь востребована максимальная направленность учителя на конкретный урок, рассматриваемый как квалификационная единица базы знаний ученика, как очередной «кирпичик», закладываемый в его здание Мира; ведь почти всегда Душе ребенка требуется простор, прочность, четкая определенность творчества для того, чтобы отправиться в «Душой исполненный полет...», сам полет в непознанность возможен только от ощущения надежности опоры на личные знания и убеждения.

Проводимая на кафедре технологического образования Петрозаводского государственного университета работа по приобщению студентов и школьников к истокам творчества народов русского Севера, направленная на возрождение древних ремесел, сохранение знаний о традиционном деревянном судостроении, приобщение молодежи к возможности своими руками построить деревянное судно, старинный музыкальный инструмент — все это способствует воспитанию у студентов и школьников уважения к российской истории обработки древесины и тем самым вносит огромный вклад в дело сохранения этнокультурного насле-

163

164

дия народа, воспитания молодежи в лучших нравственных традициях русского Севера. И эта задача сегодня приобретает наиболее актуальное значение.

Профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: она призвана способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию. Профориентационный подход, реализуемый сотрудниками кафедры технологического образования, ориентирован на изучение и интенсификацию — модернизацию профессиональной мотивации, условий ее формирования, способов поддержания и развития. Прикладное применение этого подхода — диагностирование профессиональных предпочтений и действительной профессиональной пригодности к избранному роду деятельности.

В организации профориентаци-онной работы применяется интерактивная модель обучения, в которой воплощается идея организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой на фоне объективных внешних обстоятельств. Способность учеников адаптироваться к изменениям окружающей жизни, а не подчиняться обстоятельствам действительности, сегодня не менее важна, чем сумма узкопрофессиональных знаний и умений

В настоящее время кафедра проводит активную профориентацион-ную работу в системе непрерывного технологического образования.

Уже с детьми дошкольного возраста проводятся мастер-классы по

изготовлению изделий из древесины в рамках сотрудничества кафедры с учреждениями дошкольного образования. Затем профориентационная работа продолжается со школьниками в рамках действующей учебной лаборатории «Историческое и народное судостроение», с привлечением школьных учителей технологии-выпускников кафедры к участию вместе со школьниками в проектах лаборатории. Лаборатория начала свою деятельность в 2006 г/ и за 9 лет своего существования на воду было спущено свыше 10 исторических и народных малых деревянных судов. На построенных судах преподаватели и студенты ходят в экспедиции. Школьники также не только принимают непосредственное участие в изготовлении лодок и их моделей, но и активно привлекаются к массовым мероприятиям на построенных в лаборатории лодках. Например, ежегодно участвуют в праздновании Дня города Петрозаводска (фото 1), принимают участие в регате на о. Кижи.

В настоящее время в лаборатории полным ходом идет строительство лодки-верейки. Школьники 9-11 классов совместно с учителем технологии вовлечены в этот проект, который будет закончен в 2016 г.

Для приобщения студентов к истокам этнокультуры в учебные планы подготовки прикладных бакалавров по профилю «Технология» на кафедре введены курсы по выбору «Народное судостроение», «Конструирование музыкальных инструментов», «Народное зодчество Карелии», «Народный костюм» и др. Данные курсы являются уникальными для системы профессионального образования не только в Карелии, но и в РФ.

Фото 1. Участие школьников в презентации лодок кафедры на берегу Онежского озера в рамках празднования Дня города 2015 г

В каждом учебном году кафедра дважды участвует в вузовских «Днях открытых дверей». Преподаватели и студенты проводят мастер-классы для потенциальных абитуриентов по столярному мастерству, кружево-плетению на коклюшках, вышивке и др. Также преподаватели и студенты выезжают в районы Карелии, где проводят интересные мероприятия, презентуя основные направления работы кафедры.

Огромное внимание при работе с абитуриентами уделяется взаимодействию со средствами массовой информации. Снята серия репортажей, пропагандирующих опыт преподавания исторического и народного судостроения, изготовления струнных музыкальных инструментов «кантеле» в вузе.

Особого внимания заслуживает период ранней юности, в котором наблюдается наивысшая сензитив -ность формированию профессионального самосознания. На кафедре технологического образования в

рамках профориентационной работы активно функционирует школьная академия «Начальное техническое моделирование» для школьников 5-11 классов, которая, по существу уже стала кузницей будущих абитуриентов.

Здесь каждый школьник может найти себе то направление, которое вызовет у него наибольший интерес. 165 Обучающиеся увлеченно занимаются моделированием и конструированием изделий из древесины, изготавливают сувенирные музыкальные инструменты «кантеле» (карело-финские струнные музыкальные инструменты), шкатулки (фото 2), проектируют исторические и народные костюмы (фото 3) и многие другие предметы народного творчества. Все объекты технологии объединяет общий стержень — этнокультурное воспитание подрастающего поколения. Наиболее прочно становление профессиональных умений обучаю -щихся взаимосвязано с этно-конфес-

Фото 2. Сувенирные шкатулки, изготовленные студентами и школьниками и представленные на выставке в рамках празднования Дня города Петрозаводска 2014 г

166

сиональными и профессиональными особенностями их жизни.

Но кафедра не останавливается на достигнутом уровне профориента-ционной работы. В настоящее время создается ряд совместных проектов (школьники - студенты - преподаватели) по линии РГНФ, школьники под руководством студентов и консультирующих преподавателей готовят доклады на всероссийские и региональные школьные и студенческие научные конференции, на базе мастерской кафедры планируется организация системы мастер-классов по конструированию изделий из древесины для дошкольников и многое другое.

В 2015 г. в Петрозаводском государственном университете состоялось торжественное открытие научно-проектной лаборатории для школьников и студентов «Илмари-нен». Название нового центра отсылает к карело-финскому эпосу, кузнец Илмаринен в нем - герой,

несущий людям добро. Проект уникален тем, что над ним совместно работают сразу несколько коммерческих компаний, заинтересованных в развитии инженерного образования в России: Intel, EMC, LEGO education и Polymedia. Лаборатория создана по примеру международных STEM-центров, сеть которых активно развивает в России компания Intel. Аббревиатура STEM расшифровывается как Science, Technology, Engineering, Mathematics. Задача проекта - повысить интерес старшеклассников к инженерным и техническим специальностям и мотивировать их на продолжение образования в научно-технической сфере.

Те же задачи ставит перед собой и «Илмаринен». Роль Петрозаводского государственного университета отнюдь не ограничивается предоставлением помещения, вуз заинтересован в работе со школьниками на новом уровне, в проекте активно задей-

ствован научно-преподавательский состав ПетрГУ. Преподаватели и сотрудники кафедры технологического образования тоже активно включились в работу лаборатории в направлении развития этнокультурного образования студентов и школьников.

Таким образом, опыт организации профориентационной работы на кафедре, и в целом, в вузе, а также проведенные современные социологические исследования ряда ученых (Б.В. Заливанский, Е.С. Мищенко, Е.В. Самохвалова и др.) позволяют выделить следующие перспективные тенденции ее развития [1; 2]:

• необходимо развивать и совершенствовать работу школьных академий;

• в рамках проведения «Дней открытых дверей» важными представляются встречи с потенциальными работодателями, во время которых будущие абитуриенты и их родители могут получить информацию о профессии «из первых рук»;

• к организации традиционных встреч со старшеклассниками необходимо привлекать самих студентов и выпускников вуза. В этом случае встречи будут носить менее формальный характер и могут стать более эффективными;

• учитывая рекомендации выполненных исследований (наиболее эффективно обучение - в сочетании эвристической и алгоритмической деятельности) - актуально рассмотрение в качестве индивидуальных характеристик, влияющих на общение, особенностей когнитивной организации субъекта;

• использовать средства информационно-коммуникационных технологий. Обсуждение перспектив обучения в различных конкретных направлениях подготовки в социальных сетях, профориентационное онлайн-тестирование на университетских и факультетских сайтах, видеоролики о конкретных профессиях, профконсультирование по

167

Фото 3. Студентки кафедры технологического образования ПетрГУ в народных костюмах Карелии на праздновании Дня города Петрозаводска 2014 г Дипломные работы

скайпу, привлечение средств массовой информации (репортажи по телевидению, статьи в журналах и т.п.) — все это может быть востребовано и выпускниками школ, и их родителями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заливанский, Б.В. Проблемы организации профориентационной работы в университете [Текст] / Б.В. Заливанский, Е.В. Самохва-лова // Высшее образование в России. - 2014.

- № 7. - С. 64-69. - [Электронный ресурс].

- URL: http://vovr.su/upload/7-14.pdf

2. Молоткова, Н.В. SWOT - анализ как основа разработки стратегии развития профориентационной работы образователь-

ной организации в условиях конкурентной среды [Текст] / Н.В. Молоткова, Е.С. Мищенко // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2010. - № 3 (65). - С. 52-56.

REFERENCES

1. Molotkova N.V., Mishhenko E.S., SWOT -analiz kak osnova razrabotki strategii raz-vitija proforientacionnoj raboty obrazovatel-noj organizacii v uslovijah konkurentnoj sredy, Vestnik Samarskogo gosudarstvenno-go jekonomicheskogo universiteta, 2010, No. 3 (65), pp. 52-56. (in Russian)

2. Zalivanskij B.V., Samohvalova E.V., Proble-my organizacii proforientacionnoj raboty v universitete, Vysshee obrazovanie v Rossii, 2014, No. 7, pp. 64-69, available at: http:// vovr.su/upload/7-14.pdf (in Russian)

168

Лобашов Валерий Данилович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономической теории и менеджмента, Петрозаводский государственный университет, ronaf@mail.ru Lobashov V.D., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Economic Theory and Management, Petrozavodsk State University, ronaf@mail.ru

Талых Алексей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра технологического образования, институт педагогики и психологии, Петрозаводский государственный университет, ata_77@mail.ru Talih A.A., PhD in Pedagogy, Professor, Head of Department, Department of Technological Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Petrozavodsk State University, ata_77@mail.ru

Зименкова Фаина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и профессионального обучения, Институт физики, технологии и информационных систем, Московский педагогический государственный университет, fainazim@mail.ru Zimenkova F.N., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Technology and Vocational Training, Institute of Physics, Technology and Information Systems, Moscow State University of Education, fainazim@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.