1УДК 378 ББК 74.58
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Ф. Н. Зименкова, А. А. Талых
Аннотация. В данной статье описывается опыт этнокультурного развития студентов кафедры технологического образования Петрозаводского государственного университета на примере создания копий старинного карельского струнного щипкового музыкального инструмента - кантеле. Обсуждаются задачи, которые ставит в своей работе со студентами данная кафедра по воспитанию у студентов бережного отношения к объектам этнокультурного наследия в процессе овладения ими системой знаний, умений, навыков и компетенций в области традиционной и современной ручной и механической обработки древесины, а также развития навыков моделирования и конструирования этнических объектов - кантеле на основе музейных экспонатов. Приводятся конкретные примеры практических достижений студентов, освещается также опыт взаимодействия кафедры со средними школами.
Ключевые слова: этнокультурное наследие, музейные экспонаты, кантеле, электрокантеле, профориентационная работа.
ETHNO-CULTURAL TRAINING OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
F. N. Zimenkova, A. A. Talykh
Abstract. The article discusses the thinking process of ethno-cultural revival of ancient stringed musical instruments - Kantele, and the challenges set by the Technological Education Department of Petrozavodsk University in teaching the students careful attitude to the eth-no-cultural heritage, mastering the system of knowledge, skills and competences in the field of traditional and contemporary hand and mechanical wood processing, as well as the skills for design and modeling of ethnic objects - Kantele on the basis of the Museum exhibits.
Specific examples of practical achievements of students are given and the experience of mutual work of Departments and Schools is highlighted.
Keywords: ethno cultural heritage, Museum exhibits, Kantele, electric Kantele, career guidance.
Не секрет, что важнейшей задачей современной педагогики является умножение духовного потенциала подрастающего поколения, формирование его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прошлому своего народа, к духовным ценностям национальной, отечественной и мировой культуры. В любой культуре диалектически объединено национальное, интернациональное и общечеловеческое. Именно из лучших достижений национальных культур складывается культура общечеловеческая. Поэтому вопрос воспитания эт-нокультуры в процессе формирования личности современного студента должен не замыкаться в ограниченном пространстве узкона-
циональных интересов, а стремиться расширять его границы, делать его достоянием как можно большего числа участников.
Этот тезис, подтвержденный жизненной и исторической практикой, требует ориентации современной системы образования на формирование общечеловеческих ценностей - сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания и взаимообогащения. Это хорошо понимают на кафедре технологического образования Петрозаводского государственного университета, и поэтому данным вопросам здесь уделяется особое внимание. Немалая роль при этом отводится воспитанию у студентов бережного отношения к объектам этнокультурного наследия через овладение ими определенной системой
знаний, умений в развитии навыков моделирования и конструирования этнических объектов, таких как кантеле, на основе музейных экспонатов. Именно на этом и делается основной акцент этнокультурного воспитания студентов вуза.
До недавнего времени о вепсском кантеле практически никто не знал ни в Карелии, ни за ее пределами. Инструмент был известен только нескольким старым мастерам-специалистам. Когда-то широко известный в Вепсском краю Карелии струнный музыкальный инструмент был утрачен и «ушел» из народной культуры по различным причинам. Однако благодаря неравнодушным людям-энтузиастам: му-
Рис. 1. Руководитель проекта В. Ф. Тропин с образцами различных кантеле, изготовленных студентами
зыковедам, историкам и специалистам по деревообработке - удалось воссоздать форму и внешний вид этого исключительно интересного инструмента.
Кантеле (карел. и фин. ка^е!е) - карело-финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные - снабжаются металлическими струнами, и число их доходит до тридцати девяти. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны.
Большой вклад при сборе этнографического материала, возрождения и становления этого замечательного музыкального инструмента внесли известные карельские специалисты: эт-номузыковед И. Б. Семакова и этнограф З. И. Строгальщикова. Позднее на основе собранно-
го и проанализированного специалистами материала удалось воссоздать вепсское кантеле и дать ему новую жизнь [1].
В связи с этим в 1993 г. на индустриально-педагогическом факультете Карельского государственного педагогического института в рамках подготовки учителей технического труда открылся спецкурс «Моделирование и конструирование музыкальных инструментов типа кантеле». Автором спецкурса и данного направления стал декан факультета, кандидат технических наук, доцент В. Ф. Тропин (рис. 1). Дисциплина изучалась в вузе на четвертом, выпускном, курсе. Первыми работами студентов были пятиструнные кантеле.
Существуют кантеле различных конструкций: от диатонического пятиструнного до многострунного хроматического, что позволяет включить разработку кантеле как творческого объекта в технологическую часть дипломной работы студентов. Именно благодаря непрекращающемуся поиску конструкции, формы этого музыкального инструмента остается огромное поле для творческой деятельности студентов, оригинальности решений, что в конечном итоге способствует формированию и развитию их творческих способностей [2]. Так, например, на кантеле можно выполнить резьбу по дереву (рис. 2), декорировать шпоном (рис. 3), использовать морилку и др.
Многолетняя работа в направлении моделирования музыкальных инструментов принесла свои плоды. Преподавателями и студентами факультета за это время изготовлены сотни различных музыкальных инструментов типа
Рис. 2. Кантеле, декорированное резьбой. Работа студента
Рис. 3. Кантеле, декорированное шпоном. Работы студентов
Рис. 4. Выпускник факультета с образцом электрокантеле. Дипломная работа
кантеле. Это пикколо, прима, альт и бас. Помимо изменения формы инструмента увеличивается количество струн. Их становится более 10, а в 2005 г. на базе мастерской факультета впервые изготовлен образец хроматического вепсского кантеле с 32 струнами.
В 2007 г. на факультете была успешно защищена диссертация, в которой были отражены положительные результаты опытно-экспериментальной работы со студентами в рамках спецкурса по изготовлению музыкальных инструментов [3]. А через два года в рамках дипломной работы одним из студентов было выполнено электрокантеле (рис. 4).
В сентябре 1997 г. организатор и вдохновитель мастерской по изготовлению карельских народных музыкальных инструментов декан фа-
культета В. Ф. Тропин предложил педагогам Петрозаводского Дворца творчества детей и юношества создать «маленький ансамблик», чтобы не только изготавливать, но и обучать студентов игре на музыкальных инструментах. И это была замечательная идея. Кроме того, сделавший, по преданиям, первое кантеле Вяйнямейнен - главный герой карело-финского эпоса «Калевала» -был знатоком, мастером, и вообще, мужчиной своего времени. Поэтому на факультете решили возрождать именно мужскую традицию игры на кантеле, традицию сильную, созидающую, оплодотворяющую! Но возрождать хотели не «мумию», а живую философию, энергию, дух, реальную добрую силу. А поскольку жили в конце столетия, которое подарило людям отличную одежду «джинсы», удобные как для студентов, так и для преподавателей, то все это и определило название ансамбля этнической музыки и импровизации, созданного на базе факультета, - «Джинс-кантеле», который радует слушателей своей музыкой и по сей день (рис. 5). Сейчас в составе группы в основном уже девушки. Репертуар ансамбля: музыка, песни Карелии, интерактивное общение со слушателями, в том числе экспресс-обучение игре на карельских народных музыкальных инструментах, кантелетерапия и др.
А для того чтобы возрождать не только старинные музыкальные инструменты, но и готовить дипломированных специалистов по данному направлению, была получена лицензия на обучение по утраченной, но актуальной и важной в современном обществе квалификации столяра по музыкальным инструментам.
Каждый студент после изготовления своего кантеле под руководством мастера производ-
Рис. 5. Выступление ансамбля «Джинс-кантеле»
Рис. 6. Студенты 2-го курса кафедры технологического образования за работой по изготовлению сувенирного кантеле в мастерской
ственного обучения (инженера) защищает проект на заседании аттестационной комиссии.
Студентам присваивается третий или четвертый разряд (в зависимости от сложности изготавливаемого инструмента) по профессии «Столяр по изготовлению и ремонту деталей и узлов музыкальных инструментов» и выдается удостоверение установленного образца.
Реализация готовых инструментов осуществляется по договорам подряда с музеями Республики Карелия и других регионов России, с музыкальными школами Карелии, а также с индивидуальными заказчиками. Поэтому их изготовление вполне самоокупается. Официальные гости, посещающие Петрозаводский государственный университет, также с большим удовольствием принимают в качестве подарка кантеле, этот карельский сувенир.
Работа в направлении развития моделирования кантеле ведется и в настоящее время на новой кафедре технологического образования в рамках теперь уже классического вуза - Петрозаводского государственного университета (рис. 6).
В 2014 г. студенты представили свои работы на специально организованной кафедрой «площадке мастеров», в рамках празднования Дня города Петрозаводска (рис. 7). Петроза-водчане и гости города с большим интересом рассматривали и приобретали как небольшие сувенирные кантеле, так и действующие пяти-струнные.
В рамках профориентационной работы на кафедре действует школьная академия «На-
чальное техническое моделирование» для школьников 7-11-х классов, которая, по существу, уже стала кузницей будущих абитуриентов. Здесь каждый школьник найдет себе то направление, которое вызовет для него больший интерес. На занятиях учащиеся увлеченно занимаются не только изготовлением сувенирных музыкальных инструментов - кантеле, но и моделированием и конструированием лодок, проектируют исторические и народные костюмы и многое другое. Все объекты технологии объединяет общий стержень - этнокультурное воспитание подрастающего поколения.
Таким образом, проводимая на факультете (кафедре) работа по воссозданию и изготовлению народных инструментов в группе студентов, обучающихся по направлению «Технология», позволяет сделать следующие обобщающие выводы:
1. В рамках специальных технологических практикумов, спецкурсов, факультативов возможно изготовление народных музыкальных инструментов в вузе.
2. На основе исторических материалов могут быть восстановлены образцы музыкальных народных инструментов.
Рис. 7. Кантеле, изготовленные студентами
3. Изготовленные инструменты можно усовершенствовать на основе современных технологий, а также новых материалов.
4. На основе возрожденных и усовершенствованных образцов необходимо создавать музыкальные инструменты с новыми характеристиками, отличные от прототипов.
5. Моделированием малогабаритных сувенирных кантеле с большим интересом занимаются уже и школьники старших классов.
6. Участвуя в различных проектах по возрождению, становлению и развитию национальных музыкальных инструментов, студенты совершенствуют навыки ручной и механической обработки древесины и одновременно выполняют важную задачу развития этномузы-кальной инструментальной базы Республики Карелия.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тропин, В. Ф. Проектирование системы эт-номоделирования народных музыкальных инструментов на основе национально-регионального компонента в профессионально-технологической подготовке студентов педагогического вуза [Текст]: моногр. / В. Ф. Тропин. - Петрозаводск: Verso, 2006. - 78 c.
2. Тропин, В. Ф. Об опытно-экспериментальной работе на факультете технологии и предпринимательства в рамках регионального компонента [Текст] / В. Ф. Тропин, А. А. Талых. Этнокультурный компонент в профессиональной подготовке студентов и учащихся: сб. науч.-метод. материалов. - Петрозаводск: Verso, 2007. - С. 99-101.
3. Талых А. А. Методика формирования творче-
ских способностей студентов педагогического университета в процессе профессиональной подготовки учителей технологии и предпринимательства [Текст]: дис. канд. пед. наук / А. А. Талых. - СПб., 2007.
REFERENCES
1. Tropin V. F. Proektirovanie sistemy etnomode-lirovaniya narodnykh muzykalnykh instrumen-tov na osnove natsionalno-regionalnogo kom-ponenta v professionalno-tekhnologicheskoy podgotovke studentov pedagogicheskogo vuza: monogr. Petrozavodsk: Verso, 2006. 78 p.
2. Tropin V. F., Talykh A. A. Ob opytno-eksperi-mentalnoy rabote na fakultete tekhnologii i predprinimatelstva v ramkakh regionalnogo komponenta. In: Etnokulturnyy komponent v professionalnoy podgotovke studentov i uchash-chikhsya: sb. nauch.-metod. materialov. Petrozavodsk: Verso, 2007. Pp. 99-101.
3. Talykh A. A. Metodika formirovaniya tvorches-kikh sposobnostey studentov pedagogichesk-ogo universiteta v protsesse professionalnoy podgotovki uchiteley tekhnologii i predprini-matelstva. PhD Dissertation (Education). St. Petersburg, 2007.
Зименкова Фаина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и профессионального обучения Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Zimenkova Faina N., PhD in Education, Associate Professor, Technology and Vocational Training Department, Institute of Physics, Technology and Information Systems, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]
Талых Алексей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологического образования Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета e-mail: [email protected]
Talykh Alexey A., PhD in Education, Associate Professor, Chairperson, Technological Education Department, Petrozavodsk State University e-mail: [email protected]