Научная статья на тему 'Опыт изучения и изготовления в вузе малых деревянных судов на факультативном курсе «Историческое и Народное судостроение»'

Опыт изучения и изготовления в вузе малых деревянных судов на факультативном курсе «Историческое и Народное судостроение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ETHNO-CULTURAL HERITAGE / ВОЗРОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГО ДЕРЕВЯННОГО СУДОСТРОЕНИЯ / REVIVAL OF ANCIENT WOODEN SHIP-BUILDING / ОВЛАДЕНИЕ СТУДЕНТАМИ СИСТЕМОЙ ЗНАНИЙ / LEARNING BY STUDENTS THE SYSTEM OF KNOWLEDGE / УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / SKILLS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / МАЛЫЕ ДЕРЕВЯННЫЕ СУДА / SMALL WOODEN SHIPS / МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ / MUSEUM EXHIBITS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ТРАЕКТОРИИ / INDIVIDUAL CREATIVE PATH OF RECONSTRUCTION OF BATTLES / РЕКОНСТРУКЦИИ СРАЖЕНИЙ / ЭКСПЕДИЦИИ / EXPEDITIONS / РЕГАТА / REGATTA / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS / ПРОФОРИЕНТА-ЦИОННАЯ РАБОТА / VOCATIONAL GUIDANCE WORK / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ШКОЛАМИ / INTERACTION WITH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талых Алексей Александрович, Зименкова Фаина Николаевна

В данной статье обсуждаются вопросы осмысления процесса этнокультурного возрождения древнейшего деревянного судостроения. Рассмотрены задачи, которые ставит и решает в своей работе со студентами кафедра технологического образования Петрозаводского государственного университета по воспитанию у студентов бережного отношения к объектам этнокультурного наследия, овладению ими системой знаний, умений, навыков и компетенций в области традиционной и современной ручной и механической обработки древесины, а также развитию навыков моделирования и конструирования этнических объектов (лодок) на основе музейных экспонатов. Приводятся конкретные примеры практических достижений студентов, участие их в исследовательских экспедициях, регатах и пр., освещается опыт проведения профориентацион-ной работы и взаимодействие кафедры со школами города в совместной работе над проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Талых Алексей Александрович, Зименкова Фаина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of studying at the university and manufacture of small wooden boats elective course on „historical and national shipbuilding"

This article discusses the understanding of the process of ethnic and cultural revival of the ancient wooden shipbuilding, and the challenges that raises and answers in their work with the students of the Department of Technological Education of Petrozavodsk State University to educate students respect for the ethnic and cultural heritage objects. Wielding their system of knowledge, skills and competences in the field of traditional and modern manual and mechanical wood processing, as well as the development of skills of modeling and designing ethnic objects (boats) on the basis of the museum exhibits. Specific examples of practical achievements of students, their participation in research cruises, regattas, etc., Covered the experience of career guidance and cooperation of the department with the schools of the city to work together on projects.

Текст научной работы на тему «Опыт изучения и изготовления в вузе малых деревянных судов на факультативном курсе «Историческое и Народное судостроение»»

1УДК 37:002

ББК 74.58

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ В ВУЗЕ МАЛЫХ ДЕРЕВЯННЫХ СУДОВ НА ФАКУЛЬТАТИВНОМ КУРСЕ «ИСТОРИЧЕСКОЕ И НАРОДНОЕ СУДОСТРОЕНИЕ»

Ф. Н. Зименкова, А. А. Талых

В данной статье обсуждаются вопросы осмысления процесса этнокультурного возрождения древнейшего деревянного судостроения. Рассмотрены задачи, которые ставит и решает в своей работе со студентами кафедра технологического образования Петрозаводского государственного университета по воспитанию у студентов бережного отношения к объектам этнокультурного наследия, овладению ими системой знаний, умений, навыков и компетенций в области традиционной и современной ручной и механической обработки древесины, а также развитию навыков моделирования и конструирования этнических объектов (лодок) на основе музейных экспонатов.

Приводятся конкретные примеры практических достижений студентов, участие их в исследовательских экспедициях, регатах и пр., освещается опыт проведения профориентацион-ной работы и взаимодействие кафедры со школами города в совместной работе над проектами.

Ключевые слова: этнокультурное наследие, возрождение древнего деревянного судостроения, овладение студентами системой знаний, умений и навыков, компетенции, малые деревянные суда, музейные экспонаты, индивидуальные творческие траектории, реконструкции сражений, экспедиции, регата, научно-исследовательская деятельность студентов, профориента-ционная работа, взаимодействие со школами.

THE EXPERIENCE OF STUDYING AT THE UNIVERSITY

AND MANUFACTURE OF SMALL WOODEN BOATS ELECTIVE COURSE

ON „HISTORICAL AND NATIONAL SHIPBUILDING"

F. N. Zimenkova, A. A. Talykh

This article discusses the understanding of the process of ethnic and cultural revival of the ancient wooden shipbuilding, and the challenges that raises and answers in their work with the students of the Department of Technological Education of Petrozavodsk State University to educate students respect for the ethnic and cultural heritage objects. Wielding their system of knowledge, skills and competences in the field of traditional and modern manual and mechanical wood processing, as well as the development of skills of modeling and designing ethnic objects (boats) on the basis of the museum exhibits.

Specific examples of practical achievements of students, their participation in research cruises, regattas, etc., Covered the experience of career guidance and cooperation of the department with the schools of the city to work together on projects.

Keywords: ethno-cultural heritage, revival of ancient wooden ship-building, learning by students the system of knowledge, skills, competencies, small wooden ships, museum exhibits, individual creative path of reconstruction of battles, expeditions, regatta, research activities of students, vocational guidance work, interaction with schools.

В последние годы заметно активизировался интерес к своей истории и традиционной культуре у разных народов России. Национальная доктрина образования Российской Федерации (2000-2025 гг.), предоста-

вившая возможность включения в Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации национально-регионального компонента, обозначила новый вектор развития системы российского образова-

ния. Появилась возможность, с одной стороны, свободного изучения и использования опыта образовательных систем мира, с другой - региональной ориентации развития местного образования, позволяющей опереться на лучшие достижения, богатство культурного и, следовательно, этнокультурного наследия региона. Это, бесспорно, серьезный, реформаторский шаг в развитии современного российского образования.

Осмысление процесса этнокультурного возрождения становится не только актуальной проблемой в идеологическом плане, но и важнейшей задачей различных научных дисциплин, в том числе технологических. Организация учебно-воспитательного процесса вуза с включением традиционной культуры региона не только дает возможность молодежи приобретать знания, но и ориентирует на определение жизненных, социальных ценностей, выработку мировоззренческой позиции. Вуз как обязательная социальная ступень в жизни каждого студента призван помочь раскрыть способности и творческий потенциал личности, используя при этом богатое этнокультурное наследие региона.

Деревянное судостроение - древнейший вид производительной деятельности человека Русского Севера. Однако в начале XIX в. с появлением судовых двигателей, развитием металлургии и технологий оно стало постепенно терять свои позиции в отрасли. В настоящее время общий объем деревянных судов судостроительной отрасли в мире едва достигает одного процента. Поэтому вопрос сохранения и возрождения древнего ремесла, традиционного деревянного судостроения - это вопрос сохранения этнокультуры региона, память наших предков, которые отдавали этому весь свой жизненный опыт, знания и силы. В связи с этим деятельность оставшихся немногочисленных предприятий и отдельных мастеров, занимающихся этим поистине уникальным производством, а также подготовка таких специалистов в стенах учебных заведений требует сегодня государственного внимания и поддержки, особенно в тех регионах и центрах традиционного судостроения, какими являются Республика Карелия и, в частности, г. Петрозаводск [1; 2].

Вот почему в 2006 г. в учебных планах на факультете технологии и предпринимательства

Карельской государственной педагогической академии в рамках факультативных занятий был открыт учебно-практический курс «Народное судостроение», а затем и лаборатория исторического и народного судостроения. Целью создания данного курса было возрождение, сохранение и популяризация среди студенческой молодежи традиций малого деревянного судостроения Русского Севера.

Основными задачами, на решение которых ориентировался педагогический коллектив факультета, были воспитание у студентов бережного отношения к объектам этнокультурного наследия, овладение ими системой знаний, умений, навыков и компетенций в области традиционной и современной ручной и механической обработки древесины, а также развитие навыков моделирования и конструирования этнических объектов (лодок) на основе работы с музейными экспонатами.

Помимо важных образовательных задач перед студентами ставились большие творческие задачи по проектированию и изготовлению лодок - экспонатов этнокультуры для музеев, разработка новых технологических решений в моделировании этнических объектов, в том числе для развития туризма в республике. Таким образом, обеспечивался выбор индивидуальных творческих траекторий сообразно интересам и наклонностям обучающихся.

Факультативные занятия проводились для студентов старших курсов по 4 ч в неделю. Теоретические занятия их подкреплялись практической деятельностью. Группа студентов (по 3-5 человек), совместно с преподавателем -руководителем проекта, изготавливала различные малые деревянные суда как по готовым чертежам из журналов, так и по разработанным ими собственным чертежам, по обмерам старинных лодок в музеях, а также сохранившихся в некоторых деревнях республики.

Творческие решения и разработки выливались затем в интересные самобытные дипломные работы студентов, написание научных статей и выступление на научно-практических студенческих конференциях в вузе.

После объединения в 2013 г. Карельской государственной педагогической академии и Петрозаводского государственного университета начинается новая жизнь кафедры технологиче-

ского образования, в рамках теперь уже университета. Сейчас данный курс является курсом по выбору студентов и реализуется на 3-м и 4-м курсах подготовки прикладных бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Технология». Как правило, такой объект (лодку) студенты изготавливают в качестве практической части выпускной квалификационной работы, и на ее воплощение в материале уходит целый учебный год. Ведь создание старинных судов по уникальным чертежам - дело ответственное. Строятся лодки по точным копиям исторических судов, традиции и опыт постройки которых в настоящее время был утрачен. Студенты стараются соблюдать технологии до мельчайших деталей, чтобы копии безукоризненно соответствовали оригиналам. Для этого и используются уникальные чертежи. Прежде чем приступить к созданию модели, студенты тщательно изучают чертежи, особенности данной лодки, определяют количество материала для его создания, изучают исторические события, в которых данное судно участвовало, его развитие. Для этого в мастерской лаборатории университета налажен полный цикл создания лодок, начиная с изготовления гвоздей и шайб. И здесь очень помогает студентам опыт работы с древесиной, полученный ими на практических занятиях по предшествующим дисциплинам специализации, на которых студенты познавали свойства древесины, ее возможности, методы обработки.

Реализация готовых лодок на кафедре осуществляется по договорам-подрядам как с музеями Республики Карелия и других регионов России, так и с индивидуальными заказчиками. Поэтому малые деревянные суда самоокупаемы. Кроме того, вуз активно помогает осуществлять данные проекты, обеспечивая необходимыми пиломатериалами для изготовления лодок.

Первой работой студентов в рамках факультатива стала закладка и спуск на воду в 2008 г. лодки «Джек-шпрот», изготовленной из фанеры по чертежам, размещенным в журнале «Катера и яхты», с применением технологии «Сшей и склей» (длина - 2,3 м, ширина - 1,3 м, вместимость - 3 человека) (рис. 1).

Это вдохновило студентов и вселило в них уверенность в своей деятельности. Следующей их работой стала закладка, постройка и спуск

Рис. 1. Фанерная лодка «Джек-шпрот»

Рис. 2. Лодка «Святая Татьяна»

на воду реплики (полноразмерная копия) народной лодки Северо-Запада России - соймы (длина - 7 м, ширина - 2,3 м, 2 мачты, 3 пары весел). Лодка была названа «Святая Татьяна» в честь покровительницы студентов (рис. 2). Такое название она получила в результате проведения конкурса-голосования среди студентов факультета.

Данная работа была выполнена в рамках дипломного проектирования. На этой лодке студенты совместно с руководителями проекта участвовали в городском молодежном фестивале «Люди ветра», в праздничных мероприятиях на Дне города Петрозаводска [3] и др.

Важным стимулом сохранения традиционного судостроения и привлечения внимания к исчезающему наследию Русского Севера стала ежегодно проводимая с 1999 г. в Кижах «Киж-ская регата» традиционных лодок. За эти годы в регате приняли участие несколько сотен лодок районов Северо-Запада России, Санкт-Петербурга и Москвы, Калининградской, Самарской областей и Чукотки. Тысячи гостей острова Кижи ежегодно становятся зрителями и участ-

никами этого грандиозного праздника. Поэтому студенты очень волновались, когда готовились к этому мероприятию. Но их участие в па-русно-весельном походе на остров Кижи в 11-й Кижской регате оказалось весьма успешным, где они заняли 1-е место.

В планах работы лаборатории кафедры предусмотрены также различные экспедиции преподавателей и студентов на построенных лодках. Одна из таких экспедиций состоялась на острове Кижи и в селах Великая губа и Телят-никово, где студенты провели исследовательскую работу по обмеру лодки-кижанки работы мастера И. Ф. Вересова.

По итогам экспедиции были разработаны рабочие чертежи и выполнена закладка лодки. Лодка-кижанка полностью строилась силами студентов и получила название «Любовь» (длина - 5,5 м, ширина - 1,5 м, 2 пары весел) (рис. 3). В конкурсе мастеров на 11-й Кижской регате лодка заняла первое место. Она стала практической частью дипломной работы, которая была затем успешно защищена.

Рис. 3. Лодка-кижанка «Любовь»

Рис. 4. Ладья «Варвара»

Надо сказать, что с музеем-заповедником «Кижи» кафедру давно уже связывают самые теплые дружеские и деловые отношения. Каждое лето студенты выезжают туда на прохождение летних технологических практик, где они делают обмеры лодок, по которым затем идет их изготовление. Вместе с преподавателями участвуют в конкурсах народных мастеров, проводят мастер-классы по изготовлению лодок (так называемый «живой музей»), на изготовленных лодках принимают участие в регате.

Преподаватели и студенты кафедры не ограничиваются рамками только своей республики, они двигаются дальше. С целью изучения традиционного народного судостроения Новгородской и Псковской областей были организованы экспедиции в Великий Новгород, в Псков, на озеро Ильмень, Псковское и Чудское озера. Обучающиеся встречались со старыми мастерами, которые охотно делились с молодежью своим опытом, знаниями, технологией строительства лодок. Студенты тщательно записывали каждое слово мастеров по постройке лодок, выясняли все нюансы и особенности каждой лодки. На месте были проведены обмеры различных лодок, изучены местные конструктивные особенности, произведены расчеты.

Преподаватели и студенты выезжали также в г. Санкт-Петербург на фрегат «Штандарт», где участвовали в постройке капитанской гички.

Незабываемой как для студентов, так и для преподавателей была экспедиция на Белое море «В поисках Биармии». Маршрут экспедиции: г. Петрозаводск - Беломоро-Балтийский канал - Кузова - Соловецкие острова - г. Кемь -Беломоро-Балтийский канал - г. Петрозаводск. В том же году была произведена закладка ладьи «Варвара» , (длина - 10 м, ширина - 2,4 м, 4 пары весел, парус - 24 кв. м) (рис. 4) и закладка лодки-кижанки под руководством мастера Олега Кон-жезерова на базе лаборатории кафедры.

А через год состоялся спуск на воду ладьи «Варвара», кижанки «Любовь» и кижанки мастера О. Конжезерова, постройка и спуск лодки, выполненной из фанеры, по проекту «Бриз-42» Ю. Зимина, закладка лодки «Хариус», построенной по чертежам из журнала «Катера и яхты».

В 2012 г. по обмерам, сделанным в музее, была произведена разработка рабочих чертежей реплики лодки Петра 1 - верейки, которая в

начале XVIII в. была собственноручно построена царем и в настоящее время хранится в музее «Домик Петра I» в Санкт-Петербурге. А через год уже проводилась закладка копии верейки для «Музея мирового океана» в г. Калининграде.

Спуск на воду торжественно состоялся 19 апреля 2013 г. в Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта, у борта ледокола музея «Красин». В этом же году был заложен и спущен на воду павозок «Виктория» (длина - 5 м, ширина - 1,6 м), произведена закладка лодки «Пле-зир-яхта». Все чертежи этих лодок были также самостоятельно разработаны студентами кафедры технологического образования.

В 2014 г. студентами и преподавателями кафедры была проведена экспедиция в деревню Сум-Посад для сбора материала о лодке «Листер-бот» - памятнике судостроения XIX в. и лодке «Поморский карбас», с последующей разработкой чертежей и подготовкой к строительству. Сейчас производятся их закладки [3].

Всего за время существования лаборатории с 2008 г. коллективом студентов под руководством преподавателей, а также самостоятельно было построено более десятка судов. Все они выдержали испытания волнами. После постройки суда, как правило, проходят тест в акватории Онежского озера, принимают участие в исторических морских сражениях и на всевозможных гонках. Так, судно «Святая Татьяна» преодолела тысячи километров водным путем: Белое море, Онежское и Ладожское озера. Его команда - сами студенты и их научный руководитель. И конечно, одно из самых серьезных испытаний всех лодок - ежегодное участие в Кижской регате.

Небезынтересно отметить и такой любопытный факт. Принято считать, что строительство судов - сугубо мужское дело. Однако кафедра технологического образования, и в частности лаборатория исторического и народного судостроения, ломает на этот счет все гендерные стереотипы. Строительством лодок здесь увлекаются не только юноши - студенты и школьники, но и девушки. Так, студентка третьего курса Дарья Козлова с огромным энтузиазмом строит модели малых деревянных судов, заражая этим и школьников. Ее выступление на 67-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов и молодых ученых Пе-

трозаводского государственного университета с докладом: «Повышение мотивации школьников к изучению народного и исторического судостроения на основе 3Ь-моделирования», на которую она представила модель лодки по своим чертежам, произвели большое впечатление на участников конференции, где она завоевала второе место. Девушка и дальше собирается связать свою судьбу со школой, причем работать с мальчиками. Она мечтает открыть в своей школе кружок судомоделизма и продолжить дело, начатое в университете. А пока все свои чаяния и надежды она будет воплощать в выпускной квалификационной работе, посвященной проблемам возрождения древнего деревянного судостроения, и готовиться к строительству лодки-кижанки.

Помимо экспедиций с целью изучения технических особенностей старинных лодок, их обмера и последующего изготовления, преподаватели и студенты кафедры активно участвуют в реконструкциях морских сражений, посвященных различным историческим датам.

Ярким, запоминающимся, например, было участие студентов в реконструкции Гангутско-го сражения 1703 г. в Санкт-Петербурге (рис. 5), а также в абордажном бое на праздновании Дня города в акватории Онежского озера и др.

На подготовку к этим мероприятиям у студентов ушел почти год. Реконструкция исторической одежды, в частности костюмов эпохи Петра I, - также одно из направлений работы кафедры. Представленные на фото (рис. 6) исторические костюмы, которые демонстрируют преподаватели и студенты кафедры, изготавливались силами самих студентов под руководством преподавателей в рамках дисциплины «Проектирование одежды» в течение учебного года. Реконструкция проводилась на основе изучения фотографий подлинников из Государственного исторического музея (г. Москва) и костюмов-подлинников из Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Санкт-Петербург).

Данное направление в профессиональной подготовке студентов является актуальным и перспективным, так как исторический костюм все чаще становится объектом пристального внимания многих приверженцев моды, обративших свой взор к более отдаленным эпохам.

Рис. 6. Преподаватели и студенты в костюмах эпохи Петра I

Проводимая на кафедре работа по приобщению студентов к истокам творчества народов Русского Севера, направленная на возрождение древнего ремесла, сохранение знаний о традиционном деревянном судостроении, приобщение молодежи к возможности своими руками построить деревянное судно, способствует воспитанию у студентов уважения к российской истории древнего судостроения и вносит тем самым огромный вклад в дело сохранения этнокультурного наследия народа, воспитания молодежи в лучших нравственных традициях Русского Севера. И эта задача сегодня приобретает наиболее актуальное значение. Поэтому кафедра проводит активную про-фориентационную работу со школьниками в рамках учебной лаборатории, привлекая школьных учителей технологии к участию вместе со школьниками в проектах лаборатории.

На кафедре технологического образования в рамках профориентационной работы действует

школьная академия «Начальное техническое моделирование» для школьников 7-11 классов, которая, по существу уже стала кузницей будущих абитуриентов. Здесь каждый школьник найдет для себя то направление, которое вызовет у него больший интерес. Ребята здесь увлеченно занимаются моделированием и конструированием лодок, изготавливают сувенирные традиционные карельские музыкальные инструменты - кантеле, проектируют исторические и народные костюмы и многое другое. Занимаясь судомоделизмом, юные корабелы на практике применяют знания по математике, физике, химии и техническому дизайну, полученные ими в школе, а также закрепляют практические навыки, полученные на школьных уроках технологии по деревообработке.

Как совместить интерес к истории как к науке с мастерством ремесленника - это хорошо знают на кафедре технологического образования. Три поколения судостроителей «в одной связке» -преподаватели, студенты и школьники - делают одно благородное дело, которому они отдают все свободное время - строительству малых исторических судов. И эти все объекты технологии объединяет общий стержень - этнокультурное воспитание подрастающего поколения.

Сегодня в программе лаборатории - амбициозный проект - строительство карбаса - корабля, на котором в давние времена осваивали Северный торговый путь вокруг полуострова Ямал. Эти суда были в свое время очень популярны у поморов. На них была освоена большая часть Северного морского пути, вплоть до Мангазеи. Коллектив единомышленников самостоятельно разрабатывает чертежи, ориентируясь на факты истории, оставшиеся в документах далеких предшественников, с большим увлечением и энтузиазмом готовится к строительству этого карбаса, чтобы затем отправиться на нем по историческому маршруту и еще ближе прикоснуться к истории своего народа.

В перспективе работы кафедры - усиление научно-исследовательской работы учебной лаборатории, подготовка к изданию монографии «Народное судостроение Карелии», подготовка диссертации по проблемам развития народного судостроения в Карелии. Словом, работы еще - непочатый край.

И эта огромная творческая работа кафедры, конечно же, приносит сегодня свои пло-

Слово предоставляется

ды: наши студенты неоднократно становились призерами во Всероссийском конкурсе на лучшую научную студенческую работу, занимали призовые места в регатах, да и просто становились прекрасными мастерами своего дела. Умение само по себе уже самоценно и навсегда останется с ними. Но главное, у них происходит процесс познания исторических ценностей, являющихся основой жизни народа, уважение к российской истории, ее этнокультурному наследию, формируется гордость за свою республику, свой народ. Ибо наше прошлое - это фундамент стабильной полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петров, К. С. Дидактические аспекты формирования технологической культуры учащихся в образовательной области «Технология» [Текст]: моногр. / К. С. Петров, В. Ф. Тропин, А. А. Талых. - Петрозаводск: Verso, 2012. - 64 c.

2. Талых, А. А. Этнокультурное образование в школе и вузе [Текст] / А. А. Талых, С. П. Королев // Проблемы и перспективы непрерывного педагогического образования: сб. науч. ст. - Петрозаводск, 2014. - С. 146-149.

3. Талых, А. А. Из опыта внедрения курса «Народное судостроение» в профессиональную подготовку бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» [Текст] / А. А. Талых, С. П. Королев // Технологическое образование для инновационно-технологического развития страны: материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2013. - С. 417-421.

REFERENCES

1. Petrov K. S., Tropin V. F., Talykh A. A. Didak-ticheskie aspekty formirovaniya tekhno-logicheskoy kultury uchashchikhsya v obrazo-vatelnoy oblasti "Tekhnologiya": monogr. Petrozavodsk: Verso, 2012. 64 p.

2. Talykh A. A., Korolev S. P. Etnokulturnoe obra-zovanie v shkole i vuze. Problemy i perspektivy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. st. Petrozavodsk, 2014, pp. 146-149.

3. Talykh A. A., Korolev S. P. Iz opyta vnedreniya kursa «Narodnoe sudostroenie» v professional-nuyu podgotovku bakalavrov pedagogichesk-ogo obrazovaniya po profilyu "Tekhnologiya". Tekhnologicheskoe obrazovanie dlya innovatsi-onno-tekhnologicheskogo razvitiya strany: ma-terialy XIX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Moscow, 2013, pp. 417-421.

Зименкова Фаина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и профессионального обучения Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета, Член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук e-mail: fainazim@mai.ru

Zimenkova Faina N., PhD in Education, Associate Professor, Technology and Vocational Training Department, Institute of Physics, Technology and Information Systems, Moscow State Pedagogical University, corresponding member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences e-mail: fainazim@mail.ru

Талых Алексей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологического образования, заведующий кафедрой Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета e-mail: ata77@mail.ru

Talykh Aleksey A., PhD in Education, Associate Professor, Chairperson, Technological Education Department, Petrozavodsk State University e-mail: ata77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.