Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ И ГЕТЕРОРЕГУЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ И ГЕТЕРОРЕГУЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / ЛОКДАУН / КОНСУЛЬТАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шумова Наталия Сергеевна, Хэ Сюэюнь, Байковский Юрий Викторович

Исследования, проведенные во время предыдущих эпидемий и пандемий, показали, что связанные с ними стрессоры, социальная изоляция, кардинальное изменение образа жизни на малоподвижный могут привести к длительному стрессу, вызвать расстройства физического и психического здоровья. В то же время социальная изоляция может помочь разобраться в своих переживаниях, найти жизненные ориентиры, понять свои особенности, потребности и проблемы. Целью исследования послужило определение эффективности проведения консультативно-оздоровительных программ, включающих занятия физическими упражнениями (аэробика и бег) во время социальной изоляции для студентов, добровольно стремящихся к выполнению данных программ и студентов, избегающих их выполнения. Сочетание посильных физических нагрузок (бег, аэробика) и обследования состояния здоровья (физического, психического) с консультациями по результатам обследования в условиях социальной изоляции позволяет восстановить внешний контроль и гетерорегуляцию, способствует улучшению физического и психического здоровья студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шумова Наталия Сергеевна, Хэ Сюэюнь, Байковский Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF RECOVERY OF EXTERNAL CONTROL AND HETEROREGULATION IN CONDITIONS OF SOCIAL ISOLATION TO PRESERVE PHYSICAL AND MENTAL HEALTH OF STUDENTS

Studies conducted during previous epidemics and pandemics have shown that associated stressors, social isolation, and the radical change in lifestyle to the sedentary lifestyle can lead to long-term stress, cause physical and mental health disorders. At the same time, social isolation can help to understand their experiences, to find life guidelines, to understand their characteristics, needs and problems. The purpose of the study was to determine the effectiveness of conducting advisory and recreational programs, including physical exercises (aerobics and running) during social isolation for students who voluntarily seek to complete these programs and students who avoid them. The combination of feasible physical activity (running, aerobics) and examination of the state of health (physical, mental) with consultations on the results of the examination in conditions of social isolation allows you to restore external control and heteroregulation, improves the physical and mental health of students.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ И ГЕТЕРОРЕГУЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ»

REFERENCES

1. Shchepotin, D.V. (2018), Moral and volitional training of young karate players at the training stage using elements of contact martial arts, dissertation, St. Petersburg.

2. Uvarova, L.N. and Vasileva, A.F. (2021), "Human strong-willed qualities and their development", Alleya nauki, Vol. 1, No. 6 (57), pp. 130-133.

3. Glazunov, Yu.T. and Sidorov, K.R. (2016), "About the strong-willed qualities of a person and the grounds for their allocation", Vestnik Udmurtskogo universiteta, Vol. 26, No. 2, pp. 64-72.

4. Shikhovtsov, Yu.V. and Gordeeva, T.E. (2017), "The influence of the Institute of Physical Education on the strong-willed qualities of a person", Alleya nauki, Vol. 1, No. 16, pp. 856-858.

Контактная информация: ss.snowflake@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.10.2022

УДК 159.97

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ И

ГЕТЕРОРЕГУЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Наталия Сергеевна Шумова, кандидат психологических наук, доцент, Сюэюнь Хэ, аспирант, Юрий Викторович Байковский, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой, Российский университет спорта

(ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Исследования, проведенные во время предыдущих эпидемий и пандемий, показали, что связанные с ними стрессоры, социальная изоляция, кардинальное изменение образа жизни на малоподвижный могут привести к длительному стрессу, вызвать расстройства физического и психического здоровья. В то же время социальная изоляция может помочь разобраться в своих переживаниях, найти жизненные ориентиры, понять свои особенности, потребности и проблемы. Целью исследования послужило определение эффективности проведения консультативно-оздоровительных программ, включающих занятия физическими упражнениями (аэробика и бег) во время социальной изоляции для студентов, добровольно стремящихся к выполнению данных программ и студентов, избегающих их выполнения. Сочетание посильных физических нагрузок (бег, аэробика) и обследования состояния здоровья (физического, психического) с консультациями по результатам обследования в условиях социальной изоляции позволяет восстановить внешний контроль и гетерорегуля-цию, способствует улучшению физического и психического здоровья студентов.

Ключевые слова: COVID-19, социальная изоляция, локдаун, консультативно -оздоровительные программы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p567-573

EFFICIENCY OF RECOVERY OF EXTERNAL CONTROL AND HETEROREGULATION IN CONDITIONS OF SOCIAL ISOLATION TO PRESERVE PHYSICAL AND MENTAL HEALTH OF STUDENTS

Natalia Sergeevna Shumova, the candidate of psychological sciences, docent, Xueyun He, the post-graduate student, Yury Viktorovich Baikovskiy, the doctor of pedagogical sciences, candidate of psychological sciences, professor, department chair, Russian University of Sports

(SCOLIPE), Moscow

Abstract

Studies conducted during previous epidemics and pandemics have shown that associated stressors, social isolation, and the radical change in lifestyle to the sedentary lifestyle can lead to long-term stress, cause physical and mental health disorders. At the same time, social isolation can help to understand their experiences, to find life guidelines, to understand their characteristics, needs and problems. The purpose of

the study was to determine the effectiveness of conducting advisory and recreational programs, including physical exercises (aerobics and running) during social isolation for students who voluntarily seek to complete these programs and students who avoid them. The combination of feasible physical activity (running, aerobics) and examination of the state of health (physical, mental) with consultations on the results of the examination in conditions of social isolation allows you to restore external control and heteroregulation, improves the physical and mental health of students.

Keywords: COVID-19, social isolation, lockdown, health counseling programs.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во время пандемии COVID-19 Китай, придерживаясь политики «нулевой терпимости», ввел жесткие ограничительные меры, в числе которых была принудительная социальная изоляция китайских студентов города Ухань. При расхождении «идеальных» представлений студентов об условиях и содержании учебно-профессиональной деятельности и реальным характером ее протекания возникают самые сильные переживания и конфликты из конфликтов, обычно возникающих в юношеском возрасте.

Кроме того, кардинальное изменение образа жизни на малоподвижный, шокирующие, никогда ранее не использовавшиеся меры могли привести к длительному стрессу. При неадекватном переживании стресс в сочетании с вредными привычками и нездоровым питанием может вызвать расстройства физического и психического здоровья [1].

При социальной изоляции во время эпидемий и пандемий возникают такие психологические проблемы, как страх, беспокойство, диффамация, маргинализация, стигматизация изолированных людей, распространение предрассудков, так как во время локдауна люди смотрят телевизор чаще, а средства массовой информации нагнетают тревогу [5, 6].

Исследования, проведенные во время предыдущих эпидемий и пандемий, показали, что связанные с ними стрессоры могут не только усугублять, но и вызывать психические расстройства, включая расстройства настроения, тревожные расстройства, ПТСР [6].

Социум в детстве и юности, когда чувствительность к оценкам и к критике со стороны крайне высока, способствует выработке и закреплению стиля жизни (здорового или нездорового) и состояния психики человека посредством предоставления для самопознания обратной связи, использования механизмов внушения, идентификации (категоризации), подражания, эмоционального заражения, научения, постановки целей совместной деятельности.

Однако чрезмерная настойчивость предъявления или противоречие социальных требований потребностям человека может стать причиной избыточного вторжения психологических защит в формирование представлений о себе для сохранения этих представлений. Такому вторжению способствуют гипертрофированные биологические потребности, затрудняя адаптацию индивида к социуму [2, 3].

Исследование, проведенное Орбелян С.С., Шлягиной Е.И. (2014) показало, что добровольное одиночество московских студентов обусловлено не столько их стремлением к одиночеству, сколько избеганием общения из-за особенностей своей личности, например, из-за тревожности, меньшего благополучия и адаптированности. Испытуемые, переживающие одиночество как вынужденное, недовольны одиночеством, пытаются изменить ситуацию изолированности, обращаются за социальной поддержкой, ожидают от других более положительного отношения к себе [4].

Актуально исследование эффективности проведения консультативно -оздоровительных программ, включающих занятия физическими упражнениями (аэробика и бег) во время социальной изоляции для студентов, добровольно стремящихся к выполнению данных программ и студентов, избегающих их выполнения.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Преподавателями кафедры психологии РГУФКСМиТ в 2021 году было организовано исследование физического и психического здоровья китайских студентов в Нацио-

нальном университете в городе Ухань провинции Хубэй (через 1 год и 2 месяца после начала изоляции). Экспериментальные данные были получены аспирантом кафедры психологии РГУФКСМиТ Хэ Сюэюнь.

Возраст испытуемых 19-21 год. Все испытуемые до начала социальной изоляции вели малоподвижный образ жизни, не занимались физической культурой и спортом. В соответствии со стандартом Всемирной организации здравоохранения для Азиатско-Тихоокеанского региона число испытуемых с II категорией ожирения во всей исследованной выборке на начало исследования не превышало 10%, отсутствовали лица с III категорией ожирения (I категория ожирения при 25 кг/м^ВМК 30 кг/м2, II категория 30 кг/м2<ВШ< 35 кг/м2, III категория BMI>35 кг/м2).

Во время проведения эксперимента групповая социальная изоляция продолжалась как для испытуемых экспериментальных и контрольной групп, так и остальных студентов университета. Массовые собрания, кроме учебных, были строго запрещены. В течение двух недель был обследован 41 студент, находящийся в условиях групповой социальной изоляции, с использованием следующих методов исследования: тест Кеттела взрослый вариант 16 ФЛО-187-A (СТЕНы); MMPI (Т-баллы); SCL90 (опросник выраженности психопатологической симптоматики, баллы); PSQI (Pittsburgh Sleep Quality Index -Питтсбург, индекс качества сна, баллы); PSM-25 (Шкала психологического стресса, баллы).

Были получены биографические данные и проведен опрос (анкетирование) о условиях изоляции и отношении к тренировкам. Также были получены данные, характеризующие состав тела испытуемых (индекс массы тела - BMI, кг/м2, процентное содержание жира в организме - fat, %), функцию почек (креатинин, u,OL/L, мочевая кислота, UMOL/L), липидограмму крови (общий холестерин, триглицерин, холестерин липопро-теинов высокой плотности, C-HDL, холестерин липопротеинов низкой плотности, C-LDL).

Состояние психического здоровья исследованных китайских студентов города Ухань, подвергшихся социальной изоляции, на момент начала исследования в среднем соответствовало нормам по всем изученным характеристикам. У 20% испытуемых наблюдался повышенный уровень мочевой кислоты (UMOL/L), что часто наблюдается при ожирении и при стрессе.

Все испытуемые были разделены на три группы.

Экспериментальная группа № 1, 15 испытуемых (во время проведения оздоровительной программы занимались аэробикой). В этой группе доля студентов, имеющих ожирение 1 и 2 степени, была наибольшей, достоверно больше, чем в контрольной группе (66,7% и 27,3% соответственно, угловое преобразование Фишера ф*эмп=2,043>ф*кр.0,05=1,64) На констатирующем этапе эти испытуемые по сравнению с контрольной группой были более склонны к соматизации тревоги, аффективным нарушениям из-за невозможности контролировать свои влечения, к нарушениям сна (возможно, из-за расстройства приема пищи по принципу «вечерней/ночной» еды), к переживанию вины и стыда за несколько более навязчивое осуществление мыслительных и поведенческих ритуалов, и, в то же время, стремились получить социальное одобрение, хотели оказаться в центре внимания.

Экспериментальная группа № 2, 15 испытуемых (во время проведения оздоровительной программы занимались бегом), по сравнению с экспериментальной группой №1 более уравновешенных и спокойных, лучше адаптированых к деятельности.

Контрольная группа, 11 испытуемых (не участвовали в тренировках).

Статистически значимых отличий между экспериментальными группами №1 и №2, как и экспериментальной группой №2 и контрольной группой по доле испытуемых с ожирением не обнаружено.

Тренировки в экспериментальных группах проходили по 90 минут в течение 3-х месяцев 4 раза в неделю.

Выполнение физических упражнений в экспериментальных группах сопровождалось проверкой качества работы на тренировках и сопоставлением результатов во время проводившихся в ходе эксперимента спортивных мероприятий.

Учебная деятельность проходила в обычном формате в учебных классах университета. Спортивные занятия проходили в спортзалах или на легкоатлетических площадках.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После проведения консультационно-оздоровительной программы в состоянии психики студентов экспериментальной группы №1 произошли существенные позитивные изменения, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Достоверные различия по Т-критерию Вилкоксона между значениями, полученными в экспериментальной группе №1 до и после проведения консультационно-оздоровительной программы, включающей занятия аэробикой_

Методики Показатели «До» «После» Т-кр. Р

XX а XX а

Кеттел взрослый B «Интеллект» 6,4 1,50 7,2 1,47 15 2,0 0,001

16 ФЛО-187-A, F «Сдержанность - Экспрессивность» 7,7 1,58 8,3 1,67 11 7,0 0,020

СТЕНы Q4 «Эго-напряженность» 6,1 1,55 5,5 1,96 11 11,0 0,050

F1 Тревога 7,0 1,27 6,2 1,65 15 12, 5 0,007

Шкалы MMPI, Т- Hs иппохондрии 52,4 6,27 44,8 9,03 12 5,0 0,007

баллы D депрессии 53,4 12,40 39,4 12,36 13 2,0 0,002

Hy истерии 51,4 7,01 40,7 7,97 13 4,0 0,003

Pd психопатии 46,2 9,89 37,3 8,01 11 2,0 0,005

Sc шизофрении 40,7 10,70 35,5 8,69 13 17,5 0,050

SCL90 F3 межличн-е отнош-я 13,8 2,98 11,7 2,29 14 4,0 0,002

F6 враждебность 10,1 3,14 7,1 1,28 14 2,0 0,001

F8 нетерпимость 9,3 2,35 6,7 1,16 14 3,5 0,020

F10 другие 11,7 2,87 8,5 2,17 13 3,0 0,003

Сумма 126,3 15,86 109,6 14,77 15 0,0 0,006

PSQI Индекс качества сна, Питтсбург (чем выше балл, тем хуже) 6,1 1,41 4,3 1,67 14 0,0 0,001

PSM-25 Шкала психолог-го стресса 89,1 28,29 60,7 25,07 14 0,0 0,001

Состав тела Вес, кг 71,0 14,82 66,6 12,21 15 5,0 0,001

Индекс массы тела, кг/м2 (BMI) 26,0 3,35 24,2 2,84 15 5,0 0,001

Содержание жира в организме, fat, % 37,1 6,66 31,7 6,56 15 10,0 0,004

Примечание: в таблице указано количество испытуемых с ненулевой разностью между показателями «до» и

«после» проведения программы тренинга по аэробике и значение Т-критерия Вилкоксона без учета нулевых

сдвигов.

Из 66 полученных показателей у них достоверно изменилось 19 (28,8%). Снизился уровень ряда показателей клинических шкал методики ММР1 (Н ипохондрии; D депрессии; Ну истерии; Pd психопатии; Sc шизофрении).

Достоверно повысилась эмоциональная значимость социальных контактов, жизнерадостность, экспрессивность, эмоциональная яркость в межличностных отношениях (фактор F теста Кеттелла «Сдержанность - Экспрессивность») и уровень интеллекта (фактор В теста Кеттелла).

Достоверно и близко к достоверному уровню улучшилось состояние здоровья по ряду параметров (вес тела, содержание жира в организме, функции почек, риск развития атеросклероза). Достоверно снизился уровень стресса, депрессии и т. п., нормализовался сон.

У студентов экспериментальной группы №2 при наличии ряда позитивных изменений (улучшился сон, нормализовался аппетит, снизилось чувство вины, снизились уровни стресса и депрессии и т. д.) обнаружено снижение чувствительности к внешним

стимулам, к требованиям окружающих, так как они расцениваются как неприятные, повышение предрасположенности к психозу, склонности к погружению в мир собственных представлений и переживаний.

Таблица 2 - Достоверные различия по Т-критерию Вилкоксона между значениями, полученными в контрольной группе в начале и в конце периода обследования_

Методики Показатели «До» «После» п* Т-кр. Р

X а X а

Тест Кеттела взрослый 16 ФЛО-187-А, СТЕНы L «Доверчивость - Подозрительность» 4,6 1,57 5,3 1,79 11 11 0,050

Q1 «Консерватизм - Радикализм» 5,0 1,48 4,9 1,22 7 2 0,052

Q2 «Конформизм (зависимость от группы)- Нонконформизм (самодостаточность)» 5,4 1,63 5,6 1,29 8 0 0,012

8СЬ90 F8 паранойяльные тенденции (нетерпимость) 9,0 2,37 7,1 0,94 9 1 0,013

Состав тела, вес, кг 67,4 14,72 68,5 15,66 11 5 0,012

Примечание: в таблице указано количество испытуемых контрольной группы с ненулевой разностью между показателями в начале и в конце периода обследования и значение Т-критерия Вилкоксона без учета нулевых сдвигов

У студентов контрольной группы, не занимавшихся физическими упражнениями, были обнаружены противоречивые изменения показателей, свидетельствующие о росте подозрительности при стремлении скрыть проблемы, показать себя в «лучшем свете» (таблица 1), а также о формировании за время изоляции вредных привычек (переедание, рисунок 1).

Также у студентов контрольной группы достоверно повысилось значение фактора Q2 теста Кеттелла «Конформизм (зависимость от группы) - Нонконформизм (самодостаточность)» (рисунок 2).

Это свидетельствует о снижении социабельности студентов контрольной группы, повышении склонности предпочитать только собственные решения и стремления к независимости, самостоятельности в принятии решений и действиях, при объективном наличии поведенческих нарушений (переедание).

Вес тела у испытуемых контрольной группы достоверно увеличился за время проведения эксперимента, а в экспериментальной - достоверно снизился (таблицы 1, 2, рисунки 1, 3).

68,6

68,4

68,2

68

67,8

67,6

67,4

67,2

67

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

66,8 кг

до

Рисунок 1 - Достоверное повышение веса тела за время эксперимента у студентов контрольной группы

5,65 5,6 5,55 5,5 5,45 5,4 5,35

5,3 СТЕНы

до

64 кг

до

Рисунок 2 - Достоверное повышение значения фактора Q2 теста Кеттелла «Конформизм (зависимость от группы)- Нонконформизм (самодостаточность)» у студентов контрольной группы

Рисунок 3 - Достоверное снижение веса тела за время эксперимента у студентов экспериментальной группы №1

Анализ взаимосвязей в сочетании с результатами сравнительного анализа, описанными выше, показал, что рост психастении (дестабилизации личности, снижения выра-

женности некоторых ее черт, рост тревожной мнительности, переживания задетого самолюбия, чувства неполноценности) из-за излишней озабоченности здоровьем замедлял потерю веса, но не становился источником чрезмерного стресса, ухудшающего физическое и психическое здоровье испытуемых экспериментальной группы №1.

У испытуемых контрольной группы, не занимавшихся физическими упражнениями, с ростом психастении росло желание доминировать над другими, критикуя культурные морально-ценностные ориентиры и цели, поставленные обществом, протестуя против них. Эта взаимосвязь может быть рассмотрена как проявление избыточного вторжения психологических защит в формирование представлений о себе для сохранения этих представлений.

Повышение напряженности психологических защит в данном случае только способствовало набору веса испытуемыми контрольной группы.

ВЫВОДЫ

1. У испытуемых контрольной группы, не занимавшихся во время социальной изоляции физическими упражнениями, в результате снижения внешнего контроля и гете-рорегуляции возросли вес тела и сопротивление «встраиванию» (интериоризации) во внутренние поведенческие регуляторы внешних социальных групповых поведенческих регуляторов - социальных групповых норм, санкций, ценностей, ролей, ролевых предписаний и ожиданий. Сопротивление требованиям соблюдать правила и нормы растет с ростом желания доминировать над другими, критикуя культурные морально-ценностные ориентиры и цели, поставленные обществом, протестуя против них. Об этом свидетельствует:

- повышение веса тела в среднем на 1,1 кг (различия достоверны, р=0,013), при росте стремления к независимости, самостоятельности в принятии решений и действиях, склонности предпочитать только собственные решения (достоверное повышение значения фактора Q2 теста Кеттелла «Конформизм - Нонконформизм» - от 5,4 до 5,6 СТЕНов, р=0,012);

- достоверный рост психастении (показателя ММР1) с ростом веса тела (гер.эмп.=0,68>гер.кр.0,05=0,61, р<0,05) и склонности доминировать (гер.эмп.=0,76>гер.кр.0,05=0,61, р<0,05), а рост склонности доминировать - с ростом нонконформизма (показатели теста Кеттелла, гер.эмп.=0,76>гер.кр.0,05=0,61, р<0,05). Эти взаимосвязи могут быть рассмотрены как нарастание протестных настроений против социальной изоляции, которую испытуемые контрольной группы считают причиной возникшей у них проблемы (рост веса тела и переживаний из-за задетого самолюбия, чувства неполноценности). Вес тела же, фактически, растет из-за низкой способности к саморегуляции, дестабилизации личности при снижении внешнего контроля и гетероре-гуляции.

- противоречивые изменения показателей, указывающие на рост подозрительности, избыточное вторжение психологических защит в формирование представлений о себе для сохранения этих представлений при стремлении скрыть объективно имеющиеся проблемы, показать себя в «лучшем свете».

2. Проведение консультативно-оздоровительной программы дало наиболее существенные позитивные изменения при наличии у испытуемых проблем с самоконтролем и саморегуляцией своих влечений в сочетании со стремлением получить социальное одобрение, переживанием вины и стыда, потребности в гетерорегуляции и контроле, готовности соответствовать предъявляемым требованиям.

Такое сочетание было обнаружено в экспериментальной группе №1, где после проведения программы было обнаружено достоверное снижение показателей ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, шизофрении, повышение эмоциональной значимости социальных контактов, жизнерадостности, экспрессивности, эмоциональной ярко-

сти в межличностных отношениях, уровня интеллекта, улучшение состояния здоровья -снижение (нормализация) веса тела и содержания жира в организме, улучшение функции почек, снижение риска развития атеросклероза.

3. Проведение в условиях социальной изоляции, свободы от разного рода форм контроля консультативно-оздоровительной программы с хорошо адаптированными к деятельности испытуемыми экспериментальной группы №2, не стремящимися к межличностному взаимодействию, с высоким уровнем негативных ожиданий (ожиданием дискомфорта) от межличностного взаимодействия, имеющими внутриличностные противоречия и конфликты, несмотря на наличие ряда позитивных изменений (достоверно снизился уровень стресса, депрессии и т. п., нормализовался сон), приводит к снижению чувствительности к внешним стимулам и к требованиям окружающих, так как они расценивались как неприятные, к повышению предрасположенности к психозу, к погружению в мир собственных представлений и переживаний, к проявлению имеющихся у личности проблем (склонности к поведенческим нарушениям, к зависимости, к дезадап-тивным формам поведения), к обострению внутриличностных противоречий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закроева А.Г. Стратегия ведения пациентов с основными хроническими неинфекционными заболеваниями и их факторами риска : системный анализ проблемы и обоснование биопсихосоциального подхода : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Закроева Алла Геннадьевна. - Екатеринбург, 2015. - 45 с.

2. Каверин, С.Б. О психологической классификации потребностей / С.Б. Каверин // Вопросы психологии. - 1987. - № 5, - С. 121-129.

3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - Москва, Социальное здоровье России, 1994. - 221 с.

4. Орбелян, С.С. Нарушение межличностного общения у субъективно одиноких людей / С.С. Орбелян, Е.И. Шлягина // Психология общения и доверия: теория и практика : сборник материалов Международной конференции (7-8 ноября 2014 года). - Москва, 2014. - С. 85-87.

5. Социальная стигматизация в период пандемии / С.Е. Туркулец, А.В. Туркулец, Е.В. Ли-стопадова, М.В. Сокольская // Социодинамика. - 2020. - № 5. - С. 11-25.

6. Зинченко Ю.П. Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / Ю.П. Зинченко. - Москва : Издательство Московского университета, 2021. -597 с.

REFERENCES

1. Zakroeva, A.G. (2015), Strategy for the management of patients with major chronic noncom-municable diseases and their risk factors: a systematic analysis of the problem and the rationale for a bi-opsychosocial approach, dissertation, Yekaterinburg.

2. Kaverin, S.B. (1987), "Psychological Classification of Needs", Issues in Psychology, No. 5, pp. 121-129.

3. Belicheva, S.A. (1994), Fundamentals of Preventive Psychology, Social. health of Russia, Moscow.

4. Orbelyan, S.S. and Shlyagina E.I. (2014), "Impaired interpersonal communication in subjectively lonely people", "Psychology of Communication and Trust: Theory and Practice", Proceedings of the International Conference, Moscow, pp. 85-87.

5. Turkulets, S.E., Turkulets, A.V., Listopadova, E.V. and Sokolskaya, M.V. (2020), "Social stigma during a pandemic", Sociodynamics, No. 5, pp. 11-25.

6. Zinchenko, Yu.P. (2021), Psychological support of the COVID-19 pandemic, publishing house Moscow University, Moscow.

Контактная информация: zalp1@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.