Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ФИТНЕСА КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ ВЕСА У ЖЕНЩИН ПЕРВОГО ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА (НА ПРИМЕРЕ ФИТНЕС-ЦЕНТРА «БОДИЛАЙН»)'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ФИТНЕСА КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ ВЕСА У ЖЕНЩИН ПЕРВОГО ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА (НА ПРИМЕРЕ ФИТНЕС-ЦЕНТРА «БОДИЛАЙН») Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
199
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фитнес / двигательная активность / снижение веса / женщины первого периода зрелого возраста / fitness / physical activity / weight loss / women of first period of adulthood

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М И. Северьянова, О Е. Винокурова, С Т. Лыткина

В данной статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на снижение веса женщин первого периода зрелого возраста в условиях Севера средствами фитнеса. Раскрывается содержание разработанной фитнес-программы, которая включает аэробные занятия (классическая аэробика, степ-аэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика), занятия на тренажёрах (занятия на силовых тренажёрах и на вакуумных тренажёрах), соблюдение диеты и метаболическую терапию. Эффективность предложенной методики по снижению веса у женщин доказывается применением комплекса методов исследования: для определения избыточного веса (индекс Кетле), состояния сердечно-сосудистой системы (функциональные пробы Мартинэ и Руфье), уровня физической подготовленности (тесты «Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты», «Наклон туловища вперед в положении сидя», «12-минутный бег» (тест Купера)), мотивации (анкетирование). После проведенного исследования были получены следующие данные: предожирение (по индексу Кетле): избыточная масса тела выявлена только у 60% женщин ЭГ, норма массы тела – у 40% женщин ЭГ; (по пробе Руфье) удовлетворительное состояние работоспособности сердца выявлено у 60% женщин, хорошее – у 40%; (по пробе Мартинэ) нормотонический тип реакции выявлен у 60% женщин, неблагоприятный тип – у 4-х (40%); по тесту силы мышц брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты) соответствие возрастной норме выявлено у 80% женщин ЭГ, у 50% женщин КГ; по тесту гибкости позвоночного столба (наклон туловища вперед в положении сидя) соответствие возрастной норме выявлено у 40% женщин ЭГ, в контрольной группе не выявлено; по тесту Купера на аэробную выносливость удовлетворительные результаты показали 60% женщин ЭГ, 20% женщин КГ. В КГ показатели по изучаемым параметрам оказались намного слабее. Таким образом, снижению избыточного веса у женщин первого периода зрелого возраста способствовала комплексная программа, включающая аэробные занятия (классическая аэробика, степаэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика), занятия на силовых и вакуумных тренажёрах, режим питания и диеты, а также предпочтения и мотивация самих женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М И. Северьянова, О Е. Винокурова, С Т. Лыткина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL ROLE OF FITNESS AS A MEANS OF WEIGHT LOSS IN WOMEN AT THE FIRST PERIOD OF THEIR MATURE AGE IN CONDITIONS OF THE NORTH (CASE STUDY OF BODILINE FITNESS CENTER)

The article presents results of experimental work aimed at reducing weight of women of the first period of adulthood in conditions of the North by means of fitness. The content of the developed fitness program is revealed, which includes aerobic classes (classical aerobics, step aerobics, fitball aerobics, dance aerobics), training on simulators (strength training and vacuum training), diet and metabolic therapy. The effectiveness of the proposed methodology for weight loss in women is proved by the use of a set of research methods: to determine excess weight (Quetelet index), the state of the cardiovascular system (functional tests of Martine and Roufier), the level of physical fitness (tests “Lifting the trunk from the supine position, legs bent”, “Bending the trunk forward in a sitting position”, “12-minute running” (Cooper test)), motivation (questionnaire). After the study, the following data are obtained: obesity (according to the Quetelet index) excess body weight was detected only in 60% of women in experimental group (EG), body weight norm – in 40% of EG women; (according to the Rufier test) a satisfactory state of heart performance was detected in 60% of women, good – in 40%; (according to the Martine test) the normotonic type of reaction was detected in 60% of women, unfavorable type – in 4 (40%); according to the abdominal muscle strength test (lifting the trunk from the position lying on your back, legs bent) compliance with the age norm was found in 80% of EG women, in 50% of women in control group (CG); according to the test of flexibility of the vertebral column (torso tilt forward in a sitting position), compliance with the age norm was revealed in 40% of women with EG, in the control group it was not revealed; according to the Cooper test for aerobic endurance, satisfactory results were obtained in 60% of EG women, in 20% of CG women. In CG, the indicators for the studied parameters turned out to be much weaker. Thus, the reduction of excess weight in women of the first period of adulthood was facilitated by a comprehensive program that includes aerobic classes (classical aerobics, step aerobics, fitball aerobics, dance aerobics), classes on power and vacuum simulators, diet and diet, as well as preferences and motivation of the women themselves.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ФИТНЕСА КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ ВЕСА У ЖЕНЩИН ПЕРВОГО ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА (НА ПРИМЕРЕ ФИТНЕС-ЦЕНТРА «БОДИЛАЙН»)»

смотреть различные точки зрения по вопросу, подвергать сомнению достоверность информации, проверять логику доказательств, делать выводы [6, с. 166]. С этой целью преподаватели применяют различные виды групповой работы (кейсы, ситуативные задания, ролевые игры, проекты), проводят дискуссии и батлы (battle - англ. конкурентная борьба), таким образом помогают студентам выработать компетенции, необходимые для эффективного общения в команде (team-working skills - англ.) Студентам необходимо научиться слушать партнеров, подвергать анализу приведенные данные, задавать релевантные вопросы. Регулярное выполнение таких заданий способствует развитию аналитического склада мышления, успешной научно-исследовательской работе и формированию умения работать в команде.

Однако польза от Интернета и социальных сетей как источника информации является весьма сомнительной. Возможно, что написание комментариев и проведение дискуссий на порталах может сформировать критическое мышление у молодежи, но не все сайты социальных сетей подходят для использования в качестве обучающих инструментов. А написание комментариев студентами сопровождается потоком ненормативной лексики, что не соответствует высоким стандартам культурной личности. Очень важен контроль над этим процессом со стороны государства!

Хотя преимущества, которые дает обучение медиаграмотности могут показаться первостепенной задачей, совершенно очевидным становится тот факт, что молодежи не хватает эмпирических знаний. Поэтому исследование взаимосвязи между медиаграмотностью и критическим мышлением имеет целью расширение и углубление объема знаний, которые могут оказаться полезными для студентов университета, желающих закрепить академическую программу.

Необходимо также отметить и субъективный фактор в отношениях педагога - ученика. Некоторые обучающиеся считают, что изучение английского языка зависит от личности преподавателя. Если студенты любят его и уважают, если мотивация и творческий потенциал преподавателя помогают им совершенствоваться, они будут лучше посещать занятия, проявлять больше заинтересованности в изучении английского языка. Хотя такой аргумент является общепризнанным и бесспорным утверждением, которое справедливо относится к преподавателям всех дисциплин, мы должны признать, что на практических занятиях субъективный фактор играет более заметную роль. Безусловно, преподавателям необходимо постоянно развивать свои IT-навыки, лучше продумывать план занятия, чтобы оно было не только познавательным, но и в определенной мере содержать

Библиографический список

развлекательные, игровые элементы (интересное видео, аудио по теме, игру). Скука убивает интерес! Чтобы преодолеть ощущение рутины у студентов, успешно применяются ролевые игры, а также методика кейс-анализа. Эти форматы отличаются эмоциональностью, предоставляют возможность каждому студенту высказать свое мнение, развивают творчество и воображение - качества, важные для будущих экономистов.

Чтобы преодолеть все барьеры и трудности на пути изучения иностранного языка, преподаватель должен постоянно искать возможности стимулировать студентов. Мотивация - наиважнейший и эффективнейший фактор обучения в любой дисциплине. В случае с иностранным языком в неязыковом вузе мотивация к освоению дисциплины бывает гораздо ниже в связи с тем, что он не является профилирующей дисциплиной, а студенты загружены заданиями по основным предметам. Проблема языковой мотивации остается одной из актуальных проблем высшего образования.

Исследование показало, что выявленные трудности, несмотря на их специфику, представляют комплексную проблему, для решения которой необходим анализ причин их возникновения и изучение возможностей использования вузовских средств для устранения барьеров в изучении английского языка. На возникновение негативных ситуаций влияет множество факторов, связанных с личностными особенностями: разный уровень довузовской подготовки, самооценки, самоорганизации. Их нельзя игнорировать или полагаться на то, что только постоянный поиск педагогических инноваций для интенсификации процесса образования так или иначе поможет студентам решить или минимизировать проблему.

К сожалению, практика показывает, что сегодня многие студентов испытывают те или иные затруднения при изучении иностранного языка, и не все обучающиеся могут самостоятельно справиться со своими проблемами. Изучение негативных ситуаций и явлений, которые препятствуют успешной работе студентов на занятиях по английскому языку, является важной и актуальной для педагогов задачей, так как необходимо находить правильное решение для каждого сложного случая. Представленные в статье методы и средства преодоления трудностей, часто встречающихся в преподавательской работе, оказались эффективными и полезными в отношении студентов неязыкового вуза. Таким образом, обмен опытом по использованию всего арсенала современных методик обучения иностранному языку является важной и нужной задачей. Это процесс, который требует постоянного внимания, обновления и совершенствования.

1. Лизунова Н.М., Обухова Л.Ю. Комплексный подход к формированию исследовательской деятельности студентов на иностранном языке. Педагогика и психология, наука и образование: монография. Самара, 2017: 104 - 112.

2. Лытаева М.А., Талалакина Е.В. Academic skills: сущность, модель, практика. Вопросы образования. 2011; № 4: 178 - 201.

3. Акманова С.В. Медиаобразование как необходимое условие развития индивидуальных навыков самообучения в процессе непрерывного образования. Уфа: Наука Омега, 2017.

4. Мельничук М.В., Калугина О.А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 14, № 8: 2627 - 2632.

5. Сорина ГВ. Критическое мышление: история и современный статус. Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2003; № 6: 97 - 110.

6. Кондрахина Н.Г., Петрова О.Н., Староверова Н.П. Особенности обучения языку специальности в рамках дисциплины по выбору. Язык для специальных целей: система, функции, среда: сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2016: 163 - 168.

References

1. Lizunova N.M., Obuhova L.Yu. Kompleksnyj podhod k formirovaniyu issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov na inostrannom yazyke. Pedagogika i psihologiya, nauka i obrazovanie: monografiya. Samara, 2017: 104 - 112.

2. Lytaeva M.A., Talalakina E.V. Academic skills: suschnost', model', praktika. Voprosy obrazovaniya. 2011; № 4: 178 - 201.

3. Akmanova S.V. Mediaobrazovanie kakneobhodimoe uslovie razvitiya individual'nyh navykov samoobucheniya v processe nepreryvnogo obrazovaniya. Ufa: Nauka Omega, 2017.

4. Mel'nichuk M.V., Kalugina O.A. 'Effektivnost obucheniya inostrannomu yazyku v vuze: komponenty 'emocional'nogo i intellektual'nogo. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 14, № 8: 2627 - 2632.

5. Sorina G.V. Kriticheskoe myshlenie: istoriya i sovremennyj status. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. 2003; № 6: 97 - 110.

6. Kondrahina N.G., Petrova O.N., Staroverova N.P. Osobennosti obucheniya yazyku special'nosti v ramkah discipliny po vyboru. Yazyk dlya special'nyh celej: sistema, funkcii, sreda: sbornik nauchnyh statej VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 163 - 168.

Статья поступила в редакцию 18. 11.21

УДК 796.011

Severyanova M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Vinokurova O.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Litkina S.T., senior teacher, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

SOCIO-PEDAGOGICAL ROLE OF FITNESS AS A MEANS OF WEIGHT LOSS IN WOMEN AT THE FIRST PERIOD OF THEIR MATURE AGE IN CONDITIONS OF THE NORTH (CASE STUDY OF BODILINE FITNESS CENTER). The article presents results of experimental work aimed at reducing weight of women of the first period of adulthood in conditions of the North by means of fitness. The content of the developed fitness program is revealed, which includes aerobic classes (classical aerobics, step aerobics, fitball aerobics, dance aerobics), training on simulators (strength training and vacuum training), diet and metabolic therapy. The effectiveness of the proposed methodology for weight loss in women is proved by the use of a set of research methods: to determine excess weight (Quetelet index), the state of the cardiovascular system (functional tests of Martine and Roufier), the level of physical fitness (tests "Lifting the trunk from the supine position, legs bent", "Bending the trunk forward in a sitting position", "12-minute running" (Cooper test)), motivation (questionnaire). After the study, the following data are obtained: obesity (according to the Quetelet index) excess body weight was detected only in 60% of women in experimental group (EG), body weight norm - in 40% of EG women; (according to the

Rufier test) a satisfactory state of heart performance was detected in 60% of women, good - in 40%; (according to the Martine test) the normotonic type of reaction was detected in 60% of women, unfavorable type - in 4 (40%); according to the abdominal muscle strength test (lifting the trunk from the position lying on your back, legs bent) compliance with the age norm was found in 80% of EG women, in 50% of women in control group (CG); according to the test of flexibility of the vertebral column (torso tilt forward in a sitting position), compliance with the age norm was revealed in 40% of women with EG, in the control group it was not revealed; according to the Cooper test for aerobic endurance, satisfactory results were obtained in 60% of EG women, in 20% of CG women. In CG, the indicators for the studied parameters turned out to be much weaker. Thus, the reduction of excess weight in women of the first period of adulthood was facilitated by a comprehensive program that includes aerobic classes (classical aerobics, step aerobics, fitball aerobics, dance aerobics), classes on power and vacuum simulators, diet and diet, as well as preferences and motivation of the women themselves.

Key words: fitness, physical activity, weight loss, women of first period of adulthood.

М.И. Северьянова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: [email protected]

О.Е. Винокурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

С.Т. Лыткина, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ФИТНЕСА КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ ВЕСА У ЖЕНЩИН ПЕРВОГО ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА (НА ПРИМЕРЕ ФИТНЕС-ЦЕНТРА «БОДИЛАЙН»)

В данной статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на снижение веса женщин первого периода зрелого возраста в условиях Севера средствами фитнеса. Раскрывается содержание разработанной фитнес-программы, которая включает аэробные занятия (классическая аэробика, степ-аэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика), занятия на тренажёрах (занятия на силовых тренажёрах и на вакуумных тренажёрах), соблюдение диеты и метаболическую терапию. Эффективность предложенной методики по снижению веса у женщин доказывается применением комплекса методов исследования: для определения избыточного веса (индекс Кетле), состояния сердечно-сосудистой системы (функциональные пробы Мартинэ и Руфье), уровня физической подготовленности (тесты «Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты», «Наклон туловища вперед в положении сидя», «12-минутный бег» (тест Купера)), мотивации (анкетирование). После проведенного исследования были получены следующие данные: предожирение (по индексу Кетле): избыточная масса тела выявлена только у 60% женщин ЭГ, норма массы тела - у 40% женщин ЭГ; (по пробе Руфье) удовлетворительное состояние работоспособности сердца выявлено у 60% женщин, хорошее - у 40%; (по пробе Мартинэ) нормотонический тип реакции выявлен у 60% женщин, неблагоприятный тип - у 4-х (40%); по тесту силы мышц брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты) соответствие возрастной норме выявлено у 80% женщин ЭГ у 50% женщин КГ; по тесту гибкости позвоночного столба (наклон туловища вперед в положении сидя) соответствие возрастной норме выявлено у 40% женщин ЭГ в контрольной группе не выявлено; по тесту Купера на аэробную выносливость удовлетворительные результаты показали 60% женщин ЭГ 20% женщин КГ В КГ показатели по изучаемым параметрам оказались намного слабее. Таким образом, снижению избыточного веса у женщин первого периода зрелого возраста способствовала комплексная программа, включающая аэробные занятия (классическая аэробика, степаэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика), занятия на силовых и вакуумных тренажёрах, режим питания и диеты, а также предпочтения и мотивация самих женщин.

Ключевые слова: фитнес, двигательная активность, снижение веса, женщины первого периода зрелого возраста.

В настоящее время одной из основных проблем современного общества в условиях Севера является сохранение и поддержание здоровья женщин. Здоровье населения отражает уровень социального благополучия любого государства. Оно связано с развитием не только системы здравоохранения, но общекультурным и образовательным потенциалом населения. Женщина вовлечена во все сферы деятельности, и её роль в развитии и совершенствовании экономического и духовного процветания общества, особенно в условиях Севера, достаточно велика. Кроме общественного аспекта деятельности, женщины выполняют главнейшую биологическую функцию - материнство и забота о воспитании детей. Именно это в значительной мере увеличивает ее социальную значимость в обществе. В условиях дефицита свободного времени в современных условиях особенно остро стоит вопрос о привлечении женщин к занятиям физической культурой и спортом. Повышение технического прогресса снижает двигательную активность женщин, а большие нервные напряжения и часто меняющиеся условия внешней среды в условиях Севера предъявляют к их организму особенно высокие требования. В связи с вышеизложенным приобщение женщин к регулярным занятиям физической культурой и спортом является весьма актуальной. Двигательная активность женщин первого зрелого возраста является необходимым условием, позволяющим поддерживать оптимальный уровень функционирования всех органов и систем организма. Включение физических упражнений в режим дня позволяет воздействовать на морфофункциональный статус организма женщин. Для женщин с пониженной двигательной активностью в условиях Севера характерны функциональные изменения жирового обмена и дыхательной системы.

Корректировать отклонения в состоянии здоровья женщин в условиях Севера возможно с помощью различных фитнес-программ, основанных на использовании упражнений аэробной направленности. Фитнес-программы отличаются своей доступностью, эмоциональностью, возможностью дозировать физическую нагрузку в зависимости от уровня физического состояния и физической подготовленности занимающихся женщин.

Актуальность проблемы исследования обусловлена в первую очередь противоречиями между низким уровнем двигательной активности женщин в условиях продолжительной зимы на Севере и необходимостью их приобщения к систематическим занятиям физической культурой, а также наличием избыточного веса у женщин и недостаточной разработанностью научно-теоретических, организационно-методических основ занятий фитнесом. В связи с этим необходимость в научных исследованиях, посвященных разработке и экспериментальному обосно-

ванию основных составляющих фитнес-занятий с целью снижения избыточного веса у женщин, особенно проживающих в условиях Севера, возрастает.

Разнообразные фитнес-программы зарубежных стран позволяют определить основные принципы, способствующие их эффективному внедрению в условиях Севера:

1. Формирование у занимающихся осознанного отношения к занятиям физической культурой.

2. Упражнения должны быть доступными, соответствовать возрасту и уровню подготовленности занимающихся.

3. Учитывать конкретные цели и задачи: активный отдых, повышение уровня физической подготовленности, снижение массы тела, профилактика заболеваний и др.

4. Направленность на получение удовольствия от занятий и учет потребности, мотивы и интересы занимающихся.

5. Систематический и комплексный мониторинг состояния здоровья, уровня физической подготовленности занимающихся.

6. Создание безопасных условий для занимающихся с соблюдением санитарно-гигиенических условий и медицинского сопровождения.

Фитнес - это не только посещение фитнес-клуба, оснащенного современным оборудованием и предлагающего множество дополнительных услуг но и определенный стиль жизни, характеризующий мировоззрение личности. Если человек действительно настроен на сохранение и улучшение хорошей физической формы, он всегда найдет путь к достижению своей цели. Занятия фитнесом необязательно должны доводить человека до состояния утомления, многие люди занимаются ежедневно в домашних условиях по утрам, используя различные упражнения для поднятия тонуса и заряда бодрости на весь день. Фитнес - это целая система совершенствования человека, которая так или иначе связана с психологическим состоянием и приветствует научный подход [1]. Он включает в себя и занятия в тренажёрном зале, и аэробику, и правильное питание, это образ жизни, который принято называть «здоровым». В зависимости от целей и задач занятий различаются несколько видов фитнеса: 1) общий, или оздоровительный; 2) физический; 3) спортивно-ориентированный [2].

Общий фитнес, согласно языку специалистов и ученых, можно определить как степень сбалансированности физического, психического, социального состояний без излишнего физического и психического напряжения в гармонии с окружающей средой [3]. Физический фитнес - стремление к оптимальному качеству

жизни, которое включает достижение более высоких уровней подготовленности, по результатам тестирования, малый риск нарушений здоровья. Такое состояние известно также как хорошая физическая форма или физическая подготовленность. Данное понятие характеризует уровень физических возможностей, обеспечивающих двигательную активность без излишнего функционального напряжения организма и располагающих для этого необходимыми физиологическими резервами [3].

Объект исследования - процесс снижения избыточного веса у женщин.

Предмет исследования - фитнес как средство снижения избыточного веса у женщин в условиях Севера.

Цель исследования - теоретически и опытно-экспериментальным путем выявить особенности работы по снижению избыточного веса у женщин первого периода зрелого возраста средствами фитнеса в условиях Севера.

Задачи исследования:

1. Изучить разработанность в литературе возможностей фитнеса как средства снижения веса у женщин первого периода зрелого возраста в условиях Севера.

2. Разработать и апробировать комплексную программу по снижению веса у женщин первого периода зрелого возраста в условиях Севера.

3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной комплексной программы по снижению веса у женщин первого периода зрелого возраста в условиях Севера.

Гипотеза исследования: предполагаем, что разработанная комплексная фитнес-программа будет способствовать снижению веса у женщин первого периода зрелого возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, методы статистического анализа, для исследования физического развития: антропометрия - индекс Кетле, для исследования функционального состояния организма: функциональные пробы Мартинэ и Руфье, контрольные тесты: «Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты», «Наклон туловища вперед в положении сидя», «12-минутный бег» (тест Купера), анкетирование (анкета «Я и мой вес»).

База исследования: опытно-экспериментальная работа проведена на базе фитнес-центра «Бодилайн» г. Якутска Республики Саха (Якутия) РФ.

Экспериментальную выборку составили 20 женщин первого периода зрелого возраста от 25 до 35 лет с избыточным весом.

Практическую значимость представляет разработанная комплексная программа по коррекции избыточного веса у женщин первого периода зрелого возраста.

Возрастной период 25-35 лет является переломным в показателях функционального состояния, физической активности, которые неблагоприятно воздействуют и оборачиваются такими последствиями, как атрофия мышц, увеличение отложения жира в организме и рост массы тела. К сожалению, значительная часть женщин первого периода зрелого возраста не осознают всех негативных последствий малоподвижного образа жизни, меньше занимаются физкультурой, не посещают спортивные тренировки. Наиболее сложной является проблема переедания. По данным исследований, избыточный вес может быть вызван 22 нарушениями пищевого поведения (особенно после эмоционального дискомфорта или стресса).

Опытно-экспериментальная работа по снижению избыточного веса у женщин первого периода зрелого возраста средствами фитнеса проведена, как было сказано выше, на базе фитнес-центра «Бодилайн» г. Якутска. Объем экспериментальной выборки: 20 чел. Для проведения экспериментальной работы все женщины были поделены на две групп. Возрастной состав выборки: 25-35 лет. Для этого мы применили методики диагностики, разделив испытуемых на две группы, определили избыточный вес у участников исследования, состояние их сердечно-сосудистой системы, уровень физической подготовленности, мотивации женщин к занятиям фитнесом.

На формирующем этапе были определены основные направления работы по снижению избыточного веса у женщин первого периода зрелого возраста экспериментальной группы, выбраны ключевые направления фитнеса, содержание работы реализовано на практике с женщинами первого периода зрелого возраста.

На контрольном этапе было проведено повторное определение избыточного веса у участников исследования двух групп, состояние сердечно-сосудистой системы испытуемых и их физической подготовленности.

Для определения избыточного веса, состояния сердечно-сосудистой системы, уровня физической подготовленности и мотивации к занятиям фитнесом были подобраны следующие тесты:

Для определения мотивации женщин занятий фитнесом

Анкета «Я и мой вес»

Результаты тестов, проведенных в рамках констатирующего этапа. По итогам определения индекса массы тела на начало исследования избыточная масса тела (предожирение) было выявлено в экспериментальной группе (ЭГ) у 60% женщин, в контрольной группе (КГ) у 50% женщин, ожирение первой степени было выявлено ЭГ у 40% женщин, в КГ у 50% женщин (табл. 1).

Таблица 1

Определение избыточного веса проводилось с помощью индекса массы тела (индекс Кетле)

Избыточная масса тела (предожирение) Ожирение первой степени

КГ ЭГ КГ ЭГ

50% 60% 50% 40%

Состояние сердечно-сосудистой системы у женщин с избыточным весом оценивалось по двум функциональным пробам: проба Мартинэ и проба Руфье. Проба Руфье: после 5-минутного спокойного состояния в положении сидя под-считывается пульс за 15 с., затем в течение 45 с. выполняются 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитывается пульс за первые 15 с. и последние 15 с. 39 первой минуты периода восстановления. По итогам определения работоспособности сердца (индекс Руфье) на начало исследования посредственное состояние было выявлено у 50% женщин ЭГ удовлетворительное - у 50% женщин. По итогам определения работоспособности сердца (проба Руфье) на начало исследования посредственное состояние было выявлено у 40% женщин КГ, удовлетворительное у 60% женщин (табл. 2).

Таблица 2

Результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группах

Состояние сердечно-сосудистой системы

КГ ЭГ

посредственное удовлетворительное посредственное удовлетворительное

40% 60% 50% 50%

Проба Мартинэ позволяет произвести оценку скорости адаптации организма на физическую нагрузку, а также уточнить время, необходимое на восстановительные процессы. Другими словами, проба Мартинэ определяет способность сердечно-сосудистой системы восстанавливаться после занятий физическими упражнениями. Испытуемый выполняет 20 приседаний в медленном темпе за 30 с. ЧСС считается до и после нагрузки за 10 секунд. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку определяем сопоставлением данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, то есть определяется процент учащения пульса. По результатам пробы Мартинэ нормотонический тип реакции был выявлен только у 30% женщин ЭГ с избыточным весом, неблагоприятный тип - у 70% женщин. По результатам пробы Мартинэ нормотонический тип реакции был выявлен только у 50% женщин КГ с избыточным весом, неблагоприятный тип - у 50% женщин (табл. 3).

Таблица 3

Результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группах

Способность сердечно-сосудистой системы восстанавливаться после занятий физическими упражнениями

КГ ЭГ

нормотический неблагоприятный нормотический неблагоприятный

50% 50% 30% 70%

Для определения избыточного веса Индекс Кетле

Для определения состояния сердечно-сосудистой системы Функциональные пробы Мартинэ и Руфье

Для определения уровня физической подготовленности Тест «Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты»; Тест «Наклон туловища вперед в положении сидя»; Тест на выносливость «12-минутный бег» (тест Купера

Для диагностики развития таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, были подобраны следующие тесты:

1. Тест «Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты».

2. Тест «Наклон туловища вперед в положении сидя».

3. Тест на выносливость «12-минутный бег» (тест Купера).

Для женщин первого периода зрелого возраста возрастные нормативы по данному тесту 6-7 см. Тест на выносливость «12-минутный бег» (тест Купера) диагностирует аэробную выносливость. Испытуемая должна бежать, стремясь преодолеть как можно большее расстояние за данное время (12 минут). Единица измерения - в метрах.

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормативы по тесту Купера для женщин первого периода зрелого возраста:

Расстояние (м) Оценка

Более 2200 м Превосходно

2100-2200м Отлично

1900-2000м Хорошо

1700-1900м Удовлетворительно

1700-1500м Плохо

менее 1500 м Очень плохо

По тесту Купера очень плохие результаты получены у 20% женщин, плохие - у 70%, удовлетворительные - только у 10% женщины.

Результаты диагностики состояния развития физических качеств у женщин первого периода зрелого возраста показала в табл. 5.

Таблица 5

Результаты тестирования физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах

Развитие силы мышц Уровень гибкости Аэробная выносливость

брюшного пресса позвоночного столба

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

ниже нор- ниже нор- ниже нор- ниже нор- очень очень

мы у 60% мы у 70% мы у 100% мы у 100% плохие плохие

испытуе- испытуе- испытуе- испытуе- результаты результаты

мых мых мых мых у 10%, у 20%,

плохие - плохие -

80% 70%

В ходе исследования была составлена анкета, чтобы определить мотивацию у женщин заниматься фитнесом. В анкетировании приняли участие женщины экспериментальной группы. Итоги анкетирования учитывались при составлении программы экспериментальной группы (табл. 5).

Таблица 5

Результаты анкетирования экспериментальной группы

№ Содержание вопроса анкеты Положительный ответ в % Отрицательный ответ в %

1. Вы довольны своим весом в настоящее время? 0 100%

2. Вы довольны своей фигурой? 0 100%

3. Вы хотите скорректировать свой вес и фигуру? 100% 0

4. Какие составляющие программы по коррекции веса по Вашему мнению, наиболее важные?:

Ответ: разные виды аэробики 75% 25%

Ответ: питание 47% 53%

Ответ: занятия на тренажерах 50% 50%

5. Что является целью посещения фитнес-клуба, тренажерного зала, правильного питания?

Ответ: коррекция фигуры (иметь красивую фигуру) и снижение веса 100% 0

Ответ: достижение большей уверенности в себе 40% 60%

6 Какие тренировки Вы предпочитаете?

Ответ: танцевальная аэробика 70% 30%

Ответ: вакуумные тренажеры 65% 35%

Ответ: степ-аэробика 65% 35%

Ответ: фитбол-аэробика 65% 35%

Ответ: классическая оздоровительная аэробика 50% 50%

До проведения опытно-экспериментальной работы были выявлены следующие данные:

- предожирение (избыточная масса тела) у 60% женщин экспериментальной группы (ЭГ) и 50% женщин контрольной группы (КГ);

- ожирение первой степени было выявлено у 40% женщин ЭГ и 50% женщин КГ (индекс Кетле);

- посредственное состояние работоспособности сердца выявлено у 50% женщин ЭГ и 40% женщин КГ;

- удовлетворительное у 50% женщин ЭГ и 60% женщин КГ (индекс Ру-

фье);

- нормотонический тип реакции организма на физическую нагрузку только у 30% женщин с избыточным весом ЭГ и 50% женщин КГ неблагоприятный тип - у 70% женщин ЭГ и 50% женщин КГ (проба Мартинэ);

- слабое развитие силы мышц брюшного пресса показали ниже нормы у 70% испытуемых ЭГ и 60% КГ;

- очень слабая гибкость позвоночного столба, ниже нормы у всех 100% испытуемых обеих групп;

- слабая аэробная выносливость по результатам тестовых заданий: очень слабые результаты у 20%, слабые - у 70% в Эг и очень слабые результаты у 10%, слабые - у 80% в КГ;

- у всех участниц исследования выявлена мотивация на коррекцию своего веса.

На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована программа для снижения избыточного веса у занимающихся в ЭГ которая имеет комплексный характер. Теоретической основой данной программы были работы Н.Н. Венгеровой, ГЛ. Нестеренко и А.В. Воронковой, Л.М. Буковой и др. [4; 5; 6]. Проведенный анализ литературных источников по теме исследования и результаты анкетирования женщин ЭГ повлияли на выбор основных направлений работы, куда были включены следующие: аэробные занятия (классическая аэробика, степ-аэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика), занятия на тренажёрах (занятия на силовых тренажёрах и занятия на вакуумных тренажёрах), соблюдение диеты и метаболическая терапия. Тренировки проводились 5 раз в неделю, далее 2 дня отдыха и т.д. В питании учитывалось соблюдение режима питания и соблюдение диеты. На последнем этапе (в течение последнего месяца) для преодоления так называемого «плато» было предложено дополнительно добавить фармакологические препараты, мягко ускоряющие метаболизм. КГ занимались только силовыми упражнениями без соблюдения диеты.

Контрольное тестирование у испытуемых показало положительную динамику применения комплексной программы по снижению избыточного веса (табл. 6). Реализация программы по снижению избыточного веса у женщин ЭГ способствовала улучшение практически по всем показателям, что доказывает ее эффективность.

Таблица 6

Результаты экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

Показатели Положительная динамика в %

Коррекция избыточного веса 11%

Повышение работоспособности 34%

Способность ССС восстанавливаться после нагрузки 10%

Развитие мышц брюшного пресса 22%

Развитие гибкости позвоночного столба 31%

Развитие аэробной выносливости 7%

После проведенного исследования были получены следующие данные:

- предожирение (по индексу Кетле) избыточная масса тела выявлена только у 60% женщин ЭГ норма массы тела - у 40% женщин ЭГ;

- (по пробе Руфье) удовлетворительное состояние работоспособности сердца выявлено у 60% женщин, хорошее - у 40%;

- (по пробе Мартинэ) нормотонический тип реакции выявлен у 60% женщин, неблагоприятный тип - у 4-х (40%);

- по тесту силы мышц брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты) соответствие возрастной норме выявлено у 80% женщин ЭГ у 50% женщин КГ;

- по тесту гибкости позвоночного столба (наклон туловища вперед в положении сидя) соответствие возрастной норме выявлено у 40% женщин ЭГ в контрольной группе не выявлено;

- по тесту Купера на аэробную выносливость удовлетворительные результаты получены у 60% женщин ЭГ у 20% женщин КГ.

В КГ показатели по изучаемым параметрам оказались намного слабее. Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена экспериментально и методом математической статистики: снижению избыточного веса у женщин первого периода зрелого возраста будет способствовать комплексная программа, включающая занятия аэробные (классическая аэробика, степ-аэробика, фитбол-аэроби-ка, танцевальная аэробика), занятия на силовых и вакуумных тренажёрах, режим питания и диеты, а также предпочтения и мотивация самих женщин.

В настоящее время интерес к занятиям фитнесом остается высоким. Физическая активность позволяет укрепить и сохранить здоровье на долгие годы, быть уверенным в себе и поддерживать себя в красивой физической форме, а значит - вести полноценный образ жизни, находиться в гармонии с собой и окружающей средой. Активность и спрос в обществе порождает расширение средств оздоровительной физической культуры, создание новых программ фитнеса и технологий.

Библиографический список

1. Абрамова К.Л., Шукшина М.Л. Фитнес, аэробика, шейпинг. Москва: ФиС, 2000.

2. Бессен Д.Г, Кушнер РМ. Избыточный вес и ожирение. Профилактика, диагностика, лечение. Москва: БИНОМ, 2004.

3. Войтенко В.П. Здоровье здоровых. Киев: Здоровье, 1991.

4. Букова Л.М., Ковальская И.А., Расолько А.В. Фитнес-программа в коррекции состояния здоровья женщин первого зрелого возраста. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/fitnes-programma-v-korrektsii-sostoyaniyazdorovya-zhenschin-pervogo-zrelogo-vozrasta

5. Венгерова Н.Н. Педагогические технологии фитнес-индустрии для сохранения здоровья женщин зрелого возраста: монография. Санкт-Петербург, 2011. Available at: http://textarchive.ru/c-2162436-pall.html

6. Нестеренко Г.Л., Воронков А.В. Оздоровительная аэробика как средство коррекции фигуры женщин первого зрелого возраста. Современные проблемы науки и образования. - 2015; № 1. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19255

References

1. Abramova K.L., Shukshina M.L. Fitnes, a'erobika, shejping. Moskva: FiS, 2000.

2. Bessen D.G., Kushner R.M. Izbytochnyj ves iozhirenie. Profilakiika, diagnostika, lechenie. Moskva: BINOM, 2004.

3. Vojtenko V.P. Zdorov'ezdorovyh. Kiev: Zdorov'e, 1991.

4. Bukova L.M., Koval'skaya I.A., Rasol'ko A.V. Fitnes-programma v korrekcii sostoyaniya zdorov'ya zhenschin pervogo zrelogo vozrasta. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/fitnes-programma-v-korrektsii-sostoyaniyazdorovya-zhenschin-pervogo-zrelogo-vozrasta

5. Vengerova N.N. Pedagogicheskie tehnologii fitnes-industrii dlya sohraneniya zdorov'ya zhenschin zrelogo vozrasta: monografiya. Sankt-Peterburg, 2011. Available at: http:// textarchive.ru/c-2162436-pall.html

6. Nesterenko G.L., Voronkov A.V. Ozdorovitel'naya a'erobika kak sredstvo korrekcii figury zhenschin pervogo zrelogo vozrasta. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2015; № 1. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19255

Статья поступила в редакцию 19.11.21

УДК 371

Dudaev G.S-Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management, A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN THEORETICAL APPROACHES TO UNDERSTANDING THE PHENOMENON OF TRUST. The research analyzes the most significant approaches to the phenomenon of trust existing in the Russian and foreign research literature. Their consideration is carried out in the context of the modern socio-political and cultural situation, it is proved that at present the interest in this phenomenon is dictated by the peculiarities of the modern world and Russian society development stage. In this regard, the interpretation of the definition of "trust" in various spheres of human activity is considered: business, philosophy, various branches of science. The approaches of various research schools representatives to this phenomenon are investigated. A certain conceptual and methodological pluralism is demonstrated, which is fixed in studies of the corresponding category. The researcher attempts to give a universal definition of the concept "trust" with the help of the analysis of various approaches by studying a wide range of research literature.

Key words: trust, students, humanistic educational paradigm, upbringing.

Г.С-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ДОВЕРИЯ

В данной статье анализируются наиболее значимые из существующих в отечественной и зарубежной научно-исследовательской литературе подходов к феномену доверия. Их рассмотрение производится в контексте современной социально-политической и культурной ситуации. Доказывается, что в настоящее время интерес к данному феномену продиктован особенностями этапа развития, на котором находится современное мировое и российское общество. В этой связи рассматривается трактовка дефиниции «доверие» в различных сферах человеческой деятельности: бизнесе, философии, некоторых отраслях современной науки. Исследуются подходы представителей различных научно-исследовательских школ к данному феномену. Демонстрируется определённый понятийный и методологический плюрализм, фиксирующийся в исследованиях, посвящённых соответствующей категории. На основе анализа различных подходов путём изучения широкого круга научно-исследовательской литературы делается попытка дать универсальное определение понятию «доверие».

Ключевые слова: доверие, студенты, гуманистическая образовательная парадигма, воспитание.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что феномен доверия оказывает влияние на все сферы жизни современного человечества. В этой связи становится понятен интерес, проявляемый специалистами, осуществляющими практическую и научно-исследовательскую деятельность в самых различных областях [1 - 13]. Наш научный поиск в целом связан с использованием доверия в процессе взаимоотношений со студентами с целью реализации положений новой гуманистической парадигмы в образовательной практике. Без доверия невозможно построить эффективное взаимодействие, воспитание студентов. В этой связи в образовании данная категория крайне востребована и требует более пристального внимания к себе.

Однако считаем целесообразным прежде всего рассмотреть эту категорию с позиций гуманитарных наук, так как первоначально она в большей степени и была рассмотрена с точек зрения философских, психологических наук.

При этом, однако, на настоящий момент ощущается нехватка работ, посвя-щённых истории исследования. Кроме того, среди большого числа работ, исследующих те или иные аспекты интересующей нас проблемы [1 - 7; 10; 11; 12], её влияние на общественный прогресс и месту в научной картине мира [8; 13], наблюдается определённый плюрализм в характеристиках понятия «доверие».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Систематизации существующих в науке и практике взглядов на эту проблему, а также восполнению дефицита трудов по истории её изучения посвящена настоящая статья.

Цель данной статьи - выявление и характеристика наиболее значимых теоретических подходов отечественных и зарубежных исследователей к пониманию феномена доверия.

Основные задачи статьи: рассмотреть понятие «доверие»; выделить его сущностные характеристики; определить основные подходы отечественных и зарубежных учёных к определению данного феномена; попытаться дать универсальное определение этого термина.

Степень изученности понятия «доверие» на сегодняшний день позволяет с определённой долей уверенности утверждать, что в обществе оно представляет собой своего рода основу отношений между людьми [13, с. 148]. При этом ведущая функция доверия заключается в обеспечении стабильности и ее продолжительности между членами общества.

При этом представители разных отраслей науки и практики склонны трактовать данную дефиницию различным образом.

Например, в бизнесе доверие трактуется двояко. В первом смысле оно связывается с репутацией и финансовым положением личности, группы лиц или организации. Во втором смысле под этим термином понимается та сумма материальных средств, на которую коммерсант позволяет своему клиенту приобрести товар или услугу, не требуя при этом немедленной оплаты [3, с. 60].

В научных исследованиях внимание интересующей нас категории начало уделяться в Новейшее время. При этом в силу неоднозначности его интерпре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.