Научная статья на тему 'Особенности влияния программ разных направлений фитнеса на развитие физических качеств у женщин 30-40 лет'

Особенности влияния программ разных направлений фитнеса на развитие физических качеств у женщин 30-40 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
551
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ / ПРОГРАММЫ ФИТНЕСА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / WOMEN / MIDDLE AGE / FITNESS PROGRAMS / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Перевалина Е. А., Шестаков М. М.

Актуальность. В статье показано, что в системе знаний о содержании оздоровительных занятий сформировалось научное противоречие между многообразием программ фитнеса и отсутствием методики их комплексирования с целью оздоровления женщин 30-40 лет. Одним из этапов разработки такой методики является выявление особенностей влияния программ разных направлений фитнеса на развитие физических качеств женщин. Цель исследованиязаключается в определении особенностей воздействия тренировочных нагрузок программ разных направлений фитнеса на развитие физических качеств у женщин 30-40 лет на базовом этапе занятий. Методы: 6-минутный бег на беговой дорожке; наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье; сгибание и разгибание рук в упоре с колен; подъем туловища из положения лежа на спине в течение 60 секунд, ноги согнуты в сед, руки сцеплены в замок за головой; удержание равновесия в стойке на одной ноге с закрытыми глазами; зашагивание на степ-платформу в течение 10 секунд. Результаты.Было установлено, что программа занятий в тренажерном зале оказывает положительное влияние преимущественно на развитие силы, скоростно-силовой выносливости и общей выносливости женщин 30-40 лет; программа классической аэробики на развитие гибкости, силовой выносливости, скоростно-силовой выносливости и общей выносливости; программа силовой аэробики на развитие гибкости, силы, силовой выносливости, скоростно-силовой выносливости и общей выносливости; программа функционального тренинга на развитие гибкости, координационных способностей, силы, силовой выносливости, скоростно-силовой выносливости и общей выносливости; программа фитнес-йога на развитие гибкости, координационных способностей, силы и силовой выносливости. Заключение. Результаты педагогического эксперимента позволили установить, что содержание и физическая нагрузка программ фитнеса разных направлений характеризуется сугубо специфической преимущественной направленностью на развитие отдельных физических качеств женщин 30-40 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Перевалина Е. А., Шестаков М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE FEATURES OF PROGRAMS OF DIFFERENT FITNESS DIRECTIONS ON THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF 30-40 YEAR-OLD WOMEN

Relevance. The article shows that there is a scientific contradiction between the variety of fitness programs and the lack of methods for their integration to improve 3040 year-old women’s health in the system of knowledge about the content of recreational activities. Moreover, one of the stages in the development of such a technique is the determination of influence features of programs of different fitness directions on the development of women’s physical qualities. Research aim. The aim of the research is the determination of features of changes in the development indicators of 30-40 year-old women’s physical qualities under the influence of training loads of different fitness direction programs at the basic training stage. Research methods. To determine the development level of physical qualities the following control exercises have been used: 6-minute treadmill run; forward lean from a standing position with straight legs on a gymnastic bench; dip up from knees; sit-up within 60 seconds, legs are bent into squat, hands are locked behind the head; keeping balance on one leg with eyes closed (Estrid Whiting test); stepping up the platform within 10 seconds. Research results. The study found that fitness programs were characterized by the unequal primary focus on the development of individual physical qualities of 3040 year-old women: the exercise program in the gym on the development of strength, speed-strength endurance and general endurance; the classic aerobics program on the development of flexibility, strength endurance, speedstrength endurance and general endurance; the power aerobics program on the development of flexibility, strength, strength endurance, speed-strength endurance and general endurance; the functional training program on the development of flexibility, coordination abilities, strength, strength endurance, speed-strength endurance and general endurance; the fitness yoga program on the development of flexibility, coordination abilities, strength and strength endurance. Conclusions. The results of the pedagogical experiment showed that the content and the physical load of fitness programs of different directions were characterized by a very specific focus on the development of individual physical qualities of 30-40 year-old women.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния программ разных направлений фитнеса на развитие физических качеств у женщин 30-40 лет»

УДК: 796.035

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПРОГРАММ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФИТНЕСА НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЖЕНЩИН 30-40 ЛЕТ

Е.А. Перевалина, аспирант кафедры теории и методики футбола и регби,

М.М. Шестаков, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики футбола и регби,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].

Аннотация.

Актуальность. В статье показано, что в системе знаний о содержании оздоровительных занятий сформировалось научное противоречие между многообразием программ фитнеса и отсутствием методики их комплексирования с целью оздоровления женщин 30-40 лет. Одним из этапов разработки такой методики является выявление особенностей влияния программ разных направлений фитнеса на развитие физических качеств женщин.

Цель исследования заключается в определении особенностей воздействия тренировочных нагрузок программ разных направлений фитнеса на развитие физических качеств у женщин 30-40 лет на базовом этапе занятий.

Методы: 6-минутный бег на беговой дорожке; наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье; сгибание и разгибание рук в упоре с колен; подъем туловища из положения лежа на спине в течение 60 секунд, ноги согнуты в сед, руки сцеплены в замок за головой; удержание равновесия в стойке на одной ноге с закрытыми глазами; зашагивание на степ-платформу в течение 10 секунд.

Результаты. Было установлено, что программа занятий в тренажерном зале оказывает положительное влияние преимущественно на развитие силы, скоростно-силовой выносливости и общей выносливости женщин 30-40 лет; программа классической аэробики - на развитие гибкости, силовой выносливости, скоростно-силовой выносливости и общей выносливости; программа силовой аэробики - на развитие гибкости, силы, силовой выносли-

вости, скоростно-силовой выносливости и общей выносливости; программа функционального тренинга - на развитие гибкости, координационных способностей, силы, силовой выносливости, скоростно-силовой выносливости и общей выносливости; программа фитнес-йога - на развитие гибкости, координационных способностей, силы и силовой выносливости.

Заключение. Результаты педагогического эксперимента позволили установить, что содержание и физическая нагрузка программ фитнеса разных направлений характеризуются сугубо специфической преимущественной направленностью на развитие отдельных физических качеств женщин 30-40 лет.

Ключевые слова: женщины, средний возраст, программы фитнеса, физические качества.

Для цитирования: Перевалина Е.А., Шестаков М.М. Особенности влияния программ разных направлений фитнеса на развитие физических качеств у женщин 3040 лет // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 4. - С. 109-113.

For citation: Perevalina Е., Shestakov М. Influence features of programs of different fitness directions on the development of physical qualities of 30-40 year-old women. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2019, no 4, pp. 109-113 (in Russian).

Введение. Анализ современной научно-методической литературы демонстрирует актуальность проблемы оздоровления людей зрелого возраста, так как они

составляют основной интеллектуальный потенциал государства [4, 9].

В современном обществе двигательный режим женщин 30-40 лет характеризуется недостаточной двигательной активностью с низким объемом и интенсивностью движений, что приводит к избыточному весу и ожирению, снижению работоспособности, развитию различных заболеваний, связанных с работой сердечно-сосудистой системы, функцией опорно-двигательного аппарата, нарушением обменных процессов и т.д. [1, 3, 6, 7, 10].

Улучшить состояние физического здоровья, увеличить работоспособность, продлить долголетие, скорректировать проблемные зоны, развить физические качества, улучшить функциональные возможности систем организма женщин 30-40 лет позволяет использование арсенала средств и методов физической культуры.

Фитнес приобретает все большую популярность среди женщин. На сегодняшний день специалисты насчитывают около 200 различных фитнес-программ. Все эти программы имеют вполне определенное направленное воздействие на организм занимающихся, отличаясь между собой: интенсивностью, направленностью, дозированием нагрузки, используемым оборудованием, выбором средств и т.д. В связи с этим отдельные программы фитнеса не могут обеспечить всестороннее оздоровительное воздействие на занимающихся. Осознавая эту проблему, специалисты обратили внимание на комплексное использование разных по направленности фитнес-программ [2, 3, 5, 8, 11].

Однако в этих методиках затронуто лишь несколько программ, без рассмотрения возможности их различного комбинирования с другими направлениями фитнеса в соответствии с меняющимся составом оздоровительных задач. Данный факт значительно ограничивает использование имеющегося арсенала средств фитнеса, что не позволяет в полном объеме обеспечить всестороннее и целенаправленное воздействие на организм занимающихся женщин зрелого возраста.

В связи с этим можно констатировать, что в системе знаний о содержании оздоровительных занятий сформировалось научное противоречие между многообразием программ фитнеса и отсутствием методики их комплексирования с целью оздоровления женщин 30-40 лет. При этом одним из этапов разработки такой методики является выявление особенностей влияния программ разных направлений фитнеса на динамику развития физических качеств женщин данной возрастной группы.

Цель исследования - определить особенности воздействия тренировочных нагрузок программ разных направлений фитнеса на развитие физических качеств у женщин 30-40 лет на базовом этапе занятий.

Методика исследования. В исследовании участвовали 85 женщин 30-40 лет, которые в зависимости от реализуемой программы фитнеса были распределены на пять групп: 1-я - программа занятий в тренажерном

зале (п=17); 2-я - программа классической аэробики (п=19); 3-я - программа силовой аэробики (п=17); 4-я - программа функционального тренинга (п=17); 5-я -программа фитнес-йога (п=15). Занятия в каждой группе проводились 3 раза в неделю по 60 минут в течение 9 недель. Для определения у женщин уровня развития общей выносливости, гибкости, силовой выносливости, скоростно-силовых способностей (выносливости), координационных способностей и быстроты (частоты движений) применялись соответствующие контрольные упражнения: 6-минутный бег на беговой дорожке; наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье; сгибание и разгибание рук в упоре с колен; подъем туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты в сед, руки сцеплены в замок за головой в течение 60 секунд; удержание равновесия в стойке на одной ноге с закрытыми глазами (тест Эстри-да Уайтинга); зашагивание на степ-платформу в течение 10 секунд. Тестирование проводилось в начале и по окончании 9 недель программы занятий.

Результаты исследования. Исследование особенностей влияния выполненной за девять недель тренировочной нагрузки программ разных направлений фитнеса на показатели развития физических качеств женщин 30-40 лет позволило установить неодинаковый характер их воздействия (таблица 1).

В частности, у женщин, участвовавших в реализации программы занятий в тренажерном зале, под воздействием выполненных тренировочных нагрузок установлены следующие особенности изменения контролируемых показателей:

- общая выносливость улучшилась на 13,8% (1 =5,58; р<0,001);

- сила мышц кисти руки увеличилась на 11,5% (1=2,20; р<0,05);

- скоростно-силовая выносливость улучшилась на 35,6% (1 =6,26; р<0,001);

- силовая выносливость улучшилась на 39,5% (1 =4,73; р<0,001).

По показателям развития других контролируемых физических качеств (гибкость, максимальная частота движений, координационные способности) у женщин 30-40 лет, занимавшихся на тренажерах, статистически достоверных изменений не обнаружено.

У женщин, участвовавших в реализации программы занятий классической аэробикой, под воздействием выполненных тренировочных нагрузок установлены следующие особенности изменения контролируемых показателей:

- общая выносливость улучшилась на 2,5% (1 = 9,24; р<0,001);

- гибкость улучшилась на 32,7% (1 = 2,39; р<0,05);

- скоростно-силовая выносливость улучшилась на 15,6% (1 = 2,16; р<0,05);

- силовая выносливость улучшилась на 13,9% (1 = 2,26; р<0,05).

Показатели развития других контролируемых физических качеств (силы кисти руки, максимальная часто-

Таблица 1

Изменение показателей развития физических качеств у женщин 30-40 лет под воздействием тренировочных нагрузок программ разных направлений фитнеса

Тесты Программы фитнеса и количество занимающихся в группах

тренажеры (п=17) аэробика (классическая) (п=19) аэробика (силовая) (п=17) функциональный тренинг (п=17) йога (п=15)

6-минутный бег (м) + + + + 0

Наклон вперед, стоя на скамейке (см) 0 + + + +

Кистевая динамометрия (кг) + 0 + + +

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 60 с (кол-во раз) + + + + 0

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (от колен) (кол-во раз) + + + + +

Зашагивание на степ платформу за 10 сек (кол-во раз) 0 0 0 0 0

Стойка на одной ноге с закрытыми глазами (с) 0 0 0 + +

Примечание: в таблице приняты следующие условные обозначения:«+» - статистически достоверное улучшение показателя; «0» - отсутствие статистически достоверного изменения показателя.

та движений, координационные способности) за время реализации данной программы фитнеса у женщин статистически достоверно не изменились.

У женщин, участвовавших в реализации программы занятий силовой аэробикой, под воздействием выполненных тренировочных нагрузок установлены следующие особенности изменения контролируемых показателей:

- общая выносливость улучшилась на 9,2% (1=3,15; р<0,001);

- гибкость улучшилась на 19,2% (1 = 2,19; р<0,05);

- сила мышц кисти руки увеличилась на 9,2% (1= 2,12; р<0,05);

- скоростно-силовая выносливость улучшилась на 21,0 % (1 = 3,84; р<0,001);

- силовая выносливость улучшилась на 19,0% (1 = 3,26; р<0,001).

Другие контролируемые физические качества (максимальная частота движений, координационные способности) за время реализации данной программы фитнеса у женщин статистически достоверно не изменили показатели развития.

У женщин, участвовавших в реализации программы занятий функциональным тренингом, под воздействием выполненных тренировочных нагрузок установлены следующие особенности изменения контролируемых показателей:

- общая выносливость улучшилась на 10,0% (1 = 3,30; р<0,001);

- гибкость улучшилась на 18,0% (1 = 2,51; р<0,01);

- сила мышц кисти руки увеличилась на 11,1% (1 = 2,23; р<0,05);;

- скоростно-силовая выносливость улучшилась на 24,0 % (t = 9,10; р<0,001);

- силовая выносливость улучшилась на 28,0% (t = 7,0; р<0,001);

- координационные способности улучшились на 30% (t =3,5; р<0,001).

Только показатель быстроты (максимальная частота движений) у женщин 30-40 лет, занимавшихся функциональным тренингом, статистически достоверных изменений не обнаружил.

У женщин, участвовавших в реализации программы занятий фитнес-йогой, под воздействием выполненных тренировочных нагрузок установлены следующие особенности изменения контролируемых показателей:

- гибкость улучшилась на 32,89% (t = 7,40; р<0,001);

- сила мышц кисти руки увеличилась на 12,7%(t = 2,20; p<0,05);

- силовая выносливость улучшилась на 20,80% (t = 5,93; р<0,001);

- координационные способности улучшились на 55,82% (t = 13,51; р<0,001).

Показатели развития других контролируемых физических качеств (общая выносливость, скоростно-сило-вая выносливость, максимальная частота движений) за время реализации программы фитнес-йогой у женщин статистически достоверно не изменились.

Заключение. В результате исследования выявлено, что реализация программ разных направлений фитнеса характеризуется неодинаковой преимущественной направленностью влияния на развитие отдельных физических качеств женщин 30-40 лет на базовом этапе занятий:

- программа занятий на тренажерах способствует 4. преимущественному развитию общей выносливости, силы, скоростно-силовой выносливости, силовой выносливости;

- программа занятий классической аэробикой спо- 5 собствует преимущественному развитию общей выносливости, гибкости, скоростно-силовой выносливости, силовой выносливости;

- программа занятий силовой аэробикой способствует преимущественному развитию общей выносли- 6. вости, гибкости, силы, скоростно-силовой выносливости, силовой выносливости;

- программа занятий функциональным тренингом 7 способствует преимущественному развитию общей выносливости, гибкости, силы, скоростно-силовой выносливости, силовой выносливости, координационных 8. способностей;

- программа занятий фитнес-йогой способствует преимущественному развитию гибкости, силы, силовой выносливости, координационных способностей.

9.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Жигалова Я.В. Проектирование комплексных оздоровительных фитнес-программ для женщин 30-50-летнего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Я.В. Жигалова. - М., 2002. - 24 с.

2. Иваненко О.А. Влияние занятий фитнесом на физическое состояние и мотивацию женщин / О.А. Иваненко // Теория и практика физической культуры. - 2010. -№ 1. - С. 32-34.

3. Ишанова О.В. Комплексная методика занятий оздоровительной аэробикой с женщинами 25-35-летнего возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук / О.В. Иша-нова. - Волгоград, 2008. - 27 с.

Клетнева А.А. Перспективные направления организации физкультурных занятий взрослого населения // А.А. Клетнева, Е.А. Бородина, С.А. Давыдова // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №11. -С. 51-52.

Королёва, Л.В. Педагогические основы физкультурно-оздоровительных занятий аэробикой и шейпингом с женщинами среднего возраста (35-45 лет): автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Л.В. Королёва. - M., 2004. - 17 с.

Куница Ю.Б. Особенности проведения занятий по фитнесу с женщинами среднего возраста / Ю.Б. Куница // Наука-2020. - 2016. - №3 (9). - С. 133-138. Лаврухина Г.М. Методика проведения оздоровительной гимнастики для женщин с учетом возрастных периодов жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 2002. - 24 с.

Романенко Н.И. Методика физического воспитания женщин зрелого возраста с использованием средств оздоровительной физической культуры (на основе соматотипа): учебно-методическое пособие / Н.И. Ро-маненко. - Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - 70 с. Савин С.В. Педагогическое проектирование занятий фитнесом с женщинами зрелого возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Савин. - М., 2008. - 25 с. Самсонова Е.П. Комплексные физкультурно-оздоровительные занятия на основе фитнес-йоги с женщинами среднего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.П. Самсонова. - Смоленск, 2010. - 25 с. Федорова О.Н. Комплексное применение средств пилатеса и аквааэробики на занятиях с женщинами второго периода зрелого возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук / О.Н. Федорова. - СПб., 2012. - 23 с.

INFLUENCE FEATURES OF PROGRAMS OF DIFFERENT FITNESS DIRECTIONS ON THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF 30-40 YEAR-OLD WOMEN

Е. Perevalina, Postgraduate student of the Theory and Methods of Football and Rugby Department, М. Shestakov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Theory and Methods of Football and Rugby Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,

e-mail: [email protected].

Abstract.

Relevance. The article shows that there is a scientific contradiction between the variety of fitness programs and the lack of methods for their integration to improve 3040 year-old women's health in the system of knowledge about the content of recreational activities. Moreover, one of the stages in the development of such a technique is the determination of influence features of programs of different fitness directions on the development of women's physical qualities.

Research aim. The aim of the research is the determination of features of changes in the development indicators of 30-40 year-old women's physical qualities under the influence of training loads of different fitness direction programs at the basic training stage.

Research methods. To determine the development level of physical qualities the following control exercises have been used: 6-minute treadmill run; forward lean from a standing position with straight legs on a gymnastic bench; dip up from knees; sit-up within 60 seconds, legs are bent into squat, hands are locked behind the head; keeping balance on one leg with eyes closed (Estrid Whiting test); stepping up the platform within 10 seconds.

Research results. The study found that fitness programs were characterized by the unequal primary focus on the development of individual physical qualities of 3040 year-old women: the exercise program in the gym - on the development of strength, speed-strength endurance and general endurance; the classic aerobics program - on the development of flexibility, strength endurance, speed-strength endurance and general endurance; the power aerobics program - on the development of flexibility, strength, strength endurance, speed-strength endurance and general endurance; the functional training program - on the development of flexibility, coordination abilities, strength, strength endurance, speed-strength endurance and general endurance; the fitness yoga program - on the development of flexibility, coordination abilities, strength and strength endurance.

Conclusions. The results of the pedagogical experiment showed that the content and the physical load of fitness programs of different directions were characterized by a very specific focus on the development of individual physical qualities of 30-40 year-old women.

Keywords: women, middle age, fitness programs, physical qualities.

References:

1. Zhigalova Ya.V. Designing complex health and fitness programs for women 30-50 years of age. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2002, 24 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ivanenko O.A. the Influence of fitness on the physical condition and motivation of women. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2010, no. 1, pp. 32-34. (in Russian)

3. Ishanov O.V. Complex technique of improving aerobics with women 25-35 years of age. Extended abstract of candidate's thesis. Volgograd, 2008, 27 p. (in Russian)

4. Ledneva A.A. Promising directions of the organization of physical education classes the adult population. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2011, no. 11, pp. 51-52. (in Russian)

5. Koroleva L.V. Pedagogical bases of physical culture and health-improving aerobics and shaping classes with middle-aged women (35-45 years). Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 2004, 17 p. (in Russian)

6. Kunica Yu.B. Conducting fitness classes with middle-aged women. Nauka-2020 [Science-2020], 2016, no. 3 (9), pp. 133-138. (in Russian)

7. Lavrukhina G.M. Methods of health gymnastics for women taking into account age periods of life. Extended abstract of candidate's thesis. Saint-Petersburg, 2002, 24 p. (in Russian)

8. Romanenko N. I. Metodika fizicheskogo vospitaniya zhenshchin zrelogo vozrasta s ispol'zovaniem sredstv ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'tury (na osnove somatotipa) [Methods of Physical Education of Women of Mature Age Using Means of Improving Physical Culture (on the Basis of Somatotype)]. Krasnodar: KGUFKST, 2017, 70 p.

9. Savin S.V. Pedagogical design of fitness classes with women of Mature age. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2008, 25 p. (in Russian)

10. Samsonova E.P. Complex physical culture and health classes based on fitness yoga with middle-aged women. Extended abstract of Doctor's thesis. E. p. Samsonova. Smolensk, 2010, 25 p. (in Russian)

11. Fedorova O.N. Complex application of Pilates and Aqua aerobics in the classroom with women of the second period of adulthood: Extended abstract of candidate's thesis. Saint-Petersburg, 2012, 23 p. (in Russian)

Поступила / Received 15.10.2019 Принята в печать / Accepted 26.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.