Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕЙ СТРУКТУРУ СТИМУЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ'

СОХРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕЙ СТРУКТУРУ СТИМУЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СОСТОЯНИЕ ПСИХИКИ / РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / ДЕПРИВАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хэ Сюэюнь, Шумова Н.С., Байковский Ю.В.

Цель исследования - сопоставление характеристик физического и психического здоровья в экспериментальных группах до и после прохождения консультативно-оздоровительной программы, включающей занятия бегом и аэробикой. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие китайские студенты Национального университета в городе Ухань провинции Хубэй (Китай). На формирующем этапе все испытуемые были разделены на три группы: 1-я экспериментальная группа (n=15) занималась аэробикой; 2-я экспериментальная группа (n=15) занималась бегом; контрольная группа (n=11) не участвовала в тренировках. Эксперимент проходил в условиях продолжающейся групповой социальной изоляции как для испытуемых экспериментальных и контрольной групп, так и остальных студентов университета. Результаты исследования и выводы. Было установлено, что двигательная активность не только служит источником разномодальной сенсорной информации, что в условиях социальной изоляции улучшает состояние внутренних органов и нервной системы, но и при соответствующей организации позволяет объективизировать (подтвердить, уточнить) свои представления о себе, определить свой психофизический статус, категоризовать свое физическое состояние как хорошее, найти пути дальнейшего улучшения своего состояния и своего статуса среди других студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хэ Сюэюнь, Шумова Н.С., Байковский Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF MENTAL HEALTH BY CARRYING OUT A CONSULTATIVE AND HEALTH PROGRAM THAT RESTORES THE STRUCTURE OF THE STIMULUS SITUATION IN CONDITIONS OF SOCIAL ISOLATION

Objective of the study was to compare the characteristics of physical and mental health in the experimental groups before and after the completion of a counseling and health program, including jogging and aerobics. Methods and structure of the study. The study involved Chinese students from the National University in Wuhan, Hubei Province (China). At the formative stage, all subjects were divided into three groups: the 1st experimental group (n=15) was engaged in aerobics; the 2nd experimental group (n=15) went in for running; the control group (n=11) did not participate in the training. The experiment took place in the conditions of ongoing group social isolation for both the subjects of the experimental and control groups, and the rest of the university students. Results and conclusions. It was found that motor activity not only serves as a source of multimodal sensory information, which in conditions of social isolation improves the condition of internal organs and the nervous system, but also, with the appropriate organization, allows you to objectify (confirm, clarify) your ideas about yourself, determine your psychophysical status, categorize their physical condition as good, find ways to further improve their condition and their status among other students.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕЙ СТРУКТУРУ СТИМУЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ»

СОХРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕЙ СТРУКТУРУ СТИМУЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ

УДК/UDC 159.97

Поступила в редакцию 19.07.2022 г.

Информация для связи с автором: shumova@interwave.ru

Аспирант Сюэюнь Хэ1

Кандидат психологических наук Н.С. Шумова1

Доктор педагогических наук, кандидат психологических наук,

профессор Ю.В. Байковский1

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

PRESERVATION OF MENTAL HEALTH BY CARRYING OUT A CONSULTATIVE AND HEALTH PROGRAM THAT RESTORES THE STRUCTURE OF THE STIMULUS SITUATION IN CONDITIONS OF SOCIAL ISOLATION

Postgraduate student Xueyun He1

Candidate of Psychological Sciences N.S. Shumova1

Dr. Hab., PhD, Professor Yu.V. Baikovsky1

1 Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Аннотация

Цель исследования - сопоставление характеристик физического и психического здоровья в экспериментальных группах до и после прохождения консультативно-оздоровительной программы, включающей занятия бегом и аэробикой.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие китайские студенты Национального университета в городе Ухань провинции Хубэй (Китай). На формирующем этапе все испытуемые были разделены на три группы: 1-я экспериментальная группа (п=15) занималась аэробикой; 2-я экспериментальная группа (п=15) занималась бегом; контрольная группа (п=11) не участвовала в тренировках. Эксперимент проходил в условиях продолжающейся групповой социальной изоляции как для испытуемых экспериментальных и контрольной групп, так и остальных студентов университета.

Результаты исследования и выводы. Было установлено, что двигательная активность не только служит источником разномодальной сенсорной информации, что в условиях социальной изоляции улучшает состояние внутренних органов и нервной системы, но и при соответствующей организации позволяет объективизировать (подтвердить, уточнить) свои представления о себе, определить свой психофизический статус, категоризовать свое физическое состояние как хорошее, найти пути дальнейшего улучшения своего состояния и своего статуса среди других студентов.

Ключевые слова: деятельность, саморегуляция, состояние психики, расстройство личности, социальная изоляция, депривация, психическое здоровье.

Abstract

Objective of the study was to compare the characteristics of physical and mental health in the experimental groups before and after the completion of a counseling and health program, including jogging and aerobics. Methods and structure of the study. The study involved Chinese students from the National University in Wuhan, Hubei Province (China). At the formative stage, all subjects were divided into three groups: the 1st experimental group (n=15) was engaged in aerobics; the 2nd experimental group (n=15) went in for running; the control group (n=11) did not participate in the training. The experiment took place in the conditions of ongoing group social isolation for both the subjects of the experimental and control groups, and the rest of the university students. Results and conclusions. It was found that motor activity not only serves as a source of multimodal sensory information, which in conditions of social isolation improves the condition of internal organs and the nervous system, but also, with the appropriate organization, allows you to objectify (confirm, clarify) your ideas about yourself, determine your psychophysical status, categorize their physical condition as good, find ways to further improve their condition and their status among other students.

Keywords: activity, self-regulation, state of mind, personality disorder, social isolation, deprivation, mental health.

Введение. Состояние человека детерминируется как индивидуально-личностными качествами - уровнем само-

оценки, тревожности, напряженности, неиротизма и т. д., так и структурой стимульной ситуации [1, 2, 3, 5]. При измене-

нии структуры стимульнои ситуации, при росте или снижении требований к человеку, изменении уровней гетерорегуляции и контроля может измениться структура психической деятельности и состояние человека.

Состояния фрустрации и депривации в условиях социальной изоляции могут возникнуть в результате снижения уровней гетерорегуляции и контроля деятельности человека. Требования, предъявляемые к человеку, не только участвуют в формировании привычного (нормального, комфортного) сенсорного потока, поддерживающего нормальный уровень активности, но также субъективно и объективно связаны с возможностью удовлетворения человеком различных потребностей, например витальных.

Депривация часто приводит к развитию тревоги, страха, депрессии, иногда - к психическим расстройствам (неадекватные эмоциональные реакции, угнетенное состояние, подавленность, бессонница, истерические реакции, нарушения памяти и ориентировки в пространстве и времени).

Для нормальной работы нервной системы в условиях изоляции необходимы условия для реализации и дальнейшего развития оптимальных двигательных стереотипов, для удовлетворения потребности в движении, для воссоздания нормального сенсорного потока.

Организация выполнения посильных физических нагрузок, например, проведение занятий бегом, аэробикой и другими видами спорта в условиях социальной изоляции позволяет сохранить привычный уровень требований и гетерорегуляции деятельности человека, повышает его уверенность в себе, способствует проявлению волевых усилий.

Цель исследования - сопоставление характеристик физического и психического здоровья в экспериментальных группах до и после прохождения консультативно-оздоровительной программы, включающей занятия бегом и аэробикой.

Методика и организация исследования. Преподавателями кафедры психологии РГУФКСМиТ было организовано исследование китайских студентов в Национальном университете в городе Ухань провинции Хубэй (Китай) для характеристики их физического и психического здоровья. Констатирующее исследование было проведено аспирантом кафедры психологии РГУФКСМиТ Хэ Сюэюнь через один год и два месяца после начала изоляции. В течение двух недель были собраны эмпирические данные у 41 студента в возрасте 19-21 год.

На формирующем этапе все испытуемые были разделены на три группы: 1-я экспериментальная группа (п=15) занималась аэробикой; 2-я экспериментальная группа (п=15) занималась бегом; контрольная группа (п=11) не участвовала в тренировках.

Тренировки в экспериментальных группах проводились по 90 минут в течение трех месяцев четыре раза в неделю.

Эксперимент проходил в условиях продолжающейся групповой социальной изоляции как для испытуемых экспериментальных и контрольной групп, так и остальных студентов университета. Массовые собрания, кроме учебных, были строго запрещены. Выполнение физических упражнений в экспериментальных группах сопровождалось проверкой качества работы на тренировках и сопоставлением результатов во время проводившихся в ходе эксперимента спортивных мероприятий.

Кроме этого, было проведено двукратное обследование состояния здоровья студентов, давались рекомендации

по его улучшению. В совокупности с оценкой физического развития и его сопоставлением с уровнем физического развития других студентов и с нормативами это позволило студентам объективизировать представления о себе, категори-зовать свое физическое состояние как хорошее, найти пути дальнейшего улучшения своего состояния и своего статуса среди значимых других.

Учебная деятельность проходила в обычном формате в учебных классах университета. Спортивные занятия проходили в спортзалах или на легкоатлетических площадках.

Результаты исследования и их обсуждение. Было установлено, что состояние психического здоровья всех трех групп китайских студентов города Ухань, подвергшихся социальной изоляции, на момент начала исследования в среднем соответствовало нормам по всем изученным в данном исследовании характеристикам.

На констатирующем этапе достоверные отличия между группами были обнаружены лишь по нескольким показателям:

1. Фактор Q2 «Конформизм (зависимость от группы) - Нонконформизм (самодостаточность)» теста Кеттелла, составивший в среднем 3,7 СТЕНов у студентов экспериментальной группы № 1 и 5,4 СТЕНа у контрольной группы (U =41,5, р=0,033).

v эмп ' ' г ' '

2. F2 Интроверсия - Экстраверсия теста Кеттелла, составивший в среднем 8,0 СТЕНов у студентов экспериментальной группы № 2 и 6,5 СТЕНов у контрольной группы (U =39,5, р=0,026).

эмп

3. Отклонение от ответов нормальной стандартизованной Миннесотской группы (показатель валидности F «достоверность» MMPI, составивший в среднем 43,7 Т-балла у студентов экспериментальной группы № 1 и 49,6 Т-балла у контрольной группы (иэмп=38,0, р=0,021).

4-5. Шкалы D «Депрессия» и Hy «Истерия» MMPI, составившие в среднем 53,4 и 51,4 Т-балла у студентов экспериментальной группы № 1; 42,3 и 45,0 Т-балла у экспериментальной группы № 2 (U =62,0, р=0,036; U =62,5,

эмп эмп

р=0,038 соответственно).

6. Показатель F2 «Компульсия» SCL90, составивший в среднем 1,59 балла у студентов экспериментальной группы № 1 и 1,35 балла у экспериментальной группы № 2 (иэмп=62,5, р=0,038).

7. Индекс качества сна PSQI, составивший в среднем 6,1 балла у студентов экспериментальной группы № 1 и 3,5 балла у студентов контрольной группы (иэмп=17,0, р=0,001).

8. Показатель психической напряженности PSM-25, составивший в среднем 89,1 балла у студентов экспериментальной группы № 1 и 65,5 балла у экспериментальной группы № 2 (иэмп=61,5, р=0,034).

9. Содержание жира в организме, fat, %, составившее в среднем 37,1 %% у студентов экспериментальной группы № 1 и 30,7 % у студентов контрольной группы (иэмп=40,0, р=0,027).

Среднее значение ни одного из показателей, по которым обнаружены достоверные различия, ни в одной из групп не превышало диапазон нормальных значений, за исключением одного показателя - качества сна у студентов 1 -й экспериментальной группы.

В целом обнаруженные отличия свидетельствуют о том, что студенты 1-й экспериментальной группы, имеющие по сравнению с контрольной группой достоверно более высокое процентное содержание жира в организме, более

№10 • 2022 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

естественны в поведении и, в то же время, больше стремятся получить социальное одобрение, хотят оказаться в центре внимания; переживают депрессию из-за невозможности контролировать свои влечения, возникающие единичные и навязчивые мысли и представления негативного характера; вину и стыд за несколько более навязчивое осуществление мыслительных и поведенческих ритуалов; имеют проблемы со сном (качество сна - плохое, о чем говорит среднее значение индекса качества сна PSQI, равное 6,1 балла). Это может говорить о склонности студентов 1 -й экспериментальной группы к соматизации тревоги, аффективных нарушениях, расстройствах приема пищи по принципу «вечерней/ночной» еды [4].

После проведения консультационно-оздоровительной программы в состоянии психики студентов 1-й экспериментальной группы произошли существенные позитивные изменения. Из 66 полученных показателей у них достоверно изменилось 19 (28,8 %). Снизился уровень ряда показателей клинических шкал методики ММР1 (^ ипохондрии; D депрессии; Ну истерии; Pd психопатии; Sc шизофрении).

Достоверно повысилась эмоциональная значимость социальных контактов, жизнерадостность, экспрессивность, эмоциональная яркость в межличностных отношениях (фактор F теста Кеттелла «Сдержанность - Экспрессивность») и уровень интеллекта (фактор В теста Кеттелла), также улучшилось состояние здоровья по ряду параметров (вес тела, содержание жира в организме, функции почек, риск развития атеросклероза); снизился уровень стресса, депрессии и т. п., нормализовался сон.

У студентов 2-й экспериментальной группы, при наличии ряда позитивных изменений (улучшился сон, нормализовался аппетит, снизилось чувство вины, снизились уровни стресса и депрессии и т. д.) обнаружено снижение чувствительности к внешним стимулам, к требованиям окружающих, так как они расцениваются как неприятные, повышение предрасположенности к психозу, склонности к погружению в мир собственных представлений и переживаний.

У студентов контрольной группы, не занимавшихся физическими упражнениями, были обнаружены противоречивые изменения показателей, свидетельствующие о росте подозрительности при стремлении скрыть проблемы, показать себя в «лучшем свете», а также о формировании за время изоляции вредных привычек (переедание).

Выводы. Проведение консультативно-оздоровительной программы в условиях социальной изоляции позволяет вовлечь студентов в учебно-тренировочную деятельность и деятельность по верификации формирующегося представления о себе, определить свой психофизический статус, категоризовать свое физическое состояние как хорошее, найти пути дальнейшего улучшения своего состояния и своего статуса среди других студентов, восстановить структуру стимульной ситуации.

Наиболее существенные позитивные изменения (снижение уровня ряда показателей клинических шкал методики ММР1 - Hs «Ипохондрия»; D «Депрессия»; Ну «Истерия»; Pd «Психопатия»; Sc «Шизофрения», повышение эмоциональной значимости социальных контактов, жизнерадостности, экспрессивности, эмоциональной яркости в межличностных отношениях - фактора F теста Кеттелла «Сдержанность -Экспрессивность», уровня интеллекта - фактора В теста Кеттелла»), а также улучшение состояния здоровья по ряду параметров (вес тела, содержание жира в организме, функ-

ции почек, снижение риска развития атеросклероза были обнаружены у студентов 1-й экспериментальной группы, имеющих на начало эксперимента достоверно более высокое процентное содержание жира в организме по сравнению с контрольной группой, стремившихся получить социальное одобрение, оказаться в центре внимания. В ходе эксперимента эти испытуемые занимались аэробикой.

Во 2-й экспериментальной группе, прошедшей после одного года и двух месяцев изоляции обследование и трехмесячный тренинг по бегу, при наличии ряда позитивных изменений (достоверно снизился уровень стресса, депрессии и т. п., нормализовался сон) обнаружены данные, свидетельствующие о снижении чувствительности к внешним стимулам, к требованиям окружающих, так как они расцениваются как неприятные, повысилась предрасположенность к психозу, к погружению в мир собственных представлений и переживаний.

Полученные данные свидетельствуют о том, что при составлении консультативно-оздоровительных программ, проводящихся в условиях социальной изоляции, необходимо учитывать готовность испытуемых соответствовать предъявляемым требованиям, наличие или отсутствие у них тех или иных проблем с самоконтролем и саморегуляцией, потребности в гетерорегуляции и контроле со стороны окружающих, стремления получить социальное одобрение.

Двигательная активность служит источником разномо-дальной сенсорной информации, что в условиях социальной изоляции улучшает состояние внутренних органов и нервной системы. Чем разнообразнее движения, чем их больше, чем шире контакты с реальной действительностью, тем благоприятней условия изоляции.

Достоверно более высокий уровень общительности и проявлений экстравертированности после тренинга у китайских студентов, занимавшихся аэробикой и бегом относительно контрольной группы, свидетельствует о том, что им было важно самоутвердиться, сравнив себя с другими, подтвердив или уточнив свои представления о себе. Литература

1. Будич Н.Ю. Уверенность в себе как фактор личностного самоопределения : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01; Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. / Будич Н.Ю. - Хабаровск, 2005. - 23 с.

2. Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции / В.И. Лебедев. - М.: Юнити, 2002. - 407 с.

3. Солсо Р. Когнитивная психология. - 6-е изд. / Р. Солсо. - СПб.: Питер, 2006. - 589 с.

4. Струева Н.В. Влияние нарушений сна на динамику массы тела у больных ожирением: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.01.02 / Струева Наталья Викторовна; [Место защиты: Эндокрин. науч. центр РАМН]. - Москва, 2014. - 30 с.

5. Шумова Н.С. и др. Стресс-факторы в синхронном плавании / Н.С. Шумова, А.Н. Блеер, Ю.В. Байковский и др. // Спортивный психолог. - №2 (45). - 2017. - ООО «Анита Пресс». - 80 с. - С. 29-32.

References

1. Budich N.Yu. Uverennost v sebe kak faktor lichnostnogo samoopre-deleniya [Self-confidence as a factor of personal self-determination]. PhD diss. abstract.: 19.00.01. Khabarovsk, 2005. 23 p.

2. Lebedev V.I. Psikhologiya i psikhopatologiya odinochestva i grup-povoy izolyatsii [Psychology and psychopathology of loneliness and group isolation]. Moscow: Yuniti publ., 2002. 407 p.

3. Solso R. Kognitivnaya psikhologiya [Cognitive psychology]. 6th ed. St. Petersburg: Piter publ., 2006. 589 p.

4. Strueva N.V. Vliyaniye narusheniy sna na dinamiku massy tela u bol-nykh ozhireniyem [Influence of sleep disturbances on the dynamics of body weight in obese patients]. PhD diss. abstract.: 14.01.02. Moscow, 2014. 30 p.

5. Shumova N.S., Bleer A.N., Baikovsky Yu.V. et al. Stress-faktori v sinhronnom plavanii [Stress factors in synchronized swimming]. Sport-ivnii psiholog. No. 2 (45). 2017. Anita Press LLC. 80 p. Pp. 29-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.