Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова К.Т., Родичкин П.В., Алексеева С.В.

Цель исследования - выявить влияние занятий оздоровительной аэробикой на функциональное состояние и физическое развитие студентов педагогических колледжей. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в педагогическом колледже им. Н.А. Некрасова г. Санкт-Петербурга в период одного учебного года. В исследовании приняли участие 50 учащихся 1-2-го курсов по различным специальностям. Результаты исследования и выводы. В статье отражены результаты годичного наблюдения влияния оздоровительной аэробики на функциональное состояние и физическое развитие 50 студентов 1-2 курсов педагогического колледжа. Показаны особенности разработанной методики занятий оздоровительной аэробикой на динамику функционального состояния и физического развития студентов в течение учебного года. Планомерное улучшение исследуемых показателей в экспериментальной группе на протяжении учебного года наглядно показало эффективность внедрения в программы физического воспитания специальной методики оздоровительной аэробики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрова К.Т., Родичкин П.В., Алексеева С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF HEALTH AEROBICS ON THE FUNCTIONAL STATE AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS

Objective of the study was to identify the impact of recreational aerobics on the functional state and physical development of students of pedagogical colleges. Methods and structure of the study. The study was conducted at the N.A. Nekrasov Pedagogical College in St. Petersburg during one academic year. The study involved 50 students of 1-2 courses in various specialties. Results and conclusions. The article reflects the results of a year-long observation of the influence of health-improving aerobics on the functional state and physical development of 50 1-2 year students of the Pedagogical College. The features of the developed methodology for practicing health-improving aerobics on the dynamics of the functional state and physical development of students during the academic year are shown. The systematic improvement of the studied indicators in the experimental group during the academic year clearly showed the effectiveness of introducing a special method of health-improving aerobics into physical education programs.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ»

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ АЭРОБИКОИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕМ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 25.05.2022 г.

Информация для связи с автором: rodichkin.pavel@gmail.com

Аспирант К.Т. Петрова1

Доктор медицинских наук, профессор П.В. Родичкин1

С.В. Алексеева2

1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

2Государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

INFLUENCE OF HEALTH AEROBiCS ON THE FUNCTiONAL STATE AND PHYSiCAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS

Postgraduate student K.T. Petrova1 Dr. Med., Professor P.V. Rodichkin1 S.V. Alekseeva2

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

2 Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - выявить влияние занятий оздоровительной аэробикой на функциональное состояние и физическое развитие студентов педагогических колледжей.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в педагогическом колледже им. Н.А. Некрасова г. Санкт-Петербурга в период одного учебного года. В исследовании приняли участие 50 учащихся 1-2-го курсов по различным специальностям. Результаты исследования и выводы. В статье отражены результаты годичного наблюдения влияния оздоровительной аэробики на функциональное состояние и физическое развитие 50 студентов 1-2 курсов педагогического колледжа. Показаны особенности разработанной методики занятий оздоровительной аэробикой на динамику функционального состояния и физического развития студентов в течение учебного года. Планомерное улучшение исследуемых показателей в экспериментальной группе на протяжении учебного года наглядно показало эффективность внедрения в программы физического воспитания специальной методики оздоровительной аэробики.

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, студенческая молодежь, функциональная подготовка, физические качества.

Abstract

Objective of the study was to identify the impact of recreational aerobics on the functional state and physical development of students of pedagogical colleges. Methods and structure of the study. The study was conducted at the N.A. Nekrasov Pedagogical College in St. Petersburg during one academic year. The study involved 50 students of 1-2 courses in various specialties. Results and conclusions. The article reflects the results of a year-long observation of the influence of health-improving aerobics on the functional state and physical development of 50 1-2 year students of the Pedagogical College. The features of the developed methodology for practicing health-improving aerobics on the dynamics of the functional state and physical development of students during the academic year are shown. The systematic improvement of the studied indicators in the experimental group during the academic year clearly showed the effectiveness of introducing a special method of health-improving aerobics into physical education programs.

Keywords: recreational aerobics, student youth, functional training, physical qualities.

Введение. Известно, что для сохранения высокого уровня соматического и психического здоровья необходимо поддержание физической подготовки человека на высоком уровне. Но, к сожалению, современная студенческая молодежь на первое место, по результатам социального опроса, по определению приоритетов интересов, выводит интернет. Длительная гиподинамия связана, прежде всего, с тем, что пользователи достаточно много времени проводят в социальных сетях, а также в мобильных и компьютерных играх [1].

В настоящее время острой и требующей срочного решения является проблема повышения физической подготовленности и физического развития студенческой молодежи. Реальный объем двигательной активности студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе [4]. Большинство обучающихся педагогических колледжей не осознает важность занятий физической культурой как на учебных занятиях, так и в неурочное

время. Активно возрастает пристрастие к вредным привычкам, активный отдых сменяется на пассивный, увеличивается пользование дистанционными сервисами услуг (доставка, такси и пр.) [3].

Данные факты вынуждают специалистов физического воспитания в средних специальных учреждениях искать инновационные средства мотивации студенческой молодежи к занятиям физическими упражнениями. Одним из таких средств является специально разработанная оздоровительная аэробика [3].

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в педагогическом колледже им. Н. А. Некрасова г Санкт-Петербурга в период одного учебного года. В исследовании приняли участие 50 учащихся 1-2-го курсов по различным специальностям.

На первом этапе, с целью определения исходного уровня подготовленности организма студентов к нагрузкам, было оценено функциональное состояние и уровень развития физических качеств. Результаты исследования наглядно показали однородность группы, что дало основание на втором этапе разделить студентов на две равные подгруппы - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Экспериментальная группа в составе 25 человек (14 юношей, 11 девушек) участвовала в разработанной программе оздоровительной аэробики. Контрольная группа (14 юношей, 11 девушек) продолжила заниматься по стандартной программе, не посещая занятия оздоровительной аэробики. Общее время занятий физическими упражнениями в обеих группах не отличалось.

Для оценки функционального состояния организма студентов в работе использовались: индекс выносливости для оценки уровня выносливости; индекс Руфье для оценки ра-

ботоспособности сердца при физической нагрузке; Гарвардский степ-тест для оценки скорости восстановления организма после нагрузок [2].

Для определения физических способностей были использованы нормативы ГТО для V ступени: бег на 100 м, бег на 3 км, прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклон вперед из положения стоя.

После первичного тестирования обеих групп экспериментальной группе было предложено посещать групповые занятия оздоровительной аэробики различной направленности. Так, для развития уровня функциональных возможностей и выносливости была разработана методика занятий оздоровительной аэробикой, которая включала в себя следующие блоки:

1. Аэробный блок.

2. Силовой блок.

3. Стрейчинг блок.

Обучающиеся экспериментальной группы посещали занятия, направленные на освоение техники элементов силовой аэробики без использования инвентаря, освоение техники аэробных шагов, освоение техники элементов йоги и пила-теса. В программу аэробного блока вошли элементарные аэробные комбинации, с использованием базовых аэробных шагов и простейших модификаций. Средний темп выполнения комбинаций - 125-130 Врт. Этот темп обеспечивает качественное разучивание техники шагов, а также позволяет воздействовать на сердечно-сосудистую систему, укрепляя ее. В первый месяц проходило обучение технике выполнения силовых упражнений с бодибаром и гантелями, выполнение упражнений на укрепление мышц рук, ног и туловища. Стрейчинг блок состоял из подблоков (три месяца - йога, четыре

Динамика показателей функционального состояния и развития физических качеств учащихся в период исследования (КГ п=25; ЭГ п=25)

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Результаты до начала исследования

КГ ЭГ

Индекс выносливости (у.е.) 439±78,2 370,7±120,9

Индекс Руфье (у.е) 5,6±3 5,3±3,5

Гарвардский степ-тест (у.е.) 67,7±9 68,9±11

Бег на 100 м (с) 17,5±2,3 18±1,8

Бег на 3 км (с) 965±101,8 910,7±108,7

Прыжок в длину с места (см) 180±14,4 176± 12,9

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) 9,6±7,7 11,7±8,2

Наклон вперед из положения стоя (см) 7,4±4,2 8,8±4,4

Промежуточные результаты исследования

КГ ЭГ

Индекс выносливости (у.е.) 433±65,3 341,1±90,5

Индекс Руфье (у.е.) 5,3±3,5 5,0±2,1

Гарвардский степ-тест (у.е.) 68,8±16 73,1±9,4

Бег на 100 м (с) 17,9±2,3 16,8±2,4

Бег на 3 км (с) 913±93,2 901,1±99,3

Прыжок в длину с места (см) 179±16,2 179±9,4

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) 9,9±8,2 15,4±7,4

Наклон вперед из положения стоя (см) 7,7±5,2 9,1±4,5

Результаты окончания исследования

КГ ЭГ

Индекс выносливости (у.е.) 432±69,2 321,6±65,3*

Индекс Руфье (у.е.) 5,2±3,3 4,9±1,4

Гарвардский степ-тест (у.е.) 69,2±1,9 74,5±6,2*

Бег на 100 м (с) 17,5±2,2 16,7±2,1

Бег на 3 км (с) 901±88,5 818±55,2*

Прыжок в длину с места (см) 181±14,2 179±8,2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) 10,5±9,2 16,1±6,2

Наклон вперед из положения стоя (см) 8,2±6,6 9,1±4,1*

Примечание: *р<0,05 относительно результатов контрольной группы.

82

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | БеМетЬег

месяца - стрейчинг, один месяц - пилатес), направленных на развитие дыхательной системы, координационных способностей и гибкости.

Основная особенность предложенной программы оздоровительной аэробики заключается в использовании блоковой системы посещения занятий, включающей в себя контроль за освоением образовательного материала каждым из участником исследования. Всего в программе четыре уровня сложности программы. На первом уровне участники осваивают базовые навыки выполнения упражнений, минимальную теоретическую базу, основы правильного дыхания. Все участники 1-го курса обучения попадают на 1-й уровень сложности. Каждые шесть месяцев проводится промежуточное тестирование функциональных и физических способностей участников для перераспределения групп. Если у участника наблюдается положительная динамика изменения показателей, он переходит на следующий уровень сложности программы. Если динамики не наблюдается, то участник остается на своем уровне.

Тренировочные занятия проводятся три раза в неделю по 55 минут. Первое занятие посвящено силовой работе, упражнениям с весом, объяснению техники элементов, отработке новых двигательных действий. Второе занятие, через сутки, состоит из стрейчинг блока. И последние -аэробное занятие. Данный выбор последовательности тренировок обусловлен периодами восстановление организма после нагрузки и возможностью укрепления здоровья занимающихся.

В первую половину исследования у участников экспериментальной группы наблюдался повышенный интерес к новым видам физкультурно-спортивной деятельности, что привело к значительному повышению результатов произведенных функциональных проб и тестов на определение уровня развития физических качеств, но к концу исследования познавательный интерес снизился, что привело к замедлению роста некоторых показателей (см. таблицу).

Из результатов таблицы, наблюдается замедление прогресса в промежуточных показателях, но стоит отметить выравнивание результатов по группам во всех проведенных замерах. Из этих показаний можно сделать вывод о том, что оздоровительная аэробика оказывает положительное влияние на динамику развития функциональных показателей и физических качеств занимающихся более интенсивно в первую половину исследования, а при долговременной перспективе занятий оздоровительной аэробикой может благоприятно повлиять на все заявленные метрики.

После проведенного исследования, с помощью статистической обработки данных, были получены статистически значимые изменения в индексе выносливости, гарвардском степ-тесте, беге на 3 км и наклоне (вперед) из положения стоя, что дает основания полагать о благоприятном влиянии оздоровительной аэробики на показатели выносливости и гибкости, а также улучшении работы сердечно-сосудистой системы при долговременных нагрузках.

У контрольной группы наблюдается медленное изменение показателей, связанное с посещением занятий по физической культуре и спортивных секций. Однако, как показывает исследование показателей физического и функционального состояния, один год занятий не имеет достаточного влияния на увеличение показателей в предел «норма».

В контрольной группе не выявлено значимых изменений результатов.

Исходя из результатов года занятий оздоровительной аэробикой предполагается расширение разработанной программы на три года обучения. Во второй год обучающиеся, успешно освоившие программу первого года,

переходят на освоение и использование элементов силовой аэробики с инвентарем (гантели, бодибар, ленточные и ручные амортизаторы), изучение шагов степ аэробики, использование элементов йоги и пилатеса с инвентарем (роллы, ринги, болстеры, блоки для йоги). В третий год обучающиеся переходят на финальный этап программы, где происходит усложнение всех ранее изученных программ. В силовой аэробике усложнение происходит за счет увеличения веса, в аэробике - за счет ускорения темпа музыки, в йоге - новых асан, в пилатесе - увеличения количества повторений.

Выводы. В результате проведенной работы была обнаружена положительная динамика развития функциональных возможностей организма занимающихся в первую половину учебного года. Как показывают педагогические наблюдения, в процессе работы у занимающихся постепенно снижался познавательный интерес. Из этого следует вывод о том, что необходима коррекция программы оздоровительной аэробики для удержания познавательного интереса у учащихся.

В результате проведенной работы была обнаружена положительная динамика развития физических способностей, особенно выносливости и силы, что свидетельствует о положительном влиянии оздоровительной аэробики именно на эти качества у студенческой молодежи.

Литература

1. Архипов, Е.Ю. Актуальные проблемы физической подготовки обучающихся довузовских образовательных учреждений Минобороны России и пути их решения [Текст] / Е.Ю. Архипов, Л.Р. Фай-зериев // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары: ЧГПУ, 2013. - С. 299-302.

2. Буров А.Э. Диагностика и оценка профессионально важных качеств в практике профессионально-прикладной физической культуры: научно-практическое пособие / А.Э. Буров, О.А. Ерохи-на. - Чебоксары: Среда, 2020. - 192 с.

3. Петрова К.Т. Методика комплексного развития физических способностей студентов педагогических колледжей средствами оздоровительной аэробики / К.Т. Петрова, П.В. Родичкин, Е.В. Малышева / Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Герценовские чтения». - 2021. - С. 296-300.

4. Эльмурзаев, М.А. Социально-психологическая модель здоровья и физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, И.А. Панченко, Н.В. Пахолкова // Теория и практика физической культуры. -2019. - № 6. - С. 44-46.

References

1. Arkhipov E.Yu., Fayseriev L.R. Aktualnyye problemy fizicheskoy pod-gotovki obuchayushchikhsya dovuzovskikh obrazovatelnykh uchrezh-deniy Minoborony Rossii i puti ikh resheniya [Actual problems of physical training of students of pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of Russia and ways to solve them]. Aktualnyye voprosy fizicheskoy kultury i sporta [Actual issues of physical culture and sports]. Proceedings national scientific-practical conference. Cheboksary: ChGPU publ., 2013. pp. 299-302.

2. Burov A.E., Erokhina O.A. Diagnostika i otsenka professionalno vazh-nykh kachestv v praktike professionalno-prikladnoy fizicheskoy kultury [Diagnostics and assessment of professionally important qualities in the practice of professionally applied physical culture]. Scientific and practical guide. Cheboksary: Sreda publ., 2020. 192 p.

3. Petrova K.T., Rodichkin P.V., Malysheva E.V. Metodika kompleksno-go razvitiya fizicheskikh sposobnostey studentov pedagogicheskikh kolledzhey sredstvami ozdorovitelnoy aerobiki [Methodology for the comprehensive development of physical abilities of students of pedagogical colleges by means of health-improving aerobics]. Fiziches-kaya kultura i sport v obrazovatelnom prostranstve: innovatsii i pers-pektivy razvitiya [ Physical culture and sports in the educational space: innovations and development prospects]. Proceedings national scientific-practical conference "Herzen Readings". 2021. pp. 296-300.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Elmurzaev M.A., Panchenko I.A., Pakholkova N.V. Sotsialno-psikho-logicheskaya model zdorovya i fizicheskoy rekreatsii [Socio-psycho-logical model of health and physical recreation]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 6. pp. 44-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.