Научная статья на тему 'Оптимизация учебного процесса по физическому воспитанию студентов непрофильного вуза'

Оптимизация учебного процесса по физическому воспитанию студентов непрофильного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PHYSICAL EDUCATION / OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / IMPROVING AEROBICS / MODERN DIRECTIONS IN PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носик Оксана Владимировна, Ефимова Наталия Сергеевна, Акулова Татьяна Николаевна, Головина Вера Анатольевна

Рассмотрены проблемы, определяющие вектор оптимизации учебного процесса по физической культуре. На примере курса «Оздоровительная аэробика» показаны положительные результаты в решении воспитательных, образовательных, оздоровительных и развивающих задач в процессе физического воспитания обучающихся. Приведены результаты многолетних исследований состояния здоровья и физического развития студентов непрофильного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носик Оксана Владимировна, Ефимова Наталия Сергеевна, Акулова Татьяна Николаевна, Головина Вера Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF NON-CORE UNIVERSITY

The article deals with the problem of determining the vector optimization of educational process on physical training. On the example of "improving aerobics" positive results in addressing the educational, health and developmental problems in the process of physical education of students are shown. Results of long-term researches of a state of health and physical development of students of non-core university are given.

Текст научной работы на тему «Оптимизация учебного процесса по физическому воспитанию студентов непрофильного вуза»

жизни // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3. С. 57.

2. Ковтуненко Л.В. Методологические подходы к проблеме ресоциализации в педагогической среде воспитательного центра // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. № 1. С. 61.

Левченко Наталия Валерьевна, канд. пед. наук, доц., natai-levche@yandex.ru, Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

Маслов Сергей Ильич, д-р пед. наук, проф., massi56@yandex.ru, Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

EDUCATION OF PHYSICAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS ON THE DASIC AXIOLOGICAL APPROACH

N.V. Levchenko, S.I. Maslov

The article presents the stages of the process of development and internalization of values, structure, value attitude, isolated frame of reference of the concept of "health".

Key words: value, physical culture, health, education, axiology, education.

Levchenko Natalia Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, natai-levche@yandex.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University of Tsiolkovsky,

Maslov Sergey Ilich, doctor of pedagogical Sciences, professor, massi56@yandex.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University of Tsiolkovsky

УДК 796.01:372.879.6

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА

О.В. Носик, Н.С. Ефимова, Т.Н. Акулова, В.А. Головина

Рассмотрены проблемы, определяющие вектор оптимизации учебного процесса по физической культуре. На примере курса «Оздоровительная аэробика» показаны положительные результаты в решении воспитательных, образовательных, оздоровительных и развивающих задач в процессе физического воспитания обучающихся. Приведены результаты многолетних исследований состояния здоровья и физического развития студентов непрофильного вуза.

Ключевые слова: физическое воспитание, оптимизация учебного процесса, оздоровительная аэробика, современные направления физической культуры.

Физическое воспитание молодежи является важнейшей педагогической задачей, от решения которой зависит не только развитие физических качеств человека, но и его психических характеристик, стрессоустойчивости, готовности к трудовой деятельности. В соответствии

с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования «Физическая культура» является базовой дисциплиной, направленной на эффективное решение воспитательных, образовательных, оздоровительных и развивающих задач в процессе физического воспитания обучающихся.

Необходимость оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию студентов продиктовано рядом проблем, требующих поиска новых педагогических технологий, альтернативных образовательных программ. Во-первых, в последнее время наблюдается увеличение количества студентов, имеющих ограничения по здоровью. Во-вторых, нередко наблюдаются в процессе занятий по физической культуре побочные отрицательные результаты - травмы, ухудшение самочувствия в результате перегрузок и др. В-третьих, не все предлагаемые стандартом направления физической деятельности в структуре учебных занятий интересны студентам.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках базовой части блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата в объеме 400 часов. За это время студент осваивает методический, методико-практический, практический, контрольный модули.

Анализ научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов (Бороненко В.А., Давиденко А.И., Коваленко Т.В., Краснова Г.О., Лубышева Л.И., Штих Е.А. и др.) и результаты имеющегося опыта по оптимизации процесса физического воспитания в вузе (Крылов В.М., Кобяков Ю.П., Трещева О.Л., Юдин А.С.) показал несоответствие между:

- требованиями, предъявляемыми к теоретическому, практическому и контрольному разделам занятий по физическому воспитанию, и возможностью адаптации современных фитнес-направлений к условиям проведения академических занятий в вузе;

- возможностями применения средств оздоровительной аэробики в системе физического воспитания в вузах и недостаточной представленностью их в учебно-методических программах для студентов непрофильных вузов;

- использованием привлекательности современных направлений оздоровительной аэробики как эффективного мотиватора для занятий физической культурой и небольшого архива данных свидетельствующих об эффективности результатов подготовки студентов занимающихся оздоровительной аэробикой в рамках учебного процесса.

Для успешной интеграции дисциплины «Физическая культура» в систему профессиональной подготовки необходимо создать у студентов

осознание значимости дисциплины в профессиональном образовании [1, С. 63].

Поэтому на протяжении последних пяти лет, кафедрой физического воспитания и гуманитарным факультетом Российского химико-технологического университета им Д.И. Менделеева (РХТУ) решаются следующие задачи:

- поиска и применения современных технологий с целью повышения качества обучаемости в соответствии с требованиями новых государственных образовательных стандартов;

- реформирования учебно-методической и информационной базы путем разработки учебно-методических программ и адаптированных рабочих модулей (комплексов) по оздоровительной аэробике;

- пересмотра традиционных подходов к проведению практических занятий, методов качественного контроля, требований к поведению в вузе физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- анализа эффективности модернизированных учебных программ по оздоровительной аэробике путем оценки уровня подготовленности и результатов успеваемости студентов, занимающихся на специализации по дисциплине «Физическая культура».

В РХТУ специализация «Оздоровительной аэробики» на протяжении многих лет является одной из самых многочисленных. Число студентов выбирающих эту специализацию для занятий в течение учебного года составляет от 12 до 15 % от общего числа студентов вуза. Данное направление имеет учебно-методическое обеспечение, в виде специально разработанной кафедрой физического воспитания учебной программы, учебно-методического комплекса, методических пособий. При разработке учебного комплекса по «Оздоровительной аэробике», мы опирались на принцип индивидуального дифференцированного подхода при подготовке студентов, с учетом общих требований государственного стандарта.

Критерием оценки эффективности работы специализации, стали результаты контрольных тестов соответствующих 6-й ступени норм ГТО, характеризующих развитие у занимающихся основных физических качеств: силовых, скоростно-силовых, общей выносливости [2]. Все необходимые элементы системы контроля разработаны и содержатся в примерной программе дисциплины «Физическая культура». В рамках учебной программы была разработана система занятий с адаптированным уровнем нагрузки для студентов специального медицинского отделения.

Практическая значимость проведенной работы определяется тем, что в результате оптимизации образовательного процесса проработанная на практике учебная программа обеспечивает продуктивную подготовку студентов по физическому воспитанию. Объектом исследования выступает учебный процесс, в ходе которого средствами оздоровительной аэробики

достигаются условия оптимальной подготовки студентов. Предметом работы представляется комплекс методов и приемов, позволяющих при непосредственном применении их в курсе обучения, повысить эффективность физической подготовленности обучающихся.

Статистические данные количественного состава студентов занимающихся оздоровительной аэробикой в РХТУ им. Д.И. Менделеева в течение последних семи лет, представленные на рисунке, свидетельствуют о стабильности интереса студентов к данной специализации. При этом повысилось число студентов спецмедгруппы, посещающих данную специализацию - от 19 до 26% от общего числа занимающихся «Оздоровительной аэробикой» в учебном году.

Количество студентов занимающихся на специализации «Оздоровительная аэробика» в РХТУ им. Д.И. Менделеева: ряд 1 - общее среднее количество студентов, занимающихся на специализации

«Оздоровительная аэробика» в учебном году; ряд 2 - среднее количество студентов основной медицинской группы, занимающихся

на специализации «Оздоровительная аэробика» в учебном году; ряд 3 - среднее количество студентов специальной медицинской группы, занимающихся на специализации «Оздоровительная аэробика» в учебном году.

Модульная система обучения, предложенная при разработке курса, учитывает требования к уровню нагрузки, включает в курс популярные современные направления аэробики (табл.1).

Таблица 1

Модули программы «Оздоровительная аэробика»

№ Модуль Задача модуля

1 Классическая аэробика Развитие координационных способностей, общей выносливости и повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы организма.

2 Танцевальная аэробика Развитие координационных способностей ловкости, гибкости, пластичности и точности движений, чувства ритма, общей и специальной выносливости; повышения функциональных возможностей кардиореспираторной системы.

3 Степ-аэробика Повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы; развития таких координации, общей и специальной выносливости, силы.

4 Силовая аэробика Улучшение качественных характеристик мышечного корсета, общего физического состояния, развитие силовых способностей организма.

5 Стретч, пилатес Развитие гибкости, что позволит овладевать другими жизненно важными двигательными умениями и навыками - координационными, скоростными, силовыми, оздоровление организма, в частности опорно-двигательного аппарата (в основной части занятия как целевой вид нагрузки); - подготовки мышц к основной части урока (в подготовительной части занятия); - релаксации (в заключительной части занятия).

Для контрольного раздела учебной программы по «Оздоровительной аэробике» нами разработаны комплексные тесты, отражающие с одной стороны специфику курса, с другой требования к уровню развития основных физических качеств необходимых для сдачи норм ГТО, в соответствии с образовательным стандартом.

Для оценки эффективности учебной программы по направлению «Оздоровительная аэробика» проанализированы результаты контрольных тестов обучающихся на специализации в 2015/16 учебном году. В исследовании приняли участие 120 девушек, средний возраст которых составил 18 лет, выбранных произвольно по списку факультетов технической и естественнонаучной направленности.

В начале учебного года большое количество студентов показали низкий уровень развития таких физических качеств, как общая выносливость, скоростно-силовые качества (табл. 2) По данным 49 % студенток не преодолели минимальный барьер нормативной сетки. Лучшие показатели прослеживаются при сдаче норматива «сгибание-разгибание рук в упоре лежа». С тестом не справились всего 4 %.

Таблица 2

Результаты входящих и итоговых контрольных тестов

Тест Соответствие нормативным требованиям ВФСК ГТО

Золотой знак Серебряный знак Бронзовый знак Не выполнили

До % После % До % После % До % После % До % После %

Поднимание туловища из положения лежа на спине 41 41 16 18 16 26 27 15

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа 71 79 13 17 12 4 4 -

Прыжок в длину с места двумя ногами 16 16 20 21 28 31 36 32

Бег на дистанции 100 м 19 21 13 14 18 26 49 40

Бег на дистанции 2000 м 14 14 20 22 17 24 49 40

Результаты проведенных в конце учебного года итоговых тестов позволяют сделать вывод о положительной динамике, чему способствовала разноплановая программа подготовки в курсе занятий оздоровительной аэробикой. Методика предусматривает разнообразное физическое воздействие на организм обучающихся, что позволяет совершенствовать все физические качества. Интенсивность выполнения упражнений, объем нагрузки, плотность учебных занятий и методы подготовки в программе были определены в соответствии с направленностью педагогического воздействия на воспитание физических качеств и исходным уровнем подготовленности студентов. Анализируя итоговые результаты можно сделать вывод, что из всех физических качеств у студентов сложнее всего корректируется выносливость и быстрота, проявляемая в кроссовом беге и беге на 100 м. Силовые показатели под воздействием физических упражнений прогрессируют больше.

В течение последних пяти лет, статистика результатов по сдаче специального контрольного норматива (контрольная аэробно-танцевальная связка), показывает 98 % положительных результатов. В 2 % вошли студенты, которые пропустили период подготовки по причине болезни, либо по иным причинам. Общая успеваемость на специализации составляет от 94 до 98 %.

В результате применения средств оздоровительной аэробики с целью дальнейшей модернизации учебного процесса физического воспитания в непрофильном вузе и повышения его эффективности в направлении подготовки студентов по дисциплине «Физическая культура», можно сделать следующие выводы:

- разработка и внедрение в традиционный курс обучения альтернативных учебных программ по востребованным студентами

современным направлениям физической деятельности способствует формированию у занимающихся потребности в регулярных занятиях и установки на здоровый образ жизни;

- дисциплина «Оздоровительная аэробика» в системе физического воспитания позволяет учитывать индивидуальные особенности контингента студентов поступающих в вузы, на основе личностно-ориентированного подхода [3], применения учебно-методических комплексов (учебных программ для студентов с индивидуальными особенностями развития, студентов с ограниченными возможностями);

- формирование архива данных педагогических исследований в области использования оздоровительной аэробики в общем курсе физического воспитания в непрофильных вузах свидетельствует об эффективности результатов подготовки студентов в рамках учебного процесса.

Для оптимального и гармоничного развития современному студенту требуется ведение рационального и здорового образа жизни, равномерное формирование физических, интеллектуальных и духовных качеств. Поэтому преподавателю физической культуры необходимо использовать педагогические средства, методы, технологии, позволяющие молодым людям обрести уверенность в своих физических возможностях; представлять и знать физиологические особенности человека, технику выполнения конкретных упражнений; уметь модифицировать упражнения, чтобы снизить или повысить уровень нагрузки; прогнозировать результаты применения упражнений, эффективность воздействия на человека.

Основной задачей кафедры физического воспитания в высшем учебном заведении является создание условий для развития личности студентов. Данная задача может решаться через применение разнообразных практик и внедрения новых методик в курс занятий по физической подготовке, которые вызывают наибольший интерес у студентов и отвечают тенденциям популярности современной молодежи. Введение в учебный курс различных дополнительных направлений, помогает создавать условия для положительной мотивации учащихся к занятиям по физической культуре.

Список литературы

1. Акулова Т.Н., Ефимова Н.С., Носик О.В. Формирование психофизической готовности студентов к безопасной профессиональной деятельности на занятиях по физической культуре // Научное мнение. Педагогические, психологические и философские науки. 2016. № 8-9. С. 60-64.

2. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»». URL: https://gto.ru/files/uploads/ documents/56ea78e5e5b19.pdf (дата обращения: 11.09.2016).

3. Тимошенко В.В., Бобылева Я.В. Оптимизация процесса физического воспитания в высшем учебном заведении (ВУЗ) с использованием спортивно-ориентированных технологий // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 531-533.

Носик Оксана Владимировна, доц., kalustyan@yandex.ru, Россия, Москва, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева,

Ефимова Наталия Сергеевна, канд. психол. наук, проф., зав. кафедрой, enspsiholog@,mail.ru, Россия, Москва, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева,

Акулова Татьяна Николаевна, доц., akulova tn@mail.ru, Россия, Москва, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева,

Головина Вера Анатольевна, Заслуженный работник физической культуры и спорта РФ, канд. пед. наук, зав. кафедрой, v-stilerxty@mail. ru, Россия, Москва, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева

OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

OF NON-CORE UNIVERSITY

O.V. Nosik, N.S. Efimova, T.N. Akulova, V.A. Golovina

The article deals with the problem of determining the vector optimization of educational process on physical training. On the example of "improving aerobics" positive results in addressing the educational, health and developmental problems in the process of physical education of students are shown. Results of long-term researches of a state of health and physical development of students of non-core university are given.

Key words: physical education, optimization of the educational process, improving aerobics, modern directions in physical training.

Nosik Oxana Vladimirovna, associate professor, kalustyan@yandex. ru, Russia, Moscow, Russian Chemical-Engineering University of D.I. Mendeleyev,

Efimova Natalia Sergeevna, candidate of psychological Sciences, professor, head of Department, enspsiholog@mail.ru, Russia, Moscow, Russian Chemical-Engineering University of D.I. Mendeleyev,

Akulova Tatiana Nikolatvna, associate professor, akulova_tn@mail. ru, Russia, Moscow, Russian Chemical-Engineering University of D.I. Mendeleyev,

Golovina Vera Anatolyevna, Honored worker of physical culture and sports of the Russian Federation, candidate of pedagogical Sciences, head of Department, v-stilerxty@mail.ru, Russia, Moscow, Russian Chemical-Engineering University of D.I. Mendeleyev

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.