Научная статья на тему 'Многофункциональность модели занятий оздоровительной аэробикой в управленческом вузе'

Многофункциональность модели занятий оздоровительной аэробикой в управленческом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБИКА / СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВУЗА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шувалов Александр Михайлович, Крылатых Вадим Юрьевич, Миронов Андрей Олегович, Понимасов Олег Евгеньевич

В статье разрабатывается экспериментальная программа оздоровительной тренировки по аэробике в спортивной секции управленческого вуза. Сформулированы социально обусловленные задачи аэробики, как оригинальной физкультурно-оздоровительной технологии. Сформированы группы студенток по отстающим в развитии физическим качествам. Разработано содержание экспериментальной модели занятий аэробикой в спортивной секции управленческого вуза. Представлены результаты влияния физической тренировки по аэробике в спортивной секции на динамику показателей физической подготовленности студенток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шувалов Александр Михайлович, Крылатых Вадим Юрьевич, Миронов Андрей Олегович, Понимасов Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multi-functionality of models of health-improving aerobics at management higher education institution

The article develops the experimental program of recreational aerobics training in the sports groups of the management university. The socially determined tasks of aerobics are formulated as the original physical culture and health technology. The groups of female students are formed following the physical qualities lagging behind by development. The content of the experimental model of aerobic exercises in the sports group of the management university has been developed. The results of the influence of physical training in aerobics in the sports group on the dynamics of indicators of physical fitness of students are presented.

Текст научной работы на тему «Многофункциональность модели занятий оздоровительной аэробикой в управленческом вузе»

REFERENCES

1. Voznesensky, K.A. and Vasilieva, A.A. (2018), "Text semantic reading involved into foreign students learning to Russian tongue", Obschestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika, No 11, pp. 81-85.

2. Gurianchik V.N. and Makeeva T.V. (2018), "Socially-cultural adaptation of foreign cadets of Russian military higher educational establishments", Sotsiologicheskie issledovaniya, No 11, pp. 124-133.

3. Kireev, P.N. (2018), "Adaptation of foreign cadets to informational space of Russian military higher educational establishment", Obschestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika, No 2, pp. 111-115.

4. Chernyikh, A.I., Shaposhnikova, T.L., Horoshun, C.V. and Romanov, D.A. (2016), Monitoring of quality and efficiency of recurrent vocational education, Krasnodar.

5. Romanenko N.M. (2018), "Peculiarities of cross-cultural adaptation of foreign students (on example of MSIIR)", Pedagogika, No 3, pp. 63-73.

6. Pradubthong, N., Petsangsri, S. and Pimdee, P. (2018), "The Effects of the SPACE Learning Model on Learning Achievement and Innovation and Learning Skills in Higher Education", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 9, No 4, pp. 187-199.

7. Reyes, G.E., Govers, M. and Ruwaard, D. (2018) "A Mathematical and Conceptual Model Regarding Social Inclusion and Social Leverage", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 9, No 3, pp. 9-16.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 20.03.2019

УДК 796.011.3

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МОДЕЛИ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ ВУЗЕ

Александр Михайлович Шувалов, кандидат педагогических наук, Вадим Юрьевич Крылатых, кандидат педагогических наук, доцент,

Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук, Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

РФ, Москва

Аннотация

В статье разрабатывается экспериментальная программа оздоровительной тренировки по аэробике в спортивной секции управленческого вуза. Сформулированы социально обусловленные задачи аэробики, как оригинальной физкультурно-оздоровительной технологии. Сформированы группы студенток по отстающим в развитии физическим качествам. Разработано содержание экспериментальной модели занятий аэробикой в спортивной секции управленческого вуза. Представлены результаты влияния физической тренировки по аэробике в спортивной секции на динамику показателей физической подготовленности студенток.

Ключевые слова: аэробика, спортивная секция управленческого вуза, физическая подготовленность студенток.

MULTI-FUNCTIONALITY OF MODELS OF HEALTH-IMPROVING AEROBICS AT MANAGEMENT HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Alexander Mikhailovich Shuvalov, the candidate of pedagogical sciences, Vadim Yuryevich Krylatykh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrew Olegovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian

Federation, Moscow

Annotation

The article develops the experimental program of recreational aerobics training in the sports groups of the management university. The socially determined tasks of aerobics are formulated as the original physical culture and health technology. The groups of female students are formed following the physical qualities

lagging behind by development. The content of the experimental model of aerobic exercises in the sports group of the management university has been developed. The results of the influence of physical training in aerobics in the sports group on the dynamics of indicators of physical fitness of students are presented.

Keywords: aerobics, sports section of a management university, physical fitness of students.

ВВЕДЕНИЕ

Функции физической культуры как образовательной дисциплины вуза в настоящее время расширяются и имеют тенденцию к инновациям в сфере ее структурных компонентов. Это позволяет более эффективно решать как общие, так и специализированные задачи физического воспитания [1].

Аэробика - многофункциональное направление физкультурно-спортивной деятельности, охватывающее широкий спектр средств, применяемых для варьирования способов выполнения физических упражнений, дозирования физической нагрузки, целенаправленного улучшения функционального состояния организма, психических и интеллектуальных качеств личности, решения образовательных и воспитательных задач [3, 5, 6].

Аэробика, как оригинальная физкультурно-оздоровительная технология, связана с решением социально обусловленных задач: восстановлением баланса между производственными потребностями и снижением физического и биологического потенциала населения, стимулированием конструктивного отношения к состоянию собственного здоровья, повышением престижа систематических аэробных занятий среди молодежи и их вклада в формирование имиджа социально успешной личности [2, 4].

Доминирующим вектором функциональных изменений под влиянием аэробных тренировок является повышение функциональных резервов кровеносной системы. Данный факт обусловливает особый интерес к разработке и обоснованию эффективных аэробных систем тренировки студентов в вузах управленческого профиля.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Целью исследования явилась разработка и обоснование модели занятий аэробикой в спортивной секции управленческого вуза. Параметры разработанной модели представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Содержание экспериментальной модели занятий аэробикой

Параметры оздоровительной тренировки Группы студенток по отстающим в развитии физическим качествам

Общая выносливость Гибкость Силовая выносливость

Соотношение тренировочных средств 65-70% упражнений в аэробном режиме на тренажерах -15-20% упражнений в равномерном беге - до 15% упражнений в скандинавской ходьбе 50-65% упражнений в анаэробном режиме на тренажерах - 3040% упражнений с пассивным растягиванием - до 15% упражнений с активным растягиванием 20-25% упражнений в анаэробном режиме с весом снаряда - 70-75% упражнений в аэробном режиме с преодолением инерции тренажера

Содержание упражнений Упражнения на беговой дорожке с регулированием скорости бега и ходьбы Упражнения на тренажерах в сочетании со стретчингом Упражнения с преодолением веса и инерционного действия тренажера

Интенсивность нагрузки ЧСС 120-130 уд/мин ЧСС 110-120 уд/мин ЧСС 115-125 уд/мин

Методы тренировки Равномерный, повторный Максимальной амплитуды движений, сопровождения движений Равномерных усилий, повторный

В исследовании приняли участие 54 студентки 1-го курса в возрасте от 18 до 20 лет. Испытуемые ЭГ занимались спортивной аэробикой по экспериментальной программе два занятия в неделю продолжительностью 1,5 часа. Студентки КГ осваивали физическую культуру по утвержденной программе образовательного стандарта.

В ходе исследования были проанализированы клинические данные, результаты функциональных проб, электрокардиографического исследования и контрольных

нормативов по физической культуре.

Подбор тренировочных средств зоны спортивных тренажеров осуществлялся по принципу соответствия упражнения избирательному воздействию на отстающие физические качества и группы мышц. При этом испытуемым предлагался выбор спортивного тренажера из перечня 3-4-х станций-объектов одного педагогического воздействия. Для достижения развивающей направленности тренировки устанавливалась адекватная физическая нагрузка аэробного характера. Работа на тренажерах проводилась с ритмичным музыкальным сопровождением. На протяжении недельного цикла занятий осуществлялся педагогический контроль и самоконтроль физического самочувствия занимающихся.

Результаты проведенного исследования оценивались по динамике показателей физической подготовленности студенток в процессе реализации модели аэробной тренировки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты тестирования показали, что после прохождения курса спортивной аэробики показатели развития физических качеств значимо изменились.

Зафиксированные положительные сдвиги определяются как комбинированием упражнений аэробной направленности с интенсивностью нагрузки при ЧСС 120-130 уд/мин, так и использованием соответствующих методов тренировки. В соответствии с современными взглядами, учет и использование данных факторов в тренировочном процессе эффективно влияет на развитие общей и скоростной выносливости, совершенствование кровеносной системы, улучшение адаптации организма к физической нагрузке.

Использование в занятиях комплекса аэробных средств в сочетании с упражнениями на тренажерах стимулировало адаптацию кровеносной системы занимающихся к выполнению длительной физической работы на достаточном уровне эффективности. Это подтверждает динамика результатов, показанных испытуемыми ЭГ в беге на 1000 м и выполнении упражнения в поднимании туловища из положения «лежа» в положение «сидя». Прирост показателей испытуемых ЭГ в беге на 1000 м составил 25,7% от первоначальных результатов, в упражнении на поднимание туловища - 20,6%. Увеличение этих же показателей у студенток КГ оказался не столь значительный. В беге на 1000 м улучшение составило 5,7%, в поднимании туловища - 9,3%. Это свидетельствует о большей эффективности упражнений спортивной аэробики, чем средств, используемых на плановых занятиях физической культурой.

По итогам исследований наибольший положительный эффект выполнения упражнений спортивной аэробики был выявлен в отношении качества общей выносливости. К окончанию эксперимента ЧСС в ЭГ при работе на беговой дорожке с установленными параметрами нагрузки снизилась со 137,4±4,5 уд/мин до 130,8±2,6 уд/мин. Это обусловлено направленностью проведенного тренировочного процесса на развитие выносливости, повышение функционального состояния организма, ускорение адаптации к воздействию упражнений аэробики. Этот же показатель в КГ остался без изменений и составил 144,4±2,9 уд/мин, что характеризует тренировочный процесс в КГ как направленный на преимущественное поддержание уровня развития физических качеств. Полученные данные свидетельствуют в пользу того, что оптимальное варьирование величины физической нагрузки на занятиях спортивной аэробикой позволяет повышать уровень развития общей выносливости в условиях аэробной двигательной активности.

Было выявлено, что в результате тренировки в спортивной секции аэробики у испытуемых ЭГ происходит достоверное улучшение показателей выносливости, гибкости, ско-ростно-силовых качеств, координационных способностей. Наименее выраженные изменения наблюдаются у студенток КГ. Улучшение результатов в выполнении прыжка в длину с места участницами КГ не превышает 6-7%, в упражнении на силу рук и плечевого пояса - 8-9%, в упражнении на активную гибкость - 4-5%. Не столь значительное улучшение

показателей физической подготовленности обусловлено, прежде всего, кумуляцией утомления и высокими психофизиологическими нагрузками учебной деятельности студента.

В ЭГ изменения показателей физических качеств имеют тенденцию к значительному улучшению значений вследствие соблюдения выбранной тренировочной направленности на повышение адаптации к воздействию аэробной нагрузки, применения интенсивности физической нагрузки на уровне 110-130 уд/мин, комплексного использования средств аэробной тренировки неспецифического воздействия. В целом незначительное увеличение отдельных показателей выполнения физических упражнений испытуемыми ЭГ в завершение исследования соответствует уровню физической подготовленности, обеспечивающему поддержание учебной работоспособности в необходимом диапазоне.

Под влиянием тренировки по спортивной аэробике возросла гибкость при наклоне вперед. Достоверное увеличение амплитуды наклона вперед испытуемыми ЭГ составило 3,5 см. Этот же показатель в КГ увеличился на 0,4 см при р>0,05.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты исследования показывают, что тренировки по аэробике в спортивной секции превосходят по величине педагогического воздействия плановые занятия по физической культуре, генерируют условия, необходимые для целенаправленного развития физических качеств студенток. Через 3 месяца занятий в спортивной секции большинство студенток приступили к самостоятельным занятиям освоенными упражнениями в режиме дня. Поддержание ЧСС до 130 уд/мин в основной части занятия и до 100 уд/мин в заключительной части занятия позволяет избежать деструктивных реакций организма, занимающихся на физическую нагрузку.

При занятиях спортивной аэробикой с использованием спортивных тренажеров должны быть созданы условия индивидуального подбора упражнений и рабочих весов, а также освоения соответствующей техники выполнения упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесников, Н.В. Адаптация студентов к будущей профессии в ходе профессионально-прикладной физической подготовки / Н.В. Колесников, П.П. Смолев, В.В. Рябчук // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХ и ГС. - 2013. - Том 4. - Выпуск 2 (9). - С. 262-268.

2. Кочетков, Д.И. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций / Д.И. Кочетков, О.Е. Понимасов, И.Б. Пилина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 169-172.

3. Лобанов, Ю.Я. Функции физкультурно-образовательной среды вуза в реализации индивидуально-ориентированной модели обучения / Ю.Я. Лобанов, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 60-65.

4. Лобанов, Ю.Я. Физкультурно-образовательная среда вуза как необходимое условие эффективного формирования профессиональных компетенций будущих специалистов / Ю.Я. Лобанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 159-163.

5. Формирование систематизирующих и когнитивных способностей студентов на занятиях по физическому воспитанию / А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 239-243.

6. Компонентные составляющие временного бюджета студентов дневного отделения, занимающихся спортом / А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, В.Ю. Крылатых, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 314-318.

REFERENCES

1. Kolesnikov, N.V., Smolev, P.P. and Ryabchuk, V.V. (2013), "Adaptation of students to the future profession in the course of professional-applied phy sical training", Scientific Works of the North-West Institute of Management, RANEPA, Vol. 4, No. 2 (9), pp. 262 -268.

2. Kochetkov, D.I., Ponimasov, O.E. and Pilina, I.B. (2018), "Possibilities of implementation of the didactical project based on the combination of pedagogical operations", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 169-172.

3. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.

4. Lobanov, Yu.Ya. (2018), "The educational-educational environment of the higher education as the necessary condition of effective formation of professional competences of future specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 159-163.

5. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of systematizing and cognitive abilities of students in physical training activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 239-243.

6. Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu. and Ponimasov, O.E. (2019), "Component components of the temporary budget of the students of the day division engaged in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 314-318.

Контактная информация: miron1964@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2019

УДК 796.86

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТАПА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ В СПОРТИВНОМ ФЕХТОВАНИИ

Геннадий Борисович Шустиков, кандидат педагогических наук, доцент,

Владимир Геннадьевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Юлия Александровна Сердюкова, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией тренировочного процесса на этапе начальной подготовки детей в спортивном фехтовании: показан реальный возраст начала занятий детей в 6-7 лет в отличие от требований руководящих документов; определена целесообразность подбора специализированных средств и методов тренировки; раскрыта значимость игровой деятельности в тренировочном процессе; разработаны и реализованы характерные игровые упражнения со спортивным фехтовальным инвентарем, а также с использованием разнообразных визуально-перцептивных образов перспективной соревновательной деятельности.

Ключевые слова: фехтование, этап начальной подготовки, средства и методы тренировки, игровой метод, игровые упражнения.

ORGANIZATIONAL-METHODICAL FEATURES OF INITIAL TRAINING STAGE OF CHILDREN IN SPORTS FENCING

Gennady Borisovich Shustikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Vladimir Gennadievich Fedorov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Julia Alexandrovna Serdyukova, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article deals with the issues related to the organization of the training process at the stage of initial training of children in sports fencing: it shows the real age for beginning of the classes of children at 6-7 years, in contrast to the requirements of the guidance documents; it determined the feasibility of the selection of specialized tools and methods of training; it revealed the importance of gaming activities in the training process; it developed and implemented the characteristic game exercises with sports fencing equipment, as well as using a variety of visual and perceptual images of promising competitive activity.

Keywords: fencing, initial training, tools, and training methods, playing technique, playing exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.