э
2013
0
Гидроаэробика как средство для улучшения физического состояния студенток
Баламутова Н.М., Бабаджанян В.В.
Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого» Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»
Аннотация:
Рассмотрены вопросы организации и проведения занятий с применением комплексов гидроаэробики для повышения физической подготовленности студенток. В эксперименте приняли участие 60 студенток. Все испытуемые были разделены на две группы по 30 человек в каждой. Контрольная группа девушек занималась по программе аэробики на суше. Студентки экспериментальной группы участвовали в занятиях гидроаэробики, которые проводились по разработанной программе. В работе использовались методы антропометрии, методы контроля функциональных показателей организма, тестирования показателей физической подготовленности, методы математической статистики. Установлены достоверные положительные сдвиги показателей сердечно - сосудистой и дыхательной систем у девушек экспериментальной группы. Среди антропометрических характеристик выявлен эффект достоверного снижения показателей жировой массы у испытуемых экспериментальной группы.
Ключевые слова:
студентки, здоровье, физическое состояние, гидроаэробика.
Баламутова Н.М., Бабаджанян В.В. Гідроаеробіка як засіб для поліпшення фізичного стану студенток. Розглянуті питання організації та проведення занять із застосуванням комплексів гідроаеробіки для підвищення фізичної підготовки студенток. В експерименті прийняли участь 60 студенток. Усі досліджувані були поділені на дві групи по 30 осіб у кожній. Контрольна група дівчаток займалась згідно із програмою аеробіки на суші. Студентки експериментальної групи приймали участь у заняттях гідроаеробіки, які проводились згідно з розробленою програмою. У роботі використовувались методи антропометрії, методи контролю функціональних показників організму, тестування показників фізичної підготовки, методи математичної статистики. Встановлені вірогідні позитивні зрушення показників серцево-судинної та дихальної систем у дівчат експериментальної групи. Серед антропометричних характеристик виявлено ефект вірогідного зниження показників жирової маси у досліджуваних експериментальної групи.
студентки, здоров’я, фізичний стан, гідроаеробіка.
Balamutova N.M., Babadganjan V.V. Hydro aerobics as means for physical state improvement of female students.
The questions of organization and conducting studies were considered by using system of hydro aerobics exercises for improving physical training of female students. Sixty female students took part in the experiment. All the tested girls were divided into two groups, 30 persons each. The tested group of female students made aerobic exercises on the dry land according to a plan. The female students of experimental group made hydro aerobics exercises according to the programme. Several methods were used: anthropometry, control methods of the functional parameters of the body, testing of the physical training indicators, methods of mathematical statistics. The reliable positive improvements of cardiovascular and respiratory systems were in the experimental group of the girls. The effect of the reliable decrease of fat mass of the tested female students was exposed among anthropometrical characteristics.
female students, health, physical state, hydro aerobics.
Введение.
В работе многих исследователей (4) отмечены тенденции ухудшения здоровья у выпускников гуманитарных и технических вузов (будущих специалистов и будущих родителей) за время обучения. Особое беспокойство вызывает физическое здоровье девушек, которое на 80% определяет здоровье будущего ребёнка.
Приходиться констатировать, что имеет место проблема, связанная с необходимостью повышения физического состояния и здоровья студенток и одновременно с трудностями её решения в рамках традиционной системы физического воспитания в высших учебных заведениях (1,2). Преподавателям вузов нелегко привлекать студенток к занятиям по физическому воспитанию, которые по форме и содержанию мало отличаются от традиционных. Среди молодёжи стало модным заниматься нетрадиционными видами спорта (8). Отмечается повышенный интерес студенток к различным видам занятий в воде (3,5,6,7). К ним относятся ходьба и джоггинг в воде, силовая тренировка в воде, гидроаэробика, аквафит, аква -билдинг и др.
Под гидроаэробикой мы понимаем выполнение различных упражнений в воде под музыку с элементами плавания, гимнастики, атлетизма, йоги, хореографии и акробатики. Основной задачей гидроаэробики является достижение оздоровительного эффекта у за© Баламутова Н.М., Бабаджанян В.В., 2013 doi: 10.6084/т9.^Ь:аге.644731
нимающихся, улучшение деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышение уровня развития физических качеств: выносливости, гибкости, силы и координации.
Одновременно с этим необходимо отметить недостаток научно обоснованных данных о влиянии занятий водной гимнастики в виде комплексов упражнений на физическое состояние и здоровье девушек
- студенток. Поэтому нами была выдвинута гипотеза о возможности эффективного применения комплексов упражнений гидроаэробики как средства улучшения физического состояния и повышения уровня здоровья студенток 17 - 20 лет.
Исследование выполнено согласно плану НИР Национального университета «Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого».
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования - экспериментальное обоснование методики улучшения физического состояния студенток на основе применения средств гидроаэробики.
Организация исследования. В эксперименте приняли участие 60 студенток 1 - 3 курсов. Все испытуемые были разделены на две группы, по 30 человек в каждой. Контрольная группа девушек занималась по традиционной программе аэробики на суше. Студентки экспериментальной группы участвовали в систематических занятиях гидроаэробики, которые проводились по разработанной программе.
І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біол°гічні
*--“-----------* проблеми фізичного
виховання і спорту ____________________________________________________________________________
применением повышенных параметров физических нагрузок.
Занятия по гидроаэробики строились в урочной форме. В разминку включались плавные ритмичные движения с постепенно увеличивающейся амплитудой. В основной части занятия проводилось «кардио
- тренировка», состоящая из разнообразных активных движений на различные группы мышц и «силовая» тренировка, направленная на преимущественную работу мышц туловища. В заключительной части урока входят ритмичные, плавные движения, обеспечивающие расслабления мышц, за которыми следует растяжка (стретчинг). Примерная схема распределения основных разделов урока представлена в таблице 1.
Этапный контроль физического состояния участниц эксперимента был организован на основе метода тестирования с регистрацией антропометрических, силовых и функциональных показателей.
По данным антропометрии (табл.2) заслуживающие внимание результаты в обеих группах получены на третьем этапе исследований.
У девушек экспериментальной группы показатели массы тела, окружности бёдер и талии статистически не изменились, кроме показателя «окружность живота», величина которого уменьшилась уже на втором этапе и в дальнейшем осталась статистически неразличимой на третьем. Для контрольной группы все без исключения показатели достоверно ухудшились по-
Таблица 1
Распределение времени занятий по гидроаэробике по основным разделам
Части занятия Разделы занятия Продолжительность в зависимости от длины занятия
в отношении ко времени всего занятия, % абсолютные показатели, мин.
Вводная Разминка 15 5-7
Основная «Кардио-тренировка» 45 13-20
«Силовая» тренировка 25 7-11
Заключительная Релаксация 15 5-7
Таблица 2
Динамика антропометрических показателей у девушек
Показатели Этапы Экспериментальная группа Контрольная группа
Х 8 Х 8
Масса тела, кг. 1 54,8 6,9 54,2 7,4
2 54,2 6,1 53,1 7,2
3 54,5 6,8 59,0 7,9
Окружность бедер, м. 1 92,4 6,3 92,9 4,7
2 92,0 5,9 92,2 5,2
3 93,3 6,1 97,2 6,1
Окружность живота, м. 1 79,4 8,7 81,4 5,9
2 75,4 6,7 79,2 5,6
3 76,2 9,6 83,3 8,8
Окружность талии, м. 1 69,6 5,3 69,6 5,3
2 68,0 5,8 68,0 5,8
3 68,6 6,2 72,4 4,9
Методы исследования: антропометрия, методы контроля функциональных показателей организма, методы тестирования показателей физической подготовленности, методы математической статистики.
Результаты исследований.
Все испытуемые на этапах эксперимента проходили врачебный контроль и не имели противопоказаний к занятиям оздоровительной аэробикой и гидроаэробикой. Для обеих групп занятия проводились два раза в неделю, продолжительность занятия - один час. Программа включала три комплекса упражнений в воде: вводный с пониженной интенсивностью упражнений, основной с повышенной и тренирующий с высокой интенсивностью. На всех этапах темп выполнения упражнений задавался с помощью музыкального сопровождения. На первом этапе эксперимента вводная часть занятия составляла 10 - 12% времени всего занятия, музыкальный темп 128 - 135 уд/мин, длительность занятий один месяц. Основная часть занимала 80% времени занятия, темп 130 - 146 уд/мин., длительность два месяца. Тренирующая часть 8 - 10%, темп 130 - 150 уд /мин., длительность три месяца. На втором этапе вводный комплекс был сокращён до 2 недель, основной до одного месяца, длительность тренирующего комплекса соответственно увеличена до 4,5 месяцев. Темп музыкального сопровождения остался таким же, как и на первом этапе.
На третьем этапе исследования выполнен второй (основной) этап педагогического эксперимента с
ПСИХОЛОГІЯ
сле прекращения экспериментальных занятий.
Результаты показателей физической подготовленности представлены в таблице 3.
Из таблицы видны положительные изменения в обеих группах, однако степень сохранения их уровня к третьему этапу в экспериментальной группе оказалась достоверно выше.
Динамика функциональных показателей у девушек экспериментальной и контрольных групп представлены в таблице 4.
По данным таблицы 4 можно наблюдать, что для студенток экспериментальной группы достоверны улучшения вех изучаемых показателей как по двум, так и по трём этапам эксперимента. В контрольной группе зафиксированы отличительные особенности в виде значительного ухудшения пробы Штанге на третьем этапе исследования, т.е. через несколько месяцев после окончания экспериментальных занятий.
В то же время у девушек экспериментальной группы значения пробы при тех же условиях сохранились на прежнем уровне. По показателю ЖЕЛ в контрольной группе все средне - групповые не достоверны, а в экспериментальной группе зафиксирована положительная динамика.
Таким образом, имеются основания утверждать о большом положительном влиянии занятий гидоаэро-
Динамика показателей физиче
Э 2013
ц
бикой на функциональное состояние организма испытуемых экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.
Выводы.
В результате проведённых исследований установлены достоверные положительные средне - групповые сдвиги показателей сердечно - сосудистой и дыхательной систем у девушек экспериментальной группы. В контрольной группе подобные изменения оказались существенно меньшими.
Среди антропометрических показателей выявлен эффект достоверного снижения показателя жировой массы у девушек экспериментальной группы, в контрольной группе такой эффект не установлен.
Результаты специально организованного сравнительного эксперимента продемонстрировали несравненно положительное влияние именно водной среды на физическое и психическое состояние испытуемых в процессе выполнения комплексов физических упражнений. Поэтому следует считать, что систематические занятия гидроаэробикой могут представлять собой эффективное средство повышения физического состояния и здоровья студенток.
Перспективы дальнейших исследований предполагают изучение влияния занятий по гидроаэробике для студенток специальной медицинской группы.
Таблица 3
ой подготовленности девушек
Показатели Этапы Экспериментальная группа Контрольная группа
Х 8 Х 8
Приседания, колич. 1 67,9 27,9 64,7 20,1
2 78,6 21,5 84,1 24,8
3 79,6 16,0 63,6 12,0
Отжимания, колич. 1 3,7 3,5 3,1 3,8
2 12,6 3,8 13,4 3,8
3 11,5 3,7 7,6 2,6
Прыжок вверх с места, м. 1 0,30 0,04 0,30 0,04
2 0,30 0,04 0,32 0,06
3 0,30 0,04 0,235 0,03
Таблица 4
Динамика функциональных показателей у девушек экспериментальной и контрольной групп
Показатели Этапы Экспериментальная группа Контрольная группа
Х 8 Х 8
ИГСТ, усл. ед. 1 66,4 14,0 74,7 18,0
2 80,7 15,2 84,9 16,5
3 68,2 14,5 72,9 17,8
Проба Штанге, с 1 54,5 17,0 47,7 11,2
2 62,1 11,1 56,2 12,5
3 61,6 8,5 44,8 11,7
ЖЕЛ, л. 1 2,4 0,45 2,5 0,26
2 3,1 0,39 3,0 0,52
3 3,0 0,39 2,9 0,44
Примечание: ИГСТ - индекс Гарвардского степ - теста, ЖЕЛ - жизненная ёмкость лёгких.
та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту
Литература:
1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодёжи // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 1996. - №1. - С. 23 - 27.
2. Бондаренко Е.В. Проблема формирования мотивации внутренней направленности к занятиям физической культурой у студентов вуза // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой: материалы VI Международной научно - практической конференции 2S - 29 марта 2003 г. - Томск, Центр учебно - методической литературы ТГПУ, 2003. - С. 329 - 335.
3. Булгакова Н.Ж. Обоснование методики занятий аэробикой // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже ХХІ века: материалы международной научно - практической конференции 24 - 25 ноября 1994 г. / Н.Ж Булгакова, И.А. Лысо-ва. - Москва, 1994. - С. 15 - 17.
4. Евсеев Ю.И. Педагогическое проектирование профессионально ориентированного физического воспитания студентов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - №1. - С. 47 - 50.
5. Лисицкая Т.С. Аэробика: теория и методика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. М., Федерация аэробики России. - 2002. - 232 с.
6. Насонова Л. Приглашение на акваданс: водная гимнастика для всех // Физкультура и спорт, 1995. - №6. - С. 10.
7. Полухина Т.Г. Классификация и типология упражнений в аквааэробике как основа для разработки технологии обучения: авто-реф. дисс...канд. пед. наук / Т.Г. Полухина. - 2003. - 22 с.
S. Русяева А.А. Способы привлечения студенток к занятиям физической культурой //Классический университет в российском образовательном пространстве (к 90 -летию Пермского государственного университета): материалы междунар. науч. - метод. конф. / А.А. Русяева, Е.Б. Коломейцева, Л.С. Черкасова. -Пермь, Перм^ий университет, 2006. - 420 с.
9. Rendi M. и др. Acute psychological benefits of aerobic exercise: A field study into the effects of exercise characteristics // Psychology, Health & Medicine, 200S. - vol. 13(2). - pp. Ш-Ш.
10. Aguiló A. и др. Antioxidant diet supplementation enhances aerobic performance in amateur sportsmen // Journal of Sports Sciences, 2007. - vol. 25(11). - pp. 1203-1210.
References:
1. Bal’sevich V.K. Fizicheskaia kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 1996, vol.1, pp. 23-27.
2. Bondarenko E.V. Problema formirovaniia motivacii vnutrennej napravlennosti k zaniatiiam fizicheskoj kul’turoj u studentov vuza [Problem of formation internal motivation orientation to physical training of students of the university]. Aktual’nye voprosy bezopasnosti, zdorov’ia pri zaniatiiakh sportom i fizicheskoj kul turoj [Topical issues of safety, health, in sports and physical activities], Tomsk, Center of educational methodical literature TSPU, 2003, pp. 329-335.
3. Bulgakova N.Zh., Lysova I.A. Obosnovanie metodiki zaniatij aerobikoj [Justification techniques aerobics]. Zdorov’e i fizicheskoe sostoianie naseleniiaRossii na rubezheXXIveka [Health and physical condition of the Russian population at the turn of the XXI century], Moscow, 1994, pp. 15-17.
4. Evseev Iu.I. Fizicheskaia kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 2005, vol.1, pp. 47-50.
5. Lisickaia T.S., Sidneva L.V. Aerobika: teoriia i metodika [Aerobics: theory and methods], Moscow, Aerobics Federation of Russia, 2002, 232 p.
6. Nasonova L. Fizkul’tura i sportv [Physical education and sport], 1995, vol.6, pp. 10-12.
7. Polukhina T.G. Klassifikaciia i tipologiia uprazhnenij v akvaaerobike kak osnova dlia razrabotki tekhnologii obucheniia [Classification and typology of aerobics exercises as a basis for the development of learning technologies], Cand. Diss., 2003, 22 p.
8. Rusiaeva A.A., Kolomejceva E.B., Cherkasova L.S. Sposoby privlecheniia studentok k zaniatiiam fizicheskoj kul’turoj [Ways to attract students to physical training]. Klassicheskij universitet v rossijskom obrazovatel’nom prostranstve [Classic university in the Russian educational space], Perm, Perm University publ., 2006, 420 p.
9. Rendi M. et al. Acute psychological benefits of aerobic exercise: A field study into the effects of exercise characteristics. Psychology, Health & Medicine, 2008, vol.13(2), pp. 180-184.
10. Aguilo A. et al. Antioxidant diet supplementation enhances aerobic performance in amateur sportsmen Journal of Sports Sciences, 2007, vol.25(11), pp. 1203-1210.
І педагогіка I
ПСИХОЛОГІЯ
Информация об авторах:
Баламутова Наталия Михайловна: [email protected];
Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого»; ул. Пушкинская, 77, г. Харьков, 61024, Украина.
Бабаджанян Виктория Владимировна: [email protected]; Национальный технический университет Украины «ХПИ»; ул. Фрунзе, 21, г. Харьков, 61002, Украина.
Information about the authors:
Balamutova N.M.: [email protected];National University «Legal academy of Ukraine»; Pushkin str., 77, Kharkov, 61024, Ukraine.
Babadganjan V.V.: [email protected]; National Technical
University of Ukraine «KPI»; Frunze str., 21, 61002, Kharkiv, Ukraine
Цитируйте эту статью как: Баламутова Н.М., Бабаджанян В.В. Гидроаэробика как средство для улучшения физического состояния студенток // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2013. - № 3 - С. 3-6. doi:10.6084/m9.figshare.644731
Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html
Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).
Дата поступления в редакцию: 12.02.2013 г. Опубликовано: 31.03.2013 г.
Cite this article as: Balamutova N.M., Babadganjan V.V. Hydro aerobics as means for physical state improvement of female students. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.3, pp. 3-6. doi:10.6084/ m9.figshare.644731
The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html
This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).
Received: 12.02.2013 Published: 31.03.2013