2. Васильева В.С. Факторы, определяющие необходимость использования индивидуальных заданий в процессе физической подготовки судей по мини-футболу / В.С. Васильева, А.В. Попов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 23-25.
3. Петров, В. Д. Физическая подготовка футбольных арбитров / В. Д. Петров, А.Б. Абдула. - Харьков : [б. и.], 2006. - 96 с.
4. Попов, А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для организации самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий / А.В. Попов, В.С. Васильева, А.А. Бобрищев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 159-163.
REFERENCES
1. Budogossky, A.D. and Turbin, E.A. (2004), "Physical fitness and professional intelligence of arbitrators as conditions for implementing the capabilities of the diagonal judging system", Theory and methodology of football, No. 4,-pp. 22-26.
2. Vasilyeva, V.S. and Popov, A.V. (2017), "Factors determining the need to use individual tasks in the process of physical training of mini-football referees", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 2 (144), pp. 23-25.
3. Petrov, V.D. and Abdula, AB. (2006), Physical training of football referees, Kharkov.
4. Popov, A.V., Vasileva, V.S. and Bobrischev, A.A. (2017), "Psychological and pedagogical conditions necessary for the organization of independent physical training of judges on mini-football using individual tasks", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 3 (145), pp. 159-163.
Контактная информация: palexsey@ok.ru
Статья поступила в редакцию 21.04.2021
УДК 796.011.3:159.9
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК ВОСТОКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Ольга Львовна Постол, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва; Ольга Николаевна Панкратова, старший преподаватель, Академия социального управления, Москва
Аннотация
Пандемия COVID-19 представляет собой огромный кризис для здравоохранения и общества. Неблагоприятные последствия, вызванные пандемией COVID-19, существенно отразились на психическом здоровье молодежи. В статье рассматривается влияние использования оздоровительных гимнастик Востока на занятиях по физическому воспитанию в вузе на психическое состояние студентов в период пандемии COVID-19. В РУТ (МИИТ) для понижения уровня тревожности и стресса у студентов применяют на занятиях по физическому воспитанию программу оздоровления с использованием восточных оздоровительных практик (элементы гимнастики йоги, китайская оздоровительная гимнастика «восемь кусков парчи», гимнастика для рук и ладоней Й. Цуцуми, тибетская гимнастика до-ин и др.). Проведенные в мае 2021 г тестирования состояния общей тревожности и психического состояния по шкале «Диагностика состояния стресса» К. Шрайнера, и по шкале психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона, показали достоверное улучшение показателей в экспериментальной группе, в сравнении с результатами контрольной группы (P<0,01). Анализируя результаты тестирований, был делан вывод, что студенты, занимающиеся по экспериментальной методике, стали намного эффективнее справляться со стрессом, несмотря на ситуацию с пандемией COVID-19.
Ключевые слова: пандемия COVID-19, психическое состояние, оздоровительные гимнастики Востока, студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p247-251
USE OF HEALTH-IMPROVING GYMNASTICS OF THE EAST IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES TO IMPROVE THE MENTAL STATE OF STUDENTS
DURING THE PANDEMIC
Olga Lvovna Postol, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian University of transport, Moscow; Olga Nikolaevna Pankratova, senior teacher, Academy of social management, Moscow
Abstract
The COVID-19 pandemic is huge crisis for public health and society. The adverse effects of the COVID-19 pandemic have had significant impact on the mental health of young people. The article examines the impact of the use of health-improving gymnastics of the East in physical education classes at the university on the mental state of students during the COVID-19 pandemic. In RUT (MIIT), to reduce the level of anxiety and stress in students, a wellness program is used in physical education classes using eastern wellness practices (elements of yoga gymnastics, Chinese wellness gymnastics "eight pieces of brocade", gymnastics for the hands and palms of Y. Tsutsumi, Tibetan do-in gymnastics, etc.). Tests of the state of general anxiety and mental state conducted in May 2021 on the K. Schreiner Stress Diagnosis scale, and on the Lemur-Tessier-Fillion PSM-25 psychological stress scale, showed a significant improvement in the indicators in the experimental group, in comparison with the results of the control group (P<0.01). Analyzing the results of the tests, it was concluded that students studying according to the experimental method became much more effective in coping with stress, despite the situation with the COVID-19 pandemic.
Keywords: COVID-19 pandemic, mental state, wellness gymnastics of the East, students.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, из-за ситуации с пандемией COVID-19, учеными отмечается более значительное повышение уровня тревожности у студентов. Изменения привычного образа жизни, вынужденная самоизоляция, ограничения, введенные в связи с пандемией, дистанционное обучение, страх заражения коронавирусной инфекцией, переживания за своих близких - все эти факторы крайне негативно отразились на эмоциональном и психическом состояниях молодежи [4].
По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для избавления негативных последствий, связанных с пандемией, улучшения эмоционального состояния и стрессоустойчивости людей надо применять все самые приемлемые методы и средства. Одними из наиболее доступных, являются занятия физической культурой и спортом, двигательная активность, особенно на свежем воздухе [1].
В последнее двадцатилетие в практику физического воспитания вузов Российской Федерации происходит постепенное внедрение восточных оздоровительных практик (хатха-йога, цигун, тайцзицюань, ушу и др.), которые помогают более быстрому восстановлению организма студентов после физической нагрузки, снятию нервного напряжения и стресса, повышению уровней психического, эмоционального, физического состояний.
Восточные оздоровительные практики способствуют объединению психофизических, энергетических и физических ресурсов организма человека в единое целое. Занятия восточными оздоровительными гимнастиками помогают учащимся очень хорошо адаптироваться к окружающей социальной и природной среде. А также лучше подготовиться эмоционально, психически, интеллектуально, физически к будущей профессиональной деятельности.
В период пандемии на занятиях по физическому воспитанию в вузах многие ученые предлагают применять гимнастику йогов, которая помогает снять напряжения с мышечной и нервной системы и укрепить здоровье.
В РУТ (МИИТ) для понижения уровня тревожности и стресса у студентов применяют на занятиях по физическому воспитанию программу оздоровления с использовани-
ем восточных оздоровительных практик (элементы гимнастики йоги, китайская оздоровительная гимнастика «восемь кусков парчи», гимнастика для рук и ладоней Й. Цуцуми, тибетская гимнастика до-ин и др.) [3].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогический эксперимент был проведен на базе кафедры «Физическая культура и спорт» в Российском университете транспорта с октября 2020 года по май 2021 года. В связи с пандемией СОУГО-19, студенты находились на дистанционном обучении в период с середины ноября 2020 года до середины февраля 2021года.
В данном исследовании принимали участие студенты 1-2 курсов в количестве 54 чел. (п=54), и были сформированы две группы (экспериментальная и контрольная), в каждой группе - 27 чел. Основную группу здоровья имели все студенты.
Студенты контрольной группы на занятиях по физическому воспитанию обучались по учебной программе кафедры «Физическая культура и спорт», а студенты экспериментальной группы - по программе оздоровления с использованием оздоровительных практик Востока (элементы гимнастики йоги, китайская гимнастика «восемь кусков парчи», гимнастика для рук и ладоней Й. Цуцуми, массаж су-джок, тибетская гимнастика до-ин, комплексы интенсивных упражнений по системе Идзуми Табата и др.), разработанной авторами. Чтобы измерить стрессовые ощущения в эмоциональных, поведенческих и соматических показателях студентов, применяли тест по шкале психологического стресса Р8М-25 Лемура-Тесье-Филлиона. Тест состоит из 25 вопросов, которые должны охарактеризовать психическое состояние за последнюю неделю. На каждый вопрос надо ответить с помощью восьми балльной шкалы. По окончании тестирования подчитывается общая сумма всех ответов на вопросы (интегральный показатель психической напряженности, ППН).
Для определения общего уровня тревожности и психического состояния применили экспресс-тест «Диагностика состояния стресса» К. Шрайнера (ДСС), который состоит из 9 вопросов. Данный тест на стрессоустойчивость выявляет, насколько эффективно студент справляется со стрессом. Показывает особенности психофизического состояния человека в стрессовой ситуации, его эмоциональный фон.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты, проведенного в октябре 2020 года тестирования по шкале психологического стресса Р8М-25 Лемура-Тесье-Филлиона., показывают, что у студентов контрольной и экспериментальной групп уровень стресса выше среднего, показатели приближены к высокому уровню. Достоверных различий в начале исследования не выявлялось (Р>0,01) (таблица 1):
- в контрольной группе интегральный показатель психической напряженности, ППН - 143 балла;
- в экспериментальной группе интегральный показатель психической напряженности, ППН - 143,4 балла.
Таблица 1 - Изменение показателей тестирования. Шкала психологического стресса Р8М-25 Лемура-Тесье-Филлиона__
Показатели Контрольная гр. | Экспериментальная гр.
октябрь май Прирост октябрь май Прирост
Характеристики Символ В ед. изм. В ед. изм. В % В ед. изм. В ед. изм. В %
Шкала стресса Р8М-25 143 138 143,4 72
(ППН) ±т 2,07 1,11 3,49 1,37 0,64 49,79
Р > 0,01 < 0,01
Результаты экспресс-теста «Диагностика состояния стресса» К. Шрайнера, также проведенного в начале эксперимента, не выявили достоверных различий в показателях
контрольной и экспериментальной групп (Р>0,01) (таблица 2):
- в контрольной группе общий уровень тревожности и психического состояния (ДСС) составил 8,3 балла;
- в экспериментальной группе - 8,5 балла.
Показатели в обеих группах указывали на достаточно высокий уровень тревожности и стресса по шкале К. Шрайнера.
Таблица 2 - Изменение показателей тестирования. Результаты теста «Диагностика состояния стресса» К. Шрайнера_
Показатели Контрольная гр. Экспе эиментальная гр.
октябрь май Прирост октябрь май Прирост
Характеристики Симв. В ед. изм. В ед. изм. В % В ед. изм. В ед. изм. В %
Диагностика состояния стресса (ДСС) XX 8,2 6,3 23,1 8,5 3,7 56,4
±т 1,01 0,87 1,2 0,73
Р < 0,01 < 0,01
Проведенные в мае 2021 г. тестирования состояния общей тревожности и психического состояния по шкале «Диагностика состояния стресса» К. Шрайнера, и по шкале психологического стресса Р8Ы-25 Лемура-Тесье-Филлиона, показали достоверное улучшение показателей в экспериментальной группе, в сравнении с результатами контрольной группы (Р<0,01):
- в экспериментальной группе изменение диагностика состояния стресса (ДСС) составила 3,7 (результат уменьшился на 4,8 балла, прирост - 56,4%);
- в контрольной группе ДСС составила 6,3 балла (уменьшение результата на 1,9 баллов, прирост - 23,1%).
Проводя анализ педагогического исследования, выяснилось значительное улучшение показателей у студентов экспериментальной группы в конце эксперимента. Показатели тестирований в контрольной группе в конце учебного года также изменились. У студентов контрольной группы наблюдались средние уровни тревожности и психического состояния. Анализируя результаты тестирований, можно сделать вывод, что студенты, занимающиеся по экспериментальной методике, стали намного эффективнее справляться со стрессом, несмотря на ситуацию с пандемией СОУГО-19.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство ученых мирового сообщества в области медицины и психиатрии пришли к выводу, что пандемия СОУГО-19 представляет собой огромный кризис для здравоохранения и общества за последние годы. Крайне неблагополучные последствия, вызванные пандемией СОУГО-19, существенно отразились на психическом здоровье молодежи [2]. У студентов, обучающихся по программе оздоровления с использованием оздоровительных практик Востока на занятиях по физическому воспитанию, наблюдалось значительное улучшение психического состояния, низкий уровень стресса, высокий уровень стрессоустойчивости, что свидетельствует о хорошей психологической адаптации к окружающей среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Войнова, Е.В. Актуальные проблемы студентов РУТ (МИИТ) к сдаче нормативов ГТО в условиях дистанционного обучения / Е.В. Войнова // Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспитания для подготовки специалистов в транспортной отрасли. Труды II Международной научно-практической конференции. - Москва, 2020. - С. 19- 4.
2. Островский, Д.И. Влияние новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 на психическое здоровье человека (Обзор литературы) /Д.И. Островский, Т.И. Иванова // Омский психиатрический журнал. - 2020. - № 2-1Б (24). - С. 4-10.
3. Постол, О. Л. Гимнастика Йосиро Цуцуми на занятиях по физической культуре в транспортном вузе в условиях пандемии / О. Л. Постол, О.Н. Панкратова // Ученые записки университета
имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 361-364.
4. Щадилова, И. С. Организация коммуникативных связей в вузе по дисциплине «Физическая культура» в условиях режима социальной самоизоляции / И.С. Щадилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 522-526.
REFERENCES
1. Voynova, E. V (2020), "Actual problems of students of RUT (MIIT) to pass the standards of TRP in the conditions of distance learning", Actual problems of development and improvement of the system of physical education for training specialists in the transport industry. Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 19-24.
2. Ostrovsky, D. I. and Ivanova, T. I. (2020), "The influence of the new coronavirus infection COVID-19 on human mental health (Literature review)", Omsk Psychiatric Journal, Vol. 1S (24), No. 2, pp. 4-10.
3. Postol, O. L. and Pankratova, O. N. (2021), "Gymnastics of Yoshiro Tsutsumi at the physical culture classes in a transport university in the conditions of a pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 194, No. 4, pp. 361- 65.
4. Shchadilova, I. S. (2020), "The organization of communicative relations in the university on the discipline "Physical culture" in the conditions of the regime of social self-isolation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 522-526.
Контактная информация: OLP1881@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 31.05.2021
УДК 796.011.3
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ С ТУГОУХОСТЬЮ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ХОДЬБОЙ
Наталья Геннадьевна Пряникова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет; Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Людмила Александровна Сергеева, доцент, Московский архитектурный институт; Олег Анатольевич Разживин, кандидат педагогических наук, доцент, Ела-бужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
Аннотация
Регулярные занятия спортивной ходьбой способны существенно увеличить точность осуществления движений и обеспечить сильное стимулирующее воздействие на тело человека, особенно молодого возраста. Они весьма значимо усиливают общие функциональные характеристики и стимулируют метаболические процессы. Цель исследования: оценить влияние систематических занятий спортивной ходьбой на двигательные свойства студентов, имеющих тугоухость I-II степени. Методика и организация исследования. В исследование взяты 28 студентов в возрасте 18 лет, страдающие тугоухостью I-II степени. Из их числа составили основную группу из 14 студентов, которые стали заниматься спортивной ходьбой, и группу, ставшую контрольной из 14 человек, которые продолжали проявлять мышечную активность только на университетских занятиях по физической культуре. В исследовании применялись функциональные пробы и велась оценка результатов сдачи нормативов. Результаты проведенного исследования обработаны с помощью критерия Стъюдента (t) и корреляционного анализа. Результаты исследования и их обсуждение. Регулярные мышечные нагрузки на занятиях по спортивной ходьбе повысили координационные характеристики, двигательные возможности и уровень устойчивости их тела в пространстве. Тренирующиеся в рамках спортивной ходьбы увеличили уровни своей общей физической подготовленности и выносливости. Выводы. Регулярные занятия спортивной ходьбой повышают у студентов, имеющих тугоухость силовые возможности, уровень выносливости, координацию и скоростные характеристики.
Ключевые слова: студенты, молодежь, тугоухость, спортивная ходьба, мышечная активность, физическая подготовка.