Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ НА НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОССОВОГО БЕГА СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ НА НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОССОВОГО БЕГА СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / СТУДЕНТЫ / КРОСС / БЕГ / СТРЕСС / УТОМЛЕНИЕ / МОНОТОНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зайцева И.П.

Цель исследования - оценка влияния функциональных состояний на выполнение нормативных показателей кроссового бега студентов до и после пандемии COVID-19. Методика и организация исследования. В научной работе принимали участие 42 испытуемых (пол - женский, средний возраст 19,5 года, группа здоровья - основная). Группа X - студенты, проходившие курс «Прикладная физическая культура» в очной форме до начала пандемии (срок прохождения курса: 2015-2018 гг.); группа Y - студенты, проходившие курс «Прикладная физическая культура» в очной и дистанционной форме в период пандемии (срок прохождения курса: 2019-2022 гг.). Для измерения уровня утомления, монотонии, пресыщения и стресса применялась методика «Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности» (ДОРС) А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской (модифицированная). Также проводилась сравнительная оценка результатов кроссового бега на 3000 м. Результаты исследования и выводы. Условия самоизоляции, дистанционного обучения и карантинных мер в период пандемии оказали влияние на физическое и психическое здоровье студентов, у которых отмечен повышенный уровень монотонии, более низкий результат в показателе кроссового бега, чем в группе студентов, занимающихся в традиционном режиме обучения до пандемии. Полученные результаты дают основание предположить, что ограничение жизнедеятельности приводит к дисфункции мотивационно волевой сферы, апатии, скуке, физическому и психическому утомлению обучающихся и соответственно оказывают влияние на их результаты в беге на длинные дистанции. Вопрос о поддержании здоровья как физического, так и психологического в условиях самоизоляции до сих пор актуален, в связи с чем возрастает необходимость в разработке и применении различных видов мониторинга результатов двигательной активности людей в различных условиях жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зайцева И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF FUNCTIONAL STATES ON THE NORMATIVE INDICATORS OF CROSS-COUNTRY RUNNING OF STUDENTS BEFORE AND AFTER THE COVID-19 PANDEMIC

Objective of the study was to assess the impact of functional states on the performance of normative indicators of cross-country running of students before and after the COVID-19 pandemic. Methods and structure of the study. 42 subjects took part in the scientific work (gender - female, average age 19.5 years, health group - main). Group X - students who took the Applied Physical Education course in full-time before the start of the pandemic (duration of the course: 2015-2018); group Y - students who took the course "Applied Physical Education" in full-time and remote form during the pandemic (duration of the course: 2019-2022). To measure the level of fatigue, monotony, satiety and stress, the method "Differential diagnosis of conditions of reduced performance" (DORS) by A.B. Leonova and S.B. Velichkovskaya (modified). A comparative evaluation of the results of a 3000 m cross-country run was also carried out. Results and conclusions. The conditions of self-isolation, distance learning and quarantine measures during the pandemic had an impact on the physical and mental health of students who had an increased level of monotony, a lower result in cross-country running than in the group of students involved in the traditional mode of study before the pandemic. The results obtained give grounds to assume that the limitation of life activity leads to dysfunction of the motivational-volitional sphere, apathy, boredom, physical and mental fatigue of students and, accordingly, affects their results in long-distance running. The issue of maintaining health, both physical and psychological, in conditions of self-isolation is still relevant, and therefore there is an increasing need to develop and apply various types of monitoring the results of people's motor activity in various conditions of life.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ НА НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОССОВОГО БЕГА СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИИ НА НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОССОВОГО БЕГА СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ ОСУШ-Н

УДК/UDC 796.799

Поступила в редакцию 3.12.2022 г.

Доктор биологических наук, профессор И.П. Зайцева1 1Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, Ярославль

THE INFLUENCE OF FUNCTIONAL STATES ON THE NORMATIVE INDICATORS OF CROSS-COUNTRY RUNNING OF STUDENTS BEFORE AND AFTER THE COVID-19 PANDEMIC

Dr. Biol., Professor I.P. Zaitseva1

1P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl

Информация для связи с автором: irisha-zip@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - оценка влияния функциональных состояний на выполнение нормативных показателей кроссового бега студентов до и после пандемии COVID-19.

Методика и организация исследования. В научной работе принимали участие 42 испытуемых (пол - женский, средний возраст 19,5 года, группа здоровья - основная). Группа X - студенты, проходившие курс «Прикладная физическая культура» в очной форме до начала пандемии (срок прохождения курса: 2015-2018 гг.); группа Y - студенты, проходившие курс «Прикладная физическая культура» в очной и дистанционной форме в период пандемии (срок прохождения курса: 2019-2022 гг.). Для измерения уровня утомления, монотонии, пресыщения и стресса применялась методика «Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности» (ДОРС) А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской (модифицированная). Также проводилась сравнительная оценка результатов кроссового бега на 3000 м. Результаты исследования и выводы. Условия самоизоляции, дистанционного обучения и карантинных мер в период пандемии оказали влияние на физическое и психическое здоровье студентов, у которых отмечен повышенный уровень монотонии, более низкий результат в показателе кроссового бега, чем в группе студентов, занимающихся в традиционном режиме обучения до пандемии. Полученные результаты дают основание предположить, что ограничение жизнедеятельности приводит к дисфункции мотива-ционно волевой сферы, апатии, скуке, физическому и психическому утомлению обучающихся и соответственно оказывают влияние на их результаты в беге на длинные дистанции. Вопрос о поддержании здоровья как физического, так и психологического в условиях самоизоляции до сих пор актуален, в связи с чем возрастает необходимость в разработке и применении различных видов мониторинга результатов двигательной активности людей в различных условиях жизнедеятельности.

Ключевые слова: пандемия, коронавирусная инфекция, студенты, кросс, бег, стресс, утомление, монотония, дистанционное обучение.

Abstract

Objective of the study was to assess the impact of functional states on the performance of normative indicators of cross-country running of students before and after the COVID-19 pandemic.

Methods and structure of the study. 42 subjects took part in the scientific work (gender - female, average age 19.5 years, health group - main). Group X - students who took the Applied Physical Education course in full-time before the start of the pandemic (duration of the course: 2015-2018); group Y - students who took the course "Applied Physical Education" in full-time and remote form during the pandemic (duration of the course: 2019-2022). To measure the level of fatigue, monotony, satiety and stress, the method "Differential diagnosis of conditions of reduced performance" (DORS) by A.B. Leonova and S.B. Velichkovskaya (modified). A comparative evaluation of the results of a 3000 m cross-country run was also carried out.

Results and conclusions. The conditions of self-isolation, distance learning and quarantine measures during the pandemic had an impact on the physical and mental health of students who had an increased level of monotony, a lower result in cross-country running than in the group of students involved in the traditional mode of study before the pandemic. The results obtained give grounds to assume that the limitation of life activity leads to dysfunction of the motivational-volitional sphere, apathy, boredom, physical and mental fatigue of students and, accordingly, affects their results in long-distance running.

The issue of maintaining health, both physical and psychological, in conditions of self-isolation is still relevant, and therefore there is an increasing need to develop and apply various types of monitoring the results of people's motor activity in various conditions of life.

Keywords: pandemic, coronavirus infection, students, cross-country, running, stress, fatigue, monotony, distance learning.

Введение. В условиях пандемии большое количество высших учебных заведений было вынуждено перейти на дистанционный формат обучения, прекратили работу многие общественные организации, в том числе фитнес-центры, спортивные площадки, стадионы. Поддержание спортивной формы и здоровья студентов в ситуации пандемии обернулось реальной проблемой, которая усугублялась социальным

дистанцированием и изоляцией [2, 3, 6, 7]. Затянувшееся пребывание дома в течение длительного времени серьезно осложняло соблюдение необходимого двигательного режима студентов и, в частности, выполнение заданий по бегу на длинные дистанции. Считается, что успешность данного упражнения зависит от общей выносливости человека, системности и частоты занятий, которые повышают уровень

№4 • 2023 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

выносливости, а также его психологических особенностей, в частности воли и мотивации человека.

Цель исследования - оценка влияния функциональных состояний на выполнение нормативных показателей кроссового бега студентов до и после пандемии COVID-19.

Методика и организация исследования. В научной работе принимали участие 42 испытуемых (пол - женский, средний возраст 19,5 года, группа здоровья - основная). Группа X -студенты, проходившие курс «Прикладная физическая культура» в очной форме до начала пандемии (срок прохождения курса: 2015-2018 гг.); группа Y - студенты, проходившие курс «Прикладная физическая культура» в очной и дистанционной форме в период пандемии (срок прохождения курса: 20192022 гг.). Для измерения уровня утомления, монотонии, пресыщения и стресса применялась методика «Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности» (ДОРС) А. Б. Леоновой и С. Б. Величковской (модифицированная) [4]. Также проводилась сравнительная оценка результатов кроссового бега на 3000 м.

Результаты исследования и их обсуждение. Различие в среднем показателе времени кроссового бега между группами испытуемых достаточно велика и составляет 48 секунд при среднем показателе в группе Х - 1011 с, в группе Y -1059 с (см. таблицу).

Нормативные результаты кроссового бега на 3000 м группы Х и группы Y

Время (Т, с)/ № испытуемого X У

Тх, с. Ty, с.

1 889 914

2 889 970

3 942 972

4 957 978

5 972 981

6 974 983

7 974 1002

8 993 1025

9 996 1042

10 1006 1044

11 1009 1054

12 1013 1065

13 1013 1070

14 1020 1083

15 1026 1090

16 1043 1116

17 1043 1119

18 1056 1120

19 1062 1165

20 1103 1200

21 1127 1260

Тср., с 1011 1059

Д, с. 48

Данное различие объясняется тем, что в условиях ограничения жизнедеятельности в период пандемии проведение систематических занятий по развитию выносливости и двигательных навыков не представлялось возможным в отличие от традиционного очного режима.

Наряду с этим у испытуемых на фоне самоизоляции и иных социально-психологических факторов возможно развитие некоторых форм астении и расстройства мотивационно-

волевой сферы. Как показали данные диагностики работоспособности, имеет место тенденция к выраженному состоянию стресса, монотонии, утомления и психического пресыщения в группе Y.

Из результатов исследования следует, что из четырех представленных психологических состояний выраженной является монотония, что свидетельствует о снижении сознательного контроля деятельности, вызванного однообразной работой и стереотипными действиями, и приводит к переживанию скуки или сонливости, желанию сменить деятельность. Выделяется взаимосвязь утомления и психического пресыщения (г=0,9), которая вызвана особенностями организации физической активности во время дистанционного обучения и последствиями изоляционного режима из-за пандемии, при этом интенсивность работы, увеличение нагрузки и монотонность ведут к большему утомлению и повышению уровня стресса. Можно заключить, что наиболее стрессогенным и актуальным аспектом деятельности студента в период пандемии является физическая активность стереотипного плана, которая приводит к психическому пресыщению, желанию перемен в деятельности.

Влияние психических процессов на физическое состояние человека находит отражение в экспериментах, проводимых до пандемии. Хорошо известен и описан эксперимент Бек-стона и Хирона, проведенный на студентах при изоляции их в особых боксах в условиях искусственной депривации. Прием пищи и физиологические отправления осуществлялись по требованию. У лиц, принимавших участие в эксперименте, наблюдались расстройства мышления, ложные ощущения, физическое и психическое утомление, скука, приводящие к снижению мотивации [5]. Подобные результаты были подтверждены и исследованиями Ф. Д. Горбова, В. И. Мясникова и В. И. Яздовского [1]. У испытуемых отмечались физиологические изменения (угнетение функций надпочечников, развитие явлений утомления и пр.), проявлялась апатия, скука, тревога и страх, повышалась внушаемость.

Отсутствие значимых связей результатов кроссового бега со шкалами опросника, показывающими уровни утомления, монотонии, пресыщения и стресса, можно объяснить влиянием других причин, скорее из области мотивационно-волевой сферы испытуемых.

Таким образом, полученная разница результатов кроссового бега у студентов может быть обусловлена не только физическим фактором, но и в равной степени психологическим, однако данная задача остается решенной не до конца, требует продолжения поисков причин.

Выводы. Условия самоизоляции, дистанционного обучения и карантинных мер в период пандемии оказали влияние на физическое и психическое здоровье студентов, у которых отмечен повышенный уровень монотонии, более низкий результат в показателе кроссового бега, чем в группе студентов, занимающихся в традиционном режиме обучения до пандемии. Полученные результаты дают основание предположить, что ограничение жизнедеятельности приводит к дисфункции моти-вационно волевой сферы, апатии, скуке, физическому и психическому утомлению обучающихся и соответственно оказывают влияние на их результаты в беге на длинные дистанции.

Вопрос о поддержании здоровья как физического, так и психологического в условиях самоизоляции до сих пор актуален, в связи с чем возрастает необходимость в разработке и применении различных видов мониторинга результатов двигательной активности людей в различных условиях жизнедеятельности. Литература

1. Горбов Ф. Д. О состояниях напряжения и утомления в условиях изоляции от внешних раздражений / Ф. Д. Горбов, В. И. Мясников, В. И. Яздовский // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 1963. - Т. 13. - № 4. - С. 586.

56

http://www.teoriya.ru

№4 • 2023 Апрель | Арп!

2. Зайцева И. П. Планирование и организация самостоятельных занятий в условиях дистанционного обучения / И. П. Зайцева, О. Н. Зайцев

// Вестник научных конференций. - 2021. - № 1-2 (65). - С. 51-53. 2.

3. Зайцева И. П. Физические упражнения для самостоятельной подготовки студентов к зачету по физической культуре: метод. указания / И. П. Зайцева, О. Н. Зайцев, В. В. Насолодин и др. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2004. - 31 с. 3.

4. Леонова А. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности / А. Б. Леонова, С. Б. Величковская // Психология психических состояний: 200-летию Казанского университета посвящается. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - Т. 4. - С. 326-343. 4.

5. Рогачева Т. В. Психология экстремальных ситуаций и состояний: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки (специальности) 37.05.01 «Клиническая психология» ФГОС ВО / Т. В. Рогачева, Г. В. Залевский,

Т. Е. Левицкая. - Томск: Изд. дом Томского гос. ун-та, 2015. - 274 с. 5.

6. Старостина Ю. М. Дистанционное обучение студентов на занятиях физической культурой / Ю. М. Старостина, А. В. Старостина // XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета, Нижневартовск, 06-07 апреля 2021 года. Т. Ч. 6. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. - С. 166- 6. 171.

References

1. Gorbov F.D., Myasnikov V.l., Yazdovsky V.I. O sostoyaniyakh napry-azheniya i utomleniya v usloviyakh izolyatsii ot vneshnikh razdrazheniy 7. [On the states of tension and fatigue in conditions of isolation from ex-

ternal stimuli]. Zhurnal vysshey nervnoy deyatelnosti im. I.P. Pavlova. 1963. Vol. 13. No. 4. p. 586.

Zaitseva I.P., Zaitsev O.N. Planirovaniye i organizatsiya samostoyatel-nykh zanyatiy v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Planning and organization of self-study in conditions of distance learning]. Vestnik nauchnykh konferentsiy. 2021. No. 1-2 (65). pp. 51-53. Zaitseva I.P., Zaitsev O.N., Nasolodin V.V. et al. Fizicheskiye up-razhneniya dlya samostoyatelnoy podgotovki studentov k zachetu po fizicheskoy kulture [Physical exercises for self-preparation of students for the test in physical culture]. Method instructions. Yaroslavl: Yaro-slavskiy gos. Universitet publ., 2004. 31 p.

Leonova A.B., Velichkovskaya S.B. Differentsialnaya diagnostika sos-toyaniy snizhennoy rabotosposobnosti [Differential diagnosis of states of reduced performance]. Psychology of mental states: dedicated to the 200th anniversary of Kazan University. Kazan: Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy publ., 2002. Vol. 4. pp. 326-343. Rogacheva T.V., Zalevsky G.V., Levitskaya T.E. Psikhologiya eks-tremalnykh situatsiy i sostoyaniy [Psychology of extreme situations and conditions]. Study guide for students of higher educational institutions studying in the direction of training (specialty) 37.05.01 "Clinical Psychology". Tomsk: Tomskiy gos. Universitet publ., 2015. 274 p.

Starostina Yu.M., Starostina A.V. [Distance learning of students in physical education classes]. XXIII All-Russian student scientific-practical conference of Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, April 06-07, 2021. Vol. 6. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskiy gosudarst-vennyy universitet publ., 2021. pp. 166-171. Robson D. The fear of coronavirus is changing our psychology. BBC Future. Retrieved September. 2020. Vol. 9. p. 2020.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ФЕХТОВАЛЬЩИКИ КИТАЯ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ

Доктор педагогических наук, профессор А.Д. Мовшович1 Лян Цзэнцзянь1

'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

УДМ^С 796.86

Ключевые слова: фехтование, китайские спортсмены, олимпийские игры.

Введение. Достижения олимпийских фехтовальщиков КНР демонстрирует всему миру высокие темпы развития фехтования в Китае [1].

Цель исследования - проанализировать результаты китайских фехтовальщиков на олимпийских играх, достоинства и недостатки системы спортивной подготовки.

Методика и организация исследования. Проведен анализ выступлений китайских фехтовальщиков (93 спортсмена), принявших участие в Олимпийских Играх за период с 1984 по 2020 год.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ показывает, что возраст спортсменов, когда они впервые участвовали в Олимпийских играх, постепенно становился моложе, количество участников постоянно увеличивалось, диапазон стилей фехтования постепенно становился более разнообразным. На последних двух олимпиадах было немало фехтовальщиков, которые участвовали более чем в двух Олимпийских играх, и этот богатый опыт заложил хорошую основу для достижения высоких результатов [2].

Статистика успехов китайских фехтовальщиков на Олимпийских играх: 5 золотых медалей, 7 серебряных и 3 бронзовых медали. Подобных спортивных показателей до сих пор не могут добиться не только отдельные азиатские, но и некоторые европейские страны, в которых фехтование имеет более глубокие корни.

Фехтовальщики КНР на олимпийских играх завоевали как золотые медали, так и награды другого достоинства. Добившиеся медалей спортсмены составили 20% от общего числа олимпийцев. Такой результат свидетельствует о спортивном потенциале команды и позволяет надеяться на победы в обозримом будущем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CHINA FENCERS AT THE OLYMPIC GAMES

Dr. Hab., Professor A.D. Movshovich1 Liang Zengjian1

'Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 13.03.2023 г.

В продолжающемся совершенствовании экономической и социальной системы Китая государственная власть, как известно, абсолютно доминирует в процессе развития различных видов спорта. Вместе с тем некоторая нестабильность результатов на олимпийских играх указывает на необходимость изучения передового опыта системы подготовки фехтовальщиков в ведущих станах мира, а также проведения актуальных для фехтования научных исследований. К тому же, имея 750 фехтовальных клубов в различных регионах, массовость занимающихся фехтованием спортсменов для страны с населением более миллиарда человек оставляет желать лучшего.

Выводы. Анализируя результаты выступлений китайских фехтовальщиков на таких престижных мировых турнирах, как олимпийские игры, можно составить объективное представление о путях дальнейшего развития фехтования в КНР [4].

Для дальнейшего совершенствования подготовки фехтовальщиков в КНР следует обратить серьезное внимание на качество тренировочного процесса юных спортсменов и ближайшего резерва сборной команды страны. Необходимо поднять уровень профессионально-педагогических компетенций у выпускаемых специалистов университетов физической культуры.

Литература

1. Китайская ассоциация фехтования. Институт спортивной информации Национальной спортивной комиссии. Информация о фехтовании. 1997, 1. P. 1-4.

2. Писательская группа по фехтованию Национального спортивного комитета. Фехтование [М]. Пекин: Народное спортивное издательство, 1996 г.

3. Тянь Майцзю. Обзор и оценка научного процесса спортивной подготовки в Китае [J]. Журнал Шанхайского института физической культуры, 2023,47 (02):1-12+36. D0l:10.16099/j. sus.2022.06.17.0004.

4. Юань Сянъян. Исследование характеристик успеха олимпийских чемпионов по фехтованию в КитаеР]. Пекинский спортивный университет, 2006.

Информация для связи с автором: alek-movshovich@yandex.ru

№4 • 2023 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.