Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ ИГР ПОДРОСТКОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ АКТИВНЫЕ ИГРЫ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ ИГР ПОДРОСТКОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ АКТИВНЫЕ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ВОЛЕЙБОЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Норбоев Комил Джуракулович, Умматов Акрам Ахмедович, Умаров Комил Мажитович

В статье исследуется характеристика волейболистов-подростков с точки зрения эффективности использования двигательных игр на тренировках. Было проведено исследование с участием волейболистов 11-12 лет, в ходе которого был разработан комплекс игр-экшен для повышения эффективности тренировки. Эти игры-действия были применены к отобранным участникам исследовательской группы во время обучения, что значительно повысило способность участников исследовательской группы выполнять физические и технические элементы после исследования. Особое внимание было уделено анализу результатов, физическим качествам обучаемых и их способности выполнять технические элементы. Изучена важность использования двигательных игр в тренировочном процессе волейболистов-подростков, и исследования показали, что они имеют особое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Норбоев Комил Джуракулович, Умматов Акрам Ахмедович, Умаров Комил Мажитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF TEENAGER VOLLEYBALL PLAYERS USING ACTIVE GAMES IN PRACTICE

This article examines the characteristics of adolescent volleyball players in the use of movement games in their training process. The study was conducted with the participation of 11-12-year-old volleyball players, during which a set of action games was developed to increase the effectiveness of the training. These action games were applied to the selected research group participants during the training, which significantly increased the ability of the research group participants to perform the post-research physical and technical elements. Particular attention was paid to the analysis of the results, the physical qualities of the trainees and their ability to perform technical elements. The importance of using movement games in the training processes of adolescent volleyball players has been studied and the results of the research have proved to be of special importance.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ ИГР ПОДРОСТКОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ АКТИВНЫЕ ИГРЫ»

УДК 796.325

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ ИГР ПОДРОСТКОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ

АКТИВНЫЕ ИГРЫ

Комил Джуракулович Норбоев, доцент, Самаркандский государственный университет, Узбекистан; Акрам Ахмедович Умматов, доктор философских наук, доцент, Узбекский институт физической культуры, Узбекистан; Комил Мажитович Умаров, преподаватель, Самаркандский государственный университет, Узбекистан

Аннотация

В статье исследуется характеристика волейболистов-подростков с точки зрения эффективности использования двигательных игр на тренировках. Было проведено исследование с участием волейболистов 11-12 лет, в ходе которого был разработан комплекс игр-экшен для повышения эффективности тренировки. Эти игры-действия были применены к отобранным участникам исследовательской группы во время обучения, что значительно повысило способность участников исследовательской группы выполнять физические и технические элементы после исследования. Особое внимание было уделено анализу результатов, физическим качествам обучаемых и их способности выполнять технические элементы. Изучена важность использования двигательных игр в тренировочном процессе волейболистов-подростков, и исследования показали, что они имеют особое значение.

Ключевые слова: тренировочный процесс, двигательные игры, физические качества, корреляционный анализ, волейбол.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p177-183

EFFICIENCY OF TEENAGER VOLLEYBALL PLAYERS USING ACTIVE GAMES

IN PRACTICE

Komil Jurakulovich Norboyev, the senior lecturer, Samarkand State University, Uzbekistan; Akram Axmedovich Ummatov, the doctor of philosophical sciences, senior lecturer, Uzbek Institute of Physical Education, Uzbekistan; Komil Majitovich Umarov, the teacher, Samarkand

State University, Uzbekistan

Abstract

This article examines the characteristics of adolescent volleyball players in the use of movement games in their training process. The study was conducted with the participation of 11-12-year-old volleyball players, during which a set of action games was developed to increase the effectiveness of the training. These action games were applied to the selected research group participants during the training, which significantly increased the ability of the research group participants to perform the post-research physical and technical elements. Particular attention was paid to the analysis of the results, the physical qualities of the trainees and their ability to perform technical elements. The importance of using movement games in the training processes of adolescent volleyball players has been studied and the results of the research have proved to be of special importance.

Keywords: training process, movement games, physical qualities, correlation analysis, volleyball.

Актуальность. Сегодня развитие детского спорта в республике, внедрение современных наукоемких систем, форм и методов физического воспитания, пробуждение в детях любви к спорту, усиление потребности в спорте в сознании подрастающего поколения, стремление к духовному развитию и физической зрелости. Меры, направленные на воспитание любви к Родине и чувства гордости за свою страну, постепенно реализуются на основе указов и постановлений, принимаемых главой нашего государства. В этих концептуальных документах подчеркивается необходимость организации детского спорта на научной основе с особым акцентом на начальной стадии подготовки [1]. Таким образом, можно увидеть, насколько эффективно использование подвижных игр в формировании физико-технических элементов волейболистов на начальном этапе подготовки.

Многие ученые полагают, что двигательные игры являются наиболее эффективным средством тренировки спортсменов-подростков [2, 3]. Однако проведено недостаточно исследований по совершенствованию методики определения интенсивности и объема игровых нагрузок в развитии волейболистов-подростков и совершенствованию методики их применения в тренировочном процессе [4]. Этот факт подчеркивает важность и актуальность нашего исследования.

Цель исследования: определить формирование физико-технических элементов волейболистов 11-12 лет посредством подвижных игр во время тренировок и дать рекомендации по их совершенствованию.

Научно-исследовательские цели:

1. Функции здоровья. Укрепляйте здоровье волейболистов 11-12 лет, развивайте их физическую форму.

2. Изучить тренировочный процесс волейболистов 11-12 лет на начальном этапе подготовки.

3. Подбор двигательных игр, высокоэффективных в формировании физико-технической составляющей волейболистов 11-12 лет на начальном этапе подготовки.

4. Проверить эффективность использования двигательных игр в учебном процессе в педагогической практике.

5. Определение уровня сформированности физико-технических элементов волейболистов 11-12 лет с помощью движущихся игр, используемых на тренировке, а также анализ полученных результатов.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки, математико-статистический анализ.

Организация исследования: Эксперимент проводился во время тренировки волейболистов 11-12 лет, которые занимаются начальной подготовкой детско-юношеской спортивной школы по спортивно-легкой атлетике г. Самарканда.

Исследование состоит из 2-х этапов. Были проанализированы теоретические аспекты проблемы, а научно-теоретические исследования выявили текущее состояние проблемы и необходимость работы над необходимыми аспектами.

1. В ходе работы изучалась цель педагогических экспериментов, эффективность использования двигательных игр в тренировочном процессе юных волейболистов и с этой целью проводились эксперименты.

2. Получены окончательные результаты исследования. На этом этапе были обобщены и проанализированы результаты исследований и даны практические рекомендации.

Еще одной задачей нашего исследования была оценка уровня физико-технической работоспособности волейболистов 11-12 лет на начальном этапе подготовки. Для решения этой задачи были отобраны и исследованы двенадцать участников.

Таблица 1 - Определение физических и технических возможностей волейболистов 11-12 лет с помощью специальных тестов (до исследования) (п = 12)_

№ Имя Фамилия Бег 30 метров (секунды) Спринт 6х5 м (секунды) Бросок мяча с начинкой весом 1 кг (см) Доставка мяча в зону 3 (из зон 4,6,2) (15 раз) Точная передача мяча обеими руками сверху (расстояние до стены 2,5-3 метра) (30 раз)

1 А.Я. 5.9 10.7 400 10 23

2 Р.Ж. 5.7 10.5 410 8 21

3 Г.О. 5.8 10.9 430 9 19

4 С.И. 5.7 10.6 430 7 20

5 Ж.К. 5.5 10.5 400 6 21

6 Ш.Ф. 5.6 10.6 440 9 22

7 Ш.С. 5.7 10.8 435 7 18

8 Т.Д. 5.6 10.7 500 8 18

9 Ф.Л 5.8 10.8 470 8 19

10 О.Р. 5.8 10.7 430 7 18

11 Т.Ж. 5.8 11.4 400 7 15

12 И.Б. 5.5 10.4 520 10 24

1X1 68.4:12= 5.7 % 128.6:12= 10.7 % 5265:12=439 96:12=8 238:12= 20

Мт-мах 5.5-5.9 10.4-11.4 520-400 10-6 24-15

х ±о 5.9±04 11.4±1 400±120 6±4 15±9

Если вы посмотрите на таблицу выше, то результаты 12 участников, которые прошли тест в 5 областях, не дали ожидаемых нами результатов. Поэтому этой группе было рекомендовано использовать следующие игры-боевики, которые мы включили.

Правильно подобранная игра поможет юным волейболистам развить физическую подготовку и технические элементы. Иногда выбирается хорошая игра, а может быть и плохая. В таких случаях выбранная игра может не соответствовать интересам и увлечениям участников, и в этом случае физические и технические элементы не сформированы должным образом.

При выборе игры тренеру необходимо знать, в какое время ее использовать (в начале тренировки, в середине тренировки или в конце тренировки). И должно быть заранее подготовленное место для игры. Особое внимание стоит уделить организации и проведению игр:

1. Прежде всего, вам нужно иметь необходимое снаряжение, волейбольные и другие мячи, маленькие мячи для метания, флажки, ленточки и так далее.

2. Игровое поле должно быть ровным и чистым.

3. Во время тренировки на поле не должно быть посторонних. Потому что они отвлекают игроков, отвлекают их от игры и заставляют делать слишком много.

4. Необходимо благоустроить территорию, а также использовать природные предметы и вещи.

5. Во время игр необходимо соблюдать следующие правила гигиены:

а) одежда, которую носят во время игры, должна быть легкой и удобной в движении;

б) не использовать оборудование, вызывающее травмы;

г) Не плюйте на поле и не играйте без обуви.

Методы уточняются описанием конкретной игровой ампулы. Изученные ранее игровые режимы улучшают командное и индивидуальное владение ампулой, физические возможности и технические элементы командной игры [2, 5].

ЭКШН-ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Быстрый бег

Описание игры. Игроки держатся за руки, образуют круг, опускают руки и освобождаются. Когда мать идет по кругу, она кладет руку на плечо одному из игроков и бежит в любом направлении (по кругу). Игрок, чья рука матери касается его, также бегает по кругу (но в противоположном направлении). Если один из них быстрее обходит круг и первым встает на свободное место, он поднимает руку и говорит: «Я бежал быстрее!» он говорит. Затем игроки в круге произносят имена игроков, с которыми они играют:

Карим обогнал Ботира и быстро добрался до финиша.

Второй проигравший игрок - проигравший.

Выход из осады

Описание игры. По сигналу тренера игроки команды, стоящие в центре круга, пытаются выйти из круга. Против них сыграет первая команда. Игра продлится некоторое время. После этого команды меняются местами. Побеждает команда, которая окружает большинство игроков противоположной команды.

Передача мяча

Описание игры. Первые игроки в каждом ряду держат мяч в руках, и, когда тренер подает сигнал, они передают мяч над головой второму игроку позади них.

Второй игрок поднимает мяч, наклоняется вперед, передает его между ног третьему игроку и так далее.

Когда игроки в конце линии получают мяч, они бегут влево от своей команды, встают первыми перед линией и передают мяч над головой. По мере того, как они бегут вперед, другие игроки делают шаг или шаг назад. Игра повторится, как и раньше.

Участник, который начинает игру, поднимает мяч, когда он достигает конца линии, бежит с правой стороны, становится первым в линии и поднимает мяч вверх. Команда, которая передает мяч быстрее остальных, становится победителем.

ЭКШН-ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЛЕЙБОЛА

Волейбольная эстафета

Описание игры. Участники делятся на две равные команды. Игроки обеих команд выстраиваются в два параллельных ряда, оставляя между ними некоторое пространство. Перед пальцами ног тех, кто впереди, проводится линия. Параллельно ей проводится вторая линия на расстоянии 10-15 шагов от этой линии. По одному мячу дается каждой паре игроков, занявших верхнюю строчку.

Каждая пара игроков перед собой бегает вперед по сигналу ведущего, а по пути отбивает мяч ладонями и возвращает его друг другу. Они бегут ко второй линии, затем возвращаются в свои ряды, отбивают мяч в последний раз, передают его следующей паре игроков и идут до конца своей линии. Следующие игроки, не поднимая летающий мяч, бьют друг друга ладонями и бегут назад друг к другу. Игра продолжается до тех пор, пока все пары игроков каждой команды не коснутся мяча и не побегут назад друг к другу. Когда наступает очередь первой пары игроков, один из них хватает мяч и поднимает его, показывая, что команда закончила бежать. Команда, которая финиширует первой, побеждает.

Не урони мяч

Готовьтесь к игре. Все игроки делятся на 2-3 равные команды, и каждая команда сгруппирована в отдельный раунд. Те, кто находится в круге, встают в шаге друг от друга. Каждая команда получит по одному волейбольному мячу.

Описание игры. По сигналу игрока находящиеся в круге бьют по мячу ладонями снизу, передают его друг другу в разные стороны и стараются как можно дольше передавать из рук в руки, не роняя его на землю. Игра длится 5-8 минут. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафных очков за отведенное время.

Вернуть мяч

Готовьтесь к игре. Игроки образуют круг на расстоянии 1-2 метра. Одна из игроков назначается матерью и стоит в середине круга. Для игры обязательно должен быть волейбольный мяч.

Описание игры. Свекровь отбивает мяч ногой и передает его игрокам в круге. Игроки отбивают мяч и возвращают его. Мать должна стараться держаться как можно дальше от центра. Если мать ошибается, ее заменяет другой игрок.

Передача мяча над головой

Готовьтесь к игре. Игроки делятся на две группы и выстраиваются в два ряда, оставляя между собой 2-3 ступеньки. Игроки, находящиеся наверху линии, играют в волейбол или баскетбол.

Описание игры. Тренер «Готовься!», «Внимание!», «Марш!» После указания инструкций участники в верхних рядах передают мяч над головой следующему игроку позади них. Мяч передается игроку в конце линии. Как только игрок в конце линии получает мяч, он бежит справа от линии и первым передает мяч над головой игроку, стоящему за ним. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не подберут мяч и не передадут его. Игрок, который его начинает, остается в конце линии, берет мяч, бежит к передней части линии и поднимает мяч. Команда, завершившая игру первой, считается победителем.

Двойной мяч

Готовьтесь к игре. Игра будет проходить на поле или в зале. Для игры вам понадобится веревка и два волейбольных мяча. Игроки делятся на две равные команды и садятся по обе стороны поля по своему желанию.

Описание игры. по сигналу тренера игроки первой команды отбивают мяч руками и передают его второй команде. Все игроки пытаются передать мяч на другую сторону и одновременно получить оба мяча на стороне соперника. Результат матча засчитывается. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет 10 штрафных очков. Если:

а) мяч проходит за линией поля, не касаясь никого из игроков противоположной команды,

б) оба мяча передаются одной и той же команде одновременно, в) переданный мяч ударяется о веревку, если он касается или проходит под ней, g) если летящий мяч проходит без удара рукой, это считается ошибкой, и команде дается одно штрафное очко за каждую ошибку.

Три мяча

1 вариант. Заранее неизвестно, сколько учеников примет участие в этой игре. В нее могут играть от двух до 20-30 игроков.

Для игры вам понадобится волейбольный или обычный резиновый мяч.

Описание игры. В игру можно играть индивидуально или в команде. Один из игроков ударяет мячом о землю, и мяч вращается в воздухе и возвращается в исходное положение. Игрок повторяет то же действие. Игра продолжается в таком порядке. Игра останавливается, если игрок теряет равновесие, если он не ударил по мячу или ударил его неправильно (мяч отскакивает в другом направлении).

2 варианта. Порядок игры и количество игроков будут такими же, как и в первом случае.

Описание игры. Игрок встает на 1-1,5 метра от стены и отбивает мяч о стену. Он должен хлопать и ловить мяч, пока тот не ударится о стену и не отскочит назад. Можно использовать несколько элементов движения: один поворот, приседание и так далее. Эта игра также рекомендуется для игроков молодого и среднего возраста.

3 варианта. Игроки делятся на две равные команды и встают в ряд на расстоянии 56 шагов друг от друга. Игра ориентирована на правильную передачу и ловлю мяча. Если игрок неправильно передает или ловит мяч, он будет оштрафован.

Волейболисты передают мяч

Готовьтесь к игре. Игроки делятся на 4-5 команд. Каждая команда образует круг, и игроки считают по порядку.

Игрок номер один в каждой команде берет волейбольный мяч и становится в центре круга. У каждой команды будет один судья, который будет подсчитывать очки.

Описание игры. По сигналу тренера игроки каждой команды много раз пытаются передать мяч друг другу сверху в нужном направлении. и судьи подсчитывают голоса. В случае ошибки (если игрок ударяет по мячу дважды, одной или двумя руками), второе число появляется в третьем и игра начинается с начала и продолжается со счета. Если будет сделана еще одна ошибка, в центре появится третий игрок и так далее.

Игра окончена, когда все игроки в команде окажутся посередине. Побеждает команда, которая забьет больше всего голов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Квадратный выстрел

Готовьтесь к игре. Нарисуйте прямоугольник размером от 8х4 до 20х10 метров. Соотношение должно быть 2:1. Разделите квадрат пополам, чтобы получились два квадрата. Еще лучше, если игра будет проходить на волейбольной площадке. Игроки делятся на две равные команды. Каждая команда выбирает своего лидера, а затем решает, кто первым начнет игру.

Командные игроки могут свободно сидеть на своих площадях, а капитаны находятся за пределами штрафной. Мяч передается матери, которая начинает игру.

Описание игры. После сигнала тренера мать бросает мяч игрокам своей команды, которые подбирают мяч и пытаются передать его одному из игроков на стороне соперника. Для этого они ловят мяч, несколько раз передают его друг другу или матери и внезапно стреляют в противников.

Игроки второй команды бросают мяч влево, поднимают его с земли, передают мяч друг другу или матери и пытаются перебросить его игрокам противоположной команды.

Игрок, ударивший по мячу, покидает свое поле и становится на край поля соперника. Если в квадрате с одной стороны не осталось игроков, мать должна упасть в квадрат. Если он тоже попадает по мячу, первая половина игры заканчивается. Команды поменяются местами и продолжат игру. Игра, как и волейбол, состоит из 2-3 или 3-5 игр [2, 5].

Тренировки, направленные на формирование физических и технических характеристик подростков-волейболистов с помощью вышеупомянутых двигательных игр, проводились в течение 6 месяцев, и были проведены дополнительные тесты для определения их эффективности.

Таблица 2 - Определение физических и технических возможностей волейболистов 11-12 лет с помощью специальных тестов (одетых в исследовательскую одежду) (п = 12) (после исследования)_

№ Имя Фамилия Бег 30 метров (секунды) Спринт 6х5 м (секунды) Бросок мяча с начинкой весом 1 кг (см) Доставка мяча в зону 3 (из зон 4,6,2) (15 раз) Точная передача мяча обеими руками сверху (расстояние до стены 2,53 метра) (30 раз)

1 А.Я. 5.1 10.1 450 14 30

2 Р.Ж. 5.2 10.0 470 11 28

3 Г.О. 5.3 10.2 460 13 26

4 С.И. 5.2 10.0 475 10 27

5 Ж.К. 5.1 10.0 440 12 27

6 Ш.Ф. 5.1 10.1 480 13 28

7 Ш.С. 5.2 10.2 480 10 24

8 Т.Д. 5.3 10.2 530 12 25

9 Ф.Л 5.3 10.1 490 13 24

10 O.P. 5.4 10.2 470 11 23

11 Т. Ж. 5.3 10.6 445 10 21

12 И.Б. 5.0 10.0 590 15 29

EXi 62.5:12= 5.2 % 121.7:12= 10.1 % 5780:12= 482 144:12=12 312:12= 26

Min-мах 5.0-5.4 10.0-10.6 590-440 15-10 30-21

x±о 5.4±0.4 10.6±0.6 440±150 10±5 21±9

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что уровень сформиро-ванности физических и технических элементов участников стал значительно выше, чем до исследования. Рекомендуемые нами экшн-игры регулярно использовались во время экспериментов, и результаты тестирования по результатам исследования были следующими. Эти значения составляют 0,4 с для первого теста, 0,6 с для второго теста, 150 см для третьего теста и 5. Улучшено до 9. Следовательно, сравнительный анализ результатов записанных экспериментов, разработанных и рекомендованных экшн-игр, а также использованных специальных тестов подтвердил положительное значение. Поэтому рекомендуется внедрять эти игры-действия для детей на начальных этапах обучения, а также в процессе обучения в средних школах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы и передового опыта в различных видах спорта показывает, что использование двигательных игр в тренировке волейболистов-подростков на ранних этапах обучения служит инструментом.

Использование подвижных игр в обучении волейболистов-подростков способствует оптимальному развитию моторики и поддержанию потенциала для их развития на вы-

соком уровне спортивного мастерства.

Включение подвижных игр в тренировки по волейболу оказалось ключевым фактором в улучшении физических и технических возможностей обучаемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» от 04.09.2015 // LexUz. online : [нац. база данных законодательства Респ. Узбекистан]. - URL: https://lex. uz/docs/2742233/ (дата обращения: 18.06.2021)..

2. Болтаев З.Б. Теория и методология волейбола: учебное пособие / З.Б. Болтаев. - Самарканд : СамГУ, 2019. - 160 с.

3. Болтаев З.Б. Спортивные игры и методика обучения (волейбол): методическое пособие / З.Б. Болтаев, К.М. Умаров. - Самарканд : СамГУ, 2020. - 225 с.

4. Пулатов А.А. Повышение спортивно-педагогического мастерства (волейбол): учебное пособие / А.А. Пулатов, М.А. Кдирова. - Ташкент: Чулпон, 2018. - 146 с.

5. Народно-боевые игры: учебник / Т.С. Усманходжаев, Ш.Х. Исроилов, А.А. Пулатов, Ш.А. Пулатов. - Ташкент : Экономика и финансы, 2015. - 270 с.

REFERENCES

1. Rule of the Physical Education and sports of the Republic of Uzbekistan on 04.09.2015, available at: https://lex.uz/docs/2742233/(accessed: 18.06.2021).

2. Boltayev, Z.B. (2019), Theory and methodology of volleybell: manual, SamSU, Samarkand.

3. Boltayev, Z.B., Umarov, K.M. (2020), Sports games and teaching methods: manual, SamSU, Samarkand.

4. Pulatov, A.A. and Kdirova, M.A. (2018), Improving sport-pedagogical skills (Volleyball): manual, Chulpon, Tashkent.

5. Usmankhudjayev, T.S., Isroilov, Sh.X., Pulatov, A.A., Pulatov, Sh.A. (2015), New-combat games: manual, Economic and finance, Tashkent.

Контактная информация: u-komil@samdu.uz

Статья поступила в редакцию 04.09.2021

УДК 796.422.1

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА ЛЕГКОАТЛЕТОК, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В СВЕРХ И УЛЬТРА ДЛИННЫХ

ДИСТАНЦИЯХ

Александра Владимировна Овсянникова, аспирант, Наталья Владимировна Макарова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск; Ольга Владиславовна Балберова, кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Елена Геннадьевна Сидоркина, научный сотрудник, Научно-исследовательский институт олимпийского спорта Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Цель исследования заключалась в разработке модельных характеристик компонентного состава тела спортсменок, специализирующихся в спортивной ходьбе на дистанцию 50 км (n=5) и полумарафонском, марафонском и суточном беге (n=5). Абсолютный мышечный компонент у скороходов-женщин составляет 21,10±0,40 кг, у бегуний на сверх и ультрадлинные дистанции -24,86±0,56 кг, (р=0,005457), относительные значения мышечного компонента составляют в среднем 42,46 и 43,80% соответственно (р=0,253283). Спортсменки имеют низкие значения абсолютной (5,14±0,63 кг и 5,76±0,45 кг) и относительной (10,86±1,13% и 11,07±1,15%) жировой массы, связанной с экстремально длительными аэробными нагрузками (p=0,449559, p=0,900031). Отсутствуют статистически значимые различия (р=0,439107) между бегуньями на сверх и ультрадлинные дистанции и легкоатлетками, специализирующихся в спортивной ходьбе на дистанцию 50 км в значе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.