3. Иванников, В. А. Проблема воли: история и современность / В. А. Иванников // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991. - С. 7-9.
4. Скворцов, Г. И. Педагогическая стратегия нравственного воспитания спортом / Г. И. Скворцов // Физическая культура. - 2005. - № 3. -С. 56-58.
5. Джабиев, Р. В. Формирование у подростков ценностного отношения к физической культуре в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. педагог. наук / Р. В. Джабиев. - Владикавказ, 2012. - 22 с.
6. Дергач, А. А. Педагогическое мастерство тренера / А. А. Дергач, А. А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - С. 375 с.
7. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, Г. М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2012. - С. 193-297.
8. Алиев, М. Н. Воспитание нравственно-волевых качеств средствами физической культуры / М. Н. Алиев, А. Г. Гусейнов // Педагогика. -2008. - № 1. - С. 67-73.
© Чертыков И. Н., 2015 УДК 796.015.132
ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Т. А. Швалёва1, З. А. Корыткова2, Т. Н. Шутова3
1Хакасский государственный университет им Н. Ф. Катанова 2Детская юношеская спортивная школа (г. Саяногорск) 3Средняя общеобразовательная школа № 6 (г. Саяногорск)
В статье предлагается методическая разработка подвижной игры «Перебежка», предназначенная для использования на занятиях в группах юных волейболистов 11—12 лет. Игра, как показывает проведённый педагогический эксперимент, позволяет эффективно развивать координационные способности юных спортсменов.
Ключевые слова: игра, игровые задания, двигательные способности, координационные способности, навыки, технические элементы, волейбол.
Игры в детском возрасте, безусловно, способствуют всестороннему развитию ребёнка. Они расширяют кругозор его представлений, развивают у него наблюдательность и сообразительность, в процессе игр дети учатся умению анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное. Особенно велико значение подвижных игр в формировании физических способностей, которые, как известно, развиваются в комплексе.
Исследования учёных (Э. Я. Степаненкова, А. В. Кенеман и др.) констатируют, что разнообразные игровые упражнения, используемые в работе с детьми, создают благоприятные условия для их активного, личностного развития, порождая новое отношение к предмету игровой деятельности. Важнейшей целевой установкой игровых упражнений являются способы реализации двигательных заданий. По мнению разных авторов, разнообразные способы достижения цели в игровой ситуации, относительная самостоятельность действий, отсутствие жёсткой регламентации предоставляют детям возможность широкого выбора способов деятельности, развития творческих, двигательных и умственных способностей (см., например: [1, с. 192]).
В частности, исследователи Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов обоснованно замечают, что спортивные игры сформировались на основе игровой деятельности, искони присущей человеку. Поэтому вовсе не удивительно их утверждение, что игра занимает большое место в жизни детей. В детском возрасте игра - это основной вид деятельности подрастающего человека, это важное средство его подготовки к жизни вообще и к труду в частности, наконец, игра - это эффективное средство физического воспитания [2, с. 6].
С позиций тренировочного процесса игровые задания как метод обучения и научения мы рассматриваем как основу развития личности ребёнка во взаимосвязи с системой его внутренней самоорганизации, направленной на актуализацию внутренних физических и духовных резервов организма. Немаловажное значение в этом процессе имеет педагогическое мастерство тренера.
В связи с тем, что предметом изучения в данной статье является влияние подвижных игр на развитие координационных способностей юных спортсменов-волейболистов, мы рассматриваем основные направления игровых заданий во взаимосвязи с координацией движений ребёнка, его возможностями к обучению в различных игровых ситуациях в процессе обучения игре в волейбол.
Л. П. Матвеев и А. Д. Новиков пишут, что на занятиях с юными спортсменами 11-12 лет большое место должно отводиться игровым формам выполнения тренировочных заданий. Своё утверждение данные авторы обосновывают, в частности, тем, что специфические черты специальных игровых заданий помогают детям непринуждённо выполнять упражнения, поддерживать у них интерес к ним и при повторном выполнении таких заданий. Данные учёные замечают также, что наиболее широко игровые задания используются при совершенствовании усвоенных двигательных действий, когда необходимо применять сформированные навыки в меняющейся обстановке [3, с. 120].
В командных играх (спортивных и подвижных), как известно, выигрывает и проигрывает команда, а не отдельные спортсмены и игроки. Как бы хорошо ни играл отдельный игрок, если команда проиграла, то проиграл и он - и наоборот. Отсюда следует, что спортивная команда должна обладать хорошей технической и физической подготовкой.
Сложный характер соревновательной игровой деятельности создаёт постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценивать сложившиеся ситуации и выбирать эффективные действия - всё это происходит, как правило, при ограниченном времени. Важным фактором эффективности действий как отдельного спортсмена, так и всей команды является наличие широкого арсенала технико-тактических действий, основанных на высокой координации движений, которые давали бы возможность обеспечить эффективность действий команды и её членов для достижения результата [4, с. 7].
При разработке предлагаемой игры («Перебежки») мы прежде всего ориентировались на координационные способности юных спортсменов-волейболистов и владение ими техническими элементами данной спортивной игры.
Известно, что в ходе разучивания с детьми технических приёмов, использующихся в волейболе, часто возникает необходимость прибегать к методическим приёмам, связанным с использованием внешних «регуляторов» и «ограничителей» параметров движения, которые помогают почувствовать, правильно ли они выполняются. Так, в нашей игре «Перебежки» таким «ограничителем» является волейбольная площадка для игроков «поля», другим «ограничителем» выступает периметр волейбольной площадки для игроков «дома». Указанная игра имеет различия по характеру взаимоотношений её участников: с одной стороны, между партнёрами-игроками одной команды, с другой - между соперниками-игроками противоборствующей стороны. Вполне очевидно, насколько слаженны взаимоотношения между участниками игры внутри одной команды, насколько они овладели разными техническими приёмами, настолько они обеспечивают команде успех или сказываются на её поражении.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы разработать и внедрить в тренировочный процесс подвижную игру «Перебежки» с волейболистами 11-12 лет и проверить её эффективность в развитии координационных способностей у юных игроков.
Задачами исследования стали разработка разных вариантов игровых ситуаций и проверка экспериментальным путём эффективности игры для развития координационных способностей юных волейболистов. Базой исследования выбрана группа юных волейболистов второго года обучения (11-12 лет), занимающихся в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская юношеская спортивная школа» г. Саяногорска Республики Хакасия.
Игра «Перебежки» проводится на волейбольной площадке без сетки в спортивном зале. Количество игроков должно быть не менее 10-12 человек. Играющие делятся на две команды, в каждой выбирается капитан, который ведёт подсчёт очков своей команды. Одна команда (первая) находится в «поле» (то есть на волейбольной площадке), другая (вторая) в «доме» - на пересечении лицевой и боковой линий спортивной площадки. Игра начинается с верхнего левого угла волейбольной площадки, на пересечении лицевой и боковой линий. Игроки в «доме» выстраиваются в колонну по одному на стыке линий. Волейбольный мяч находится в руках у капитана команды. Игроки, находящиеся в «поле», занимают места по всей площадке, но при этом они не должны располагаться по её периметру, так как по ней будет выполняться задание. Продолжительность игры составляет примерно 15 минут.
По сигналу капитан команды «дома» (вторая команда) выполняет удар по мячу в «поле» по указанию тренера и устремляется по боковой линии до первого пункта остановки и выполняет задание № 1, далее бежит до второго пункта и выполняет задание № 2, затем до третьего пункта, где выполняет задание № 3 и т. д. Пробежав все пункты и вернувшись в «дом», игрок приносит команде одно очко. Причём, каким способом будут выполнены бросок или удар (верхняя прямая, нижняя боковая, нижняя прямая, вверх-вперёд), решает тренер. Задания должны быть выполнены игроками технически верно, быстро и в максимальном скоростном режиме, чтобы противник не успел осалить игрока во время его перебежки из одного пункта в другой.
Игроки, находящиеся в поле, ловят мяч и выполняют осаливание игрока противоположной команды, бегущего до пункта остановки. При непопадании в бегущего игрока мяч возвращается в «дом». Удар по мячу выполняет следующий игрок, находящийся в «доме». По условиям игры перебежки выполняются только тогда, когда мяч находится у игроков в «поле». Пока мяч находится в «поле», бегущий имеет право делать перебежки (предварительно тренер даёт задания по способам передвижения: перебежки прыжками на одной или двух ногах, бег с поворотами, приставными шагами и др.) от одного пункта до другого с обязательной остановкой там, где выполняет по предложенной ему карточке задание (карточки с заданиями для игроков находятся в пункте). В это время игроки этой же команды могут осуществлять перебежки из одного пункта к другому. Как только мяч возвращён в «дом», все перебежки прекращаются.
При осаливании бегущего игрока команды меняются местами, а капитан продолжает подсчитывать набранные командой очки.
Перечислим условия игры:
1. Игроки, находящиеся в доме после выполнения броска (удара) мяча обязаны выполнять бег по прямым линиям волейбольной площадки.
2. Во время перебежек игроки делают остановки в пунктах, где они обозначены.
3. Мяч направляется броском (ударом) только в поле и указанным способом.
4. Попадание мячом в стену, потолок или за лицевую линию «дома» считается ошибкой, после которой команды меняются местами.
5. Игрокам, находящимся в поле, категорически запрещается стоять на линиях, по которым выполняются перебежки. За нарушение данного условия команда штрафуется следующим образом: с команды снимается столько очков, сколько игроков команды будет находиться на линиях.
6. Количество игроков, находящихся в пунктах остановки, неограниченно.
7. Попадание мячом в бегущего разрешено во все части тела.
Кроме сказанного, мы разработали по три варианта бросков для игроков «поля» и задания для игроков «дома», которые применяются в определённой последовательности.
Контрольные испытания нами проводились в сентябре 2014 года. После проведённого тестирования в экспериментальную группу была внедрена игра «Перебежки» с вариантами, основанными на координационных двигательных действиях детей. Данная игра проводилась в выбранных группах три раза в неделю по 10-15 мин. На начальном этапе педагогического эксперимента были получены следующие результаты:
- в тесте «челночный бег» средний показатель в экспериментальной группе составил 9,5 сек., в контрольной
группе - 9,6 сек.;
- в тесте «три кувырка вперёд на время» в экспериментальной группе юные волейболисты показали средний
результат, равный 4,4 сек., в контрольной - 4,5 сек.;
- в тесте «бег 30 м» средний показатель в экспериментальной группе составил: 6,4 сек., в контрольной -
6,5 сек.
Результаты проведённого педагогического эксперимента позволяют заключить, что уровень развития координационных способностей у игроков 11-12 лет на начальном этапе эксперимента оказался недостаточно высоким.
Сопоставление результатов между экспериментальной и контрольной группами по тестированию координационных показателей приводит к следующим выводам: в тесте № 1 («челночный бег») 86,6 % представителей контрольной группы показали низкий результат, среднего результата достигли лишь 13,4 % игроков. Высокий результат не продемонстрировал ни один ребёнок. В экспериментальной группе средний уровень составил 20 %, низкий - 80 %; высокий уровень в этой группе также никем не был показан.
В тесте № 2 («три кувырка вперёд») мы получили следующие результаты: в контрольной группе средний уровень составил 40,6 %, высокий - 33,4 % и низкий - 26 %. В экспериментальной же группе средний результат продемонстрировали 80 %, а высокий результат - 20 % испытуемых.
В тесте № 3 («бег 30 м») в контрольной группе низкий уровень показали 66,6 % игроков, средний уровень -33,3 %, высокого уровня показано не было. В экспериментальной группе средний уровень подтвердили 73,3 % детей, низкий - 26,7 %. Высокого уровня так же, как и в контрольной группе, показано не было.
В июне 2015 года было проведено повторное тестирование в обеих группах, результаты выросли неоднозначно.
В тесте № 1 («челночный бег») на конец эксперимента низкий результат показали 50 % игроков контрольной группы, средний результат составил 36,6 %, высокого результата добились 13,4 % испытуемых. Результаты экспериментальной группы в данном тесте оказались следующими: 15,4 % испытуемых продемонстрировали низкий результат; средний результат здесь оказался равен 40,6 %, высокий результат - 44 %. Таким образом, достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами подтверждается: он составляет р < 0,05.
В тесте № 2 («три кувырка вперёд на время») в контрольной группе на конец эксперимента низкого результата показано не было, средний результат был равен 60 %, а высокий результат оказался у 40 % детей. В экспериментальной группе результаты испытуемых таковы: 33,3 % из них показали средний результат, высокого результата достигли 66,7 % юных спортсменов данной группы.
В тесте № 3 («бег 30 м») низкий результат в контрольной группе в конце эксперимента был у 26,8 % испытуемых, средний результат был равен 53,4 %, высокий результат предъявили 20 % испытуемых. В экспериментальной группе низкий результат показали лишь 6,6 % игроков, средний и высокий результаты оказались у одинакового количества испытуемых - соответственно по 46,6 %.
Таким образом, полученные результаты и разница между ними свидетельствуют о том, что использование игры «Перебежки» в тренировочном процессе юных волейболистов способствовало более эффективному развитию координационных способностей у детей в экспериментальной группе. Данный факт позволяет рекомендовать внедрить в процесс тренировки юных волейболистов 11-12-летнего возраста подвижную игру «Перебежки».
Библиографический список
1. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений / Э. Я. Степаненкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 368 с.
2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 490 с.
3. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культуры. В 2 т. Т. 1. / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. - Изд. 2-е, испр. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 288 с.
4. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры. Техника. Тактика. Методика обучения: учебник. - 2-е изд. / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 520 с.
© Швалёва, Т. А., Корыткова З. А., Шутова Т. Н., 2015