УДК 796.05
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
СРЕДСТВАМИ КРОССФИТ
DEVELOPMENT OF THE SPEED-POWER ABILITIES OF VOLLEY-PLAYERS WITH
MEANS OF CROSSFIET
Горбачева Ольга Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика физического воспитания и спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Gorbacheva Olga Aiexandrovna candidate of pedagogical sciences, associate professor departments «Theories and methods of physical education and spor»
Orel state university Orel, Russia
Аннотация. В статье проводится анализ динамики развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов и программ Кроссфита. Анализируются исходные показатели уровня развития скоростно-силовых способностей юных спортсменов. Предложен экспериментальный комплекс упражнений с использованием системы Кроссфит для развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов. А также в работе приведены статистически обоснованные показатели прироста по нескольким тестам.
Abstract. The article analyzes the dynamics of the development of speed-strength abilities of young volleyball players and CrossFit programs. The initial indicators of the level of development of the speed-strength abilities of young athletes are analyzed. The experimental complex of exercises with the use of the Crossfit system for the development of speed-strength abilities of young volleyball players is proposed. And also in the work are given statistically grounded growth rates for several tests.
Ключевые слова: скоростно-силовые способности, Кроссфит, волейболисты, упражнения, физическая подготовка.
Keywords: speed-strength abilities, Crossfit, volleyball players, exercises, physical training.
В среднем за матч, всего лишь 2% времени игрок владеет мячом. За то ничтожно малое время, которое выпадает на ведение мяча, необходимо успеть обойти соперника, пробить оборону, и забить гол, либо передать решающий пас коллеге по команде. Вопрос как увеличить это время или как повысить результативность всегда волнует тренеров и игроков.
Средний школьный возраст считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организме ребенка. В этом возрасте более интенсивно развиваются физические качества. Особое
место в развитии двигательных качеств занимают скоростно-силовые, высокий уровень развития которых имеет большое значение как при овладении рядом сложных профессий, так и при достижении высоких результатов в волейболе. Данные научно-методической литературы и спортивная практика показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы - сложный и малоэффективный процесс, тогда как средний школьный возраст создаёт для этого благоприятные предпосылки [1,2,4].
Известно, что возраст 12-13 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и вместе с тем на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах прыжка, метания, бега на скорость. В специальной литературе так же высказывается мнения в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных условий для развития определенных физических качеств и координационных способностей в физическом потенциале ребенка. В этой связи для развития скоростно-силовых качеств актуально будет внедрить в тренировочную программу юных волейболистов средства Кроссфита, как нетрадиционный вид подготовки, в целях повышения физической подготовленности волейболистов [5].
Кроссфит - это экстремальная система общей физической подготовки, основанная на чередующихся базовых движениях из различных видов спорта (гиревой спорт, тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, легкая атлетика и т.д.) [3].
Объект исследования: физическая подготовка волейболистов 12-13 лет в школьной секции.
Предмет исследования: использование упражнений Кроссфита в тренировочном процессе волейболистов.
Цель исследования: выявить влияние использования упражнений из системы Кроссфит на физическую подготовленность школьников 12-13 лет.
Задачи исследования:
Изучить современное состояние проблемы использования Кроссфита для совершенствования физической подготовленности.
Подобрать упражнения из Кроссфит для совершенствования учебно-тренировочного процесса волейболистов 12-13 лет.
Проверить эффективность использования упражнений из системы Кроссфит в тренировочном процессе на совершенствование физической подготовленности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы. Позволил составить представление о состоянии исследуемых вопросов, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, касающихся вопроса скоростно-силовой подготовки волейболистов.
2. Тестирование проводились с целью выявления динамики показателей физической подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной групп в периоде тренировочного процесса волейболистов. В качестве критерия уровня развития скоростных способностей учащихся, был выбран челночный бег,
как один из основных упражнений, с помощью которого выявляется самый быстрый спортсмен.
В качестве критерия уровня развития скоростно-силовых показателей, были выбраны: подъем туловища из положения лежа и прыжки на скакалке как одни из основных упражнений, с помощью которого легко выявить данные способности человека.
В качестве критерия уровня развития силы мы подобрали упражнение, прыжки на тумбу 60 см, за 30 сек, необходимо сделать максимально возможное количество прыжков.
3. Педагогический эксперимент. Эксперимент проводился с целью выявления эффективности применения упражнений Кроссфита в тренировочном процессе волейболистов. В качестве контрольной группы выступили учащиеся, которые использовали тренировочный план, соответствующий Федеральному стандарту по виду спорта. Перед началом и после окончания формирующего эксперимента было проведено тестирование, результаты которого позволили выявить уровень развития физической подготовленности.
На каждой тренировке выполнялись несколько кругов, состоящие из 6 - 7 упражнений. В связи с введением в тренировочный процесс обучению волейболу программы Кроссфит в стандартное расписание трехдневной тренировки у экспериментальной группы была введена скоростно-силовая тренировка:
Понедельник: отработка технических приёмов и различных комбинаций волейбола.
Среда: игровой день.
Пятница: скоростно-силовая тренировка по программе Кроссфит.
Рассмотрим один из вариантов скоростно-силовой тренировки. Тренировка подразделяется на 3 части: разминка, основная часть и заминка.
Разминка: продолжительность 15 минут. Разминка начинается с легкого бега (7 минут), затем идут общеразвивающие упражнения. Это позволяет «разогреть» организм и подготовится к интенсивной нагрузке в основной части тренировки.
Основная часть: продолжительность не более 30 минут. Сюда входят физические упражнения, входящие в систему Кроссфит, и, которые выполняются друг за другом и повторяются несколько кругов.
1. Запрыгивание на тумбу высотой 60 см.
2. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами.
3. Приседания.
4. Бег с высоко поднятыми коленями (колено поднимается быстро и высоко).
5. Выпады.
6. Стоя у стены лицом (боком), махи правой (левой) ногой с отягощениями.
Во время выполнения основной части тренировки дается общий старт.
Тренирующиеся начинают выполнять упражнения, и в зависимости от своих физических способностей каждый выполнит определённое количество кругов в течение 15-30 минут.
За счет этого тренирующиеся будут соревноваться между собой, и стараться выполнить качественно установленную программу.
Заминка: Продолжительность 5-10 минут. Используются упражнения на восстановления дыхания, различные виды растяжек, спокойная ходьба.
4. Для анализа полученных результатов был выбран метод определения достоверности различий по и-критерию Мана-Уитни.
Исследование динамики показателей результатов физической подготовленности волейболистов показало, что более высокий прирост результатов показала экспериментальная группа, благодаря включению в подготовительный период тренировочного процесса элементы тренировки Кроссфита. Показатели физической подготовленности учащихся КГ и ЭГ в течение эксперимента, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели физической подготовленности учащихся КГ и ЭГ
в течение эксперимента
тест группа сентябрь май иэмп Р
Подъём туловища из положения лёжа за 1 мин Кг 58,5 79,5 21,5 21,5>15 р>0,05
ЭГ 44,5 91,5 8,5 8,5<15 р<0,05
Челночный бег 4х9 Кг 77 64,5 28,5 28,5>15 р>0,05
ЭГ 50 86 14 14<15 р<0,05
Прыжки на тумбу высотой 60 см за 30 сек Кг 63 73 27 27>15 р>0,05
ЭГ 39 97 3 3<15 р<0,05
Прыжки на скакалке за 30 сек Кг 57,5 78,5 21,5 21,5>15 р>0,05
ЭГ 48,5 87,5 12,5 12,5<15 р<0,05
В сентябре 2017 года был проведен первый срез физических показателей экспериментальной и контрольной групп по четырем упражнениям.
В таблице 2 показаны результаты после эксперимента контрольной и экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента.
Таблица 2
Среднее число показателей
ТЕСТ КГ ЭГ
Подъем туловища из положения лежа до 39,875 40,125
после 42,5 48,5
прирост 6,58% 20,8 %
Челночный бег 4/9 до 11,1 11,6
после 11,915 9,9875
прирост 7,34% 13,9%
Прыжки на тумбу высотой 60 см за 30 секунд до 11,5 10,625
после 12 14
прирост 4,34% 31.7%
Прыжки на скакалке за 30 секунд до 44,375 44,5
после 48,125 53,25
прирост 8,45% 19.6%
В ЭГ достоверно выросли результаты в упражнении подъем туловища из положения лежа (8,5<15; р<0,05), в прыжках на тумбу (3<15; р<0,05), эти результаты находятся в зоне значимости, также выросли результаты в челночном беге (14<15; р<0,05) и в прыжках на скакалке (12,5<15; р<0,05), но эти результаты находятся в зоне неопределенности. В КГ результаты тоже улучшились, но результаты по всем четырем тестам находятся в зоне незначимости (р>0,05).
Сравнивая результаты, проведенные по первому срезу, можно сделать вывод о том, что начальный уровень физических показателей обеих групп примерно одинаковый, представлены на рисунке 1.
44,5
50 39,875
40,125
40
30 20 10
44,375
11,1 11,6
11,5
Подъем туловища Челночный бег 4/9 Прыжки на тумбу
Прыжки на
из положения лежа
КГ
высотой 60 см за 30 скакалке за 30
секунд
секунд
0
Рис. 1 Первый срез физических показателей
На протяжении учебного года (с сентября по май), волейболисты экспериментальной и контрольной групп занимались по своим методикам. В мае 2018 года был проведен контрольный срез физических показателей по таким же упражнениям. Анализируя полученные результаты, можно прийти к выводу, что физическая подготовленность у обеих групп повысились, но у экспериментальной группы, которая занималась по системе Кроссфит, результаты достоверно выше, чем в контрольной группе по четырем упражнениям проведенного теста.
Наглядное соотношение результатов проведенного контрольного среза обеих групп представлены на рисунке 2.
60 50 40 30 20 10 0
48,5 48,125
III.. II
Подъем туловища Челночный бег Прыжки на тумбу Прыжки на
из положения 4/9 высотой 60 см за скакалке за 30
лежа 30 секунд секунд
КГ _ ЭГ
Рис. 2 Контрольный срез физических показателей
Анализ результатов упражнения подъем туловища из положения лежа за 30 сек (40.1, в конце эксперимента - 48.5, прирост составил 20,8%. В КГ на начало эксперимента физические показатели составляли 39.8, на контрольном срезе увеличились до 42.5, прирост составил 6.58%.
В упражнении - Челночный бег 4х9 м (сек.) у обеих групп результаты улучшились. У ЭГ в начале эксперимента физические показатели составляли 11.6, а в конце эксперимента - 9.9, прирост составил 13.9%. В КГ на начало эксперимента физические показатели составляли 11.1, на контрольном срезе возросли до 11.9, прирост составил 7.34%.
Улучшились результаты в упражнении - Прыжки на тумбу высотой 60 см с места за 30сек (раз), так ЭГ с 10.6 до 14.0 в КГ с 11.5 до 12.0. Прирост составил 31.7% в ЭГ и, 4.34% в КГ.
После проведенного эксперимента выросли результаты в упражнении прыжки на скакалке за 1 мин. В ЭГ результат улучшился с 44.5 до 53.2, прирост составил 19.6%. Такой прирост связан с правильно составленной последовательностью увеличения нагрузки и скоростно-силовой работы в течение всего формирующего эксперимента. В КГ также результаты увеличились с 44.3 до 48.1. Прирост составил 8.45%. Более значительно улучшились результаты в экспериментальной группе в упражнениях прыжки на скакалке, и подъем туловища из положения лежа, так как на тренировках они использовались чаще, чем другие упражнения системы Кроссфит. Из расчетов по и-критерию Мана-Уитни по четырем упражнениям, получен положительный достоверный результат.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование Кроссфита, как нетрадиционного средства подготовки в тренировочном процессе волейболистов, эффективен и является хорошим средством физической подготовки волейболистов.
Литература
1. Беляев A. В., Булыкина Л. В. Основные упражнения как средство разивтия физических качеств волейболисток // Детский тренер (журнал в журнале). 2015. № 4. С. 14.
2. Богачев Е. В., Карягин И. А. Кроссфит. Руководство по тренировкам. М. : 2013. 142 с.
3. Глассман Г. Статьи и журналы кроссфит. Теоретическая основа программ кроссфита. 2014. 5 с.
4. Грибачева М. А. Критерии оценки при обучении волейболу. Развивающие игры // Физкультура в школе. 2011. №2. С. 8-11.
5. Караулова Л. K., Краеноперова H. A., Расулов М. М. Физиология физического воспитания и спорта. М. : Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2016. 304 с.
References
1. Belyaev A. B., Bulykina L. V. Osnovnye uprazhneniya kak sredstvo razivtiya fizicheskih kachestv volejbolistok [The main exercises as a means of development of physical qualities of volleyball players]. Detskij trener (zhurnal v zhurnale) - Children's trainer (magazine in the magazine), 2015, no. 4, pp. 14.
2. Bogachev E. V., Karyagin I. A. Krossfit. Rukovodstvo po trenirovkam [Crossfit. Guide to training]. Moscow, 2013, 142 p.
3. Glassman G. Stat'i i zhurnaly krossfit. Teoreticheskaya osnova programm krossfita [Articles and magazines crossfit. The theoretical basis of cross-phyto programs]. 2014, 5 p.
4. Gribacheva M. A. Kriterii ocenki pri obuchenii volejbolu. Razvivayushchie igry [Evaluation criteria in the training of volleyball. Educational games] Fizkul'tura v shkole -Physical culture in school, 2011, no. 2, pp. 8-11.
5. Karaulova L. K., Kraenoperova H. A., Rasulov M. M. Fiziologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Physiology of physical education and sports]. Moscow, Akademia Publ., 2016, 304 p.