Научная статья на тему 'Влияние уровня развития скоростных способностей волейболистов на эффективность выполнения нападающего удара'

Влияние уровня развития скоростных способностей волейболистов на эффективность выполнения нападающего удара Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ / БЫСТРОТА / МЕТОДИКА / НАПАДАЮЩИЙ УДАР / VOLLEYBALL / SPEED ABILITIES / SPEED / TECHNIQUE / SPIKER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осмехин Роман Юрьевич, Вавилов Алексей Леонидович

В статье описывается исследование влияния специальной физической подготовки с акцентом на скоростные способности на эффективность выполнения основных технических элементов игры у волейболистов среднего школьного возраста, в частности на выполнение нападающего удара. Для исследования выбранной нами проблемы был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого выполнен подробный анализ литературных источников на тему развития скоростных способностей у волейболистов среднего школьного возраста, определена важность уровня их развития, влияние на техническую подготовку волейболистов, определены наиболее эффективные методы и средства, как следствие, разработана экспериментальная методика для развития исследуемого физического качества. В начале и в конце эксперимента было проведено тестирование скоростных способностей и эффективности выполнения нападающего удара и сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осмехин Роман Юрьевич, Вавилов Алексей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE LEVEL OF SPEED ABILITIES DEVELOPMENT OF VOLLEYBALL PLAYERS ON THE EFFECTIVENESS OF THE ATTACK HIT

The article describes the study of the influence of special physical training with an emphasis on speed abilities on the effectiveness of the realization of the basic game technical elements among middle-school volleyball players, in particular on the example of an attack hit. We have made a pedagogical experiment during which a detailed analysis of literary sources on the development of speed abilities among middle-school volleyball players was carried out, the importance of their development level, the influence on the technical training of volleyball players were determined, the most effective methods and tools were defined, as a result , an experimental technique has been developed for the development of the investigated physical quality. At the beginning and at the end of the experiment, testing was carried out of speed abilities and the effectiveness of the attacking strike and the conclusions were done.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня развития скоростных способностей волейболистов на эффективность выполнения нападающего удара»

также положительно сказывается на состоянии речи. Данный вид работы является существенным мотивирующим фактором для побуждения речи ребенка. Такая форма работы повышает эффективность применения данных форм организации.

Таким образом, применение такой инновационной формы позволяет значительно сократить

время работы с детьми, мотивировать детей на увлекательное занятие и позволяет выполнить задачи, направленные на развитие основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления), а также учит преобразовывать абстрактные образы в символы, которые лучше запоминаются дошкольниками с общим недоразвитием речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина ; под общ. ред. В.И. Яшиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 30 с.

2. Волкова, О.Ю. Нетрадиционные формы логопедической работы с детьми дошкольного возраста [Текст] /

0.Ю. Волкова // Сибирский учитель. - 2013. - № 1. - С.109-111.

3. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст] / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 12-14.

REFERENCES

1. Alekseeva M.M., Jashina B.I. Teorija i metodika razvitija rechi detej: uchebnik dlja studentov uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija [Theory and methodology for the development of children's speech]. In Jashinoj V.I. (ed.). Moscow: Akademi-ja, 2013. 30 p.

2. Volkova O.Ju. Netradicionnye formy logopedicheskoj raboty s det'mi doshkol'nogo vozrasta [Non-traditional forms of speech therapy work with preschool children]. Sibirskij uchitel' [Siberian teacher], 2013, no. 1, pp. 109-111.

3. Osjak S.A., et al. Obrazovatel'nyj kvest - sovremennaja interaktivnaja tehnologija [Educational quest - modern interactive technology]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2015, no. 1-2, pp. 12-14.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Г.Н. Новикова, студент 4 курс кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: gu1998@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5635-0646.

С.Б. Башмакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: usr11350@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-1552-8276.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

G.N. Novikova, 4th-year Student of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: gu1998@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5635-0646.

S.B. Bashmakova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11350@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-1552-8276.

УДК 796/799

Роман Юрьевич Осмехин

г. Киров Алексей Леонидович Вавилов

г. Киров

Влияние уровня развития скоростных способностей волейболистов на эффективность выполнения нападающего удара

В статье описывается исследование влияния специальной физической подготовки с акцентом на скоростные способности на эффективность выполнения основных технических элементов игры у волейболистов среднего школьного возраста, в частности на выполнение нападающего удара. Для исследования выбранной нами проблемы был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого выполнен подробный анализ литературных источников на тему развития скоростных способностей у волейболистов среднего школьного возраста, определена важность уровня их развития, влияние на техническую подготовку волейболистов, определены наиболее эффективные методы и средства, как следствие, разработана экспериментальная методика для развития исследуемого физического качества. В начале и в конце эксперимента было проведено тестирование скоростных способностей и эффективности выполнения нападающего удара и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: волейбол, скоростные способности, быстрота, методика, нападающий удар.

Roman Yuryevich Osmekhin

Kirov

Alexey Leonidovich Vavilov

Kirov

The influence of the level of speed abilities development of volleyball players on the effectiveness of the attack hit

The article describes the study of the influence of special physical training with an emphasis on speed abilities on the effectiveness of the realization of the basic game technical elements among middle-school volleyball players, in particular on the example of an attack hit. We have made a pedagogical experiment during which a detailed analysis of literary sources on the development of speed abilities among middle-school volleyball players was carried out, the importance of their development level, the influence on the technical training of volleyball players were determined, the most effective methods and tools were defined, as a result , an experimental technique has been developed for the development of the investigated physical quality. At the beginning and at the end of the experiment, testing was carried out of speed abilities and the effectiveness of the attacking strike and the conclusions were done.

Keywords: volleyball, speed abilities, speed, technique, spiker.

Актуальность исследования. Современные спортивные игры предполагают такой уровень способностей игроков, на котором они смогут максимально долго играть в быстром и рваном темпе. Игра в таком стиле - выполнение игровых элементов на максимально возможных приделах человеческих сил, как физических, так и психических [4].

Волейбол - одна из самых популярных и массовых видов спорта, как в нашей стране, так и за рубежом, она отличается большим и разнообразным двигательным содержанием [5].

В волейболе важную роль играет быстрота движений, уровень развития которой во многом определяет эффективность атакующих и защитных действий волейболистов в процессе игры. Специальная быстрота волейболиста - это способность игрока выполнять с требуемой очень большой, скоростью технические приемы, способы и отдельные действия [11].

Во время игры в волейбол работа носит ско-ростно-силовой и точностно-координационный характер, из-за ограниченности количества касаний и лимита времени, обусловленного ходом игровой ситуации, выполнение элементов техники и тактики требует точности и четкости движений [1].

Физическая подготовка волейболиста, включая как общую, так и специальную, является фундаментальной формой спортивной техники и тактики игры [7].

Недостаточный уровень развития быстроты, силы, прыгучести, приводит к искажению техники выполнения двигательных приемов и снижению их эффективности [9].

Научная новизна: разработана экспериментальная методика, которая направлена на развитие скоростных способностей у волейболистов, позволяющая повысить эффективность выполнения нападающего удара более короткий период обучения.

Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть применены в тренировочном процессе волейболистов среднего школьного возраста.

Цель исследования: подтверждение на практике положительного влияния специальной физической подготовки скоростных способностей волейболистов среднего школьного возраста на эффективность выполнения нападающего удара.

Обзор литературы по теме исследования. Фомин Е.В. в пособии о физической подготовке волейболистов описывает такое качество, как специальная быстрота. Данное определение подразумевает способность игрока выполнять с требуемой очень большой, скоростью технические приемы, способы и отдельные действия.

Формы проявления специальной быстроты делятся на:

- мгновенное реагирование на мяч, действия партнеров и соперников;

- моментальное начало движения;

- быстрое выполнение элементов техники волейбола;

- быстрота перемещений по площадке [10].

Изучив вопрос особенностей развития быстроты у волейболистов школьного возраста, следует отметить, что благоприятным периодом для развития скоростных способностей является возраст воспитанников от 10 до 14 лет, юные спортсмены имеют высокую предрасположенность к проявлению различных форм быстроты, необходимых в волейболе для успешного изучения и закрепления технических навыков и участия в соревнованиях [6].

При воспитании быстроты используются физические упражнения из раздела специальной физической подготовки, которые подразумевают воздействие, как на конкретные составляющие физического качества, так и комбинированное совершенствование в полноценных двигательных действиях. Подбор средств осуществляется с учетом структуры и особенностей проявления специальной быстроты, как во время тренировочного процесса, так и во время выступления на соревнованиях [2].

Широко распространены в тренировочном процессе волейболистов спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам. Основной задачей

является не определить победителя, а дать запланированную нагрузку, которая в свою очередь направлена на развитие быстроты с помощью элементов, выполняемых во время игры. Проводятся различные эстафеты, бег на дистанции 3, 6 и 9 метров, данные расстояния обусловлены размерами площадки и особенностями протекания игры в волейбол, метания облегченных снарядов и упражнения с отягощениями и другие, требующие проявления максимальных скоростных качеств и мгновенной реакции на летящий мяч или действие соперника, как атакующего, так и защитного характера [8].

Для развития данного вида быстроты применяются упражнения, где волейболист ставится в ситуацию, где от него требуется быстро, а главное правильно, выбрать вариант технического элемента или тактического приема, подходящий для данных условий [3].

При решении задач развития скоростных способностей стоит брать в учет следующие методические приемы:

1. Упражнения на развитие быстроты проводятся сериями с отдыхом между ними в 3-5 минут, это нужно для того, чтобы возбудимость нервной системы оставалась повышенной, а функциональные затраты компенсированы в достаточном количестве;

2. Средства, направленные на развитие быстроты, должны проводиться в первой половине тренировки и после тщательной разминки и подготовки организма;

3. Все упражнения выполняются с максимальной скоростью, начальная фаза начинается с мгновенной и точной реакции.

4. Длительность должна быть регламентирована таким образом, чтобы утомление, возникающее во время выполнения, не приводило к снижению скорости выполнения упражнения [12].

Примеры комплексов упражнений, разработанных на основе экспериментальной методики изложены ниже:

Комплекс 1. Развитие быстроты движений и простой двигательной реакции.

1. Броски набивного мяча в парах через сетку в положении стоя с наклоном вперед.

Дозировка: 2 серии по 12 раз каждый, вес набивного мяча: 1-2 кг. Время и характер отдыха: 30 сек., ходьба.

2. Имитация нападающего удара с броском теннисного мяча в пол.

Дозировка: 2 серии по 20 раз. Время и характер отдыха: 30 сек., ходьба.

3. Имитация нападающего удара в прыжке с броском теннисного мяча в пол через сетку. Дозировка: 2 серии по 15 раз. Время и характер отдыха: 30 сек., ходьба.

4. Бег на месте с высоким поднимание бедра с опорой руками о стенку. Начало выполнения по сигналу тренера, темп движений максимальный.

Дозировка: 4х30сек. Время и характер отдыха: легкий бег 30 сек.

5. Бег с «захлестыванием» голени назад. Выполняется свободно до касания пятками ягодиц, выбегание по сигналу тренера.

Дозировка: 4х15 м. Время и характер отдыха: легкий бег 30 сек.

6. «Большой челнок». Задача: добежать и коснуться рукой каждой линии разметки волейбольной площадки, с последующим возвращением к линии старта. Выбегание происходит с лицевой линии по сигналу тренера.

Дозировка: 2 выбегания. Время и характер отдыха: легкий бег 40 сек.

Комплекс 2. Развитие быстроты реакции на мяч и реакции выбора, развитие быстроты в атакующих действиях.

1. Имитация нападающего удара на месте с гантелями 1 -2 кг.

Дозировка: 20 раз, вес гантелей: 1 -2 кг. Время и характер отдыха: 30 сек., ходьба.

2. Нападающий удар с места по мягкому набивному мячу весом 1 кг с набрасывания партнера. Дозировка: 2 серии по 10 ударов. Время и характер отдыха: 30 сек., ходьба.

3. Броски набивного мяча в парах через сетку в прыжке с наклоном вперед.

Дозировка: 12 раз каждый, вес набивного мяча: 1-2 кг. Время и характер отдыха: 30 сек., ходьба.

4. Челночный бег 5х9м. Дозировка: 3 серии. Время и характер отдыха: 45 сек., ходьба.

Дозировка: по 10 ударов с каждой зоны. Время и характер отдыха: 20 сек., ходьба.

5. Челночный бег «9-3-6-3-9». Дозировка: 3 выбегания. Время и характер отдыха: 30 сек., легкий бег, ходьба;

Дозировка: по 10 ударов с каждой зоны. Время и характер отдыха: 20 сек., ходьба.

6. И. п. - игроки встают в круг. Волейболисты бегут по кругу, по сигналу названный игрок должен догнать партнера впереди. Называет имя и подает сигнал тренер. Важно задействовать всех участников упражнения.

Дозировка: 6 мин. Время и характер отдыха: 30 сек, легкий бег.

Организация исследования. В процессе исследования для решения поставленных задач нами были использованы такие методы педагогического исследования, как анализ литературных источников, педагогический эксперимент, контрольные испытания (тесты) для отслеживания изменения показателей скоростных способностей и эффективности нападающего удара, математико-статистические методы обработки полученных данных: определение достоверности различий по ^критерию Стью-дента и по и-критерию Манна-Уитни).

На основании литературного обзора и практического опыта нами был внедрена и апробирована экспериментальная методика, направленная на

развитие скоростных способностей волейболистов среднего школьного возраста. Экспериментальная группа занималась по экспериментальной методике, основанной на научным трудах Е.В. Фомина, Л.В. Силаевой, А.В Беляева, Ю.Д. Железняка.

Педагогический эксперимент проводился на базе КОГОБУ ДО "Дворец творчества - Мемориал" г. Киров. Комплексы упражнений, составленные на основе методики, были включены в программу тренировок в течение 6 месяцев. Тренировки проводились 3 раза в неделю в основной части учебно -тренировочного процесса. Комплекс упражнений длился от 20 до 30 минут.

В начале педагогического исследования были составлены две группы по 10 человек: экспериментальная и контрольная, состоящие из волейболистов

среднего школьного возраста. Затем были проведены контрольные испытания в одинаковых условиях. После чего экспериментальной группе были предложены комплексы упражнений, разработанные на основе экспериментальной методики, занятия в контрольной группе остались без изменений.

Для определения уровня развития скоростных способностей и, как следствие эффективности выполнения нападающего удара, были проведены специально подобранные тесты. Результаты первых были обработаны с помощью метода определения достоверности различий по Ь критерию Стьюдента, вторых по методу и-критерию Манна-Уитни.

Результаты тестирования на начало эксперимента изложены в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнение средне-групповых показателей развития скоростных способностей и эффективности выполнения нападающего удара у волейболистов среднего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группе в начале эксперимента

Контрольные испытания Экспериментальная группа (п=10) Контрольная группа (п=10) t-критерий Стьюдента (2,10) Р

Хср ст Хср ст

1 2 3 4 5 6 7

Метание набивного мяча в положении сидя (м.) 7.56 0.26 7.63 0.47 0.13 >0,05

Челночный бег 92м «Елочка» (сек.) 26.91 0.37 26.74 0.85 0.19 >0,05

Тест «9-3-6-3-9» (сек.) 9.54 0.21 9.24 0.22 0.94 >0,05

Бег на 10м из различных исходных положений (сек.) 4.46 0.12 4.52 0.11 0.38 >0,05

Сравнение средне-групповых показателей эффективности выполнения нападающего удара волейболистов среднего школьного возраста в ЭГ и КГ на начало эксперимента

Контрольные испытания Экспериментальная группа (п=10) Контрольная группа (п=10) U-критерий Манна-Уитни Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хср ст Хср ст

Нападающий удар из зоны 4 в зону 1 (10 ударов, кол-во попаданий в мишень) 4.3 1.19 4.4 1,02 49 >0,05

Нападающий удар из зоны 4 в зону 5 (10 ударов, кол-во попаданий в мишень) 4.2 1.26 4.3 1.19 47.5 >0,05

Нападающий удар из зоны 2 в зону 5 (10 ударов, кол-во попаданий в мишень) 4.3 1.27 4.2 1.27 47.5 >0,05

Примечание: (1) Столбцы 2 и 4 является средним арифметическим каждого показателя, столбцы 3 и 5 - стандартное отклонение. (2) Нулевая гипотеза отсутствия различий подтверждается при р(0,05), если

1расчетное ^ 2,10 и есЛИ Ирасчетное ^ 23-

В начале эксперимента была проверена идентичность и равенство физического развития исследуемых групп, по итогу которой было доказано, что статистические различия в уровне развития скоростных способностей и эффективности нападающего удара не являются значимыми (р>0,05).

Исследование влияния специальной физической подготовки скоростных способностей на эффективность выполнения нападающего удара у волейболистов среднего школьного возраста была определена с помощью метода расчёта корреляции по Браве-Пирсону. Результаты расчётов отражены в таблице 2.

Таблица 2.

Показатели корреляционной связи по Браве-Пирсону скоростных способностей и нападающего удара волейболистов среднего школьного возраста.

Техническая подготовка Скоростные способности Нападающий удар из зоны 4 в зону 1 (10 ударов, кол-во попаданий в мишень) Нападающий удар из зоны 4 в зону 5 (10 ударов, кол-во попаданий в мишень) Нападающий удар из зоны 2 в зону 5 (10 ударов, кол-во попаданий в мишень)

1 2 3

1 Метание набивного мяча в положении сидя (м.) 0.81 0.89 0.85

2 Челночный бег 92м «Елочка» (сек.) 0.75 0.78 0.71

3 Тест «9-3-6-3-9» (сек.) 0.72 0.84 0.79

4 Бег на 10м из различных исходных положений (сек.) 0.76 0.77 0.71

Примечание: коэффициенты наиболее высокой, тесной связи в таблице выделен жирным шрифтом.

По данным, изложенным в таблице, можно сделать вывод, что все тесты показали между собой тесную корреляционную связь (г = 0,7<). Наиболее высокие показатели наблюдаются между метанием набивного мяча в положении сидя с каждым из трех тестов на определение эффективности нападающего удара, а также между контрольным тестом «9-3-6-3-9» со вторым и третьим тестом на нападающий удар: из зон 4 и 2 в зону 5.

Таблица 3.

Сравнение средне-групповых показателей развития скоростных способностей и эффективности выполнения нападающего удара у волейболистов среднего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группе в конце эксперимента.

Для определения уровня воздействия примененной экспериментальной методики на уровень развития скоростных способностей и, как следствие на эффективность выполнения нападающего удара, в экспериментальной и контрольной группах волейболистов среднего школьного возраста были проведено заключительное тестирование (таблица 3).

Контрольные испытания Экспериментальная группа (п=10) Контрольная группа (п=10) 1-критерий Стьюдента (2,10) р

Хср ст Хср ст

1 2 3 4 5 6 7

Метание набивного мяча в положении сидя (м.) 8.90 0.27 7.32 0.26 4.0 <0,05

Челночный бег 92м «Елочка» (сек.) 25.0 0.32 26.30 0.30 3.25 <0,05

Тест «9-3-6-3-9» (сек.) 8.58 0.16 9.18 0.20 2.31 <0,05

Бег на 10м из различных исходных положений (сек.) 4.05 0.05 4.45 0.11 3.33 <0,05

Сравнение средне-групповых показателей эффективности выполнения нападающего удара волейболистов среднего школьного возраста в ЭГ и КГ на конец эксперимента

Контрольные испытания Экспериментальная группа (п=10) Контрольная группа (п=10) И-критерий Манна-Уитни р

Хср ст Хср ст

Нападающий удар из зоны 4 в зону 1 (10 ударов, кол-во попаданий в мишень) 7.3 0.9 5.3 1.1 10 <0,05

Нападающий удар из зоны 4 в зону 5 (10 ударов, кол-во попаданий в мишень) 7.1 1.29 5.2 1.14 10.5 <0,05

Нападающий удар из зоны 2 в зону 5 (10 ударов, кол-во попаданий в мишень) 7.3 0.98 5.2 1.25 12 <0,05

Примечание: (1) Столбцы 2 и 4 является средним арифметическим каждого показателя, столбцы 3 и 5 - стандартное отклонение. (2). Нулевая гипотеза отсутствия различий отвергается при р(0,05), если 1рас-

четное < 2,10 и, если Ирасчетное — 23.

В конце тестирования были проведены анало- Итоги педагогического эксперимента и выяв-

гичные расчеты, которые позволили сделать вы- ленные результаты позволили сделать соответ-вод, что в экспериментальной группе волейболи- ствующие выводы:

стов наблюдается прирост показателей развития 1. Выявлена взаимосвязь между специальной

скоростных способностей (р<0,05), что, в свою физической подготовкой и техникой исполнения очередь, говорит об эффективности примененных приемов в волейболе: рост показателей эффектив-средств и методов для развития исследуемого дви- ности выполнения нападающего удара напрямую гательного качества. После обработки итогового связан с уровнем развития скоростных способно-тестирования эффективности нападающего удара стей волейболистов;

был отмечен прирост эффективности техники в 2. Положительная динамика показателей и их

нападении (р<0,05). разница в начале и конце исследования скоростных

Заключение. Сравнение результатов первич- способностей и эффективности нападающего удара ного и заключительного тестирования скоростных позволяют сделать заключение, что эксперимен-способностей и эффективности выполнения напа- тальная методика является эффективной; дающего удара, говорит, что у волейболистов экс- 3. Гипотеза имеет научное подтверждение:

периментальной группы зафиксирован прирост эффективность выполнения нападающего удара показателей скоростных способностей. Также возросла за короткий промежуток времени. наблюдается тесная корреляционная связь между Таким образом, специальная физическая подго-

скоростными способностями и техникой нападаю- товка скоростных способностей волейболистов ока-щего удара (r = Q,7<). зывает положительное влияние на эффективность и

прирост действий волейболистов в нападении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Беляев, А.В. Волейбол [Текст] : учебник для высш. учеб. заведений физ. культуры / А.В. Беляев, M^. Савина. -M. : Физкультура, образование, наука, 2000. - З68 с.

2. Железняк, Ю.Д. Волейбол [Текст] : пример. прогр. спорт. подгот. для дет. юнош. шк. олимп. резерва : доп. Фе-дер. агенством по физ. культуре и спорту / Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников ; Федер. агентство по физ. культуре и спорту. - M. : Сов. спорт, 2007. - 110 с.

3. Ивойлов, А.В. Волейбол [Текст] : учебник для пед. ин-тов. - Киев : Вышэншая школа, 2009. - 192 с.

4. Киприянов, В.А. Развитие быстроты и точности движений у начинающих игровиков 11-12 лет [Текст] / В.А. Киприянов, Г.Г. Худяков, И.Ю. Кожевникова // Человек. Спорт. Mедицина. - M., 2Q12.

5. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист [Текст] / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. - M. : Физкультура и спорт, 2009. - 2З1 с.

6. Корнилов, А.Н. Развитие физических качеств юных волейболистов [Текст] / А.Н. Корнилов, Л.В. Жилина // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Белгород, 2015. - С. 228-229.

7. Неповинных, Л.А. Совершенствование нападающего удара в волейболе [Текст] / Л.А Неповинных // Mеждyна-родный журнал гуманитарных и естественных наук. - Петрозаводск, 2018. - С. 49-51.

8. Орлан, И.В. Волейбол: методика обучения технике и тактике игры [Текст] : учеб.-метод. пособие / И.В. Орлан. - Волгоград : ФГОУВПО «ВГАФК», 2009. - 56 с.

9. Русаков, А.А. Mетодика развития специальных двигательных способностей волейболистов групп начальной подготовки [Текст] / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2Q16. - № З. - С. 207-2Q9.

1Q. Фомин, Е.В. Специальная физическая подготовка юных волейболистов [Текст] : метод. рекомендации / Е.В. Фомин. - M., 2009. - З5 с.

11. Взаимосвязь физических качеств в структуре физической подготовленности волейболистов [Текст] / Е.В. Фомин,

0.П. Топышев, Ю.И. Смирнов, Х.Б. Хантов // Теория и практика физической культуры. - 2QQ4. - № 7. - С. 10-12.

12. Возрастные особенности физического развития и физической подготовки юных волейболистов [Текст] : метод. пособие / Е.В. Фомин, Л.В. Силаева, Л.В. Булыкина, Н.Ю. Белова. - M., 2014. - 1З2 с.

REFERENCES

1. Beljaev, A.V., Savina M.V. Volejbol: uchebnik dlja vyssh. ucheb. zavedenij fiz. kul'tury [Volleyball]. Moscow: Fizkul'tura, obrazovanie, nauka, 2QQQ. 368 p.

2. Zheleznjak Ju.D., Chachin A.V., Syromjatnikov Ju.P. Volejbol: primer. progr. sport. podgot. dlja det. junosh. shk. olimp. rezerva : dop. Feder. agenstvom po fiz. kul'ture i sportu [Volleyball]. Moscow: Sov. sport, 2QQ7. 11Q p.

3. Ivojlov A.V. Volejbol: uchebnik dlja ped. in-tov [Volleyball]. Kiev: Vyshjenshaja shkola, 2QQ9. 192 p.

4. Kiprijanov V.A., Hudjakov G.G., Kozhevnikova I.Ju. Razvitie bystroty i tochnosti dvizhenij u nachinajushhih igrovikov 11-12 let [The development of speed and accuracy of movements for 11-12 year aged beginners]. Chelovek. Sport. Medicina [Man. Sport. Medicine]. Moscow, 2Q12.

5. Kleshhev Ju.N., Furmanov A.G. Junyj volejbolist [Young volleyball player]. Moscow: Fizkul'tura i sport, 2QQ9. 231 s.

6. Kornilov A.N., Zhilina L.V. Razvitie fizicheskih kachestv junyh volejbolistov [The development of the physical qualities of young volleyball players]. Fizicheskoe vospitanie i studencheskij sport glazami studentov: materialy vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem [Physical education and student sports through the eyes of students]. Belgorod, 2Q15, pp. 228-229.

7. Nepovinnyh L.A. Sovershenstvovanie napadajushhego udara v volejbole [Improving the strike in volleyball]. Mezhdu-narodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences]. Petrozavodsk, 2018, pp. 49-51.

8. Orlan I.V. Volejbol: metodika obuchenija tehnike i taktike igry: ucheb.-metod. posobie [Volleyball: a technique for teaching game technique and tactics]. Volgograd: FGOUVPO «VGAFK», 2009. 56 p.

9. Rusakov A.A., Kuzekevich V.R. Metodika razvitija special'nyh dvigatel'nyh sposobnostej volejbolistov grupp nachal'noj podgotovki [Methodology for the development of special motor abilities of volleyball players of initial training groups]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta], 2016, no. 3, pp. 207-209.

10. Fomin E.V. Special'naja fizicheskaja podgotovka junyh volejbolistov: metod. rekomendacii [Special physical training for young volleyball players]. Moscow, 2009. 35 p.

11. Fomin E.V., Topyshev O.P., Smirnov Ju.I., Hantov H.B. Vzaimosvjaz' fizicheskih kachestv v strukture fizicheskoj podgotovlennosti volejbolistov [The relationship of physical qualities in the structure of physical fitness of volleyball players]. Teorija i praktika fiz. kul'tury [Theory and practice ofphysical education], 2004, no. 7, pp. 10-12.

12. Fomin E.V., Silaeva L.V., Bulykina L.V., Belova N.Ju. Vozrastnye osobennosti fizicheskogo razvitija i fizicheskoj podgotovki junyh volejbolistov: metod. posobie [Age features of the physical development and physical preparation of young volleyball players]. Moscow, 2014. 132 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Р.Ю. Осмехин, студент, факультет физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: osmehin.roman@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-7329-7007.

А.Л. Вавилов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: vavalle@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8174-8269.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

R.Yu. Osmekhin, Student, School of Physical Culture and Sports, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: osmehin.roman@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-7329-7007.

A.L. Vavilov, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Sports Disciplines and Adaptive Physical Culture, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: vavalle@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8174-8269.

УДК 37.014.253

Владимир Борисович Помелов

г. Киров

Ценностные ориентации в сфере регионального образования (на примере Вятской губернии)

Статья посвящена проблеме раскрытия сущности региональных ценностных приоритетов в сфере образования. Показана их значимость, дается авторское определение ценностных приоритетов в сфере регионального образования. Это такие наиболее существенные педагогические ценности, которые характерны для данной территории. Ведущими методологическими подходами в работе избраны аксиологический и региональный подходы. В качестве базы исследования (географического ареала) взята Вятская губерния, - один из крупнейших по территории и численности населения регионов Российской империи в XIX в. На примере Вятской губернии показано содержание и значимость местных (локальных) особенностей в развитии системы регионального образования. Анализ ценностных приоритетов в сфере регионального образования дал возможность определить в них две группы. В одну входят личностные (персонифицированные) приоритеты. Это конкретный человек, принимающий участие образовательной работе, а именно учитель, педагог-ученый, национальный просветитель, деятель культуры, представитель земства, русской православной церкви и др.). В другую группу нами отнесены коллективные (групповые) приоритеты. Эти приоритеты раскрываются в статье на конкретных примерах деятельности видных представителей просвещения (Л. Горка, Н.И. Мышкин, А.М. фон-Вилькен, А.К. Волнин, В.М. и А.М. Васнецовы и др.) и педагогических коллективов (Вятская мужская гимназия, Вятская губернская земская мастерская учебно--наглядных пособий и др.).

Ключевые слова: аксиологические ценностные приоритеты в сфере регионального образования, личностные (персонифицированные) и коллективные (групповые) приоритеты, Вятская губерния.

Vladimir Borisovich Pomelov

Kirov

Value orientations in regional education (on the example of Vyatka province)

The article is devoted to the issue of disclosure of regional priority values in education. The importance of priority values is determined in the article. The author's definition of priority values in regional education is given. These are the most essential pedagogical values that are characteristic for a given territory. Axiological and regional approaches as leading methodological approaches of the study are elected. As a research base the Vyatka gubernia is taken, which was one of the largest regions of the Russian Empire by its territory and the quantity of population. At its example the content and significance of local features in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.