Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПЕРСОНАЛ / РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юшаева Разет Сайд-эмиевна, Саралинова Джамиля Сайдулаевна, Иналова Марьям Ахдановна

В статье дается определение понятию мотивации персонала, обосновывается необходимость создания руководством предприятия благоприятных условий и стимулов, которые будут побуждать сотрудников работать с большей самоотдачей, с нацеленностью на качество и результат. Рассматриваются этапы внедрения системы мотивации сотрудников на предприятии, а также стандартные и нестандартные виды мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юшаева Разет Сайд-эмиевна, Саралинова Джамиля Сайдулаевна, Иналова Марьям Ахдановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF THE STAFF MOTIVATION SYSTEM AT THE ENTERPRISE

The article defines the concept of personnel motivation, substantiates the need for the management of the enterprise to create favorable conditions and incentives that will encourage employees to work with greater dedication, focusing on quality and results. The stages of implementation of the employee motivation system at the enterprise, as well as standard and non-standard types of motivation are considered.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_4_329 УДК 658

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Юшаева Разет Сайд-Эмиевна,

кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: adlan0476@bk.ru

Саралинова Джамиля Сайдулаевна,

кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: saralinova@list.ru

Иналова Марьям Ахдановна,

магистрант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: adlan0476@bk.ru

В статье дается определение понятию мотивации персонала, обосновывается необходимость создания руководством предприятия благоприятных условий и стимулов, которые будут побуждать сотрудников работать с большей самоотдачей, с нацеленностью на качество и результат. Рассматриваются этапы внедрения системы мотивации сотрудников на предприятии, а также стандартные и нестандартные виды мотивации.

Ключевые слова: управление; мотивация; предприятие; стимулирование; персонал; руководитель.

UDC 658

EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF THE STAFF MOTIVATION

SYSTEM AT THE ENTERPRISE

Yushaeva Razet Said-Emievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State Pedagogical

University, Grozny, Russia, e-mail: adlan0476@bk.ru

Saralinova Dzhamilya Saidulaevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State University

named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: saralinova@list.ru

Inalova Maryam Akhdanovna,

undergraduate, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail:

adlan0476@bk.ru

The article defines the concept of personnel motivation, substantiates the need for the management of the enterprise to create favorable conditions and incentives that will encourage employees to work with greater dedication, focusing on quality and results. The stages of implementation of the employee motivation system at the enterprise, as well as standard and non-standard types of motivation are considered.

Keywords: management; motivation; company; stimulation; staff; supervisor.

Управление кадровыми ресурсами подразумевает различные аспекты, которые позволяют предельно оперативно использовать человеческий потенциал, добиваться максимальной отдачи от сотрудников при преимущественно полном и качественном достижении организационных и личных целей [5]. Трудно встретить человека, который доволен своей работой на все 100 %. И на это есть причина: большинство людей занимается не тем, что нравится, а тем, что приносит деньги. Однако грамотный руководитель может организовать рабочий процесс так, чтобы сотрудники ходили на работу с удовольствием. Развитие системы кадровой подготовки связано с кардинальными изменениями организации труда и мотивации сотрудников [3].

Чтобы бизнес процветал, без мотивации персонала не обойтись. Проблемы мотивации работников предприятий остаются в настоящее время очень актуальными, так как от правильно разработанных систем мотивации зависят результаты деятельности предприятий [1]. Стимулирование работников повышает их производительность, качество исполнения обязанностей, а также дает толчок к развитию организации.

Внедрение любого существующего вида мотивации в любой организации благотворно влияет не только на работоспособность сотрудников, но и определяет степень будущего развития. Избежать ошибок при внедрении системы мотивации поможет использование существующих современных методик.

К сожалению, не все они могут быть приме -нены на любом предприятии в силу определенных обстоятельств. Поэтому идеальным считается использование индивидуального подхода, когда внедряемые методы учитывают ряд существующих условий.

Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана и применена модель мотивации персонала [2]. Для правильного внедрения системы мотивации сотрудников необходимо следовать предлагаемым этапам:

1. Анализ текущей ситуации.

Необходимо выявить существующие условия труда персонала и имеющиеся инструменты мотивирования, которые уже применяются. Определяется степень ответственности работников, отношение к выпол-

няемой работе, заинтересованность в тех или иных изменениях. Для этого может быть использован опрос или анкетирование.

2. Оценка существующих методов.

На каждом предприятии могут использоваться те или иные методы мотивации. Как правило, это финансовая мотивация в виде денежных поощрений. Важно выявить эффективность действующей системы, оценить рациональность ее использования. При необходимости нужно учесть необходимость изменения с более высокими показателями эффективности.

3. Подготовка персонала.

На данном этапе необходимо реорганизовать рабочие места, провести аттестацию сотрудников, выявить соответствие занимаемым должностям и уровень подготовки. Необходимо оповестить о будущих изменениях. Производится ознакомление с новыми правилами и требованиями. Объясняются преимущества нововведений и преследуемые цели.

4. Внедрение системы мотивации.

Новая система внедряется в действие, и

уже на практике применяются новые методы повышения эффективности деятельности сотрудников. Обязательно определяются сроки внедрения планов. Необходимо оперативное устранение выявленных ошибок на данном этапе.

5. Подведение итогов.

В течение конкретного срока проводится анализ результатов и дается оценка изменениям. Вносятся необходимые корректировки, окончательно определяется тип и направленность мотивации на коллектив или же отдельных сотрудников.

Существующие виды мотивации в различных ситуациях могут демонстрировать различную эффективность. Лучшая методика не всегда дает нужные результаты. Часто использование ряда нематериальных способов мотивации по значимости превышает финансовые вознаграждения. Важно использовать разносторонние подходы к поддержанию необходимой мотивации персонала. Очень действенными являются нестандартные виды мотивации. Использовать их не обязательно системно, грамотное их применение при удобном случае или использование адресно на достижение длительного результата позволит по-особенному пора-

довать коллектив и создать по-настоящему дружественную атмосферу.

Можно привести следующие примеры нестандартной мотивации:

- внезапные подарки. Поощрения, которые не входят в общую систему и презентуемые спонтанно за выполнение не всегда значительных задач. Ценность таких подарков необязательно должна быть значительной, но эффект они обеспечивают наилучший;

- забота о личной жизни персонала. Для этого могут организовываться семейные мероприятия в виде утренников, соревнований, культурных походов;

- дополнительные подарки в праздничные дни;

- дополнительный отдых. Может предоставляться отдельным сотрудникам в трудных жизненных ситуациях, после выполнения важных задач, в качестве разгрузки;

- организация комнат для расслабления. В них можно отвлечься от работы, снять напряжение, пообщаться свободно с другими сотрудниками. Существуют во многих компаниях игровые кабинеты, в которых можно особо эффективно снять нагрузку и отдохнуть;

- помощь от сотрудников. Руководитель может периодически обращаться за советом к различным специалистам для получения поддержки. Таким образом, можно дать понять, что мнение подчиненного для руководителя является важным и значимым;

- снисхождение при необходимости наказания. Если подчиненный допустил ошибку, и его необходимо наказать, то можно сделать это в шуточной форме для избавления от напряженной ситуации. В благодарность сотрудник будет работать более ответственно, и будет стремиться больше не допускать ошибок;

- приятно будут радовать сотрудников наградные листы, благодарственные грамоты и публичная похвала;

- можно предоставлять абонементы на посещение бассейнов, спортивных секций, культурных мероприятий.

Развивая и модернизируя существующую систему мотивации, в любой организации можно рассчитывать на устойчивое развитие. Важно умело комбинировать материальные и нематериальные виды.

Рассмотрим некоторые особенности популярных вариантов мотивации:

- премии, надбавки. Необходимый элемент мотивации, без которого использование других не будет эффективным. Пусть финансовое вознаграждение будет гибким в зависимости от усердия специалиста и важности выполненных задач;

- публичная похвала. Не стоит игнорировать такой простой способ мотивации. Похвала покажет важность работника для руководителя, она является уместной в самых различных ситуациях, на нее не нужны ни финансовые, ни временные затраты;

- обращение по имени. Интересный вид мотивации, когда такое обращение приятно льстит человеку и вдохновляет на более ответственное выполнение собственных обязанностей;

- внеплановый отдых. Не следует такую мотивацию использовать повсеместно, важно применять ее по необходимости в периоды, наиболее важные для сотрудников. Например, в качестве поощрения за особо значимые результаты деятельности, в случае семейных неурядиц;

- памятные подарки. Такие вещи по своему значению и важности очень эффективны. При наличии их дополнительной практической полезности они очень хорошо запоминаются сотрудниками, что вызывает особую благодарность в дальнейшем в виде усердной работы. Такими подарками всегда особо приятно похвастаться в кругу друзей. Поощрения не должны становиться обычным явлением, потому что единообразные моти-вационные программы только угнетают сотрудников [4];

- гибкие графики работы. Если есть возможность перенести выполнение работы, работать удаленно или взять какую-то часть работы для выполнения на дому, то это может сильно откликнуться усиленной производительностью в дальнейшем;

- обучение сотрудников. Очень важная мотивация, так как за счет средств предприятия можно не только поднять общий уровень профессионализма сотрудников, но и ускорить выполнение всех видов работ за счет использования полученных новых знаний и практичных навыков;

- доска почета. Отличный способ выделить особо отличившихся сотрудников, которых можно предложить в качестве примера и ориентира для успешной работы. Такие

сотрудники будут узнаваемы, будет расти их авторитет, их влияние будет более весомым.

Итак, что же такое мотивация, и зачем она нужна?

Система мотивации служащих представляет собой комплекс мероприятий, направленных на возникновение у работника подсознательного желания исполнять свои обязанности более качественно и эффективно.

Простой пример. Есть два офиса. В одном начальнику безразличен его коллектив. Он радеет только за работу. Каждый проштрафившийся подчиненный рискует получить взыскание, а то и вовсе быть уволенным. Конечно, работники продолжают трудиться, но не по желанию, а по принуждению. И второй вариант. В этом офисе начальник постоян-

но придумывает нестандартные стимулы и вознаграждения. В таком коллективе царит атмосфера дружбы и взаимовыручки. Сотрудники понимают, ради чего трудятся. Они стремятся постоянно развиваться, способствуют продвижению организации и получают удовольствие от выполненной работы.

Таким образом, грамотное использование методов стимулирования позволяет:

- привлечь достойных работников;

- сократить «текучку»;

- выявлять и поощрять лидеров;

- контролировать систему оплаты труда.

Знание способов стимулирования и умение грамотно применять их на практике гарантирует не только удовлетворение персонала, но и самого руководителя.

Список литературы_

1. Базык Е.Ф. Система мотивации персонала на предприятии как рычаг эффективного управления // Актуаль -ные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-1. С. 167-172.

2. Подольская В.А. Система мотивации персонала как фактор повышения эффективности производства // Никоновские чтения. 2014. № 19. С. 115-117.

3. Саралинова Д.С., Муллахмедова С.С., Юшаева Р.С.Э. Построение эффективной системы кадровой службы органов власти // Наука и бизнес: пути развития. 2020. № 11(113). С. 198-200.

4. Система нематериальной мотивации персонала: 5 основных правил создания / Е.Е. Ноздрина, А.Д. Казако -ва, А.Д. Свириденко [и др.] // Молодой ученый. 2015. № 15 (95). С. 403-405. URL: https://moluch.ru/archive/95/21133/ (дата обращения: 29.03.2022).

5. Яндарбаева Л.А., Юшаева Р.С.Э., Джанаралиева М.Х. Развитие муниципальной программы по проблеме текучести кадров // Влияние новой геополитической реальности на государственное управление и развитие Российской Федерации: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., Грозный, 20-21 сентября 2019 года / под ред. З.А. Саидова. Грозный: Чеченский государственный университет, 2019. С. 223-228.

References _

1. Bazyk E.F. Personnel motivation system at the enterprise as an effective management tool. Actual problems of humanities and natural sciences. 2015. № 4-1. pp. 167-172.

2. Podolskaya V.A. Personnel motivation system as a factor of increasing production efficiency. Nikonovskie readings. 2014. No. 19. pp. 115-117.

3. Saralinova D.S., Mullahmedova S.S., Yushaeva R.S.E. Building an effective system of personnel service of authorities. Science and business: ways of development. 2020. No. 11(113). pp. 198-200.

4. The system of non-material motivation of personnel: 5 basic rules of creation / E.E. Nozdrina, A.D. Kazakova, A.D. Sviridenko [et al.]. Young scientist. 2015. No. 15 (95). pp. 403-405. URL: https://moluch.ru/archive/95/21133 (accessed: 03/29/2022).

5. Yandarbayeva L.A., Yushaeva R.S.E., Dzhanaralieva M.H. Development of the municipal program on the problem of staff turnover. The impact of the new geopolitical reality on public administration and development of the Russian Federation: materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference, Grozny, September 20-21, 2019 / edited by Z.A. Saidov. Grozny: Chechen State University, 2019. pp. 223-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.