Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ'

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕСТВО / ЗНАНИЯ / СЕКТОР ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ / РОСТ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юшаева Разет Сайд-эмиевна, Миназова Хеда Абуевна, Саралинова Джамиля Сайдулаевна

В статье рассматривается понятие образования, экономики и экономики знаний, основные черты экономики знаний. Обосновывается идея концептуального представления сферы образования как первого подразделения устоявшейся экономики знаний. Определены особенности современной экономики как экономики знаний. Перечислены основные черты экономики знаний в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATION IN THE KNOWLEDGE ECONOMY

This article discusses the concept of education, the economy and the knowledge economy, the main features of the knowledge economy. The idea of a conceptual representation of the education sector as the first subdivision of an established knowledge economy is substantiated. The features of the modern economy as a knowledge economy are determined. The main features of the knowledge economy in the field of education are listed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_9_888 УДК 378

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

Юшаева Разет Сайд-Эмиевна,

кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: adlan0476@bk.ru

Миназова Хеда Абуевна,

студент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: minazovaheda@gmail.com

Саралинова Джамиля Сайдулаевна,

кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: saralinova@list.ru

В статье рассматривается понятие образования, экономики и экономики знаний, основные черты экономики знаний. Обосновывается идея концептуального представления сферы образования как первого подразделения устоявшейся экономики знаний. Определены особенности современной экономики как экономики знаний. Перечислены основные черты экономики знаний в сфере образования.

Ключевые слова: образование; экономика; экономика знаний; инновации; конкурентоспособность; компетенции; современное образование; технологии; общество; знания; сектор экономики знаний; рост образования.

UDC 378

THE ROLE OF EDUCATION IN THE KNOWLEDGE ECONOMY

Yushaeva Razet Said-Emievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: adlan0476@bk.ru

Minazova Kheda Abuevna,

student, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: minazovaheda@gmail.com

Saralinova Dzhamilya Saidulaevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: saralinova@list.ru

This article discusses the concept of education, the economy and the knowledge economy, the main features of the knowledge economy. The idea of a conceptual representation of the education sector as the first subdivision of an established knowledge economy is substantiated. The features of the modern economy as a knowledge economy are determined. The main features of the knowledge economy in the field of education are listed.

Keywords: education; economy; knowledge economy; innovations; competitiveness; competencies; modern education; technology; society; knowledge; knowledge economy sector; the growth of education.

Эволюция современного общества сопровождается фундаментальными изменениями. В первую очередь они проявляются в социально-экономической структуре. В сегодняшнее время знания также эффективно используются, как и создаются. Они воздей-

ствуют не только на все сферы жизни общества, но и на экономическую деятельность.

В данное время перед Россией стоит проблема перехода экономики на качественный новый этап развития, основанный на науке и инновациях. Этот этап мы можем назвать

этапом формирования экономики, который основан на знании и становится стратегическим приоритетом политики страны.

Создание подобной экономики является основной целью модернизации любой страны, которая стремится к лидерству и эффективному управлению государством, поэтому экономику знаний называют структурой экономики, которая основана на знаниях. Важную роль в экономике знаний играют не технология, а сам человек.

Термин «экономика знаний» (или «экономика, базирующаяся на знаниях») ввел в оборот Фриц Махлуп в 1962 году, понимая под ним просто сектор экономики. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста [8]. Ф. Махлуп в сектор экономики знаний включил разнообразные виды деятельности человека, объединив их в пять групп. Это:

- образование;

- разработки и научные исследования;

- информационная техника;

- информационные услуги;

- средства массовой информации [4].

В настоящее время существует множество разных определений термина «экономика знаний». Например, Г Клейнер говорит, что «экономикой знаний мы называем такое состояние экономики данной страны, при котором: во-первых, знания становятся полноценным товаром; во-вторых, любой товар не -сет в себе универсальные знания; в-третьих, знание становится одним из основных факто -ров производства» [2]. Т. Сакайя определил экономику знаний как «новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями» [6].

На современном этапе развития инновационной экономики ее основным правилом является накопление, распространение и использование знаний, а человеческий капитал становится основой эффективного развития. Человеческий капитал - это сумма навыков, знаний и умений для удовлетворения потребностей человека и общества в целом [7].

Таким образом, экономика знаний - это прежде всего система производства востребованных знаний и управления этими знаниями. Иными словами, экономика зна-

ний является высшей ступенью развития инновационной экономики и фундаментом общества знаний или информационного общества. А что же такое образование? «Образование - это то, что остется после того, как забывается все выученное в школе», - именно так считал Альберт Эйнштейн.

Следует подчеркнуть, что основным отличием экономики знаний от экономики инноваций является то, что в случае первой знания становятся самоценным товаром, который можно выдвинуть на рынок.

Любая страна нуждается в новых технологиях, инновациях, от которых зависит процветание в условиях экономики знаний. А эти технологии и инновации могут войти в эконо -мику только благодаря усилиям квалифицированной рабочей силы.

Является ли экономика знаний новой эрой общественного развития, остается все еще открытым вопросом. Эксперты считают, что экономика знаний существенно отличается от экономики индустриального типа, когда накопление богатства связано с материальными активами. А другие думают, что это всего лишь следующая фаза индустриальной эпохи.

Инфраструктура экономики знаний включает следующие основные компоненты развития:

- эффективные государственные институты, которые реализуют высокое качество жизни;

- эффективная фундаментальная наука;

- высококачественный человеческий капитал;

- высококачественное образование;

- производство знаний и высоких технологий;

- информационное общество;

- общество знаний.

Основные черты экономики знаний заключаются в следующем:

- в росте затрат на образование и научные исследования;

- в высокой доле сферы услуг в структуре экономики;

- в развитии сетевых отношений в форме корпоративных и персональных сетей;

- в интернационализации экономики различных стран;

- в формировании национальной инновационной системы;

- в прогрессе в информационно-коммуникационной сфере [10].

Осознание важности знаний и инноваций становится реальностью сначала бизнеса, потом общества и лишь затем - государственной задачей страны, стремящейся к прогрессу. Результатом является государственная поддержка и поощрение новых отраслей экономики и создания условий производства новых знаний. Следствием этого является быстрый рост количества вакансий для производства знаний. Эти организации особенно быстро растут в секторе новых информационных технологий, техники, связи, нанотехнологий и т.д.

Современный этап экономического развития характеризуется глобальными изменениями. Эти изменения, по мнению Э. Тоффле-ра, свидетельствуют о наступлении новой «волны цивилизации» и переходе человечества от индустриального к информационно-технологическому способу производства [9].

По мере роста спроса на экономические ресурсы, которые называются знаниями, начинает увеличиваться количество предложений на этот ресурс и это предложение исходит из сферы образования. Образование - это сумма знаний и связанных с ними навыков и умений, приобретенных посредством систематического обучения. «Образование в целом и есть экономика знаний, передача которых следующему поколению -неограниченная система, обеспечивающая развитие общества», - именно так высказался С. П. Капица об образовании в экономике знаний [1].

Результатом деятельности сферы образования являются не только знания, но и компе -тенции, которые формируются в результате обучения в образовательных организациях. Под компетенцией понимается совокупность характеристик ученого, экономиста, менеджера или инженера, где используются все методы для достижения поставленной цели. К таким характеристикам относятся лидерские качества, целеустремленность, творческий подход к решению задач и т.п. Именно эти качества высоко ценятся в сотрудниках в настоящее время, так как они являются залогом успеха на работе.

Экономика знаний повышает требования к системе образования в целом. Новая экономика знаний требует профессионального

развития и дополнительного образования. Тем самым образуются новые требования в сфере образования:

- непрерывность;

- преемственность уровней образования;

- достижение высокого образовательного уровня;

- практическая ориентированность программ.

Человек все еще остается единственным производителем и распространителем знаний. Признавая это, общество наделило человека новым статусом - образованного человека (или культурного человека).

Мощное воздействие на образование оказывает глобализация. Для постоянного повышения конкурентоспособности любой стране необходима эффективная современная система образования. Развитие образования в современном мире характеризуется такими тенденциями, как демократизация, социальная справедливость и повышение качества образования. На сегодня образование является важной составляющей для формирования у человека знаний, и такой человек является важнейшим фактором экономического роста. Современным мировым трендом является получение всеобщего высшего образования, например, в Корее, Японии, Ки -тае. А в России высокий показатель образованных людей отмечается лишь в прошлые годы, когда образование было бесплатным. На сегодня уровень образованных людей намного снизился [5]. В современной экономике знаний образовательный ресурс является первостепенной общественной ценностью и определяющим фактором развития всего общества, его формирование и рост занимают центральное место в системе приоритетных общенациональных интересов [3].

Таким образом, в экономике знаний область образования становится инструментом эффективного создания, распространения и применения знаний и умений, определяющим позицию образования как первого сектора экономики знаний. Поскольку образование становится ключевым элементом новой экономики знаний, в будущем это должно быть больше, чем просто интеллектуальная рента, что определяет международную конкурентоспособность страны. Но в условиях современной экономики даже самые передовые знания, полученные в лучших универси-

тетах, могут быстро устареть. И в международной конкуренции преимущество получат те, кто сможет стать лидером не только в производстве знаний, но и в их широком и гибком распространении через международ-

ную систему образования. На смену установке «образование на всю жизнь» приходит требование - «образование в течение всей жизни». «Корни образования горькие, но плоды сладкие», - говорил Аристотель.

Список литературы_

1. Капица С.П. Экономика знаний: контекст российских проблем // Цикл публичных дискуссий «Россия в глобальном контексте». Вып. 15. URL: www.nikitskyclub.ru (дата обращения: 08.06.2022).

2. Клейнер ГБ. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 32.

3. Колядин А.П. Роль знаний и образования в инновационной экономике. URL: https://upload.pgu.ru/iblock/771/ uch_2009_x_00019.pdf (дата обращения: 08.06.2022).

4. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. С. 35.

5. Макашева Н.П., Макашева Ю.С. Роль образования в формировании трудовых ресурсов экономики знаний. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovaniya-v-formirovanii-trudovyh-resursov-ekonomiki-znaniy?ysclid=l4wh utjikm87663101 (дата обращения: 08.06.2022).

6. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего // Новая индустриальная волна на Западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Akademia, 1999. С. 337-371.

7. Современная экономика: общедоступный учебный курс. Ростов: Феникс, 2001. 673 с.

8. Суворов Н.А. Образование в эпоху «экономику знаний». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-epohu-ekonomiki-znaniy/viewer (дата обращения: 08.06.2022).

9. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004. 784 с.

10. Ярушкина Е.А. Новая роль сферы образования в экономике знаний. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ novaya-rol-sfery-obrazovaniya-v-ekonomike-znaniy?ysclid=l4whvw5vuh718657417 (дата обращения: 08.06.2022).

References_

1. Kapitsa S.P. Economics of knowledge: the context of Russian problems. Cycle of public discussions "Russia in a global context". Issue 15. URL: www.nikitskyclub.ru (accessed: 08.06.2022).

2. Kleiner G.B. Microeconomics of knowledge and myths of modern theory. Higher education in Russia. 2006. No. 9. p. 32.

3. Kolyadin A.P. The role of knowledge and education in the innovative economy. URL: https://upload.pgu.ru/iblock/771/ uch_2009_x_00019.pdf (date of application: 08.06.2022).

4. Makhloop F. Production and dissemination of knowledge in the USA. M.: Progress, 1966. p. 35.

5. Makasheva N.P., Makasheva Y.S. The role of education in the formation of labor resources of the knowledge economy. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovaniya-v-formirovanii-trudovyh-resursov-ekonomiki-znaniy?ys clid=l4whutjikm87663101 (accessed 08.06.2022).

6. Sakaya T. The value created by knowledge, or the History of the future. New Industrial Wave in the West: anthology / edited by V.L. Inozemtsev. M.: Akademia, 1999. pp. 337-371.

7. Modern Economics: a public educational course. Rostov: Phoenix, 2001. 673 p.

8. Suvorov N.A. Education in the era of the "knowledge economy". URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-epohu-ekonomiki-znaniy/viewer (date of reference: 08.06.2022).

9. Toffler E. The third wave. M.: AST, 2004. 784 p.

10. Yarushkina E.A. The new role of education in the knowledge economy. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ novaya-rol-sfery-obrazovaniya-v-ekonomike-znaniy?ysclid=l4whvw5vuh718657417 (accessed 08.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.