дистрибуция экономики знаний в процессе создания новой экономической модели
Комарова Оксана Михайловна
Кандидат экономических наук, доцент, Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево), e-mail: [email protected] DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10068
Аннотация: введение. в современных условиях российское общество проходит сложный путь своего инновационного преобразования в цифровое общество. особенность данного преобразования связана с необходимостью одновременного осуществления структурных сдвигов национальной экономики в сторону экономики, в которой основную ценность представляет интеллектуальный капитал (знания способности, опыт и информация о знаниях).
материалы и методы исследования. в исследовании применялись теоретический анализ и систематизация существующих экономических теорий, характеризующих особую роль экономики знаний в модернизации общественно-экономических систем. также были использованы структурно-функциональный и социально-психологические подходы, которые позволили определить главенствующее значение экономики знаний в стратегии развития современной модели постиндустриального цифрового общества.
результаты исследования. рамки представленной статьи не позволяют осуществить более развернутый анализ происходящей трансформации экономики знаний. тем ни менее, на сегодняшний день наискорейший и качественный переход к экономике знаний является наиважнейшим этапом создания новой экономической модели постиндустриального цифрового общества (т.е.цифровой экономики).
обсуждение и заключение. Для успешного перехода к экономике знаний необходимо понимание и готовность всех институциональных уровней власти, каждого отдельно взятого хозяйствующего субъекта российской Федерации и каждого гражданина к осуществлению инновационной деятельности и развитию собственного научно-технического потенциала. При этом основными проблемами успешности перехода к экономике знаний выступили: десинхронизация экономических отношений, отсутствие зрелой телекоммуникационной инфраструктуры, низкий уровень компетенции современных специалистов.
ключевые слова: экономика знаний, цифровая экономика, постиндустриальное общество, интеллектуальные активы.
distribution of the knowledge economy in the process of creating a new economic model
Komarova Oksana Mikhailovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, State University of Humanities and technology (Orekhovo-Zuyevo), e-mail: [email protected]
Abstracts: Introduction. In modern conditions, Russian society is going through a difficult path of its innovative transformation into a digital society. The peculiarity of this transformation is connected with the need for simultaneous implementation of structural shifts of the national economy towards an economy in which the main value is intellectual capital (knowledge, abilities, experience and information about knowledge).
Materials and methods of research. The study applied theoretical analysis and systematization of existing economic theories characterizing the special role of the knowledge economy in the modernization of socio-economic systems. Structural-functional and socio-psychological approaches were also used, which allowed to determine the predominant importance of the knowledge economy in the development strategy of the modern model of post-industrial digital society.
Research result. The scope of the article does not allow for a more detailed analysis of the ongoing transformation of the knowledge economy. Nevertheless, today the fastest and qualitative transition to the knowledge economy is the most important stage in the creation of a new economic model of a post-industrial digital society (i.e. digital economy).
Discussion and conclusion. For successful transition to knowledge economy it is necessary to understand and readiness of all institutional levels of the power, each separately taken economic subject of the Russian Federation and each citizen to implementation of innovative activity and development of own scientific and technical
potential. At the same time, the main problems of the successful transition to the knowledge economy were: desynchronization of economic relations, lack of Mature telecommunications infrastructure, low level of competence of modern specialists.
Keywords: knowledge economy, digital economy, post-industrial society, intellectual assets.
социально-экономические системы различных уровней, сущности, форм и принадлежности в современных условиях создают разнообразные блага, удовлетворяющие потребности как в обществе в целом, так и отдельных его субъектов. в ходе этого процесса происходит постоянное совершенствование и развитие производительных сил и средств производства, механизма управления, прогрессивное развитие техники и технологии производства, осуществляется переход от одного к другому технологическому укладу. Данные изменения в экономических системах происходят на основе преобразования экономики в соответствии с новыми реалиями, в которых они существуют.
в настоящее время, огромной преобразующей силой модернизации общественно-экономических систем, становятся не экономическая глобализация и автоматизация технологических процессов, с углублением экономической специализации основных видов деятельности, а новые знания. материализация этих знаний позволяет создать принципиально новые блага и технологии, направленные на удовлетворение всё возрастающих и изменяющихся потребностей общества. именно в существующей действительности, экономика и все элементы ее системы, постоянно совершенствуясь, переходит в качественно новое состояние - «экономику знаний», т.е. систему, основанную на интеллектуальных способностях людей и постоянно растущих объемах достижений науки и техники.
термин «экономика знаний» в научной литературе был впервые использован ещё в 1962 году австроамериканским ученым Фрицем махлупом, который аргументировал сущность влияния совокупности знаний, умений и навыков, а также профессионального мастерства на создание и развитие производства. Концепция «экономики знаний» получила свое развитие во второй половине 60-х годов ХХ столетия, т.е. в постиндустриальный этап развития мировой экономики. суть данной концепции заключалась в формировании специальных знаний высокотехнологической направленности и в приумножении фундаментальных теоретических познаний об организации и протекании экономических и производственных процессов [3; 11].
согласно утверждению Л.э. миндели и Л.К. Пипия «исторически
концепция экономики знаний и общества, основанного на знаниях, пришла на смену концепции информационного общества, которая в свою очередь сформировалась на основе разработок по изучению постиндустриального общества» [6; 177].
В формирование и развитие «Концепции экономики знаний» на наш взгляд, значительный вклад внесли авторы институционально-эволюционной теории (Ю.В. Яковец, Б.И. Кузык, А.И. Агеев, Д.С. Львов, С.Ю. Глазьев, Р. Нельсон, С. Уинтер, Р.А. Фатхутдинов и др.), касающейся рассмотрения цикла развития инноваций, как нового знания, во взаимосвязи с циклично-генетическими закономерностями развития общества (т.е. носителями знания).
Основные принципы Концепции рассеивания экономических знаний были сформированы в 1974 году, австрийским нобелевским лауреатом по экономике Фридрихом Августом фон Хайеком. В дальнейшем его последователи И. Нонака и Х. Такеучи обосновали подходы к оценке эффективности деятельности по производству новых знаний, которые позднее транслировались представителями неоинституционализма, т.е. институциональной теории, происходящей от социологии и теории организации.
определенную роль в становлении «Концепции рассеивания экономики знаний» играют научные труды М. Портера, С. Штерна, Д. Фридмена, А. Зорина и Д. Ависона, рассматривающие, в рамках структурно-институциональных теорий, конвергенции инновационных (знаниевых) институциональных структур и информационно-инновационного потенциала текущего этапа экономики, но с разных сторон.
Несмотря на целый ряд выделенных особенностей «экономики знаний», в структурно-институциональной теории, необходимо отметить центральное место в развитии ее Концепции сформированные заключения и выводы, представителями (Т. Веблен, У Митчелл, Дж. Коммонс, Дж. Гэлдбрейт, Л.Вальрас, П. Дэвидсон, Р. Нуреев и др.) ортодоксальной экономической теории, а в частности школы «старого» институционализма. Согласно их мнению основу «Концепции экономики знаний» составляют представления о рынке, как об основном устройстве, способствующем выявлению, преобразованию из неформализованных знаний в формализованные, а также использованию и координации знаний миллионов не взаимосвязанных между собой участков рынка. При этом конкурентный рынок способствует снижению степени искажения информации о сущности, предназначении и принципах распространения конкретного знания. такой подход к анализу знаний позволяет каждому агенту (т.е. участнику рынка) оценить свои специфические знания.
особое значение на всплеск интереса к дальнейшему развитию «Концепции экономики знаний» сыграли радикально настроенные мейнстримные экономисты (П. Блэкуэлл, Э. Энгель, Э. Коллат, Д. Энджел, П. Миниард, П. Ромер, Т. Пикетти), представители гетеродоксальной экономической теории. они утверждали, что человек - это экономический агент, со своими мотивационными установками на осуществление непрерывного процесса генерации новшеств и идей социально-
экономического развития мира. согласно данному утверждению, основу конкурентного развития стран, компаний и материализованных услуг (т.е. товаров) составляют информационные потоки в форме знаний, и многочисленные теоретико-методические наработки в сфере экономической мысли.
«современная наука трактует экономику, основанную на знаниях, как тип экономики, где сектор знаний играет решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста. в работах П. Дранера, м. Поланьи, Т. Сакайя, Д. Ходжсона, Л. Эдвинссона знание рассматривает как главный ресурс общественного развития, экономический продукт, базис современной экономической деятельности субъектов» [4, с. 5].
Проведенный теоретический анализ и систематизация существующих экономических теорий позволили отразить произошедшую трансформацию экономики знаний, сделавшую ее сегодня наиважнейшим этапом создания новой экономической модели постиндустриального цифрового общества (т.е.цифровой экономики).
итак, в соответствии с «Концепцией экономики знаний» преобразование и подъем всей финансово-хозяйственной системы базируется на природно-материальных ресурсах (земле, запасах сырья, товарно-материальных ценностях, оборудовании и т.п.), но обеспечивается внутренними нематериальными факторами (интеллектуальными способностями персонала, человеческим капиталом, наукоемкими технологиями, гудвиллом и т.п.).
Как уже упоминалось ранее в моей монографии «Перспективы и риски стратегического управления инновациями в условиях цифровизации экономики» - «существенная доля современного рыночного хозяйства основана на экономике знаний, использование которых в качестве материального и финансового ресурса, имеет свои особенности. Непрерывность процесса воспроизводства новых знаний и неотчуждаемость их в процессе купли-продажи, с одной стороны, способно вызвать кризис перепроизводства знаний. с другой стороны, сформировать существенные конкурентные преимущества, за счет уникальных свойств и видов формируемых знаний. следовательно, экономика знаний существенно увеличивает ценность фундаментальных и прикладных исследований, являющихся уникальным источником формирования представлений о человеке, обществе и природе» [4; 11].
в эпоху индустриального общества в системе фундаментальных и прикладных знаний всеобъемлющее значение имела логика системного подхода, а естественные, гуманитарные и общественные дисциплины в данной системе использовались как конструкторско-технологический комплекс, превращаясь в производительную силу. в эпоху постиндустриального общества система инновационных знаний (экономики знаний) базируется на инновационных научных методиках и прикладных психотехниках, предполагающих взлом сознания с перехватом управления и уходом от логически системной рационализации труда. в качестве конструкторско-технологического комплекса в экономике знаний используются когнитивные технологии, превращаясь в
искусствовысокой культуры, исключительные способности, сверхчувствительное восприятие людей окружающей действительности.
Таким образом, основным отличием постиндустриального типа экономического развития (т.е. информационной экономики) является, превращение науки в высокотехнологичную продукцию, а также повсеместное ускорение всех воспроизводственных процессов, как в материальной, так и не материальной сфере. Развитие экономики знаний существенным образом изменяет окружающую среду, социальный ландшафт (разрушая традиционные институты и структурные надстройки), а также систему экономических отношений.
основными характеристиками, раскрывающими сущность экономики знаний, на сегодняшний день являются:
• знание не существует без информации, которая в свою очередь выступает движущей силой распространения знаний;
• знания по средствам современных информационно-цифровых технологий также, как сырьевые, материальные, финансовые и трудовые ресурсы реализуются на рынке экономических объектов, соответственно тоже выступают в качестве фактора производства;
• знания являются результатом осмысленной целенаправленной познавательной деятельности, способной преобразовать модели общественной жизни и социального поведения.
По мнению иностранных и российских специалистов в области стратегического и инновационного менеджмента, экономика знаний отождествляется с инновационной экономикой. Это происходит в результате единства признаков, общности целей развития и сходства (тождественности) элементов системы. Увеличение сектора знаний достигается за счет экономического роста доли инноваций, а усиление интенсивности создания новаций (т.е. нового знания и технологий) является глобальной тенденцией мирового развития.
исходя из основных характеристик современного мирового хозяйства, к которым относятся: расширенная интеграция национальных экономик и региональных рынков, глобализация всех воспроизводственных процессов, высокая степень развития международного разделения труда, международная концентрация капитала, можно отметить, что важнейшими и самыми необходимыми факторами экономического роста (т.е. успеха) становятся научно-технический прогресс и рост наукоемкости и высокотехнологичности производства. именно наличие данных факторов позволили получить мировое господство США, Японии, Израилю, Германии в сфере экономики, политики и военной сфере. осознанная важность и исключительное значение экономики знаний, правительства выше перечисленных государств, стали активно разрабатывать и реализовывать политику управления инновациями и ряд дополнительных поддерживающих программ, например инновационную политику, стратегическую политику, маркетинговую политику и т.д. Это позволит
этим государствам в итоге сделать еще более мощный научно-технологический рывок, тем самым увеличить разрыв по всем макроэкономическим показателям, представленным в системе национальных счетов (СНС).
При переходе к экономике знаний в практике и теории менеджмента возникла совершенно новая область управленческой деятельности - это управление интеллектуальными активами, или управление знанием. в фокусе данного типа управленческой деятельности оказывается способность к нововведениям, создающим для потребителей продукции и услуг, принципиально новые свойства благ.
в силу специфики объекта управления, представленного типа экономического развития, изменяется качество человеческого потенциала за счет использования развернутых, многовекторных систем образования и непрерывности процесса обновления знаний. в тоже время построение новой экономической системы (экономики знаний) связано:
1. с активным использованием информации как современного средства труда;
2. с резким возрастанием вклада в создание общественных благ новшеств и знаний;
3. с использованием интернета, как нового элемента инфраструктуры;
4. с изменением парадигмы подготовки кадров на базе общественного интеллекта, ноосферного и инновационного образования;
5. с повышением значимости научно-исследовательских и образовательных институтов, как основных производителей новых знаний и новшеств;
6. с обеспечением экономического роста на основе интенсивных факторов инновационного развития национальной экономики;
7. с ростом производительности труда и эффективности научно-технического прогресса.
Квалифицированное управление знаниями - задача более сложная, чем управление материальными активами, финансовыми или трудовыми ресурсами. оно дает возможность получать принципиально новые преимущества в конкурентной борьбе, поскольку позволяет использовать не доступные большинству рыночных агентов сигналы о перспективных технологиях, будущих потребностях и спросе.
Формирование современной системы управления знаниями нацелено:
• на создание новых продуктов, технологий, услуг и/или качеств, т.е. создание инноваций;
• на повышение эффективности получения и использования знаний, которое в свою очередь выражается через снижение затрат и увеличения скорости интеллектуального развития общества.
При этом к элементам системы управления знаниями относятся: процесс сбора знаний; процесс распределения знаний; процесс эффективного использования знаний; процесс стратегического управления знаниями.
основным драйвером перехода россии к новой экономической модели
управления - модели постиндустриального цифрового общества, и основным элементом, определяющим перспективы ее развития, является дистрибуция экономики знаний во все компоненты этой сложной системы. В частности, в такие традиционные компоненты как:
1. механизм управления, включающий принципы управления, функции управления, целеполагания управления, методологию управления;
2. структура управления, включающая организационную структуру управления, управленческий персонал, функциональную структуру управления, схему внутриорганизационных отношений;
3. процесс управления, включающий организационную культуру, информатизацию, систему коммуникаций, стиль формирования кадров;
4. технология управления, включающая организацию документооборота, организацию планирования, систему контроля, систему оценки результатов и альтернатив, технические средства управления.
Успешность процесса дистрибуции экономики знаний в процессе формирования постиндустриального цифрового общества, в свою очередь зависит от готовности государства к активному переходу на экономику знаний. в рамках процесса построения нового типа экономических отношений, т.е. экономики знаний необходимо: развивать ИТ- инфраструктуры; обеспечить рост поступлений в бюджет от НИОКР; осуществить замещение промышленного капитала капиталом знаний; произвести децентрализацию производственных и наукоемких мощностей; сформировать новый класс интеллектуалов, готовых возглавить общественную власть; изменить статус наемного рабочего, например на наставника, самозанятого, волонтера и т.п.; усилить роль малого и среднего бизнеса.
основными проблемами успешности перехода к экономике знаний выступили: десинхронизация экономических отношений, отсутствие зрелой телекоммуникационной инфраструктуры, низкий уровень компетенции современных специалистов.
Таким образом, необходимо признать, что в силу целого ряда причин в обозримой перспективе для успешного завершения дистрибуции экономики знаний в процесс создания новой экономической модели необходимо переосмысление возможности дальнейшего использования устаревшей управленческой стратегии и застарелых механизмов управления.
результатом данного переосмысления должны выступить новые формы управленческого взаимодействия - макдонализация социальных взаимодействий, постфордизм в производственных отношениях, играизация социальных взаимодействий, эффект эмерджентости и функциональной синергии [3; 93].
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилова И.В., Захарова К.В., Малащенкова Т.А. Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые условия ее формирования // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 655-659. - Режим доступа: https://moluct. ru/archive/144/29877/
2. Комарова О.М. Роль государства в подготовке кадров цифровой экономики // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. -2018. - №3(ч.1). - С.38-40.
3. Комарова О.М. Перспективы и риски стратегического управления инновациями в условиях цифровизации экономики: монография / Комарова О.М.— Орехово-Зуево: Научное издание. ГГТУ, 2018. — 100 с.
4. Мирошниченко Н.В. Формирование институтов экономики, основанной на знаниях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность: 08.00.01 - Экономическая теория. -Саратов: ГОУ ВПО СГСЭУ, 2010. 172 с. - Режим доступа: https://www.dissercat. com/content/formirovanie-institutov-ekonomiki-osnovannoi-na-znaniyakh
5. Нестеренко Е.А., Козлова А.С. Направления развития цифровой экономики и цифровых технологий в России // Научно-практический журнал. ISSN 2618-6780. «Экономическая безопасность и качество». - 2018. - №2(31). -С.9-14.
6. Оганьян А.Г. Высшее образование как институциональный фактор интенсификации воспроизводства интеллектуального капитала в условиях инновационной трансформации российской экономической системы: монография / Оганьян А.Г. - Ростов-на-Дону: Научное издание. Издательство РСЭИ, 2016. - 271 с.
7. Оганьян А.Г. Некоторые аспекты теоретико-методологических подходов к инновационной трансформации системы высшей школы как императива становления экономики знаний // Вестник университета. - 2018. - №7. - С. 3037. - Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/artide/n/nekotorye-aspekty-teoretiko-metodologicheskih-podhodov-k-innovatsionnoy-transformatsii-sistemy-vysshey-shkoly-kak-imperativa
8. Семячков К.А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. - №8 (80). Номер статьи: 8001. Дата публикации: 2017-08-28. - Режим доступа: https://sovman.ru/article/8001/
9. Смагин Ю.В. Экономики знаний и реальность // Метеор-Сити. - 2016. - № 4. - С. 36-42. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ekonomika-znaniy-i-realnost
10. Юдина Т.Н. «Подглядывающий капитализм» как «цифровая экономика» и/или «цифровое общество» // Научный электронный экономический журнал «Теоретическая экономика» (www.theoreticaleconomy. ru). - 2018. - № 4 (46). - С. 13-17.
REFERENCES
1. Gavrilova I.V., Zakharova K.V., Malashchenkova T.A. Ponyatie i kharakteristika ekonomiki znanii, neobkhodimye usloviya ee formirovaniya [The concept and characteristics of the knowledge economy, the necessary conditions for its formation]. Molodoi uchenyi [Young scientist]. 2016. No 10. Pp. 655-659. Available at: https://moluct.ru/archive/144/29877/
2. Komarova O.M. Rol' gosudarstva v podgotovke kadrov tsifrovoi ekonomiki [The role of the state in training the digital economy]. Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii [Competitiveness in the global world: economics, science, technology]. 2018. No 3(ch.1). Pp.38-40.
3. Komarova O.M. Perspektivy i riski strategicheskogo upravleniya innovatsiyami v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki: monografiya [Prospects and Risks of Strategic Innovation Management in the Digitalization of the Economy: Monograph]. Orekhovo-Zuevo: Nauchnoe izdanie. GGTU [Scientific publication. GSTU], 2018. 100 p.
4. Miroshnichenko N.V. Formirovanie institutov ekonomiki, osnovannoi na znaniyakh. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk. Spetsial'nost': 08.00.01 - Ekonomicheskaya teoriya. [Formation of institutions of a knowledge-based economy. Abstract of dissertation for the degree of candidate of economic sciences. Specialty: 08.00.01 - Economic theory.]. Saratov: GOU VPO SGSEU, 2010. 172 p. Available at: https://www.dissercat.com/ content/formirovanie-institutov-ekonomiki-osnovannoi-na-znaniyakh.
5. Nesterenko E.A., Kozlova A.S. Napravleniya razvitiya tsifrovoi ekonomiki i tsifrovykh tekhnologii v Rossii [Directions for the development of the digital economy and digital technologies in Russia]. Nauchno-prakticheskii zhurnal. ISSN 2618-6780. «Ekonomicheskaya bezopasnost' i kachestvo» [Scientific and practical journal. ISSN 2618-6780. "Economic Security and Quality"]. 2018. No 2(31). Pp.9-14.
6. Oganyan A. G. Vyssheye obrazovaniye kak institutsional'nyy faktor intensifikatsii vosproizvodstva intellektual'nogo kapitala v usloviyakh innovatsionnoy transformatsii rossiyskoy ekonomicheskoy sistemy [Higher Education as an Institutional Factor of Intensification of the Reproduction of Intellectual Capital under the Conditions of Innovative Transformation of the Russian Economic System]: monograph. Oganyan A.G. Rostov-on-Don, from the RSEI, 2016. 271 p.
7. Ogan'yan A.G. Nekotorye aspekty teoretiko-metodologicheskikh podkhodov k innovatsionnoi transformatsii sistemy vysshei shkoly kak imperativa stanovleniya ekonomiki znanii [Some aspects of theoretical and methodological approaches to the innovative transformation of the higher education system as an imperative for the formation of a knowledge economy]. Vestnik universiteta. 2018. No 7. Pp. 30-37. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-teoretiko-metodologicheskih-podhodov-k-innovatsionnoy-transformatsii-sistemy-vysshey-shkoly-kak-imperativa
8. Semyachkov K.A. Tsifrovaya ekonomika i ee rol' v upravlenii sovremennymi sotsial'no-ekonomicheskimi otnosheniyami [The digital economy and its role in the management of modern socio-economic relations]. Sovremennye tekhnologii upravleniya. ISSN 2226-9339. №8 (80). Nomer stat'i: 8001. Data publikatsii: 201708-28 [Modern management technology. ISSN 2226-9339. No. 8 (80). Article number: 8001. Date of publication: 2017-08-28.]. Available at: https://sovman.ru/article/8001/
9. Smagin Yu.V. Ekonomiki znanii i real'nost' [Knowledge Economy and Reality]. Meteor-Siti. 2016. No 4. Pp. 36-42. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/v/ekonomika-znaniy-i-realnost
10. Yudina T.N. «Podglyadyvayushchii kapitalizm» kak «tsifrovaya ekonomika» i/ili «tsifrovoe obshchestvo» ["Peeping capitalism" as a digital economy and / or digital society]. Nauchnyi elektronnyi ekonomicheskii zhurnal «Teoreticheskaya ekonomika» [Scientific electronic economic journal «Theoretical Economics»] (www. theoreticaleconomy. ru). 2018. No 4 (46). Pp. 13-17.