Научная статья на тему 'Трансформация научно-коммуникативных связей в контексте построения информационной экономики'

Трансформация научно-коммуникативных связей в контексте построения информационной экономики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НАУЧНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / KNOWLEDGEAND INFORMATION-BASED ECONOMY / DIGITAL ECONOMY / SCIENTIFIC AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Канатникова Екатерина Андреевна, Юсипов Евгений Ансарович

Проанализировано влияние трансформаций современных форм научно-коммуникативных связей в контексте построения информационной экономики. Выделены базовые характеристики становления инновационного общества: информационное общество, инновационная экономика, экономика знания, цифровая экономика, электронные и цифровые коммуникации. В результате проведенного феноменологического анализа этих понятий была установлена взаимосвязь построения цифровой экономики, непосредственно связанной с уровнем развития современного общества и научными коммуникациями. Данный факт обусловлен тем, что в основе информационно-инновационной экономики лежит информация, которая, превращаясь в производственную силу, становится знанием и главной ценностью. Научно-коммуникативные связи необходимы для развития научного знания и, как следствие, инновационных продуктов, являющихся практическим результатом данного знания. Исследовано влияние современных информационно-коммуникативных технологий на развитие научного знания. Становление современного общества, главной целью которого является инновационное развитие, качественно трансформировало традиционную организацию научно-исследовательской деятельности и научного сообщества в целом. Основной негативной тенденцией данных трансформаций является искажение традиционных моральных и этических принципов научного сообщества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of scientific and communication relationships in the context of building an information economy

The paper analyzes the impact of transformations of modern forms of scientific and communication relationships in the context of building an information economy. The basic characteristics of the formation of an innovative society are highlighted: “information society”, “innovative economy”, “economy of knowledge”, “digital economy”, “electronic and digital communications”. As a result of the phenomenological analysis of these concepts, we found a relationship of building a digital economy directly related to the level of development of modern society and scientific communications. This is due to the fact that at the core of knowledgeand information-based economy is information, which, turning into a production force, becomes knowledge and the main value. Scientific and communication relationships are necessary for the development of scientific knowledge and consequently, innovative products that are the practical result of this knowledge. The paper examines the influence of modern information and communication technologies on the development of scientific knowledge. The formation of modern society, whose main goal is innovative development, has qualitatively transformed the traditional organization of research activities and the scientific community as a whole. The main negative trend of these transformations is the distortion of the traditional moral and ethical principles of the scientific community

Текст научной работы на тему «Трансформация научно-коммуникативных связей в контексте построения информационной экономики»

УДК 101.1

БОТ: 10.18698/2306-8477-2019-3-607

Трансформация научно-коммуникативных связей в контексте построения информационной экономики

© Е.А. Канатникова, Е.А. Юсипов МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Проанализировано влияние трансформаций современных форм научно-коммуникативных связей в контексте построения информационной экономики. Выделены базовые характеристики становления инновационного общества: информационное общество, инновационная экономика, экономика знания, цифровая экономика, электронные и цифровые коммуникации. В результате проведенного феноменологического анализа этих понятий была установлена взаимосвязь построения цифровой экономики, непосредственно связанной с уровнем развития современного общества и научными коммуникациями. Данный факт обусловлен тем, что в основе информационно-инновационной экономики лежит информация, которая, превращаясь в производственную силу, становится знанием и главной ценностью. Научно-коммуникативные связи необходимы для развития научного знания и, как следствие, инновационных продуктов, являющихся практическим результатом данного знания.

Исследовано влияние современных информационно-коммуникативных технологий на развитие научного знания. Становление современного общества, главной целью которого является инновационное развитие, качественно трансформировало традиционную организацию научно-исследовательской деятельности и научного сообщества в целом. Основной негативной тенденцией данных трансформаций является искажение традиционных моральных и этических принципов научного сообщества.

Ключевые слова: инновационно-информационная экономика, цифровая экономика, научно-коммуникативные технологии

Развитие современных информационных технологий влияет на все сферы жизнедеятельности общества, что обусловлено глобализирующимися процессами и формированием единого информационного пространства. Одним из примеров может служить интеграция таких феноменов, как научное знание и экономика.

Данная тенденция в современной науке связана с развитием инновационного общества, обусловленного формированием таких базовых характеристик, как информационное общество, инновационная экономика, информационная экономика, а также трансформацией научно-коммуникативных связей и развитием электронных и цифровых коммуникаций.

Феноменологический анализ базовых характеристик инновационного общества. Информационное общество является одной из концепций постиндустриального общества, новой исторической фазой развития цивилизации, в которой главными продуктами произ-

водства являются информация и знание [1, с. 5]. Один из идеологов концепции постиндустриального общества М. Кастельс отмечает: «Ключевым пунктом, делающим общество информациональным, является становление нового этапа развития общества, в котором сбор, обработка и распространение информации являются фундаментальной основой производительности и власти вследствие новых технологических условий» [2, с. 39].

Становление информационного общества неразрывно связано с развитием инновационной экономики. Инновационная экономика — экономика, основанная на существенном и массовом использовании научных знаний в производстве товаров и услуг [1, с. 5]. Формирование инновационной экономики обусловлено наличием инновационной системы и инновационной деятельности.

Инновационная система представляет собой подсистему общества, прежде всего экономику, нацеленную не только на воспроизводство и репродукцию достигнутого уровня развития, но и на его обновление, прогресс. Основой инновационной системы является инновационная деятельность — процесс создания новых потребительских стоимостей (товаров и услуг) [1, с. 6].

Таким образом, ключевым понятием данных базовых характеристик инновационного общества является знание, интеллектуальная деятельность человека, направленная на формирование нового общества (см. рисунок).

Информационное общество

I

Инновационная экономика

Инновационная система

Экономика знания

<

Инновационная деятельность —»- Новое знание

I

Полезная модель

I

Опытный образец

I

. Новая потребительская самость

(инновационный продукт)

Взаимодействие структурных компонентов инновационной экономики знания

Экономика знания основана на производстве, обновлении, циркуляции, распределении и применении знаний. Она использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Базовыми продуктами экономики знания являются научная и разнообразная

высокотехнологичная продукция, высококвалифицированные услуги, образование.

Таким образом, экономика знания неразрывна с научно-коммуникативными связями, необходимыми для развития научного знания и, как следствие, инновационных продуктов, являющихся практическим результатом данного знания.

Один из базовых показателей построения новой экономики — информационная и коммуникационная инфраструктура, т. е. способность к эффективному распространению и переработке информации.

«В новой экономике основная часть совокупной рабочей силы представлена занятостью не в сфере материального производства или в секторе распределения материальных благ, а в сфере проектирования, разработки, технологии, маркетинга, продажи и обслуживания этих знаний. В экономике, в которой идеи, информация, знания составляют основу инноваций и экономического роста, доминирует постоянный поток информации, а также мощный потенциал науки и техники... В экономике знания решающими становятся два капитала — человеческий капитал и информационно-коммуникативный» [3, с. 7].

В связи с тем что одними из ключевых характеристик современного общества являются информатизация и развитие сетевых технологий, стоит отметить, что инновационная экономика, основанная на знании, есть не что иное как информационная экономика, от уровня развития которой зависит благополучие всей страны.

«Информационная экономика — это ступень в развитии производственных сил, характеризующаяся увеличением роли информации и знания в жизни общества, возрастанием доли информационных и коммуникативных технологий, информационных продуктов, созданием глобального информационного пространства» [4, с. 277].

Приоритет в выборе курса на развитие информационной экономики обусловлен принятием в 2000 г. странами 07 «Хартии глобального информационного общества», а также введением национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации 2024», утвержденной решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. [5].

Одной из особенностей информационной экономики является ее сетевой, виртуальный характер, реализующийся в интернет-пространстве посредством современных информационно-коммуникативных технологий.

Р.И. Цвылев отмечает, что возникновение сетевой экономики и формирование сопутствующих сетевых структур обусловлено развитием информационных технологий [6, с. 141].

Негативные аспекты трансформации современных научно-коммуникативных технологий. В связи с тем что информация стано-

вится знанием только тогда, когда превращается в производственную силу, главным двигателем развития информационно-инновационной экономики становится научное знание. Интеллектуальный капитал формируется и интегрируется в научном сообществе, ввиду чего научное сообщество становится во главе формирования информационного общества и развития инновационной экономики.

Формирование современного общества, главной целью которого является инновационное развитие, качественно трансформировало традиционную организацию научно-исследовательской деятельности и научного сообщества в целом. Данные изменения связаны в первую очередь с всевозрастающей ролью экономики в сфере производства и распространения научной информации. Появляется такое понятие, как научная бюрократия.

Научные институты теряют свою независимость, в результате чего развитие научного знания приобретает определенный экономически обусловленный сценарий развития: заказчик — специалист — экономическая выгода.

Инновационная экономика требует развития инновационных продуктов. Встает вопрос о финансировании как одной из доминирующих проблем науки. На первый план выходит роль заказчика того или иного инновационного продукта, обеспечивающего его финансирование. Для реализации поставленной задачи необходимо, в свою очередь, наличие специалиста для выполнения заказа. Данные специалисты представляют собой определенную научную элиту.

Однако создание элиты происходит под влиянием высокой коммерциализации науки и влечет за собой искажение традиционных моральных и этических принципов научного сообщества. Основными требованиями для участников элиты являются наличие ученых степеней и высокая публикационная активность.

Формирование современной научной элиты — отправная точка влияния экономики на науку в ее глубочайших негативных проявлениях.

Ввиду больших финансовых инвестиций в приоритетные области науки стало возрастать число высококвалифицированных специалистов, составляющих новую научную элиту, обеспечивающих развитие инновационных отраслей. Причем число лиц, имеющих ученую степень, количественно отличается от объема проведенных и апробированных в этот промежуток времени научных исследований. Кроме того, остро встал вопрос о валидности дипломов. В рамках масштабной проверки, проведенной Американской ассоциацией научных сообществ (American Association for Advancement of Science — AAAS), в одном из университетов было выявлено 618 специалистов, дипломы которых не соответствовали требованиям, предъявляемым

ВАК к исследовательским работам, 169 из них состояли на службе в государственных органах власти США. В результате данной проверки было закрыто 50 американских колледжей и университетов [7].

Одним из условий формирования новоиспеченной научной элиты, наряду с наличием ученой степени, является публикационная активность ученого, обеспечивающая его высокий научный статус.

В конце 1990-х годов успехи взаимодействия науки и высокотехнологичного бизнеса были омрачены рядом скандалов, привлекших внимание не только научного сообщества, но и государственных органов, ответственных за развитие науки [8, с. 41].

С определенной регулярностью в авторитетных научных журналах, входящих в перечень ВАК, стали появляться отчеты и статьи, авторы которых позднее были уличены в подтасовке, неверной интерпретации и фальсификации результатов исследования. Данный факт свидетельствует о разрыве научно-коммуникационных связей внутри научного сообщества.

«Целостность науки, эффективность научного поиска и развитие науки непосредственным образом зависят от качества содержания информационных массивов. Исследователь вынужден доверять информации, полученной от коллег. Выбор темы работы, прогресс в решении отдельных проблем, перспективность направлений их изучения — все это определяется информацией, которую каждый ученый получает от своих коллег по каналам коммуникации, связывающим в сеть многие тысячи охотников за новым научным знанием» [9, с. 47].

Развитие цифровой экономики, интеграция экономики и науки, коммерциализация научной деятельности имеют негативные аспекты, которые реализуются в «злонамеренных нарушениях», связанных с подлогом либо предоставлением недостоверной информации, приводят к разрыву научно-коммуникативных связей и ставят под угрозу развитие качественного научного знания.

Высокая степень коммерциализации современной науки обусловлена в первую очередь тем фактом, что инновационная деятельность, направленная на создание инновационного продукта, неразрывно связана с финансированием того или иного научного исследования, которое влечет развитие конкуренции, а также наличием рисков (рисковые инвестиции, рисковый бизнес). Данный факт обусловливает искажение определенных научно-этических принципов, на первый план выходит стремление к научному признанию, материальной выгоде. Происходит искажение норм корпоративного научного этоса, проявляющееся в разрыве научно-коммуникативных связей.

В результате интеграции экономики и науки формируется супербюрократическая модель управления и финансирования науки. Государственные деятели наделяются полномочиями учреждения, реор-

ганизации и ликвидации научных организаций, а также правом назначения руководителей. В данном контексте следует отметить, что большое количество государственных служащих имеет довольно опосредованное представление о развитии и функционировании научного знания.

Возникает еще один негативный аспект интеграции науки и экономики, а именно коррупция, которая реализуется за счет формирования псевдонаучной элиты, что также приводит к искажению научно-коммуникативных связей.

«В последние годы в России возросли расходы государственного бюджета на инновации, в первую очередь это "Сколково", "Роснано", НИЦ, мегагранты, различные отраслевые проекты» [10]. «На "Сколково" ежегодно в бюджет закладывается сумма в 15-20 млрд рублей, а "Роснано" получает от государства порядка 30-50 млрд рублей в год» [11].

Однако эти затраты оказались малопродуктивными и практически не принесли никаких результатов. Согласно оценкам СМИ, спустя 5 лет после создания «Роснано» можно констатировать, что компания не справилась с поставленной перед ней задачей по формированию в стране наноиндустрии как отрасли [12, с. 4].

Рассмотрим мегагранты как новую тенденцию развития инновационной науки, реализующуюся в качестве чрезвычайно масштабных исследовательских проектов, исполнители которых должны в течение одного года или двух лет не только провести исследование, но и опубликовать его результаты. Здесь можно возвратиться к вышеобо-значенной проблеме формирования инновационной научной элиты, фактам злонамеренных нарушений и т. д., имеющим место ввиду сжатых сроков для отчета о потраченных финансовых средствах, направленных на реализацию мегагранта.

Данный факт свидетельствует о том, что при катастрофически низкой финансируемости российской науки чиновники перенаправляют бюджетные средства в приоритетные инновационные области, оставляя другие немаловажные отрасли научного знания без какой-либо финансовой поддержки со стороны государства. В первую очередь речь идет о социально-гуманитарных исследованиях новейших технологий, которые в современном обществе становятся все более важны и необходимы. На данную проблему обращал внимание П. Фейерабенд, отмечавший, что наука стала мощным бизнесом, в котором гуманистические мотивы вытесняются большим вознаграждением и хорошими отношениями с боссом.

Наука превратилась в высококонкурентную сферу деятельности. Она стала гигантским социально-экономическим институтом, вплетенным в промышленное производство, с мощными финансовыми

потоками и финансирующими структурами, т. е. с заказчиком, который надеется получить прибыль благодаря научным разработкам и обойти конкурентов. В результате действия экономической конкуренции разрушается традиционная научная коммуникация, это связано с тем, что в периодических научных изданиях публикуются результаты исследований, а не методы их получениях [13, с. 4]. Данный факт обусловлен скрытием информации о проведении исследования с целью сохранения коммерческой тайны. К сожалению, без воспроизводства метода получения результата познания наука невозможна.

Ввиду интеграции науки и экономики появляется еще одна тенденция, абсолютно новая для науки, — привлечение средств массовой информации для реализации продуктов инновационной деятельности. Достаточно разместить информацию в Интернете, дать рекламу на радио или по телевидению, и любой инновационный продукт получит высокую покупательную способность, о качестве данного продукта в большинстве случаев думать не приходится. Эта тенденция ведет к формированию и востребованности паранауки и лженауки.

Основными отличиями лженауки от науки являются:

• наличие фактов, противоречащих теории, а также их умышленное искажение или игнорирование;

• обоснование теории интуицией и научно необоснованными фактами, использование сложной терминологии для обоснования теории, пренебрежение деталями исследования, противоречащими результатам, фальсификация данных исследования;

• акцент на получение скорых положительных результатов исследования и возможность их практического применения;

• отсутствие у ученого специализированного образования в области исследования;

• претензия на революционный характер открытия;

• отсутствие апробации результатов исследования в авторитетных научных журналах.

В целом стоит отметить отсутствие основных общепринятых обоснований научного знания. «Научное знание — это сформированное на основе фактов развивающееся, логически доказываемое, эмпирически проверяемое, системное, непротиворечивое, общезначимое знание в форме восприятий, представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, приближающихся к адекватному (истинному) отражению сущности познаваемых объектов» [14, с. 94].

Данные тенденции распространяются в современном обществе за счет развития системы открытого доступа к информационным ресурсам, рекламы в СМИ и интернет-пространстве, главной целью которых является продажа того или иного продукта.

Источником данной проблемы является финансирование и, как следствие, конкуренция в получении грантов на научное исследование, а главное — материальная выгода от полученных результатов исследования.

В сфере информационных технологий методы псевдо- и лженауки реализуются в использовании недостоверных, необоснованных данных и умышленном пренебрежении к деталям с целью прорекламировать и выгодно продать товар. В качестве примера можно привести рекламную кампанию Get the Facts [15] корпорации Microsoft, направленную против распространения свободной операционной системы Linux. При проведении независимой экспертизы была доказана неточность экспериментальных данных и фальсифицированность выводов. Корпорация Microsoft была вынуждена свернуть данную рекламную кампанию.

Как было отмечено, результаты лженауки активно используются в бизнесе, в основном для проведения рекламных кампаний продукта — результата научного исследования. Данная тенденция приводит к тому, что бизнес-элите крайне не выгодно существование сильного, сплоченного научного сообщества со стойкими научно-коммуникативными связями.

Кроме того, существует угроза для обычных потребителей разрекламированных товаров и услуг, которые не проходят достаточное количество проверок на результативность и безопасность. Речь идет об инновационных разработках в сфере медицины, которые могут угрожать здоровью потребителя. «В медицине очень широкое распространение получили лженаучные методы. Людей, находящихся в состоянии стресса, очень легко заманить "чудо-стопроцентно-безотказно-быстро-работающими" методами. Последствия таких решений могут быть самыми непредсказуемыми...» [16].

Распространение лженауки препятствует продвижению новых проектов. В качестве примера можно привести программу Mars Direct [17] по высадке человека на Марс. Разработанная в 1990-х годах программа могла быть реализована, она имела все необходимые технические средства и не требовала больших инвестиций. Кроме того, данная программа была одобрена в сообществе NASA. Однако она не получила поддержку в Конгрессе в связи с тем, что политики приняли сторону скептиков, посчитавших ее опасной.

Руководитель данного проекта Роберт Зуберт сравнивает полет на Марс с открытием Америки Колумбом: как и раньше, на пути первопроходцев «рисуют Левиафанов» (космическая радиация, инопланетное заражение и т. п.).

Для борьбы с лженаукой в 1998 г. была создана «Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований» [18].

В задачу Комиссии входит экспертиза теорий и разработок, претендующих на государственное финансирование, с целью исключения возможности получения шарлатанами и фальсификаторами финансирования из государственного бюджета.

Таким образом, базовой причиной трансформации научно-коммуникативных связей современной науки является наличие социально-экономической конкуренции, реализующейся в таких тенденциях, как:

• публикация результатов, а не методов исследования;

• скрытие источника финансирования исследования;

• использование рекламы для внедрения инновационного продукта;

• финансирование приоритетных инновационных отраслей науки;

• минимизация роли социально-гуманитарных исследований;

• злонамеренные нарушения;

• подмена понятий «элита науки» и «шарлатаны науки»;

• развитие проблемы плагиата;

• распространение лженауки и псевдонауки.

По мнению К. Маркса, «капитализм настолько все искажает и трансформирует, что даже науку превращает в производственную силу» [19, с. 93].

Встраивание науки в рыночную систему должно идти только по пути защиты науки от примитивной постановки вопроса о сиюминутной доходности. Наука, встроенная в рыночные механизмы, должна быть защищена от рыночной идеологии.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. Москва, Академический Проект, 2004, 320 с.

[2] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Москва, ГУ ВШЭ, 2000, 608 с.

[3] Гоженко К.Н. Экономика знания как инновационная система. Управление экономическими системами. URL: http://www.uecs.ru/uecs-36-122011 (дата обращения 16.02.2019).

[4] Азрилиян А.Н., ред. Большой экономический словарь. Москва, Институт новой экономики, 1999, 833 с.

[5] Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации 2024». URL: http://govemment.ru/rugovclassifier/614/events/ (дата обращения 16.02.2019).

[6] Сухарев О.С. Информационная экономика, трансакционные издержки и развитие. Журнал экономической теории, 2012, № 1, с. 50-61.

[7] Покровский В.В. Научная полиция против поп-науки. В Германии исследования теперь будут проводить под контролем независимых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

омбудсменов. Биометрика. URL: http://www.biometrica.tomsk.ru/ misconduct_2.htm (дата обращения 16.02.2019).

[8] Ezell O.A. Diploma Mills-Past, Present and Future. College and University, 2002, vol. 77, no. 3, рр. 40-42.

[9] Мирский Э.М., Садовский В.Н., сост., общ. ред. и вступ. статья. Коммуникация в современной науке. Сборник пер. [с англ.]. Москва, Прогресс, 1976, 438 с.

[10] Рогов С.М. Шоковая терапия и «реформа РАН»: реалии российской науки. URL: http://rasconference.ru/data/session1/pdf/Rogov.pdf (дата обращения 26.02.2019).

[11] «Роснано» и «Сколково» на треть урежут бюджет. Известия. URL: https://finance.rambler.ru/economics/19890009 (дата обращения 16.02.2019).

[12] Программа кандидата в президенты РАН академика В.Е. Фортова. Москва, 2013, 48 с.

[13] Пружинин Б.И. Круглый стол «Перспективы российской науки как социального и культурного института». Вопросы философии. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=998 (дата обращения 26.02.2019).

[14] Губанов Н.И., Губанов Н.Н., Волков А.Э. Критерии истинности научного знания. Философия и общество, 2016, № 3, с. 78-95.

[15] Рекламная акция Get The Facts. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Get_the_Facts (дата обращения 16.03.2019).

[16] Лженаука — общие примеры. Санкт-Петербургское отделение гуманистического общества. URL: http://humanism.su/ru/ articles.phtml?num=001015 (дата обращения 16.02.2019).

[17] Движение Mars Direct. URL: http://www.marssociety.org/home/about/mars-direct (дата обращения 16.03.2019).

[18] Комиссия по РАН по борьбе с лженаукой. URL: http://www.ras.ru/win/ db/show_org.asp?P=.oi-2357.ln-ru (дата обращения 16.03.2019).

[19] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 39 т. Т. 25. Ч. I. Москва, Издательство политической литературы, 1961, 619 с.

Статья поступила в редакцию 13.05.2019

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

Канатникова Е.А., Юсипов Е.А. Трансформация научно-коммуникативных связей в контексте построения информационной экономики. Гуманитарный вестник, 2019, вып. 3. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2019-3-607

Канатникова Екатерина Андреевна — соискатель ученой степени кандидата философских наук кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-таЛ: ekaterina-t@yandex.ru

Юсипов Евгений Ансарович — аспирант кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-таП: yusipovea@gmail.com

Transformation of scientific and communication relationships in the context of building an information economy

© E. A. Kanatnikova, E.A. Yusipov

Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The paper analyzes the impact of transformations of modern forms of scientific and communication relationships in the context of building an information economy. The basic characteristics of the formation of an innovative society are highlighted: "information society", "innovative economy", "economy of knowledge", "digital economy", "electronic and digital communications". As a result of the phenomenological analysis of these concepts, we found a relationship of building a digital economy directly related to the level of development of modern society and scientific communications. This is due to the fact that at the core of knowledge- and information-based economy is information, which, turning into a production force, becomes knowledge and the main value. Scientific and communication relationships are necessary for the development of scientific knowledge and consequently, innovative products that are the practical result of this knowledge. The paper examines the influence of modern information and communication technologies on the development of scientific knowledge. The formation of modern society, whose main goal is innovative development, has qualitatively transformed the traditional organization of research activities and the scientific community as a whole. The main negative trend of these transformations is the distortion of the traditional moral and ethical principles of the scientific community.

Keywords: knowledge- and information-based economy, digital economy, scientific and communication technologies

REFERENCES

[1] Lebedev S.A. Filosofiya nauki: slovar osnovnykh terminov [Philosophy of science: a dictionary of basic terms]. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ., 2004, 320 p.

[2] Castells M. The Rise of the Network Society, the Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. Cambridge, Massachusetts; Oxford, UK: Blackwell, 1996 [In Russ.: Castells M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kultura. Moscow, HSE Publ., 2000, 608 p.].

[3] Gozhenko K.N. Ekonomika znaniya kak innovatsionnaya sistema. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami [Economics of knowledge as an innovation system. Management of economic systems]. Available at: http://www.uecs.ru/uecs-36-122011 (accessed February 16, 2019).

[4] Azriliyan A.N., ed. Bolshoy ekonomicheskiy slovar [Large economic dictionary]. Moscow, Institut novoy ekonomiki Publ., 1999, 833 p.

[5] Natsionalnaya programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii 2024» [The national program "Digital economy of the Russian Federation 2024"]. Available at: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (accessed February 16, 2019).

[6] Sukharev O.S. Zhurnal ekonomicheskoy teorii — Russian Journal of Economic Theory, 2012, no. 1, pp. 50-61.

[7] Pokrovskiy V.V. Biometrika [Biometrics]. Available at: http://www.biometrica.tomsk.ru/ misconduct_2.htm (accessed February 16, 2019).

[8] Ezell O.A. Diploma Mills-Past, Present and Future. College and University, 2002, vol. 77, no. 3, pp. 40-42.

[9] Mirsky E.M., Sadovsky V.N., comp., eds, introduction. Kommunikatsiya v sovremennoy nauke [Communication in modern science]. Collection of articles transl. from English. Moscow, Progress Publ., 1976, 438 p.

[10] Rogov S.M. Shokovaya terapiya i «reforma RAN»: realii rossiyskoy nauki [Shock therapy and the "reform of the RAS": the realities of Russian science]. Available at: http://rasconference.ru/data/session1/pdf/Rogov.pdf (accessed February 26, 2019).

[11] «Rosnano» i «Skolkovo» na tret urezhut biudzhet [Rosnano and Skolkovo will have budget cut by one-third]. Izvestiya. Available at: https://finance.rambler.ru/economics/19890009 (accessed February 16, 2019).

[12] Programma kandidata v prezidenty RAN akademika V.E. Fortova [The program of presidential candidate RAS Academician V.E. Fortov]. Moscow, 2013, 48 p.

[13] Pruzhinin B.I. Voprosy filosofii — Russian Studies in Philosophy. Available at: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=998 (accessed February 26, 2019).

[14] Gubanov N.I., Gubanov N.N., Volkov A.E. Filosofiya i obshchestvo — Philosophy and Society, 2016, no. 3, pp. 78-95.

[15] Reklamnaya aktsiya Get the Facts [Promotion action Get the Facts]. Wikipedia. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/Get_the_Facts (accessed March 16, 2019).

[16] Lzhenauka — obshchie primery [Pseudoscience — common examples]. Sankt-Peterburgskoe otdelenie gumanisticheskogo obshchestva [St. Petersburg branch of the Humanist Society]. Available at:

http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=001015 (accessed February 16, 2019).

[17] Dvizhenie Mars Direct [Mars Direct Movement]. Available at: http://www.marssociety.org/home/about/mars-direct (accessed March 16, 2019).

[18] Komissiya po RAN po borbe s lzhenaukoy [Commission on Pseudoscience of Russian Academy of Sciences]. Available at:

http://www.ras.ru/win/db/show_org.asp?P=.oi-2357.ln-ru (accessed March 16, 2019).

[19] Marks K., Engels F. Sochineniya [Works]. In 39 vols. Vol. 25. Part 1. Moscow, Izd. politicheskoy literatury Publ., 1961, 619 p. (In Russ.).

Kanatnikova E.A., candidate for a degree of Cand. Sc. (Philos.), Department of Philosophy, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: ekaterina-t@yandex.ru

Yusipov E.A., post-graduate student, Department of Philosophy, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: yusipovea@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.