§
«
Ж S
со
О ^
И5
и;
DOI: 10.25588/CSPU.2019.58..7..006
УДК 37.013.46 ББК 74.02
В. В. Дрозина1, Н. А. Ключко2
^RCID № 0000-0001-5833-5987
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры математики, естествознания и методикЬ обучения математике и естествознанию, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: valentinaotchet@mail. ru
2ORCID № 0000-0002-0492-2788 Кандидат медицинских наук, ассистент кафедры глазных болезней, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
Аннотация
Введение. Статья посвящена анализу связи творчества и экономики знаний. Важнейший фактор процветания России - это постиндустриальное общество, основой которого являются люди, у которых творчество связано с экономикой знаний.
Цель. Выявить особенности соотношения экономики знаний и творчества и обозначить ряд средств, которые направлены на решение вопроса взаимосвязи экономики знаний и творчества в педагогической деятельности.
Материалы и методы. Использованы методы теоретического уровня: изучение, анализ научных исследований творческой деятельности в области педагогики, физиологии, экономики. Методы исследования: наблюдение, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.
Результаты. Выявлен ряд аспектов взаимосвязи творчества и экономики знаний. Дано направление становления их соотношения.
Обсуждение. В становлении инновационной экономики и экономики знаний ведущую роль занимает человек с его интеллектом, инновациями,
знаниями, которые он приобрел, профессией. Экономика знаний - это один из видов экономики, в котором знание является основой, а его применение - источником прогресса. Формирование и развитие творчества должно быть связано с элементами строения общества.
Заключение. Делается вывод о том, что творчество индивида, формируясь и развиваясь в тесной связи с социальной структурой общества, способствует прогрессу постиндустриального общества.
Ключевые слова: инновационная экономика, творчество, человеческий капитал, экономика знаний.
Основные положения:
- разработаны элементы взаимосвязи творчества и экономики знаний;
- установлены методические направления, способствующие реализации соотношения экономики знаний и творчества.
1 Введение (Introduction) развитию, а также значимому росту
Процесс, происходящий в совре- качества жизни населения.
менном российском обществе, характеризуется сосуществованием старых, «регламентированных» классов и слоев, и появлением новых. В настоящее время в социальном строении российского общества нет стабильности. Наблюдаются трансформации собственности, общественной организации труда и пр. [1; 2]. В основе этого стоит, как всегда, человек с его интеллектом, инновациями, знаниями, которые он приобрел, профессией.
Анализ показывает, что в развитых странах мира большая часть инвестиций вкладывается в человеческий капитал. Это способствует технологическому и интеллектуальному
Человеческий капитал является основной движущей силой в создании новейших технологий, развитии и повышении эффективности производства, опережающем развитии науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы. Он является главным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний. [2-4].
Рассматривая экономику знаний, стоит отметить, что она является наивысшим этапом постиндустриальной и инновационной экономик. Базой индустрии знаний становятся научные работы. Научные разработки делаются главной движущей силой
£ ч
4 е о
5 №
О §
*
О о н
О §
а
л
а г а S -S и Й
а
а О
н е н
кО
«
н
и
со
О
§
И5 И5
экономики - базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.
Творческие люди становятся созидателями и двигателями постиндустриального общества, которое ведет Россию к прогрессу.
В чем же заключается взаимосвязь творчества и экономики знаний как основного компонента постиндустриального общества? Рассмотрим их взаимосвязь.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
В трудах исследователей отмечается, что экономика знании определяется как тип экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста. [1-5]. Отмечается, что крупные инвестиции в современном мире направляются в знания. Статистика показывает, что большая часть знаний получена за последние три десятка лет. Таким образом, можно отметить, что экономика использования природных ресурсов переходит к экономике знаний. [3-5].
Компонентами инфраструктуры, направляющими развитие экономики
знаний, являются ряд эффективных, качественных, фундаментальных структур, таких, как государственные институты, высококачественное образование, фундаментальная наука, производство знаний и высоких технологий и пр. [3-6].
Следует заметить, что в данном направлении главную роль играет творчество. Рассмотрим взаимосвязь творчества и экономики знаний.
Первой характеристикой, присущей экономике знаний, является дискретность знания как продукта -либо оно есть, либо его нет. Творчество характеризуется тем же - либо оно есть, либо его нет. Вторая особенность заключается в том, что знания доступны всем. То же можно сказать и о творчестве. Творчество - это не удел избранных, творческие способности можно развивать [7-11]. Третье направление в экономике знаний исходит из определения природы знаний, как информационного продукта, который не исчезает после потребления. [3-5]. Аналогично и творчество человека, если он научился творчески трудиться, то это останется у него навсегда.
Ряд ученых, исследуя творческую деятельность, определяют ее,
как некоторый специфический стиль деятельности, а не вид деятельности (труд архитектора, писателя и т. п.). Творчес- кая деятельность - это стиль деятельности, который не всегда совпадает со специальными способностями к какой-либо конкретной деятельности. [8].
В настоящее время теория становления творческой самостоятельной личности в педагогическом процессе активно развивается. Творческий человек обладает умением рассматривать проблему в разных аспектах и выбирать наиболее успешное направление. Это происходит за счет становления его внутреннего блока творчества: вида творчества, знаний, умения творческой самостоятельной работы, творческого мышления. [12-16]. Каждая из составляющих внутреннего блока наполнена своим содержанием. Знания характеризуются совокупностью научных сведений, воссозданием объектов в сознании, качеством творческой личности, творческим воображением, творческой самостоятельностью, самостоятельными индивидуальными возможностями и пр.
Перечень умений творческого человека состоит из ряда действий, содержащих присущие им компоненты:
входить в творческую работу (воспринимать новое, быть уверенным в себе в любой ситуации, критично воспринимать проблему, видеть иерархию значимости проблем), решать проблему, выдавать конечный результат.
Рассматривая творческое мышление, следует остановиться на таких его аспектах, как анализ, синтез, предвидение, которые имеют свои особенности в творчестве.
Анализ (разложение проблемы на части) свойственен каждому компоненту творческого аппарата индивида. Каждый из видов анализа (системный, воспроизводящий, комплексный, пробный, частичный) свойственен анализу творчества. Творческий анализ характерен тем, что разложение проблемы происходит с глубоким вниканием в полученные при этом части. Анализу творчества характерно, что он проводится в разных направлениях.
Синтезу творчества характерна такая черта, как оригинальность, которая проявляется как при решении проблемы, так и при получении результата. Синтез творчества получил название синоптического синтеза, поскольку одна из отличительных его черт - это
в ч
ч
е с
в
о §
* о
с
н о
во а
л
а г а
Н и й
а
а о
н е н
ко
«
н
и
со
о
§
СЦ 05
побуждение к творчеству. При этом акцент ставится на связи всех компонентов. Синоптическому синтезу свойственны отношения, соответствия, различные связи, энергия. Функции синоптического синтеза разнообразны (инструментальная, структурная, активизирующая и пр.).
Творчеству характерно такое качество, как предвидение. Предвидеть, значит, заранее учитывать, предполагать возможность появления, наступления чего-нибудь. При решении любой проблемы человек старается заглянуть вперед и предугадать ее решение. Качество предвидения включает ряд умений (экстраполяция специфического стиля деятельности, использование абстрактной памяти и пр.).
Итак, учитывая сущность творчества и экономики знания, значимость решения проблемы их взаимосвязи выходит на первое место.
При решении данной проблемы, во-первых, следует учитывать возраст учащегося, поскольку в зависимости от возраста у него свое усвоение и восприятие материала.
Во-вторых, занятия должны проводиться на материале, который связан с блоком, содержащим социаль-
ные аспекты. Здесь закладывается творчество индивида со всеми его ингредиентами для будущих решений жизненных проблем, так как будут использоваться способы решения, создание которых уже не ново. Некоторыми исследователями формулируется одно из направлений применения методики взаимосвязи творчества с экономикой знаний. Здесь акцент сделан на ответы вопросов по заданию: что? (о рассматриваемом предмете), кто? (целевая аудитория), когда? (период изучения объекта), где? (где находится целевая аудитория), почему? (причина проблемы). Ответы на вопросы даются, исходя из задания. Так же надлежит ориентироваться на творчество. Например, при ответе на вопрос «Что?» следует отвечать в нескольких направлениях. [18-20].
В-третьих, учитывается интерес учащихся, который зависит от возраста. Используются различные методы обучения (сказка, игра и пр.). Тематика должна быть из различных областей деятельности человека, но интересная данному возрасту учащихся. Связь творчества и экономики знаний выражается в заданиях, имеющих свою специфику. Например,
для младших школьников после прочтения сказки даются следующие задания:
- ответить на вопрос «Что?»;
- ответить на вопрос «Что?» в нескольких направлениях и т. д.
3 Результаты (Results)
Выявлены особенности соотношения экономики знаний и творчества. Обозначен ряд средств для их взаимосвязи при становлении творческого человека в современных условиях.
4 Обсуждение (Discussion)
Анализ научной литературы и
современное социальное положение общества показывает, что человеческий капитал - это главный фактор становления экономики знаний, которая способствует развитию постиндустриального общества, а это, в свою очередь, способствует процветанию России. Вот по-
чему инновационная образовательная модель становления творчества должна связать обучение с жизненными компонентами социальной структуры российского общества.
5 Заключение (Conclusion)
Создание взаимосвязи экономики знаний и творчества в становлении личности способствует реализации творческого, умеющего грамотно действовать человека в современных условиях, что содействует развитию постиндустриального общества. Это, в частности, осуществляется посредством ряда компонентов при организации становления индивида:
- ориентировка на возраст учащегося;
- включения в содержание блока предпринимательства;
- ориентировка на интерес учащихся, зависящего от возраста.
Библиографический список
1. Тихонова Н. Е. Социальная структура России: теории и реальность. М. : «Новый Хронограф», 2014. - 403 с.
2. Антипьев А. Г. Современное Российское общество и его социальная структура // Вестник Пермского государственного университета. 2010. - № 1. - C. 56-66. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/sovremennoe-rossiyskoe-obschestvo-i-ego-sotsialnaya-struktura (дата обращения: 07.10.18).
3. Найденова Л. И., Вострокнутов Е. В., Осипова Н. В. Тенденции и прогнозы некоторых новых изменений в социальной структуре современного российского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. - № 3 (43). -С. 138-147. DOI: 10.21685/2072-3016-2017-3-15.
4. Гаврилова И. В., Захарова К. В., Малащенкова Т. А. Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые условия ее формирования // Молодой ученый. 2016. -№ 10. - С. 655-659.
S
Ч
4 № о
5
S
о §
«
о о ж
о §
ж
g
а г а
s -S s
Kl
ж
ж о
ж № ж
5. Макаров В. Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестн. Рос. акад. наук. 2003. - Т. 73, № 5. - C. 450-456.
6. Boer G.C., Opdenakker M.C., Minnaert A.E. Teacher Strategies to Motivate Gifted Students: A Multiple Case Study on Teacher Behavior. Teaching Gifted and Talented Children in A New Educational Era. University of Primorska Press. 2018. 75-98.
7. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. М. : «Юрайт», 2016. - 164 с.
8. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер, 2009. - 448 с.
9. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М. : МОДЭК, МПСИ, 2003. - 464 с.
10. Таллибулина М. Т. Психологические исследования одаренности : сборник статей [Электронный ресурс]. М., Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 236 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443920 (дата обращения: 01.10.18). На рус. яз. ISBN 978-5-4475-8321-7.
11. Papadopoulos D (2016) Psycho-Pedagogical and Educational Aspects of Gifted Students, Starting from the Preschool Age; How Can Their Needs Be Best Met? J Psychol Abnorm 5, 153. DOI: 10.4172/2471- 9900.1000153
12. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. М. : Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.
13. Дрозина В. В., Дильман В. Л., Дрозин Д. А. Как научить младших школьников решать нестандартные задачи (Гриф НМС МОиН РФ): руководство для тех, кто хочет научить младших школьников решать олимпиадные задачи. М. : URSS, 2018. - 240 с.
14. Подготовка учителей и студентов к инновационным процессам в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов : монография / Н. А. Бело-усова, Е. В. Григорьева, В. В. Дрозина, Н. В. Мамылина, Л. Г. Махмутова, Е. В. Осолод-кова, Н. Н. Титаренко, М. А. Худякова. Пенза : Академия Естествознания, 2015. - 176 с.
15. Белоусова Н. А., Мамылина Н. В., Бобылева Л. В. Оценка психологической адаптации студентов к когнитивной нагрузке. Фундаментальная и прикладная наука: сб. научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2015 г. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - С. 16-19.
16. Щебланова Е. И. Концепция А. М. Матюшкина о творческой одаренности как предпосылке развития творческой личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмео-логия образования. Психология развития. 2018. - Т. 7, вып. 1 (25). - С. 26-29. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-26-29.
17. Шумакова Н. Б. Система развития детей с общей одаренностью : автореферат g диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М. - 2006. - 50 с. 2 18. Шумпетер И. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и ^ демократия. М. : Эксмо, 2007. - 864 с.
trj 19. Шумпетер И. А. История экономического анализа / пер. с англ. под ред. В. С. Авто-
§ номова, в 3-х т. СПб. : Экономическая школа, 2001. - Т. 1. - 552 с., Т. 2. - 504 с., Т. 3. - 688 с.
Го
^ 20. Joseph S. Renzulli. Theory Into Practice, Vol. 44, No. 2, Gifted Education (Spring,
2005), P. 80-89 Published by: Taylor & Francis, Ltd. Stable URL: http://www.jstor.org/sta-ble/3497026 Accessed: 24-10-2016 19:25 UTC (дата обращения: 05.10.18)
V. V. Drozina1, N. A. Klyuchko2
1ORCID No. 0000-0001-5833-5987 Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Mathematics,
Natural Sciences and Methods of Teaching Mathematics and Natural Science, South-Ural state Humanities-Pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0002-0492-2788
Candidate of Medical Sciences, Assistant of the Department of Eye Diseases, South-Ural state medical university, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
CREATIVITY AS A FUNDAMENTAL COMPONENT OF THE KNOWLEDGE ECONOMY
Abstract
Introduction. The article is devoted to the analysis of the correlation of creativity and the economy of knowledge. The most important factor in the prosperity of Russia is a post-industrial society, the basis of which is people whose creativity is associated with the knowledge economy.
Purpose. Identify the features of the ratio of the economy of knowledge and creativity and identify a number of tools that are aimed at solving the issue of the relationship of the economy of knowledge and creativity in teaching.
Materials and methods. Used methods of theoretical level. The a study, analysis of scientific research of creative activity in the field of pedagogy, physiology, economics. Research methods: observa- § tion, analysis of statistics, study of the media, literature.
Results. Identified a number of aspects of the relationship of creativity and the economy of knowledge. Given the direction of the formation of their relationship.
Discussion. In the development of an innovative economy and e the economy of knowledge, the leading role is played by a person with his intellect, innovations, knowledge that he has acquired, a profession.
o m
o n e n
t
h
e
^ n o
The knowledge economy is one of the types of economics in which knowledge is the basis, and its application is the source of progress. The formation and development of creativity should be associated with elements of the social structure of society.
Conclusion It is concluded that the creativity of the individual, forming and developing in close connection with the social structure of society contributes to the progress of the post-industrial society.
Keywords: Innovative economy, creativity, human capital, knowledge economy. Highlights:
- developed by elements of the relationship of creativity and the economy of knowledge;
- methodical directions have been established that contribute to the realization of the relationship between the economy of knowledge.
References
1. Tihonova N.E. (2014) Social'naya struktura Rossii: teorii i real'nost [The social structure of Russia: theory and reality]. Moscow, «Novyj Hrono-graf». 403 p.
2. Antip'ev A.G. (2010) Sovremennoe Rossijskoe obshchestvo i ego social'naya struktura [Modern Russian society and its social structure]. VestnikPermskogogosudarstven-nogo universiteta, 1, 56-66. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v7sovremennoe-ros-siyskoe-obschestvo-i-ego-sotsialnaya-struktura (Accessed: 07.10.2018). (In Russian).
3. Najdenova L., Vostroknutov E. V., Osipova N. V. (2017) Tendencii i prognozy nekotoryh novyh izmenenij v social'noj strukture sovremennogo rossijskogo obshchestva [Trends and forecasts of some new changes in the social structure of modern Russian society]. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. News of higher educational institutions. Volga region. 3 (43). - P. 138-147. (In Russian).
4. Gavrilova I.V., Zaharova K.V., Malashchenkova T. A. (2016) Ponyatie i harakter-istika ehkonomiki znanij, neobhodimye usloviya ee formirovaniya [The concept and characteristics of the knowledge economy, the necessary conditions for its formation]. Molodoj uchenyj. 10, 655-659. (In Russian).
5. Makarov V.L. (2003) Ekonomika znanij: uroki dlya Rossii [Knowledge economy: lessons for Russia]. Vestn. Ros. akad. Nauk. 73, 5, 450-456. (In Russian).
6. Boer G.C., Opdenakker M.C., Minnaert A.E. Teacher Strategies to Motivate Gifted Students: A Multiple Case Study on Teacher Behavior. Teaching Gifted and Talented Children in A New Educational Era. University of Primorska Press. 2018. 75-98.
7. Blonskij P.P. (2016) Psihologiya i pedagogika. Izbrannye trudy [Psychology and pedagogy. Selected works]. Moscow, "Yurait". 164 p. (In Russian).
s a
R
R o
8. Il'in E.P. (2009) Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, creativity, talent]. SPb., Peter. 448 p. (In Russian).
9. Lejtes N. S. (2003) Vozrastnaya odarennost' i individual'nye razlichiya [Age gift-edness and individual differences]. Moscow, MODEK, MPSI. 464 p. (In Russian).
10. Tallibulina M. T. (2016) Psihologicheskie issledovaniya odarennosti: sbornikstatej [Psychological study of giftedness: a collection of articles]. Moscow, Berlin. Direkt-Media, 236 p. (In Russian).
11. Papadopoulos D (2016) Psycho-Pedagogical and Educational Aspects of Gifted Students, Starting from the Preschool Age; How Can Their Needs Be Best Met? J Psychol Abnorm 5,153. DOI: 10.4172/2471- 9900.1000153.
12. Ermolaeva-Tomina L. B. (2005) Psihologiya hudozhestvennogo tvorchestva [Psychology of artistic creativity]. Moscow, Akademicheskij proekt: Kul'tura, 304 p. (In Russian).
13. DrozinaV. V., Dil'manV. L., Drozin D. A. (2016) Kaknauchit'mladshih shkol'ni-kov reshat' nestandartnye zadachi (Grif NMS MOiN RF): rukovodstvo dlya tekh, kto hochet nauchit' mladshih shkol'nikov reshat' olimpiadnye zadachi [How to teach junior schoolchildren to solve non-standard tasks (Grief NMS MOiN RF): a guide for those who want to teach younger students to solve the olympiad problems]. Moscow, URSS. 240 p. (In Russian).
14. Belousova N.A., Grigor'eva E.V., Drozina V.V., Mamylina N.V., Mahmutova L.G., Oso-lodkova E.V., Titarenko N. N., Hudyakova M. A. (2015) Podgotovka uchitelej i studentov k inno-vacionnym processam v realizacii Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov [Training teachers and students to innovation processes in the implementation of Federal state educational standards.]. Monographiya. Penza, Akademiya Estestvoznaniya. 176 p. (In Russian).
15. Belousova N.A., Mamylina N.V., Bobyleva L.V. (2015) Ocenka psihologicheskoj adap-tacii studentov k kognitivnoj nagruzke [Assessment of psychological adaptation of students to cognitive load]. Sb. nauchnyh statejpo itogam nauch-no-issledovatel'skoj raboty za 2015 g. "Fundamen-tal'naya iprikladnaya nauka". Chelyabinsk, Izd-vo CHelyab. gos. ped. un-ta. 16-19. (In Russian).
16. Shcheblanova E. I. (2018) Koncepciya A. M. Matyushkina o tvorcheskoj odarennosti kak predpo-sylke razvitiya tvorcheskoj lichnosti [Concept of Matyushkin on creative talent as a prerequisite for the development of creative personality]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya Psihologiyarazvitiya. 7, 1 (25), 26-29. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-26-29. (In Russian). f
17. Shumakova N. B. (2014) Sistema razvitiya detej s obshchej odarennost'yu [Devel- d opment system children General gifts]. Proc. Differencionno-integracionnaya teoriya m razvitiya (pod red. N.I. CHuprikovoj, E.V. Volkovoj). M. 2, 645-658. (In Russian).
18. Shumpeter I. A. (2007) Teoriya ehkonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, social-izm i demokratiya [The Theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy]. Moscow. Eksmo. 864 p. nt
19. Shumpeter I. A. (2001) Istoriya ehkonomicheskogo analiza [History of economic t analysis]. SPb. Ekono-micheskaya shkola. 552 p. (In Russian).
20. Joseph S. Renzulli. Theory Into Practice, Vol. 44, No. 2, Gifted Education (Spring, 2005), pp. 80-89 Published by: Taylor & Francis, Ltd. Stable URL: http://www.jstor.org/sta- jg ble/3497026. Accessed: 24-10-2016 19:25 UTC
aa a
y
C6
c o
n o y