Научная статья на тему 'Особенности детской одаренности'

Особенности детской одаренности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3792
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ВИДЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ / КАТЕГОРИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / CHILDREN''S ENDOWMENTS / TYPES OF CHILDREN''S ENDOWMENTS / DISTINCTIVE FEATURES OF CHILDREN''S ENDOWMENTS / CATEGORIES OF GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агалакова М. Ю., Лучинина А. О.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения и развития детской одаренности как уникального явления в социальном мире, способствующего прогрессу общества. Одаренные дети отличаются от сверстников не только высоким уровнем развития способностей, но специфическими психологическими особенностями, которые должны учитывать педагоги в работе с данной категорией детей. Цель статьи заключается в раскрытии сущности феномена детской одаренности. Теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования, а также опыт работы авторов статьи позволили дать характеристику видам детской одаренности. В статье раскрываются отличительные особенности и категории одаренных детей; анализируются проблемы, с которыми сталкиваются одаренные дети. Интересным выводом статьи являются выявленные авторами причины, по которым одаренность некоторых детей остается незамеченной. В связи с этим материалы статьи могут быть полезны родителям; практическим работникам образования, студентам педагогических и психологических направлений подготовки, интересующимся проблемами детской одаренности и работающим с одаренными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of children''s talent

The urgency of the research is determined by the need of conservation and development of children's endowments as it is a unique phenomenon that leads to the social progress. Gifted children are different from their same-age friends not just in the high level of their skills but also in the specific psychological features that teachers should keep in mind, while working with this group of pupils. The purpose of the article is to give a general description of the concept "children's endowments". Theoretical andmethodological analyses of literature on this subject as well as the experience of the authors help to characterize the types of gifted children. The distinctive features and the categories of children's endowments are described in the article, the problems faced by gifted children are analysed there. Tha article states some reasons why the children's endowments may be unnoticed. In this regard, the article may be useful for parents, educators, students in Pedagogy and Psychology, for those who are interested in the problem of children's endowments and who work with gifted children.

Текст научной работы на тему «Особенности детской одаренности»

УДК 376.545

Особенности детской одаренности М. Ю. Агалакова1, А. О. Лучинина2

1 студентка III курса кафедры иностранных языков и методики обучения иностранным языкам, Вятский государственный университет. Россия, г. Киров. E-mail: [email protected] 2 кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Вятский государственный университет. Россия, г. Киров. E-mail: [email protected]

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения и развития детской одаренности как уникального явления в социальном мире, способствующего прогрессу общества. Одаренные дети отличаются от сверстников не только высоким уровнем развития способностей, но специфическими психологическими особенностями, которые должны учитывать педагоги в работе с данной категорией детей. Цель статьи заключается в раскрытии сущности феномена детской одаренности. Теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования, а также опыт работы авторов статьи позволили дать характеристику видам детской одаренности. В статье раскрываются отличительные особенности и категории одаренных детей; анализируются проблемы, с которыми сталкиваются одаренные дети. Интересным выводом статьи являются выявленные авторами причины, по которым одаренность некоторых детей остается незамеченной. В связи с этим материалы статьи могут быть полезны родителям; практическим работникам образования, студентам педагогических и психологических направлений подготовки, интересующимся проблемами детской одаренности и работающим с одаренными детьми.

Ключевые слова: детская одаренность, виды детской одаренности, характеристики детской одаренности, категории одаренных детей.

Главными ценностями современного общества являются информация и информационные технологии, совершенствование которых связано с уровнем интеллектуального развития членов общества. В социальной и промышленной сферах преобладает интеллектуальное производство, интеллектуальная собственность становится одним из основных видов собственности, а главным двигателем прогресса выступают инновационные, креативные идеи и технологии. Именно поэтому сегодня в сфере образования развитие детской одаренности выходит на первый план [9].

В отечественной педагогике феномен одаренности не имеет однозначного трактования. В 20-х гг. прошлого столетия понятие «одаренность» относилось исключительно к сфере умственного развития. Под одаренностью понимали индивидуальную способность или ее высокий уровень. Другими словами, изучение одаренности в то время было полностью ограничено когнитивной сферой. В 30-е гг. ХХ в. изучение одаренности прекратилось, само понятие исчезло из отечественной педагогики и психологии: глубокому и всестороннему изучению проблемы препятствовала господствующая в системе обучения и воспитания «ориентация на среднего ребенка» [7, с. 9-10].

В современной педагогике и психологии под одаренностью понимают своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения определенного вида деятельности [5]. В свою очередь, способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности [8]. Принято выделять четыре уровня развития способностей: способность, одаренность, талант и гениальность. Следовательно, одаренность является одним из уровней развития способностей.

Виды одаренности подразделяются по нескольким критериям, к которым относятся вид деятельности, степень сформированности, форма проявления, особенности возрастного развития и широта проявления в разных видах деятельности [6].

По первому критерию, который, к слову, является исходным, одаренность делится в соответствии с пятью видами деятельности. В практической деятельности - одаренность в ремеслах, организационная и спортивная одаренность. В познавательной деятельности проявляется интеллектуальная одаренность в разных учебных дисциплинах. В художественно-эстетической деятельности одаренность может быть сценической, хореографической, литературно-поэтической, музыкальной и изобразительной. Лидерская и аттрактивная одаренность проявляются в коммуникативной деятельности. Духовно-ценностная одаренность проявляется в служении людям.

По степени сформированности одаренность может быть актуальной и потенциальной. Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с уже имеющимся, достигну-

© Агалакова М. Ю., Лучинина А. О., 2018

тым уровнем развития, показатели которого выше возрастных и социальных норм [17]. В свою очередь, потенциальная одаренность проявляется у ребенка, который имеет возможности для достижения высоких результатов в определенной деятельности, но на данный момент еще не может их реализовать в силу ряда неблагоприятных причин: низкая мотивация, отсутствие необходимой образовательной среды, проблемы в семье.

Критерий «форма проявления» делит одаренность на скрытую и явную. Проявления скрытой одаренности не выражены, поэтому она не замечается и не признается окружающими. Явная одаренность, напротив, очевидна даже при неблагоприятных условиях.

В соответствии с особенностями возрастного развития одаренность бывает ранней и поздней. Отметим, что раннее обнаружение способностей ребенка отнюдь не гарантирует успехов в старшем возрасте. К тому же отсутствие проявлений одаренности в детстве не говорит об отсутствии у ребенка перспектив развития способностей [2, с. 14-17].

По критерию «широта проявления» выделяется специальная и общая одаренность. Специальная одаренность проявляется в отдельных областях, например математическая, языковая, социальная. Общая одаренность видна во всех видах деятельности. Она может проявляться в высокой мотивации учения, ярко выраженных эмоциональных или волевых качествах, интеллектуальных способностях.

В таком случае как распознать одаренность ребенка? Чаще всего первыми проявлениями одаренности являются ранняя речь и большой словарный запас. Вместе с этим отмечаются отличная память, внимательность и любопытство. Безусловно, все это свидетельствует о выдающихся интеллектуальных способностях ребенка. Однако не все дети проявляют свою неординарность с первых дней жизни [3, с. 15]. В связи с этим следует учитывать общие характеристики, присущие одаренным детям.

Одаренность определяется тремя параметрами, связанными между собой: опережающим развитием познания, психическим развитием и физическими данными. Рассмотрим эти параметры подробнее.

Во-первых, сфера познания. Для одаренных детей характерны особые, так называемые «сен-зитивные» периоды познания, когда они буквально «впитывают» в себя всю информацию из внешнего мира. Примечательно, что такие дети могут заниматься несколькими видами деятельности одновременно.

Всепоглощающее любопытство - еще одна сильная сторона одаренных детей. Американский психолог ХХ в. Роберт Уайт описал это свойство как врожденную черту человеческих детенышей -страстно исследовать окружающий мир, измерять его и находить в нем смысл. При этом стоит обратить внимание на то, что одаренный ребенок не терпит ограничений в своих исследованиях, он обладает широким потенциалом познания и огромным энтузиазмом в поиске новых знаний [3, с. 50].

Такие дети часто обладают отличной памятью, которая строится на ранней речи и абстрактном мышлении. Им свойственно стремление классифицировать информацию, умение широко пользоваться имеющимися знаниями.

Большой словарный запас, как правило, сопровождается сложными синтаксическими конструкциями и умением задавать вопросы. Маленькие «вундеркинды» с большим интересом читают энциклопедии и словари, придумывают новые слова, выражающие их собственные понятия. Им по душе игры, требующие активизации интеллектуальных способностей.

Еще одно выдающееся свойство одаренных детей - упорство в области их интересов. Один из наиболее ранних показателей - это время, в течение которого ребенок концентрирует свое внимание на одном деле: он бывает им поглощен несколько часов, может возвращаться к нему в течение нескольких дней, чего трудно ожидать от обычного ребенка. С годами такие дети проявляют сосредоточенность и упорство в достижении цели [3, с. 46-47].

Рассмотрим второй параметр одаренности - психическое развитие. У одаренных детей очень рано проявляется чувство справедливости. Их личные системы ценностей очень широки: они устанавливают высокие требования и к себе, и к окружающим; живо откликаются на правду, гармонию и природу; остро воспринимают общественную несправедливость.

Обычно одаренные дети не могут четко развести реальность и воображаемый мир. Они развивают свои фантазии до такой степени, что буквально сживаются с ними. Яркое воображение порождает несуществующих друзей и фантастическую жизнь. Отсюда следуют преувеличенные страхи - одаренные дети способны выдумывать большое количество всевозможных исходов. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.

Одаренные дети нередко бывают эгоцентристами в своем истолковании явлений и событий. В данном случае эгоцентризм не означает эгоизм с его негативной окраской, это всего лишь проецирование собственного восприятия и эмоциональной реакции на явления и умы окружающих.

При этом детский эгоизм может сопровождаться чувствительностью и раздражением от неспособности выполнить задание [3, с. 19-22]. С этим связано излишнее стремление доводить все до полного совершенства - перфекционизм, одна из главных проблем, отмечаемых педагогами и родителями одаренных детей. Таким учащимся свойственно судить собственную работу по взрослым меркам, тем самым причиняя себе ненужную боль и переживания [3, с. 47].

Несмотря на все упомянутые трудности, одаренным детям свойственно великолепное чувство юмора. Именно юмор помогает им справляться с жизненными неприятностями. Способность увидеть нечто смешное в неловкой ситуации - главный механизм защиты личности одаренного ребенка. Такие дети много видят, у них сильно развито воображение, они активны - вот почему замечают во всем намного больше забавного, чем их сверстники. Однако следует помнить, что смех может скрывать большую обиду, а ребенок может смеяться - только чтобы не заплакать. Тем не менее это прекрасное свойство видеть смешное в самых разных ситуациях, как правило, является ключом к социальному принятию такого ребенка сверстниками [3, с. 56].

Рассмотрим физические характеристики одаренности. Общеизвестными являются два стереотипа физической развитости одаренных детей. С одной стороны, это маленький, тощий, бледный «книжный червь» в очках. С другой стороны, это высокий, крепкий и здоровый ребенок, намного красивее и развитее своих сверстников. Но если избежать социальных и культурных предубеждений, учесть индивидуальные особенности каждой личности, то можно увидеть, что физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети.

Следовательно, нет смысла делать стереотипные обобщения относительно внешних данных, роста, веса или здоровья одаренных детей, ибо каждый человек, включая одаренную личность, обладает запасом своих неповторимых как физических, так и духовных характеристик [3, с. 23-25].

Тем не менее большую часть одаренных детей объединяет высокий энергетический уровень. Кроме того, им присуща тонкая моторная координация. Навыки ручной работы и механические движения обычно не так развиты, как когнитивная сфера. Руки такого ребенка часто нуждаются в дополнительной тренировке и в многократной практике: для него резать или клеить может быть гораздо труднее, чем считать, а писать может быть сложнее, чем говорить [3, с. 23-25].

Исходя из общих характеристик одаренных детей, можно выделить особенности их деятельности в разных сферах.

Интеллектуальная сфера характеризуется ярко выраженным желанием учиться. Одаренный ребенок выделяется из основной массы умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует свои способности к практическому приложению знаний, к решению задач. Он знает многое, о чем его сверстники часто и не подозревают.

Что касается сферы академических достижений, часто любимым учебным предметом одаренного ребенка является чтение, где проявляется его богатый словарный запас, демонстрируется умение читать. Он подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и хорошо запоминает то, что ему читают. Такой ребенок способен подолгу держать в памяти символы, буквы и слова. Математика также легко дается одаренному школьнику. Он проявляет интерес к вычислениям, измерениям, взвешиваниям; понимает математические отношения; проявляет легкость в запоминании математических символов; быстро выполняет операции; нередко применяет математические навыки в процессе занятий, не связанных с математикой. Что касается естествознания, здесь одаренные дети часто задают вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляют небывалый интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам; отлично схватывают абстрактные понятия.

В общении ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, а другие дети нередко выбирают его в качестве партнера как для игр, так и для занятий. В окружении посторонних людей одаренный ребенок сохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить деятельностью, с легкостью общается с другими. Нередко сам проявляет инициативу, принимает на себя ответственность. Другие дети часто обращаются к нему за помощью или советом. Нередко одаренный учащийся стремится к лидерству, но если это стремление не реализуется, он отказывается от роли подчиненного и, как правило, остается в одиночестве [1, с. 129].

В изобразительном искусстве ученик проявляет огромный интерес к визуальной информации, в деталях запоминает все увиденное. Одаренные дети проводят много времени за лепкой или рисованием, весьма серьезно относятся к художественным занятиям, получают от них удовольствие. Они испытывают интерес и к музыкальным занятиям: чутко реагируют на характер и настроение музыки, с легкостью воспроизводят небольшие ритмические куски. Также они могут узнавать мелодии по первым звукам и с удовольствием подпевают.

Нельзя не отметить двигательную сферу. Часто одаренные дети не любят сидеть на месте, обладают широким диапазоном движений, прекрасно владеют телом и демонстрируют хороший уровень развития основных двигательных навыков [3, с. 155-157].

Помимо признаков принято выделять категории одаренных детей. К особой категории одаренных детей относятся высокоодаренные дети, которые составляют лишь малую долю населения. Определить «исключительных» детей можно в основном по тестам интеллекта, так как в данном случае речь идет об интеллектуально одаренных детях, коэффициент умственного развития которых составляет 160-200 баллов. Следует помнить о том, что именно умственная «исключительность» приводит к социальной изоляции, ибо разница высокоодаренных детей со сверстниками неимоверно велика.

К следующей категории детей относятся одаренные дети, выявление и развитие способностей которых связано с некоторыми трудностями. Сюда относятся «недостиженцы» (так называют учащихся с высоким интеллектом, но с низкой успеваемостью), дети с особенностями физического развития, с трудностями в обучении, дети из семей с низким социально-экономическим уровнем или из другой культурной среды, чью одаренность не удается быстро распознать.

«Недостиженцы» - это дети, одаренность которых на протяжении долгого времени остается незамеченной. В зависимости от сложившейся ситуации, в лучшем случае, их могут относить к обычным учащимся или к учащимся с повышенными способностями. В худшем случае их могут отнести к отстающим, не увидев их высокий потенциал.

Что касается детей с особенностями физического развития, среди них немало одаренных. Так, например, слепые и слабовидящие способны достигать тех же уровней развития, что и хорошо видящие, но с некоторым запозданием. У тех, кто плохо слышит, отмечается более медленный темп развития наряду с трудностями в работе с абстрактными понятиями. Тем не менее они способны достигать немалых высот. Скорость и характер когнитивного развития детей с нарушениями в опорно-двигательном аппарате также вполне сравнимы с развитием их сверстников.

Часто в поведении одаренных детей проявляются отрицательные черты характера, которые делают общение с окружающими невыносимым. Встречаются даже такие дети, чья волевая и эмоциональная сферы в значительной степени обесценивают их умственные достоинства.

Многие не догадываются, но одаренные дети могут иметь большие трудности в обучении. Нередко такими проблемами становятся дисграфия, дислексия, ошибки в действиях с числами, а также общая невнимательность и неорганизованность [20].

Низкий социально-экономический уровень семьи приводит к трудностям в выявлении одаренности. В таких семьях у детей недостаточно развита речь, узкий кругозор, в связи с чем они могут производить впечатление отстающих в своем развитии.

Нередко школа мало приспособлена к различным культурам и ценностям. Стоит помнить, что одаренность свойственна всем народам, при этом система ценностей, принятая в определенной культуре, может как упрощать, так и создавать дополнительные трудности для проявления и развития одаренности детей. В одних культурах образование является важнейшей ценностью, в других его роль менее значима. Направленность культуры на строгое следование традициям может препятствовать проявлению способностей [4].

Таким образом, современные ученые под одаренностью понимают вид способностей, позволяющий человеку успешно выполнять определенный вид деятельности. Отличительными характеристиками одаренных детей выступают ранняя речь, большой словарный запас, отличная память, любопытство и внимательность. К тому же детская одаренность определяется тремя параметрами: опережающим познавательным, психическим и физическим развитием. По категориям одаренности выделяют высокоодаренных детей (с высокими результатами тестов на интеллект); учащихся с высоким интеллектом, но с низкой успеваемостью; детей с особенностями физического развития; с трудностями в обучении; детей из семей с низким социально-экономическим уровнем или из другой культурной среды, чью одаренность не получается быстро распознать.

Список литературы

1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать : пособие для воспитателей и родителей. М. : Флинта, 1998. 144 с.

2. Блинова В. Л., Блинова Л. Ф. Детская одаренность: теория и практика : учеб.-метод. пособие. Казань : ТГГПУ, 2010. 56 с.

3. Бурменской Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети. М. : Прогресс, 1991. 376 с.

4. Кондратьева О. В. Психология одаренности : учеб.-метод. комплекс дисциплины. М. : МГУТУ, 2012. 227 с.

5. Маклаков А. Г. Общая психология : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2007. 258 с.

6. Матюшкин А. М. Творческий потенциал одаренности: структура и развитие // Психология сегодня. Т. 2. М., 1996.

7. Матюшкин А. М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. 192 с.

8. Немов Р. С. Общая психология : учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.

9. Савенков А. И. Психология детской одаренности : учеб. пособие. М. : Генезис, 2010. 440 с.

10. Тарасова С. Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей // Психол. Наука и образование. 2002. № 1. С. 59-64.

11. Холер К. Психология одаренности детей и подростков. М. : Academia, 1996. 416 с.

12. Чиршева Г. Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков. СПб. : Златоуст, 2012. 488 с.

13. Шадриков В. Д. Духовность и творчество // Современные концепции одаренности и творчества / под ред. Д. Б. Богоявленской. М. : Мол. гв., 1997.

14. Щебланова Е. И., Аверина И. С. Идентификация одаренных учащихся // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 97-100.

15. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М. : Просвещение, 1996.

16. Aspects Of Education: Journal of The Unstitute of Education, The University of Hull. 1996. № 53. P. 5.

17. Eysenk H. J. «Intelligence assessment: a theoretical and experimental approach» British Journal of Education Psychology. P. 81-98.

18. Kaplan S. N. A Transition Curriculum // Exceptionality Education Canada. 1991. Vol. 1. P. 35-43.

19. Maijoam D. T. Whither Gifted or Gifted Whither? Gifted International // Vol. VI. № 2. 1990. P. 88-93.

20. Shore B. M., Cornell D. G., Robinson A., Ward V. S. Recommended Practices in Gifted Education: a Critical Analysis. N. Y. ; L. : Teachers college press, 1993. 367 p.

Features of children's talent M. Yu. Agalakova1, A. O. Luchinina2

1 III year student of the Department of foreign languages and methods of teaching foreign languages, Vyatka State University. Kirov, Russia. E-mail: [email protected] 2 PhD of pedagogical sciences, associate professor of Department of pedagogics, Vyatka State University. Kirov, Russia.

E-mail: [email protected]

Abstract. The urgency of the research is determined by the need of conservation and development of children's endowments as it is a unique phenomenon that leads to the social progress. Gifted children are different from their same-age friends not just in the high level of their skills but also in the specific psychological features that teachers should keep in mind, while working with this group of pupils. The purpose of the article is to give a general description of the concept "children's endowments". Theoretical andmethodological analyses of literature on this subject as well as the experience of the authors help to characterize the types of gifted children. The distinctive features and the categories of children's endowments are described in the article, the problems faced by gifted children are analysed there. Tha article states some reasons why the children's endowments may be unnoticed. In this regard, the article may be useful for parents, educators, students in Pedagogy and Psychology, for those who are interested in the problem of children's endowments and who work with gifted children.

Keywords: children's endowments, types of children's endowments, distinctive features of children's endowments, categories of gifted children.

References

1. Belova E. S. Odarennost' malysha: raskryt', ponyat', podderzhat': posobie dlya vospitatelej i roditelej [The gifted child: to reveal, to understand, to support: a guide for educators and parents]. M. Flinta. 1998. 144 p.

2. Blinova V. L., Blinova L. F. Detskaya odarennost': teoriya i praktika : ucheb.-metod. posobie [Children's talent: theory and practice: study-method. tutorial]. Kazan. TSHPU. 2010. 56 p.

3. Burmenskoj G. V., Sluckij V. M. Odarennye deti [Gifted children]. M. Progress. 1991. 376 p.

4. Kondrat'eva O. V. Psihologiya odarennosti : ucheb.-metod. kompleks discipliny [Psychology of talent: study-method. complex of discipline]. M. MSUTU. 2012. 227 p.

5. Maklakov A. G. Obshchaya psihologiya : uchebnik dlya vuzov [General psychology: textbook for universities]. SPb. Piter. 2007. 258 p.

6. Matyushkin A. M. Tvorcheskij potencial odarennosti: struktura i razvitie [Creativity potential of giftedness: structure and development] // Psihologiya segodnya - Psychology today. Vol.2. M. 1996.

7. Matyushkin A. M. Odarennost' i vozrast. Razvitie tvorcheskogo potenciala odarennyh detej: ucheb. posobie [Talent and age. Development of creative potential of gifted children: tutorial]. M. Publishing house of Moscow Psychol. -Soc. Institute. 2004. 192 p.

8. Nemov R. S. Obshchaya psihologiya : ucheb. dlya stud. obrazovat. uchrezhdenij sred. prof. obrazovaniya [General psychology: textbook for stud. of educational institutions of secondary professional education]. M. Humanit. publ. center VLADOS. 2003. 400 p.

9. Savenkov A. I. Psihologiya detskoj odarennosti: ucheb. posobie [Psychology of children's talent: tutorial]. M. Ge-nezis, 2010. 440 p.

10. Tarasova S. YU. Opyt konsul'tativnogo nablyudeniya odarennyh detej [Experience of the advisory observations of gifted children] // Psihol. Nauka i obrazovanie - Psychol. Science and education. 2002, No. 1, pp. 59-64.

11. Holer K. Psihologiya odarennosti detej i podrostkov [Psychology of gifted children and adolescents]. M. Academia. 1996. 416 p.

12. CHirsheva G. N. Detskij bilingvizm: odnovremennoe usvoenie dvuh yazykov [Child bilingualism: simultaneous absorption of two languages]. SPb. Zlatoust. 2012. 488 p.

13. SHadrikov V. D. Duhovnost' i tvorchestvo [Spirituality and creativity] // Sovremennye koncepcii odarennosti i tvorchestva - Modern concepts of talent and creativity / edited by D. B. Bogoyavlenskaya. M. Mol. gw. 1997.

14. SHCHeblanova E. I., Averina I. S. Identifikaciya odarennyh uchashchihsya [Identification of gifted students] // Voprosy psihologii - Questions of psychology. 1995, No. 1, pp. 97-100.

15. YUrkevich V. S. Odarennyj rebenok: illyuzii i real'nost'[Gifted child: illusions and reality]. M. Prosveshcheniye. 1996.

16. Aspects Of Education: Journal of The Unstitute of Education, The University of Hull. 1996. № 53. P. 5.

17. Eysenk H. J. «Intelligence assessment: a theoretical and experimental approach» British Journal of Education Psychology. P. 81-98.

18. Kaplan S. N. A Transition Curriculum // Exceptionality Education Canada. 1991. Vol. 1. Pp. 35-43.

19. Maijoam D. T. Whither Gifted or Gifted Whither? Gifted International // Vol. VI. № 2. 1990. Pp. 88-93.

20. Shore B. M. Cornell D. G., Robinson A., Ward V. S. Recommended Practices in Gifted Education: Critical Analysis. N. Y.; L.: Teachers college press, 1993. 367 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.