ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 331. 101.2
Н. П. Макашева, Ю. С. Макашева
Роль образования в формировании трудовых ресурсов экономики знаний
Исследуются глобальные изменения качества трудовых ресурсов в условиях трансформации экономики. Отличительной чертой современной экономики является возрастание информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих основных факторов производства. Главным капиталом новой экономики становятся человеческие ресурсы. Показано возрастание роли знаний. Отмечено повышение интереса к образованию во всем мире, рост образовательного уровня занятых в экономике. Необходимым качеством современного работника становится способность к постоянному образованию. Рассмотрены проблемы сложившейся системы образования в России. Указана необходимость создания условий для обеспечения процесса непрерывного накопления знаний.
Ключевые слова: экономика знаний, трудовые ресурсы, интеллектуальный потенциал, непрерывное образование, самообразование.
Современный этап экономического развития характеризуется глобальными изменениями. Эти изменения, по словам Э. Тоффлера, свидетельствуют о наступлении новой «волны цивилизации» и переходе человечества от индустриального к информационному технологическому способу производства [1].
Происходит трансформация индустриального общества в общество нового типа, получившее у разных авторов такие названия, как «посткапиталистическое общество» (П. Друкер), «постиндустриальное общество» (Д. Белл), «информационное общество» (М. Порат, Р. Катц, Й. Масуда и др.). Новая экономика характеризуется глобальной интеллектуализацией всей экономической системы, что проявляется в возрастании информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих основных факторов производства. Главным капиталом и важнейшим конкурентным преимуществом становятся не вещественные, а человеческие ресурсы, а главным фактором эффективности экономической системы становятся знания и творческий потенциал работников. По словам президента Mekka Advertising Александра Репьева, новая экономика -это мир, в котором люди работают мозгами, а не руками [2]. Авторы коллективной монографии о человеческом капитале современной экономики отмечают, что сегодня на смену пролетариату приходит «когнитариат», т. е. преобладающими становятся работники умственного труда [3, с. 18]. Работники интеллектуального труда становятся главным фактором социально-экономического и технико-технологического развития, а их ценность в качестве главной производительной силы характеризуется масштабами овладения ими современными знаниями. Ведущую роль знаний подчеркивает еще одно
название современной экономики - «экономика знаний» [4]. Т. Сакайя определил ее как «новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями» [5, с. 346].
Трансформационные процессы в экономике ведут к серьезным преобразованиям в сфере труда. Современный рынок труда характеризуется возрастанием спроса на новаторский тип работников с одновременным ответным выходом на рынок труда работников, способных к активной преобразующей деятельности в условиях интенсивных научно-технических перемен. Возрастают требования к социальной и профессиональной мобильности работников, к уровню интеллектуального развития, профессиональной культуре, способности учиться на протяжении всей жизни, к активизации творческого потенциала [6, с. 14].
В формировании работника нового типа, отвечающего потребностям экономики знаний, особое место отводится образованию. Оно является одним из наиболее действенных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие интеллектуального потенциала трудовых ресурсов. Исследования показывают, что рост уровня образования непосредственно влияет на рост экономики, обеспечивая ее прирост даже в условиях депопуляции [7]. По данным ОЭСР, в настоящее время в таких странах, как Франция, Великобритания, Норвегия, более 60 % прироста национального дохода обеспечивают работники с высшим образованием [8]. Не случайно сегодня во всем мире наблюдается рост спроса на высшее образование, а одной из самых заметных тенденций на современном рынке труда является продолжающийся рост образовательного уровня занятых в экономике.
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 5 (158)
В ежегодно составляемом ЮНЕСКО рейтинге систем высшего образования за 2012 г. России отведено 35-е место, в то время как, по данным ОЭСР, на этот же период Россия включена в пятерку самых образованных стран в мире наряду с такими странами, как США, Япония, Израиль, Канада [8]. Исследователи объясняют это пока еще сохраняющейся у нас высокой долей (свыше 50 %) населения с послешкольным образованием [8]. Но в последние годы целый ряд стран демонстрирует высокие темпы роста данной группы населения.
Ведущим мировым трендом становится переход к всеобщему высшему образованию, как, например, в Южной Корее, Японии.
В России относительно высокий показатель уровня образования населения принято объяснять достижениями прошлых лет, когда бесплатное образование было доступно всем гражданам страны [9, с. 85]. Но, по данным Института проблем развития науки РАН, за два последних десятилетия выпуск специалистов высшими учебными заведениями на 10 тысяч занятых в экономике увеличился более чем втрое. В настоящее время численность студентов на 1000 человек населения в России одна из самых высоких в мире - 54 человека. По этому показателю Россию опережают лишь такие страны, как Корея (66 человек), Финляндия и Новая Зеландия (59), США и Греция (58), Польша (55). Заметно выросло и количество вузов, но в основном за счет негосударственных [10].
О том, сколько вузов и сколько студентов необходимо и достаточно для успешности экономики, высказываются спорные мнения на самых разных уровнях. Несомненно, что в данном случае важно не количество, а качество. Именно эта задача провозглашается в реформах российской системы образования последних лет. Об остроте проблемы
можно судить по тому, что сегодня «Россия продолжает лидировать в мире по выпуску инженеров, которые не могут быть пока адекватно применены в российской экономике и уходят работать в другие сферы» [11, с. 37].
Но в современной экономике даже самые совершенные знания, полученные в лучших вузах, устаревают очень быстро. Развитие работников нового типа в постиндустриальном обществе предполагает непрерывное повышение их образовательного уровня. На смену установке «образование на всю жизнь» приходит требование - «образование в течение всей жизни».
Высокие темпы обновления знаний вызывают необходимость непрерывного образования в течение всей жизни, развития навыков самообразования. Это требует поиска новых каналов получения знаний и компетенций. Поэтому все большее распространение в мире получают новые формы обучения; наряду с формальным образованием все шире развивается неформальное институциализи-рованное и неинституциализированное (инфор-мальное, внесистемное, открытое) образование.
Успешное развитие экономики знаний могут обеспечить работники, не только обладающие достаточно высоким уровнем знаний, но и способные учиться, постоянно приобретать дополнительные знания, умеющие искать и находить необходимую информацию для решения возникающих проблем, применять полученные знания в практической деятельности. Способность к постоянному обучению становится важнейшим качеством современного работника. Важную роль в формировании работника нового типа, отвечающего требованиям трансформирующейся экономики, призвана сыграть реформирующаяся система образования в России.
Список литературы
I. Тоффлер Э . Третья волна . М . : АСТ, 2004. 784 c .
2 . Репьев А. П . Есть ли нам место в «Новой Экономике»? URL: http://lib .rus. ec/b/98589/read (дата обращения: 02 .11.2014) .
3 . Смирнов В . Т. , Сошников И . В . , Романчин В . И . , Скоблякова И . В . Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирова-
ние: моногр . ; под ред . д . э . н . , проф . В . Т . Смирнова . М . : Машиностроение-1; Орел: ОрелГТУ, 2005. 285 с .
4 . Drucker P. The Age of Discontinuity. Guidelines to our Changing Society. New York: Harper & Row, 1969 . 394 p .
5 . Сакайя Т . Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего // Новая индустриальная волна на Западе: Антология / под ред .
В . Л . Иноземцева . М .: Akademia, 1999 . С . 337-371.
6 . Бурыхин Б . С . , Макашева Ю . С . Стимулирование творческой активности персонала на основе краудсорсинга . Томск: Изд-во Том . ун-та,
2013.104 с .
7 . Карпенко М . П . Образовательная геодемография России . М . : СГУ, 2011. 224 с .
8 . OECD (2012), Education at a Glance 2012: Highlights, OECD Publishing .
9 . Воробьева В . В . Формирование экономики знаний в России в процессе модернизации системы образования // Вестн . Томского гос . пед .
ун-та (TSPU Bulletin) . 2013 . Вып . № 12 (140) . С . 83-87 .
10 . Институт проблем развития науки РАН . Экспресс-цифра . URL: http://issras . ru/statall. php (дата обращения: 20 . 10 .2012) .
II. Клячко Т . Л . Образование в России: основные проблемы и возможные решения . М . : Изд . дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 48 с.
Макашева Н. П., кандидат экономических наук, доцент.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050. E-mail: mnp2000@mail.ru
Макашева Ю. С., аспирант.
Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050. E-mail: yuliam@pptsu.ru
Материал поступил в редакцию 23.01.2015.
N. P Makasheva, Yu. S. Makasheva THE ROLE OF EDUCATION IN FORMING LABOUR RESOURCES OF KNOWLEDGE ECONOMY
The article is devoted to the analysis of the global changes of labor resources quality in conditions of economy transformation. A distinctive feature of the modern economy is increase of information, intellectual and innovation components of the basic factors of production. Human resources become the main capital of the new economy which is also called knowledge economy. The article states the increasing role of knowledge, an increased interest in education throughout the world, the growth of the educational level of employment in the economy. It shows the problems of the existing system of education in Russia and the necessity of creation of conditions for lifelong learning.
Key words: knowledge economy, human resources, intellectual potential, continuous education, self-education.
References
I. Toffler E . Tret'ya volna [The third wave] . Moscow, AST Publ . , 2004. 784 p . (in Russian) .
2 . Rep'ev A. P. Est'li nam mesto v "Novoy Ekonomike"? (in Russian) . URL: http://lib . rus . ec/b/98589/read (accessed 02 November 2014) .
3 . Smirnov V. T. , Soshnikov I . V. , Romanchin V. I . , Skoblyakova I . V. Chelovecheskiy kapital: soderzhanie i vidy, otsenka i stimulirovanie [Human
capital: the content and types, evaluation and promotion] . Moscow, Mashinostroenie -1 Publ . , Orel, OrelGTU Publ . , 2005. 285 p . (in Russian) .
4 . Drucker P. The Age of Discontinuity. Guidelines to our Changing Society. New York, Harper & Row, 1969 . 394 p .
5 . Sakaiya T. Stoimost', sozdavaemaya znaniyami, ili Istoriya budushchego [The cost created by knowledge or future History] . Novayaindustrial'naya
volna na Zapade: Antologiya - The new industrial wave in the West: Anthology. Moscow, Akademia Publ, 1999 . Pp . 337-371 (in Russian) .
6 . Burykhin B . S ., Makasheva Yu . S . Stimulirovanie tvorcheskoyaktivnostipersonalana osnove kraudsorsinga [Stimulation of creative activity of the
personnel on the basis of crowdsourcing] . Tomsk, TGU Publ . , 2013. 104 p . (in Russian) .
7 . Karpenko M . P. Obrazovatel'naya geodemografiya Rossii[Educational geodemography of Russia] . Moscow, SGU Publ ., 2011. 224 p . (in Russian) .
8 . OECD (2012), Education at a Glance 2012: Highlights, OECD Publishing .
9 . Vorob'eva V. V. Formirovanie ekonomiki znaniy v Rossii v protsesse modernizatsii sistemy obrazovaniya [Formation of the knowledge economy
in Russia in the process of education system modernization] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no . 12 (140), pp . 83-87 (in Russian) .
10 . Institutproblem razvitiya naukiRAN. Ekspress-tsifra [Institute for the Study of Science of RAS . Express figure] (in Russian) . URL: http://issras . ru/
statall. php (accessed 20 October 2012) .
II. Klyachko T. L . Obrazovanie v Rossii: osnovnye problemy i vozmozhnye resheniya [Education in Russia: main problems and possible decisions] . Moscow, "Delo" RANHiGS Publ . , 2013. 48 p . (in Russian) .
Makasheva N. P.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: mnp2000@mail.ru
Makasheva Yu. S.
National Research Tomsk State University.
Pr. Lenina, 36, Tomsk, 634050, Russia. National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: yuliam@pptsu.ru