DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_65 УДК 336
Юшаева Разет Сайд-Эмиевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, Россия, г. Грозный, e-mail: adlan0476@bk.ru
Гайрбекова Рукият Сараповна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет, Россия, г. Грозный, e-mail: umnica-1@mail.ru
Алхазова Хава Анзоровна,
студент, Чеченский государственный педагогический университет, Россия, г. Грозный, e-mail: adlan0476@bk.ru
«ЗЕЛЕНОЕ» ФИНАНСИРОВАНИЕ В ЦЕЛЯХУСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА
В статье рассматривается необходимость выработки государством определенных мер, направленных на поддержку и развитие «зеленого» финансирования. Тенденция финансирования «зеленых» проектов охватила многие страны. В России также предпринимаются меры поддержки инвесторов, финансирующих данные проекты, оказывающие минимальное воздействие на окружающую среду. Однако недостаточная разработанность законодательного и нормативного регулирования этой сферы требует особого внимания государства к этой проблеме.
Ключевые слова: финансы; экономика; «зеленые» финансы; экология; устойчивое развитие; государство.
UDC 336
Yushaeva Razet Sajd.-Emievna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Russia, Grozny, e-mail: adlan0476@bk.ru
Gairbekova Rukiayt Sarapovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Chechen State University, Russia, Grozny, e-mail: umnica-1@mail.ru
Alkhazova Khava Anzorovna,
student, Chechen State Pedagogical University, Russia, Grozny, e-mail: adlan0476@bk.ru
«GREEN» FINANCING FOR THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE STATE ECONOMY
The article discusses the need for the state to develop certain measures aimed at supporting and developing «green» financing. The trend of financing green projects has spread to many countries. Russia is also taking measures to support investors who finance green projects that have a minimal impact on the environment. However, the insufficient elaboration of the legislative and normative regulation of this sphere requires special attention of the state to this problem.
Keywords: finance; economics # «green» finance; ecology; sustainable development; the state.
Большинство международных организаций, следуя объективной реальности и проблеме достижения сбалансированного устойчивого развития, включают экологическую составляющую в свою сферу деятельности [1]. Для достижения устойчивого развития экономики государства после пандемии коронавируса (Ковид-19) наблюдается тенденция развития зеленого и социального финансирования. Государству в этом случае следует выработать политические меры, направленные на поддержку развития социального и зеленого финансирования - финансовых инструментов, предназначенных для достижения экологических и социальных целей. Также необходимо принять фискальные меры, законодательные и нормативные акты, способствующие ускорению роста зеленого и социального финансирования. Нормативные акты по соблюдению общих стандартов раскрытия информации и оценке воздействия помогут обеспечить эффективность, устойчивость и привлекательность зеленого и социального финансирования, в особенности для частного сектора.
Ковид-19 несоразмерно сильно ударил по бедным слоям населения, но он также дал импульс двигаться вперед и сделать так, чтобы стало лучше, чем было. Такая "большая перезагрузка" требует огромных инвестиций в охрану окружающей среды и такие социальные сферы, как здравоохранение и образование. Это может произойти только при условии согласованных усилий государства и частного сектора, особенно с учетом того, что пандемия существенно снизила объемы государственных доходов. Государству следует укреплять рыночную инфраструктуру и экосистему для успешного развития зеленого и социального финансирования и содействия устойчивому и инклюзивному восстановлению.
Климатическая повестка в России значительно ускорилась за последний год. В свою очередь, Минэкономразвития развивает меры поддержки, обозначенные президен-
том в своем послании, которые направлены на стимулирование инвесторов вкладывать в зеленые проекты, оказывающие минимальное воздействие на окружающую среду.
Данные цели связаны со значительным перевооружением мощностей предприятий, которые сейчас в строю, а также с реализацией новых проектов. Для осуществления таких проектов в мире используется зеленое финансирование, в том числе зеленые облигации, которые размещаются на рынке со скидкой, предоставляя эмитентам доступное финансирование. Помимо этого, ряд крупнейших инвестиционных фондов выделяет из своих средств долю, которую можно направлять на финансирование и приобретение ценных бумаг зеленого формата. Таким образом, на рынке сформирован спрос и предложение зеленых финансовых инструментов.
Интерес к проблеме устойчивого развития в условиях глобального изменения климата и ухудшения окружающей среды привел к формированию в научном сообществе новой парадигмы - «зеленая экономика» [3], под которой понимают экономическую деятельность, направленную на повышение благосостояния людей и экономического роста, снижающую при этом значительные риски для окружающей среды и обеднения ресурсов [5].
В России есть проекты, которые не смогут соответствовать зеленой международной классификации. Это проекты, которые связаны с добычей нефти, газа, угля и переработки нефти. Важно отметить, что есть проекты, который имеют существенный экологический эффект. Данные проекты относятся к адаптационным. Есть возможность поддерживать их отдельно, не смешивая с зелеными, чтобы для европейских и американских инвесторов не было рисков, что они, инвестируя в российские зеленые ценные бумаги, будут покупать что-то не зеленое по их стандартам. Вот здесь строго выдерживается международная классификация. Заемщики, рассматриваю-
щие возможность привлечения «зеленого» финансирования, обычно реализуют один или несколько проектов, которые, как ожидается, могут иметь положительное значение для охраны окружающей среды [2].
Зеленое и социальное финансирование в последние годы стремительно развивается, особенно в частном секторе. Большую роль в таком прогрессе сыграло изменение предпочтений инвесторов в пользу проектов, направленных на достижение целей устойчивого развития. В настоящее время свыше 30 трлн долларов США, или треть глобальных активов, задействованы в проектах, принимающих в расчет экологические, социальные и управленческие задачи. Компании используют зеленое и социальное финансирование для хеджирования рисков устойчивости, привлечения «терпеливых инвесторов» и повышения устойчивости перед лицом потрясений. Несмотря на то, что на рынке по-прежнему доминируют страны с высоким уровнем дохода, развивающиеся страны Азии лидируют среди стран с формирующейся рыночной экономикой по выпуску зеленых и социальных облигаций, а также облигаций устойчивого развития.
Азиатские эмитенты зеленых облигаций также повысили свои экологические показатели на 30 % в среднем через два года после выпуска. В городах, в которых выпускается больше зеленых облигаций, наблюдается значительное улучшение качества воздуха, что положительно влияет на здоровье.
Распространены некоторые инструменты финансирования, способствующие зеленому и инклюзивному восстановлению, включая пакеты мер стимулирования, микрофинансирование и выплаты за выбросы углерода в атмосферу. Инновационные механизмы финансирования, такие как облигации социального воздействия, помогают подключить частный капитал к социальным программам. Одним из таких примеров является обучающая программа для девочек «Educate girls», которая помогла улучшить успеваемость девочек школьного возраста из маргинальных групп населения в Индии.
Многосторонние банки развития, такие как АБР, также могут способствовать развитию зеленого и социального финансирования, в частности в рамках прямого финансирования и привлечения капитала из государ-
ственных и коммерческих источников посредством смешанного финансирования, повышения качества кредитов, гарантий по кредитам и других инновационных инструментов. Они также могут сыграть решающую роль в укреплении рыночной инфраструктуры и экосистем, государственной политики, а также в повышении знаний и потенциала в развивающихся странах.
Сейчас очень можно инвестировать в различные экопроекты. На гребне эковолны, кажется, что всевозможные «грин», «органик» и «эко» бренды будут развиваться и в перспективе расти. Но в этом есть сомнение, поскольку подходы большинства этих компаний, скорее всего, будут скопированы крупнейшими игроками индустрии. «Эко» станет еще одним сегментом их продукции, и именно гиганты останутся победителями. Из всех green-компаний серьезного успеха смогут добиться лишь единицы. Финансовая система зеленой экономики построена таким образом, чтобы она могла обеспечить благополучие, устойчивость и безопасность интересов общества [4].
Приведем «незеленый» пример того, как это бывает. Не так давно стала популярной соцсеть Clubhouse: новый подход, интересная идея, удобный для скоростного мира формат общения - только голосом. Когда стало понятно, что пользователи этот проект активно поддерживают, крупные игроки вроде Facebook решили перенять его опыт. Сейчас Facebook разрабатывает очень похожий по функционалу продукт, а Telegram добавил у себя возможность коллективных голосовых чатов. Смысл в том, что пользователи, уже доверяющие крупным игрокам и привыкшие пользоваться их продукцией, скорее останутся на привычной платформе и «накатят» там обновления, чем начнут использовать что-то новое с тем же функционалом.
То же самое может произойти и с green-компаниями. Их идею возьмут на вооружение крупные игроки и не дадут сделать большую прибыль более мелким проектам.
Криптовалюта показывает сумасшедшие проценты для инвесторов, но важно понимать, что сегодня это серая зона финансов, в основном они используются для транзакций в обход регулирования. И регулирование сферы криптовалют может привести к их обесцениванию. Криптовалюты - это про-
дукт вычислений и создания огромного капитала на пустом месте для основателей и первых инвесторов. По сути, они посягают на индустрию печатания денег, монополию государств и центральных банков. Криптова-лютная история может исчезнуть или сильно «просесть» в двух случаях:
- если государства выпустят свои крипто-валюты с их последующим строгим регулированием;
- если произойдут сильные спады в экономике и кризисы. В ситуации экономической депрессии, военных действий или резкого роста стоимости продуктов первой необходимости никто не захочет держать свои накопления в «валюте», которая не обеспечена ни армией, ни государством и не признана большинством населения.
Вторую ситуацию прогнозировать не станем, а первая вполне возможна. Намерение создать государственные цифровые деньги уже есть.
Технологические компании с индексом Р/Е выше 40-50 рискуют стать последователями компаний из «пузыря» 2000-х. Их акции бешено растут, но в один момент могут схлоп-нуться и потерять до 90 % своей стоимости, не оправдав тех серьезных ожиданий прибыли, которые сегодня имеются. Причина их роста в уверенности рынка в том, что прибыль технологичных компаний будет быстро расти, они вытеснят нетехнологичные компании и станут главенствовать на рынке. Но это во многом зависит от роста числа пользователей и их привычек. А люди не склонны быстро менять привычки, поэтому слишком большие ожидания могут рухнуть в одночасье. Не рекомендуется сейчас вкладываться в компании с завышенными ожиданиями, если только не рисковать.
Банковский депозит, не покрывающий инфляцию, перестает иметь хоть какую-то экономическую целесообразность для большинства населения. Инфляция в России уже 5,5 %, а доходность банковского депозита на апрель 2021 г. составляла 4,5 %. Цифра звучит настолько грустно, что ситуация не нуждается в дополнительных пояснениях.
Такой инструмент, как покупка готового бизнеса, покупка квартиры или коммерческого помещения для сдачи в аренду, часто используется в качестве примера пассивности инвестиций. Вложи - и получай. Но это миф:
инвестиции в бизнес и аренду - не пассивные. Это полноценная работа с постоянным решением бытовых и бумажных проблем, которая не гарантирует получения реального дохода.
Если есть небольшое число помещений для сдачи в аренду или небольшой готовый бизнес, не получится нанять менеджера-управленца, который сделает всю работу (и поможет получать действительно пассивный доход). Ему нужно платить зарплату, а при маленьких оборотах это нецелесообразно. К слову, доходы от ренты в России за последние десять лет в течение семи лет были ниже инфляции. В результате менять лампочки, искать арендаторов и решать вопросы с соседями придется лично. Это не инвестиция, а работа фултайм.
Хочется отметить, что Минэкономразвития в 2021 г. разрабатывает таксономию и рекомендации по внесению инструментов к финансовым зеленым инструментам, проведение верификации зеленых инструментов, а также проведение перечня верификаторов.
Считается, что это достаточный пакет документов, который позволит запустить в 2021 г. полный цикл зеленого финансирования.
Также дополнительно разрабатывается дорожная карта мер поддержки эмитентам в первые три года. Минэкономразвития намерено рассмотреть снижение налога на прибыль по купонному доходу на зеленые облигации, что позволит опережающими темпами наполнить рынок зелеными облигациями выпусками российских эмитентов.
Список литературы
1. Боркова, Е. А. Политика стимулирования зеленого инвестирования как направление регулирования рынка зеленого финансирования / Е. А. Боркова // Управленческое консультирование. - 2020. - № 5. -С. 68-76. - URL: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-5-68-76 (дата обращения: 01.03.2021).
2. Кобзев, М. «Зеленое» финансирование: статус правового регулирования и международной практики / М. Кобзев, Т. Хуссейн // Нефть, газ и право. - 2017. -№ 6. - С. 45-50.
3. Семенова Н. Н., Еремина О.И., Скворцова М.А. «Зеленое» финансирование в России: современное состояние и перспективы развития / Н. Н. Семенова, О. И. Еремина, М. А. Скворцова // Финансы: теория и практика. - 2020. - № 24(2). - С. 39-49. - URL: https:// doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-2-39-49 (дата обращения: 01.03.2021).
4. Юшаева, Р. С. Э. Принципы концепции развития «зеленой» экономики / Р. С. Э. Юшаева, Р. С. Юша-
ев, А. З. Исмаилова // Информационные технологии в образовании : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 29 октября 2020 года. - Махачкала : Чеченский государственный педагогический университет; Типография Алеф, 2020. - С. 263-268.
5. Юшаева, Р. С. Э. Стратегия «зеленых» финансов» или природный капитал и «зеленая» политика / Р. С. Э. Юшаева // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 5(118). - С. 1318-1321. - DOI 10.34925/ EIP.2020.118.5.276.
References
1. Borkova E.A. Politika stimulirovaniya zelenogo investirovaniya kak napravlenie regulirovaniya ry'nka zelenogo finansirovaniya, Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2020, no.5, pp. 68-76. URL: https:// doi.org/10.22394/1726-1139-2020-5-68-76 (data
obrashheniya: 01.03.2021).
2. Kobzev M., Xussejn T. "Zelenoe" finansirovanie: status pravovogo regulirovaniya i mezhdunarodnoj praktiki, Neft', gazipravo, 2017, no. 6, pp. 45-50.
3. Semenova N.N., Eremina O.I., Skvorczova M.A. «Zelenoe» finansirovanie v Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy' razvitiya, Finansy': teoriya i praktika /Finance: Theory and Practice, 2020, no. 24(2), pp. 39-49. URL: https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-2-39-49 (data obrashheniya: 01.03.2021).
4. Yushaeva R.S.E'., Yushaev R.S., Ismailova A.Z. Principy' koncepcii razvitiya «zelenoj» e'konomiki, Informacionnye texnologii v obrazovanii: sbornik materialov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Grozny'j, 29 oktyabrya 2020 goda. Maxachkala : Chechenskij gosudarstvenny'j pedagogicheskij universitet; Tipografiya Alef, 2020, pp. 263-268.
5. Yushaeva R.S.E'. Strategiya "zeleny'x" finansov" ili prirodny'j kapital i "zelenaya" politika, E'konomika i predprinimatel'stvo, 2020, no. 5(118), pp. 1318-1321. DOI 10.34925/EIP. 2020.118.5.276.