Научная статья на тему 'Эффективность социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих'

Эффективность социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ / ASSESSMENT OF PERSONALITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / THE EFFICIENCY OF THE DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL SOLDIER / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / SOCIAL ASPECT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL INTERACTION / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SOCIAL REGULATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / TRAINING OF MILITARY PERSONNEL / ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION ANALYTICAL ACTIVITY / СПЕЦИАЛИСТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SPECIALISTS IN SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савин Алексей Дмитриевич

В статье рассматриваются эффективность и развитие социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих и в социуме. Какие должны быть критерии измерения эффективной работы, ее инструментарий в работе с военнослужащими и социально-культурной среде военнослужащих. Рассматриваются социальные и практические формы взаимодействия в эффективности социально-культурной деятельности в преодолении пассивности и инертности жизнедеятельности военнослужащих, их профессиональной активности в социально-культурной деятельности. Показаны эффективность и отличия по многим моментам в организации и проведении социально-культурных программ в среде военнослужащих, компетенции личности, ее влияния, а также психологическая поддержка коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савин Алексей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of socio-cultural activity in the life of servicemen

The article examines the efficiency and development of social-cultural activity in soldiers ‘ lives and in society. What should be the criteria of measurement of effective work, its tools in the work with military personnel and socio-cultural environment of servicemen. Discusses the social and practical forms of cooperation in the efficiency of socio-cultural activity in overcoming the passivity and inertia of life of military personnel and their professional activity in socio-cultural activities. The efficiency and differences in many aspects in the organization and carrying out socio-cultural programs in the military, the competence of personality, of its influence, as well as psychological support team.

Текст научной работы на тему «Эффективность социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих»



на использовании новых творческих ресурсов в искусстве. Поскольку первые результаты показали, что многие моменты в организации и проведении социально-культурных программ неоправданно усложнены, выведены за пределы компетенции, влияния и контроля коллектива.

Заинтересованность специалистов учреждений культуры и членов творческого коллектива в правильном развития личностных качеств через социально-культурную и творческую деятельность выражается прежде всего в умении педагогов регулировать культурно-досуговую деятельность в том числе и материальными стимулами, руководствуясь положением: о том, что выгодно учреждению культуры, выгодно обществу в целом и наоборот.

Активность и развитие личности в социально-культурной жизни с помощью педагогических методов развития личностных качеств через социально-культурную деятельность — есть основной обобщающий критерий творчески развитой личности в социуме.

Литература

1. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досу-говой деятельности. М., 2007. С. 155.

2. Лазарев М.А. Технология творческого развития студентов педагогических вузов на основе формирования художественной культуры. Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Т. 1. № 3. С. 523—532.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ САВИН,

кандидат педагогических наук, заместитель начальника Учебного центра по подготовке и повышению квалификации (г. Владимир)

E-mail: aleksej.savin.61@mail.ru

Научная специальность 13.00.05 — теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются эффективность и развитие социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих и в социуме. Какие должны быть критерии измерения эффективной работы, ее инструментарий в работе с военнослужащими и социально-культурной среде военнослужащих.

Рассматриваются социальные и практические формы взаимодействия в эффективности социально-культурной деятельности в преодолении пассивности и инертности жизнедеятельности военнослужащих, их профессиональной активности в социально-культурной деятельности. Показаны эффективность и отличия по многим моментам в организации и проведении социально-культурных программ в среде военнослужащих, компетенции личности, ее влияния, а также психологическая поддержка коллектива.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, оценка личности, эффективность развития личности военнослужащего, социальный аспект, педагогическое взаимодействие, социальное регулирование, профессиональная подготовка военнослужащих, информационно — аналитическая деятельность, специалисты социально-культурной деятельности.

Annotation. The article examines the efficiency and development of social-cultural activity in soldiers ' lives and in society. What should be the criteria of measurement of effective work, its tools in the work with military personnel and socio-cultural environment of servicemen.

Discusses the social and practical forms of cooperation in the efficiency of socio-cultural activity in overcoming the passivity and inertia of life of military personnel and their professional activity in socio-cultural activities. The efficiency and differences in many aspects in the organization and carrying out socio-cultural programs in the military, the competence of personality, of its influence, as well as psychological support team.

Keywords: socio-cultural activities, assessment of personality , the efficiency of the development of the individual soldier, the social aspect, the pedagogical interaction, social regulation, training of military personnel, information — analytical activity, specialists in social and cultural activities.

Главное в эффективности — это развитие социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих и в социуме, рассмотрим, какие должны быть критерии измерения и ее инструментарий в социально-культурной деятельности. Сущность развития социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих и в социуме, пытались решить многие ученые и военные исследователи. В измерении эффективности социально-культурной деятельности показана проблема о необходимости создания устойчивости психики, с умением преодолевать инертность жизненного развития и трудности в профессиональной и социально — культурной деятельности военнослужащих.

Так в об эффективности культурно-просветительной работы отмечается, что нередки случаи, когда работа клуба оценивается по одному-двум показателям — успехам на смотре художественной самодеятельности в армейских коллективах, выполнению финансового плана или степени активности в проведении массовой кампании. Методы измерения и оценки работы эффективности и развития социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих научно не разработаны. Считается, что данное положение можно объяснить двумя причинами: первая — многогранностью и неоднородностью культурных функций, наличием самых различных направлений, форм и методов, настолько качественно разнообразных, что сложно свести их к каким-либо однопорядковым количественным параметрам; и вторая — недостаточной разработанностью теории социально — культурной части, которая должна быть посвящена вопросам эффективности, результативности социально — культурной работы и способам ее количественного и качественного измерения.

Так социологами были разработаны научно обоснованные критерии оценки социально — культурной и клубной работы. Для оценки эффективности выделялись несколько типов сопоставимых объектов, и был предложен ряд критериев:

Ф Качественные критерии — а) критерий общественной оценки; б) критерий отношения; в) функциональный критерий; г) критерий дифференциации. ф Качественно-количественные критерии: а) критерий эффективности использования клубных и культурно-досуговых помещений; б) критерий участия общественности и коллектива; в) критерий сферы влияния и управления.

ф Количественные критерии: а) точно измерены и выражены в цифровых показателях: а) финансовый критерий; б) критерий массовости, или критерий участия.

Критерий участия — один из важнейших. В конечном счете, — эффективность работы в развитии социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих определяется степенью привлечения к нему всего социума. Показатели участия можно считать комплексными показателями, характеризующими социально-культурную деятельности в жизни военнослужащих по определенным направлениям. Социологи и педагоги предлагают учитывать следующие виды деятельности: познавательные виды, развлекательно — познавательные и развлекательные.

Мы считаем, что взаимодействие такой количественной оценки с анализом качественных показателей позволит объективно судить об эффективности развития социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих.

Данная система критериев вызвала неоднозначное отношение у многих ученых. Некоторые из них высказали иной подход к определению эффективности развития социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих. Они выделяют десять критериев:

1. Идейная направленность, воспитательная ценность, широта охвата культурной работой, активное взаимодействие с населением.

2. Широта охвата социо-культурной деятельностью.

3. Активное участие в работе социума.

4. Активность его работы «вне стен».

5. Воздействие на психологическую и нравственную атмосферу среди военнослужащих.

6. Связь с работниками культуры и артистами.

7. Роль и непосредственная деятельность по профессиональной и культурной ориентации военнослужащих.

8. Использование средств массовой коммуникации ( интернета, радио, телевидения, периодической печати, кино).

9. Учет интересов, запросов и потребностей военнослужащих.

10. Использование собственных сил и возможностей для улучшения и развития социально-культурной и материально-технической базы военнослужащих.

Предложенные критерии — «показатели успеха» — сложно отнести к критериям измерения эффективности развития социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих и культурно-просветительной работы. Это условия деятельности всей социо-культурной работы.

Мы считаем, что предлагаемые авторами критерии носят формальный характер и не вскрывают результатов работы социально — культурной деятельности среди военнослужащих.

Также выделяются три линии измерения эффективности воспитательного воздействия по развитию социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих.

Это линии — критерии: во-первых, — удовлетворение социо-культурной деятельностью с помощью всех возможностей, запросов и потребностей у военнослужащих; во-вторых, степень взаимодействия всех военнослужащих и населения; в-третьих, степень участия общественных организаций в развитии социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих.

Выдвинув данные критерии мы считаем, что эффективность воспитательного и культурного воздействия на развитие социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих проверяется, силой взаимодействия: личность — коллектив — общество.

Таким должен быть подход к определению критериев эффективности социально-культурной дея-

тельности в жизни военнослужащих. Однако есть еще одна сторона, о которой нельзя не сказать. Дело в том, что о работе в социально-культурной деятельности среди военнослужащих нужно судить не только по эффективности, но и по умению создавать условия, обеспечивающие эффективность культурного и воспитательного воздействия.

Это лишь подход к определению критериев эффективности и совместного их применения.

Считается, что эффективность социально-культурной деятельности и ее измерения в жизни военнослужащих обусловливаются социально — культурным назначением учреждений культуры внутри войсковых частей и соединений. Главное в проблеме эффективности — не измерение содержания работы, а поиск новых путей в развитии социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих путей изучения изменений в сознании и поведении людей, с которыми работают учреждения культуры.

Считаем, что эффективность и развитие социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих и в социуме, как средство просвещения, всестороннего культурного развития военнослужащих в созданных для этого условиях, и с этого надо начинать определять критерии эффективности работы и развития социо-культурной деятельности. Мы предлагаем конкретные критерии измерения эффективности и развития социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих, а также и в культурно-просветительной работе. Рассматриваем условия, при которых работа будет эффективна, выдвинув при этом на первый план социально-культурную деятельность.

Мы считаем, что здесь в узел завязаны вопросы теории и практики, эффективность и развитие социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих и в социуме.

Оценивая проведенные исследования, мы отмечаем, что работа заслуживает одобрения по многим причинам. В ней верно указаны трудности решения поднятой проблемы, сделана попытка не просто дать набор критериев эффективности в развитии социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих, а расположить их в некоей системе, создать типологию развития, классифицировать виды социо-культурной и клубной деятельности.

Однако хотим отметить, что эффективность и развитие социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих иногда построена по формальным признакам и заведомо неполна, неудачна и эффективность социально-культурной деятельности. Наиболее уязвимая разбивка критериев на три класса («качественные», «качественно-количественные» и «количественные»).

Для решения проблемы эффективности необходимо различать содержание и условия от результатов социально-культурной деятельности предлагаем систему — трех факторов.

Во-первых, должен быть произведен «содержательный» фактор влияния эффективности на развитие социально-культурной деятельности на свою аудиторию т.е. военнослужащих. Второй фактор — результат непрерывной работы, следовательно, должен касаться и внутренней психологической структуры воспитательного эффекта. Третий фактор — связан с процессом взаимодействия в социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих и в социуме, то есть роста престижа и посещаемости определенного круга мероприятий.

Система факторов, показывает, что для определения эффективности социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих необходимо: во-первых, определить влияние на всю аудиторию, это качественная сторона работы; во-вторых, исследовать результаты эффективность и развитие социально-культурной деятельности, ее воспитательный эффект; в-третьих, определить рост престижа, посещаемости и возрастание активности среди военнослужащих; в-четвертых, социально-культурной деятельность должна привести к созданию соответствующих культурно-досуговых объединений.

Подводя итоги о эффективности социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих и в социуме мы говорим, что требуется комплексный подход и решения. Комплексный подход к оценке работы признан единственно правильным, и нельзя согласиться с теми, кто пытается подойти упрощенно, излишне прямолинейно к этим оценками критериям.

Общих критериев в оценке эффективности не было выработано. Были сформулированы лишь на-

правления формирования системы критериев эффективности развития социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих.

Вопросы эффективности социально — культурной деятельности в работе с военнослужащими активно исследовались на протяжении 70—80-х гг. Так, считалось, что критерии эффективности призваны вооружить работников культуры показателями, раскрывающими те нравственно-психологические и патриотические качества личности, что характеризуют убеждения военнослужащих. Определяя критерии эффективности, подчеркивалось, что одним из показателей действенности и развития социально-культурной деятельности, является развитие общественно-полезной активности трудящихся.

К вопросу эффективности социально — культурной работы среди военнослужащих обращались различные ученые, которые называя социально-экономический, педагогический, методический, социально-психологический аспекты эффективности, более подробно останавливались на педагогическом. Они тесно связывают понятие эффективность и развитие социально-культурной деятельности с активностью личности, рассматривают вопросы эффективности отдельного культурного мероприятия, системы клубных мероприятий, деятельность клубного армейского коллектива.

Мы считаем, что надо вести поиск не единых критериев, а их системы. Критерий оценки можно искать в зависимости между вместимостью культурно-досуговых учреждений, материальным состоянием, числом социо — культурных работников в воинской среде, посещаемостью и длительностью посещения социально-культурных мероприятий военнослужащими. Определить нормативы, оценивающие уровень интенсивности и эффективности использования культурной и материальной базы и людских ресурсов в эффективном развитии социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих. Обозначить проблему, как социально-экономический аспект эффективности развития досуга и социально-культурной работы среди военнослужащих и в социуме.

Эффективность культурной работы можно считать при выполнении следующих условий: первое требование — связать социо-культурную деятель-

ность с жизнью воинского коллектива и всего населения, находить новые направления в развитие социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих и в социуме. Сосредотачивать на их основные усилия; второе — наличие системы воздействия по видам воспитательной работы, анализ и учет не столько крупных социо-культурных мероприятий, сколько содержания и объема будничной, ежедневной социально — культурной работы, осуществляемой в различных оперативных, устных, наглядных и печатных формах; третье — умение эффективно развивать гласность культурных мероприятий, фактов, поступков, деяний, совершаемых в коллективе, давать им культурную и нравственную оценку.

Однако это не критерии, а условия эффективной работы и социально-культурной деятельности среди военнослужащих.

Эффективность и развитие социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих в частности зависит и от НОТ. Научная организация труда явится ключом к повышению его эффективности.

Отмечается, что проблемы эффективности лежат в двух плоскостях, которые не следует путать. Это критерии эффективности и условия эффективности.

Эффективность работы социально-культурной деятельности связана с реализацией ее функций, которые могут быть: длительными, кратковременными, ситуативными. Длительные — это те, которые связаны с воспитанием высоких моральных качеств у военнослужащих. Кратковременные — конкретизируют длительные и воплощаются в отдельных культурных мероприятиях. Ситуативные — вытекают из сложившейся новой ситуации природного, экономического, социально-политического, нравственно-психологического характера военнослужащих.

Считается, что решение социальных задач — показатель эффективности деятельности социально-культурной жизни военнослужащих.

Цели и задачи эффективности по развитию социально-культурной деятельности поддаются измерению и оценке через количественные и количественно-качественные показатели.

Под эффективностью социально — культурной работы мы понимаем результативную дея-

тельность учреждения культуры эффективность и развитие социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих и во всех сферах жизни, характеризующуюся действенным, целенаправленным, глубоким, оперативным участием в осуществлении планов развития эффективности социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих.

Также отмечается, что критерии относились непосредственно к самой социо-культурной и клубной деятельности, а не к объекту ее воздействия — военнослужащим.

Речь шла о так называемых «функциональных критериях» — численности и разнообразии различных культурных учреждений . утверждалось, что «эффективность социально-культурной работы имеет три аспекта: — оптимизация деятельности культурных учреждений в армейской среде; результативность воспитательного воздействия на сознание; результативность воздействия на социально-армейскую сферу. Эти критерии называются видовыми, поскольку по ним оценивается эффективность определенного вида социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих.

В ходе социальной и культурной работы были подтверждены возможность и целесообразность учета качества социально-культурной деятельности на основе двух групп критериев: социально-экономических и социально-педагогических.

Сделав общий ретроспективный анализ тех положений, мы выделяем оценку деятельности конкретного культурного учреждения в зависимости от места его расположения и категории в целях получения эффективности работы в среде военнослужащих и сопоставимых результатов.

Несмотря на наличие конструктивных культурных предложений, была предложена система критериев эффективности работы в социально — культурной деятельности, охватывающую все стороны социо-культурной деятельности учреждений культуры или иного культурно-просветительного учреждения.

Рассматривая другие проблемы выделяем две группы критериев оценки культурной деятельности — социально-экономические и социально-педагогические.

Группа социально-экономических критериев, с одной стороны, характеризует наличие тех или иных материальных, финансовых, временных и трудовых ресурсов, с другой стороны, указывает на степень и характер их использования в военной среде.

К социально-педагогическим критериям относятся: а) глубина усвоения личностью основ научного мировоззрения; б) политическая мобильность; в) общественная и культурная направленность личности; г) социальная активность личности; д) нравственный иммунитет.

Приведенными критериями нельзя измерить социально-культурную деятельность и развитие социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих, хотя, одними из главных условий эффективности социально-культурной деятельности являются: приведение содержания и направленности в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к культурно-воспитательной работе; отбор средств, методов и форм рациональной организации свободного времени у военнослужащих с учетом особенностей социально-культурной деятельности в условиях свободного времени.

Каждое из этих трех условий находит свое развернутое и концентрированное выражение в оценке определенных принципов социально-культурной деятельности в армейской среде.

Каждый из принципов: является условием, предпосылкой, обеспечения эффективности процесса социально-культурной развития, и дает основания рассматривать принципы социально-культурной деятельности не только в качестве условий, но и социально-педагогических критериев эффективности работы с военнослужащими.

Эффективностью социально-культурной деятельности является: материальная база учреждения; кадровое обеспечение; изучение удовлетворения интересов и потребностей армейского социума; реализация общественных социально-культурных функций; включение местного населения в социально-культурную деятельность; включение личности в социально-культурную деятельность в сфере свободного времени; привлечение к самоуправлению культурных учреждений и организа-

ций; методическое обеспечение культурно-просветительной работы; соответствие результатов финансово-экономической деятельности военных учреждений культурным планам развития, бюджетным грандам по культуре и ассигнованиям; общественная оценка культурно-просветительной деятельности.

Показатели структуры развития социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих и в социуме — это новые требования к оценке культурно-просветительной работы в условиях координации, кооперации, специализации, интеграции и других форм комплексного решения задач эффективного воспитания и положительной оценки в воинских частях и соединениях.

Мы отмечаем также разнообразные критерии эффективности социально-культурной деятельности, и их влияние на уровень культурно-просветительной работы, на повышение привлекательности службы в вооруженных силах, на стабилизацию кадров социо-культурной сферы, специалистов, интеллигенции. Подводя итоги многообразным исследованиям и подходам, скажем: во второй половине XX в. не было выработано единой, всеми принятой, системы критериев и показателей эффективности социально-культурной деятельности в работе с военнослужащими. Так или иначе, большинство исследователей в той или иной мере использовали систему эффективности социально-культурной деятельности, по которой предложили качественно-количественные критерии измерения эффективности с учетом особенностей деятельности культурно-просветительных учреждений. Другие критерии эффективности развития социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих и в социуме все-таки мы считаем не продуктивными.

Исследования эффективности социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих продолжаются нами и в настоящее время.

Литература

1. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности по развитию личности — Учебник, М. , 2012. С. 454.

2. Ласкин А.А. История отечественного государства и права. Учебник. М., 2014. С. 421.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.