Научная статья на тему 'Особенности формирования правосознания военнослужащих по призыву в условиях социально-культурной деятельности'

Особенности формирования правосознания военнослужащих по призыву в условиях социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПО ПРИЗЫВУ / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL CULTURE / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES / MILITARY MEN AT THE CALL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пиндус Виталий Ярославович, Григорьева Елена Ивановна

Актуализирован процесс формирования правового сознания военнослужащих по призыву в условиях социально-культурной деятельности. Рассмотрены структурные компоненты правовой культуры военнослужащих, которые представляют собой совокупность правовых знаний, профессиональных установок, ориентирующих на соблюдение и применение правовых норм, соответствующих правовым предписаниям и принципам законности в процессе исполнения своих служебных обязанностей. Доказано, что социально-культурная деятельность обладает достаточным арсеналом технологий, позволяющих оптимизировать данный процесс, который рассмотрен как отрасль педагогической науки, которая ориентирована на процессы социально-правовой интеграции личности. Дан обзор современных научных исследований по правовой культуре, формированию правового сознания военнослужащих, выявлены и обоснованы задачи, принципы, а также функциональная специфика социально-культурной деятельности в военной части. Основополагающими являются вопросы целевого предназначения досуга военнослужащих, направленного на формирование их правового сознания и основанного на проектировании правовых действий, инициативном участии в реализации проектов воинской части, основанных на системе правовых взаимоотношений, актуализации приобретенного жизненного опыта для получения информации о своих правах и обязанностях. Выявлены и охарактеризованы технологии социально-культурной деятельности, влияющие на процесс формирования правового сознания военнослужащих: информационно-просветительные, проектные, культуротворческие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пиндус Виталий Ярославович, Григорьева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF SENSE OF JUSTICE OF MILITARY MEN AT THE CALL IN THE CONDITIONS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

The process of formation of legal consciousness of military men in terms of socio-cultural activities is actualized. Structural components of the legal culture of the military men, which represent a set of legal knowledge, professional installations, focusing on compliance and application of legislation, and the relevant legal regulations and the principles of law in the discharge of their official duties are considered. It is proved that socio-cultural activity has a large Arsenal of technologies to optimize this process and viewed it as a branch of pedagogical science that focuses on the processes of socio-legal integration of the personality. An overview of the current research on legal culture, formation of legal consciousness of the servicemen, identified and justified by the objectives, principles and functional specificity of socio-cultural activities in the military. Fundamental is the target purpose of recreational facilities for troops, directed on formation of legal consciousness and based on the design of legal action, proactive participation in projects of the military unit, based on the system of legal relations, updating of gained experience for more information about their rights and responsibilities. The technologies of socio-cultural activities that affect the process of formation of legal consciousness of military personnel: the outreach, design, cultural are identified and characterized.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования правосознания военнослужащих по призыву в условиях социально-культурной деятельности»

УДК 37.01

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Виталий Ярославович ПИНДУС

аспирант, кафедра культуроведения и социокультурных проектов Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected] © Елена Ивановна ГРИГОРЬЕВА доктор культурологии, профессор, профессор кафедры искусств и художественного творчества Российский государственный социальный университет 129226, Российская Федерация, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1 E-mail: [email protected]

Актуализирован процесс формирования правового сознания военнослужащих по призыву в условиях социально-культурной деятельности. Рассмотрены структурные компоненты правовой культуры военнослужащих, которые представляют собой совокупность правовых знаний, профессиональных установок, ориентирующих на соблюдение и применение правовых норм, соответствующих правовым предписаниям и принципам законности в процессе исполнения своих служебных обязанностей. Доказано, что социально-культурная деятельность обладает достаточным арсеналом технологий, позволяющих оптимизировать данный процесс, который рассмотрен как отрасль педагогической науки, которая ориентирована на процессы социально-правовой интеграции личности. Дан обзор современных научных исследований по правовой культуре, формированию правового сознания военнослужащих, выявлены и обоснованы задачи, принципы, а также функциональная специфика социально-культурной деятельности в военной части. Основополагающими являются вопросы целевого предназначения досуга военнослужащих, направленного на формирование их правового сознания и основанного на проектировании правовых действий, инициативном участии в реализации проектов воинской части, основанных на системе правовых взаимоотношений, актуализации приобретенного жизненного опыта для получения информации о своих правах и обязанностях. Выявлены и охарактеризованы технологии социально-культурной деятельности, влияющие на процесс формирования правового сознания военнослужащих: информационно-просветительные, проектные, культуротворческие.

Ключевые слова: правовое сознание; правовая культура; социально-культурная деятельность; социально-культурные технологии; военнослужащие по призыву

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-76-81

В современном российском обществе правовая культура отражает определенный уровень правовой грамотности и правосознания граждан, формирующих систему ценностных ориентаций личности в правовой сфере.

Особая роль в формировании правовой культуры личности в современном российском обществе определяется в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере правовой грамотности и правосознания граждан», в которых сказано, что развитие правового государства и гражданского общества в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав

и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов [1, с. 95; 2].

В Законе РФ «Об образовании», в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г., в программе воспитания демократической гражданственности и образования в области прав человека, принятой Советом Европы 15 января 2003 г. и признанной Российской Федерацией, отмечается необходимость воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, то есть формирования его правовой культуры [3, с. 134].

По мнению Е.И. Григорьевой и Е.Л. Ра-ковской, «...пока правовая культура россий-

ских граждан не вырастет до необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не станет нравственной потребностью, национальной идеей, способной объединить все общество, подвигнуть его на новое правовое, политическое, социальное, экономическое и культурное созидание, не будут реализованы на практике процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека» [3, с. 129].

Специфика прохождения военной службы в Вооруженных Силах России заключается в том, что это особый вид федеральной государственной службы, регулируемый законодательством, с определенными юридическими нормами, регламентирующими права и обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, который требует определенного уровня правосознания от военнослужащих по призыву [4].

Основой деятельности Вооруженных Сил является правопорядок и воинская дисциплина, обеспечивающая строгое соблюдение военнослужащими законов, воинских уставов и присяги, приказов командиров, что предполагает знание основополагающих законодательных документов, регламентирующих прохождение службы (Конституции Российской Федерации, Военной Доктрины Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», а также дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации) [5].

Исследованию феномена специфики правового общества посвящены работы ученых С.С. Алексеева, В.А. Беловолова, В.В. Бойцовой, Г.И. Балюк, А.Б. Венгерова, Г.А. Голубе-ва, Е.А. Зубок, С.В. Калашникова, М.В. Михайлова, A.B. Одинцовой, Л.Л. Плотникова, Р.Л. Ромашова и др., в которых правовая культура общества определяется как совокупность правовых ценностей, относящихся к правовой реальности данного социума, базирующихся на культуре правосознания (оценке закона с позиций справедливости, прав человека), правомерном поведении и культуре юридической практики (деятельности законодательных, судебных, правоприменительных, правоохранительных органов) [6, с. 124].

Поскольку воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества, то без правовой ком-

петентности военнослужащих он теряет свое значение.

Вопросам обеспечения правомерного поведения военнослужащих, формирования их правосознания, правовой грамотности и правового воспитания уделяется особое внимание в научных трудах Г.И. Аксеновой, Н.В. Волковой, В.В. Глоба, Ю.И. Бирюкова, Н.И. Кузнецова и др.

Приоритетная задача правового воспитания состоит в том, чтобы сформировать у военнослужащего по призыву ответственное отношение к служебным и общественным делам в рамках соблюдения юридических норм. При этом правовая культура рассматривается нами как определенный уровень правового мышления, отражающий качественное состояние процессов социального правотворчества, которые подлежат структурированию по различным основаниям [7].

Правовая культура военнослужащих представляет собой совокупность правовых знаний, профессиональных установок, ориентирующих на соблюдение и применение правовых норм, соответствующих правовым предписаниям и принципам законности в процессе исполнения своих служебных обязанностей:

1) знания действующей законодательной базы и исполнение служебно-боевых задач, возложенных на военнослужащего по призыву;

2) знания нормативных актов, регламентирующих деятельность военнослужащих по призыву;

3) уважительное отношение к праву, регламентирующему деятельность военнослужащих по призыву [1].

Согласно интерпретации И.В. Клочко, правовое сознание личности - это эмоционально-когнитивная составляющая правовой культуры, представляющая собой синтез системы правовых знаний, образующихся с помощью правового мышления, под влиянием чувств, эмоций, настроения, воли, которые становятся правовыми убеждениями, мировоззрением, определяют оценки правовых явлений, формируют правовые ценностные ориентации, социально-правовые установки, регулирующие правомерное поведение личности [8, с. 10].

Сущностная характеристика правового сознания военнослужащих структурирована

единством функциональных компонентов: когнитивного (познавательного), оценочного (эмоционального), регулятивного (поведенческого) [9].

С точки зрения социокультурного подхода правовое сознание личности формируется в процессе овладения правовой культуры на основе социально значимой информации; отражается в способности к субъектной правовой адаптации в условиях модернизацион-ных процессов; в самостоятельности интерпретации полученной правовой информации; в развитом правовом критическом мышлении; в креативном подходе в решении правовых задач, связанных с профессиональной деятельностью.

При этом основными функциями правовой культуры личности являются: функция культурно-исторической преемственности (изучение, обобщение и трансляция опыта в сфере социального права); праворегулятив-ная функция (система этических норм и правил поведения через освоение общепринятых образцов поведения и обеспечивающей функционирование правовой системы общества); ценностно-нормативная функция (освоение общечеловеческих культурных ценностей и образцов поведения, отражающих культурную ценность институтов общественного права); правосоциализаторская функция (правовая компетентность); познавательно-преобразовательная функция (накопление теоретических знаний и организация деятельности по формированию правового государства и гражданского общества); информационно-коммуникативная функция (межсубъектное взаимодействие в определенном правовом поле); культуротворческая функция (развитие творческого потенциала личности в правовой сфере через законотворческие процессы).

В качестве базовых принципов, влияющих на правосознание военнослужащих по призыву, выделяются:

- оптимизация процесса управления правовой информацией;

- адекватность потребления и переработки правовой информации;

- структурированность правовой информации с выделением ее базовых компонентов.

По сути, процесс формирования правового сознания военнослужащих по призыву

представляет собой многоуровневую систему качественной подготовки к военной службе, позволяющую им успешно овладевать общекультурными и профессиональными компетенциями, повышать уровень правовой грамотности, проявлять правовую активность.

Преимущественно организация социально-культурной деятельности военнослужащих происходит в контексте воспитательной работы в воинских частях и подразделениях, а ее эффективность во многом зависит от умения командиров (начальников) изучать и учитывать индивидуальные особенности тех, кого они воспитывают. При этом реализация принципа индивидуального подхода в воспитательной работе с военнослужащими способствует повышению уровня и качества правовой подготовки.

Особенностью социально-культурной деятельности является вариативность в выборе занятий, добровольность и свобода личного выбора (оказание педагогической поддержки военнослужащим в самореализации их как субъектов образовательно-воспитательного процесса воинской части; установление субъект-субъектного характера межличностных отношений в ходе правового воспитания); гуманистическая направленность; социальная значимость (сама личность является модератором социокультурного пространства свободного времени).

Соответственно, целевое предназначение социально-культурной деятельности военнослужащих в процессе формирования правового сознания состоит в: а) проектировании своих правовых действий; б) инициативном участии в реализации проектов воинской части, основанных на системе правовых взаимоотношений; в) актуализации приобретенного жизненного опыта для получения информации о своих правах и обязанностях.

Вопросам духовно-нравственного, творческого когнитивного становления личности в условиях социально-культурной деятельности посвящены работы М.А. Ариарского, Ю.А. Акуниной, Е.И. Григорьевой, О.Ю. Ма-цукевич, В.Я. Суртаева, ВВ. Туева, Н.В. Шар-ковской, Н.Н. Ярошенко и др., акцентирующие внимание на личностно ориентированных социально-культурных технологиях.

Технологии социально-культурной деятельности обладают высоким педагогическим потенциалом в процессе формирования

правового сознания военнослужащих и ориентированы на взаимодействие личности со средой, в частности, в плане обмена разноас-пектной правовой информацией.

Рассмотрим наиболее эффективные социально-культурные технологии:

1. Информационно-просветительные (технологии, направленные на интерпретацию и практическое использование правовой информации в процессе прохождения воинской службы) [10].

2. Проектные (решение практико-ориен-тированных задач на основе применения правовых и законодательных норм с целью получения требуемого результата).

3. Культуротворческие (нацелены на развитие правового мышления, творческого воображения при включении в практические ситуации, а также осознание важности правовой культуры в обеспечении служебной карьеры).

При этом наиболее эффективная реализация социально-культурных технологий происходит через соблюдение алгоритма таких дидактических компонентов, как «правовая компетентность - правовая активность -законотворчество».

Резюмируя вышесказанное, мы пришли к выводу о том, что процесс формирования правового сознания военнослужащих по призыву будет наиболее эффективен в условиях социально-культурной деятельности, ориентированной на достижение следующих задач: формирующей (предусматривает целенаправленную выработку у военнослужащих правовых знаний, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению); мобилизующей (направлена на формирование системы правового мировоззрения с целью достижения задач, стоящих перед военнослужащим или воинским коллективом); профилактической (превенция девиантного поведении, профилактика неуставных отношений, нарушение Устава военной части); развивающей (направлена на личностное саморазвитие военнослужащих).

Список литературы

1. Болгов В.А., Шуваева Ю.В. Развитие конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации на современном этапе // Территория науки. 2016. Вып. 6.

2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г. № Пр-1168). Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

3. Григорьева Е.И., Раковская Е.Л. Организационно-педагогические условия формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 11 (127). С. 129-134.

4. Анурин В.Ф., Садулина А.М.Бюрократия: Взгляды «извне» и «изнутри» // Социологические исследования. 2010. № 2. С. 29-38.

5. Щелкунов С.В. О правовой культуре в Российской Федерации: проблемы и пути их разрешения // Территория права: сб. науч. ст. Курск, 2015. Вып. 1. С. 260-261.

6. Александров В.С., Сенатов В.И., Чукмаев М.М. Сущность правовой культуры. Правовая культура личности и общества // Актуальные проблемы адаптации региональных организаций к условиям глобализации правовых и экономических отношений: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 6-10.

7. Нелюбина Е.В. Правосознание, правовая культура и социальные права человека: взаимосвязь и взаимообусловленность // Право и политика. 2009. № 7.

8. Клочко И.В. Педагогические условия воспитания правового сознания старшеклассников: деятельностный подход: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014.

9. Воронцов А.Л. Проблемы определения правовой культуры в российской юридической науке // Известия ЮЗГУ. Серия История и право. 2013. № 1. С. 18-21.

10. Кирикова А.А., Еременко Н.Е. Вопросы влияния инновационных средств интернет-коммуникации на правовую культуру и мировоззрение современной молодежи // Территория права: сб. науч. ст. Курск, 2015. Вып. 2. С. 128-129.

References

1. Bolgov V.A., Shuvaeva Y.V. Razvitie konstitutsionnykh obyazannostey cheloveka i grazhdanina v Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape [Development of constitutional duties of human and Citizen in russian federation at modern stage]. Territoriya nauki [Territory of Science], 2016, no. 6. (In Russian).

2. Osnovy gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere razvitiya pravovoy gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan (utv. Prezidentom RF 4 maya 2011 g.) [The base-

ments of state policy of Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and sense of justice of citizens (confirmed by the President of Russian Federation 4 May 2011)]. (In Russian). Available at: www.garant.ru (accessed 05.02.2017).

3. Grigoreva E.I., Rakovskaya E.L. Organiza-tsionno-pedagogicheskie usloviya formirovani-ya pravovoy kul'tury studencheskoy molodezhi v protsesse vzaimodeystviya vuzov i uchrezh-deniy kul'tury [Organization-pedagogical conditions of legal culture formation of students' youth in the process of universities and cultural institutions interaction]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2013, no. 11 (127), pp. 129-134. (In Russian).

4. Anurin V.F., Sadulina A.M. Byurokratiya: Vzglyady «izvne» i «iznutri» [Bureaucracy: the view from "outside" and "inside"]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociology Studies], 2010, no. 2, pp. 29-38. (In Russian).

5. Shchelkunov S.V. O pravovoy kul'ture v Rossiyskoy Federatsii: problemy i puti ikh razresheniya [About legal culture in Russian Federation: problems and ways of decision]. Territoriya prava [Legal Territory]. Kursk, 2015, vol. 1, pp. 260-261. (In Russian).

6. Aleksandrov V.S., Senatov V.I., Chukmaev M.M. Sushchnost' pravovoy kul'tury. Pravovaya kul'tura lichnosti i obshchestva [The essence of legal culture. Legal culture of personality and society]. Sbornik statey Vserossiiskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktual'nye proble-my adaptatsii regional'nykh organizatsiy k usloviyam globalizatsii pravovykh i ekono-micheskikh otnosheniy» [Collection of Articles of All-Russian Scientific-Practical Conference "Relevant Problems of Adaptation of Regional

Organizations to the Conditions of Globalization of Legal and Economical Relations"], Cheboksary, Scientific Cooperation Center "Interactive Plus", 2014, pp. 6-10. (In Russian).

7. Nelyubina E.V. Pravosoznanie, pravovaya kul'tura i sotsial'nye prava cheloveka: vzaimosvyaz' i vzaimoobuslovlennost' [Legal conscience, legal culture and social human rights: connection and correlation]. Pravo i politika - Law and Politics, 2009, no. 7. (In Russian).

8. Klochko I.V. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya pravovogo soznaniya starshe-klassnikov: deyatel'nostnyy podkhod. Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk [Pedagogical Conditions of Education of Legal Consciousness of Senior Pupils: Activity Approach. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2014. (In Russian).

9. Vorontsov A.L. Problemy opredeleniya pravovoy kul'tury v rossiyskoy yuridicheskoy nauke [Problems of definition of legal culture in Russian legal science]. Izvestiya YuZGU. Seriya Istoriya i pravo - Proceedings of the Southwest State University. History and Law, 2013, no. 1, pp. 18-21. (In Russian).

10. Kirikova A.A., Eremenko N.E. Voprosy vliyaniya innovatsionnykh sredstv internet-kommunikatsii na pravovuyu kul'turu i mirovozzrenie sovremennoy molodezhi [The issues of innovation means influence on the internet communications on legal culture and worldview of modern young people]. Territoriya prava [Legal Territory]. Kursk, 2015, vol. 2, pp. 128-129. (In Russian).

Поступила в редакцию 10.04.2017 г. Received 10 April 2017

UDC 37.01

THE PECULIARITIES OF SENSE OF JUSTICE OF MILITARY MEN AT THE CALL IN THE CONDITIONS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY Vitaliy Yaroslavovich PINDUS

Post-graduate Student, Cultural Studies and Social-Cultural Processes Department

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: [email protected]

Elena Ivanovna GRIGOREVA

Doctor of Culturology, Professor, Professor of Art and Artwork Department Russian State Social University

Bldg. 1 4 Vilgelm Pik St., Moscow, Russian Federation, 129226 E-mail: [email protected]

The process of formation of legal consciousness of military men in terms of socio-cultural activities is actualized. Structural components of the legal culture of the military men, which represent a set of legal knowledge, professional installations, focusing on compliance and application of legislation, and the relevant legal regulations and the principles of law in the discharge of their official duties are considered. It is proved that socio-cultural activity has a large Arsenal of technologies to optimize this process and viewed it as a branch of pedagogical science that focuses on the processes of socio-legal integration of the personality. An overview of the current research on legal culture, formation of legal consciousness of the servicemen, identified and justified by the objectives, principles and functional specificity of socio-cultural activities in the military. Fundamental is the target purpose of recreational facilities for troops, directed on formation of legal consciousness and based on the design of legal action, proactive participation in projects of the military unit, based on the system of legal relations, updating of gained experience for more information about their rights and responsibilities. The technologies of socio-cultural activities that affect the process of formation of legal consciousness of military personnel: the outreach, design, cultural are identified and characterized.

Key words: legal consciousness; legal culture; socio-cultural activities; socio-cultural technologies; military men at the call

DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-5(169)-76-81

Для цитирования: Пиндус В.Я., Григорьева Е.И. Особенности формирования правосознания военнослужащих по призыву в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 76-81. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-76-81.

For citation: Pindus V.Y., Grigoreva E.I. Osobennosti formirovaniya pravosoznaniya voennosluzhashchikh po prizyvu v usloviyakh sotsialno-kul'turnoy deyatel'nosti [The peculiarities of sense of justice of military men at the call in the conditions of socio-cultural activity]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 5 (169), pp. 76-81. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-76-81. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.