Научная статья на тему 'Педагогические методы развития личностных качеств в социально-культурной деятельности'

Педагогические методы развития личностных качеств в социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ / THE CULTURAL-HISTORICAL DEVELOPMENT OF PERSONAL QUALITIES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / TEACHING METHODS / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL INTERACTION / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SOCIAL REGULATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / ИНФОРМАЦИОННАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION-ANALYTICAL ACTIVITY / THE NATURE OF IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ласкин Александр Анатольевич, Мальцева Екатерина Викторовна

Рассматриваются педагогические методы развития личностных качеств в социуме через социально-культурную деятельность личности. Приведены различия по предмету и объекту, между социальной и культурной деятельностью, которые отличаются по многим моментам в организации и проведении социальнокультурных программ, личностных качеств, ее влияния и компетенции. Определяющим в педагогических методах социально-культурной деятельности и развития личности является содержание исторических идей, теорий, норм, ценностей, символов, образцов, примеров, характеризующих развитие личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical methods of development of personal qualities in the socio-cultural activity

The article considers the pedagogical methods of development of personal qualities in society through social-cultural activity of the person. Given differences between subject and object, between social and cultural activities, which differ in many aspects in the organization and carrying out socio-cultural programs, personal qualities, its influence and competence. The determining factor in teaching socio-cultural activities and personal development is the content of historical ideas, theories, norms, values, symbols, samples, examples characterizing the development of personal qualities.

Текст научной работы на тему «Педагогические методы развития личностных качеств в социально-культурной деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ ЛАСКИН,

доктор педагогических наук, профессор E-mail: al.laskin @yandex.ru ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА МАЛЬЦЕВА,

соискатель Московского государственного университета культуры и искусств

E-mail: kate555.05@mail.ru

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются педагогические методы развития личностных качеств в социуме через социально-культурную деятельность личности. Приведены различия по предмету и объекту, между социальной и культурной деятельностью, которые отличаются по многим моментам в организации и проведении социально-культурных программ, личностных качеств, ее влияния и компетенции.

Определяющим в педагогических методах социально-культурной деятельности и развития личности является содержание исторических идей, теорий, норм, ценностей, символов, образцов, примеров, характеризующих развитие личностных качеств.

Ключевые слова: сущность личности, культурно-историческое развитие личностных качеств, педагогические методы, педагогическое взаимодействие, социальное регулирование, профессиональная подготовка, социально-культурная деятельность, информационная — аналитическая деятельность.

Annotation. The article considers the pedagogical methods of development of personal qualities in society through social-cultural activity of the person. Given differences between subject and object, between social and cultural activities, which differ in many aspects in the organization and carrying out socio-cultural programs, personal qualities, its influence and competence.

The determining factor in teaching socio-cultural activities and personal development is the content of historical ideas, theories, norms, values, symbols, samples, examples characterizing the development of personal qualities.

Keywords: the nature of identity, the cultural-historical development of personal qualities, teaching methods, pedagogical interaction, social regulation, vocational training, socio-cultural activities, information—analytical activity.

Педагогическое развитие личностных качеств в условиях социально-культурной деятельности может происходить только при благоприятном стечении устойчивых сочетаний, значений, системных параметров, характеризующих личность, рассматриваемую как систему. Педагогические аспекты развития личности в условиях социально-культурной деятельности относятся к «человеку вообще». Это значит, что одной личности может быть полезно, для другой быть может вредно.

Не располагая достаточно научно разработанной типологией личности, в рыночных отношениях нашего общества мы можем тем не менее отметить,

что педагогические методы развития личностных качеств в социуме через социально-культурную деятельность позволяют рассматривать личность по параметрам сложности. Конечно, в учреждениях культуры различная аудитория, бывают «простые» личности, характеризующиеся однообразием реакций на различные проявления окружающих людей, общественной и природной среды.

Так в учреждениях культуры г. Москвы, Московской области, г. Орла, Орловской области, г. Тамбова Тамбовской области, на 2 600 человек опрошенных оказались более сложные реакции лишь у 17% у которых более разнообразны реакции, а «простые лич-

ности» с которыми приходится встречаться специалистам учреждений культуры свыше 80%. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности здесь можно четко планировать. Это значит, что система культмассовых задач (мы не говорим при этом об отдельных задачах) достаточно проста.

Объект и субъект воспитания являются тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств в условиях социально-культурной деятельности. Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной в учреждениях культуры является развитие и поддержание высокой активности широкой аудитории в познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности.

Приведенные суждения позволяют сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности развивающейся личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию.

«Всякая эффективная социально-культурная деятельность имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждой сколько-нибудь вдумчивой личности вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех деятельности по формированию духовного развития личности зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять на досуге» (См. 1).

Иначе говоря, уже в процессе воспитания в учреждениях культуры имеет место самовоспитательная работа. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учреждений культуры. Специалисты учреждений культуры ставят воспитательные задачи, формируют у участников художественной самодеятельности, клубов по интересам и любительских объединений соответствующие потребности (активность) включают их в социально-культурную деятельность, которая побуждает их работать над собой.

Во многих случаях люди, всех возрастов и разных профессий, сами ставят перед собой определенные задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают

настойчиво добиваться поставленной цели. Примеров тому в истории множество.

Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.

А.П. Чехов в одном из своих писем жене отмечал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».

Подобных примеров, когда человек благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой совершенствовал и развивал у себя лучшие личностные качества, можно привести множество. Вот почему имел основание один из общественных деятелей, когда писал, что обыкновенно люди являются продуктом обстоятельств и воспитания, но лучшие люди, как правило, представляют собой результат активной работы над собой. А известный французский философ Ж.П. Сартр даже утверждал, что «человек есть только то, что он сам из себя делает», подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии в учреждении культуры.

Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и формировании личности и о необходимости его организации в условиях социально-культурной деятельности.

Молодежный период в жизни человека характеризуется множеством параметров, он содержит в себе целый ряд видов совершеннолетия, которые не совпадают по времени и содержанию. Так, наступление половой зрелости не совпадает с правовым совершеннолетием. Обретение экономической независимости не тождественно социально-психологическому совершеннолетию. Интеллектуальная зрелость, связанная с бурным развитием образования, часто опережает наступление социальной зрелости, зависящей от опыта общественных отношений.

В целях анализа рассмотрим китайский опыт, где жизнь человека делит на следующие этапы:

юность — до 20 лет; возраст вступления в брак — 20—30 лет; возраст познания своих заблуждений — 40—50 лет; последний период творческой жизни — 50—60 лет; возраст, которого желают достичь — 60—70 лет; старость — после 70 лет.

Древнегреческий математик и мыслитель Пифагор делил жизнь на четыре сезона, каждый по 20 лет: весна (детство) — до 20 лет, лето (молодость) — 20—40 лет, осень (зрелость) — 40—60 лет, зима (старость) — 60—80 лет.

Знаменитый русский ученый академик Отто Юльевич Шмидт в четырнадцатилетнем возрасте составил подробный план своей дальнейшей жизни. В нем было подробно записано, какие книги он должен прочесть, какими науками овладеть, какие проблемы решить, как развиваться физически.

Но когда он подсчитал, сколько лет ему потребуется для выполнения программы, обнаружил — ему необходимо ровно 900 лет! Шмидт «ужал» с большим трудом программу — получилось 500 лет. Ужал еще — получилось 150. На этом остановился.

Распланировав всю свою жизнь до минуты, работая на творческом пределе, ученый к концу жизни (Шмидт умер в 64 года) выполнил почти всю стопя-тидесятилетнюю программу, перекрыв свою «норму» почти в три раза!

Пример О.Ю. Шмидта наталкивает на интересную идею. Нельзя ли допустить, что именно работа «на пределе» есть тот «крючок», с помощью которого и вытаскивают люди из глубин своей биогалактики скрытые там резервы?

Гениям «от себя» порой не хватает той очаровательной непринужденности, той великолепной небрежности, что свойственна гениям «от бога», но гигантская внутренняя сила и страсть, соединенные с неукоснительной требовательностью к себе, возводят их произведения в ранг гениальности...

Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов исходный потенциал дарования и у гениев «от себя»: что-то должно было быть, что питало страстное влечение к делу и веру в себя, — может быть, их толкало вперед смутное чувство нераскрытых возможностей...

Очень ярким примером «примирения» двух начал «от бога» и «от себя» может служить поучительная жизнь Гете. Человек редкостной уравновешенности, оптимизма и спокойствия, прозванный великим олимпийцем, он смолоду отличался слабым,

непостоянным характером, был нерешительным, склонным к приступам тоски. Путем постоянной тренировки, контроля над эмоциями Гете удалось изменить самого себя. «Вот что сказал я себе в январе 1824 г.: «Меня всегда считали баловнем судьбы. Я не хочу жаловаться и нарекать на свой жребий. Но на самом деле в моей жизни ничего не было, кроме тяжелого труда, и я могу сказать сейчас в 75 лет, что за всю жизнь и четырех недель не прожил себе в удовольствие. Как будто я все время тащил на гору камень, который снова и снова скатывался, и нужно было снова тащить его вверх».

Современная наука утверждает — потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, изобретательстве, в открытии, в добывании не известной ранее информации. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций.

Применяя количественные оценки для исследования социально-психологических отношений коллектива и личности. Мы получили точные количественные оценки таких, казалось бы, неуловимых качеств личности, как уровень одаренности, трудолюбия, организованности. Были получены точные количественные ответы на вопросы о том, как каждый член коллектива оценивает сам себя, как коллектив в целом оценивает каждого, как каждый оценивает коллектив. В работе обобщены мнения мужчин о мужчинах, женщин о женщинах, мужчин о женщинах...

О том, насколько тонкие нюансы этой сложнейшей проблемы удалось ухватить ученым с помощью математической статистики, говорит приводимый ниже список качеств каждого члена коллектива, по которым шел этот анализ. Это: ф интеллектуальные качества (одаренность, глубина знаний, широта интеллектуальных интересов, творческое воображение и т.п.). ■Ф деловые качества (умение привлечь людей и т.п.). ф импульсно-волевые качества (сдержанность,

эмоциональность, воля и т.п.). ■ф моральные качества (доброта, скромность, верность в дружбе и т.п.).

Ф качества, характеризующие мотивы поведения (альтруизм, стремление к истине, честолюбие и т.п.). ф качества, характеризующие отношение к жизни (оптимизм, юмор и т.п.).

Если учесть, что анализировался относительно небольшой коллектив в 113 человек (во Дворце Московского Метростроя), то можно представить, насколько увеличится объем работ при аналогичном изучении, например, коллектива предприятия завода «Серп и Молот», чтобы в результате получить выраженные в количественной форме градации качественных признаков личности в коллективе и коллектива предприятия, как своеобразного организма.

Автор поставил перед собой вопрос: в каком случае, для каких целей разные люди оказываются совместимыми и несовместимыми. В условиях космических экспедиций, космонавты в условиях изнурительного подхода отбрасывают все проблемы неприязни друг к другу, проявляя личные черты развития личности. В наши дни, когда кругом радио, телевидение, быстроходные лайнеры и так далее происходит нечто подобное. Социологи установили: «по причине психологической несовместимости из научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро увольняется двадцать процентов специалистов»!

Часто исходят из того, что уживаются люди, похожие друг на друга. Но, с другой стороны, нередко говорят, что крайности сходятся.

По данным Института терапии имени А.П. Мяс-никова АМН России, 80% случаев инфаркта миокарда предшествует либо острая психическая травма, либо длительное психическое напряжение, либо переутомление. Врачи прямо заявляют: добрые товарищеские отношения в коллективе — это не только хорошие условия для работы, это еще и фактор, уменьшающий возможность сердечно-сосудистых заболеваний.

Конфликтная ситуация всегда наводит на мысль о необходимости изменений. И в этом смысле в ней заложено творческое начало: ведь в процессе конфликта, попадая в нестандартные ситуации, личность обязана, как и в творческих поисках, прибегать к импровизации, новациям, к использованию конструктивных приемов взаимодействия. Правда, сказанное в большей мере относится к конструктивно-созидательным видам конфликтов, а не к деструктивно-разрушительным. Арсенал возмож-

ностей, применяемых с помощью педагогических методов развития личностных качеств в социуме через социально-культурную деятельность, в процессе решения созидательных конфликтов, можно сохранить и умножить в государственных учреждениях культуры и образования.

Конфликт возникает при появлении трудноразрешимых противоречий; столкновении интересов на почве соперничества, отсутствии взаимопонимания, часто сопровождаемых острыми эмоциональными переживаниями. Основу любого конфликта образует ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон, либо противоположные цели или средства их достижения. А снижается напряженность и снимаются конфликты именно в условиях досуга, социально-культурной деятельности.

После обнаружения скрытых причин и источников конфликта следующим шагом является коррекция проблемы путем подходящей реакции на нее. «Если конфликт связан с различием в жизненных планах, реакция будет заключаться в одном из компромиссов, выработанных в результате переговоров и поиска взаимовыигрышных решений. Если в конфликте участвуют трудные с точки зрения общения люди — грубияны, жалобщики или вовсе отрицательные личности, — реакция должна заключаться в том, чтобы встречать их действия, руководствуясь соответствующей оборонительной стратегией»(См. 2). Если же помехой делу являются ваши собственные страхи и нерешительность, то решение заключается в выработке методов преодоления этих препятствий.

Часто источником конфликта служат недоверие и раздражительность. Попытки открыто высказать свое раздражение нередко приводят к большим обидам, заканчивающимся скандалами. Главное достоинство учреждений культуры состоит в том, что здесь парадигмальный подход позволяет нейтрализовать конфликтные ситуации и построить у участников коллектива творческие, деловые отношения, которые ориентируются на оказание услуг в развитии личности, стремятся к профессионализации и творческому росту. Это следует рассматривать как своеобразную модель малую самоорганизующуюся и саморазвивающуюся структуру действующую в условиях социально-культурной деятельности и специализирующуюся на разработке новых идей,

на использовании новых творческих ресурсов в искусстве. Поскольку первые результаты показали, что многие моменты в организации и проведении социально-культурных программ неоправданно усложнены, выведены за пределы компетенции, влияния и контроля коллектива.

Заинтересованность специалистов учреждений культуры и членов творческого коллектива в правильном развития личностных качеств через социально-культурную и творческую деятельность выражается прежде всего в умении педагогов регулировать культурно-досуговую деятельность в том числе и материальными стимулами, руководствуясь положением: о том, что выгодно учреждению культуры, выгодно обществу в целом и наоборот.

Активность и развитие личности в социально-культурной жизни с помощью педагогических методов развития личностных качеств через социально-культурную деятельность — есть основной обобщающий критерий творчески развитой личности в социуме.

Литература

1. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досу-говой деятельности. М., 2007. С. 155.

2. Лазарев М.А. Технология творческого развития студентов педагогических вузов на основе формирования художественной культуры. Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Т. 1. № 3. С. 523—532.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ САВИН,

кандидат педагогических наук, заместитель начальника Учебного центра по подготовке и повышению квалификации (г. Владимир)

E-mail: aleksej.savin.61@mail.ru

Научная специальность 13.00.05 — теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются эффективность и развитие социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих и в социуме. Какие должны быть критерии измерения эффективной работы, ее инструментарий в работе с военнослужащими и социально-культурной среде военнослужащих.

Рассматриваются социальные и практические формы взаимодействия в эффективности социально-культурной деятельности в преодолении пассивности и инертности жизнедеятельности военнослужащих, их профессиональной активности в социально-культурной деятельности. Показаны эффективность и отличия по многим моментам в организации и проведении социально-культурных программ в среде военнослужащих, компетенции личности, ее влияния, а также психологическая поддержка коллектива.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, оценка личности, эффективность развития личности военнослужащего, социальный аспект, педагогическое взаимодействие, социальное регулирование, профессиональная подготовка военнослужащих, информационно — аналитическая деятельность, специалисты социально-культурной деятельности.

Annotation. The article examines the efficiency and development of social-cultural activity in soldiers ' lives and in society. What should be the criteria of measurement of effective work, its tools in the work with military personnel and socio-cultural environment of servicemen.

Discusses the social and practical forms of cooperation in the efficiency of socio-cultural activity in overcoming the passivity and inertia of life of military personnel and their professional activity in socio-cultural activities. The efficiency and differences in many aspects in the organization and carrying out socio-cultural programs in the military, the competence of personality, of its influence, as well as psychological support team.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.