Научная статья на тему 'Исторический процесс развития личности в условиях социально-культурной деятельности'

Исторический процесс развития личности в условиях социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМАЦИОННЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ / THE ESSENCE OF IDENTITY / CULTURAL-HISTORICAL DEVELOPMENT / THE ACTIVITY OF PERSONALITY / SOCIAL ENVIRONMENT / TEACHER INTERACTION / REGULATION / TRAINING / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / CONFORMATIONAL TYPES OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова А. А.

В статье рассматривается историческое развитие личности в социально-культурной деятельности. Всякая культурная деятельность имеет исторический процесс развития личности и определяется совокупностью всех общественных отношений во всей истории России, что позволяет рассматривать условия социально-культурной деятельности как совокупность материально-технических, финансовых и людских ресурсов, функционирующих в границах своей инфраструктуры, но оказывающих влияние на духовную жизнь всего общества. Поэтому развитие личности в условиях социально-культурной деятельности выступает как история их индивидуального развития и развитие условий социально-культурной деятельности в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL PROCESS OF HUMAN DEVELOPMENT IN TERMS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

The article discusses the historical development of identity in the socio-cultural activities and as general historical connection. Any cultural activity is a historical process of development of individual and determined by the totality of social relations in the entire history of Russia, which allows us to consider terms of socio-cultural activities as a combination of logistical, financial and human resources operating within the limits of its infrastructure, but they exert their influence on spiritual life of society. Therefore, the development of personality in terms of socio-cultural activity serves as the history of their individual development and the development of conditions of social and cultural activities in our country.

Текст научной работы на тему «Исторический процесс развития личности в условиях социально-культурной деятельности»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А. ЖАРКОВА,

кандидат философских наук, доцент, докторант Московского Государственного Университета Культуры и Искусств Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.05 — теория, методика и организация социально-культурной деятельности

E-mail: www.Laskin.ru

Аннотация. В статье рассматривается историческое развитие личности в социально-культурной деятельности. Всякая культурная деятельность имеет исторический процесс развития личности и определяется совокупностью всех общественных отношений во всей истории России, что позволяет рассматривать условия социально-культурной деятельности как совокупность материально-технических, финансовых и людских ресурсов, функционирующих в границах своей инфраструктуры, но оказывающих влияние на духовную жизнь всего общества. Поэтому развитие личности в условиях социально-культурной деятельности выступает как история их индивидуального развития и развитие условий социально-культурной деятельности в нашей стране.

Ключевые слова: сущность личности, культурно-историческое развитие, активность личности, социальная среда, педагогическое взаимодействие, регулирование, профессиональная подготовка, социально-культурная деятельность, формационные типы культуры.

THE HISTORICAL PROCESS OF HUMAN DEVELOPMENT IN TERMS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

A.A. ZHARKOV,

Ph.D., associate professor, Ph.D., Moscow State University of Culture and Arts Specialty: 13.00.01 — General pedagogics, history of pedagogy and education, 13.00.05 — Theory, Methods and organization of social and cultural activities

Annotation. The article discusses the historical development of identity in the socio-cultural activities and as general historical connection. Any cultural activity is a historical process of development of individual and determined by the totality of social relations in the entire history of Russia, which allows us to consider terms of socio-cultural activities as a combination of logistical, financial and human resources operating within the limits of its infrastructure, but they exert their influence on spiritual life of society. Therefore, the development of personality in terms of socio-cultural activity serves as the history of their individual development and the development of conditions of social and cultural activities in our country.

Key words: the essence of identity, cultural-historical development, the activity of personality, social environment, teacher interaction, regulation, training, socio-cultural activity, conformational types of culture.

В истории и педагогической науке развитие личности в условиях социально-культурной деятельности до сих пор не рассматривалось. На наш взгляд, постичь историческую истину теории, методики и организации социально-культурной деятельности возможно только при верном методологическом подходе.

Чтобы осуществить логически непротиворечивый концептуальный синтез всего исторического культурного наследия, адекватный современному процессу развития социально-культурной деятельности на современном этапе, необходимо выработать методологический подход, адекватный со-

стоянию процесса развития личности и условий социально-культурной деятельности.

Определяя историческую совокупность общественных отношений во всей истории нашей страны, мы рассматриваем условия социально-культурной деятельности как совокупность материально-технических, финансовых и людских ресурсов, функционирующих в границах своей инфраструктуры, но оказывающих влияние на духовную жизнь всего общества. Поэтому развитие личности в условиях социально-культурной деятельности выступает как история их индивидуального развития и развития условий социально-культурной деятельность в нашей стране.

Гипотетически воспринимая историю развития личности адекватно истории развития социально -культурной деятельности, из всего общеисторического выделяем её основные элементы: ценности, нормы, стереотипы, общественное содержание которых переориентировано на формирование микрокосма индивидов, их нравственных основ. Этим и определяется место и значение унаследованных традиций, обычаев, форм, методов бытия для развития личности в условиях социально-культурной деятельности. Здесь важно подчеркнуть, что за последние два десятилетия произошли огромные изменения систем ценностей и ценностных ориентаций населения России, их значения в жизни россиян и оценок с позиций социально-культурной деятельности.

В связи с этим, руководствуясь логикой научного познания, следует отметить, что одни положения исторических и педагогических наук утрачивают свою ценность, устаревают и угасают, другие, сохраняясь, наполняются новыми идеями. Новые идеи пополняют понятийные ряды методологии педагогической науки. «В науке принципиальное значение имеет культурно-исторический подход, призванный на основе комплексного изучения духовной жизни общества осуществить важную аналитическую экспертизу. Во-первых, он позволяет объективно оценивать любую оригинальность в культуре. Во-вторых. Культурно-исторический подход позволяет сохранять и восстанавливать объективную преемственность культурных связей, духовную общность людей, динамику непрерывного культурного прогресса, предотвращая постоянную опасность разрыва и разъединения культурной преемственности. В-третьих, он способствует выявлению тенденций развития уже обнаружившихся культурно-исторических линий» [1].

Следовательно, рассмотрение исторического пути развития личности и особенностей развития социально-культурной деятельности в России приобретает с позиций культурно-исторического подхода не только методологический характер, теоретический и практический интерес, но и обогащает современные историко-педагогические изыскания, наполняя их смыслом, предохраняя от разрушения и внутренней деградации, от разрыва преемственности поколений.

Одним из важнейших преимуществ в развитии личности на современном историческом этапе среди научных подходов имеет парадигмальный подход, который позволяет рассматривать процесс развития социально-культурной деятельности как целостность, состоящую из ряда ступеней.

Историко-педагогический подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности ценен еще и тем, что связан с практикой его применения в конкретном историческом и временном исследовании, в частности, при изучении взаимодействия различного рода ценностных ориентаций. Обращает внимание специфический аспект исторического подхода к теории, методике и организации социально-культурной деятельности, предполагающей комплексное, взаимосвязанное рассмотрение общественных, гносеологических личностных факторов, обусловливающих ценностное понимание развития личности.

Все это «обогащает исторический процесс развития личности в условиях социально-культурной деятельности, ибо этот процесс реализуется через формационно-стадиальные типы культуры, любой из которых представляет собой систему, отвечающую определенному уровню материального и духовного производства» [2]. Характеристика развития личности в условиях исторической и культурной деятельности нашего общества дополняется этническими и локальными (региональными) признаками. Формационно-стадиальные характеристики развития личности в условиях социально-культурной деятельности располагаются по исторической горизонтали (диахрония), тогда как этнические региональные особенности составляют вертикаль (синхрония), и реализуются в виде совокупности устойчивых норм, ценностей, традиций и специфических инноваций.

В таком случае наиболее привлекательной для исторического развития личностей является простая система жизни, предполагающая повторение основных факторов через одинаковые интервалы времени, т.е. то, что обычно называется собственным регулятором.

Объект и субъект воспитания являются тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств в историческом развитии. Вот почему первостепенной задачей в учреждениях культуры является развитие и поддержание высокой творческой активности, трудовой и нравственно-эстетической деятельности, чтобы «не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию, воспитывать человека, способного создавать собственную жизнь, способного к историческому самоопределению» [3].

Приведенные суждения позволяют сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание в историческом развитии личности есть не что иное как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию в различном возрасте.

Иначе говоря, уже в историческом процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учреждений культуры. Специалисты учреждений культуры ставят воспитательные задачи, формируют у участников художественной самодеятельности, клубов по интересам и любительских объединений соответствующие потребности (активность), включают их в социально-культурную деятельность, которая побуждает их работать над собой.

Во многих случаях люди сами ставят перед собой определенные задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели. Примеров тому в истории множество.

Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал овладеть искусством публичного выступления, но первое же из них закончилось полным провалом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен... Другой на его месте оставил бы свои честолюбивые мечты. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно овладевать ораторским искусством. Уединяясь, он тренировал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля позволили Демосфену достичь поставленной цели: он стал выдающимся оратором.

Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.

А.П. Чехов в одном из своих писем жене отмечал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».

Подобных примеров в историческом развитии личности, когда человек благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой совершенствовал и развивал у себя лучшие личностные качества, можно привести множество. Вот почему люди являются историческим продуктом обстоятельств и воспитания, но лучшие люди, как правило, представляют собой результат активной работы над собой. А известный французский философ Ж.П. Сартр даже утверждал, что «человек есть только то, что он сам из себя делает», подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном культурном развитии.

Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и формировании лично-

сти и о необходимости его организации в условиях социально-культурной деятельности.

Молодежный период в жизни человека характеризуется множеством параметров, он содержит в себе целый ряд видов совершеннолетия, которые не совпадают по времени и содержанию. Так, наступление половой зрелости не совпадает с правовым совершеннолетием. Обретение экономической независимости не тождественно социально -психологическому совершеннолетию. Интеллектуальная зрелость, связанная с бурным развитием образования, часто опережает наступление социальной зрелости, зависящей от жизненного опыта и общественных отношений.

Юношеский период не ограничивается лишь правовой и моральной сферами. Существует неопределенность и противоречивость самих социальных ролей, свойственных юности: молодой человек готовится к выходу на сцену общественной жизни (например, учится в школе или овладевает рабочей профессией), одновременно уже и действует в ней (участвует в политических и хозяйственных делах страны), он впитывает опыт старших поколений, но одновременно творит и собственный опыт (этим объясняются нередкие несовпадения ценностей, вкусов, норм поведения молодежи и взрослых). Таково одно из существенных отличительных свойств молодежи как социальной группы и ее исторического развития.

Юношеству свойственна в наибольшей мере неполная определенность социальных ролей. Этот переходный этап от детства к социальной зрелости особенно насыщен противоречивыми сочетаниями функций подготовки к взрослой жизни и деятельности.

Конечно, характеризуя молодежь, возрастной признак следовало бы назвать первым. Ведь без него вообще не может идти речь о молодежи, равно как и о детях, взрослых или стариках. Бесспорно, молодежь — категория прежде всего возрастная, но это не значит что она простая.

В данном случае важно то, что, не учитывая факта исторического и культурного развития молодежи, неопределенности и противоречивости социальных ролей молодежи, и в особенности юношества, невозможно объяснить, почему не существует согласованного представления о молодежном возрасте, в том числе и возрасте юности. А его никогда не существовало, как не существует и сегодня.

Да и сам термин «молодость» употреблялся не всегда, равно как и термины «юность», «отрочество», «подросток». В целях анализа рассмотрим китайский опыт, где жизнь человека делится на следующие этапы: юность — до 20 лет; возраст вступления в брак — 20—30 лет; возраст познания своих заблуждений — 40—50 лет; последний период творческой жизни — 50—60 лет; возраст, которого желают достичь — 60—70 лет; старость — после 70 лет.

Древнегреческий математик и мыслитель Пифагор делил жизнь на четыре сезона, каждый по 20 лет: весна (детство) — до 20 лет, лето (молодость) —

20—40 лет, осень (зрелость) — 40—60 лет, зима (старость) — 60-80 лет.

Историческое развитие и жизненные трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления. Знаменитый русский ученый академик Отто Юльевич Шмидт в четырнадцатилетнем возрасте составил подробный план своей дальнейшей жизни. В нем было подробно записано, какие книги он должен прочесть, какими науками овладеть, какие проблемы решить, как развиваться физически.

Но когда он подсчитал, сколько лет ему потребуется для выполнения программы, обнаружил — ему необходимо ровно 900 лет! Шмидт «ужал» с большим трудом программу — получилось 500 лет. Ужал еще — получилось 150. На этом остановился.

Распланировав всю свою жизнь до минуты, работая на творческом пределе, ученый к концу жизни (Шмидт умер в 64 года) выполнил почти всю стопятидесятилетнюю программу, перекрыв свою «норму» почти в три раза!

Пример О.Ю. Шмидта наталкивает на интересную идею. Нельзя ли допустить, что именно работа «на пределе» есть тот «крючок», с помощью которого и вытаскивают люди из глубин своей биогалактики скрытые там жизненные резервы своего развития?

Известно, что жизненный цикл человека делится на четыре стадии: дошкольную (до 6—7 лет), школьную — сюда включаются все виды образования (до 17—23 лет), трудовую (в среднем до 50—60 лет) и пенсионную. К сожалению, стадия обучения все время увеличивается, соответственно сокращая период, предназначенный для общественно полезного труда. И это объективная тенденция, отменить которую нельзя.

Гениям «от себя» порой не хватает той очаровательной непринужденности, той великолепной небрежности, что свойственна гениям «от Бога», но гигантская внутренняя сила и страсть, соединенные с неукоснительной требовательностью к себе, возводят их произведения в ранг гениальности...

Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов исходный потенциал дарования и у гениев «от себя»: что-то должно было быть, что питало страстное влечение к делу и веру в себя, — может быть, их толкало вперед смутное чувство нераскрытых возможностей...

Очень ярким примером «примирения» двух начал «от Бога» и «от себя» может служить поучительная жизнь Гёте. Человек редкостной уравновешенности, оптимизма и спокойствия, прозванный великим олимпийцем, он смолоду отличался слабым, непостоянным характером, был нерешительным, склонным к приступам тоски. Путем постоянной тренировки, контроля над эмоциями Гёте удалось изменить самого себя. «Вот что сказал я себе в январе 1824 года: «Меня всегда считали баловнем судьбы. Я не хочу жаловаться и нарекать на свой жребий. Но на самом деле в моей

жизни ничего не было, кроме тяжелого труда, и я могу сказать сейчас в 75 лет, что за всю жизнь и четырех недель не прожил себе в удовольствие. Как будто я все время тащил на гору камень, который снова и снова скатывался, и нужно было снова тащить его вверх».

Современная культура и наука утверждают — потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, изобретательстве, в открытии, в добывании не известной ранее информации. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций.

Мы поставили перед собой вопрос: в каком случае и для каких целей разные люди оказываются совместимыми и несовместимыми. В условиях космических экспедиций, космонавты в условиях изнурительного полета отбрасывают все проблемы неприязни друг к другу, проявляя личные черты развития личности. В наши дни, когда кругом интернет, телевидение, быстроходные лайнеры, происходит нечто подобное. Ленинградские социологи установили: «по причине психологической несовместимости из научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро увольняется двадцать процентов специалистов»!

В этих целях, во многих учреждениях культуры и искусств, специалисты и руководители стремятся использовать все мотивационно-стимулирующие формы и методы управления творческой и коммерческой деятельностью с материальными стимулами, руководствуясь положением: то, что выгодно учреждению культуры, выгодно обществу в целом и наоборот.

В XXI в. стало очевидным: историческое и культурное будущее человечества связано с развитием информационной цивилизации, опирающейся на рыночные отношения, а значит на экономические знания.

Таким образом, культурно-исторический подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности дает возможность глубже постичь и в дальнейшем осмыслить реальные духовные потребности населения и интересы социума.

Литература

1. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия/ Культурологические размышления. М.: Грааль, 1997.

2. Каган М.С. Принципы построения историко-культурной типологии. Известия (Сборник) СевероКавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. М., 1996. № 3.

3. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.