Научная статья на тему 'Целенаправленность как актуальный принцип организации современной социально-культурной деятельности'

Целенаправленность как актуальный принцип организации современной социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИП / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИННОВАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / PRINCIPLE / PURPOSEFULNESS / SOCIOCULTURAL PROCESS / SOCIOCULTURAL INNOVATION / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Д. В.

В статье раскрыт актуальный принцип организации современной социально-культурной деятельности; изучается целенаправленность, как культурно-историческая форма цивилизационного развития. Автор применяет историко-культурный подход к системе социально-культурного развития личности на основе выявления базовых характеристик целенаправленности как актуального принципа организации современной социально-культурной деятельности и использует обзорный анализ теоретико-методологических основ социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PURPOSEFULNESS AS AN ACTUAL PRINCIPLE OF THE ORGANIZATION OF MODERN SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

The article reveals the actual principle of the organization of modern socio-cultural activities; purposefulness as a cultural-historical form of civilizational development is studied; the article reveals various socio-cultural forms of socio-cultural innovations related to civilizational and historical laws; the article studies the problems of social processes based on positive and negative socio-cultural processes; the mechanisms of personality self-development based on new methodological knowledge are revealed; the article addresses the problem of social control over the individual; the article contains the author's view on the problems of positioning creativity in the system of socio-cultural innovations. The author applies the historical and cultural approach to the system of socio-cultural development of an individual based on identifying the basic characteristics of focus as an actual principle of organizing modern socio-cultural activities and uses an overview analysis of the theoretical and methodological foundations of socio-cultural activities.

Текст научной работы на тему «Целенаправленность как актуальный принцип организации современной социально-культурной деятельности»

5. Bodyakov V.N. Rol' kriminalisticheskoj podgotovki sotrudnikov operativnyh podrazdelenij v deya-tel'nosti po vyyavleniyu i raskrytiyu prestuplenij korrupcionnoj napravlennosti v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme / V.N. Bodryakov, K.A. Borisenko // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. - 2017. - №

4. - S. 135-143.

6. Volynskij A.F. Kriminalisticheskoe obespechenie raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij / A.F. Vo-lynskij. - M.: Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V.YA. Kikotya, 2016. - 196 s.

7. Zhuravlev S.YU. Kriminalisticheskie i mezhdisciplinarnye innovacionnye tekhnologii sovershenstvo-vaniya uchebnogo processa / S.YU. ZHuravlev // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2015. № 1 (29). -

5. 198-203.

8. Kurin A.A. Osobennosti prepodavaniya discipliny «Kriminalistika» pri podgotovke specialistov dlya ehkspertno-kriminalisticheskih podrazdelenij MVD Rossii / A.A. Kurin, O.B. Dronova // Obshchestvo i pravo. -2014. - № 1 (47). - S. 319-324.

9. Serebryak V.V. Modelirovanie situacij sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov OVD v processe obucheniya kursantov VUZov MVD RF / V.V. Serebryak, O.A. Enna / / Vestnik Luganskoj akademii vnutrennih del im. EH.A. Dido-renko. - Lugansk: Gosudarstvennoe uchrezhdenie Luganskoj narodnoj respubliki «Luganskaya akademiya vnutrennih del imeni EH.A. Didorenko», 2018. - №4. - S. 222-232.

10. Tyukin V.G. Povyshenie prakticheskoj napravlennosti obucheniya kursantov posredstvom primeneniya tipovyh situacij operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii v processe pro-fessional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki / V.G. Tyukin, A.S. Grichanov / / Mir nauki, kul'tury, obrazova-niya. - Altajsk: Redakciya mezhdunarodnogo nauchnogo zhurnala "Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya" (Gorno-Altajsk), 2017. - №6. - S. 74-77.

УДК 379.8

Д.В.Шамсутдинова

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрыт актуальный принцип организации современной социально-культурной деятельности; изучается целенаправленность, как культурно-историческая форма цивилизационного развития. Автор применяет историко-культурный подход к системе социально-культурного развития личности на основе выявления базовых характеристик целенаправленности как актуального принципа организации современной социально-культурной деятельности и использует обзорный анализ теоретико-методологических основ социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, принцип, целенаправленность, социально-культурный процесс, социально-культурная инновация, методология.

Dilbar V.Shamsutdinova PURPOSEFULNESS AS AN ACTUAL PRINCIPLE OF THE ORGANIZATION OF MODERN SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES. The article reveals the actual principle of the organization of modern socio-cultural activities; purposefulness as a cultural-historical form of civilizational development is studied; the article reveals various socio-cultural forms of socio-cultural innovations related to civilizational and historical laws; the article studies the problems of social processes based on positive and negative socio-cultural processes; the mechanisms of personality self-development based on new methodological knowledge are revealed; the article addresses the problem of social control over the individual; the article contains the author's view on the problems of positioning creativity in the system of socio-cultural innovations. The author applies the historical and cultural approach to the system of socio-cultural development of an individual based on identifying the basic characteristics of focus as an actual principle of organizing modern socio-cultural activities and uses an overview analysis of the theoretical and methodological foundations of socio-cultural activities.

Key words: socio-cultural activities, principle, purposefulness, socio-cultural process, socio-cultural innovation, methodology.

Методология социально-культурной деятельности базируется на современных принципах, связанных с организацией развития личности в современном социокультурном пространстве, которое направлено на реализацию различных форм самоактуализации человека. Это, в свою очередь, определяет основные требования к формированию новых позиций человека в аспекте решения различных задач. С этих оснований, принципы социально-культурной деятельности выступают как руководствующие положения, выявляющие требования общества к формированию нового типа личности.

Принцип (от лат. рппаршт - начало, основа) - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.; внутреннее убеждение человека, непреложный взгляд на вещи, на окружающую действительность. Принцип - это руководящая идея, в этическом плане - основное правило поведения, деятельности. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-то положения на все явления какой - либо деятельности [2].

А.Д.Жарков под «принципами социально-культурной деятельности понимает устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, закономерные связи, взаимосвязи и взаимозависимости в виде теоретического обобщения. Принципы включают философские, политические, нравственные установки общества, отражают коренные устои его образа жизни» [1; с. 63].

Целенаправленность - это система компонентов личностной структуры, которые реализуются при определенных условиях и связаны с мотивами деятельности человека. Если рассматривать целенаправленность как принцип, то здесь ведущей формой является потребность науки в новых социально-культурных приемах и формах организации социально-культурной деятельности в условиях компонентного расширения социально-культурной среды на основе использования культурологических концепций развития социума в новых условиях. Новые реформы в социально-культурной сфере породили новые научные теоремы, которые стремятся реализовать не сколько системы саморазвития личности, сколько обосновать новые направления научной системы с позиции информационных технологий и их влияния на организационные структуры досуга и культуры. Однако, на наш взгляд, современный уровень культуры в системе организации социально-культурных мероприятий, очень быстро изменил направление систем коммуникаций в сторону информирования и познания на основе открытия границ сети интернет. Интернет и его возможности связаны в первую очередь, с новыми культурными ценностями, которые влияют на целенаправленность как принципа социально-культурной деятельности и изменения позиции человека в выборе досугового уровня развития. Известно, что личность не может долго реагировать на одни и те же позиции, она стремится к разнообразию и не способна изменить высокую мобильность информационных технологий в условиях их масштабности влияния на направленность досуговых интересов. Поэтому, социально-культурная система сегодня не всегда быстро реагирует на изменения, используя устаревшие технологии, не имеющие быстрого результата. Целенаправленность с этих позиций, может стать тем фактором, способным препятствовать хаотичности и стихийности социально-культурного развития человека.

Социально-культурная деятельность - это сфера, связанная с производством и потреблением социально-культурных ценностей и определяется современными теориями использования социально-культурных ресурсов на основе системы взаимопроникновения социальных процессов. Новые технологии формирования социально-культурного мышления базируются на использовании закономерностей социальных инноваций, имеющих новую критериальную систему развития.

Как нам видится, целенаправленность как принцип социально-культурной деятельности имеет следующие направления:

- новые возможности использования социально-культурных технологий на основе реально действующих социально-культурных сред;

- культурные инновации используются как инструменты, а не как средства социально-культурной деятельности, очень осторожно и корректно, а также выборочно;

-современная культурная среда использует фундаментальные теории и опирается на проверенные факты;

- культура личности опирается на только проверенные временем технологии;

-новые социальные взаимосвязи и отношения реализуются в системах, имеющих конкретные цели и задачи;

- социальная направленность человека обусловлена целями, а не ситуацией;

- культурные системы локального и индивидуального развития личности используют формы линейного функционирования в противовес синергетическим.

Социум, его законы не раскрывают всей глобальной и масштабной политики реформ экономического и культурного значения на основе многих переплетающихся инноваций, то появляющихся, то исчезающих, то подменяющихся новыми. Это затрудняет использование

информации по назначению и приводит к "культурно-информационному шоку", а также имеет деструктивные последствия для общества. Целенаправленность в этом случае - выход из хаоса в условиях глобализма и мультикультурализма, так как позволяет не использовать непроверенные данные, а опираться на эмпирически доказанные факты.

Известно, что социально-культурная деятельность-это очень тонкая и уязвимая сфера, так как основана на творчестве человека, а творческая деятельность - это новизна и креативность, нестандартное воображение и мышление, имеющее свои особые законы, поэтому в одних случаях, творчество имеет успех, а в других - нет. Целенаправленность в этом случае, не панацея от бед, но хороший катализатор устойчивости важных социально-культурных процессов, имеющих новые и старые культурные традиции, на которые следует опираться.

Ценностно-ориентационное поле личности сегодня определяется новыми и старыми формами на основе выделения целостных и самодостаточных досуговых интересов, имеющих определенный вектор развития, не зависящий от условий, поэтому целенаправленность здесь может выступать тем руководящим принципом, на основе которого реализуются технологии социально-культурной деятельности.

Новые формы социально-культурной деятельности заменяются старыми только при условии позиционирования человеческого ресурса в системе культурного и социального изменения сознания на основе эволюции социальных процессов. Социальное развитие личности использует системы выхода общественного прогресса на арену мировых культурных инициатив и позиций в условиях расширения социальных связей общественных учреждений. Однако, мировой прогресс связан с реализацией социального саморазвития людей в различных сферах в условиях исполнения законотворческой, нормативной деятельности и мотивов исполнения этих законов в условиях повышения значимости государственных реформ. Культурные инновации и социальные события с этих позиций, связаны с новыми векторами развития методических и методологических позиций социально-культурной деятельности в условиях новых рычагов социального взаимодействия маргинальных слоев общества.

Локальные и стихийные системы функционирования методов социально-культурной деятельности имеют основу, связанную с культурными идеалами общества и выявляют основные требования к развитию человека в условиях досуга, но многие ученые-методологи социально-культурной деятельности имеют свою точку зрения относительно проектирования и моделирования человеческой структуры при акцентах на социальные интересы. Мы считаем, что сегодня важны не сколько интересы и не позиции личности, а ее направленность на результат в условиях любой активности, которая определяется целенаправленностью и предметным актуальным формообразованием. Эти результаты творчества и социальной деятельности личности опосредованы глобализмом и определяются культурными и смысловыми установками в системе требований социума и общественных институтов.

Целенаправленность как принцип сегодня имеет следующую методологическую направленность:

1. Социальное и творческое саморазвитие личности связано с деятельностью в условиях социального заказа общества на реализацию человеческого ресурса в системе творческих инициатив.

2. Деятельностное начало опосредовано современными инновациями и определяется важными масштабными событиями.

3. Общество направлено на культурное мобилизационное совершенствование новых социальных уровней.

4. Трансформация общества напрямую зависит от новых культурных проектов, имеющих направленность на саморазвитие личности в системе инноваций.

Социально-культурная форма развития общества напрямую связана с цивилизационны-ми и историческими законами. Эти законы направлены на обоснование новых и старых форм коллективной деятельности с позиции деятельности на благо общества и на благо государства. На наш взгляд, на сегодняшний день, имеют значение следующие цивилизационно-культурные законы развития общества, определяющие механизм работы принципов социально-культурной деятельности:

1. Закон временного отрезка протекания социального процесса в пространственных и предметных условиях в системе диспозиций и деструкций работает только на время.

2. Закон причинно-следственной связи в условиях технологического принципа социально-культурной деятельности не работает, если нет ресурсов.

3. Новые ведомственные системы и работа органов государственного контроля и надзора реагируют на изменения коммерческой сферы культуры.

4. Исторические формы сознания изменились в сторону механизмов социально-культурного позиционирования личности в различных средах и имеют различные грани самореализации в условиях кодировки культурных инноваций.

Социум и его законы сегодня связаны с культурными новшествами, которых настолько много, что они обгоняют потребности людей. Кроме этого, многие культурные мероприятия имеют очень высокую цену в силу дороговизны ресурсов, потраченных на их проведение, что приводит к социальной инфантильности большей части нашего населения к культурным инновациям.

Многие участники социально-культурных мероприятий не способны принять новые культурные ценности в силу низкой социально-культурной потребности и низкого уровня кругозора, отсюда, многие социально-культурные мероприятия при самой высокой степени культурного значения не имеют целенаправленности в достижении результата и остаются за гранью внимания общественности. Это связано с изменением системы воспитания и формирования детей, которые имеют совершенно иной круг интересов, не связанных с новыми культурными ценностями.

Общество не имеет сегодня тех ресурсов, которые могут быть направлены на изменение ценовой высокой политики многих социально-значимых мероприятий, однако, законы цивилизации не связаны с экономическими рычагами со стороны общего образования, которое создает уникальные социально-культурные среды для развития детей и молодежи на основе вовлечения их в социально-культурную деятельность в системе воспитательных планов, общешкольных и общевузовских мероприятий.

С этих позиций можно сделать вывод, что квантификация и трансформация социально-культурной деятельности определяется новыми формами социальных отношений, влияющих на предметно-практическую деятельность на основе новых духовно-нравственных идеалах и новых социальных институтах.

Литература

1. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник. -М.: МГУКИ, 2012. - 456 с.

2.Макарова Е.А. Методические материалы по дисциплине «Теория и история социально-культурной деятельности» - Минск, 2016 г. [Электронный ресурс] https://studfiles.net/preview/5439431

3.Хузиахметов А.Н. Интегративная концепция социализации и индивидуализации личности школьника - Казань: Изд-во КГПУ, 1997. - 45 с.

4. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник -М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

References

1.Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. - M.: MGUKI, 2012. - 456 s.

2.Makarova E.A. Metodicheskie materialy po discipline «Teoriya i istoriya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti» - Minsk, 2016 g. [EHlektronnyj resurs] https://studfiles.net/preview/5439431

3.Huziahmetov A.N. Integrativnaya koncepciya socializacii i individualizacii lichnosti shkol'nika - Kazan': Izd-vo KGPU, 1997. - 45 s.

4.Yaroshenko N.N. Istoriya i metodologiya teorii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: Uchebnik - M.: MGUKI, 2007. - 360 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.