Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ СТИЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НАСТАВНИКОВ НА ГИДЖАКЕ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ СТИЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НАСТАВНИКОВ НА ГИДЖАКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ГИДЖАК / ИСПОЛНЕНИЕ / ВИРТУОЗНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ / НАСТАВНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дадаев А. Ш.

в сфере узбекской национальной музыки выросло много профессиональных музыкантов и певцов. Изучение и презентация их жизни и деятельности подрастающему поколению - достойный шаг на пути к привитию им национальной идеи. Ведь национальная идея - это одна из первичных потребностей, которая необходима современности. Потому что даже тем негативным силам, которые сейчас волнуют весь мир и движутся под маской «массовой культуры», не удивительно, что все вышесказанное - самое мощное защитное средство. В данной статье будут рассмотрены аспекты, на которые следует обратить внимание при обучении студентов технике исполнения наставников на гиджаке. В статье также будут перечислены виртуозные исполнители на инструменте гиджак.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ СТИЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НАСТАВНИКОВ НА ГИДЖАКЕ»

В области инструментального исполнительства при обучении студентов исполнению произведения, конечно, важным считается глубокий анализ этого произведения. Студенты должны понимать не только содержание произведения, но и тонкие аспекты технического исполнения.

Список литературы

1. Матякубов Ш. "Ансамбль билан ишлаш услубияти". Тошкент, 2022.

2. Хожиева Р. "Дутор тароналари". Тошкент, 2007.

3. ЗияеваМ."Дутор". Тошкент, 2001.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ СТИЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НАСТАВНИКОВ НА ГИДЖАКЕ

Дадаев А.Ш.

Дадаев Ахматжон Шакаримович - доцент, кафедра национального пения, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в сфере узбекской национальной музыки выросло много профессиональных музыкантов и певцов. Изучение и презентация их жизни и деятельности подрастающему поколению - достойный шаг на пути к привитию им национальной идеи. Ведь национальная идея - это одна из первичных потребностей, которая необходима современности. Потому что даже тем негативным силам, которые сейчас волнуют весь мир и движутся под маской «массовой культуры», не удивительно, что все вышесказанное - самое мощное защитное средство. В данной статье будут рассмотрены аспекты, на которые следует обратить внимание при обучении студентов технике исполнения наставников на гиджаке. В статье также будут перечислены виртуозные исполнители на инструменте гиджак. Ключевые слова: произведение, гиджак, исполнение, виртуозные исполнители, наставники.

УДК37.022; 787.1.087.1

Для того чтобы наше музыкальное наследие дошло до сегодняшних дней, наши предки служили "мостом". В то же время они стали примером своими творениями и стилями исполнения. Национальное исполнительское искусство, основанное на традиции наставничества, развивалось с течением времени, и особенно с нашего времени, проявило себя как высокохудожественное искусство. В то же время, в современном процессе новые интерпретации на основе традиций, создание образцов творчества, обогащенных конкретными достижениями, и исследование новых методов исполнения являются одной из актуальных проблем сегодняшнего дня.

Особенно важную роль в переходе от поколения к поколению классического музыкального наследия играет эта система "наставник и ученик". Надо особенно отметить, что и в системе высшего учебного заведения традиции "наставник и ученик" показывают свои наилучшие результаты. В давние времена по этой традиции узбекская традиционная музыка устно передавалась от поколения к поколению. А сегодня, мы живём в мире развитых информационных технологий, коммуникаций и в этом плане традиции "наставник и ученик" приобрели современный характер [1].

Узбекская национальная музыка, сформировавшаяся на основе традиций наставничества, воплотила в себе красочные стили и способы исполнения, точнее, методы исполнения в разных регионах Узбекистана. Хотя основа у них одна, они отделены друг от друга особенностью интерпретации произведения. Это связано с тем, что исполнительское искусство развивалось в инструментальной композиции, музыкальной и певческой практики, а также в разной направлении оазисов. На данный момент такой фактор отражается в каждом инструментальном исполнении и пении. Исполнение музыкального инструмента на гиджаке не является исключением.

Мастера исполнительского искусства на гиджаке, занявшие достойное место в исторических сокровищницах узбекской национальной музыки ХХ века: Тухтасин Джалилов, Уста Рузиматхон Исабоев, Маматазиз Ниёзов, Мухторжон Муртазоев, Набижон Хасанов, Ганижон Тошматов, Комилжон Жабборов, Дони Зокиров, Сайфи Жалил, Салохиддин Тухтасинов, Юнускори Юсупов, Каримжон Мансуров, Оллоназар Хасанов [2] и другие, которые сегодня являются примером для молодого поколения своим высоким исполнительским искусством и плодотворными работами. Следует отметить, что стили, созданные такими мастерами-художниками, как Гуломжон Хожи^улов, Кахрамон Комилов, Улмас Расулов, Абдухошим Исмоилов, Турсунбой Жураев, Зиёвуддин Косимов, Ахмаджон Дадаев, Мухаммаджон Марахимов, Мирхосил Азизов, Шарифжон Мамажонов, Муроджон Норкузиев, Уткир Кодиров, Абдулла Шомагрупов, Салохиддин Азизбоев, Кахрамон Умаров, Маъруфжон Халилов, в исполнении инструмента гиджак, являются значительным вкладом в развитие исполнительских школ разных регионов Узбекистана. Обучение методам исполнения этих мастеров-исполнителей молодого поколения, которое обучается в данной области, является одной из наших важных задач. В этом вопросе есть два важных аспекта:

Во-первых, в технике исполнения на гиджаке ряда музыкантов чувствуются общие черты, и в связи с этим необходимо провести аналитическую работу и научные выводы. Например, стиль исполнения Комильджона Джаббарова широко используется в исполнении гиждака Фергана-Ташкент, и эту традицию продолжают такие музыканты, как Гуломджон Хаджикулов, Юнускори Юсупов, Абдухошим Исмоилов, Ульмас Расулов, Ахмаджон Дадаев, Зиевуддин Косимов, Равшан и Улугбек Гаджигуловы, а также Уткир Кадыров. Изучение, и самое главное - применение этого явления в образовательном процессе является очень актуальным вопросом.

Во-вторых, забывается техника исполнения некоторых наших известных и знаменитых музыкантов. Например, почти забываются школы Тухтасина Джалилова, Ганиджана Тошматова и Маматазиза Ниязова, и это расстраивает человека. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, - заново развивать, продвигать и

внедрять технику исполнения наставников на гиджаке. При решении этих задач необходимо выполнить несколько действий:

- прежде всего, преподавателю, владеющему специфической техникой исполнения на гиджаке, необходимо максимально тщательно изучить способы исполнения специалистами с научно-теоретической и практической точки зрения. Подробное освещение учебника, учебно-методического пособия и других научных источников, написанных на его основе;

- обучать студентов и учеников, обучающихся на всех ступенях музыкальных учебных заведений, на основе письменных научных источников методам исполнения наставников на гиджаке;

- записать ноты произведений в исполнении наставников. Необходимо четко выразить особенности, присущие их стилю, художественному оформлению исполнения, исполнительно-техническим аспектам, вопросу интерпретации и так далее;

- широкое и продуктивное использование стиля наставников в обучении юных музыкантов;

- нужно уделять особое внимание составлению исполнительских программ студентов и учеников с введением образцов из произведений разных стилей.

Если проделается вышеупомянутая работа, то получим много положительных результатов. В частности: студенты и ученики будут наслаждатся преемственностью традиций. Техника исполнения наставников в исполнении молодежи омолаживается и не забывается. У молодых исполнителях гиджака формируются личный стиль исполнения.

В процессе преподавания появятся возможности для создания новых направлений, если программа исполнения будет составлена путем сравнения и анализа исполнительских возможностей и характеристик преподавателя со стилем исполнения наставников [3]. То есть обучение педагога выполнять сравнительный анализ техники исполнения учителей как эмоционально, так и психологически, служит основой для возникновения его личного (индивидуального) стиля. Также желательно направлять программу исполнения на стили, которые они выбирают, или выражают энтузиазм, когда исполнительские характеристики наставников определяются в стилях исполнения студента. В результате, наряду с обеспечением преемственности стилей в исполнении гиджак, закладывается основа для появления новых красочных стилей, пропитанных духом современности.

Узбекское музыкальное наследие невероятно богато. По мере того, как он изучается глубоко и подробно, будут раскрываться все новые и новые грани, и будут "открыты" имена создателей, которые внесли свой вклад в его развитие.

Список литературы

1. Матякубов Ш.Б. Традиции «наставник и ученик» в обучении традиционного

исполнительства. Журнал «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

2. Кароматов Ф. «Узбек халки мусиыа мероси». Ташкент, 1978.

3. Кадиров Н. Гижжак ижрочилигида махаллий услублар. «Мусика». Ташкент, 2016.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ DROPBOX В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОЦЕССАХ Ходжаева Д.Ф.

Ходжаева Дамира Фарходовна - ассистент, кафедра методов оптимального управления, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.