DOI 10.47576/2712-7559_2021_4_2_139 УДК 004.9:378.6
Кодзоков Азнаур Хасанович,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки, СевероКавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Яхутлова Эмма Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены условия реализации и положительные аспекты применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вузов МВД России в рамках реализации прак-тико-ориентированной дисциплины «Физическая подготовка». Установлено, что, хотя и существуют определенные препятствия при реализации дистанционного обучения в контексте использования его инструментов, затрудняющих реализацию физической подготовки ввиду ее практико-ориентиро-ванного характера, можно отметить ряд преимуществ дистанционного обучения перед реализацией традиционных форм обучения, в рамках которого создаются оптимальные условия для развития личности обучающихся в ходе организации разноуровневого обучения, применения индивидуального, фронтального или группового способов обучения, осуществления качественного контроля освоенных курсантами и слушателями теоретических знаний, учета индивидуальных и временных потенциалов обучающихся, чтобы обеспечить мобильность, гибкость, экономическую эффективность процесса обучения, повышения уровня мотивации к обучению, а также снижения нервозности в ходе промежуточных и итоговых аттестаций. Делается вывод, что в настоящий момент только дистанционные образовательные технологии способны обеспечить достижение цели цифровизации образования - реализацию непрерывного образования, что детерминирует их в обязательный компонент работы преподавателя в современном вузе.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии; электронная образовательная среда; информационно-телекоммуникационные технологии; образовательные организации МВД России; курсанты; слушатели.
UDC 004.9:378.6
Kodzokov Aznaur Khasanovich,
Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer of the Department of Physical Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Yakhutlova Emma Borisovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Physical Education, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ПОМОЩИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF PHYSICAL TRAINING USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES
The article discusses the conditions for the implementation and the positive aspects of the use of distance learning technologies in the educational process of modern universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the framework of the implementation of the practice-oriented discipline "Physical training". It was found that, although there are certain obstacles in the implementation of distance learning in the context of using its tools, which complicate the implementation of physical training due to its practice-oriented nature, a number of advantages of distance learning over the implementation of traditional forms of education, within which optimal conditions for development are created the personality of students in the course of organizing multilevel education; the use of individual, frontal or group teaching methods; implementation of high-quality control of theoretical knowledge mastered by cadets and listeners; taking into account the individual and temporal potentials of cadets and trainees in order to ensure mobility, flexibility, economic efficiency of the learning process; increasing the level of motivation for learning among cadets and students, as well as reducing nervousness during intermediate and final assessments. It is concluded that at the moment only distance learning technologies are able to ensure the achievement of the goal of digitalization of education -the implementation of lifelong education, which makes them an obligatory component of the teacher's work in a modern university.
Keywords: distance educational technologies; electronic educational environment; information and telecommunication technologies; educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia; cadets; listeners.
Фундаментом системы обучения в образовательных организациях МВД России выступает удовлетворение социальных, культурных, образовательных и духовных потребностей курсантов и слушателей. Достижению этого и повышению качества образования в рамках наиболее значимых компонентов, к которым можно отнести физи -ческую подготовку, способствует внедрение различных информационно-телекоммуникационных новаций. Вместе с тем в настоящее время в период пандемии COVID-19 актуализировались вопросы применения дистанционных образовательных технологий в процессе профессионально-прикладной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России [2; 8].
Современные образовательные стандарты последнего поколения разработаны с учетом запросов новой реальности, которая требует от выпускников не только определенных знаний, умений и навыков, но и обладания на высоком уровне соответствующих профессиональных компетенций. В системе МВД России процесс обучения курсантов и слушателей носит практико-ориентирован-ный характер и направлен на максимальное удовлетворение запросов общества и государства - сформировать у сотрудников органов внутренних дел готовность к эффективной борьбе с преступностью. Отсюда обусловливаются высокие требования, предъявляемые ведомством к их подготовке.
Образовательные организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической поддержки континген-
ту обучающихся, в том числе посредством применения дистанционных образовательных технологий, реализующихся на основе информационно-телекоммуникационной среды. Вместе с тем образовательные организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия преподавателей с обучающимися, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
Анализ источников по проблемам электронного, дистанционного обучения и обучения посредством применения дистанционных образовательных технологий ярко демонстрирует отсутствие четкого понимания иерархии указанных понятий. Со своей стороны мы предприняли попытку раскрыть содержание данных терминов и установить их взаимосвязь [3; 4; 10].
Электронное обучение выступает механизмом организации образовательного процесса при помощи информационно-коммуникационных ресурсов, а дистанционное обучение является формой обучения, то есть способом организации образовательного процесса. Отсюда следует, что применение электронных образовательных ресурсов является частью дистанционного обучения, разработанного и реализуемого на базе компьютерных технологий. В образовательной системе МВД России электронное обучение состоит в комплексном применении методов, форм и средств взаимодействия преподавателей с обучающимися в ходе учебного процесса.
Организация дистанционного обучения имеет основной направленностью интеграцию профессионального и личностного развития курсантов и слушателей, обеспечение высокой степени эффективности обучения в контексте формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков, формирующих в совокупности профессиональную компетентность обучающихся.
Внедрение электронного обучения в образовательные организации МВД России повышает эффективность учебного процесса за счет применения активных и интерактивных методов, а также индивидуализации обучения. При этом дистанционным обучением является процесс взаимодействия преподавателей и обучающихся, которые находятся на расстоянии друг от друга, но при этом решаются все задачи учебного процесса - достигаются цели, в полном объеме осваивается содержание дисциплины, реализуются методы, организационные формы и средства обучения. Дистанционное обучение реализуется специфичными средствами интерактивных технологий. Применение дистанционных образовательных технологий обеспечивается электронными и программными средствами. При этом субъектами контролируемой целенаправленной интенсивной самостоятельной работы выступают курсанты и слушатели, обучающиеся посредством указанных технологий [5; 6].
Однако существуют определенные препятствия при реализации дистанционного обучения, например, по физической подготовке ввиду ее практико-ориентированного характера. Процесс практико-ориентиро-ванного обучения, которому сегодняшние реалии отдают наибольшее предпочтение, является фундаментом профессионального становления курсантов и слушателей, закладывающим основные практические навыки профессиональной деятельности. В условиях внедрения практико-ориентиро-ванного обучения посредством применения дистанционных образовательных технологий разработка учебных программ направлена на повышение качества обучения с выделением оптимальной доли практических занятий, насыщенных проблематикой профессиональной деятельности. Сегодня учебно-тематические планы структурируются путем ориентации на практические занятия,
доля которых составляет 80-90 % от всего курса обучения. Со стороны педагогических кадров, обеспечивающих образовательный процесс в вузе, реализуются активные формы обучения - деловые игры, выездные занятия, тактико-специальная и техническая подготовка, круглые столы, проблемные семинары и т. д. Понимая специфичность дисциплины «Физическая подготовка», обратим внимание на необходимость организации доли практических занятий непосредственно в подразделениях при проведении занятий в условиях образовательной организации, в частности это касается освоения такого трудоемкого раздела, как «Боевые приемы борьбы». Тем не менее использование дистанционных образовательных технологий позволяет создать информационно-методический фундамент, позволяющий сократить аудиторное время, отведенное на первоначальное формирование практических умений и навыков [1; 7]. На основе изложенного можно отметить ряд преимуществ дистанционного обучения перед реализацией традиционных форм обучения, в рамках которого создаются оптимальные условия:
- для развития личности обучающихся в ходе организации разноуровневого обучения;
- применения индивидуального, фронтального или группового способов обучения;
- осуществления качественного контроля освоенных курсантами и слушателями теоретических знаний;
- учета индивидуальных и временных потенциалов курсантов и слушателей, чтобы обеспечить мобильность, гибкость, экономическую эффективность процесса обучения;
- повышения уровня мотивации к обучению у курсантов и слушателей, а также снижения уровня нервозности в ходе промежуточных и итоговых аттестаций.
Также следует заострить внимание на таком важном компоненте дистанционного обучения, как самостоятельная работа курсантов и слушателей, который наиболее эффективно реализуется посредством применения дистанционных образовательных технологий. Дистанционные образовательные технологии позволяют реализовать следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, индивидуальные и групповые консультации, самостоятельное
выполнение заданий, поиск необходимых информационных ресурсов и их анализ, контроль теоретических знаний и практических умений, промежуточные аттестации.
В процессе обучения с применением дистанционных образовательных технологий курсанты и слушатели повышают свою профессиональную компетентность в области информационно-телекоммуникационных технологий. Следует понимать, что в настоящий момент только дистанционные образовательные технологии способны обеспечить достижение цели цифровизации образования - реализацию непрерывного образования, что детерминирует их в обязательный компонент работы преподавателя в современном вузе.
Экстренный перевод образовательного процесса в дистанционный формат в условиях пандемии имеет определенные отличия от спланированного онлайн-обучения. Как известно, основу онлайн-обучения составляет процесс получения знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, имеющего выход в Интернет. Это обучение, которое происходит здесь и сейчас, опосредованное соединением. Данный формат можно назвать логическим продолжением применения дистанционных образовательных технологий. Поэтому при оценке эффективности онлайн-обучения с применением дистанционных образовательных технологий необходимо учитывать эту разницу. Вместе с тем следует помнить, что в образовательных организациях МВД России невозможно реализовать ключевой компонент применения дистанционных образовательных технологий - индивидуализацию процесса профессиональной подготовки. В результате реализация дистанционных образовательных технологий происходит в виде синтеза очной, дистанционной и заочной форм обучения, где из очного формата обучения сохраняется единое расписание учебных занятий, из-за чего нивелируются возможности индивидуального подхода к профессиональной подготовке, а из заочного - ориентация обучения на самообразование. Таким образом, дистанционным форматом выступает лишь механизм взаимодействия преподавателей и обучающихся, исключающий их личный контакт, что не в полной мере решает образовательные задачи [7; 9].
В заключение, несмотря на некоторые процессуальные, технические и методические сложности применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе, отметим ряд положительных аспектов.
В качестве основной положительной характеристики следует выделить возможность обучения по месту прохождения службы, работы, без отрыва от основной сферы деятельности, что в свою очередь позволяет более продуктивно и эффективно распределять рабоче-учебный день. Кроме того, число лиц, получающих соответствующее образование посредством применения дистанционных образовательных технологий, ограничивается только техническими возможностями образовательной организации (компьютеры, возможности серверов и дистанционной образовательной среды).
В качестве второй положительной стороны применения дистанционных образовательных технологий можно отметить сокращение финансовых расходов на обучение в целом, относительно обучающихся это происходит за счет экономии денежных средств, в том числе и бюджетных (командировочные расходы, транспорт, проживание).
Еще одна положительная сторона подобной формы обучения - абсолютно все обучающиеся находятся в равных условиях и к ним предъявляются одинаковые требования. Также сторонники применения дистанционных образовательных технологий указывают на уменьшение нервозности обучающихся при промежуточном и итоговом контроле знаний (нет психологического барьера, боязни преподавателя).
Таким образом, в случае учета всех специфических особенностей реализации практико-ориентированной дисциплины «Физическая подготовка» и требований, предъявляемых к уровню физической подготовки курсантов и слушателей, введение дистанционных образовательных технологий способно существенно повысить качество образовательного процесса и тем самым положительно отразиться на будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Жамборов, А. А. О некоторых вопросах дистанци -онного обучения в современных условиях (на примере
дисциплины «Огневая подготовка») / А. А. Жамборов // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 1 (152). - С. 363-364.
2. Заброда, Д. Г О некоторых формах организации практико-ориентированного обучения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России / Д. Г Заброда, С. Н. Заброда // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. -№ 3 (33). - С. 238-243.
3. Карданов, А. К. Дистанционное обучение сотрудников органов внутренних дел российской федерации по дисциплине «Физическая подготовка»: проблемы и пути решения / А. К. Карданов // Пробелы в российском законодательстве. - 2020. - Т. 13. - № 4. - С. 121-125.
4. Карданов, А. К. Применение дистанционного обучения на занятиях по физической культуре со слушателями образовательных организаций МВД России / А. К. Карданов, Э. Б. Настуев // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - № 2 (15). -С. 39-44.
5. Красинская, Е. С. Сущность и значение практи-ко-ориентированного подхода в процессе реализации программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России / Е. С. Красинская // Полицейская деятельность. - 2019. - № 6. - С. 1-7.
6. Мешев, И. Х. Применение современных образовательных технологий на занятиях по физической подготовке / И. Х. Мешев // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. - С. 196-198.
7. Мусакаев, В. М. Эффективность дистанционных методов обучения на занятиях по физической подготовке / В. М. Мусакаев, А. А. Тхагалегов // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 4(76). - С. 54-56.
8. Насадюк, Е. В. Проблемы реализации дисциплины «Физическая подготовка» посредством дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях МВД России / Е. В. Насадюк, А. П. Симонтовский // Полицейская деятельность. -2020. - № 6. - С. 1-13.
9. Настуев, Э. Б. Применение современных образовательных технологий на занятиях по физической подготовке со слушателями образовательных организаций МВД России / Э. Б. Настуев // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. - № 4. -С. 87-90.
10. Тхазеплов, Р. Л. Условия эффективной реализации дистанционных методов обучения в системе профессионального образования / Р. Л. Тхазеплов, Л. А. Малкандуева // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 4. - С. 340-342.
References
1. Zhamborov A.A. O nekotory'x voprosax distancionnogo obucheniya v sovremenny'x usloviyax (na primere discipliny' «Ognevaya podgotovka»). Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2021. № 1 (152). S. 363-364.
2. Zabroda D.G., Zabroda S.N. O nekotory'x formax organizacii praktiko-orientirovannogo obucheniya kursantov i slushatelej obrazovatel'ny'x organizacij sistemy' MVD Rossii. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 3 (33). S. 238-243.
3. Kardanov A.K. Distancionnoe obuchenie sotrudnikov organov vnutrennix del rossijskoj federacii po discipline «Fizicheskaya podgotovka»: problemy' i puti resheniya. Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. 2020. T. 13. №4. S. 121-125.
4. Kardanov A.K., Nastuev E'.B. Primenenie distancionnogo obucheniya na zanyatiyax po fizicheskoj kul'ture so slushatelyami obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii. Gumanitarnye issledovaniya Central'noj Rossii. 2020. № 2 (15). S. 39-44.
5. Krasinskaya E.S. Sushhnost' i znachenie praktiko-orientirovannogo podxoda v processe realizacii programm professional'nogo obucheniya v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii. Policejskaya deyatel'nost'.
2019. № 6. S. 1-7.
6. Meshev I.X. Primenenie sovremenny'x obrazovatel'ny'x texnologij na zanyatiyax po fizicheskoj podgotovke. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry'. 2021. № 1. S. 196-198.
7. Musakaev V.M., Txagalegov A.A. E'ffektivnost' distancionny'x metodov obucheniya na zanyatiyax po fizicheskoj podgotovke. Kul'tura fizicheskaya i zdorove.
2020. № 4(76). S. 54-56.
8. Nasadyuk E.V., Simontovskij A.P. Problemy' realizacii discipliny' «Fizicheskaya podgotovka» posredstvom distancionny'x obrazovatel'ny'x texnologij v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii. Policejskaya deyatel'nost'. 2020. № 6. S. 1-13.
9. Nastuev E'.B. Primenenie sovremenny'x obrazovatel'ny'x texnologij na zanyatiyax po fizicheskoj podgotovke so slushatelyami obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii. Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 4. S. 87-90.
10. Txazeplov R.L., Malkandueva L.A. Usloviya e'ffektivnoj realizacii distancionny'x metodov obucheniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry'. 2020. № 4. S. 340-342.