Эффективность работы отечественных вузов: актуальные проблемы и пути их решения
о с
U
см см
Дмитриева Елена Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Иностранные языки», Казанский государственный энергетический университет E-mail: [email protected]
Савельева Ирина Петровна,
Кандидат культурологии, доцент, кафедра музыкального образования, Нижневартовский государственный университет E-mail: [email protected]
Погосова Екатерина Борисовна,
старший преподаватель, кафедра инженерной графики и компьютерного моделирования, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) E-mail: [email protected]
Джафарова Ирина Романовна,
Магистрант, кафедра музыкального образования, Нижневартовский государственный университет E-mail: [email protected]
Попов Анатолий Афанасьевич,
доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории ФЭИ СВФУ, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальным проблемам и путям их решения в вопросах эффективности работы отечественных вузов. Раскрыты основные направления модернизации отечественного высшего профессионального образования, обеспечивающие повышение эффективности работы современных вузов и высокое качество профессиональной подготовки студентов. Показан инновационный характер деятельности отечественных вузов в современных условиях. Педагогическая деятельность современного преподавателя высшей школы представляет собой продуктивную профессиональную деятельность, предполагающую решение нестандартных профессиональных проблем и высокий уровень развития инновационных и информационно-коммуникативных компетенций. Одной из задач повышения эффективности работы отечественных вузов является создание условий для формирования готовности преподавателей к педагогическим инновациям в информационно-цифровой среде высшего учебного заведения. Раскрыты проблемы оценивания и контроля качества обучения студентов. Показано, что повышение эффективности работы отечественных вузов в последние десятилетия обусловлено внедрением информационно-коммуникативных технологий и цифровых средств обучения, связанных с цифровой трансформацией высшей школы. Электронно-цифровая образовательная среда современных вузов создает условия для сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса и социальными партнерами. Создание сетевого взаимодействия отечественных вузов с организациями является эффективным условием решения проблемы трудоустройства студентов.
Ключевые слова: эффективность, информатизация образовательного процесса, управление образованием, электронно-цифровая среда, сетевое взаимодействие, качество обучения.
В настоящее время актуальные проблемы повышения эффективности работы отечественных вузов связаны с модернизацией отечественного высшего профессионального образования, которое обусловлено изменением общественного запроса к его доступности и образовательным результатам. Основные направления модернизации отечественного высшего профессионального образования обусловлены актуальными общемировыми тенденциями и приоритетными направлениями социально-экономического развития страны, процессами глобальной цифровизации и информатизации общественных и производствах отношений. Развитие отечественного высшего профессионального образовании опосредовано кризисом образовательных систем в мировой практике, который разворачивается на фоне таких общемировых тенденций, как переход к всеобщему высшему образованию в экономически развитых странах, информационно-цифровая трансформация образования, сопровождающаяся внедрением цифровых технологий и средств интернета, ускорение темпов обновления педагогических технологий, что требует изменения форм и методов образовательного процесса и появления нового типа преподавателя вуза, способного перенастраивать свою педагогическую деятельность, специалиста в нескольких смежных областях, владеющего мультимедийными технологиями [3, с. 8]. Проблемы повышения эффективности работы отечественных вузов и пути их решения с учетом современных тенденций общественного развития в настоящее время становятся предметом научно-практического дискурса.
В новых социально-экономических условиях развития отечественной высшей школы, как отмечалось выше, меняются требования к субъектам образовательного процесса, к профессиональным качествам и компетенциям преподавательского и профессорского состава вузов, педагогическая и научно-исследовательская деятельность которых осуществляется в электронно-цифровой образовательной среде с применением смешанных форм образовательной деятельности, в которых сочетаются дистанционное и традиционное обучение будущих специалистов. Отсюда необходим и новый уровень профессионального развития преподавателей вузов, который связан с новым способом педагогического мышления и деятельности, с новым отношением к себе как профессионалу в условиях освоения разнообразных педагогических инноваций, новых подходов к обучению, освоению электронно-цифровых средств и техно-
логий обучения. Поэтому одной из ведущих проблем в области повышения эффективности работы отечественных вузов является профессиональная готовность преподавателя к инновациям и инновационной деятельности в новых условиях работы современного вуза.
В настоящее время в педагогической науке и практике ведущей признается компетентностно-ориентированная модель профессиональной деятельности педагога, предполагающая развитие профессиональной мотивации, обеспечивающей личностную подготовку, субъектное развитие, саморазвитие педагога, способного не только выполнять должностные обязанности, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять процессы творчества, то есть обладающего личностной готовностью к инновационной деятельности. Поэтому важным для преподавателя становится высокий уровень развития инновационной компетентности, которая является профессиональным качеством, обеспечивающим успех профессиональной деятельности, в процессе осуществления которой происходит личностно-профессиональное развитие педагога в инновационном пространстве современного вуза. Признавая инновационный характер работы отечественных вузов в современных условиях, отметим, что инновационный процесс имеет полифункциональный, субъект-объектный и системный характер, осуществляется в различных формах, к которым относятся модернизация, означающая осовременивание посредством тех или иных улучшений, усовершенствований; модификация, подразумевающая определенные видоизменения, появление новых признаков; рационализация, предполагающая усовершенствование на рационально-прагматической основе [6, с. 262-263]. Современная образовательная ситуация в высшей школе выдвигает перед преподавателем требования, согласно которым он должен действовать не только на уровне целереализации, когда можно быть хорошим исполнителем и решать уже кем-то сформулированные и поставленные задачи, но и на уровне целеполагания, быть готовым выявлять и формулировать цели развития обучающихся, личностного саморазвития, адекватно отражающие потребности педагогической реальности [1, с. 559]. С другой стороны, информатизация образовательное процесса, широкое распространение информационно-коммуникативных технологий и электронно-цифровых средств обучения в современной вузе обуславливает то, что в структуре профессиональных компетенций современного педагога высшей школы важную роль играют информационно-коммуникативные компетенции.
Таким образом, педагогическая деятельность современного преподавателя вуза представляет собой продуктивную профессиональную деятельность, предполагающую творческий подход, решение нестандартных профессиональных проблем и высокий уровень развития инновационных и информационно-коммуникативных профессио-
нальных компетенций. Отсюда, одной из задач повышения эффективности работы отечественных вузов является задача по созданию условий для развития профессиональной компетентности преподавателей вузов, в частности для формирования готовности преподавателей к профессиональной деятельности в условиях педагогических инноваций в информационно-цифровой среде высшего учебного заведения.
Инновационное развитие современного отечественного вуза неизменно связано с поиском путей решения проблем инновационной образовательной практики педагогов, реализующих и разрабатывающих инновационные модели высшего профессионального образования. Задачей первостепенной важности становится разработка и обоснование механизмов содействия освоению инновационной деятельности преподавателей вузов, позволяющих решать проблемы инновационной образовательной практики, развивать инновационную культуру преподавателей непосредственно в ходе введения новшеств. В основу построения концепции профессиональной подготовки преподавателей высшей школы к эффективной работе в Вузе в условиях инноваций положены системный, рефлексивно-деятельный и индивидуально-творческий подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования профессионализма преподавательско-профессорского состава вузов. Это, в свою очередь, влечет за собой трансформацию и во всех других подсистемах образовательной системы вузов: содержании, формах, средствах, технологии обучения, критериях и процедурах оценки качества образования. Важное место играют интерактивность и диалогичность образовательного процесса современного вуза, предполагающих учет индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса, совместную деятельность, соотворчество при выработке целей, выборе средств и методов деятельности, определении и фиксации результатов [6, с. 96]. Реализация данных принципов и подходов в образовательной деятельности педагогов и в образовательном процессе является одним из условием повышения эффективности работы современного вуза.
Другим важным направлением деятельности современного вуза является система оценивания и контроля качества обучения студентов. В современном высшем образовании в качестве критериев результативности обучения будущих специалистов выступают уровень развития различных по структуре и содержанию профессиональных компетенций студентов. Одной из важнейших задач современного обучения в высшей школе становится задача определения их сущности и содержания в соответствие с профилем обучения, а также эффективных условий их формирования в процессе обучения студентов. К эффективным способам оценивания профессиональных компетенций студентов в образовательном процессе относятся вариативные способы оценивания знаний, умений
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
и
см см
и навыков студентов, к которым относятся спмо-оценивание, групповая оценка и оценка преподавателем. Если самооценивание студента создает благоприятные условия для лучшей его ориентации в учебно-образовательном процессе, способствует более гибкому реагированию на замечания со стороны преподавателей [2, с. 43], то групповая оценка и оценка преподавателя объективирует самооценку студента, дополняя ее новыми качествами, поскольку комплексный подход к оцениванию позволяет более точно и справедливо оценивать знания студентов [2, с. 43]. Таким образом, вариативные формы оценивания компетенций студентов, самооценка и взаимооценка и оценивание преподавателем - являются взаимодополняющими, обеспечивающими достоверность результатов обучения студентов в современном вузе. Обозначая проблему качества образования в вузе необходимо отметить, что качество обучения следует рассматривать как системное явление, которое складывается из многих составляющих как совокупность таких качеств, как:
- качество образовательной (учебной) программы;
- качество кадрового и научного потенциалов, задействованных в учебном процессе;
- качество учащихся (в начале учебного процесса - качество подготовленности абитуриентов, в конце учебного процесса - качество знаний выпускников);
- качество средств образовательного процесса: материально-технической, экспериментальной базы, качества учебно-методического обеспечения, качества используемых учебных аудиторий, качества транслируемых знаний;
- качество образовательной технологии;
- качество управления в образовательной организации [4, с. 19].
В настоящее время для оценки качества образовательной деятельности работы современного вуза используются цифровые средства оценивания, позволяющие проводить мониторинг качества образования по многим показателям деятельности вуза.
Повышение эффективности работы отечественных вузов в последние десятилетия обусловлено внедрением информационно-коммуникативных технологий и цифровых средств обучения, которые существенным образом расширили возможности образовательной деятельности и процесса обучения. Интенсивные процессы информатизации образовательного процесса в отечественных вузах, системы управления, контроля и оценки качества компетенций будущих специалистов являются условием для внедрения соответствующих инновационных педагогических технологий. В настоящее время происходит цифровая трансформация высшего профессионального образования, которая включает ряд направлений, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса в высшей школе. Цифровая трансформация высшего профессионального образования по-
влекла создание электронно-цифровой образовательной среды, которая определяется как система условий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий, инструментальных средств и электронных образовательных ресурсов [8, с. 38]. Электронно-цифровая образовательная среда современных вузов создает условия для сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, что повышает эффективность системы коммуникаций между социальными партнерами.
Концепция формирования эффективных взаимоотношений высших учебных заведений между собой, с социальными партнерами, с органами власти и общественностью в настоящее время является одним из важных направлений организационных изменений в системе высшего отечественного образования. Реализация данной концепции осуществляется в рамках сетевых структур взаимодействия в области образовательной, научно-исследовательской, предпринимательской, информационно-технологической и других видов деятельности вузов [5]. Одной из целей сетевого взаимодействия в высшем образовании является подготовка конкурентоспособных выпускников, которые могут успешно адаптироваться к меняющимся условиям международного рынка труда, к профессионально-личностному саморазвитию и самообразованию, к инновационной деятельности в будущей профессиональной деятельности. Потребности организаций, непосредственно участвующих в организационно-инновационных проектах сетевого взаимодействия вуза, заключаются в возможности дальнейшего найма в штат организации перспективных выпускников, проявивших себя при реализации совместной проектной деятельности. При создании базовой кафедры, интерес организаций заключаются в том, что вуз осуществляет подготовку студентов непосредственно по требуемой специальности, закладывает в них компетенции, которые необходимы конкретно для сферы деятельности этой организации [5]. Таким образом, создание сетевого взаимодействия с организациями является эффективным средством решения проблемы трудоустройства студентов вузов.
Таким образом, современный вуз осуществляет свою работу в условиях педагогических инноваций, что приводит к изменениям в содержании и технологии обучения и воспитания студентов, которые реализуются в информационно-цифровой среде. В условиях реформирования отечественного высшего образования перед профессорско-преподавательским составом выдвинуты новые требования к профессиональной деятельности, которая представляет собой продуктивную деятельность, предполагающую решение нестандартных профессиональных проблем и высокий уровень развития инновационных и информационно-коммуникативных профессиональных компетенций. Актуальными задачами повышения эф-
фективности работы отечественных вузов являются создание организационно-педагогических и научно-методических условий для развития профессиональной компетентности преподавателей вузов, развитие информационной и электронно-цифровой инфраструктуры образовательных учреждений, расширение и повышение качества сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса и социальными партнерами. Это обеспечивает достижение высоких результатов и качества обучения будущих специалистов в условиях педагогических инноваций в информационно-цифровой среде современных отечественных вузов.
Литература
1. Аниськин В.Н. Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза: проблема разграничения понятий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. № 3. - С. 558-562.
2. Байбаков С.Е., Берген Н.О. Варианты оценивания уровня профессиональных компетенций студентов // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования: монография / Арбузова Е.Н. и др.]; под общей ред. М.В. Посновой. - Петрозаводск: МЦНП Новая наука, 2019. - С. 30-44.
3. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. - М.: Логос, 2011. - 228 с.
4. Надточий Ю.Б. Обеспечение качества образовательного процесса: разбор очевидных ошибок // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования: монография / Арбузова Е.Н. и др.]; под общей ред. М.В. Посновой. - Петрозаводск: МЦНП Новая наука, 2019. - С. 17-29.
5. Соколов В.Ю., Суханова Е.А. Потенциал сетевых образовательных программ для повышения качества образования и формирования Открытого образовательного пространства региона // Взаимодействие вузов и школ для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2013. -С. 209-230.
6. Федотова Г.А., Игнатьева Е.Ю. Профессионально-ориентированные технологии обучения в высшей школе: учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2010. - 104 с.
7. Цырельчук Н.А., И.Н. Цырельчук. Рефлексивное управление: монография. - Мн.: МГВРК, 2008. - 512 с.
8. Шилова О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. - 2020. - № 2(63). - С. 36-41.
THE EFFECTIVENESS OF DOMESTIC UNIVERSITIES: CURRENT PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM
Dmitrieva E.V., Saveleva I.P., Pogosova E.B., Jafarova I.R., Popov A.A.
Kazan State Power Engineering University; Nizhnevartovsk State University; Moscow State (National Research) University of Civil Engineering; Northeastern federal university named after M.K. Ammosova
The article is devoted to current problems and ways to solve them in matters of the efficiency of domestic universities. The main directions of modernization of domestic higher professional education are revealed, ensuring increased efficiency of modern universities and high quality of professional training of students. The innovative nature of the activities of domestic universities in modern conditions is shown. The pedagogical activity of a modern higher school teacher is a productive professional activity that involves solving non-standard professional problems and a high level of development of innovative and information and communication competencies. One of the tasks of increasing the efficiency of domestic universities is to create conditions for the formation of teachers' readiness for pedagogical innovations in the information and digital environment of a higher educational institution. The problems of assessing and monitoring the quality of student learning are revealed. It is shown that the increase in the efficiency of domestic universities in recent decades is due to the introduction of information and communication technologies and digital learning tools associated with the digital transformation of higher education. The electronic-digital educational environment of modern universities creates conditions for network interaction between participants in the educational process and social partners. Creating network interaction between domestic universities and organizations is an effective condition for solving the problem of student employment.
Keywords: efficiency, informatization of the educational process, education management, electronic digital environment, network interaction, quality of education.
References
1. Aniskin V.N. Professional competence and professional competence of a university teacher: the problem of distinguishing concepts // News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2010. - T. 12. No. 3. - P. 558-562.
2. Baibakov S.E., Bergen N.O. Options for assessing the level of professional competencies of students // State, problems and prospects for the development of modern education: monograph / Arbuzova E.N. and etc.]; under general editorship M.V. Posnovoy. - Petrozavodsk: ICNP "New Science", 2019. -P. 30-44.
3. Verbitsky A.A., Ilyazova M.D. Invariants of professionalism: problems of formation: monograph. - M.: Logos, 2011. - 228 p.
4. Nadtochiy Yu.B. Ensuring the quality of the educational process: analysis of obvious mistakes // State, problems and prospects for the development of modern education: monograph / Arbuzova E.N. and etc.]; under general editorship M.V. Posnovoy. - Petrozavodsk: ICNP "New Science", 2019. - P. 17-29.
5. Sokolov V. Yu., Sukhanova E.A. The potential of network educational programs to improve the quality of education and the formation of an Open educational space in the region // Interaction of universities and schools for the formation of an Open educational space: potential, problems, management tasks. -Tomsk: TML-Press, 2013. - P. 209-230.
6. Fedotova G.A., Ignatieva E. Yu. Professionally oriented teaching technologies in higher education: textbook. - Veliky Novgorod: NovSU named after Yaroslav the Wise, 2010. - 104 p.
7. Tsyrelchuk N.A., I.N. Tsyrelchuk. Reflexive management: monograph. - Mn.: MGVRK, 2008. - 512 p.
8. Shilova O.N. Digital educational environment: pedagogical view // Person and education. - 2020. - No. 2(63). - P. 36-41.
C3
о
CO
-a
I=i А —i о
C3 t; о
m О
от
З
ы о со