Информационные технологии и их роль в повышении эффективности работы вузов
Лукин Андриян Васильевич,
преподаватель высшей категории, Юридический колледж юридического факультета, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: [email protected]
Мурая Елена Николаевна,
кандидат технических наук, доцент, кафедра «Высшая математика», Дальневосточный государственный университет путей сообщения E-mail: [email protected]
Царев Артур Игоревич,
кафедра инженерной графики и компьютерного моделирования, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет E-mail: [email protected]
Сабаева Эльвира Кутдусовна,
кандидат филологических наук, доцент, кафедра гуманитарного образования и социологии, Альметьевский государственный нефтяной институт E-mail: [email protected]
Мифтахова Лейсан Билаловна,
ассистент, кафедра контрастивной лингвистики, Высшая школа русской филологии и культуры им Льва Толстого, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Казанский федеральный университет E-mail: [email protected]
В статье освещаются вопросы повышения эффективности работы вузов в условиях информатизации образовательного процесса и внедрения современных информационных технологий. Показано, что информатизация общества и распространение цифровых технологий ведет к качественным изменениям в сфере производства, на глобальных рынках, а также оказывает существенное влияние на образовательную сферу, что определяет актуальность проблемы исследования. В качестве критериев качества обучения в высшей профессиональной школе актуальным становится формирование информационных компетенций будущих специалистов. Анализ проблем информатизации высшего профессионального образования позволил раскрыть сущность понятий «информационные технологии», «электронно-цифровая среда», «электронно-цифровые средства обучения». В рамках информатизации высшего профессионального образования широкое развитие получили дистанционное образование и дистанционные формы обучения, конкурентоспособность которых определяется качеством программных продуктов, применяемых для обучения студентов. Перспективность развития дистанционного образования определяется его инновационным характером, который обеспечивает повышение качества высшего профессионального образования. Показано, что повышение эффективности работы вузов в условиях внедрения в образовательный процесс информационных технологий связано с переходом к персонализированной организации образовательного процесса, что изменяет его традиционную организацию, контроль и управление, качественно меняет результаты образовательной работы.
Ключевые слова: информатизация образовательного процесса, качество обучения, информационные технологии, эффективность работы вуза, информатизация общества.
Для понимания понятия «информационные технологии» необходимо раскрыть суть понятия «технологии обучения», которое является «системном понятием, основанным на дидактическом применении научного знания, научном подходе к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности студентов» [1, с. 50]. Информационные технологии обучения реализуются в условиях электронно-цифровой образовательной среды вузов на основе использования электронно-цифровых средств обучения, расширяющих образовательные возможности процесса и условий обучения.
В информационном обществе интенсивное развитие информационных технологий, средств массовой информации и телекоммуникаций привели к накоплению большого объема информации, в связи с чем стали необходимы специальные знания и умения для поиска и получения необходимой информации в требуемом объеме, ее анализа и преобразования. Поэтому центральное место в современном образовании как сложной системе обучения и воспитания будущих специалистов занимает информация, ее сбор, анализ и трансформация в знания. Отсюда важнейшую роль в процессе информатизации образовательного процесса и цифровой трансформации высшего образования играет формирование информационной компетентности будущего специалиста. Информационная компетентность является системным образованием в структуре профессиональной компетентности, овладение которой приводит к успешности в будущей профессиональной деятельности в современных условиях информационного общества. Информационная компетентность определяется «в способности получить всю необходимую в сложившейся проблемной профессиональной ситуации информацию, произвести ее систематизацию, оценку и анализ, адекватную интерпретацию и применить ее в разрешении этой проблемной ситуации» [5, с. 27]. Информационная компетентность студентов вузов сегодня выступает одним из ведущих критериев качества высшего профессионального образования.
В рамках информатизации высшего образования и ее цифровой трансформации широкое развитие получили дистанционное образование и дистанционные формы обучения. Дистанционное образование рассматривается как «образование, реализуемое посредством дистанционного обучения - целенаправленное и методически орга-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см см
низованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, находящихся на расстоянии от образовательного центра, осуществляемое посредством электронных и традиционных средств связи» [4, с. 30-31]. Дистанционное образование определяется и более развернуто как «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, и реализующей систему сопровождения и администрирования учебного процесса» [4, с. 31]. Разделяя понятия «дистанционное образование» и «электронно-цифровое обучение», следует отметить, что разница данных понятий заключается в том, что «дистанционный - производимый или действующий на расстоянии, а электронный - существующий в цифровой форме (например, электронная книга) или осуществляемый с помощью сетевых технологий» [4, с. 31]. Конкурентоспособность дистанционного образования во многом определяется качеством программных продуктов, применяемых для обучения студентов, что относится как к удобству электронной образовательной среды, в которой протекает процесс обучения, так и к качеству разработанных электронных учебно-методических программ и серверов [3; 6].
Необходимо отметить перспективность развития дистанционного обучения в современной высшей школе. При создании информационно-образовательной среды в системе дистанционного обучения важную роль играет глобальная компьютерная сеть Интернет, «что вызвано ее уникальными характеристиками, позволяющими, с одной стороны, организовать активное взаимодействие между преподавателями и студентами, а, с другой стороны, предоставлять обучающимся доступ к значительному объему разнообразной мультимедийной информации» [1, с. 14]. Перспективность развития дистанционного обучения в высшей школе определяется его инновационным характером, который обеспечивает повышение качества высшего профессионального образования. Дистанционное обучение создает условия «для развития личности студента и предполагает реализацию процессуально ориентировочных моделей освоения обучающимися самостоятельно конструируемого нового опыта» [2, с. 46]. В условиях дистанционного обучения предусматривается «необходимость преобразования учебной деятельности студентов в инновационно-рефлексивную, прежде всего, посредством самостоятельной выработки ими знаний и способов учебной деятельности, а также получения нового опыта на основе развития собственных рефлексивно-творческих возможностей» [2, с. 47] с использование электронно-цифровых средств обучения, что обеспечивает качество образования студентов как по показателям уровня развития информационной компетент-
ности, так и по показателям профессионально-личностного развития.
Повышение эффективности работы вузов в условиях внедрения в образовательный процесс информационных технологий связано с переходом к персонализированной организации образовательного процесса, что изменяет его традиционную организацию и качественно меняет результаты образовательной работы, обеспечивая достижение каждым студентом высоких академических и образовательных результатов. Внедрение в образовательный процесс вузов информационных технологий позволяют интерактивно предоставить разнообразную учебную информацию, что дает новые возможности в изложении учебного материала, а также в процессе самостоятельной работы студентов, поскольку позволяет интегрировать аудиальную и визуальную информацию. Наглядность представляемой учебной информации с использованием средств мультимедиа, анимации, звука, графических объектов способствуют эффективному усвоению и запоминанию учебного материала. Информационные технологии позволяют проводить эксперименты посредством компьютерного моделирования с использованием современных пакетов программ, которые «дают возможность вывода графической информации, обеспечивают интерактивное взаимодействие с компьютерной моделью, что приводит к имитации с высокой степенью достоверности реальных опытов» [5, с. 100]. Показана эффективность образовательных результатов студентов в условиях смешанного обучения, когда синтезируются традиционные формы и методы работы с использованием дистанционных форм обучения студентов [4]. Использование информационных технологий на основе электронно-цифровых средств обучения способствует индивидуализации учебно-познавательной деятельности студентов на основе развития их субъектных качеств в условиях самостоятельной и групповой работы, формированию информационной компетенции на качественно новом уровне.
Реализация информационных технологий, прежде всего, предполагает проведение мероприятий по развитию электронно-цифровой инфраструктуры вузов. Для этого ведется активная разработка, обновление и представление для участников образовательного процесса современных, высококачественных цифровых инструментов, цифровых учебников, учебно-методических материалов и сервисов. Важную роль в этом процессе играет совершенствование «процессов аттестации в сфере образования, включая создание и внедрение цифровых контрольно-измерительных материалов и инструментов для проведения оценочных и аттестационных процедур» [6, с. 253]. Цифровые учебно-методические комплексы, симуляторы и обучающие игры являются средством реализации информационных технологий в образовательном процессе вузов, которые на новом уровне обеспечивают повышение качества профессиональ-
ного обучения будущих специалистов. Цифровые учебно-методические комплексы повсеместно используют в настоящее в время в образовательной деятельности вузов. Их широкое внедрение стало возможным благодаря:
- «удешевлению и массовому распространению высокопроизводительных персональных цифровых устройств и высокоскоростного доступа в глобальные цифровые сети;
- достижениям в сфере цифровых технологий (новая элементная база, облачные вычисления, методы искусственного интеллекта);
- достижениям в области педагогического дизайна, появлению информационных систем для управления образовательным процессом и их стандартизации» [6, с. 254-255]. Отдельного рассмотрения требуют информационные технологии, направленные на организацию контроля и самоконтроля учебных достижений студентов, поскольку образовательный процесс сопровождается мониторингом качества обучения и учебных достижений субъектов обучения. Существующие компьютерные диагностирующие программы весомо облегчают обработку результатов обучения студентов, «дают возможность ввода ответов как в закрытом, так и в открытом виде, в виде единственного ответа и множественных ответов. В тестирующих системах существует сбор статистических данных, представление результатов в графическом виде» [5, с. 101], что позволяет эффективно управлять учебным процессом на основе информационной системы обратной связи.
Таким образом, в настоящее время актуальны вопросы повышения эффективности работы вузов в условиях информатизации образовательного процесса и внедрения современных информационных технологий. Это связано с процессами информатизации общественных отношений, широким внедрением цифровых технологий в сфере производства. В условиях информатизации высшего профессионального образования ведущим критерием его качества и эффективности выступают информационные компетенции будущих специалистов. В рамках информатизации высшего профессионального образования широкое развитие получили дистанционное образование и дистанционные формы обучения на основе современных, высококачественных цифровых инструментов, цифровых учебников, учебно-методических материалов и сервисов. Перспективность развития информационных технологий в высшей школе определяется их инновационным характером, переходом к персонализированной организации образовательного процесса, что изменяет его традиционную организацию, контроль и управление, обеспечивая высокое качество образовательных результатов.
Литература
1. Абрамовский А.Л. Дистанционное образование на современном этапе развития россий-
ского высшего образования: дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.06. - Тюмень,
2014. - 203 с.
2. Булдакова Н.В. Формирование культуры профессионального прогнозирования у студентов вуза: дис. . доктора педагогических наук: 13.00.08. - М., 2015. - 354 с.
3. Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы V Международной научной конференции, г. Красноярск, 2124 сентября 2021 г. в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. М.В. Носкова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2021. - 528 с.
4. Надточий Ю.Б. Переход на дистанционный формат обучения: взгляд преподавателей и студентов // Журнал «У». Экономика. Управление. Финансы. - 2020. - № 4. - С. 27-41.
5. Тонхоноева А.А. Формирование информационной компетентности на основе преемственности в обучении в школе и вузе: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Улан-Удэ,
2015. - 229 с.
6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 344 с.
INFORMATION TECHNOLOGIES AND THEIR ROLE IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF UNIVERSITIES
Lukin A.V., Muraya E.N., Tsarev A.I., Sabaeva E.K., Miftakhova L.B.
Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov, Far Eastern State Transport University, Moscow State University of Civil Engineering, Almetyevsk State Petroleum Institute, Kazan Federal University
The article highlights the issues of improving the efficiency of universities in the context of informatization of the educational process and the introduction of modern information technologies. It is shown that the informatization of society and the spread of digital technologies leads to qualitative changes in the field of production, in global markets, and also has a significant impact on the educational sphere, which determines the relevance of the research problem. As criteria for the quality of education in higher professional schools, the formation of information competencies of future specialists becomes relevant. The analysis of the problems of informatization of higher professional education made it possible to reveal the essence of the concepts of "information technology", "electronic digital environment", "electronic digital learning tools". Within the framework of informatization of higher professional education, distance education and distance learning have been widely developed, the competitiveness of which is determined by the quality of software products used for teaching students. The prospects for the development of distance education are determined by its innovative nature, which ensures an improvement in the quality of higher professional education. It is shown that the increase in the efficiency of universities in the context of the introduction of information technologies into the educational process is associated with the transition to a personalized organization of the educational process, which changes its traditional organization, control and management, qualitatively changes the results of educational work.
Keywords: informatization of the educational process, quality of education, information technology, efficiency of the university, informatization of society.
References
1. Abramovsky A. L. Distance education at the current stage of development of Russian higher education: dis. ... candidate of sociological sciences: 22.00.06. - Tyumen, 2014. - 203 p.
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
2. Buldakova N.V. Formation of a culture of professional forecasting among university students: dis. ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.08. - M., 2015. - 354 p.
3. Informatization of education and e-learning methodology: digital technologies in education: materials of the V International Scientific Conference, Krasnoyarsk, September 21-24, 2021 at 2 p.m. Part 1 / general. ed. M.V. Noskova. - Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2021. - 528 p.
4. Nadtochiy Yu.B. Transition to a distance learning format: the view of teachers and students // Magazine "U". Economy. Control. Finance. - 2020. - No. 4. - P. 27-41.
5. Tonkhonoeva A.A. Formation of information competence based on continuity in education at school and university: dis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. - Ulan-Ude, 2015. -229 p.
6. Difficulties and prospects for digital transformation of education / A. Yu. Uvarov, E. Gable, I.V. Dvoretskaya and others; edited by A. Yu. Uvarova, I.D. Frumina. - M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2019. - 344 p.
o d
u
CM CM