Информационные технологии в высшем образовании
Лаптева Светлана Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Транспорт и технологии нефтегазового комплекса», филиал ТИУ в г. Ноябрьске E-mail: [email protected]
Современные педагогические исследования все чаще обращаются к вопросам улучшения качества образования, и подобные изыскания, как правило, реализуются в русле организационного обеспечения информатизации и поиска оптимального цифрового дидактического инструментария. Интерес к данным вопросам актуализировался благодаря массовому переходу к дистанционным формам вузовского образования, в том числе и во время пандемийного цикла.
Статья посвящена рассмотрению перспектив, текущего статуса и проблем информатизации высшего образования в стране и в мире. Автор приходит к выводу о существовании ряда проблемных аспектов в процессах информатизации вузов. Тем не менее, информационные технологии позволяют поднять уровень и доступность высшего образования на новый уровень. Отмечается, что информатизация привнесла существенные изменения и в процессы организации научной и образовательной деятельности - от внедрения цифрового интерактивного контента до создания электронных деканатов. Кроме того, информатизация позволяет укреплять межвузовское - межстра-новое и внутристрановое - партнёрство. Представлены умозаключения об изменении роли педагога в условиях цифровой образовательной среды; сделаны предположения относительно вопросов обеспечения кибербезопасности.
Ключевые слова: информационные технологии, высшее образование, дистанционное образование, цифровизация, ки-бербезопасность, образовательная платформа, цифровой университет.
о с
U
со см о см
<3
Современные педагогические исследования все чаще обращаются к вопросам улучшения качества образования, и подобные изыскания, как правило, реализуются в русле (1) организационного обеспечения информатизации; (2) поиска оптимального цифрового дидактического инструментария. Интерес к данным вопросам актуализировался, помимо прочего, за счет массового перехода к дистанционным формам вузовского образования, в том числе и во время пандемийного цикла [11, с. 31].
В медийных источниках и научных публикациях учреждения высшего образования все чаще именуются провайдерами онлайн-образования. Такая номинация обусловлена тем, что вузы начинают конкурировать между собой и стремятся привлекать как можно большее количество учащихся посредством внедрения инноваций в процесс обучения. Согласно прогнозам, провайдеры так называемого е-1еат'тд в скором времени займут наибольшую долю рынка высшего образования в мире. Цифровизация обучения позволит им оказывать более качественные и разнообразные образовательные услуги для большего количества желающих [8, с. 156].
Онлайн-обучение оказалось наиболее безопасным и жизнеспособным вариантом получения образования в условиях пандемии COVID-19, но, при этом, и до пандемии глобальный рынок цифрового обучения уже демонстрировал стабильный ежегодный глобальный рост. К 2021 г. объем рынка е-1еат'тд превысил $315 млрд. [16]. Ожидается, что к 2026 г. объем данного рынка составит $336,98 млрд при среднегодовом темпе роста в 9,1%. Особенно очевидно влияние цифровизации на функционирование высшего образования в странах Запада; США можно назвать лидером в области цифровизации образовательного пространства. Уже к 2009 г. 49% высших учебных учреждений этой страны оказывали дистанционные образовательные услуги; у 10% из вузов имелись электронные библиотеки и медиатеки [6, с. 85]. Более 30% американских студентов на конец 2018 г. посещали по крайней мере один онлайн-курс. По мнению 52% американских аспирантов, онлайн-обучение представляет собой более удобную и качественную альтернативу традиционным формам получения образования.
По данным Европейской ассоциации университетов, цифровизация высшего образования представляет собой приоритетную цель в реформировании высшей школы [15]. В 2021 г. 27% граждан ЕС в возрасте от 16 до 74 обучались на онлайн-курсах [16]; известно, кроме того, что рынок онлайн-обучения в Германии растет со скоростью 8,5% в год.
Объем глобального рынка EdTech, согласно прогнозам Global Market Insights, к концу 2023 г. составит $240 млрд. Россия, при этом, демонстрирует некоторое отставание от общемировых темпов цифровизации образования (известно, к примеру, что на Россию в 2021 г. приходилось только 0,5% от общемирового рынка цифровых образовательных технологий) [10, с. 196-197]. Тем не менее, можно предположить, что в ближайшие 5-10 лет Россия нарастит темпы «оцифровки» вузов, так как, во-первых, запросы самих обучающихся существенно изменились, и вузы пытаются соответствовать им, и, во-вторых, инициативы по цифровизации исходят и от правительственных органов. Можно отметить, к примеру, опубликованный в 2020 г. проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г.», где цифрови-зация именуется ключевой движущей силой развития отечественной системы высшего образования [10, с. 197].
При этом нельзя однозначно констатировать «безболезненность» протекания процессов циф-ровизации образования. Разного рода трудности и неготовность как студентов, так и педагогов к применению новых технологий отмечаются во всем мире; по данным новейших социологических исследований, более 60% немецких и 50% голландских студентов сообщили о том, что пандемия негативно повлияла на общие показатели академической успеваемости [16]. В России, в ситуации внезапного и незапланированного перехода к дистанционному обучению, к началу 2020 г. 88% вузовских преподавателей оценивали цифро-визацию образования скептически. Более 50% педагогов отмечали снижение мотивации студентов, а около 60% - снижение собственной продуктивности [14, с. 62]. Цифровизация образования сталкивается также с барьерами технологического и финансового характера: к началу карантина 15% российских вузов не имели системы онлайн-общения со студентами в принципе, не обладали отлаженными и апробированными прикладными методологиями применения цифровых инструментов, испытывали нехватку оборудования и программного обеспечения; кроме того, цифровые компетенции студентов и преподавателей также не были сформированы в достаточной мере [14, с. 62].
Обобщив тезисы, представленные в современной научной литературе, можно представить перечни преимуществ и недостатков информатизации высшего образования - как на отечественном пространстве, так и глобально (Таблица 1).
Как показано в Таблице 1, информатизация сопряжена с множеством рисков и проблемных аспектов, которые, тем не менее, не могут «перевесить» преимущества от их внедрения. Более того, многие риски могут быть успешно нейтрализованы при тщательном планировании информатизации обучения в вузе. Рассмотрим основные средства и технологии, применяемые в современ-
ном высшем образовании. По нашему мнению, информационные технологии, имеющие место в сфере высшего образования, целесообразно разделить на несколько групп, на основании критерия функции, выполняемой конкретным цифровым инструментом (Рисунок 1):
Таблица 1. Преимущества и недостатки информатизации высшего образования
Преимущества Недостатки
Информатизация избавляет педагога от несвойственной ему бумажной работы. Педагог зачастую не имеет материалов для работы в новом режиме, в связи с чем вынужден проделывать большой пласт методической работы по компиляции образовательного контента.
Педагог избавляется от ограничений бумажных учебников. Риск утраты унификации программного материала и снижения качества образования.
Информационные технологии позволяют достигнуть высокого уровня наглядности и интерактивности обучения. Цифровизация учебных занятий способна привести к перегрузке обучаемых.
Расширяются возможности дистанционного высшего образования, независимо от места жительства студента. Необходимость владения оборудованием для студента - при дистанционной форме работы, и переоснащения вузов - при очной форме работы.
Электронные учебники снижают физическую нагрузку студентов. Риски развития игровой, компьютерной зависимости среди обучающихся.
Возможность трансграничного сотрудничества образовательного и научно-исследовательского. Внедрение электронных материалов освобождает человека от необходимости тренировать память и уменьшает нагрузку на человеческий мозг.
Говоря о цифровых средствах обучения, следует отметить, что современный образовательный контент, в той или иной степени, должен быть интерактивным. В данной связи даже бумажные пособия и учебники все чаще дополняются дополнительными материалами в виде видео- или онлайн-заданий [3, с. 246]. Цифровые и информационно-коммуникационные инструменты, представленные сегодня, как правило, ориентированы на сбор, интеграцию и представление информации как самими учащимися, так и педагогами. Широко применяются средства создания мультимедийных проектов в программах PowerPoint, HyperStudio, Adobe Photoshop, iMovie, Vimperor, iPhoto и проч. Еще до пандемии в России и в мире в качестве образовательных материалов активно использовались видеоматериалы, посредством которых объясняются правила, иллюстрируются ситуации, вводится новый материал. Информационные технологии применяются не только для ознакомления с темой и тренировки навыков, но и для контроля степени усвоенности знаний (онлайн-тестирование).
Среди новых инструментов, введенных в педагогическую практику в недавнем времени, от-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
метим средства создания веб-квестов. Веб-квест, в контексте педагогических технологий, представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети. Преимущества веб-квестов заключаются в возможностях развития как цифровых компетенций в целом, так и критического мышления, аналитических навыков, умения классифицировать, обобщать и презентовать полученную информацию. В рамках веб-кве-ста студенты собирают данные, относящиеся к решению учебной задачи, анализируют и синтезируют их, в результате чего производят собственный креативный продукт [2, с. 31]. Помимо прочего, инновации в вузах позволяют ускорить и оптимизировать коммуникацию между участниками образовательного процесса (онлайн-чаты, электронные консультации, видеоконференц-связь). Сферы имплементации ментальных карт и дашбордов в образовательном процессе также весьма разнообразны: фиксация мыслей, понимание и запоминание содержания лекции, генерация и наглядное представление идей. Интересно, но в сфере образования получают распространение и те технологии, которые изначально использовались в иных сферах. Известно, к примеру, что студенты и руководство вузов в России имеют специальные группы в социальных сетях, насчитывающие довольно большое количество участников [5, с. 72]. Создаваемые виртуальные группы в социальном пространстве Интернета могут применяться в качестве дополнения к аудиторным занятиям (образовательная функция), либо для связи и решения вопросов студентов и преподавателей (информационная и коммуникативная функции) [12, с. 71].
ы
Э
о
3 «
« Е
§5
ой
хя Ы о
Н м
ы — —
о 8
Цифровые средства обучения
Дашборды, ментальные интерактивные карты
Онлайн-игры
Видеоматериалы
Средства создания мультимедийных проектов
Веб-квесты и прочее
Цифровые средства организации процесса обучения
Электронные дневники, электронные журналы
Личный кабинет студента//преподавателя
Электронный деканат, электронное расписание
Цифровые средства организации научной деятельности и фиксации ее результатов
Электронная библиотека/медиатека
Виртуальный научный зал
Цифровые средства межвузовской (в т.ч. трансграничной) инт
Платформы для межвузовского партнерства, создания образовательных кластеров
О
е
н
<
И
«
<
и
л
ч
и
н
<
И
О
£
—
И
О
«
<
и
ЕЗ
Ч
И
Рис. 1. Типы информационных технологий, применяемых в сфере высшего образования
Примечание: собственная разработка автора
Как показано на рис. 1, помимо инструментария, применяемого в образовательных целях,
цифровизация привнесла изменения и в процессы организации научной и образовательной деятельности. Все чаще в вузах инициируются проекты по созданию электронных деканатов, расписаний, зачетных книжек и прочих средств, которые ранее были представлены исключительно в «аналоговом» формате.
Совокупность всех вышеописанных инструментов на финальной фазе эволюции информатизации вуза собираются в единое образовательное пространство, где в рамках одной цифровой площадки собраны все средства обучения, его организации, межвузовского сотрудничества. Безусловно, создание и поддержание функционирования подобных площадок (по сущности, представляющих собой электронный/виртуальный вуз) является достаточно ресурсоемкой и сложной мерой, поэтому констатировать наличие полноценной цифровой площадки хотя бы у одного российского вуза пока нельзя. Тем не менее, расширение функционала официальных сайтов учебных учреждений и ввод в эксплуатацию комплексных систем обучения позволяет предполагать то, что российская система образования постепенно движется по направлению к запуску единых образовательных платформ вузов.
В современном массиве по исследуемой нами предметной области четкой дефиниции категории «образовательная платформа» пока нет. Некоторые исследователи сужают данное понятие до цифрового архива учебных материалов (по Бой-ченко, образовательная платформа является собой «личностно-ориентированный интернет-ресурс, ограниченный по объему, содержащий учебные материалы по каким-либо направлениям образования» [2, с. 31]), тогда как, по нашему мнению, функционал эффективной образовательной платформы гораздо шире, нежели простое сохранение учебных материалов. Ключевым принципом создания подобной информационно-образовательной среды должен стать принцип многокомпонентно-сти. Цифровая информационная образовательная платформа представляет собой многокомпонентную среду, включающую как непосредственно учебно-методические материалы, так и программное обеспечение, системы контроля знаний, баз данных и информационно-справочных систем, модули коммуникации, позволяющие совершать информационный обмен по траекториями «обучающийся - педагог», «обучающийся - администрация», «педагог - администрация», «обучающийся - обучающийся» [4, с. 310].
Возможно, создание цифровых образовательных платформ является последним шагом перед массовым распространением так называемых цифровых университетов или виртуальных академий. Цифровые университеты, можно предположить, не предполагают традиционных форм обучения, аудиторий, постоянных преподавателей [3, с. 244].
Кроме того, информатизация позволяет укреплять межвузовское - межстрановое и внутристра-
новое - партнёрство. Информатизация стимулирует создание новых профессиональных образовательных программ и коллабораций, в рамках которых педагоги, студенты и соискатели научных степеней могут взаимодействовать со студентами и преподавателями других вузов, обмениваться опытом, преодолевать трудности в организации подготовки студентов [9, с. 15]. На данный момент данный вектор цифровизации наиболее развит в плане проведения различных онлайн-конференций и заочных научных форумов, посвя-щённых определенной тематической области1. Кроме того, все чаще в сборниках публикаций мы можем встретить среди авторов одной статьи представителей разных регионов, государств и даже континентов, что, безусловно, стало возможным благодаря активизации электронной коммуникации в сфере образования.
Процессы информатизации образования протекают в контексте концепции устойчивого развития, где одной из ключевых ценностей является доступность образования и обеспечение справедливого доступа к знаниям. В данной связи мировая общественность предприняла ряд мер, обеспечивающих доступ к образованию и знаниям в глобальном масштабе. Отметим, в частности, Будапештскую инициативу открытого доступа2, предпринятую еще в декабре 2001 г. В 2003 г. была утверждена Берлинская декларация о свободном доступе к знаниям, утвержденная практически всеми ведущими научными учреждениями. К настоящему моменту функционируют, помимо прочих, Общественная научная библиотека, Инициатива «Открытые архивы», база данных исследователей Google Scholar и многие другие. Эти и иные меры позволили размещать научные работы в виртуальном пространстве, обеспечив к ним доступ для студентов и преподавателей [10, с. 196].
Внедрение широкого спектра информационных технологий в сферу образования неизменно влечет за собой изменение функций преподавателя. Технологии, по сущности, лишают педагогов традиционной роли транслятора знаний и наделяют их функциями модератора учебного процесса, тьютора и разработчика учебной траектории. В случае, если цифровая образовательная среда выполнена продуманно и эффективно, студенты получают больший объем ответственности за свое обучение и более не являются пассивными слушателями нового материала [1, с. 20]. Как следует из вышесказанного, цифровизация образования непременно влечет за собой увеличение доли самоообразования - как при изучении базовых предметов, так и при изучении профильных дисциплин [13, с. 169]. Преподаватель, таким об-
1 Международные заочные онлайн-конференции // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://interactive-plus.ru/ru/ conference/online. - Дата доступа: 23.01.2023.
2 Budapest Open Access Initiative - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.budapestopenaccessinitiative. org/. - Дата доступа: 23.01.2023.
разом, все реже выступает своеобразным «фильтром», через который пропускается учебный материал; таким «фильтром» становятся сами студенты, а преподаватель лишь корректирует их работу.
Наконец, следует рассмотреть еще одну проблему, актуальность которой возрастает по мере роста степени информатизации высшей школы. Речь идет о проблеме обеспечения кибербезопас-ности - охраны уникальных вузовских образовательных материалов и иной информации ограниченного доступа - к примеру, личных данных студентов. Вуз, имеющий собственную образовательную платформу, должен провести ряд превентивных мер по обеспечению кибербезопасности[7, с. 241]. Следует отметить, что в последние годы число исследований, посвященных вопросам кибер-безопасности в образовании, многократно возросло и, как можно предположить, такая тенденция будет сохраняться достаточно долго.
Таким образом, проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Цифровизация высшего образования представляет собой приоритетную цель в реформировании высшей школы практически в каждой стране мира; кроме того, онлайн-обучение оказалось наиболее безопасным и жизнеспособным вариантом получения образования в условиях пандемии COVID-19.
2. Нельзя однозначно констатировать «безболезненность» цифровизации образования. Существуют как преимущества, так и недостатки информатизации высшего образования.
3. Информатизация привнесла изменения и в процессы организации научной и образовательной деятельности - от внедрения цифрового интерактивного контента до создания электронных деканатов.
4. Можно предположить, что существующие на данный момент и внедряемые точечно информационные технологии способны со временем интегрироваться в единую образовательную виртуальную платформу - цифровой университет.
5. Информатизация позволяет укреплять межвузовское партнёрство, стимулирует создание новых профессиональных образовательных программ и коллабораций, обеспечивая при этом доступность образования.
6. Внедрение информационных технологий в сферу образования неизменно влечет за собой изменение функций преподавателя, наделяя его ролями модератора учебного процесса, тьютора и разработчика учебной траектории.
7. Весьма актуальной нам представляется проблема обеспечения кибербезопасности - охраны уникальных вузовских образовательных материалов и иной информации ограниченного доступа.
Литература
1. Байчорова, А.А. Использование информационных технологий в системе высшего и профессионального образования / А.А. Байчоро-
сэ о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U
см см
ва, З.У. Чомаева, З.К. Джаубаева // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 66-4. - С. 18-20.
2. Бойченко, О.В. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии в образовании /О. В. Бойченко, О.Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 29-33.
3. Гриневич, Л.А. Цифровизация высшего образования в современной России: теория и практика / Л.А. Гриневич // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 57. - С. 242-248.
4. Дубинина, Д.А. Информационная образовательная платформа вуза / Д.А. Дубинина // StudNet. - 2020. - № 8. - С. 308-312.
5. Дунаева, Т.Ю. Роль информационных технологий в высшем образовании/ Т.Ю. Дунаева // Проблемы педагогики. - 2017. - № 4 (27). -С. 71-73.
6. Клопов, Р.В. Информационные технологии в высшем образовании США / Р.В. Копов // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2009. -№ 12. - С. 84-86.
7. Олейник, А.С. Технология обеспечения информационной и кибербезопасности в учреждениях высшего образования / А.С. Олейник,
B.М. Герасимов, Ф.Н. Халилуллин, Ю.М. Гай-нулова, Д.С. Калинин // Управление образованием: теория и практика. - 2022. - № 5 (51). -
C. 240-247.
8. Петрожицкая, И.А. Информационные технологии как инструмент обучения в вузе / И.А. Петрожицкая // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. -С.154-157.
9. Подымова, Л.С. Инновационные технологии в системе управления цифровым образованием в условиях высшей школы / Л.С. Подымова, Т.А. Головятенко, М.А. Хмелькова // Высшее образование сегодня. - 2021. - № 2. - С. 12-16.
10. Понизовкина, И.Ф. Цифровизация высшего образования: перспективы и риски / И.Ф. Понизовкина // Право и практика. - 2020. - № 1. -С.194-202.
11. Расулова, З.Д. Эффективность дистанционной организации процессов обучения в высшем образовании / З.Д. Расулова // Academy. -2020. - № 11 (62). - С. 31-34.
12. Сайфутдинова. Г.Б. Использование современных информационных технологий в высшем образовании / Г.Б. Сайфутдинова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 11-3. - С. 71-73.
13. Степанова, Л.В. Информационные технологии как средство обучения в вузе / Л.В. Степанова, Т.И. Николаева, М.И. Попова // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-1. - С. 167-170.
14. Титаренко, Л.Г. Адаптация к ускоренной циф-ровизации в условиях пандемии: сравнитель-
ное исследование систем высшего образования России и Беларуси / Л.Г. Титаренко // Высшее образование в России. - 2022. - № 3. -С. 58-68.
15. Bouchrika, I. 50 Online Education Statistics: 2023 Data on Higher Learning & Corporate Training / I. Bouchrika // Research. - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://research.com/ education/online-education-statistics. - Дата доступа: 23.01.2023.
16. E-Learning Statistics 2022: What the Data Show // Al-Fanar Media. - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://al-fanarmedia. org/2022/10/e-learning-statistics-2022-what-the-data-show/. - Дата доступа: 23.01.2023.
INFORMATION TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION
Lapteva S.V.
TIU branch in Noyabrsk
Modern pedagogical research is increasingly turning to issues of improving the quality of education, and such research, as a rule, is implemented in line with the organizational support of informatization and the search for optimal digital didactic tools. Interest in these issues has been updated due to the massive transition to distance forms of higher education, including during the pandemic cycle. The article considers prospects, current status and problems of informatization of higher education in the country and in the world. The author comes to the conclusion about the existence of problematic aspects in the processes of informatization of universities. Nevertheless, information technologies allow raising the level and accessibility of higher education to a new level. It is noted that informatization has also brought changes to the processes of organizing scientific and educational activities - from the introduction of digital interactive content to the creation of electronic dean's offices. In addition, informatization makes it possible to strengthen inter-university - both inter-country and intra-country - partnership. The conclusions about the change in the role of the teacher in the digital educational environment are presented; the assumptions regarding cybersecurity issues are made.
Keywords: information technology, higher education, distance education, digitalization, cybersecurity, educational platform, digital university.
References
1. Baichorova, A.A. The use of information technologies in the system of higher and professional education / A.A. Baichorova, Z.U. Chomaeva, Z.K. Dzhaubaeva // Problems of modern pedagogical education. - 2020. - No. 66-4. - S. 18-20.
2. Boychenko, O.V. Information and communication and digital technologies in education /O. V. Boychenko, O. Yu. Smirnova // Problems of modern pedagogical education. - 2019. - No. 642. - S. 29-33.
3. Grinevich, L.A. Digitalization of higher education in modern Russia: theory and practice / L.A. Grinevich // Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. - 2021. - No. 57. -S. 242-248.
4. Dubinina, D.A. Information educational platform of the university / D.A. Dubinina // StudNet. - 2020. - No. 8. - S. 308-312.
5. Dunaeva, T. Yu. The role of information technologies in higher education / T. Yu. Dunaeva // Problems of Pedagogy. - 2017. -No. 4 (27). - S. 71-73.
6. Klopov, R.V. Information technologies in higher education in the USA / R.V. Kopov // Pedagogy, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2009. - No. 12. -S. 84-86.
7. Oleinik, A. S., Gerasimov V.M., Khalilullin F.N., Gainulova Yu. M., Kalinin D.S. Technology for ensuring information and cyber security in institutions of higher education // Management education: theory and practice. - 2022. - No. 5 (51). - S. 240-247.
8. Petrozhitskaya, I.A. Information technologies as a teaching tool at the university / I.A. Petrozhitskaya // Problems of modern pedagogical education. - 2021. - No. 70-2. - S. 154-157.
9. Podymova, L. S., Golovyatenko, T. A., Khmelkova, M.A. Innovative technologies in the system of digital education management in conditions of higher education // Higher education today. - 2021. - No. 2. - S. 12-16.
10. Ponizovkina, I.F. Digitalization of higher education: prospects and risks / I.F. Ponizovkina // Law and practice. - 2020. - No. 1. - S. 194-202.
11. Rasulova, Z.D. Efficiency of distance organization of learning processes in higher education / Z.D. Rasulova // Academy. -2020. - No. 11 (62). - S. 31-34.
12. Sayfutdinova. G.B. The use of modern information technologies in higher education / G.B. Saifutdinova // Actual problems of the humanities and natural sciences. - 2016. - No. 11-3. - S. 7173.
13. Stepanova, L.V., Nikolaeva, T.I., Popova, M.I. Information technologies as a means of teaching at the university // Problems of modern pedagogical education. - 2022. - No. 75-1. - S. 167170.
14. Titarenko, L.G. Adapting to accelerated digitalization in a pandemic: a comparative study of higher education systems in Russia and Belarus / L.G. Titarenko // Higher education in Russia. -2022. - No. 3. - S. 58-68.
15. Bouchrika, I. 50 Online Education Statistics: 2023 Data on Higher Learning & Corporate Training / I. Bouchrika // Research. -2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://research. com/education/online-education-statistics. - Date of access: 01/23/2023.
16. E-Learning Statistics 2022: What the Data Show // Al-Fanar Media. - 2022 [Electronic resource]. - Mode of access: https:// al-fanarmedia.org/2022/10/e-learning-statistics-2022-what-the-data-show/. - Date of access: 01/23/2023.