Научная статья на тему 'ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елтунова Инга Баировна, Николаева Лариса Владимировна, Гороховская Надежда Анатольевна

Современный уровень развития технологий, глобальные проблемы дистанционного образования, повсеместное использование цифровых гаджетов и повышение в целом цифровой культуры населения предопределяют модернизацию и способствуют все большей цифровизации образования. В статье рассматривается проблема дистанционного обучения в условиях пандемии, приводится анализ дидактических возможностей средств, технологий и методов электронного обучения. Авторами приводятся описание наиболее популярных сервисов и платформ для организации обучения в электронном формате. Анализ и оценка динамики развития цифровых сервисов и платформ, а также изучение цифровой компетентности преподавателей системы профессионального образования Республики Бурятия позволили выделить проблему и определить пути решения. Особое внимание уделяется вопросам практического использования цифровых технологий в образовательном процессе, приводятся статистические данные, подтверждающие возможность достижения высокого качества образования в условиях дистанционного обучения путем интегрирования новейших IT-разработок в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елтунова Инга Баировна, Николаева Лариса Владимировна, Гороховская Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF INTRODUCING DIGITAL TECHNOLOGIES INTO THE EDUCATIONAL PROCESS

The current level of technology development, the global problems of distance education, the widespread use of digital gadgets and the overall increase in the digital culture of the population predetermine modernization and contribute to the increasing digitalization of education. The article deals with the problem of distance learning in a pandemic, provides an analysis of the didactic capabilities of e-learning tools, technologies and methods. The authors provide a description of the most popular services and platforms for organizing training in electronic format. Analysis and assessment of the dynamics of the development of digital services and platforms, as well as the study of the digital competence of teachers in the vocational education system of the Republic of Buryatia, made it possible to identify the problem and determine solutions. Particular attention is paid to the practical use of digital technologies in the educational process, statistical data are provided confirming the possibility of achieving high quality education in distance learning by integrating the latest IT developments into the educational process.

Текст научной работы на тему «ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

Обобщение опыта внедрения цифровых технологий в образовательный процесс

Елтунова Инга Баировна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики и вычислительной техники, Бурятский институт инфокоммуникаций (филиал), Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики E-mail: eltunova@biik.ru

Николаева Лариса Владимировна,

кандидат педагогических наук, кафедры высшей математики, Бурятский институт инфокоммуникаций (филиал), Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики E-mail: nikolaeva@biik.ru

Гороховская Надежда Анатольевна,

ст.преп-ль, кафедра информатики и вычислительной техники, Бурятский институт инфокоммуникаций (филиал), Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики E-mail: gor-nadin@yandex.ru

Современный уровень развития технологий, глобальные проблемы дистанционного образования, повсеместное использование цифровых гаджетов и повышение в целом цифровой культуры населения предопределяют модернизацию и способствуют все большей цифровизации образования. В статье рассматривается проблема дистанционного обучения в условиях пандемии, приводится анализ дидактических возможностей средств, технологий и методов электронного обучения. Авторами приводятся описание наиболее популярных сервисов и платформ для организации обучения в электронном формате. Анализ и оценка динамики развития цифровых сервисов и платформ, а также изучение цифровой компетентности преподавателей системы профессионального образования Республики Бурятия позволили выделить проблему и определить пути решения.

Особое внимание уделяется вопросам практического использования цифровых технологий в образовательном процессе, приводятся статистические данные, подтверждающие возможность достижения высокого качества образования в условиях дистанционного обучения путем интегрирования новейших IT-разработок в образовательный процесс.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное образование, цифровизация образования, цифровые технологии в образовании.

В настоящее время человечество переживает переход к цифровому обществу, причем технологические процессы ускоряются с каждым днем. В условиях расширения информационного пространства VUCA-мира на первый план все больше выходят soft skills (мягкие компетенции, личные качества), lifelong learning (непрерывность обучения), open mindset (открытость к новой информации). Ведущими учеными уже рассчитана математическая модель, согласно которой точка технологической сингулярности наступит ориентировочно 2038-2050 гг.

Глобальные общемировые процессы касаются всех сфер жизнедеятельности человека, кардинальным изменениям подвергается и система профессионального образования. Распространение цифровых гаджетов, высокая информационная культура населения, большое количество цифровых сервисов и платформ, проблемы самоизоляции, дистанционного обучения - эти факторы способствуют внедрению принципиально новых решений, интегрирования новейших IT-разработок в образовательный процесс.

Новое направление в обучении, основанное на использовании ИКТ-технологий «e-learning», в настоящее время переживает бурное развитие в связи с пандемией коронавируса и резко возросшим спросом на дистанционное образование. Система профессионального образования в настоящее время, в соответствии с ФГОС, формирует электронную информационно-образовательную среду. Однако, как показывает практика, возможности электронных образовательных ресурсов используются не в полной мере.

Анализ использования профессиональными образовательными организациями Республики Бурятия электронных сервисов и средств обучения в период 2020-2021 гг. наглядно показывает, что большинство ПОО не были готовы обеспечивать необходимое качество образовательных услуг в дистанционном формате. Следует отметить, что основная проблема не в отсутствии технических средств, а в большей степени в недостаточной цифровой компетентности преподавателей и отсутствии качественных электронных образовательных продуктов для системы среднего профессионального образования.

Новое поколение обучающихся, digital natives, в основном не воспринимает традиционные формы обучения, система обучения должна предложить качественно другой формат обучения для них, напрямую связанный с возможностями современных ИКТ-технологий. Таким образом, возник-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ла необходимость в адаптации наработанных методических и обучающих материалов в электронный формат.

Электронное обучение обладает огромным дидактическим потенциалом, возможности которого сложно оценить. Многообразие технологий и инструментов электронного образования способствуют открытости образовательного процесса, стирают географические, возрастные рамки. Эти возможности электронного обучения позволяют рассматривать его не только как одну из форм обучения, но и как наиболее емкую концепцию использования разнообразных инфокоммуникаци-онных технологий в сфере образования.

Следует отметить, что электронное обучение предполагает не только дистанционный, но и очный формат. Как показывает практика, наилучших показателей качества образования можно достигнуть только комбинируя и адаптируя возможности электронных образовательных средств под разные форматы работы. Общемировая пандемия обнажила проблемы современного профессио-

нального образования, вместе с тем, подтолкнула к поиску инновационных путей решения проблем.

Анализируя качество образовательного процесса в дистанционном формате в ПОО Республики Бурятия, можно сделать вывод: наиболее подготовленными к работе в дистанционном формате оказались те колледжи, которые качественно сформировали и апробировали электронную информационно-образовательную среду еще задолго до пандемии.

Бурятский институт инфокоммуникаций СибГУ-ТИ начал работу по формированию электронной образовательной среды с 2013 года. Были внедрены в образовательный процесс дистанционные курсы для организации самостоятельной работы студентов на базе платформы для дистанционного обучения Moodle. По итогам диссертационного исследования Николаевой Л.В. [ссылка] была доказана эффективность использования системы дистанционного обучения в образовательном процессе БИИК СибГУТИ (рис. 1, 2).

Рис. 1. Лепестковая диаграмма интегративных показателей контрольной группы

о с

и

см

Рис. 2. Лепестковая диаграмма интегративных показателей экспериментальной группы

Сравнивая интегративные показатели контрольной и экспериментальной групп, можно сделать вывод: модель управления самостоятельной работой студентов в условиях информационно-образовательной среды обеспечивает овладение компетенциями, в т.ч. цифровыми в учебном процессе.

Преподавателями были внедрены и апробированы в системе Moodle курсы дистанционного обучения для заочного обучения. Данная система позволяет обучающимся работать по индивидуальной траектории, используя различные виды самостоятельной работы и контроля знаний. Кро-

ме того, позволяет наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, отбирать необходимые приборы, выполнять измерения, предъявлять результаты в виде таблиц и графиков, интегрировать результаты эксперимента, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, позволяет студентам выполнять творческие работы, а также принимать участие в конференциях.

По результатам 2020-2021 года были выявлены следующие недостатки системы Moodle: отсутствие непосредственного общения между субъектами обучения, необходимость технической оснащенности, доступности программных продуктов и жесткой самодисциплины обучающегося при работе с информацией.

В связи с этим было предложено в период дистанционного обучения ввести виртуальное командное взаимодействие на платформе Microsoft Teams Education. На данной платформе преподавали организовывали команды, в состав которых вошли студенты по группам. Стоит отметить, что в системе каждый обучающийся и преподаватель имеет собственную персонифицированную учетную запись, что исключает возможность несанкционированного доступа и облегчает сбор статистических данных для преподавателя. Для организации работы по подгруппам преподаватели использовали каналы. Для отслеживания процесса выполнения выданных заданий по командам, применялась гибкая методология Agile, метод Scrum в приложении Trello.

Проведение лекций в форме собрания позволило организовать обучение в режиме реального времени. Во время него преподаватели активно использовали online-доску Whiteboard, демонстрацию экрана (как своего, так и студентов), чат, запись собрания (ссылка размещалась в чате или в записной книжке группы), а также отчет по каждому собранию. Следует отметить, что время собрания в Microsoft Teams Education не ограничено.

Кроем того, преподаватели высоко оценили возможности платформы Microsoft Teams Education для организации лабораторных и практических работ, хранения и проверки выполненных работ. Система позволяет отслеживать сроки выполнения работ.

Консультирование студентов по вопросам выполнения курсовых работ, отчетов по практике, выпускных квалификационных работ осуществлялось с помощью онлайн-собраний и индивидуальных видеозвонков, во время которых использовалась возможность демонстрации экрана, что позволило сохранить качество консультирования.

В период с 2020-2021 гг. были организованы в дистанционном формате с использованием платформы Teams защиты выпускных квалификационных работ.

По результатам опроса, проведенного среди ПОО Республики Бурятия, выявлено следующее соотношение используемых цифровых платформ для организации дистанционного обучения (рис. 3).

25

I

Другое

Рис. 3. Результат опроса,%

Наиболее распространенной платформой для организации удаленной работы в Республике Бурятия является платформа Zoom. Причиной является доступность и широкий функционал платформы, нацеленный на проведение видеоконференций, онлайн-встреч, вебинаров и т.п. Платформа может поддерживать 1000 участников одновременно и отображать 49 видео на экране. Однако, как отмечают многие пользователи, групповые звонки лимитируются 40 минутами, что затрудняет работу, если занятие длится более часа. Кроме того, существенным недостатком подобного рода платформ является неперсонифицированный доступ к собранию.

Использование платформы Microsoft Teams образовательной организацией позволяет избежать всех этих проблем, предоставляя также много статистической информации. Однако используется данная платформа в основном образовательными организациями высшего образования.

Анализ организации дистанционной работы 2020-2021 гг позволяет выделить основные проблемы, с которыми столкнулись ППО региона. Если в начале 2020 года преимущественно были проблемы технического характера, проблемы освоения онлайн-платформ и организации совместной работы в онлайн-режиме, то 2021 год выявил принципиально другие проблемы, связанные с недостаточным качеством обучения. Действительно, большинство преподавателей просто транслировали традиционные занятия в удаленный формат. Такой подход является в корне неверным, дистанционный формат работы предполагает использование в процессе обучения принципиально новых интерактивных методов, использования инновационных электронных образовательных ресурсов.

Таким образом, на первый план вышла проблема недостаточно высокого уровня цифровых компетенций преподавателя. Действительно, средства цифровых технологий обладают методическими и дидактическими возможностями, реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса. В условиях практически полного отсутствия специализированного программного обеспечения для реализации образовательного процесса, следует активнее адаптировать и внедрять существующие IT- разработки.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

60

50

40

30

20

3

0

Teams

u

CM

Возможности современных цифровых платформ и ресурсов создают практически неограниченное поле для творчества преподавателя, способствуют активизации познавательной деятельности, самостоятельности, формированию социально значимых и профессиональных компетенций.

Решением выявленной проблемы занимаются методические службы ПОО, которые инициировали проведение серии обучающих семинаров по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс. В 2021-2022 гг были проведены семинары на базе БИИК СибГУТИ. В рамках семинара были рассмотрены система дистанционного обучения Moodle, возможности и примеры использования Microsoft Teams, сервисов Google.

Однако наибольшее внимание привлекали вопросы разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов с целью повышения качества образования. Так, были рассмотрены возможности цифровых сервисов создания интерактивных презентаций, примеры использования онлайн-досок и графических планшетов, гибкой методологии Agile, методаScrum в приложении Trello и т.п.

Резюмируя вышеизложенное, система среднего профессионального образования, столкнувшись с проблемами в области реализации дистанционного образования, оперативно решила вопросы технического характера и внедрения цифровых сервисов в образовательный процесс. Вместе с тем, сегодня первоочередной задачей системы СПО остается обеспечение необходимого качества образования,связанной с разработкой, адаптацией и внедрением новых цифровых образовательных средств и методов, сервисов и платформ.

Литература

1. Елтунова И.Б., Николаева Л.В. Влияние авторских ЭОР на формирование профессиональных компетенций 60 (LX) Межвузовская научно-методическая конференция «Проблемы обеспечения качества высшего образования в условиях реализации ФГОС», Новосибирск: СибГУТИ, 2019

2. Елтунова И.Б., Нестеров А.С. Использование алгоритмов искусственного интеллекта в образовании. Современное педагогическое образование № 11. 2021.

3. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Кади-ленко Н.С. Икт-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды. Педагогика. 2021.

4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. Психолого-педагогический и технологический аспекты. М.: БИНОМ, 2014. - 400 с.

5. Салахова Алёна Антоновна ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ШКОЛЕ В РОССИИ И США, Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные пробле-

мы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г. Москва, МПГУ, 22-26 апреля 2019 г.) http://news. scienceland.ru/2019/04/21/искусственный-интеллект-в-школе-в-рос/

6. Ширинкина Е.В. Платформы обучения в условиях цифровой трансформации. Надежность и качество сложных систем. № 1(29). 2020 г.

7. Шайхутдинова Л.М. Обзор цифровых инструментов педагога для организации дистанционного обучения. Вопросы студенческой науки № 4(56), 2021.

8. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ. Современная аналитика образования № 10(40). 2020 г. https://ioe.hse.ru/pubs/share/ directZ408116272.pdf

9. https://www.ddplanet.ru/baza-znaniy/p-digital_ platform/ Дата обращения 19.01.22

10. http://marinakurvits.com/veb-servisi_uchitelju/ Дата обращения 19.01.22

11. Цифровой университет. https://2035.university Дата обращения 19.01.22

GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF INTRODUCING DIGITAL TECHNOLOGIES INTO THE EDUCATIONAL PROCESS

Eltunova I.B., Nikolaeva L.V., Gorohovskaya N.A.

Buryat Institute Infokommunikatsy (branch) Siberian State University Telecommunications And Informatics

The current level of technology development, the global problems of distance education, the widespread use of digital gadgets and the overall increase in the digital culture of the population predetermine modernization and contribute to the increasing digitalization of education.

The article deals with the problem of distance learning in a pandemic, provides an analysis of the didactic capabilities of e-learning tools, technologies and methods. The authors provide a description of the most popular services and platforms for organizing training in electronic format. Analysis and assessment of the dynamics of the development of digital services and platforms, as well as the study of the digital competence of teachers in the vocational education system of the Republic of Buryatia, made it possible to identify the problem and determine solutions.

Particular attention is paid to the practical use of digital technologies in the educational process, statistical data are provided confirming the possibility of achieving high quality education in distance learning by integrating the latest IT developments into the educational process.

Keywords: distance learning, e-education, digitalization of education, digital technologies in education.

References

1. Eltunova I.B., Nikolaeva L.V. The influence of author's EOR on the formation of professional competencies 60 (LX) Interuni-versity scientific and Methodological Conference "Problems of quality assurance of higher education in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard", Novosibirsk: SibGUTI, 2019

2. Eltunova I.B., Nesterov A.S. The use of artificial intelligence algorithms in education. Modern pedagogical education No.11. 2021.

3. Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Kadilenko N.S. Ict tools for the implementation of blended learning in a subject digital environment. Pedagogy. 2021.

4. Robert I.V. Theory and methodology of informatization of education. Psychological, pedagogical and technological aspects. M.: BINOM, 2014. - 400 p.

5. Alyona Antonovna Salakhova ARTIFICIAL INTELLIGENCE AT SCHOOL IN RUSSIA AND THE USA, International scientific and practical Internet Conference "Actual problems of methods of teaching computer science and mathematics in a modern school" (Moscow, Moscow State University, April 22-26, 2019). http://news.sdenceland.ru/2019/04/21/MCKyccTBeHHbiM-MHTenneKT-B-WKone-B-poc/

6. Shirinkina E.V. Learning platforms in the context of digital transformation. Reliability and quality of complex systems. No. 1(29). 2020

7. Shaikhutdinova L.M. Review of digital tools of a teacher for the organization of distance learning. Questions of Student Science No. 4(56), 2021.

8. Analysis of digital educational resources and services for the organization of the educational process of schools. Modern Education Analytics No. 10(40). 2020 https://ioe.hse.ru/pubs/share/ direct/408116272.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. https://www.ddplanet.ru/baza-znaniy/p-digital_platform / Accessed 19.01.22

10. http://marinakurvits.com/veb-servisi_uchitelju/ Accessed 19.01.22

11. Digital University. https://2035.university Accessed 19.01.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.