Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБРАЗОВАНИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елтунова Инга Баировна, Николаева Лариса Владимировна, Гороховская Надежда Анатольевна

Современный уровень развития цифровых технологий, глобальные проблемы образования, повсеместное использование цифровых гаджетов и повышение в целом цифровой культуры населения предопределяют модернизацию и способствуют все большей цифровизации образования.В статье рассматривается проблема качества образования, в т.ч. в условиях электронного обучения, приводится анализ дидактических возможностей инновационных цифровых технологий. Эмпирическим путем доказана эффективность инновационных методик, основанных на использовании цифровых инструментов. Авторами приводятся результаты исследования, проведенного на базе Бурятского института инфокоммуникаций.Особое внимание уделяется вопросам практического использования цифровых технологий в образовательном процессе, приводятся статистические данные, подтверждающие возможность достижения высокого качества образования путем интегрирования новейших IT-разработок в образовательный процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елтунова Инга Баировна, Николаева Лариса Владимировна, Гороховская Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS OF DIGITALIZATION AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

The current level of development of digital technologies, the global problems of education, the widespread use of digital gadgets and the increase in the overall digital culture of the population predetermine modernization and contribute to the increasing digitalization of education.The article deals with the problem of the quality of education, incl. in the context of e-learning, an analysis of the didactic possibilities of innovative digital technologies is given. The effectiveness of innovative methods based on the use of digital tools has been empirically proven. The authors present the results of a study conducted on the basis of the Buryat Institute of Infocommunications.Particular attention is paid to the practical use of digital technologies in the educational process, statistical data are provided confirming the possibility of achieving a high quality of education by integrating the latest IT developments into the educational process.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Инструменты цифровизации как средство повышения качества образования

Елтунова Инга Баировна,

кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский институт инфокоммуникаций (филиал) Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики E-mail: eltunova@biik.ru

Николаева Лариса Владимировна,

кандидат педагогических наук, Бурятский институт инфокоммуникаций (филиал) Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики E-mail: nikolaeva@biik.ru

Гороховская Надежда Анатольевна,

ст. преподаватель, Бурятский институт инфокоммуникаций (филиал) Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики E-mail: gor-nadun@yandex.ru

Современный уровень развития цифровых технологий, глобальные проблемы образования, повсеместное использование цифровых гаджетов и повышение в целом цифровой культуры населения предопределяют модернизацию и способствуют все большей цифровизации образования.

В статье рассматривается проблема качества образования, в т.ч. в условиях электронного обучения, приводится анализ дидактических возможностей инновационных цифровых технологий. Эмпирическим путем доказана эффективность инновационных методик, основанных на использовании цифровых инструментов. Авторами приводятся результаты исследования, проведенного на базе Бурятского института инфокомму-никаций.

Особое внимание уделяется вопросам практического использования цифровых технологий в образовательном процессе, приводятся статистические данные, подтверждающие возможность достижения высокого качества образования путем интегрирования новейших IT-разработок в образовательный процесс

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровые инструменты в образовании, цифровизация образования, иммерсив-ные технологии, геймификация образования, технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании.

о с

CJ

см см о см

СП

Современный глобальный мир все больше приобретает черты цифрового пространства. Бурное развитие технологий искусственного интеллекта, повсеместное распространение Интернета вещей, внедрение и распространение сервисов автоматической идентификации, сбора и обработки глобальных баз данных, облачных сервисов диктуют новые требования к современному образованию. Вместе с тем модернизация образования должна происходить без потери его качества.

Цифровая трансформация образования предполагает изменение самого содержания образования посредством использования цифровых технологий. Исследователями высказываются различные точки зрения. Так, большинство авторов, в т.ч., Е.Л. Вартанова, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов, склоняются к трактовке понятия «цифровой трансформации» как перевод информации и составляющих системы образования в цифровую форму.

Родственную точку зрения демонстрируют Петрова Н.П., Бондарева Г.А., которые видят основной тренд цифровизации в погружении субъектов образования в цифровую образовательную среду.

Существует и другая трактовка, которая, на наш взгляд, более точно отражает суть цифровой трансформации. Она принадлежит А.Ю. Уварову, который предлагает рассматривать процесс цифровой трансформации как синергичное обновление содержания образования, ведущее к кардинальному повышению качества образования. [5]

Следует отметить, что процесс цифровой трансформации образования сопряжен с рядом проблем. Основной из которых, на взгляд автора, является достижение качества образования. Действительно, цифровизация образования должна быть прежде всего нацелена на четкий конечный результат: повышение качества образования. Таким образом, для решения вышеизложенной проблемы необходимо не просто оцифровать образовательный процесс, но существенно модернизировать все уровни образования.

Помимо кардинальных инновационных технологических изменений, одним из факторов, влияющих на глобальные перемены в образовательной политике, является смена поколений. Действительно, последние исследования в этой области выделяют новое поколение Z, которое характеризуется рядом особенностей. К ним от-

носят: клиповое мышление, сформированное постоянным взаимодействием с социальными сетями и т.п., высокую степень визуальности восприятия, невысокую степень концентрации внимания, индивидуализм.

Это поколение детей, digital natives, практически не воспринимает традиционные формы обучения, требуя развития и внедрения инновационных форм, технологий и средств обучения, напрямую связанных с возможностями современных цифровых технологий. В настоящее время работа в данном направлении ведется активно, на государственном уровне создана необходимая нормативная база, введены в действие приоритетные национальные проекты.

Процесс информатизации образования затронул все уровни образования, способствовал внедрению современных информационных технологий в сферу образования. Практически повсеместно используются электронные журналы и их аналоги (в высшей школе), внедряются автоматизированные системы администрирования и управления, активно развивается цифровая образовательная среда.

Следует отметить, что пандемия коронавиру-са способствовала срочному переводу образовательного процесса в онлайн. Таким образом произошла невольная интенсификация всех образовательных процессов, выявив слабые места современной системы образования.

Анализ организации дистанционной работы 2020-2022 гг позволяет выделить проблемы, с которыми столкнулись ППО Республики Бурятия. Основными проблемами переходного периода для профессиональных образовательных организаций стали проблемы технического характера, сложность освоения онлайн-платформ и организация совместной работы в онлайн-режиме. Стоит отметить, параллельно перед ПОО стояла задача освоения преподавателями необходимых цифровых компетенций.

2021 год выявил принципиально иную проблематику, непосредственно связанную с катастрофически низким уровнем качества образования. Как показала практика, большинство преподавателей просто транслировали традиционные занятия в дистанционный формат. Такой подход является в корне неверным, дистанционный формат работы предполагает использование в процессе обучения принципиально новых интерактивных методов, использования инновационных электронных образовательных ресурсов.

Таким образом, на первый план сейчас вышла проблема недостаточно высокого уровня цифровых компетенций преподавателя. Средства цифровых технологий обладают методическими и дидактическими возможностями, реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса. Вместе с тем, экспертиза электронных образовательных средств выявила низкий уровень владения преподавателями циф-

ровыми инструментами, что существенно снижает качество электронных ресурсов.

Авторами были проанализированы формы подачи материалов в условиях дистанционного образования (рис. 1).

Формы подачи материала

1

45

1

/J

^ / / / / / / * J

/ / У

Г #

? Jf

л

Рис. 1. Формы подачи материала

Подавляющее большинство преподавателей (около 78%, согласно опросу преподавателей БИ-ИК СибГУТИ) использует в работе традиционные лекции, которые, как известно, имеют самый низкий процент эффективности. Вместе с тем стоит отметить достаточно большое количество чатов и форумов в электронной среде, предназначенных для организации обратной связи. Кроме того, активно используются в работе электронные учебники и презентации, разработанные лично преподавателями. Стоит заметить, что практически каждый электронный учебник содержит электронные тесты, вместе с тем, теоретический материал во всех учебниках представлен в традиционном формате, зачастую это просто оцифрованная версия традиционного учебника.

В последнее время значительно увеличилось количество виртуальных лабораторий, классов. Преподаватели профильных дисциплин в условиях отсутствия и нехватки оборудования все чаще прибегают к виртуальным лабораториям. Также необходимо обратить внимание на небольшой прирост количества обучающих видеороликов, записанных лично преподавателями, что связано с использованием в работе возможностей Microsoft Teams.

В последнее время отмечается рост числа электронных образовательных ресурсов, связанных с использованием интерактивных технологий. В первую очередь это онлайн-доски, широкий функционал которых предоставляет преподавателю практически неограниченное поле для творчества, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, способствует формированию социально значимых, цифровых и профессиональных компетенций.

Одними из наиболее эффективных инструментов повышения качества образования заслуженно считаются обучающие средства на основе игр. Геймификация предполагает обучение в процессе игры, когда игровые правила используют для достижения реальных целей. Другими словами, за счет игры вы делаете скучные задания интерес-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

90

ными, избегаемое - желанным, а сложное - простым. Сам термин возник в 2000х, хотя элементы игрового обучения использовались давно. Гейми-фикация - использование игровых методов, технологий и механизмов в образовании. Главное достоинство подобных средств - поддержание интереса у обучающихся, как следствие - высокая эффективность обучения.

Бурное развитие технологий виртуальной и дополненной реальности (рис. 2) не могло не отразиться на сфере образования. Во всем мире сейчас идут активные процессы внедрение этих технологий в образовательный процесс. Российская Федерация, начиная с 2018 года внедряет ряд крупных проектов: «0бразование-2024», «Цифровая школа», «Современная цифровая образовательная среда» и т.п.

В основе обучения с применением виртуальной реальности лежат иммерсивные технологии - виртуальное расширение реальности, позволяющее лучше воспринимать и понимать окружающую действительность. Термин иммерсивное образование «Immersive teaching» (immersive learning, immersive education) впервые появился в зарубежной литературе. Он описывает изучение и консолидацию потенциала так называемых «виртуальных миров» в образовательной среде. За последние несколько лет «виртуальность» в сфере образования была признана мощным и эффективным инструментом поддержки обучения.

К основным преимуществам иммерсивного подхода следует отнести: наглядность, сосредоточенность, вовлечение, безопасность и эффективность. Таким образом, доказанная эффективность (более 10% по сравнению с традиционными) им-мерсивных технологий делают инструменты им-мерсивного обучения наиболее привлекательными для достижения высокого качества образования.

Небольшая доля преподавателей БИИК СибГУ-ТИ, использующая в работе инновационный цифровой инструментарий, добилась существенного повышения качества образования.

Исследование качества образования, проведенные в Бурятском институте инфокоммуника-ций, позволяют сделать следующий вывод: качество образования в условиях электронного обучения напрямую связано с качеством электронных образовательных ресурсов.

Литература

1. Елтунова И.Б., Николаева Л.В. Влияние авторских ЭОР на формирование профессиональных компетенций 60 (LX) Межвузовская научно-методическая конференция «Проблемы обеспечения качества высшего образования в условиях реализации ФГОС», Новосибирск: СибГУТИ, 2019

2. Елтунова И.Б., Нестеров А.С. Использование алгоритмов искусственного интеллекта в об-

разовании. Современное педагогическое образование № 11.2021.

3. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1 (40). С. 83-90.

4. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Кади-ленко Н.С. Икт-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды. Педагогика. 2021.

5. Петрова Н.П., Бондарева Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С.353-355.

6. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. poisknews.ru/theme/edu/31969/ (дата обращения: 30.03.2020)/

7. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: ГУ-ВШЭ, 2018. 168 с. - 59 - ISSN 20781024 Vestnik Majkopskogo Gosudarst Vennogo Tehnologiceskogo Universiteta 2020. 3 (46)

8. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров [и др.]. М.: Высшая школа экономики, 2019. 343 с.

9. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. Психолого-педагогический и технологический аспекты. М.: БИНОМ, 2014. - 400 с.

10. Салахова А.А. Искусственный интеллект в школе в России и США, Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г. Москва, МПГУ, 22-26 апреля 2019 г.) http://news.scienceland.ru/2019/04/21/ искусственный-интеллект-в-школе-в-рос/

11. Ширинкина Е.В. Платформы обучения в условиях цифровой трансформации. Надежность и качество сложных систем. № 1(29). 2020 г.

12. Шайхутдинова Л.М. Обзор цифровых инструментов педагога для организации дистанционного обучения. Вопросы студенческой науки № 4(56), 2021.

13. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ. Современная аналитика образования № 10(40). 2020 г. https://ioe.hse.ru/pubs/share/ direct/408116272.pdf

14. Образовательная онлайн платформа https:// www.ddplanet.ru/baza-znaniy/p-digital_platform/ Дата обращения 19.01.22

15. Мастерская Марины Курвитс. Цифровые материалы, которые стоит освоить учителю. http:// marinakurvits.com/veb-servisi_uchitelju/ Дата обращения 19.01.22

16. Цифровой университет. https://2035.university Дата обращения 19.01.22

17. Геймификация в образовании: виды, компоненты, примеры. - https://vuz24.ru/news/fak-

ty-i-sobytiya/gejmifikaciya-v-obrazovanii-vidy-komponenty-primery Дата обращения 19.01.22 18. Виртуальная реальность в образовании https://hsbi.hse.ru/articles/virtualnaya-realnost-v-obrazovanii/ Дата обращения 19.01.22

TOOLS OF DIGITALIZATION AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

Eltunova I.B., Nikolaeva L.V., Gorohovskaya N.A.

Buryat institute infokommunikatsy (branch) Siberian state university telecommunications and informatics

The current level of development of digital technologies, the global problems of education, the widespread use of digital gadgets and the increase in the overall digital culture of the population predetermine modernization and contribute to the increasing digitalization of education.

The article deals with the problem of the quality of education, incl. in the context of e-learning, an analysis of the didactic possibilities of innovative digital technologies is given. The effectiveness of innovative methods based on the use of digital tools has been empirically proven. The authors present the results of a study conducted on the basis of the Buryat Institute of Infocommunications. Particular attention is paid to the practical use of digital technologies in the educational process, statistical data are provided confirming the possibility of achieving a high quality of education by integrating the latest IT developments into the educational process.

Key words: digital technologies, digital tools in education, digitalization of education, immersive technologies, gamification of education, virtual and augmented reality technologies in education.

References

1. Eltunova I.B., Nikolaeva L.V. The influence of copyright EER on the formation of professional competencies 60 (LX) Interu-niversity scientific and methodological conference "Problems of ensuring the quality of higher education in the context of the implementation of the Federal State Educational Standards", Novosibirsk: SibGUTI, 2019

2. Eltunova I.B., Nesterov A.S. The use of artificial intelligence algorithms in education. Modern pedagogical education № 11. 2021.

3. Kozlova N. Sh. Digital technologies in education // Bulletin of the Maikop State Technological University. 2019. Issue. 1 (40). pp. 83-90.

4. Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Kadilenko N.S. ICT tools for the implementation of blended learning in a subject digital environment. Pedagogy. 2021.

5. Petrova N.P., Bondareva G.A. Digitalization and digital technologies in education // World of science, culture, education. 2019. No. 5 (78). pp. 353-355.

6. Change or leave. Digital education challenges university teachers [Electronic resource]. Access mode: http://www.poisknews. ru/theme/edu/31969/ (date of access: 03/30/2020)/

7. Uvarov A. Yu. Education in the world of digital technologies: on the way to digital transformation. M.: GU-HSE, 2018. 168 p. -59 - ISSN 2078-1024 Vestnik Majkopskogo Gosudarst Venno-go Tehnologiceskogo Universiteta 2020. 3 (46)

8. Difficulties and prospects of digital transformation of education / A. Yu. Uvarov [i dr.]. Moscow: Higher School of Economics, 2019. 343 p.

9. Robert I.V. Theory and methodology of informatization of education. Psychological-pedagogical and technological aspects. M.: BINOM, 2014. - 400 p.

10. Salakhova A.A. Artificial Intelligence at School in Russia and USA, International scientific and practical Internet conference "Actual problems of the methodology of teaching computer science and mathematics in modern school" (Russia, Moscow, MSGU, April 22-26, 2019) http://news.scienceland. ru/2019/04/21/artificial-intelligence-at-school-in-ros/

11. Shirinkina E.V. Learning platforms in the context of digital transformation. Reliability and quality of complex systems. No. 1(29). 2020

12. Shaikhutdinova L.M. An overview of the teacher's digital tools for organizing distance learning. Issues of student science No. 4 (56), 2021.

13. Analysis of digital educational resources and services for organizing the educational process of schools. Modern Analytics of Education No. 10(40). 2020 https://ioe.hse.ru/pubs/share/di-rect/408116272.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Educational online platform https://www.ddplanet.ru/ba-za-znaniy/p-digital_platform/ Accessed 01/19/22

15. Workshop of Marina Kurvits. Digital materials that should be mastered by the teacher. http://marinakurvits.com/veb-servisi_ uchitelju/ Retrieved 01/19/22

16. Digital University. https://2035.university Accessed 01/19/22

17. Gamification in education: types, components, examples https:// vuz24.ru/news/fakty-i-sobytiya/gejmifikaciya-v-obrazovanii-vidy-komponenty-primery Retrieved 01/19/22

18. Virtual reality in education https://hsbi.hse.ru/articles/ virtualnaya-realnost-v-obrazovanii/ Accessed 19.01.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.