ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 3 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 3
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Я. А. ЧИГОВСКАЯ-НАЗАРОВА, И. А. ГОЛУБЕВА
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ
(ФГБОУ ВО «Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В. Г. Короленко»;
e-mail: [email protected]; [email protected]
doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-3-46-57
В статье обсуждаются возможности и риски цифровой трансформации образования для регионального педагогического вуза. С целью лучшего понимания такого явления, как цифровая трансформация образования, авторы приводят трактование этого понятия М. В. Богуславским и В. М. Розиным. Описывается позитивный опыт Глазовского государственного инженерно-педагогического университета им. В. Г. Короленко (до июня 2023 года — Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко) в Удмуртской Республике в реализации задач цифровизации: в высшем и дополнительном образовании, в реализации деятельности педагогического технопарка «Кванториум», технопарка универсальных педагогических компетенций, технопарка дошкольного и начального образования. Описан опыт вуза в реализации партнерских сетевых образовательных программ.
Раскрыта многомерная картина рисков для педагогических вузов, которую влечет за собой цифровизация образования. Среди них: психологическая неготовность преподавателей высшей школы к глобальным изменениям в образовании; снижение уровня критического мышления студентов; снижение интерактивности обучения в вузе; снижение мотивации обучающихся и преподавателей к получению и передаче знаний, формированию компетенций; повышение конкуренции между столичными и региональными вузами; снижение качества общения между студентом и преподавателем, которое обладает особым потенциалом в формировании ценностных ориентаций студентов — будущих педагогов; наличие постоянного информационного шума. Авторами предло-
жены способы снижения негативного влияния некоторых из обозначенных рисков. Так, реверсивное наставничество может служить решением проблемы неготовности преподавателей к освоению новых цифровых инструментов обучения, а формирование позитивной информационной повестки вуза — снизить интенсивность воздействия негативного информационного шума из разных источников.
Главным же решением большинства гуманитарных проблем процесса циф-ровизации образования авторы видят в установлении гармоничного баланса между использованием цифровых технологий и сохранением традиционных форм, методов и средств обучения.
Ключевые слова: высшее образование; педагогический вуз; региональный вуз; цифровая трансформация образования; тренды цифровизации, возможности; риски; формирование ценностей; дисфункция цифровизации; преодоление рисков цифровизации.
Введение
Согласно стратегии «Цифровой трансформации образования», одной из актуальных задач Современные системы образования является «обеспечение ус- технологии и/или ловий для внедрения современной и безопасной ценностное развитие цифровой образовательной среды, обеспечива- личности? ющей формирование ценности к саморазвитию
и самообразованию у обучающихся» [1]. На наш взгляд, задача эта не из простых. На одной чаше весов — современные технологии, обновленная информационная инфраструктура, на другой — ценностная сфера личности обучающегося, которая формируется под воздействием множества факторов, в большей степени связанных с другими личностями.
В. М. Розин уточняет понятие «цифровая трансформация образования», определяя его как «обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстро развивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося» [2, с 105]. В этом определении обозначена идеальная картина развития цифровой трансформации образования. Однако многомерность и неоднозначность этого явления отмечает М. В. Богуславский. Данное явление может привести как к множеству негативных последствий, так и к целому комплексу разрешения проблем, существующих в системе образования [3].
Исследователями также выделены основные тренды в цифровизации образования на ближайшие годы: перестройка образовательного содержания, метапредметность, внедрение индивидуальных образовательных траекторий, развитие инновационных образовательных программ [4]. Практическая реализация данных трендов потребует от преподавателей вузов гибкости и мобильности.
Материалы и методы
Материалами данного исследования послужили результаты самообследования деятельности вуза и работы современных исследователей, посвященные проблеме цифровизации образования. Основными методами исследования послужили анализ, синтез, статистические методы.
Качественные изменения в условиях цифровой трансформации образования претерпевает профессиональная деятельность учителя. Например, к нему возрастают требования с точки зрения его умения грамотно структурировать потоки информации, находить способы удержания и переключения внимания детей [5]. Подготовка к такой деятельности, безусловно, должна осуществляться вузом в рамках получения высшего образования.
С одной стороны, огромное количество молодежи — студентов педвузов — погружается в процессы цифровизации через обучение, с другой стороны, в ближайшем будущем именно этой молодежи предстоит орга-
Глазовского государственного инженерно-педагогического университета им. В. Г. Короленко (далее — ГИПУ) [6]. С учетом политики непрерывного образовательного пути многие из этих педагогов не только наши выпускники, но и наши обучающиеся на годы вперед. Программы профессиональной переподготовки, курсы повышения квалификации, очно-заочное обучение в магистратуре — все это в большей мере успешно реализуется с использованием цифровых возможностей. Цифровые технологии, безусловно, расширяют возможности вуза в реализации основного и дополнительного образования.
Сильнейший импульс в использовании современных цифровых технологий получили педагогические вузы с открытием технопарков. В ГИПУ были созданы: педагогический Технопарк «Кванториум» имени В. Г. Разумовского [7], Технопарк универсальных педагогических компетенций [8],
Вуз как драйвер цифровизации в образовании
низовывать эти процессы в детских садах, школах, организациях среднего профессионального образования. На уровне региона это еще заметнее. Так, по данным 2022 года, в Удмуртской Республике почти две трети педагогов различных образовательных учреждений — это выпускники
Технопарк дошкольного и начального образования [9], оснащение и возможности которых стимулировали анализ и корректировку содержания и подходов к подготовке будущего выпускника. Наличие таких современных, оборудованных пространств в педагогическом вузе позволяет более эффективно реализовывать дисциплины «ядра педагогического образования». В данном случае все цифровые возможности напрямую связаны с эффективной реализацией коммуникативно-цифрового модуля. Появление технопарков в данных вузах страны стирает региональный, не всегда позитивный, опыт в области использования инновационных технологий, создает единое горизонтальное пространство для взаимодействия педагогических вузов в вопросах качественной подготовки психолого-педагогических кадров, в вопросах профилизации.
Без использования цифровых технологий практически невозможна реализация сетевых программ как с российскими, так и зарубежными вузами. За последний год Глазовский инженерно-педагогический университет им. В. Г. Короленко заключил договор с Уральским государственным педагогическим университетом, Набережночелнинским государственным педагогическим университетом, Новосибирским государственным университетом экономики и управления, Кокандским государственным педагогическим институтом им. Мукими (Узбекистан) [10]. За каждым этим договором стоят сетевые программы, студенты которых имеют уникальную возможность обучаться у лучших преподавателей нескольких вузов.
С педагогическими вузами своим успешным цифровым опытом готовы делиться такие крупные организации, как благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». С 2022 года в ГИПУ был открыт набор на магистерскую программу «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация» по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» [11]. Программа ориентирована на педагогов, преподавателей педагогических вузов, а также административных сотрудников государственных и частных образовательных учреждений дошкольного и школьного уровней. По окончании программы выдается диплом государственного образца одного из семи передовых педагогических университетов России, в зависимости от прикрепления к основному вузу. Подобные программы расширяют возможности региональных вузов, повышают их конкурентоспособность.
Результаты
Мы обозначили лишь несколько аспектов,
Возможности
которые связаны с цифровизацией образования
е е и риски
в целом и с цифровизацией педагогических вузов
в частности. Безусловно, эти и многие другие проекты положительно влияют на когнитивный горизонт как преподавателей, так и студентов, обеспечение их достоверной информацией, доступы к различным видам коммуникации, творчество, самопрезентацию, рекреацию, выбор форм получения образования и гибкость трудоустройства будущих учителей.
Одной из положительных сторон также стоило бы назвать персона-лизацию образования. Но тут хотелось бы высказать опасение ученых, например А. А. Вербицкого, о том, что персонализация уж очень сильно похожа на индивидуализацию, которая, по своей сути, персонализации противоречит [12]. Замкнутость на уровне индивида — действительно пока часто сопровождает цифровую трансформацию образования. А для педагогического образования это недопустимо.
Постепенная цифровизация, ускоренная в период пандемии, позволила обеспечить студентов и школьников множеством доступных, бесплатных информационных ресурсов. Однако вместе со свободой выбора этих ресурсов и иллюзорной легкостью освоения их содержания возникли проблемы, связанные с низким уровнем критического мышления, слабыми умениями находить нужный материал. М. А. Головчин считает, что цифровизация высшего образования — это институциональная ловушка, так как зачастую внедрение электронных учебных курсов сокращает интерактивность обучения в вузе, онлайн-обучение не позволяет передать неявные знания (культуру, манеру устного общения и т.д.) [13]. Следствием этого становится неразвитость систем контроля, что, в свою очередь, нередко приводит к снижению мотивации как у педагога — к качественной передаче знаний, так и у студента — к получению этих знаний [14]. С одной стороны, в некоторых аспектах цифровизация выравнивает возможности столичных и региональных вузов, с другой стороны, наращивает конкуренцию между ними [15].
О дисфункции цифровизации образования говорят и социологи. Так, Е. В. Фролова и О. В. Рогач выделяют следующие риски данного явления:
- дисфункцию мотивации (снижение стимула к поисковой деятельности, решению более сложных учебных задач);
- дисфункцию контроля и оценки знаний (снижение значения педагогической оценки, индивидуальной для каждого обучающегося);
- дисфункцию коммуникации (потеря эмоциональности общения, формализация общения);
- дисфункцию социализации (сокращение времени общения молодежи с авторитетными в их профессиональной сфере деятелями) [16]. Сами студенты выделяют следующие риски цифровизации: развитие
зависимости от электронных устройств; проблемы низкой информаци-
онной безопасности; снижение качества коммуникации между студентом и преподавателем, между студентом и студентом; деградацию речи [17]. Среди гуманитарных рисков также можно выделить сложный психологический переход некоторых преподавателей к новому формату работы, стандартизацию, ускорение ритма социальной жизни и повышение уровня информационного шума, что, к сожалению, ставит некоторых опытных преподавателей, настоящих талантов в своей сфере, в тупиковую ситуацию. Вместе с тем для регионального вуза каждый опытный профессионал — это ценный педагогический кадр, реализующий деятельность в определенном направлении.
Обсуждение
Между тем, все те риски, которые были названы, — это риски, которые могут и должны быть решены педагогическим сообществом. Так, одним из решений является контроль гармоничного баланса событий цифрового и гуманитарного характера. Другими словами, мы не должны использовать технологии там, где важнее «слово и взгляд».
Еще одно решение, а именно система реверсивного наставничества, может быть актуально при работе с педагогическим коллективом. Так, в период пандемии в ГИПУ были созданы волонтерские команды студентов, которые помогали преподавателям с разработкой курсов и обеспечением коммуникации. Этот опыт реверсивного наставничества стал настоящей школой и для преподавателей, и для студентов. Наставничество в цифровой среде в период пандемии стало актуально и для школьников. Студенты ГИПУ помогали школьникам и их родителям быстро адаптироваться к новой цифровой реальности обучения.
С точки зрения, негативного воздействия на педагога общего информационного шума, на наш взгляд, постоянное формирование позитивной, интересной, полезной информационной повестки вуза способно «заглушить» информационный шум извне. Для этого могут вузом быть реализованы расширенные контент-планы в социальных сетях, просветительские он-лайн проекты, акции, конкурсы. Например, в период пандемии в Глазовском государственном инженерно-педагогическом университете им. В. Г. Короленко было запущено несколько просветительских онлайн-проектов: «Мы рождены для вдохновенья...» [18], «Помним, чтобы жить» [19], «Дети в приоритете» [20]. Каждый из этих проектов не мог быть реализован без использования цифровых средств.
Гармоничный баланс, наставничество
и позитивная информационная повестка
Заключение
Таким образом, на наш взгляд, роль региональных педагогических вузов в цифровой трансформации образования можно определить как одну из ведущих в каждом из регионов. Процесс этот связан с появлением одновременно и новых возможностей, и новых рисков, которые предстоит минимизировать вузам, готовя своих преподавателей и студентов к полноценному и безопасному использованию всех цифровых средств. Социальная адаптация участников образования к новой цифровой реальности, повышение их навыков в этой области, снижение цифрового неравенства — важнейшие элементы цифровизации, которые должны быть качественно реализованы каждым вузом в региональном пространстве.
Список литературы
1. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. — URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv 6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf (дата обращения 02.04.2023). — Режим доступа: сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. — Текст: электронный.
2. Розин В. М. Цифровизация в образовании (по следам исследования «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования») // Мир психологии. — 2021. — № 1-2 (105). — С. 104-115.
3. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Методологические подходы к цифровой трансформации образования: риски и решения // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. М. А. Галагузова. Том Выпуск 13. — Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2023. — С. 54-64.
4. Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Баринова Е. П. Цифровые тренды высшего образования // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. — 2022. — № 1 (397). — С. 322-329.
5. Шульга И. И. Особенности профессиональной деятельности учителя в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. — 2022. — Т. 6. — № 3. — С. 216-221.
6. Отчет о результатах самообследования 2022. — URL: http://disclosure. ggpi.org/sveden/document/ (дата обращения 19.06.2023). — Режим доступа: сайт Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко. — Текст: электронный.
7. Общая информация о педагогическом технопарке «Кванториум». — URL: http://www.ggpi.org/viewpage.php?page_id=24 (дата обращения 19.06.2023). — Режим доступа: сайт Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко. — Текст: электронный.
8. Технопарк универсальных педагогических компетенций. — URL: http://www.ggpi.org/viewpage.php?page_id=646 (дата обращения 19.06.2023). — Режим доступа: сайт Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко. — Текст: электронный.
9. Технопарк дошкольного и начального образования. — URL: http://www. ggpi.org/viewpage.php?page_id=690 (дата обращения 19.06.2023). — Режим доступа: сайт Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко. — Текст: электронный.
10. Международная деятельность: сотрудничество с международными образовательными организациями. — URL: http://www.ggpi.org/ nauka.php?cat_id=9 (дата обращения 19.06.2023). — Режим доступа: сайт Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко. — Текст: электронный.
11. В ГГПИ открывается набор на магистерскую программу «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифро-визация». — URL: https://vk.com/@ggpi_glazov-v-ggpi-otkryvaet-sya-nabor-na-magisterskuu-programmu-razvitie (дата обращения 19.06.2023). — Режим доступа: официальная группа ГГПИ имени
B. Г. Короленко в социальной сети «Вконтакте». — Текст: электронный.
12. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus. — 2019. — № 1 (6). — С. 213-223.
13. Головчин М. А. Институциональные ловушки цифровизации российского высшего образования // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30. — № 3. — С. 59-75.
14. Рогозин Д. М., Солодовникова О. Б., Ипатова А. А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. — 2022. — № 1. — С. 271-300.
15. Вольчик В. В. Институциональные ловушки в сфере образования и науки в условиях оптимизации // Журнал экономической теории. — 2019. — Т. 16. — № 4. — С. 783-795.
16. Фролова Е. В., Рогач О.В. Дисфункции цифровизации высшего образования (опыт пандемии COVID-19) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2022. — № 6 (172). —
C. 84-107.
17. Белякова Е. Г., Быков С. А., Землянова М. П., Муравьева Н. Г. Восприятие студентами возможностей цифровых технологий в вузовском обучении // Вестник Томского государственного университета. — 2022. — № 479. — С. 199-212.
18. В ГГПИ имени В. Г. Короленко реализуется онлайн-проект «Мы рождены для вдохновенья». — URL: https://www.edu.ru/news/peda-gogicheskoe-obrazovanie/v-ggpi-imeni-vg-korolenko-realizuetsya-onlayn-proe/ (дата обращения 19.06.2023). — Режим доступа: федеральный портал «Российское образование». — Текст: электронный.
19. Студенты и преподаватели педвузов принимают участие в проектах, приуроченных к годовщине Великой Победы. — URL: https://www.edu. ru/news/glavnye-novosti/studenty-i-prepodavateli-pedvuzov-prinimayut-uchas/ (дата обращения 19.06.2023). — Режим доступа: федеральный портал «Российское образование». — Текст: электронный.
20. Глазовским школьникам и их родителям готовы помочь с дистанционным обучением. — URL: https://gorodglazov.com/ 2020/04/22/glazovskim-shkolnikam-i-ih-roditelyam-gotovy-pomoch-s-distantsionnym-obucheniem/ (дата обращения 19.06.2023). — Режим доступа: сетевое издание «Город Глазов». — Текст: электронный.
Сведения об авторах:
Чиговская-Назарова Янина Александровна — кандидат филологических наук, доцент, ректор ФГБОУ ВО «Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В. Г. Короленко», г. Глазов, Россия. ORCID ID: 0000-0002-4070-4913. E-mail: [email protected]
Голубева Ирина Александровна — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В. Г. Короленко», г. Глазов, Россия. ORCID ID: 0000-0001-5536-5523. E-mail: [email protected]
© Я. А. Чиговская-Назарова, И.А. Голубева, 2023 | (ее)]
Development of Regional pedagogical university in the Digital Transformation of Education: opportunities and Risks
I. A. CHIGOVSKAIA-NAZAROVA, I. A. GOLUBEVA
The research discusses the possibilities and risks of digital transformation of education for a regional pedagogical university. The authors cite several authors' inter-
pretations of the concept of digital transformation of education, including M. V. Bo-guslavsky and V. M. Rozin. The authors describe the positive experience of the Glazov State University of Engineering and Pedagogigs named after V. G. Korolenko in the implementation of the tasks of the digitalization process: the implementation of higher and additional education, the implementation of the activities of the Quantorium pedagogical technopark, the technopark of universal pedagogical competencies, and the technopark of preschool and primary education. The university's experience in implementing partner network educational programs is described. A multidimensional picture of the risks for pedagogical universities brought about by the digitalization of education is disclosed. These risks include the psychological unwillingness of high school teachers to global change; a decrease in the level of critical thinking of students; reduced interactivity of training at the university; reduced motivation of students and teachers; increased competition between metropolitan and regional universities; reduced quality of communication between students and high school teachers, which has special potential in forming value orientations of future teachers; and the presence of constant information noise. The authors propose methods for reducing the negative impact of some of the indicated risks. Reversible mentoring can solve the problem of teachers' unwillingness to master new digital learning tools. The formation of a positive information agenda of the university makes it possible to reduce the intensity of the impact of negative information noise from different sources. The authors see the main solution to most humanitarian problems of the digitalization of education in establishing a harmonious balance between the use of digital technologies and the preservation of traditional forms, methods, and means of education
Keywords: higher education; pedagogical university; regional university; digital transformation of education; digitalization trends; opportunities; risks; formation of values; digitalization dysfunction; overcoming the risks of digitalization.
References
1. Strategiya cifrovoj transformacii otrasli nauki i vysshego obrazovaniya. — URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5d m57dtm0wyllr6uwtujw.pdf (data obrashcheniya 02.04.2023). — Rezhim dostupa: sajt Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii. — Tekst: elektronnyj.
2. Rozin V. M. Cifrovizaciya v obrazovanii (po sledam issledovaniya «Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya») // Mir psihologii. — 2021. — № 1-2 (105). — S. 104-115.
3. Boguslavskij M. V., NeborskijE. V. Metodologicheskie podhody k cifrovoj transformacii obrazovaniya: riski i resheniya // Ponyatijnyj apparat pedagogiki i obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / otv. red.
M. A. Galaguzova. Tom Vypusk 13. — Blagoveshchensk: Blagoveshchenskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2023. — S. 54-64.
4. Larionov V. G., SHeremet'eva E.N., Barinova E. P. Cifrovye trendy vysshego obrazovaniya // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Tekhnologiya tekstil'noj promyshlennosti. — 2022. — № 1 (397). — S. 322-329.
5. SHul'ga 1.1. Osobennosti professional'noj deyatel'nosti uchitelya v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. — 2022. — T. 6. — № 3. — S. 216-221.
6. Otchet o rezul'tatah samoobsledovaniya 2022. — URL: http://disclosure. ggpi.org/sveden/document/ (data obrashcheniya 19.06.2023). — Rezhim dostupa: sajt Glazovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta imeni V. G. Korolenko. — Tekst: elektronnyj.
7. Obshchaya informaciya o pedagogicheskom tekhnoparke «Kvantorium». — URL: http://www.ggpi.org/viewpage.php?page_id=24 (data obrashcheniya 19.06.2023). — Rezhim dostupa: sajt Glazovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta imeni V. G. Korolenko. — Tekst: elektronnyj.
8. Tekhnopark universal'nyh pedagogicheskih kompetencij. — URL: http://www.ggpi.org/viewpage.php?page_id=646 (data obrashcheniya 19.06.2023). — Rezhim dostupa: sajt Glazovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta imeni V. G. Korolenko. — Tekst: elektronnyj.
9. Tekhnopark doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya. — URL: http://www. ggpi.org/viewpage.php?page_id=690 (data obrashcheniya 19.06.2023). — Rezhim dostupa: sajt Glazovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta imeni V. G. Korolenko. — Tekst: elektronnyj.
10. Mezhdunarodnaya deyatel'nost': sotrudnichestvo s mezhdunarodnymi obrazovatel'nymi organizaciyami. — URL: http://www.ggpi.org/nauka. php?cat_id=9 (data obrashcheniya 19.06.2023). — Rezhim dostupa: sajt Glazovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta imeni V. G. Korolenko. — Tekst: elektronnyj.
11. V GGPI otkryvaetsya nabor na magisterskuyu programmu «Razvitie li-chnostnogo potenciala v obrazovanii: personalizaciya i cifrovizaciya». — URL: https://vk.com/@ggpi_glazov-v-ggpi-otkryvaetsya-nabor-na-mag-isterskuu-programmu-razvitie (data obrashcheniya 19.06.2023). — Rezhim dostupa: oficial'naya gruppa GGPI imeni V. G. Korolenko v social'noj seti «Vkontakte». — Tekst: elektronnyj.
12. VerbickijA. A.. Cifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy // Homo Cyberus. — 2019. — № 1 (6). — S. 213-223.
13. Golovchin M. A. Institucional'nye lovushki cifrovizacii rossijskogo vysshego obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2021. — T. 30. — № 3. — S. 59-75.
14. Rogozin D.M., Solodovnikova O.B., IpatovaA.A. Kak prepodavateli vuzov vosprinimayut cifrovuyu transformaciyu vysshego obrazovaniya // Voprosy obrazovaniya. - 2022. - № 1. - S. 271-300.
15. Vol'chik V. V. Institucional'nye lovushki v sfere obrazovaniya i nauki v us-loviyah optimizacii // ZHurnal ekonomicheskoj teorii. — 2019. — T. 16. — № 4. — S. 783-795.
16. Frolova E. V., Rogach O. V. Disfunkcii cifrovizacii vysshego obrazovaniya (opyt pandemii COVID-19) // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny. — 2022. — № 6 (172). — S. 84107.
17. Belyakova E. G., Bykov S. A., Zemlyanova M. P., Murav'eva N. G. Vospriyatie studentami vozmozhnostej cifrovyh tekhnologij v vuzovskom obuchenii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2022. — № 479. — S. 199-212.
18. V GGPI imeni V.G. Korolenko realizuetsya onlajn-proekt «My rozhdeny dlya vdohnoven'ya». — URL: https://www.edu.ru/news/pedagogicheskoe-obrazovanie/v-ggpi-imeni-vg-korolenko-realizuetsya-onlayn-proe/ (data obrashcheniya 19.06.2023). — Rezhim dostupa: federal'nyj portal «Rossijskoe obrazovanie». — Tekst: elektronnyj.
19. Studenty i prepodavateli pedvuzov prinimayut uchastie v proektah, priurochennyh k godovshchine Velikoj Pobedy. — URL: https://www.edu. ru/news/glavnye-novosti/studenty-i-prepodavateli-pedvuzov-prinimayut-uchas/ (data obrashcheniya 19.06.2023). — Rezhim dostupa: federal'nyj portal «Rossijskoe obrazovanie». — Tekst: elektronnyj.
20. Glazovskim shkol'nikam i ih roditelyam gotovy pomoch' s distancionnym obucheniem. — URL: https://gorodglazov.com/2020/04/22/glazovskim-shkolnikam-i-ih-roditelyam-gotovy-pomoch-s-distantsionnym-obucheniem/ (data obrashcheniya 19.06.2023). — Rezhim dostupa: setevoe izdanie «Gorod Glazov». — Tekst: elektronnyj.
About the Authors
Chigovskaia-Nazarova Ianina A. — Candidate of Philological Sciences, Rector, Glazov State University of Engineering and Pedagogigs named after V. G. Korolenko, Glazov, Russia, ORCID: 0000-0002-4070-4913. E-mail: yaninaggpi@ yandex.ru
Golubeva IrinaA. — Candidate of Pedagogical Sciences, Senior lecturer, Pedagogy and psychology department, Glazov State University of Engineering and Pedagogigs named after V. G. Korolenko, Glazov, Russia, ORCID: 00000001-5536-5523. E-mail: [email protected]
© I. A. Chigovskaia-Nazarova, I. A. Golubeva, 2023 | (cc) na:; J