в
Эффективность психолого-педагогического сопровождения семьи в детском саду
ШАБАС Светлана Георгиевна
Организация: Гуманитарный университет Регион: Россия, г. Екатеринбург
Ключевые слова: эффективность, психолого-педагогическое сопровождение, семья.
Эффективность деятельности педагогов-психологов в детском саду определятся администрацией учреждения или организации. В соответствии с ФГОС ДО деятельности педагога-психолога должна быть конкретной и измеримой, поэтому проблема оценки работы педагога-психолога с родителями воспитанников в соответствии с законодательством и этическими принципами является актуальной.
Однако, в дошкольном образовании отсутствуют единые критерии показателей работы специалистов и эффективности их профессиональной деятельности [1]. Критерии эффективности деятельности психолога должны включать позитивные изменения в субъектах образовательного процесса, личную удовлетворенность и удовлетворенность клиентов [2]. В оценке качества психолого-педагогического сопровождения могут быть саморефлексия и самоанализ педагогов и специалистов [4]. Возможно создание алгоритма определения степени важности трудовых функций, реализуемых педагогомпсихологом в конкретной дошкольной организации [3]. Эффективность работы с родителями может определяться направленностью родителей на продуктивные, систематические и позитивные контакты [5].
На базе районного методического объединения педагогов-психологов дошкольного образования Ленинского района г. Екатеринбурга был проведен анализ эффективности деятельности специалистов в работе с семьями воспитанников.
Целью исследования было определение критериев эффективности работы педагога-психолога с родителями в детском саду.
Методология исследования: теоретический анализ, опросники, наблюдение, беседы, анализ результатов экспертной деятельности по аттестации педагоговпсихоло-гов ДОУ/ДОО
Результаты исследования:
Для получения позитивного результата психолого-педагогического сопровождения в детском саду основой эффективной деятельности педагогапсихолога во взаимодействии с семьей ребенка должна быть:
1. Диагностическая оценка потребностей психолого-педагогического сопровождения всех субъектов воспитательно-образовательного процесса;
2. Система выявления и удовлетворения социокультурного запроса родителей;
3. Рефлексия результатов деятельности педагога-психолога всеми участниками образовательной деятельности.
тезисы;;;;;;:
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
-^jV* ФОРМАТ (S?
ЕС СЕ 2020
Критериями эффективности деятельности педагога-психолога могут быть:
• соответствие деятельности педагога-психолога нормативно-правовому обеспечению и этическим принципам;
• созданные педагогом-психологом условия для предоставления психологопеда-гогических услуг;
• достаточность, конкретность, измеримость показателей, взаимосвязанность показателей результативности деятельности;
• определение четких границ профессиональной компетентности специалиста;
• структурная организация и осмысленность своей профессиональной деятельности.
Кроме количественного и качественного показателей работы в критерии оценки эффективности деятельности педагога-психолога можно включать критерии экспертной оценки, критерии общественной оценки и самооценки.
Выводы. Таким образом, эффективность взаимодействия педагога-психолога с родителями должна быть основана на совпадении целей и задач специалистов, родителей, педагогов и администрации на основе признания приоритета в воспитании и развитии семьи ребенка
Список литературы:
1. Васягина Н. Н. Региональная модель внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области/ Н. Н. Васягина, С. А. Минюроова, И. В. Пестова // Вестник практической психологии образования. 2019. № 1. С. 32-40.URL: http://psyjournaLs.ru/fiLes/98232/vestnik_psyobr_2019_n1_Vasyagina_ Minyurova_Pestova.pdf
2. Волкова Е. Н. Модель оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»/ Е. Н. Волкова, А. Н. Кошелева, И. М. Богдановская // Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). С.9. URL: https://cyberLeninka.ru/ a rticLe/n/modeL-otsenki-professionaLnyh kompetentsiy-i-urovnya-kvaLifikatsii-pedagogov-psihoLogov-na-osnoveprofessionaLnogo-standarta-pedagog
3. Григорян Е. Н. Опыт определения критериев эффективности деятельности педагога-психолога в рамках профессионального стандарта в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы психологии личность: сб. науч.трудов /под науч.ред. Н. Н. Васягиной, Е. А. Казаевой. — Екатеринбург, 2018. — С. 76-82 — URL: https://eLibrary.ru/downLoad/eLibrary_36770880_95881173.pdf.
4. Слепцова И. Ф. Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2018. №1 (83).С. 30-37. URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/kachestvo-doshkoLnogo-obrazovaniyakak-edinstvoobrazovateLnogoprotsessa-usLoviy-i-rezuLtata
5. Шабас С. Г. Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2017. — №8. — С. 4-11. URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/sotrudnichestvos-roditeLyami-kak-usLovie-kachestva-doshkoLnogo-obrazovaniya.