Качество дошкольного образования: оценка и развитие
Взаимодействие с родителями как условие качества
Шабас Светлана Георгиевна,
Гуманитарный университет, г. Екатеринбург (Россия)
Ключевые слова: взаимодействие с родителями, качество образования, запросы семьи
ФЗ «Об образовании» в статье 2.29 определяет понятие качества образования как степень соответствия образовательной деятельности «потребностям физического или юридического лица, в интересах которого она осуществляется». ФГОС ДО определяет необходимость развития личности ребенка в соответствии с приоритетами национальной политики, учитывающими запросы семьи. Сегодня изучается проблема отношения родителей к качеству образования и воспитания в детском саду в соответствии с ECERS-R [1, 2, 3, 5, 6]. В МБДОУ -детский сад № 26 Ленинского района г. Екатеринбурга принимают родителей каждого ребенка как активных участников образовательных отношений [4, 7]. Цель работы- подготовка педагогов к взаимодействию с семьей ребенка для повышения качества воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ECERS-R. На основании методов наблюдения, анкетирования, мониторинга деятельности педагогов была оценена специфика взаимодействия с родителями. Затем педагоги были ознакомлены с показателями шкалы «Родители и персонал» и определили условия внедрения в работу новых стратегий. На втором этапе выработали единые критерии работы с семьей во всех возрастных группах. На третьем этапе были определены механизмы взаимодействия с родителями (законными представителями). В результате совместной работы с администрацией в соответствии с ECERS-R была создана система взаимодействия с родителями, включающая в себя: Предоставление родителям (законным представителям) полной информации об образовательной деятельности детского сада в условиях непосредственного общения сотрудников с родителями и в официальном информационном оповещении. Возможность наблюдения и разнообразного участия в жизни группы и во всем воспитательно-образовательном процессе членов семьи ребенка при уважительном и позитивном отношении к ним всех сотрудников, регулярные отчеты о достижениях воспитанников и различные возможности оценки деятельности детского сада. Взаимодействие с родителями при использовании проектных методов, и участии воспитанников в конкурсах и мероприятиях районного, регионального, всероссийского и международного уровня. Выдача родителям профессиональных рекомендаций для повышения психологической культуры родителей и учета в семье личностных особенностей ребенка для его позитивного развития и повышения возможностей освоения образовательной программы. Созданные условия взаимодействия детского сада и родителей позволили значительно улучшить качество воспитательно-образовательного процесса.
Список литературы:
1. Беспалова Н.Р. Отношение родителей к качеству образования и воспитания в дошкольном образовательном // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. Новосибирск: СибАК, 2012. URL: http://sibac.info/conf/pedagog/xv/27821(дата обращения: 17.05.2016).
2. Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования. 2012. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-podhodov-k-otsenke-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 31.01.2017).
3. Результаты апробации шкал оценки образовательной среды ECERS-R ECERS-E в детских садах г. Москвы /Лаборатория развития ребенка ин-та системных исследований МГПУ; И.Б. Шиян [и др.]. М.,[2015].
4. Шабас С.Г. Представления педагогов детского сада о современных детско-родительских отношениях/ «Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие профессиональных стандартов» (Москва, 8-10 апр. 2014 г.): материалы X всерос. науч. - практ. конф. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2014. С.430-432. IBSN 978-5-9900872-7-9.
5. Шиян О.А. Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7. С. 38-49.
6. Шмис Т.Г. Оценка качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7. С. 54-56.
7. Shabas S. Relationships Between Parents and Preschool-Age Children Attending Kindergartens // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016.Vol. 233., 17 Oct. P .269-273.