Научная статья на тему 'Эффективность применения средств развития двигательной точности студенток технического вуза в академических формах физического воспитания'

Эффективность применения средств развития двигательной точности студенток технического вуза в академических формах физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / ТОЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / STUDENTS / ACCURACY OF MOTOR ACTIONS / TECHNICAL UNIVERSITY / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криживецкая Олеся Владимировна, Горская Инесса Юрьевна, Кузин Максим Валерьевич

В статье приведены общие составляющие методики развития точности двигательных действий у студенток технического вуза, реализуемой на академических формах занятий в рамках рабочей программы по дисциплине «Физическая культура и спорт». Представлены результаты педагогического эксперимента с участием студенток транспортного университета, направленного на проверку эффективности внедрения разработанной методики в учебный процесс. В процессе эксперимента обоснована эффективность авторской методики развития точности двигательных действий у студенток технического вуза, которая выразилась в значимых приростах показателей точности воспроизведения, отмеривания и дифференцирования пространственных и силовых параметров движения, целевой точности, точности сохранения баланса в статике и динамике. Результаты исследования подтвердили возможность развития различных компонентов двигательной точности в студенческом возрасте (определена величина прироста определенных показателей за время педагогического воздействия в течение четырех месяцев).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криживецкая Олеся Владимировна, Горская Инесса Юрьевна, Кузин Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of the use of means for development of motor accuracy of students of technical university in academic forms of physical education

The article describes the general components of the methodology for the development of the accuracy of motor actions in students of a technical university, implemented on academic forms of classes as part of a work program in the discipline "Physical Culture and Sports". The results of a pedagogical experiment with the participation of students of a transport university, aimed at checking the effectiveness of the implementation of the developed methodology in the educational process, are presented the course of the experiment, the effectiveness of the author’s methodology for the development of the accuracy of motor actions in students of a technical university was substantiated, which was expressed in significant increases in the indicators of accuracy of reproduction, measuring and differentiation of spatial and power parameters of movement, target accuracy, accuracy of maintaining balance in statics and dynamics. The results of the study confirmed the possibility of the development of various components of motor accuracy in college years (the magnitude of the growth of certain indicators during the pedagogical impact for four months).

Текст научной работы на тему «Эффективность применения средств развития двигательной точности студенток технического вуза в академических формах физического воспитания»

Контактная информация: 72remember19@bk.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2020

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТОЧНОСТИ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В АКАДЕМИЧЕСКИХ ФОРМАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Олеся Владимировна Криживецкая, аспирант, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Максим Валерьевич Кузин, старший преподаватель, Омский государственный университет путей сообщения

Аннотация

В статье приведены общие составляющие методики развития точности двигательных действий у студенток технического вуза, реализуемой на академических формах занятий в рамках рабочей программы по дисциплине «Физическая культура и спорт». Представлены результаты педагогического эксперимента с участием студенток транспортного университета, направленного на проверку эффективности внедрения разработанной методики в учебный процесс. В процессе эксперимента обоснована эффективность авторской методики развития точности двигательных действий у студенток технического вуза, которая выразилась в значимых приростах показателей точности воспроизведения, отмеривания и дифференцирования пространственных и силовых параметров движения, целевой точности, точности сохранения баланса в статике и динамике. Результаты исследования подтвердили возможность развития различных компонентов двигательной точности в студенческом возрасте (определена величина прироста определенных показателей за время педагогического воздействия в течение четырех месяцев).

Ключевые слова: студентки, точность двигательных действий, технический университет, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p180-184

EFFECTIVENESS OF THE USE OF MEANS FOR DEVELOPMENT OF MOTOR ACCURACY OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY IN ACADEMIC FORMS

OF PHYSICAL EDUCATION

Olesya Vladimirovna Kryzhivetskaya, the post-graduate student, Inessa Yurevna Gorskaya,

the doctor ofpedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk; Maksim Valeryevich Kuzin, the senior teacher, Omsk State University of Communications, Omsk

Annotation

The article describes the general components of the methodology for the development of the accuracy of motor actions in students of a technical university, implemented on academic forms of classes as

part of a work program in the discipline "Physical Culture and Sports". The results of a pedagogical experiment with the participation of students of a transport university, aimed at checking the effectiveness of the implementation of the developed methodology in the educational process, are presented the course of the experiment, the effectiveness of the author's methodology for the development of the accuracy of motor actions in students of a technical university was substantiated, which was expressed in significant increases in the indicators of accuracy of reproduction, measuring and differentiation of spatial and power parameters of movement, target accuracy, accuracy of maintaining balance in statics and dynamics. The results of the study confirmed the possibility of the development of various components of motor accuracy in college years (the magnitude of the growth of certain indicators during the pedagogical impact for four months). Keywords: students, the accuracy of motor actions, technical university, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Реализация физического воспитания студентов в высшей школе направлена на обеспечение психофизической готовности студента к будущей профессиональной деятельности [3, 4, 5]. В студенческом возрасте является вполне возможным и эффективным развитие не только физической подготовленности, но и развитие психофизических качеств, а также психомоторных способностей, в частности точности двигательных действий [5, 6, 7]. Студентам технического вуза важно обладать способностью к точному воспроизведению, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных, силовых параметров движений, а также к равновесию, быстрому реагированию, ориентации в пространстве, что обусловлено спецификой их учебной и будущей профессиональной деятельности. Развитие различных компонентов точности двигательных действий имеет свои особенности [2, 4], которые необходимо учитывать в процессе подбора средств и методов педагогических воздействий сообразно возрастным особенностям, исходному уровню подготовленности, а также в зависимости от цели и задач воздействия.

Цель исследования. Экспериментальная проверка эффективности методики развития точности двигательных действий у студенток технического вуза на академических занятиях физической культурой (на примере студенток Омского государственного университета путей сообщения).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Предпосылками для разработки и обоснования методики развития разных компонентов точности двигательных действий явились результаты проведенного предварительного исследования, направленные на выявление специфики уровня развития двигательной точности студенток технического вуза и анализ динамики этих показателей в процессе обучения с 1 по 4 курс. Результаты исследования позволили выявить, что студентки технического вуза имеют низкие значения по большинству показателей уровня развития точности движений, а также отрицательную динамику результатов тестирования по показателям двигательной точности в ходе обучения в вузе.

Выявлено, что наиболее «отстающими» компонентами точности двигательных действий у студенток технического вуза являются способности к: точности отмеривания, воспроизведения и дифференцирования силовых, пространственных и временных параметров движения, целевой точности, точному реагированию на разные типы сигналов, сохранению заданной частоты движений кистью. Об этом свидетельствуют сниженные абсолютные значения показателей в сравнении со средневозрастными нормативными значениями, а также отрицательная динамика результатов тестирования у студенток с 1 по 4 курс. Показатели способности к точности пространственной ориентации и точности сохранения статической позы находятся в стадии стабилизации в течение обучения в вузе (результаты тестирования лежат в границах средневозрастной нормы).

Разработанная методика развития двигательной точности рассчитана на 1 семестр (4 месяца), ориентирована на студенток 1 курса специальностей, связанных с инжинирингом, менеджментом, логистическими процессами в сфере транспортных систем. В процессе обоснования и разработки методики развития двигательной точности студенток ставились задачи: 1.Выявить исходный уровень развития способностей в различных компонентах точности двигательных действий у студенток технического вуза; 2. Определить дифференцированный подход по временным и количественным затратам при распределении средств развития определенных компонентов точности; 3. Осуществить развитие компонентов точности двигательных действий в течение семестра на академических занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт»; 4. Отследить эффективность разработанного подхода.

Основными средствами развития точности двигательных действий в разработанной методике явились: общеразвивающие гимнастические упражнения, психомоторные

упражнения с повышенной нагрузкой на анализаторы (зрительный и двигательный), элементы спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол), подвижные игры, естественные ло-комоции со специальным заданием (прыжки по ориентирам, лазание, бег с изменением направления, с огибанием препятствий, разным способом). Основной формой физического воспитания студентов является академическое занятие, поэтому применение методики, включающей различные средства для развития точности двигательных действий, осуществлялось в течение проведения занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт». Программа по дисциплине «Физическая культура и спорт» в ОмГУПС предусматривает разделы: «Легкоатлетическая подготовка», «Спортивные и подвижные игры», «Гимнастика», «Силовая подготовка» [1]. Предложенные средства, сгруппированные по направленности развития разных компонентов точности двигательных действий, применялись в каждом из указанных разделов.

Средства разработанной методики объединены в 4 компонента: а) средства, направленные на развитие точности отмеривания, воспроизведения и дифференцирования силовых, пространственных и временных параметров движения; б) средства развития целевой точности; в) средства развития точности реагирования на разные типы сигналов и воспроизведения заданных темпо-ритмовых характеристик движения; г) средства для развития точности ориентации в пространстве и точности воспроизведения заданной позы в статике и динамике. В одном занятии применяются сочетания упражнений 2-х разных компонентов точности двигательных действий. Применять упражнения следует, соблюдая принцип «от простого к сложному», при необходимости усложнять задания (исключать зрительный контроль, выполнять неведущей конечностью, в непривычных условиях и др.). В предварительном исследовании выявлено, что контингент студенток технического вуза отличается большой неоднородностью состава по уровню развития показателей двигательной точности, что необходимо учитывать при распределении заданий на занятиях, то есть применять дифференцированный подход, группируя обучающихся по исходному уровню подготовленности.

Для проверки эффективности разработанной методики развития точности двигательных действий у студенток технического вуза был организован и проведен педагогический эксперимент. В данном эксперименте участвовали студентки ОмГУПС, обучающиеся на 1 курсе, из числа которых сформированы контрольная (70 студенток) и экспериментальная группы (50 чел.). Контрольная группа занималась по рабочей программе дисциплины «Физическая культура и спорт» [1], в экспериментальной группе использовалось программное содержание разработанной методики развития различных компонентов точности двигательных действий. В начале эксперимента между контрольной и экспериментальной группами достоверно значимые различия по изучаемым показателям не выявлены (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп студенток технического вуза до и после проведения педагогического эксперимента (Х±о)_

Показатели Стат. показатели Контрольная группа Экспериментальная группа

До После До После

Точность воспроизведения 15-ти сек. интервала, ошибка, с Х±о 1,19±0,65 1,30±0,35 1,15±0,55 1,00±0,56*

V 16,37 17,01 16,36 15,98

Поза Ромберга (поза аиста), с Х±о 12,61±5,58 13,43±4,21 12,27±6,04 17,15±3,14*

V 58,7 58,4 57,79 56,09

Воспроизведение 1/2 шага, ошибка, см Х±о 4,67±2,49 3,55±2,13 4,27±1,32 2,45±1,35

V 30,24 29,34 26,98 26,99

Бросок баскетбольного мяча, кол-во попаданий из 10 раз Х±о 1,07±1,05 0,80±1,14 0,83±0,82 2,35±0,05*

V 47,62 50,55 48,35 38,90

Бег по гимнастической скамье, с Х±о 2,6±0,37 2,5±0,34 2,55±0,35 2,00±0,23*

V 14,39 10,54 16,93 12,65

Воспроизведение / от макс. мышечного усилия ведущей рукой, ошибка, кг Х±о 4,06±2,30 3,46±0,90 4,40±2,42 2,33±0,9*

V 75,18 65,90 71,21 60,56

Показатели Стат. показатели Контрольная группа Экспериментальная группа

До После До После

Теппинг-тест, максим. Кол-во нажатий рукой за 5 с Х±о 39,27±5,67 39,57±6,78 38,02±4,39 44,33±4,55

V 14,44 13,02 11,55 10,40

Теппинг-тест, количество нажатий рукой, сумма из 6 интервалов, кол-во раз Х±о 189,22±18,40 229,23±23,45 188,32±19,21 239,67±24,50

V 9,72 8,89 10,20 7,88

Теппинг-тест, разница между макс. и мин. кол-вом нажатий Х±о 13,48±8,74 8,46±3,44 12,49±9,63 5,65±3,01*

V 64,86 50,45 77,07 45,55

Время реакции на свет, мс Х±о 350±120 350±100 360±80 340±60

V 25,26 12,34 23,72 10,56

Время реакции на звук, мс Х±о 410±80 400±40 400±120 380±60

V 19,49 14,87 19,77 13,67

Время реакции на движущийся объект, мс Х±о 350±160 340±140 340±90 320±60

V 25,65 45,50 27,12 32,50

Время реакции выбора, мс Х±о 440±130 480±100 430±120 390±110*

V 27,76 25,78 27,22 23,44

Примечание: *— обозначены статистически значимые различия между результатами тестирования ЭГ и КГ после проведения педагогического эксперимента

После применения методики развития точности двигательных действий по большинству показателей в ЭГ наблюдается достоверно значимый прирост результатов (таблица 1). Сравнение показателей точности двигательных действий в ЭГ и КГ после проведения педагогического эксперимента свидетельствует о достоверно значимом преимуществе студенток ЭГ по большинству используемых тестов. Однако, по некоторым показателям достоверно значимых приростов в ходе эксперимента не выявлено (большинство показателей времени реагирования, количество точных реакций, точность воспроизведения заданных темпо-ритмовых характеристик движения), что обусловлено, по-видимому, генетической обусловленностью этих показателей и недостаточно длительным временем воздействия. Кроме того, в процессе проведения эксперимента в ЭГ по некоторым показателям снизилась неоднородность состава выборки испытуемых (снизился коэффициент вариации).

ВЫВОД

Разработанная методика развития точности двигательных действий ориентирована для применения в академических формах физического воспитания студентов технических вузов, включает 4-ре компонента средств, направленных на развитие определенных параметров двигательной точности. Методика позволяет значимо повысить показатели двигательной точности, доказательством чего являются данные эксперимента: в ЭГ в течение 4-х месяцев улучшились показатели точности воспроизведения, отмеривания и дифференцирования пространственных и силовых параметров движения, целевой точности, точности сохранения баланса в статике и динамике. В ходе эксперимента по отдельным показателям снизилась неоднородность состава групп студенток. Проведенный эксперимент доказывает возможность развития показателей двигательной точности у студентов на академических занятиях физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипин, В.Б. Физическая культура и спорт : [рабочая программа дисциплины] / В.Б. Антипин. - Омск, 2019. - URL : https://bibl.omgups.ru/cgi-bin/irbis64r_1-4/cgiirbis_64.exe (дата обращения: 15.01.2020).

2. Афанасьева, И.В. Результаты исследования профессионально важных качеств студенток ОГИС (на примере специальности «Дизайн») / И.В. Афанасьева // Омский научный вестник. - 2007. - № 4 (58). - С. 144-146.

3. Блинков, С.Н. Анализ мониторинга физической подготовленности студентов в период учебного года / С.Н. Блинков // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - С. 60-62.

4. Горская, И.Ю. Оценка и совершенствование координационных способностей у студентов : монография / И.Ю. Горская, И.В. Афанасьева, Е.М. Ревенко. - Омск : Сибирский автомобильно-

дорожный институт, 2014. - 213 с.

5. Доронцев, А. В. Показатели физической подготовленности и уровень функциональных резервов у первокурсников Астраханского государственного медицинского университета / А.В. Доронцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5 (147). - С. 34-36.

6. Дробот, Е.В. Влияние вестибулярного аппарата на точность действия / Е.В Дробот, Н.П. Коско, Т.А. Косова // Научные труды Дальрыбвтуза (Владивосток). - 2009. - № 21. - С. 147-148.

7. Кострюшина, Н.В., Формирование психомоторных способностей у студентов технического вуза / Н.В. Кострюшина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 116-118.

REFERENCES

1. Antipin, V.B. (2019), Physical culture and sport, work program of the discipline, Omsk, available at: https://bibl.omgups.ru/cgi-bin/irbis64r_1-4/cgiirbis_64.exe.

2. Afanasyeva, I.V. (2007), "The results of the study of professionally important qualities of students of OGIS (on the example of the specialty "Design")", Omsk Scientific Herald, No. 4 (58), pр. 144146.

3. Blinkov, S.N. (2015), "Analysis of monitoring the physical fitness of students during the school year", Theory and practice ofphysical Culture, No. 6, рр. 60-62.

4. Gorskaya, I.Yu. (2014), Assessment and improvement of coordination abilities of students: monograph, SibADI, Omsk.

5. Dorontsev, A.V. (2017), "Indicators of physical fitness and the level of functional reserves in freshmen at Astrakhan State Medical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (147), рр. 34-36.

6. Drobot, E.V. (2009), "The influence of the vestibular apparatus on the accuracy of action", Scientific works of Dalrybvtuz (Vladivostok), No. 21, рр. 147-148.

7. Kostryushina, N.V. (2016), "Formation of psychomotor abilities in students of a technical university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (131), рр. 116-118.

Контактная информация: krizhik@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 04.02.2020

УДК 796.077.5

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ

ТРЕНЕРОВ

Владимир Иванович Криличевский, доктор педагогических наук, профессор, Павел Юрьевич Масленников, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Этика представляет собой полифункциональную дисциплину, находящую свое отражение во всех сферах жизни человека. Физическая культура и спорт являются важными ретрансляторами высоких духовно-нравственных ценностей, формирование которых у спортсменов является важной функцией тренера. Для чего сами тренеры должны обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками. Целью статьи является теоретическое обоснование необходимости исследований, направленных на изучение закономерностей развития представлений об этике у будущих тренеров в условиях высшего образования. Теоретическая значимость - обоснование необходимости проведение пролонгированных и лонгитюдных исследований в области профессиональной этики у будущих тренеров. Представленные в статье доводы доказывают необходимость проведения подобных исследований.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, этика, профессиональная этика, тренер, образование, воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.