Научная статья на тему 'Сравнительный анализ показателей развития координационных способностей студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана (гендерный аспект)'

Сравнительный анализ показателей развития координационных способностей студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана (гендерный аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНТЫ / ГЕНДЕР / PHYSICAL QUALITIES / COORDINATION ABILITIES / STUDENTS / GENDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артамонова Татьяна Викторовна, Величко Татьяна Ивановна, Парнюгина Елена Рудольфовна

В статье рассматриваются вопросы качественного физического воспитания студентов, непосредственно связанного с показателями координации движений. Приведены результаты сравнительного анализа уровня проявления отдельных сторон координационных способностей у юношей и девушек 17-18 лет, студентов технического вуза. Выявлено, что девушки проявляют более высокую точность в дифференцировании собственных усилий, а юноши быстрее выполняют задания, связанные с проявлением общей двигательной координации. Полученные данные могут быть использованы для корректировки программ учебных занятий у студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артамонова Татьяна Викторовна, Величко Татьяна Ивановна, Парнюгина Елена Рудольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of development indicators coordination ability of students of the Bauman University (gender aspect)

In article questions of the high-quality physical training of students which is directly connected with indicators of coordination of movements are considered. Results of comparative analysis of level of manifestation of the separate parties of coordination abilities at young men and girls of 17-18 years, students of technical college are given. It is revealed that girls show higher precision in differentiation of own efforts, and young men perform the tasks connected with manifestation of the general motive coordination quicker. The obtained data can be used for updating of programs of studies at students of higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ показателей развития координационных способностей студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана (гендерный аспект)»

14. Tuponogova, O.V. (2016), Improving the efficiency of elite stayer runners on the basis of special strength training, dissertation, Moscow.

15. Chyomov, V.V. (2014), Methodological and technological bases for the integration of motor tasks and regulated respiratory regimes of ergogenic effects in the training of qualified athletes, dissertation, Volgograd.

16. Morozov, A.I. (2014), Interval exogenous respiratory hypoxic training in the preparation of middle-distance runners, dissertation, Naberezhnye Chelny.

17. Khalikov, G.Z. (2014), Preparation of medium-level athletes on the basis of an integrated assessment of the functional state, dissertation, Naberezhnye Chelny.

18. Kuznetsova, V.A. (2017), Psychological and pedagogical conditions for success in athletes of the group of higher sportsmanship (on the material of cyclists), dissertation, Moscow.

19. Zaitsev, K.S. (2016), Influence of hardware lymphatic drainage on the functional state of the neuromuscular apparatus and the hemodynamics of cyclists, dissertation, Chelyabinsk.

20. Emelyanova, A.S. (2014), Technical training of cyclists of the first year of study using spatial coordination training, dissertation, Naberezhnye Chelny.

Контактная информация: vniifk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2019

УДК 796.011

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МГТУ ИМ. Н.Э.

БАУМАНА (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Ивановна Величко, кандидат биологических наук, доцент, Елена Рудольфовна Парнюгина, кандидат педагогических наук, доцент,

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н. Э. Баумана), Москва

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы качественного физического воспитания студентов, непосредственно связанного с показателями координации движений. Приведены результаты сравнительного анализа уровня проявления отдельных сторон координационных способностей у юношей и девушек 17-18 лет, студентов технического вуза. Выявлено, что девушки проявляют более высокую точность в дифференцировании собственных усилий, а юноши быстрее выполняют задания, связанные с проявлением общей двигательной координации. Полученные данные могут быть использованы для корректировки программ учебных занятий у студентов вузов.

Ключевые слова: физические качества, координационные способности, студенты, гендер.

COMPARATIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT INDICATORS COORDINATION ABILITY OF STUDENTS OF THE BAUMAN UNIVERSITY (GENDER ASPECT)

Tatyana Viktorovna Artamonova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Tatyana Ivanovna Velichko, the candidate of biological sciences, the senior lecturer, Elena Rudolfovna Parnugina, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University

Annotation

In article questions of the high-quality physical training of students which is directly connected with indicators of coordination of movements are considered. Results of comparative analysis of level of manifestation of the separate parties of coordination abilities at young men and girls of 17-18 years, students of technical college are given. It is revealed that girls show higher precision in differentiation of own efforts, and young men perform the tasks connected with manifestation of the general motive coordination quicker. The obtained data can be used for updating of programs of studies at students of higher education institutions.

Keywords: physical qualities, coordination abilities, students, gender.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении последних десятилетий вопрос качественного физического воспитания современной молодежи занимает одно из центральных мест в отечественной педагогической науке [1, 3, 4, 5]. С каждым годом стремительно возрастает динамичность современного общества и к будущим профессионалам предъявляются требования в сохранении и поддержании собственных высоких показателей здоровья, которые можно обеспечить при соответствующем уровне физического развития и физической подготовленности.

Важным компонентом общего состояния здоровья является высокий уровень развития физических способностей, особенно координации движений. Именно благодаря хорошо развитой координации процесс усвоения спортивных, трудовых и иных двигательных действий осуществляется более успешно [2, 7].

Среди физических качеств координация занимает особое положение. Она имеет самые разнообразные связи с остальными физическими качествами и поэтому носит комплексный характер. Высокий уровень координационных способностей позволяет быстро овладеть новыми двигательными действиями, рационально использовать имеющиеся запас навыков и двигательные качества - силу, быстроту, гибкость [6, 7].

Качественная координация движений характеризуется умением управлять мышечными, временными, пространственными усилиями, т.е. согласованными действиями различных частей тела. Поэтому к наиболее важным специфическим координационным способностям относятся способности к точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных, временных и силовых параметров движений; к равновесию, ритму, быстрому реагированию, ориентированию в пространстве, быстрой перестройке двигательной деятельности; к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости, связи или соединению действий [7].

Чем выше показатели специальных координационных способностей, тем выше и уровень развития общей двигательной координации. Критерием оценки координационных способностей является степень соответствия между двигательным процессом и намеченной целью. Способность достижения хорошего базового уровня развития координационных способностей приходится на школьный возраст, но, как отмечается в ряде исследований, большинство студентов вузов демонстрирует крайне низкую согласованность своих действий при выполнении двигательных заданий [1, 5].

С целью определить и зафиксировать уровень развития координационных способностей студентов и студенток МГТУ им. Н.Э. Баумана проведено настоящее исследование.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте приняли участие студенты I курса МГТУ им. Н.Э. Баумана в количестве 32 человек (20 юношей и 12 девушек). Возраст респондентов - 17-18 лет.

Для определения уровня проявления координационных способностей применялся следующий комплекс тестов:

1. «Беговая ловкость» (с) определялась путем расчета разности времени пробега-ния отрезка 30 м и челночного бега 2*15 м. Оценивался координационный компонент, связанный с быстротой точных двигательных действий.

2. Точность прыжка в длину (см) определялась путем расчета разности результатов прыжка в длину с места на максимальный результат и прыжка в длину с места с 50-процентным усилием. Оценивался координационный компонент, связанный с внутримышечной координацией ног.

3. Точность воспроизведения силы кисти ведущей руки (кг) определялась путем расчета разности результатов кистевой динамометрии на максимальный результат и кистевой динамометрии с 50-процентным усилием. Оценивался координационный компонент,

связанный с внутримышечной координацией рук.

4. Ошибка при воспроизведении 5-секундного отрезка времени (сек.). Оценивался координационный компонент «чувство времени».

5. Ошибка при воспроизведении 10-секундного отрезка времени (сек.). Оценивался координационный компонент «чувство времени».

6. Ошибка при воспроизведении угла 30° без зрительного контроля (град.). Оценивался координационный компонент «чувство пространства».

7. Ошибка при воспроизведении угла 60° без зрительного контроля (град.). Оценивался координационный компонент «чувство пространства».

Всего проведено около 500 измерений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В результате проведенного эксперимента обнаружено, что при проявлении различных сторон координационных способностей большая часть зафиксированных показателей имеет значимые различия у девушек в сравнении с юношами (рисунок 1).

Так, уровень «беговой ловкости», где результат зависит не только от способности быстро перемещаться, но и от общемоторной двигательной координации, достоверно выше у юношей в сравнении с девушками (соответственно 1,38 с и 1,51 с; р <0,05).

При воспроизведении заданных отрезков времени девушки оказались более точными. Так, ошибка юношей при воспроизведении 10-секундного интервала времени составила более 1 секунды (1,14 с), а у девушек - менее пяти сотых секунды (0,04 с) (р <0,001).

При воспроизведении более короткого промежутка времени - 5 секунд - результаты девушек и юношей значимо не отличались (соответственно 0,60 с и 0,68 с; р>0,05).

2,63

точность силы, кг

7,69

П 5188

точность пр. в длину, с^ 57 42

ошибка 60°, град, ошибка 30°, град, ошибка 1 5 с ошибка 110с беговая ловкость, с

0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 70,00 Девушки □ Юноши

Рисунок 1 - Показатели тестирования координационных способностей студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана

Точность воспроизведения угла 30° ведущей рукой без зрительного контроля у девушек оказалась более, чем в два раза выше, чем у юношей (соответственно 1,58° и 3,63°; р <0,01). При воспроизведении угла 60° результат девушек оказался также более верным (5,70° и 4,75°; р <0,05).

По результатам теста, демонстрирующего способность координировать внутримышечные усилия (точность прыжка в длину), выявлено, что девушки по данному параметру значимо превосходят юношей (соответственно 51,88 см и 57,42 см; р <0,05).

Точность воспроизведения силового компонента с помощью ведущей руки достоверно выше у девушек, чем у юношей (соответственно 2,63 кг и 7,69 кг; р <0,01).

Таким образом, уровень проявления исследуемых специфических координационных способностей - «чувство времени», пространственная точность, точность воспроизведения внутримышечных усилий - выше у девушек в сравнении с юношами. При этом, общемоторный компонент, связанный с быстротой двигательных действий, выше у юношей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного эксперимента выявлено, что к 17-18 годам общая двигательная координация у юношей находится на более высоком уровне (в основном, благодаря быстроте выполнения заданий), а компоненты координационных способностей, связанные с точностью дифференцирования собственных усилий, более развиты у девушек.

Полученные данные могут быть использованы для корректировки программы учебных занятий у студентов вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ботяев, В.Л. Координационная подготовленность и проблемы ее совершенствования у студентов бакалавров факультета физической культуры и спорта педагогического вуза / В. Л. Ботяев, М.С. Поздышева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 26-30.

2. Городничев, Р.М. Физиологические основы координационных способностей спортсменов : учебное пособие / Р.М. Городничев. - Великие Луки : [б.и.], 1991. - 28 с.

3. Горохова, В.Е. Экспериментальное обоснование педагогической эффективности методики развития координационных способностей гимнасток высокой квалификации путем специальной сенсорной тренировки / В.Е. Горохова // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 6. - С. 44-47.

4. Горская, И.Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте / И.Ю. Горская // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 7. - С. 34-38.

5. Кислый, А.Н. Педагогическая технология деятельности преподавателей по развитию координации и точности движений у офицеров-спецназовцев / А.Н. Кислый, Н.Е. Гуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 94-97.

6. Немцева, Н.А. Уровень и взаимосвязь координационных способностей в тотальных, региональных и локальных движениях у девушек 15-16 лет / Н.А. Немцева, Н.В. Доронина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 119-122.

7. Переверзева, И.В. Факторы, определяющие необходимость синхронизации движений при обучении студентов плаванию брассом / И.В. Переверзева, А.В. Чернышова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 187-191.

8. Погосян, Т.А. Коэффициент эффективности локомоторной координации в диагностике утомления у спортсменов / Т.А. Погосян, К.С. Дунаев, О.В. Шагова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 182-185.

9. Серикова, Ю.Н. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития / Ю.Н. Серикова, В.А. Александрова, В.А. Нечаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 224-231.

REFERENCES

1. Botyaev, V.L. and Pozdysheva M.S. (2017), "Coordinating preparedness and problems of its perfection, the students of bachelors of the faculty of physical culture and sports pedagogical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 145, No. 3, pp. 26-30.

2. Gorodnichev, R.M. (1991), Physiological basis of coordination abilities of athletes, Velikiye

Luki.

3. Gorokhova, V.E. (2002), "Experimental substantiation of pedagogical efficiency of a technique of development of coordination abilities of gymnasts of high qualification by special sensory training", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 44-47.

4. Gorskaya, I.Yu. (2010), "Assessment of coordination readiness in sports", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 34-38.

5. Kisliy, A.N. and Gukov, N.E. (2015), "Educational technology activities of teachers in the development of coordination and accuracy of movements of the officers-members of spetsnaz", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 94-97.

6. Nemtseva, N.A. and Doronina N.V. (2012), "The level and relationship of coordination abilities in total, regional and local movements among girls 15-16 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 119-122.

7. Pereverzeva, I.V. and Chernyshev, A.V. (2017), "Factors determining the necessity of synchronization of movements when teaching students swimming breaststroke", Uchenye zapiski universiteta imeni

P.F. Lesgafta, Vol. 153, No. 11, pp. 187-191.

8. Pogosyan, T.A., Dunaev K.S. and Shagova, O.V. (2018), "The coefficient of effectiveness of locomotor coordination in the diagnosis of fatigue in athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 182-185.

9. Serikova Yu.N., Aleksandrova, V.A. and Nechaev, V.A. (2018), "Coordination abilities: definition, main approaches to the study of modern means and methods of development", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 224-231.

Контактная информация: artamonova-70@bk.ru

Статья поступила в редакцию 03.04.2019

УДК 796.077.5

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА» (НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЕЙ

ПОДГОТОВКИ «КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ» И «ЛЫЖНЫЙ СПОРТ»)

Наталья Валентиновна Багаутдинова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Юрьевна Гуща, старший преподаватель, Елена Геннадьевна Эртман, преподаватель, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

Омск

Аннотация

Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) является составной частью основных образовательных программ высшего образования. Являясь обязательной частью подготовки выпускников ВУЗов, она проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) и учебными планами по направлению подготовки: направление 49.03.01 «Физическая культура» профиль «Спортивная подготовка в избранном виде спорта» (уровень бакалавриата) [1].

Целью нашей исследовательской работы является акцентирование внимания специалистов на основные задачи, стоящие перед профессорско-преподавательским составом вуза в планомерной, последовательной подготовке студентов к одному из важнейших этапов обучения в вузе - успешному прохождению производственной практики в учреждениях дополнительного образования. В статье подробно рассматриваются вопросы организации и содержания работы преподавателя и студента в рамках изучения учебной дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» по формированию профессионально-педагогических умений и навыков на примере профилей подготовки «Конькобежный спорт» и «Лыжный спорт»).

Ключевые слова: учебная дисциплина; учебная и производственная практика в ВУЗе; профессиональные компетенции; учебно-тренировочные занятия; студенты; бакалавр, теория и методика в избранном виде спорта.

TRAINING OF BACHELORS FOR PASSING OF WORK PRACTICE IN THE COURSE OF STUDYING OF DISCIPLINE "THEORY AND TECHNIQUE OF THE CHOSEN SPORT" (ON THE EXAMPLE OF PREPARATION PROFILES "SPEED

SKATING" AND "SKIING") Natalya Valentinovna Bagautdinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Yurievna Gushcha, the senior teacher, Elena Gennadievna Ertman, the teacher, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Annotation

The work practice (practice on obtaining professional abilities and experience of professional activity) is a component of the main educational programs of the higher education. Being an obligatory part of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.