Научная статья на тему 'Обучение атакующим действиям кикбоксеров 10-12 лет с сопряженным развитием координационных способностей'

Обучение атакующим действиям кикбоксеров 10-12 лет с сопряженным развитием координационных способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / АТАКУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / КИКБОКСИНГ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токсанов Серик Етекбаевич, Горская Инесса Юрьевна, Харитонова Людмила Григорьевна

В статье рассматриваются особенности обучения атакующим действиям кикбоксеров 10-12 лет с сопряженным развитием координационных способностей. Описана экспериментальная методика обучения атакующим действиям в кикбоксинге, в которой, формирование умений и навыков выполнения технических элементов и действий сопряжено с развитием значимых координационных способностей обучающихся. Проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие кикбоксеры контрольной (n=12) и экспериментальной (n=12) групп. В результате педагогического эксперимента у кикбоксеров экспериментальной группы достоверно (P <0,05) повысился уровень технической и координационной подготовленности, значительнее по сравнению с контрольной группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токсанов Серик Етекбаевич, Горская Инесса Юрьевна, Харитонова Людмила Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training to attacking actions of kickboxers aged 10-12 years with contrasted development of coordination abilities

The article discusses the features of the training attacking actions of kickboxers aged 10-12 years old with the associated development of coordination abilities. An experimental method of teaching to attacking actions in kickboxing is described, in which the formation of skills and abilities to perform technical elements and actions is associated with the development of significant coordination abilities of the students. A pedagogical experiment was conducted, in which the kickboxers from the control (n = 12) and experimental (n = 12) groups took part. As a result of the pedagogical experiment, among the kickboxers of the experimental group the level of technical and coordination preparedness significantly (P <0.05) increased significantly, compared with the control group.

Текст научной работы на тему «Обучение атакующим действиям кикбоксеров 10-12 лет с сопряженным развитием координационных способностей»

анкетах, что компьютерная поддержка способствует эффективному формированию алгоритмов технологии совместной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, разработанная технология междисциплинарного взаимодействия в иноязычной среде обеспечивает включение уже имеющихся знаний курсанта в широкий профессионально-предметный контекст, позволяет развить у будущих морских специалистов оперативные компоненты психомоторной деятельности в соответствии с когнитивными процессами, направленными на освоение профессии. Постижение глубинных связей между коммуникативными и профессионально-технологическими детерминантами решения профессиональных задач совместной деятельности приводит к пониманию целостной картины профессиональной реальности, позволяет успешно формировать готовность курсантов к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогический потенциал самоорганизации в формировании иноязычной компетенции студентов вуза / А.А. Байчорова, Ф.М. Таушунаева, З.А. Батчаева, В.А. Филоненко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2016. - № 1 (173). -С. 23-31.

2. Кузьменко, В.В. Эффективная профессиональная коммуникация моряков - залог безаварийной работы судна / В.В. Кузьменко, А.В. Роменский // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2015. - № 1 (18). - С. 72-81.

3. Филоненко, В.А. Формирование профессиональной готовности морского специалиста к деятельности в иноязычной среде / В.Ф. Тенищева, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2018. - № 4 (228). - С. 76-82.

REFERENCES

1. Kocharova, Z.K., Baychorova, A.A., Taushunaeva, F.M., Batchaeva, Z.A. and Filonenko V.A. (2016), "Pedagogical potentialities of self-organization in formation of foreign language competence at students of higher education institution", Bulleting Adyghe State University, Series 3: pedagogy and psychology, No. 1 (173), pp. 23-31.

2. Kuzmenko, V.V. and Romenskiy, A.V. (2015), "Effective professional communication of seamen - the guarantee of accident-free operation of ships", Bulletin of Amur State University named after Sholom-Aleichem, No. 1(18), pp. 72-81.

3. Filonenko, V.A., Tenischeva, V.F. and Petkov, V.A. (2018) "Formation of professional readiness of the sea expert for activity in the foreign-language environment", Bulleting Adyghe State University, Series 3: pedagogy and psychology, No. 4 (228), pp. 76-82.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.03.2019

УДК 796.835

ОБУЧЕНИЕ АТАКУЮЩИМ ДЕЙСТВИЯМ КИКБОКСЕРОВ 10-12 ЛЕТ С СОПРЯЖЕННЫМ РАЗВИТИЕМ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Серик Етекбаевич Токсанов, старший преподаватель, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор,

Людмила Григорьевна Харитонова, доктор биологических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

г. Омск

Аннотация

В статье рассматриваются особенности обучения атакующим действиям кикбоксеров 10-12 лет с сопряженным развитием координационных способностей. Описана экспериментальная

методика обучения атакующим действиям в кикбоксинге, в которой, формирование умений и навыков выполнения технических элементов и действий сопряжено с развитием значимых координационных способностей обучающихся. Проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие кикбоксеры контрольной (n=12) и экспериментальной (n=12) групп. В результате педагогического эксперимента у кикбоксеров экспериментальной группы достоверно (P <0,05) повысился уровень технической и координационной подготовленности, значительнее по сравнению с контрольной группой.

Ключевые слова: обучение, атакующие действия, координационные способности, кикбоксинг, этап начальной подготовки.

TRAINING TO ATTACKING ACTIONS OF KICKBOXERS AGED 10-12 YEARS WITH CONTRASTED DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES

Serik Etekbaevich Toksanov, the senior teacher, Inessa Yurevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Lyudmila Grigoryevna Kharitonova, the doctor of biological sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk

Annotation

The article discusses the features of the training attacking actions of kickboxers aged 10-12 years old with the associated development of coordination abilities. An experimental method of teaching to attacking actions in kickboxing is described, in which the formation of skills and abilities to perform technical elements and actions is associated with the development of significant coordination abilities of the students. A pedagogical experiment was conducted, in which the kickboxers from the control (n = 12) and experimental (n = 12) groups took part. As a result of the pedagogical experiment, among the kickboxers of the experimental group the level of technical and coordination preparedness significantly (P <0.05) increased significantly, compared with the control group.

Keywords: training, attacking actions, coordination abilities, kickboxing, initial training stage.

ВВЕДЕНИЕ

Возможными путями повышения эффективности процесса обучения на этапе начальной подготовки в единоборствах являются коррекция двигательных ошибок на этапе начального разучивания и развитие координационных способностей (КС) обучающихся [1, 2]. Наиболее значимыми координационными способностями, по мнению авторов, являются способности к равновесию [4], воспроизведению пространственных, временных параметров движения и быстрота реакции [3]. Несмотря на актуальность проблемы повышения качества освоения технических действий, в кикбоксинге подобных исследований на сегодняшний день крайне недостаточно.

Цель исследования: экспериментальная проверка эффективности методики обучения атакующим действиям кикбоксеров 10-12 лет с сопряженным развитием координационных способностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Длительность педагогического эксперимента составила два года, которые включали в себя обучение кикбоксеров на этапе начальной подготовки и контрольные тестирования уровня развития координационных способностей, а также качества освоения атакующих действий. В эксперименте принимали участие кикбоксеры 10-12 лет экспериментальной (n=12) и контрольной (n=12) групп. Методы исследования: педагогическое тестирование уровня развития координационных способностей, экспертная оценка качества освоения атакующих действий кикбоксерами 10-12 лет. Достоверность различий между результатами тестирования групп рассчитывалась по t-критерию Стьюдента. Темпы прироста показателей координационных способностей и показателей качества выполнения техники атакующих действий у кикбоксеров на этапе начальной подготовки высчитывались по формуле С. Броуди.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании ранее проведенных нами исследований, касающихся выявления значимых координационных способностей кикбоксеров на этапе начальной подготовки, была разработана экспериментальная методика обучения атакующим действиям с сопряженным развитием координационных способностей. Отличительными особенностями методики являются: сопряженный метод обучения и развития значимых координационных способностей, выделение опорных точек и ориентировочной основы действий для обучающихся при изучении атакующих действий, выстроенный алгоритм поэтапной последовательности обучения. Методика рассчитана на два года и включает в себя четыре этапа: ознакомительный, базовый, практический, углубленный.

На ознакомительном этапе изучаются начальные технические элементы и действия - стойки, передвижения, дистанции, с сопряженным развитием способности к равновесию, точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных и временных параметров движения, темпо-ритмовой способности, сначала в неспецифических движениях и статических положениях фиксирующих боевую стойку, затем в имитационных упражнениях.

На базовом этапе изучаются основные технические действия - удары руками и ногами на месте, с сопряженным развитием способности к равновесию, точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных параметров движения, темпо-ритмовой способности, способности к согласованию и комбинированию движений, статокинетической способности. Развитие КС идет сначала в неспецифических, а затем в специфических движениях, имеющих сходство с операциями, выполняемыми в атакующих действиях.

На углубленном этапе изучаются атакующие действия руками и ногами в передвижении с сопряженным развитием способности к динамическому равновесию, точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривания и оценки временных, пространственных и силовых параметров движения, быстрому реагированию, согласованию и комбинированию движений, темпо-ритмовой способности, антиципации. Развитие КС сначала осуществляется с использованием специально - подготовительных упражнений на снарядах (лапах, макиварах, боксерских мешках), а затем при взаимодействиях с партнером.

На практическом этапе изучаются комбинации из двух или трех атакующих действий в движении при взаимодействии с партнером. Одновременно продолжается развитие способности к антиципации различных признаков движений, условий их выполнения и хода изменения ситуации в целом, точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривания и оценки временных, пространственных и силовых параметров движения, быстрому реагированию, согласованию и комбинированию движений, темпо-ритмовой способности. Развитие КС идет при непосредственном противодействии партнера.

Для экспериментальной проверки эффективности разработанной нами методики, был организован и проведен педагогический эксперимент.

Тестирование до педагогического эксперимента позволило выявить исходный уровень координационной подготовленности кикбоксеров 10-11 лет (таблица 1). Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что уровень координационной подготовленности кикбоксеров контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп, до педагогического эксперимента, достоверных различий не имел.

Таблица 1 - Показатели координационных способностей кикбоксеров 10-11 лет в КГ и ЭГ до педагогического эксперимента, Х±о_

№ п/п Показатели Группа Р

КГ, п=12 ЭГ, п=12

1. Точность воспроизведения / величины усилия на ручном динамометре, ошибка в% 6,7±0,2 6,8±0,2 > 0,05

2. Точность воспроизведения угла 45 градусов на кинемато-метре, ошибка градус 8,6±0,4 8,9±0,7 > 0,05

№ п/п Показатели Группа Р

КГ, п=12 ЭГ, п=12

3. Точность воспроизведения временного интервала, ошибка в% 33,4±4,5 33,4±2,4 > 0,05

4. Длительность удержания позы в тесте «Поза Ромберга», с 12,5± 1,4 12,3±0,8 > 0,05

5. Быстрота перешагивания через гимнастическую палку, с 21,7±1,5 21,5±1,7 > 0,05

6. Быстрота ПЗМР, мс 351,2±29,1 352,0±29,5 > 0,05

7. Быстрота сложной реакции выбора, мс 477,2±14,2 480,2±14,9 > 0,05

8. Быстрота РДО, мс 447,5±10,6 447,5±12,0 > 0,05

9. Точность отмеривания величины отрезков, ошибка в % 20,4±0,3 20,4±0,4 > 0,05

10. Точность оценки угловой скорости движения, ошибка в % 9,8±0,2 9,7±0,2 > 0,05

11. Быстрота передвижения в упоре сзади, с 8,9±0,1 8,9±0,1 > 0,05

12. Быстрота ответа на бросок теннисного мяча партнером, балл 3,0±0,1 3,1±0,1 > 0,05

После первого года подготовки, нами было проведено тестирование в КГ и ЭГ, с целью определения влияния разработанной методики на исследуемые показатели. Поученные результаты свидетельствуют о достоверных различиях в показателях координационных способностей (таблица 2) и качества освоения атакующих действий (таблица 3) между спортсменами КГ и ЭГ. При сравнении сдвигов в показателях координационных способностей наблюдаются положительные изменения результатов в обеих группах. Однако прирост показателей более существенен в ЭГ (Р <0,05). Достоверные различия темпов прироста выявлены по 10 показателям уровня координационных способностей. Наиболее значимые различия выявлены в темпах прироста способности к равновесию (46,5%) и точности оценки и воспроизведения временных параметров движения (37,7%).

Таблица 2 - Показатели координационных способностей кикбоксеров 11-12 лет в КГ и ЭГ после окончания первого года педагогического эксперимента, Х±о_

№ п/п Показатели Группа Темпы прироста за год обучения, % Р

КГ, п=12 ЭГ, п=12 КГ ЭГ

1. Точность воспроизведения / величины усилия на ручном динамометре, ошибка в% 6,0±0,5 5,9±0,3 10,6 12,8 > 0,05

2. Точность воспроизведения угла 45 градусов на кинематометре, ошибка градус 8,0±0,5 7,3±0,6 7,5 18,5 < 0,01

3. Точность воспроизведения временного интервала, ошибка в% 25,8±2,1 20,8±3,1 22,7 37,7 < 0,01

4. Длительность удержания позы в тесте «Поза Ромберга», с 13,3±1 18,0±1,3 6,7 46,5 < 0,01

5. Быстрота перешагивания через гимнастическую палку, с 19,6±1,9 19,3±1,4 9,6 10,3 > 0,05

6. Быстрота ПЗМР, мс 345,8±24,2 338,5±15,8 1,5 3,8 > 0,05

7. Быстрота сложной реакции выбора, мс 468,3±16,1 453,4±13,5 1,9 5,6 < 0,01

8. Быстрота РДО, мс 427,7±7,2 403,8±13,1 1,1 9,8 < 0,01

9. Быстрота выполнения 10 ударов ногами, с 41,9±1,3 40,4±1,6 0,6 4,4 < 0,01

10. Точность отмеривания величины отрезков, ошибка в % 19,8±0,5 18,5±1,2 2,9 9,3 < 0,01

11. Точность оценки угловой скорости движения, ошибка в % 9,7±0,1 9,0±0,3 0,8 7,4 < 0,01

12. Быстрота передвижения в упоре сзади, с 8,8±0,1 8,4±0,5 1,6 5,6 < 0,05

13. Быстрота ответа на бросок теннисного мяча партнером, балл 3,4±0,4 3,8±0,3 12,6 25,3 < 0,05

Преобладание результатов показателей в ЭГ объясняется влиянием применения специальных упражнений, в которых кикбоксеры выполняли различные перемещения центра тяжести, сохранение статического и динамического равновесия, оценку и воспроизведение пространственных и временных параметров движения, согласование движений частей тела, антиципацию действий партнера. Не выявлены различия в результатах показателей способности к точности оценки и воспроизведения силовых параметров движения,

быстроты простой зрительно-моторной реакции и темпо-ритмовой способности. Возможно, это объясняется небольшим объемом специальных упражнений на точность оценки и воспроизведения силовых параметров движения, а также жесткой привязкой к генетическим задаткам способностей к быстроте реагирования и ритму.

Таблица 3 - Показатели качества выполнения атакующих действий кикбоксеров 11-12 лет В КГ и ЭГ после окончания первого года педагогического эксперимента, в баллах Х±а

№ п/п Атакующие действия (экспертная оценка, балл) Группа Разница Х1-Х2 Р

КГ, п=12 ЭГ, п=12

Х1±0 Х2±о балл %

1. Прямой ближней 14,3±2,7 15,8±2 1,5 9,6 > 0,05

2. Прямой ближней в корпус 14,2±2,5 15,9±1,8 1,7 10,9 > 0,05

3. Прямой дальней 13,3±2,7 15,3±2 2,1 13,4 < 0,05

4. Прямой дальней в корпус 13,3±2,7 15,5±2,1 2,3 14,6 < 0,05

5. Боковой дальней 13,3±2,7 15,2±2 2,3 13,1 < 0,05

6. Боковой ближней 12,3±2,7 14,5±2,1 2,1 15,5 < 0,05

7. Снизу дальней 12,3±2,7 14,3±1,9 2,0 14,5 < 0,05

8. Снизу ближней 11,2±2,5 13,2±2,2 2,0 15,1 < 0,05

9. Прямой ближней в туловище 13,7±3,2 15,9±3 2,2 13,9 > 0,05

10. Прямой дальней в туловище 12,7±3,2 14,5±2,9 1,9 12,9 > 0,05

11. Круговой ближней в туловище 11,7±3,2 14,5±1,9 2,9 19,7 < 0,05

12. Круговой дальней в туловище 11,7±3,2 14,1±2,5 2,5 17,5 < 0,05

13. Круговой дальней в голову 10,7±3,2 13,0±2,3 2,4 18,1 < 0,05

14. В сторону ближней в туловище 10,7±3,2 13,3±1,9 2,7 20,0 < 0,05

15. В сторону дальней в туловище 10,7±3,2 13,0±2,3 2,3 18,9 < 0,05

16. С разворота в туловище 9,7±3,2 12,1±2,2 2,4 20,0 < 0,05

17. Подсечка 8,7±3,2 11,3±1,9 2,7 23,5 < 0,05

Исследование уровня качества выполнения атакующих действий позволило выявить, что кикбоксеры ЭГ так же, как и в тестировании координационных способностей показали лучшие результаты, чем кикбоксеры КГ. Данные свидетельствуют о достоверном, более значимом, чем в КГ, увеличении показателей качества выполнения атакующих действий в ЭГ. Кикбоксеры ЭГ показали более высокое качество исполнения почти всех атакующих действий руками и ногами, кроме атакующих действий: прямой ближней рукой в голову и туловище и прямой ближней и дальней ногой в туловище. Скорее всего, это связано с относительной простотой исполнения этих атакующих действий.

После окончания педагогического эксперимента нами было проведено итоговое тестирование координационных способностей (таблица 4).

Таблица 4 - Показатели координационных способностей кикбоксеров 11-12 лет в КГ и ЭГ после окончания педагогического эксперимента, Х±о___

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Показатели Группа Темпы прироста за 2 года обучения, % Р

КГ, п=12 ЭГ, п=12

КГ ЭГ

1. Точность воспроизведения / величины усилия на ручном динамометре, ошибка в% 5,8±0,2 5,1±0,5 13,6 24,6 <0,01

2. Точность воспроизведения угла 45 градусов на кинематометре, ошибка градус 7,3±0,8 5,4±0,3 15,5 39,1 < 0,01

3. Точность воспроизведения временного интервала, ошибка в% 23,2±2,5 19,8±1,7 30,5 40,7 < 0,01

4. Длительность удержания позы в тесте «Поза Ромберга», с 15,4±2,0 22,3±0,8 23,2 81,7 < 0,01

5. Быстрота перешагивания через гимнастическую палку, с 18,8±1,1 15,8±1,3 13,5 26,3 < 0,05

6. Быстрота ПЗМР, мс 345,8±75 338,8±18 1,5 3,8 < 0,05

7. Быстрота сложной реакции выбора, мс 465,3±13,8 441,3±9,2 2,5 8,1 < 0,05

8. Быстрота РДО, мс 394,3±12 372,3±17 11,9 16,8 < 0,01

9. Быстрота выполнения 10 ударов ногами, с 41,3±1,7 38,4±1,2 1,9 9,1 < 0,01

10. Точность отмеривания величины отрезков, 19,4±1,1 17,9±0,7 4,8 12,2 < 0,05

№ п/п Показатели Группа Темпы прироста за 2 года обучения, % Р

КГ, п=12 ЭГ, п=12

КГ ЭГ

ошибка в %

11. Точность оценки угловой скорости движения, ошибка в % 9,0±0,3 8,1±0,1 8,1 16,3 < 0,01

12. Быстрота передвижения в упоре сзади, с 8,1±0,2 7,6±0,1 8,7 14,8 < 0,01

13. Быстрота ответа на бросок теннисного мяча партнером, балл 3,6±0,2 4,4±0,4 19,2 44,0 < 0,01

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в ЭГ произошли более значимые приросты по всем показателям координационной подготовленности. Наиболее существенные сдвиги произошли в показателях способности к равновесию, точности оценки пространственных и временных параметров движения и антиципации.

Результаты итоговой оценки качества выполнения атакующих действий кикбоксеров в КГ и ЭГ представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Показатели качества выполнения атакующих действий кикбоксеров 11-12 лет в КГ и ЭГ после окончания педагогического эксперимента, в баллах (Х±а)__

№ п/п Атакующие действия (экспертная оценка, балл) Группа Разница Х1"Х2 Р

КГ, п=12 ЭГ, п=12

Х1±о Х2±о балл %

1. Прямой ближней 15,1±2,5 16,9±2,2 1,8 10,8 > 0,05

2. Прямой ближней в корпус 15,0±2,2 16,9±2,1 1,9 11,3 < 0,05

3. Прямой дальней 14,3±2,5 16,5±2,2 2,3 13,6 < 0,05

4. Прямой дальней в корпус 14,1±2,4 16±2,2 1,9 12 < 0,05

5. Боковой дальней 14,0±2,3 16,3±1,9 2,3 14,3 < 0,05

6. Боковой ближней 13±1,9 16,2±1,4 3,2 19,6 < 0,05

7. Снизу дальней 12,5±2,4 16±1,4 3,5 21,9 < 0,05

8. Снизу ближней 11,8±2 15±1,3 3,2 21,1 < 0,05

9. Прямой ближней в туловище 14,6±3,1 16,4±2,8 1,8 11,2 > 0,05

10. Прямой дальней в туловище 14,3±1,8 16,2±1,5 1,9 11,9 < 0,05

11. Круговой ближней в туловище 12,7±3 15,3±2,9 2,6 17 < 0,05

12. Круговой дальней в туловище 12,6±2,9 15,2±2,9 2,6 17 < 0,05

13. Круговой дальней в голову 11,4±3 14,1±2,5 2,7 18,9 < 0,05

14. В сторону ближней в туловище 11,4±3,1 14±2,8 2,6 18,5 < 0,05

15. В сторону дальней в туловище 11,3±2,9 14,3±2,3 2,9 20,5 < 0,05

16. С разворота в туловище 10,3±2,9 14±1,8 3,7 26,2 < 0,05

17. Подсечка 9,6±3,1 14,3±1,3 4,8 33,1 < 0,05

Результаты, представленные в таблице 5, свидетельствуют о более качественном выполнении атакующих действий кикбоксерами ЭГ, по сравнению с кикбоксерами КГ, при Р<0,05. Исключение составляют атакующие действия прямой ближней в голову и прямой ближней ногой в корпус, в виду простоты их исполнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате применения экспериментальной методики обучения атакующим действиям получены более значимые приросты координационных способностей в ЭГ (3,881,7%) по сравнению с КГ (1,5-30,5%), при Р <0,05; качество выполнения атакующих действий кикбоксерами ЭГ (14,1-16,9 балла) достоверно выше, чем у кикбоксеров в КГ (9,615,1 балла), при Р <0,05.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонов, А.И. Методика обучения технике ударов ногами в кикбоксинге, основанная на биомеханическом анализе / А. И. Агафонов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. -2014. - № 2 (8). - С. 5-10.

2. Коляда, А.В. Рекомендации по технико-тактической подготовке кикбоксеров в разделе К-1, относящиеся к нокаутирующим ситуациям / А.В. Коляда, А.А. Гришин // Ученые записки

университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 111-114.

3. Маньшин, Б.Г. Изучение способностей кикбоксеров на этапе начальной подготовки к успешности обучения техническим действиям / Б.Г. Маньшин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 116-123.

4. Овчинников, В.А. Управление равновесием как один из факторов успешного владения боевыми приемами борьбы / В. А. Овчинников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 1 (47). - С. 80-84.

REFERENCES

1. Agafonov, A.I. (2014), "Methods of teaching kick techniques in kickboxing, based on biome-chanical analysis", Physical education and sports training, No.2, pp. 5-10.

2. Kolyada, A. V. and Grishin, A. A. (2015), "Recommendations on the technical and tactical training of kickboxers in section K-1, relating to knockout situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5, pp. 111-114.

3. Manshin, B. G. (2016), "Studying the abilities of kickboxers at the stage of initial preparation for the success of training in technical actions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11, pp. 116-123.

4. Ovchinnikov, V. А. (2009), "Balance control as one of the factors of successful possession of combat techniques of wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, pp. 80-84.

Контактная информация: serik-toks@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.03.2019

УДК 796.322

КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЖЕНСКИХ ГАНДБОЛЬНЫХ КОМАНД ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Василий Иванович Тхорев, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Михайлович Киселев, соискатель, Николай Александрович Атаманов, магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Краснодар

Аннотация

Важнейшей информационной составляющей, обеспечивающей эффективную спортивную подготовку, служат сведения о критериях, формирующих спортивный результат в конкретном виде спорта. Источником соответствующих знаний являются крупнейшие официальные спортивные соревнования, в том числе и чемпионаты Европы. Материалы таких состязаний по гандболу среди женских сборных команд, состоявшегося в конце 2018 года, и легли в основу проведенного исследования.

Ключевые слова: женские гандбольные сборные команды, параметры соревновательной деятельности, обусловленность и критерии спортивного результата.

CRITERIA OF SUCCESSES OF COMPETITIVE ACTIVITY OF WOMEN'S HANDBALL TEAMS OF HIGH QUALIFICATION

Vasily Ivanovich Tkhorev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Dmitry Mikhaylovich Kiselev, the competitor, Nikolai Alexandrovich Atamanov, the master student, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Annotation

The most important information component providing effective sports training is information about the criteria that form a sports result in a particular sport. The source of the relevant knowledge is the largest official sporting events, including the European Championships. The materials of such handball competitions among women's national teams, held in late 2018, formed the basis of the study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.