Научная статья на тему 'Эффективность применения игры «Счастливый случай» в оценке знаний студентов при прохождении тем по высокомолекулярным соединениям'

Эффективность применения игры «Счастливый случай» в оценке знаний студентов при прохождении тем по высокомолекулярным соединениям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения игры «Счастливый случай» в оценке знаний студентов при прохождении тем по высокомолекулярным соединениям»

психологических методов и технологий, которые пришлись у нас на конец 20-го - начало 21-го веков, Россия еще не знала. Лет через 20 обнаружат, что в России был период расцвета интеллектуального творческого авангарда, разыгрывающего всесоюзные представления, в которых создавалось будущее страны. Может быть, поэтому власть сегодня сделала акцент на развитии технического интеллекта? Так или иначе, группа психологов из Красноярска, в том числе автор данных строк, принимали в этом посильное участие, а потому горды этим обстоятельством.

Литература.

1. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии, М., 1956. — № 6.

2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. / Минск: Беларусь, 1994.

3. Генисаретский О.И. Упражнения в сути дела / М., Русский мир, 1993;

4. Терентьева В.И. Лечение общением. Дети с заиканием / В.И. Терентьева. Красноярск, 1998, с. 109.

5. Терентьева В.И. Стилевое решение в условиях риска и неопределенности: системный подход / В.И. Терентьева. Красноярск: РИО КрасГУ, 2006, с. 334.

6. Щедровицкий Г.П. Синтез знаний: проблемы и методы. // В сб.: «На пути к теории научного знания». М., 1984.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ

«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» В ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ТЕМ ПО ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫМ СОЕДИНЕНИЯМ

Худойназарова Г.А., к.х.н., доцент, Очилова Ф.М., магистрант (Узбекистан, Бухара)

Новая модель образования приводит к формированию в обществе самостоятельно мыслящей, свободной личности. Мы будем иметь возможность воспитания осознающих свою значимость, обладающих сильной волей, цельной натурой людей,

которые будут знать точную цель в жизни. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в новых условиях главной задачей системы образования остаётся подготовка достойных кадров для производственных отраслей.

В этих условиях было бы неправильным считать, что только преподаватель может быть организатором учебного процесса, претворять его в практику, контролировать его, в то же время превратить студента в объект образования и, тем самым, ограничить его творческую деятельность.

Важным является применение в учебно-воспитательном процессе педагогических технологий, отражающих особенности периода ускоренного развития науки и техники, резкого увеличения потоков информации. Именно с помощью нового построения учебно-воспитательного процесса и можно достичь воспитания молодёжи, являющейся основой развития общества, на уровне современных требований. В настоящее время во всём мире, в широком объёме во многих отраслях народного хозяйства производятся товары различных видов: резина, пластмасса, химическое волокно, полимерные плёнки, клей, диэлектрики и другие виды товаров. Названные отрасли невозможно представить без полимеров. Поэтому необходимо сформировать у студентов базовые понятия о высокомолекулярных соединениях. В этом случае, при изучении распространения в природе высокомолекулярных соединений, получения физико-химических свойств и применения их в разных отраслях народного хозяйства (промышленности, медицине, сельском хозяйстве, авиации, электронике и т.д.) от преподавателя химии требуется внедрять эффективные методы педагогики, в соответствии с темами.

Для создания у студентов творческого мышления необходимы задания, способствующие возникновению переосмысления и активной разработке полученных знаний. Работа в группах и представление результатов считается одним из способов эффективного обучения. При оценке знаний студентов целесообразно использовать игру «Счастливый случай». Эта игра предлагается для использования её по всем учебным дисциплинам в конце учебного

года, в процессе завершения изучения разделов или глав. Организация игры «Счастливый случай» даёт положительный эффект со всеми категориями учащихся и студентов, от школы до ВУЗа. Особенно этот эффект заметен в работе с учащимися 9-11 классов, со студентами академических лицеев и профессиональных колледжей. Здесь студенты коллективно, способом «вопрос-ответ» смогут продемонстрировать полученные знания о высоко-молекулярных соединениях, показать в виде соревнования между группами, в какой степени они усвоили понятия этой темы. На таком занятии обеспечивается высокая посещаемость студентами урока. С помощью контроля ни один студент не остаётся в стороне и этим достигается объективная оценка знаний студентов.

Игра «Счастливый случай» организуется следующим образом. Во-первых, студенты, находящиеся в аудитории, по рядам делятся на три группы. Во-вторых, в коробку с надписью «Счастливый случай» помещают 30 или более шариков. Каждый шарик пронумерован. В 7 из них записаны простые вопросы, в 7 - вопросы средней сложности, ещё в 7 - сложные вопросы, а внутрь оставшихся 9 шариков - условия случайных вопросов. Посредством указанных правил студентам предоставляется возможность накопления баллов. В-третьих, каждому ряду даётся название. Например, I ряду даётся название «Мономер», II ряду - «Полимер», III ряду - «Сополимер».

Преподаватель ставит на стол коробку с шариками и путём жребия начинает процесс игры.

На стадии оценки знаний балы, накопленные студентами в ходе ответов на поставленные в условиях заданий вопросы, складываются. Простые вопросы оцениваются в 1 балл, вопросы средней сложности - в 2 балла, сложные - в 3 балла. На вопросы, с указанным уровнем сложности, студенты должны пытаться дать ответ и, тем самым, набирать баллы. Если на поставленный вопрос студент не дал правильный ответ, текущему ряду балл не ставится, и этот студент выбывает из игры. Для того чтобы найти ответ обращаются к студентам другого ряда и, если они отвечают правильно, то баллы ставятся этому ряду. На поиск ответа по

каждому вопросу отводится одна минута.

Обозначения шаров показаны на рис. 1. В шарах поставлены следующие вопросы.

1. Приведите пример полимера.

2. В чем отличие полимера от мономера?

3. Напишите структурную формулу полистирола.

4. Какая реакция называется реакцией полимеризации?

5. Какая реакция называется реакцией поликонденсации?

6. Какая реакция называется реакцией сополимеризации?

7. На какие классы подразделяются высокомолекулярные соединения согласно строению основной цепи?

- Какая связь принимает участие в образовании полимера из мономера?

- Из каких атомов состоит основная цепь

рбоцепных полимеров?

8. Какие высокомолекулярные соединения содержится в растительных организмах?

9. Какие высокомолекулярные соединения содержится в животных организмах?

10. На какие классы подразделяются полимеры согласно происхождению, и какие из полимеров?

Простые вопросы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, О ■©•([■

Вопросы средней сложности: 8, 9, 10, 11, 12, 13, 11^.'О1 . Сложные вопросы: 15.16. 17.18.19. 20. 21.©/и.® ■ Примечание:

- балл, отведённый на этот вопрос, увеличивается в 2 раза:

- баллы за этот вопрос не ставятся:

- на данный ответ из отведённых баллов ставится половина: ' 'у - даже без ответа на вопрос балл присваивается;

д - балл ставится за ответы, данные в течение одной минуты на простые вопросы (за кавдый ответ начисляется 0.5 балла):

- каждой букве данного слова сопоставить термин, соответствующий этой дисциплине:

('/'.■ - из набранных баллов вычитается 2 балла.

Рис. 1 Обозначения шаров.

11. Каким образом при полимеризации, в процессе роста цепи, мономеры могут соединяться между собой, и какие мономеры?

12. К какому типу соединений относится лавсан?

13. Какой углеводород полимеризирован при получении синтетического каучука?

14. На основе какой реакции получается синтетическое капроновое волокно?

1. Укажите мономер полиэтилена.

2. Каким образом из природного каучука получают резину?

3. Как называется мономер полимера носящего название органическое стекло?

4. (-CF2-CF2-)n - какой это полимер?

5. Вискоза натуральное волокно или синтетическое?

6. Что такое мономер?

7. Атомы каких элементов, кроме углерода, могут быть в основной цепи молекулы гетероцепного полимера?

8. Полимеры - это органические вещества или неорганические?

9. Полипропилен карбоцепной полимер или гетероцепной?

10. К какому типу полимеров относится белок?

- Приведите примеры гетероцепным природным

органическим полимерам.

15. Найдите степень полимеризации полипропилена, молекулярный вес которого равен 84000.

16. Приведите примеры насыщенным

высокомолекулярным соединениям

примеры

насыщенным

17. Какие полимеры могут быть примером для гетероцепных синтетических полимеров?

18. С помощью какой реакции можно определить наличие пептидной связи в молекуле белка?

19. Определите относительную молекулярную массу белка, в составе молекулы которого содержится один атом серы, составляющей 0,32%.

20. Сколько процентов серы будет содержаться в составе резины при получении её путём вулканизации?

21. Какие вещества, подвергаясь поликонденсации между собой, образуют волокно найлон?

^^ - По каждой букве слова «полимер» найдите слова, соответствующие этой науке.

- Под влиянием каких веществ ускоряется реакция радикальной полимеризации?

Ответы.

1. Полиэтилен, полипропилен, полистирол, поливинилхлорид, поливинилацетат, поливинил спирт, полиметилакрилат, полиметилметакрилат и так далее.

2. Полимеризующееся низкомолекулярное вещество -«мономер». Высокомолекулярное вещество, полученное из нескольких взаимодействующих мономеров, называется «полимер».

3. Полипропилен: (—СН2—СН(СН3)—)П .

4. Реакция, при которой низкомолекулярные вещества, связываясь между собой ковалентной связью, образуют высокомолекулярное вещество, называется «реакцией полимеризации».

5. Процесс, при котором в результате полимеризации мономеров наряду с высокомолекулярным веществом (ВМС), образуется низкомолекулярное вещество, называется «поликонденсацией».

6. Реакция, при которой взаимодействием двух и более различных мономеров, образуется высокомолекулярное вещество, называется реакцией «сополимеризации».

7. Согласно строению основной цепи, высокомолекулярные соединения подразделяются на два класса: карбоцепные и гетероцепные.

^^ — При полимеризации мономеров принимает участие

тс-связь, имеющаяся в их составе.

- Основная цепь карбоцепных полимеров состоит из атомов углерода.

8. В растительных организмах содержатся такие высокомолекулярные соединения, как: целлюлоза, крахмал, лигнин.

9. В животных организмах содержатся такие высокомолекулярные соединения, как: белок, гормон, фермент.

10. Согласно происхождению полимеры подразделяются на 2 группы: природные и синтетические.

11. В процессе роста цепи при полимеризации мономеры могут соединяться между собой в трёх положениях: хвост к голове, голова к голове, хвост к хвосту.

12. Лавсан относится к полиэфирам.

13. Бутадиен - 1,3.

14. Реакция поликонденсации.

^ 1. Этилен.

2. Природный каучук вулканизируется с серой.

3. Метилметакрилат.

4. Тефлон.

5. Синтетическое.

6. Низкомолекулярные вещества, способные к полимеризации.

7. Кислород, сера, азот, фосфор.

8. Органическое вещество.

9. Карбоцепный полимер.

10. Природный полимер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. п = 2000.

16. Полиэтилен, полипропилен, полистирол, полибутилен, полиизобутилен.

- Белок, целлюлоза, лигнин, крахмал.

17. Полиэфиры, полиамиды, полиуретан элементоорганические полимеры.

и

18. Можно определить биуретовой реакцией.

19. 10000.

20. В составе резины будет содержаться 30% серы.

21. Гексаметилендиамин и адипин кислота. П - поликонденсация, О - окислитель, Л - ленолеум, И - инициатор, М - мономер, Е - европий, Р - радикал.

- Радикальная полимеризация проходит под влиянием инициатора.

Каждому ряду отводятся баллы за участие студентов. Таким образом, благодаря игре «Счастливый случай» у студентов повышается активность, находчивость, а также интерес и поиск в науке.

Литература.

1. Аскаров М.А., Ёриев М., Ёдгоров Н. Полимерлар физикаси ва химияси. Тошкент 1993.

2. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии/ Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. - М., 2001. 265 с.

3. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 560 с.

4. Шур А.М. Высокомолекулярное соединения. Учебник, М.: Высшая школа. 1981.

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Усманова М.Н. доцент, канд. психол. наук, Бафаев М.М. магистрант (Узбекистан, Бухара)

Одним из главных приоритетов Национальной программы по подготовке кадров Узбекистана является «...формирование самостоятельно и свободно мыслящей личности, способной активно участвовать в общественно-политической жизни, активно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.