Научная статья на тему 'Эффективность использования тестовых заданий типа PISA на уроках математики'

Эффективность использования тестовых заданий типа PISA на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕЖДУНАРОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ PISA / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ / СПЕЦИФИКА ЗАДАЧ PISA / MMPETENCE APPROACH / INTERNATIONAL RESEARCH PISA / СОТ-PETENCE-ORIENTED OBJECTIVES / THE SPECIFICITY OF PISA TASKS / ЦүЗЫРЕТТі ЪЩПАЛДАСТЪЩ / PISA ХАЛЫқАРА-ЛЫқ ЗЕРТТЕУ / қүЗЫРЕТТі-БАГЫТ-ТАЛГАН ТАПСЫРМАЛАР / PISA ТАПСЫРМАЛАРЫНЫң ЦүРЫЛЫМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павперова Ю.А.

Статья посвящена международному исследованию PISA. В ней раскрывается эффективность использования тестовых заданий типа PISA на уроках математики; описывается преимущество использования таких задач наряду с традиционными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of the use of tests such as PISA math class

The article is devoted to the international research PISA. It reveals the efficiency of tests such as PISA in Maths class. It describes the benefits of using these tasks in addition to traditional.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования тестовых заданий типа PISA на уроках математики»

Щ

Павперова Ю.А.,

учитель математики ГУ «Школа-лицей №1 отдела образования акимата города Костаная»

Нег1зг1 свздер: цузыретт1 ыцпалдастыц, PISA халыцара-лыц зерттеу, цузыретт^багыт-талган тапсырмалар, PISA тапсырмаларыныц цурылымы.

Ключевые слова: компетент-ностный подход, международное исследование PISA, компетент-ностно-ориентированные задачи, специфика задач PISA.

Key words: mmpetence approach, international research PISA, сот-petence-oriented objectives, the specificity of PISA tasks.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ТИПА PISA НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Ацдатпа

PISA халыкаралы; зерттеуге арналган баспа. Бунда математика сабактарында PISA туршде мэтшдш тапсы-рмаларды колдануды; тшмдшпн ашады: дэстYрлi жа-сак сиякты тапсырмаларды пайдалану басымдылыкта-рын суреттейдi.

Аннотация

Статья посвящена международному исследованию PISA. В ней раскрывается эффективность использования тестовых заданий типа PISA на уроках математики; описывается преимущество использования таких задач наряду с традиционными.

Annotation

The article is devoted to the international research PISA. It reveals the efficiency of tests such as PISA in Maths class. It describes the benefits of using these tasks in addition to traditional.

Назначение человека — в разумной деятельности.

Аристотель

В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 г. главными функциональными качествами личности обозначены:

• инициативность;

• способность творчески мыслить и находить не- К стандартные решения;

• умение выбирать профессиональный путь; $

• готовность обучаться в течение всей жизни.

В настоящее время меняется взгляд на то, какой долж- 2 на быть подготовка выпускника основной школы. Наря- и ду с формированием предметных знаний и умений, шко- ^ ла должна обеспечивать развитие у учащихся умений О использовать свои знания в разнообразных ситуациях, g близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения л будут способствовать активному участию выпускника g школы в жизни общества, помогут ему приобретать зна- К ния на протяжении всей жизни. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, то есть ^ подготовку молодежи к «взрослой» жизни, что отличает t^ его от других международных исследований, основной

целью которых являлась проверка определенных школьными программами предметных знаний и умений, в основном, с помощью выполнения учебных заданий мало или совсем не связанных с реальной жизнью [1].

К сожалению, абсолютное большинство школьников особенно на средней ступени обучения тренируются учителями для заучивания материала, выполнения действий по образцу, реализации одно-двух-трёх шаговых алгоритмов. Давно известно, что выполнение сколь угодно сложных алгоритмов не развивает творческих способностей учащихся, а в худшем исполнении, приводит к тому, что даже и повторить эти самые алгоритмы учащийся оказывается не в состоянии. Именно это является причиной четверти неудовлетворительных оценок по математике, получаемых ежегодно при проведении единого национального тестирования, это же является причиной более чем неудовлетворительных результатов тестирования PISA [2].

Один из способов реализации компетент-ностного подхода - составление и использование заданий в формате PISA в образовательном процессе. Специфика задач PISA заключается во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы - задача ученика. Для подобного «связывания» необходимо привлечение личного опыта, дополнительной w информации, необходима работа с контек-S стом. Отсюда и дизайн задач PISA - они чаще pq всего представляют собой описание ситуации ^ (кейс), взятые из реальной жизненной прак-

Й тики. Ни условия задачи, ни форма вопроса О

ьч не привязаны жестко к предметной ситуа-

^ ции. Напротив, перевод жизненной ситуации

в предметную и составляет трудность задач.

^ Каждая задача - ситуация, случай, требующие

щ решения. Вопрос и условия задачи соотносят-

щ ся с личным опытом, дополнительной инфор-

§ мацией из других разделов, следовательно,

3 задачи PISA являются интегрированными.

pq Составляя задачи в формате PISA необхо-о

щ димо учитывать их следующие признаки:

§ — условия, которые не требуются для отве-

та на вопрос;

— много лишних деталей, а часть необходимой информации может отсутствовать, она обнаруживается, например в вопросе;

— необходимая информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы, справочники, собственные знания);

— необходимая информация задана в логике отнесения ее не к конкретному предмету (учебному или научному), а к конкретной жизненной ситуации;

— форма требуемого ответа не задана или задана в зашумленной форме. Ответ, согласно вопросу, должен соответствовать требованиям, которые также не были сформулированы четко [3,4].

Отдельные задания - задачи в формате PISA используют в качестве познавательных задач на различных этапах урока с целью формирования исследовательских умений, самостоятельности мышления, познавательного интереса учащихся.

Набор заданий в формате PISA используют как диагностические и как обучающие, поскольку ученик приобретает новые знания и новые навыки.

Содержание заданий должно быть связано с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения в большинстве стран мира, в том числе и в Казахстане: числа, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, дискретная математика [5].

Задачи должны содержать вопросы различных типов - с выбором ответа, с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развернутым свободным ответом. В первом случае ученик среди предложенных вариантов ответа должен найти верный; во втором - записать свой ответ, не давая при этом никаких пояснений; в третьем случае от ученика требуется записать свое решение, дать обоснование, привести аргументацию. Иногда эти вопросы взаимосвязаны и в процессе их последовательного выполнения учащиеся должны подметить закономерности, выйти на некоторые обобщения. Иногда вопросы являются независимыми, и ответ на

В

последующий вопрос не обусловлен правильностью ответа на предыдущий. В одном и том же задании часто могут быть представлены вопросы разного типа: сначала предлагаются вопросы с выбором ответа, с кратким ответом, а в конце - вопросы с развернутым ответом.

При решении компетентностно - ориентированных задач типа PISA основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции [6].

Задания в формате тестов PISA позволяют учителю решить одновременно несколько задач:

— оценить уровень развития письменной компетенции учащихся, т. е. насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и достать из него необходимую информацию;

— оценить уровень развития предметных знаний и умений;

— оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.).

— оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире, т. е. результативно действовать в нестандартных ситуациях;

— формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции;

— способствуют сравнению прогресса учащихся в отношении каждого учебного предмета и образования в целом;

— определяют пути для понижения различий между текущими и ожидаемыми результатами [7].

Привлечение межпредметной информации в процессе решения задач типа PISA способствует более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, учащиеся приобретают и совершенствуют практические умения выявлять причинно-следственные связи между явлениями, процессами. При этом создаются благоприятные условия

для осмысленного понимания фактов, теории, законов, конкретизации и углубление раннее приобретенных знаний по математике, физике, химии, биологии, экологии.

Наличие интереса к математике у учащихся является необходимым условием процесса обучения. Чем выше интерес, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже полной потере приобретенных знаний, умений и навыков. Поэтому очень важно увеличить уровень интереса учеников к математике, следить за его изменением, что и является неотъемлемой частью исследования PISA.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончарова, Н. Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Текст]/Н.Л. Гончарова // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5 // http://www.ncstu.ru/

2. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?[-Текст] / А. Н. Дахин // Своевременные мысли. - 2004. - № 2. - С.43-47.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании[ Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 208 с.

4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования[Текст] / А.В. Хуторской // Нар. образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

5. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследован [Текст]/М.А. Холодная. - Томск: Изд-во Том. ун-та. - М.: Барс, 1997. - 392 с.

6. Модульно-компетентностное профессиональное образование (методические рекомендации). - М.: Изд. Центр НОУ ИСМО, 2003. - 34 с.

7. Ковалев, Г.С. Новый взгляд на грамотность [Текст]/Г.С. Ковалёв. По материалам международного исследования PISA-2000.

m

о

Рч

w О

О

о &

Й -а X X О S

m

о

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.