Научная статья на тему 'Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках географии в 7-м классе при помощи компетентностно-ориентированных заданий'

Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках географии в 7-м классе при помощи компетентностно-ориентированных заданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2094
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕН-ТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / СТИМУЛ / ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА / ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акзегитова Елена Викторовна

Представлен педагогический опыт разработки и применения компетент-ностноориентированных заданий в курсе изучения географии материков и океанов в 7 классе. Приведены примеры заданий и результаты анкетирования учащихся. Использование подобных заданий позволяет учителю провести диагностику формирования ключевых компетентностей учащихся. Данная работа в целом способствует повышению познавательной активности учащихся на уроке и формированию положительной мотивации к изучению географии. Приведены результаты анкетирования учащихся 7 класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акзегитова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках географии в 7-м классе при помощи компетентностно-ориентированных заданий»

УДК 91(07)

Е.В. Акзегитова Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках географии

в 7-м классе при помощи компетентностно-ориентированных заданий

Представлен педагогический опыт разработки и применения компетент-ностно- ориентированных заданий в курсе изучения географии материков и океанов в 7 классе. Приведены примеры заданий и результаты анкетирования учащихся. Использование подобных заданий позволяет учителю провести диагностику формирования ключевых компетентностей учащихся. Данная работа в целом способствует повышению познавательной активности учащихся на уроке и формированию положительной мотивации к изучению географии. Приведены результаты анкетирования учащихся 7 класса.

Ключевые слова: ключевые компетентности, компетентностно-ориен-тированные задания, стимул, задачная формулировка, диагностика учащихся, познавательный интерес учащихся.

Перед современной школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся. Однако работая с учениками 6-7-х классов, приходится сталкиваться с такими проблемами, что большинство

© Акзегитова Е.В., 2010

учащихся практически не умеют проводить аналогии, классифицировать, обобщать информацию; испытывают затруднения при работе с текстом как учебной статьи, так и дополнительного информационного материала к уроку. В целях выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся 7 класса проводилось входное тестирование по основным вопросам географии за курс 6 класса. Были получены следующие результаты: 7 человек (28 %) имеют высокий уровень знаний, умений, навыков, 10 человек (40 %) - средний, 8 человек (32 %) - низкий. Среди трудностей, которые чаще всего возникают у учащихся, можно назвать следующие: «Чаще всего я не знаю, как надо выполнять работу» и «Не умею контролировать ход своей работы». В процессе наблюдения было установлено, что многие школьники испытывают затруднения при работе с картой, при сравнении имеющихся данных, при анализе результатов в заданиях, которые требуют установления причинно-следственных связей или действий в незнакомой ситуации. На наш взгляд, это связано с недостаточной подготовкой школьников к подобным заданиям, с непониманием цели работы. Это заставило задуматься, как сделать процесс обучения более качественным. Решение выявленной проблемы видится в разработке и использовании на своих уроках компетентностно-ориентированных заданий, которые необходимо применять в системе. Ученик должен понимать, зачем он выполняет подобное задание, для чего, чему он может научиться при его выполнении. Для решения подобного рода заданий учитель создаёт условия для возникновения внутренней мотивации.

Обучение станет более эффективным, функциональным, индивидуализированным, если в школе будут созданы условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейших «взрослых» жизненных планов. Одной

из главных задач учителя является изменение организации традиционного урока, включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования

компетентностно-ориентированных заданий. Учитель при подготовке урока и разработке его дидактической основы определяет, какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы учащимся можно предложить задание, нацеленное на формирование той или иной компетентности в том или ином аспекте, на каком предметном содержании учащимся можно предложить подобное задание. При разработке компетентностно-ориентированного задания учитывают, что оно должно содержать: стимул, который погружает ученика в контекст задания и мотивирует на его выполнение; задачную формулировку, которая точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания; источник информации; бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ); инструмент проверки. Каждая составляющая компетентностно-ориентированно-го задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что оно организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Цель данного педагогического опыта: создание методического банка компетент-ностно-ориентированных заданий (далее

- КОЗ) в курсе изучения географии материков и океанов в 7-м классе, направленных на формирование ключевых компетентностей учащихся и развитие познавательной активности в процессе изучения данного курса географии.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

1) выявить уровень сформированно-сти ключевых компетентностей учащихся 7 класса в начале года;

2) разработать компетентностно ориентированные задания в курсе географии материков и океанов, направленные на формирование и развитие информационной, коммуникативной компетенции учащихся данного возраста;

3) рассмотреть возможность применения системы компетентностно-ориенти-рованных заданий для проведений мониторинга сформированности ключевых компетентностей учащихся на уроках географии;

4) апробировать данные материалы;

5) обобщить полученный опыт, провести анализ достигнутых результатов;

6) транслировать полученный опыт в школах города и Пермского края.

Для применения на уроке компетент-ностно-ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности учебного материала в курсе изучения предмета география:

- прикладной характер содержания изучаемых тем курса (составление простого плана местности, чтение карт различного содержания, определение поясного времени, наблюдение за погодой, решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности);

- содержание, включающее в себя оценку явлений и событий;

- выявление причин и следствий природных и экономических явлений;

- противоречивые сведения об изучаемом объекте или явлении;

- краеведческий материал, который значим для ученика;

- вопросы, значимые для всего человечества (например, проблемы экологии, вопросы межэтнических отношений и т.п.).

К сожалению, учебный материал на уроках географии в 7-м классе не всегда бывает компетентностно-ориентирован-ным по содержанию. В этом случае необходимо продумать формы работы

учащихся на уроке, которые будут способствовать формированию и развитию ключевых компетентностей. Наиболее значимые из них: готовность к разрешению проблем, готовность к использованию информационных ресурсов, коммуникативная компетентность.

Вот один из примеров формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках географии.

Задание по теме «Природные особенности океанов Земли».

Задание направлено на формирование компетентностей:

Информационная (1 уровень): указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет; выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; пользуется картографической информацией в атласе, использует дополнительные источники информации (энциклопедии, географические журналы и др.).

Информационная (2 уровень): самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников (карты атласа, дополнительные источники информации); планирует поиск недостающей информации в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативная (1 уровень): оформляет свою мысль в форме небольшого рассказа, в котором раскрываются особенности океана.

Стимул: Твой друг собирается принять участие в интерактивной игре «Путешествие по океанам Земли». Помоги ему подготовиться к успешному участию в этой игре. Задания первого тура необходимо отправить до 1 декабря.

Задачная формулировка:

1. Перед вами небольшие отрывки текста. Определите, об особенностях каких океанов идет речь.

2. Составьте свой рассказ об особенностях океана, который не упоминается в предыдущем задании.

3. Распределите предложенные географические названия в соответствии с названиями океанов, в пределах которых они расположены.

Мадагаскар, Гольфстрим, Индостан, Бенгальский, Шри-Ланка, Аравийский, Шпицберген, Перуанское, Новая Земля, Куросио, Фиджи, Пиренейский, Лабрадор, Сомалийское, Исландия, Мексиканский, Бенгальское, Гвинейский, Персидский, Новая Гвинея, Камчатка, Ямал.

Источники информации: Текст для выполнения задания 1:

A) 85 % акватории этого океана распо-

ложено к югу от экватора. Его характерная особенность заключается в сезонной смене ветров, особенно в северной его части. Зимой здесь господствует северовосточный, а летом юго-западный муссон, приносящий ливневые осадки на прибрежные территории.___________океан

Б) Почти половина площади океана приходится на шельф, который местами простирается на 1300 км от берега. Центральную часть океана занимает глубоководная котловина овальной формы (около 1130 км по одной оси и 2250 км по другой). Ее разделяет на две части крупный подводный хребет, который тянется через весь океан. По одной из гипотез этот хребет в давние времена был осью естественного «моста», между двумя северными материками.___________океан

B) Название этого океана произошло

от имени титана из греческой мифологии. Меридиональный, самый протяженный в мире подводный хребет делит океан на восточную и западную части. В этом океане проходит самое мощное в мире теплое течение. Через него проходит самое большое число морских путей._________океан

Г) Составьте свой рассказ об особенностях океана, который не упоминается в предыдущем задании (рассказ должен содержать информацию о пяти уникальных особенностях данного океана).

Задание по теме «Взаимодействие океана с сушей и атмосферой».

Задание направлено на формирование компетентностей:

Информационная (1 уровень):

указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет; выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; пользуется картографической информацией в атласе, ориентируется в тексте учебной статьи.

Информационная (2 уровень):

самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников (карты атласа, текст учебной статьи); воспринимает основное содержание фактической - оценочной - информации, определяет причинно-следственные связи, делает на основе проведенной работы собственные выводы, проводит проверку своей гипотезы.

Проблемная (2 уровень): обосновывает ситуацию, анализирует предложенную ситуацию.

Стимул: Путешественник Америго Ве-спуччи отправился в экспедицию вокруг берегов Южной Америки, помоги ему провести исследование влияния течений на климат побережий.

Задачная формулировка:

1. Спрогнозируйте, какое влияние может оказывать океаническое течение на климатические особенности побережья материка?

2. Какие климатические показатели будут отличаться в зависимости от типа течения по температуре?

3. Используя карты атласа, заполните предложенную таблицу.

4. Проверьте свое предположение о воздействии на климат побережий, которые омываются теплым и холодным течением. Сделайте вывод.

Источники информации: климатические карты атласа для 7 класса.

Гипотеза: Можно предположить, что океанические течения......(табл.)

Вывод: Полученные данные о климате данных территорий позволяют сделать следующие выводы___________

Реализация данного проекта по применению КОЗ в курсе изучения географии материков и океанов предусматривает следующие этапы:

Подготовительный

1. Обобщить и систематизировать имеющийся опыт.

2. Разработать компетентностно-ори-ентированные задания, направленные на формирование и диагностику развития информационной, коммуникативной компетенции учащихся 7 класса.

3. Продумать форму для фиксирования результатов мониторинга уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся.

4. Разработать инструкции для учащихся при организации работы с текстом, дополнительными источниками информации.

Основной

1. Использовать компетентностно-ориентированные задания в курсе изучения географии материков и океанов, постоянно пополняя и расширяя фонд подобных заданий.

2. Привлекать учащихся к созданию компетентностно-ориентированных заданий в качестве домашнего задания или конкурса КОЗ по отдельно взятым темам изучаемого курса.

таблица

Бланк для выполнения задания

Название течения Географическое положение Географическая широта Тип течения по температуре Ср. t января Ср. t июля Среднегодовое кол-во осадков (в мм)

Диагностический

1. Анализ выполнения компетентност-но-ориентированных заданий учащимися; оценить уровень развития ключевых компетенций учащихся по таксономии Кембриджа.

2. Диагностика полученных результатов на основе заполнения индивидуальной карты успеха ученика (см. табл. 1 в Приложении).

3. Анкетирование учащихся (интерес к предмету, мотивация учения и т.д.) (см. табл. 2 в Приложении).

4. Награждение и поощрение самых активных участников конкурса «Составители компетентностно-ориентированных заданий в курсе изучения материков и океанов».

Работа по реализации данного проекта достаточно трудоемка для учителя. Создание и применение подобных заданий требует больших временных затрат, возможности распечатать и предоставить учащимся индивидуальные карточки с заданием, необходимости разработки инструмента проверки задания - модельного ответа. Однако те результаты по формированию и развитию ключевых компетентностей учащихся, которые планировались, оправдывают «затратность» педагогического труда учителя. В целом задания такого формата учащиеся воспринимают с большим интересом, возрастает их познавательная активность и интерес к предмету географии. От учащихся теперь не услышишь реакции: «Ну вот, опять заполнять таблицу!», задания вызывают неподдельный интерес и при этом формируют информационную, проблемную, коммуникативную компетентности учащихся. Подтверждается данное положение результатами проведенных диагностик. Анкета «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» показала, что 18 человек из 27 называют предмет география одним из самых любимых в школе. Доводы, которые харак-

теризуют отношение к предмету: люблю предмет, потому что:

- данный предмет интересен;

- нравится, как преподает учитель;

- он требует наблюдательности, сообразительности;

- получаю удовольствие при его изучении;

- он влияет на изменение знаний об окружающем мире;

- он заставляет думать, развивает логику.

Школьники приняли активное участие в конкурсе «Составители заданий по географии» (16 человек из 27), были подведены итоги и награждены победители.

В конце учебного года каждый ученик заполнил индивидуальную карту успеха. Анализ карты успеха показал следующие результаты. «В работе при выполнении заданий по географии мне понравилось делать:

- выполнять задания по карте;

- искать дополнительную информацию по теме;

- заполнять предложенные учителем карточки-задания;

- смотреть и создавать самому презентации;

- работать с графиками и климатограммами.»

При заполнении раздела карты успеха «Как я работал» учащимся было предложено ответить на несколько вопросов, выбрав нужный для себя ответ. Получены следующие результаты:

- Читал для сбора информации: «много» - 3 человека,

«достаточно» - 14 человек.

- Работал с текстом:

«много» - 10 человек,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«достаточно» - 13 человек.

- Самостоятельно извлекал необходимую информацию для выполнения задания:

«всегда самостоятельно» - 16 человек,

«требовалась помощь учителя» - 11 человек.

- Читал таблицы, схемы, карты: «много» - 11 человек,

«достаточно» - 14 человек.

- Выполнял проблемные задания и находил решения:

«находил решения всегда» - 6 человек, «часто» - 13 человек.

- Высказывался при обсуждении задания в классе:

«много» - 1 человек,

«достаточно» - 12,

«мало» - 13 человек (для себя сделала вывод, что необходимо больше уделить внимания устной проверке выполненного задания).

- Делал краткие записи и заметки, чтобы сохранить информацию:

«много» - 16 человек,

«достаточно» - 8 чел.

- Готовил задания и сдавал их в срок: «всегда» - 7 человек,

«часто» - 14.

- Делал на основе проделанной работы собственные выводы:

«всегда» - 4 человека,

«часто» - 9,

«иногда» - 11 (необходимо в дальнейшем обратить внимание на это в своей работе и добиваться, чтобы каждое задание сопровождалось собственным выводом ученика).

- Готовил презентации, сообщения и демонстрировал их:

«да» - 14 человек;

«хотел, но что-то мешало» - 7 человек; «нет» - 6 человек.

- При выполнении заданий в целом я научился:

«всему, что было предложено» - 4 че-

ловека;

«многому научился» - 22 человека;

«мало чему научился» - 1 человек.

- Причины, которые мешали выполнять презентации и сообщения: «нет доступа к Интернету»; «не знаю, где найти информацию»; «не выбрал учитель»; «все раздавали очень быстро»; «стеснялся попросить».

Таким образом, анализ карты успеха ученика позволил прорефлексировать как деятельность каждого ученика индивидуально, так и деятельность учителя в целом. В оценке своей работы учащиеся показали, что при выполнении предложенных заданий они достаточно плодотворно потрудились с различными источниками информации, развивая у себя при этом информационную компетентность. Задания, которые были направлены на установление причинно-следственных взаимосвязей, решение учебной проблемы, выполнение социологического опроса и т.п. развивали проблемные компетентности. Многие задания требовали умения владения письменной коммуникацией - составление схем, кластеров, таблиц. Выполнение презентаций, подготовка сообщений, докладов развивает устную коммуникацию учащихся.

Применение компетентностно-ориен-тированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач:

• оценить уровень развития ключевых компетенций учащихся по таксономии Кембриджа;

• выявить уровень развития предметных знаний и умений;

• оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании;

• формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.

Применение компетентностно-ориен-

тированных заданий позволяет провести мониторинг формирования ключевых компетентностей учащихся. Задания в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, так и обучающих. Компетентностно-ориентированные задания позволяют активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника,

изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. Результативное выполнение заданий позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.

Библиографический список

Блинов В.И. Как реализовать компетентностей подход на уроке и внеурочной деятельности / В.И. Блинов, И.С. Сергеев. - М: Аркти, 2007. - 13Яс.

Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / отв. ред. Л.Е. Курнешова. - М.: Московский центр качества образования, 2008. - 96 с. - (Серия «Оценка качества образования»).

Загребина М.Г. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: метод. пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / М.Г.Загребина, А.Ю.Плотникова,

О.В.Севостьянова, И.В.Смирнова; под ред. И.С. Фишман. - Вып. 2. - Самара, 2006.

Приложение

Таблица 1. Индивидуальная карта успеха ученика

Фамилия Имя______________________________________________________

В работе при выполнении заданий по географии мне понравилось делать:

1)____________________________________________________________

2)____________________________________________________________

3)____________________________________________________________

Как я работал

Читал для сбора информации - много [^] - достаточно - мало [^] - не читал [ Высказывался при обсуждении задания в классе - много [^] - достаточно - мало [^] - не учавствовал [

Работал с текстом - много [^] - достаточно - мало [^] - не работал [ Делал краткие записи и заметки, чтобы сохранить информацию - много [^] - достаточно - мало [^] - не учавствовал [

Самостоятельно извлекал необходимую информацию для выполнения задания - всегда самостоятельно - требовалась помощь учителя [ Делал краткие записи и заметки, чтобы сохранить информацию - много [^] - достаточно - мало [^] - не учавствовал [

Выполнял проблемные задания и находил решения - находил решения всегда [] - часто [^] - иногда Ц Готовил презентации и сообщения и демонстрировал их - Да □ - хотел, но что-то мешало [ причина - - нет ^

При выполнении заданий в целом я научился * (поставь на шкале значок)

Всему что было Многому Мало чему Ничему

предложено научился научился не научился

Таблица 2.

Диагностика отношения к учению и учебным предметам.

Диагностика отношения к учению и к учебным предметам

I. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:

а) любимые:

б) нелюбимые:

II. Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету.

Допиши недостающие:

№ Люблю предмет, потому что Не люблю предмет, потому что

1 данный предмет интересен данный предмет неинтересен

2 нравится, как преподает учитель не нравится, как преподает учитель

3 его нужно знать всем его не нужно знать всем

4 он нужен для будущей работы он не нужен для будущей работы

5 он легко усваивается он трудно усваивается

6 он заставляет думать он не заставляет думать

7 он считается выгодным он считается невыгодным

8 он требует наблюдательности, сообразительности он не требует наблюдательности, сообразительности

9 он требует терпения он не требует терпения

10 он занимательный он не занимательный

11 товарищи интересуются им товарищи не интересуются им

12 интересны отдельные факты интересны только отдельные факты

13 родители считают его важным родители не считают его важным

14 у меня хорошие отношения с учителем у меня плохие отношения с учителем

15 учитель часто хвалит учитель редко хвалит

16 учитель интересно объясняет учитель неинтересно объясняет

17 получаю удовольствие при его изучении не получаю удовольствие при его изучении

18 знания по предмету необходимы для поступления в вуз знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в вуз

19 он способствует развитию общей культуры он не способствует развитию общей культуры

20 он влияет на изменение знаний об окружающем мире он не влияет на изменение знаний об окружающем мире

21 просто интересно просто неинтересно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.