УДК 91(07) ББК 74.262.6
Н.Б. Микишева, Р.Х. Шаймарданов
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»
В статье рассматриваются вопросы отслеживания сформированности познавательных универсальных учебных действий на примере анализа одного из уроков по предмету «Физическая география». Формирование познавательных универсальных учебных действий является одним из метапредметных результатов, прописанных в новых ФГОС общего образования. Авторы приводят пример технологической карты урока по теме «Реки» и результаты промежуточной диагностической работы по итогам изученного раздела «Гидросферы».
Ключевые слова: ФГОС, познавательные универсальные учебные действия, метапредметный результат, физическая география.
N.B. Mikisheva, R..H. Shaymardanov
DIAGNOSTICS OF COGNITIVE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT THE 'PHYSICAL GEOGRAPHY" CLASS
The formation of tracking cognitive universal educational actions on the example of the analysis of one of the lessons on the subject "Physical geography" is discussed. Formation of informative purpose of training actions is one of the metasubject results registered in the new GEF general education. The authors cite the example of the lesson routing on "River" and the results of the interim diagnostic work on the basis of the studied section "Hydrosphere".
Key words: Federal State Educational Standard of the second generation, cognitive universal learning activities, metasubject result, physical geography.
Современное образовательное пространство претерпевает сильные изменения. Основные причины связаны с ускорением ритма жизни общества и увеличением темпа прохождения потока информации. Сегодня ключевые направления в развитии общего образования обращены не на знаниевый компонент, а на сформированность у ученика определенных способов действий, которые бы позволили ему легко адаптироваться в быстро меняющемся мире, быть конкурентоспособным, мобильным в эпоху высоких технологий, то есть обладать важной компетентностью «умением учиться».
Эти вопросы должны решаться путем усвоения обновленных образовательных
стандартов. В стандарте прописываются три основные группы требований, к одной из которых относятся требования к результатам освоения стандарта.
Требования к результатам направлены в первую очередь на умение применять учениками знания на практике. Основой образовательного процесса выступают универсальные учебные действия. В основе их формирования лежит как системно-деятельностный подход, делающий упор на то, что обучение должно проходить в деятельностной форме, так и компетентностный подход, который делает акцент на том, что в результате обучения учащиеся должны эффективно использовать полученные знания и умения в реальной жизни, на практике.
«Учебный предмет "География" позволяет формировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизнью» [3, с. 27]. «География» это предмет, где преобладает познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия, которые отличаются сложностью их выполнения. В зависимости от сложности, одни действия требуют минимальных затрат сил и времени, а другие наоборот, представляют собой целую систему, где формирование каждого действия происходит постепенно и поэтапно.
Сложнее всего научить ученика читать карту, так как само это умение включает в себя совокупность действий: ориентироваться, измерять расстояния, высоты, устанавливать пространственные соотношения объектов, выявлять причинно-следственные связи между процессами, явлениями, объектами и другие действия [1].
Процесс формирования универсальных учебных действий возможен лишь в деятельностной форме, когда ученик сам «открывает» для себя новые знания, выполняя определенные действия, а не усваивает их в готовом виде.
Далее рассмотрим механизм формирования познавательных учебных действий на уроке «Географии» на примере изучения одной из тем раздела «Гидросферы» (табл. 2).
Раздел «Гидросфера» знакомит учащихся с устройством водной оболочки Земли как составной части географической оболочки. К предметным результатам раздела относится формирование представлений об устройстве Мирового океана и вод суши, знакомство со свойствами вод, процессами и явлениями, особенностями размещения пресной и солёной воды, влиянием человека на гидросферу и возможными путями решения проблемы сохранения целостности водной оболочки.
На уроках формируются и закрепляются умения, связанные с такими действиями, как: находить координаты водных объектов по карте, определять их геогра-
фическое положение, анализировать карты, схемы и модели, составлять описание объектов по предложенному плану, проводить расчеты по определению солености вод, перепада высот, которые преодолевает река от истока к устью, сравнивать течение рек в зависимости от характера поверхности, делать выводы и строить предположения, устанавливать связи и закономерности между объектами, их географическим положением, строить и читать графики и диаграммы.
Тема «Реки» - это четвертый урок в линии раздела. На изучение отводится один час академического времени. В процессе изучения темы обучающиеся знакомятся с новыми понятиями: «река», её части, особенности режима и питания.
Среди метапредметных результатов в ходе изучения темы обучающиеся должны освоить следующие действия:
• составлять описание реки;
• устанавливать связи между скоростью течения реки и характером поверхности, направлением течения в зависимости от положения устья и истока;
• проводить расчеты перепада высот, которые преодолевает река;
• сравнивать реки между собой.
Урок по новым стандартам строится
в соответствии с деятельностным подходом, где нет четкого конспекта, а лишь прописан сценарный ход урока. Также меняется и соотношение роли учителя на уроке: современный урок предполагает, что объяснение учителем занимает лишь 20 % от урока, 10 % - закрепление, все остальное время направлено на самостоятельную деятельность обучающихся.
Главная цель урока - организация обучающихся на поиск и обработку информации по теме, обобщение способов деятельности. Данная цель реализуется через систему заданий, которые позволяют учащимся самостоятельно приходить к новому знанию, отрабатывая и закрепляя в процессе выполнения задания определенные универсальные учебные действия.
Новые стандарты вводят новое понятие - учебная образовательная ситуация, которая направлена на вызов мотивации и обеспечение деятельности ученика в
-О X -О
га
0 ^
ф СО
м
* го
-О О.
ф
ГО го
Ш ¡£ ГО о
1 ф
т т о ^
С со
¡5 I
0 » =г
£ О
1 £
0->5 О ^
-8-ЕЕ
о о
ГО >2 ^ ф
«3 *
0
1 I
¡43
направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем [4, с. 103].
В качестве сценарного хода урока учителю удобно использовать технологи-
Успешность достижения поставленной цели учителем на уроке зависит от первоначального задания, которое мотивирует учащихся на создание образовательного продукта. Важно, чтобы задание стимулировало ученика на дальнейшую деятельность, было интересным и приближено к реальной жизненной ситуации, опиралось на субъективный опыт обучающегося.
Требования к открытому заданию:
• оно должно относиться к конкретной теме урока, согласно учебной программе;
• не должно иметь заранее известного решения;
• формулировка должна быть интересной и необычной [4, с. 555].
Выбранный тип урока относится к уроку открытия нового знания и
ческую карту. Сегодня не существует единой разработанной карты, поэтому учитель свободен в выборе её формы. Мы предлагаем включить в неё следующие позиции (табл. 1).
обретения новых умений и навыков.
Цели:
• деятельностная: научить обучающихся составлять описание реки по типовому плану, сравнивать части рек, устанавливать связь между скоростью течения реки и характером поверхности, направлением течения в зависимости от положения устья и истока, анализировать и считывать информацию с картографических источников.
• содержательная: формирование понятие «река», «части реки», «питание и режим реки».
Фундаментальные образовательные объекты: река, части реки, свойства вод реки.
Технология урока: присутствуют элементы технологии образовательной ситуации по А.В. Хуторскому.
Табл. 1. Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Результат
Табл. 2. Технологическая карта урока по теме «Реки»
ш о
X
го ч о. го
го
=3 си
(О
ей ф
3
из I
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые познаватель- Результат
ные УУД
1 2 3 4 5
Мотиваци- Предлагает учебную Осознание возник- Умение вычле- Наличие
онный образовательную ситуацию, шей ситуации нять противоре- интриги
Цель: направленную на создание обра- чия, выдвигать на уроке.
направить зовательной напряженности. предположение Создание
обучающего Три тысячи лет назад Екклесиаста, Приводят свою ситуации
на познава- сын Давида, царя Иерусалима, ска- точку зрения необходимости
тельную дея- зал, что «все реки текут в море, но самостоятель-
тельность море не переполняется, к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему ваши мнения разделились? Обычно мнения ребят расходятся, в связи с отсутствием необходимых сведений для точного, уверенного ответа ного целепола- гания учащихся
1 2 3 4 5
Актуализации знаний, уточнение образовательного объекта Определяет степень владения информацией по изучаемой теме. Через уточняющие вопросы выводит на уточнение образовательного объекта, который они будут изучать в течение урока. Что такое река ? Сформулируйте и запишите свое определение понятию «река» в тетрадь. Найдите в тексте учебника определение, сравните со своим,, насколько вы были точны в определении. Запишите научное определение в тетрадь. Мы с вами выяснили, что «река -постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении». Нарисуйте строение реки по памяти. Далее предлагает сравнить рисунок ребят с изображением реки на карте и данными схемы атласе стр. 30-31 (Атлас, Изд-во «Просвещение», линия УМК «Сферы»). В чем сходство, чего не достает в вашем рисунке ? Знакомит с частями реки. Еще раз прочитайте цитату Екклесиаста, ответ на какой вопрос вам предстоит сегодня найти ? Определите цель урока ? Предлагают свои формулировки определения понятию «река». Сравнивают с научным определением. Воспроизводят по памяти строение реки. Проводят сравнение собственных рисунков с изображением на карте. Заносят название частей реки в тетрадь. Работа с высказыванием, определяют цель и тему урока Давать определение, сравнивать, выделять черты сходства, анализировать, выделять проблему Вспоминают и используют ранее изученный материал как опору для дальнейшего изучения темы
Постановка учебной задачи. Разработка и реализация плана по выходу из создавшегося затруднения Формулирует учебное задание. Класс разделен на 4 группы, каждая группа получает маршрутный лист с заданием. Перед вами лежат маршрутные листы. Ознакомьтесь с содержанием задания. Проговорите в группе, какую работу вам необходимо провести. Если что-то непонятно, поднимите руку и задайте свой вопрос. Содержание задания маршрутного листа на примере заданий для группы № 1: Задание: используя типовой план, составьте описание реки «Амазонки». План описания реки 1. Название реки и ее длина (определите, используя масштаб). 2. На каком материке и в какой его части находится река. 3. Исток реки. 4. Устье реки. 5. В каком направление течет река. 6. К бассейну какого океана относится река. 7. Притоки. 8. Характер течения реки. 9. Питание реки. Вывод: куда несет свои воды река ? Задание для других групп аналогично, но меняется название реки. Учитель предлагает описать следующие реки: Волга, Миссури, Обь. Сопровождает работу обучающихся, консультирует, направляет их деятельность Определяет способы действия. Анализируют содержимое маршрутного листа, определяют вид работы, необходимый инструментарий и источники Выполняют задание, составляют описание реки Анализировать, читать карту, проводить расчеты по определению длины реки, составлять описание Формирование видов познавательных универсальных учебных действий (описывать, сравнивать, анализировать, читать карты)
.0 X -О
га
0 ^
ф
СО й
м
* го
-О о.
ф
ГО го
ш ¡£
го о
1 ф
«о т о ^
С со
¡5 I
0 »
° X
т
£ О
1 £
а.>5 о ^
■е-ЕЕ
О о
ГО >2 ^ ф
«3 *
0 .а
1 I
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5
Представ- Организует обсуждение резуль- Демонстрируют Сопоставлять Опыт публич-
ление ре- татов свои образователь- полученные ного представ-
зультатов ные продукты, результаты раз- ления своих ре-
работы сравнивают их, предлагают новое решение ных групп зультатов, опыт оценивания продуктивности работы группы, учащихся в группе
Работа с Предлагает сравнить получив- Проводят сравне- Сравнивать, Формирование
самопровер- шиеся данные каждой группы. ние представлен- формулировать образного пред-
кой по эта- Дополнить составленную в нача- ных результатов выводы на осно- ставления о
лону с при- ле урока схему. работы групп, ве составленно- реке как части
влечением Подводит к формулировке вы- дополняют схему го описания. гидросферы.
культурно- вода. «Части реки». Умение грамот- Осмысление
торического Вспомните, какой вопрос и какую Формулируют но проанализи- проделанной
аналога. цель мы с вами ставили в начале вывод о том, что ровать выводы, работы
Обобщение урока? реки текут не толь- осознать свои
учебной дея- Какой ответ вы можете дать? ко в море, но и в достижения
тельности озеро, реки. Таким и ошибки,
на уроке образом, высказывание Екклесиаста не совсем верно их причины
В конце изучения раздела «Гидросферы» обучающиеся выполнили промежуточную диагностическую работу, включающую информационный материал по изученному разделу.
Диагностическая работа состояла из 10 заданий, где предлагались задания с выбором ответа, задания с кратким ответом и задания с развернутым ответом. Правильное выполнение заданий с выбором ответа оценивалось в 1 балл, заданий с кратким и развернутым ответом в 1 или 2 балла. Максимальное количество баллов, которое мог набрать обучающийся, равно 14 баллам [2, с. 9-13].
Данная структура диагностической работы обеспечивала возможности выявления индивидуального уровня сформированности познавательных УУД у обучающихся МБОУ лицея № 3 г. Сургута. По результатам диагностики определялись два уровня овладения учащимися спектром проверяемых познавательных УУД - повышенный и базовый, в составе которых выделяется низкий, средний, высокий подуровни, для более глубокого понимания границы развития познавательных УУД.
Обобщенные результаты диагностики по всей выборке участников представлены в табл. 3.
Табл. 3. Результаты диагностики
Уровни овладения познавательными УУД Подуровни (в баллах) Количество учащихся, продемонстрировавших данный уровень подготовки (%)
Повышенный Высокий (от 14 до 15) 0
Средний (от 12 до 13) 1
Низкий (10-11) 15
Базовый Высокий (от 8 до 9) 31
Средний (от 5 до 7) 36
Низкий (менее 4) 17
Средний процент выполнения заданий 61
Успешность выполнения заданий на параллели 6 классов по итогам второй диагностической работы равна 61 %, что выше минимального значения, но не достигает оптимального критерия развития умений. По сравнению с результатами стартовой диагностики показатели улучшились на 2 %. Обучающиеся 6 классов показали базовый уровень овладения познавательными УУД. 16 % обучающихся выполнили задания на повышенном уровне, что ниже на 12 % по сравнению с данными на начало года.
Средний балл составил 7,1 балла, что на 1 балл ниже проведенной в начале года стартовой диагностической работы. Из 4 классов, выполнявших работу, два класса показали рост на 1 балл. Два класса не достигли уровня стартовой диагностической работы и показали снижение на 2 и 2,4 балла соответственно.
Структура овладения учащимися проверяемыми познавательными УУД представлена в табл. 4.
Табл. 4. Оцениваемые учебные действия
№ Оцениваемые познавательные УУД Процент выполнения
1 Умение ориентироваться по карте, переводить текстовую информацию в графическую 52
2 Общее понимание текста, выделение главной идеи текста 87
3 Глубокое и детальное понимание текста, умение сопоставлять верную и неверную информацию в соответствии с текстом 74
4 Сравнивать информацию разных источников, выявлять причинно-следственные связи 93
5 Составлять логическую цепочку, проводить аналогию 59
6 Умение анализировать текст, приводить обоснование 75
7 Проводить расчеты, читать карту, применяя знания и умения из других предметных областей (математики) 26
8 Читать схему, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и применять знания и умения из других предметных областей (биологии) 75
9 Сопоставлять схемы и карты, проводить аналогию 22
10 Выявлять причинно-следственные связи 50
Среднее 61
.0 X .0
га
о ^
ф СО
м
* го
-О О.
ф
ГО го
ш ¡£
го о
X Ф т т о ^
С со
¡5 I
0 »
° X
т
£ О
1 £
О ^ -8-2
о о
ГО >2 ^ ф
? 4
53 * о
X X
¡43
Обучающиеся набирают средний и выше среднего балл по работе с текстом, умеют выделять главную идею текста, выявлять верную и неверную информацию, сравнивать и сопоставлять текстовые материалы из разных источников и формулировать выводы, опираясь на данные источников.
У обучающихся 6 классов слабо сформированы умения, относящиеся к работе с географической картой (чтение,
сопоставление, выявление причинно-следственных связей на основе анализа карт и схем) и умению проводить аналогию по схеме.
Таким образом, проведенное исследование показало, что при дальнейшем планировании уроков учителю необходимо подбирать задания, направленные на формирование умений работать с картографическими источниками, схемами, в соответствии с выявленными проблемами.
Библиографический список
1. Методика обучения географии в средней школе (Теоретические основы методики обучения географии) [Текст] / под ред. А.Е. Бибик и др. - М.: Просвещение, 1968. - 391 с.
2. Микишева, Н.Б. Диагностические материалы для отслеживания сформированности познавательных универсальных учебных действий (предметная область «Физическая география»). Экспериментальный материал для 6-го класса [Текст] / Н.Б. Микишева, Р.Х. Шаймарданов. - Сургут: Дефис. - 20 с.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
4. Хуторской А.В. Современная дидактика [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Высшая школа, 2007. -639 с.
Referencеs
1. Methods of teaching geography in high school (Theoretical foundations of geography teaching methods). Ed. by A.E. Bibik, etc. M.: Prosveshchenie, 1968. P. 391. [in Russian].
2. Mikisheva N.B., Shaymardanov R..Kh. Diagnostic materials to track formation of cognitive universal educational actions (subject area "Physical Geography"). The experimental material for 6-th grade. Surgut: Defis. P. 20. [in Russian].
3. The fundamental core of the content of general education. Ed. V.V. Kozlov A.M. Kondakova. M.: Prosveshchenie, 2011. P. 79. [in Russian].
4. Khutorskoy A.V. Modern Didactics. M .: Vysshaia shkola, 2007. P. 639. [in Russian].
Сведения об авторах: Микишева Наталья Борисовна,
соискатель, кафедра педагогики и специального образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Шаймарданов Рафис хасанович,
доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории исследований в сфере этнического образования, Сургутский государственный педагогический университет,
г. Сургут, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Mikisheva Natalya Borisovna,
Applicant for a Degree,
Department of Pedagogy
and Special Education,
Surgut State Pedagogical University,
Surgut, Russia.
E-mail: [email protected]
Shaimardanov Rafis Hasanovich,
Doctor of Sciences (Education),
Academic Title of Professor,
Chief Researcher, Laboratory of Ethnic
Education Research,
Surgut State Pedagogical University,
Surgut, Russia.
E-mail: [email protected]
CÛ
о
X
го ч
Œ
го
го
3
><
□l
(О
са ф
3
из I